Правовое регулирование прав собственности на землю

Проводим инструктаж по теме: "Правовое регулирование прав собственности на землю". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

Правовое регулирование права частной собственности на землю

(«Правовые вопросы недвижимости», 2006, N 2)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

Колоскова Н. А., старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин (Рязанский филиал Московского института экономики, менеджмента и права).

В соответствии со ст. 129 ГК РФ и ст. 130 Гражданского кодекса РФ к объектам гражданских прав относятся земельные участки. Особенность их заключается в отнесении их к недвижимым вещам, и отсюда особый правовой режим сделок с землей — необходимость государственной регистрации сделок. Кроме этого, ст. 129 ГК РФ содержит особую оговорку о том, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому помимо обычного порядка, установленного для других объектов гражданских прав, и иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле.

Актуальным вопросом на сегодняшний день является вопрос земельной собственности, и прежде всего собственности частной. Введение ее потребовало усилий частноправового регулирования земельного оборота на основе свободного распоряжения земельными участками. В юридической литературе отмечается, что понятие права частной собственности на землю сформулировано не так давно. Ранее действовавшее законодательство не допускало такого права граждан, существовало лишь понятие государственной собственности на землю. Впервые об этом праве граждан и юридических лиц упомянуто в Законе РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 года. В соответствии со ст. 6 названного Закона «земельные участки могут находиться в частной, государственной собственности и собственности общественных объединений (организаций)». Сегодня же понятие частной собственности на землю прочно вошло в российское законодательство, и ведущая роль в этом принадлежит Гражданскому кодексу РФ.

Среди остро стоящих перед обществом проблем на сегодняшний день является проблема обеспечения стабилизации земельных отношений. Эту проблему можно успешно решить, имея совершенное законодательство. Однако состояние российского законодательства о земле оставляет желать лучшего.

Центральным нормативным актом, регулирующим отношения, возникающие в сфере собственности на землю, является Земельный кодекс Российской Федерации.

Глава третья ЗК РФ полностью посвящена праву собственности на землю. Согласно ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица могут иметь в частной собственности земельные участки, приобретенные по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Земля и другие природные объекты являются особыми объектами гражданского оборота, поэтому на эти объекты распространяется гражданское законодательство, правда, в той мере, в какой вопросы их оборота не урегулированы законодательством о земле и других природных ресурсах.

Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что одним из распространенных видов прав на землю наряду с правом временного пользования земельным участком является право постоянного (бессрочного) пользования. В недалеком прошлом эти виды были практически единственными видами прав на землю и существовали наряду с правом государственной собственности на землю. Земельный кодекс РФ лишил граждан и юридических лиц возможности приобретать земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование. Однако, если граждане и юридические лица обладают земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, они могут приобрести их в собственность.

Современное законодательство о земле, насчитывающее многочисленные нормативно-правовые акты, исходит из разрешительного типа регулирования отношений в сфере земельной собственности (в отличие от ранее применявшегося общедозволительного типа правового регулирования). Переход от общедозволительного типа правового регулирования земельных отношений к разрешительному типу виден в ст. 129 и ст. 209 ГК РФ, особенно это заметно в отношении правомочия распоряжения. Так, согласно ч. 3 ст. 209 ГК РФ: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц».

Несмотря на появление положительных течений в нашем законодательстве, есть и некоторые отрицательные моменты. Так, М. С. Пашова отметила основные направления «бурного» развития земельного законодательства в России и резюмировала, что за последние пять лет в нем проявилась негативная тенденция, так как принимается и рассматривается «лавина» законов и законопроектов, что делает невозможным разобраться в них даже специалистам. По мнению Пашовой М. С., неупорядоченность и нестабильность земельных отношений ослабляет и разрушает суверенитет России как государства.

Большое значение в сфере правового регулирования земельных отношений имеют договоры, и прежде всего это договоры купли-продажи земельных участков как правовые формы, опосредующие рыночный оборот земель.

Как и в отношении других объектов гражданских прав, в отношении земли собственнику принадлежит три правомочия: правомочие владения, правомочие пользования и правомочие распоряжения.

В отношении правомочия распоряжения необходимо отметить, что применительно к гражданам и юридическим лицам оно несколько ограничено. Ограничения прежде всего касаются земель, ограниченных в обороте, или земель, изъятых из оборота. Вместе с тем не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков для строительства, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (п. 4 ст. 28 ЗК РФ).

Кроме этих ограничений существуют ограничения по целевому использованию отдельных категорий земель. В соответствии со ст. 260 ГК РФ использование по целевому назначению устанавливается для земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых природных территорий.

Ограничения правомочия распоряжения земельным участком могут быть предусмотрены и другими нормативными правовыми актами. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Имеющими отношение к сфере земельного права согласно приведенной выше статье являются положения Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно положения ст. ст. 129, 131, 209 ГК РФ. Особенно актуальным в последнее время становится институт приобретательской давности как основания возникновения права собственности на землю. Особенность его применения обусловлена спецификой земельного участка как объекта правоотношений.

На сегодняшний день основными проблемами в сфере регулирования земельных отношений являются осуществление земельной реформы, определение ее направлений и механизмов, правовая проблема земельного контроля, ответственность за нарушение земельного законодательства, а также проблемы, связанные с использованием земельных долей. На этом сложном пути придется многое сделать и ученым, и юристам-практикам, которые проделывают действительно сложную работу, в том числе и по разработке действенного законодательства. Без сотрудничества в этой сфере обойтись нельзя. Большую роль играют в этом плане научные и научно-практические конференции, посвященные различным земельным вопросам. Так, основные проблемы земельной реформы, практика применения земельного законодательства были освещены на научно-практической конференции «Земельное законодательство и практика его применения на современном этапе», организованной Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и Государственным университетом по землеустройству осенью 2004 года. Что касается земельной реформы, то на всем ее протяжении предпринимались попытки внесения изменений в действующее законодательство и обеспечения правоприменения во имя поддержания правопорядка.

Читайте так же:  Последствия применения судом срока исковой давности

Реформирование земельного права необходимо в той связи, что земельные споры являются наиболее распространенной категорией споров. Появляются их новые разновидности. В связи с развернувшимся строительством жилых и нежилых помещений, активизацией деятельности многочисленных строительных компаний резко возросло количество споров по поводу прав на земельные участки под отчуждаемыми строениями, зданиями, сооружениями. Председателем судебного состава Арбитражного суда г. Москвы Зверевой Е. А. высказывалось мнение о том, что договоры по передаче зданий, сооружений, строений должны признаваться незаключенными, если в них не предусматриваются границы земельных участков, права на которые переходят к приобретателю недвижимого имущества.

Таким образом, земельное законодательство России о собственности на землю пробельно и противоречиво, во многом не может отвечать вопросам современной практической деятельности, в связи с чем в данной области предстоит сделать еще очень многое.

Источник: http://center-bereg.ru/i1658.html

Регулирование прав на землю

В Российской Федерации правовое регулирование вещных и иных прав на земельные участки, содержания этих прав, особенностей их приобретения, реализации и прекращения основывается на соответствующих положениях Конституции РФ, принятой на конституционном референдуме 12.12.1993 г.

В частности, важными конституционными гарантиями прав на землю, относящимися к основам конституционного строя, являются нормы Конституции РФ, согласно которым признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9). Конституционными гарантиями, относящимися к правам и свободам человека и гражданина, стали, например, следующие положения: каждый вправе свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); право частной собственности охраняется законом (ч. 1 ст. 35); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ч. 1, 2 ст. 36). При этом нормы Конституции РФ имеют прямое действие и применяются непосредственно.

Конституционные положения получают развитие и конкретизацию в актах гражданского, земельного, лесного, водного и других отраслей законодательства России. Поэтому важнейшими источниками нормативного регулирования прав на земельные участки являются Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, другие федеральные законы и подзаконные правовые акты. Государственная регистрация прав на земельные участки осуществляется в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Однако подчеркнем, что основной массив правовых норм, регламентирующих права на землю, содержится в гражданском и земельном законодательстве России Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С. А. Боголюбова и С. Л. Мининой. М., 2002..

В ГК РФ указанные нормы сгруппированы в главах раздела II «Право собственности и другие вещные права», в частности, в статьях главы 17 «Право собственности и другие вещные права на землю». Важное значение имеют также положения части второй ГК РФ, регулирующие права и обязанности сторон, а также переход прав на имущество, в том числе земельные участки, при исполнении отдельных видов обязательств. Часть третья ГК РФ регламентирует отношения, связанные с переходом прав на имущество в наследственных правоотношениях.

При этом уместно напомнить, что в соответствии со ст. 3 Кодекса земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Для правового регулирования отношений по использованию и охране земель применяется главным образом императивный метод, что позволяет характеризовать соответствующие отношения как отношения «власти-подчинения». Из этого следует вывод о преимущественно административно-правовом характере указанных отношений.

Административно-правовые нормы, регулирующие данные отношения, представители науки земельного права рассматривают в качестве земельно-правовых норм, однако сущностная принадлежность последних административному праву представляется очевидной.

Нормативные указы Президента России и постановления Правительства РФ, регулирующие земельные отношения, которые не утратили силу до введения в действие Кодекса, применяются в части, не противоречащей Кодексу.

Таким образом, регулирование прав на землю регламентируются многими законами и подзаконными актами, которые часто противоречат друг другу, но часто и дополняют друг друга.

Источник: http://studbooks.net/1032079/pravo/regulirovanie_prav_zemlyu

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Права и обязанности собственников земельных участков

Право собственности — основное понятие гражданского права. Главная обязанность собственника земельного участка — осуществлять свои права, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов других лиц.

Статья 40 Земельного кодекса РФ гласит, что собственник земельного участка имеет право:

использовать для собственных нужд расположенные на земельном участке пресные подземные воды, в том числе закрытые водоемы и общераспространенные полезные ископаемые;

возводить жилые и иные здания в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований всех градостроительных регламентов и иных правил;

проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными;

санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Кроме того, в этой же статье говорится, что собственники земельных участков имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться расположенными на участке многолетними насаждениями (за исключением случаев, установленных Лесным кодексом Российской Федерации), посевами, посадками и получать доходы от их реализации. Эта часть закона не распространяется на участки, переданные собственником в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение.

Читайте так же:  Сроки генеральной доверенности на недвижимость

В соответствии со статьями 57, 58 Земельного кодекса РФ землевладельцы имеют право на возмещение убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных нужд. При этом возмещаются не только реальные убытки в полном размере, но и так называемая упущенная выгода.

Право собственности дает возможность владельцам свободно распорядиться своим имуществом: продать, завещать, подарить, сдать в аренду, обменять, передать на условиях ренты или пожизненного содержания с иждивением; передать в качестве взноса в уставный капитал сельскохозяйственной организации; совершать и иные сделки, не запрещенные действующим законодательством.

Ряд собственников земельных участков неправильно полагают, что если они окружат их высоким глухим забором, то ни перед кем отвечать не будут.

Как только субъект становится собственником, на него законодательство возлагает ряд обязанностей.

Собственники земельных участков, а также лица, использующие эти участки, в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках;

осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок

пользования лесами, водными и другими природными объектами;

не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;

соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов;

своевременно приступать к использованию земельных участков, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами.

И последнее — собственник обязан вовремя осуществлять все платежи, связанные с обладанием земельным участком: налоги, сборы, иные платежи за землю.

В статье 43 ЗК РФ говорится, что отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей.

Несоблюдение норм действующего законодательства, их грубое нарушение влекут для собственников земельных участков различного рода санкции, вплоть до изъятия земельных участков (ст. 285 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Источник: http://studbooks.net/974912/pravo/pravovoe_regulirovanie_prava_sobstvennosti_zemelnye_uchastki

Правовое регулирование земельных отношений

Статья посвящена правовому регулированию земельных отношений, подробно рассматриваются методы и принципы этого вида правоотношений

Понятие «земельные отношения»

Под «земельными отношениями» понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи и иных сделок), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами.

Земля рассматривается в качестве объекта земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только ввиду того, что она – объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие экономической выгоды от ее использования человеком. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

В ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) «Отношения, регулируемые земельным законодательством» приводится легальное определение «земельных отношений», под которыми понимают отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. К такого рода отношениям относятся отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия народов РФ. При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Правовое регулирование земельных отношений

Правовое регулирование земельных отношений заключается в установлении норм и правил в сфере землепользования, общеобязательных для применения и исполнения всеми субъектами данного вида отношений. Оно осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ) определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления. Основным источником земельного права является ЗК РФ.

Как и любой другой вид общественных отношений, земельные правоотношения состоят из следующих обязательных элементов.

Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:

а) собственников земельных участков;

б) землепользователей – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

в) землевладельцев – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

г) арендаторов земельных участков – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

д) обладателей сервитута – лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В соответствии со ст. 124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления.

  • Нормативное регулирование правоотношений.Государство осуществляет регулирование земельных правоотношений посредством принятия норм и правил, обязательных для исполнения всеми субъектами. Обязательность исполнения норм права обеспечивается системой мер стимулирующего или принудительного характера. Содержание земельных правоотношений – корреспондирующие (взаимосвязанные) права и обязан­ности их участников, совершающих свои действия в точном соответ­ствии с нормами права. В настоящее время с введени­ем института частной собственности на землю и платного землеполь­зования земельные отношения приобрели новое содержа­ние, так как они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.
Читайте так же:  Ходатайство о запросе суда в гибдд

Виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения можно классифицировать:

по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли): регулятивные и охранительные.

регулятивные земельные отношения – отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

охранительные земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

по степени определенности сторон правоотношения: абсолютные и относительные.

абсолютные правоотношения – это те, в которых определена только одна сторона – носитель субъективного права. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером данного правоотношения будет являться реализация субъектом права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия.

относительные правоотношения – правоотношения, в которых оба субъекта строго определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Примером относительного правоотношения будут правоотношения, которые связаны с нормами гражданского права и, соответственно, переплетаются с положениями земельного права. Так, согласно договору купли-продажи между продавцом и покупателем земельного участка возникают конкретные, относительные правоотношения

по характеру регулирования отношений: материальные и процессуальные.

Видео (кликните для воспроизведения).

материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель. Другими словами, это правоотношения, которые складываются в связи с использованием прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. В данном случае примером может являться право на залог земельного участка; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю.

процессуальные земельные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Примером данных правоотношений может являться порядок оформления сделок с землей, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

по целевому назначения земель: по использованию земель сельскохозяйственного назначения; по использованию земель поселений; по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения; по использованию земель особо охраняемых территорий; по использованию земель лесного фонда; по использованию земель водного фонда; по использованию земель запаса.

Также земельные отношения классифицируются в зависимости от своего содержания. По данному основанию выделяют:

— Земельные правоотношения в сфере собственности на землю. Возможность наличия частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, а именно отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима земельных участков.

Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности. Эта группа правоотношений делится на правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

3емельные правоотношения в сфере управления использованием земель и их охраны. Независимо от того, находится ли земля в частной, государственной или муниципальной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель, входящих в состав земельного фонда России, исходя из общегосударственных интересов.

Правовое регулирование земельных правоотношений включается в себя систему регулятивных и охранительно-предупредительных норм.

Методы и принципы правового регулирования земельных отношений

Под методом правового регулирования понимается совокупность способов, приемов, с помощью которых право, т.е. правовые нормы, воздействует на поведение участников общественных отношений, в данном случае – земельных.

Метод земельного права имеет комплексный характер, в нем сочетаются императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

Императивный метод предусматривает установление обязательных правил, ограничений и запретов, которые обязаны исполнять субъекты правоотношений. Так как земельные ресурсы имеют уникальное общественное и экономическое значение, регулирование правоотношений в сфере землепользования, как правило, основано на системе ограничений и запретов. Для реализации данного метода государство реализует свои властные полномочия не только посредством принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер (согласование места размещения объектов капитального строительства на участке земли; определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д.).

При регулировании государство устанавливает границы возможного и должного поведения участников правоотношения с целью соблюдения интересов государства и общества.

Императивный метод регулирования включает в себя систему мер ответственности за несоблюдение установленных правил. Привлечение к ответственности за нарушение нормативных актов является исключительным полномочием государственных органов.

Диспозитивный метод регулирования характеризуется юридическим равенством участников правоотношения, свободой выбора возможного поведения субъектов отношений. Вмешательство государства при диспозитивном методе регулирования заключается в установлении общих правил поведения субъектов, которые могут самостоятельно использоваться при реализации целей правоотношения.

Диспозитивный метод регулирования включается в себя три способа регулирования:

— рекомендательный – сторонам предоставляется право альтернативного поведения и выбора средств достижения цели;

— санкционирующий – не вмешивается в свободную волю равных сторон правоотношения, однако требует государственное вмешательство для придания воле сторон юридической силы;

— делегирующий – дает сторонам полную свободу выбора в пределах конкретного перечня полномочий.

Принципы земельных правоотношений:

  • принцип приоритета интересов народов, населяющих данную территорию, а также защита прав человека;
  • принцип приоритета экологического благополучия при использовании земли;
  • принцип целевого использования участков земли;
  • принцип устойчивости прав на землю, который является конституционным правом;
  • принцип равенства всех форм собственности на землю;
  • принцип платности, как средство эффективного и рационального использования земли;
  • принцип рационального использования земель;
  • иные принципы

Источник: http://advokat-malov.ru/pravo-na-zemlyu/novyj-resurs5.html

Правовое регулирование отношений по поводу земельных участков

Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, а также порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений в соответствии с Правилами кадастрового деления территории Российской Федерации и Правилами присвоения кадастровых номеров земельным участкам.

Читайте так же:  Сроки исковой давности бывают

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

2.1 Права и обязанности собственников земельных участков

Право собственности – основное понятие гражданского права. Главная обязанность собственника земельного участка – осуществлять свои права, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов других лиц.

Статья 40 Земельного кодекса РФ гласит, что собственник земельного участка имеет право:

· использовать для собственных нужд расположенные на земельном участке пресные подземные воды, в том числе закрытые водоемы и общераспространенные полезные ископаемые;

· возводить жилые и иные здания в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований всех градостроительных регламентов и иных правил;

· проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными;

· санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

· осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Кроме того, в этой же статье говорится, что собственники земельных участков имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться расположенными на участке многолетними насаждениями (за исключением случаев, установленных Лесным кодексом Российской Федерации), посевами, посадками и получать доходы от их реализации. Эта часть закона не распространяется на участки, переданные собственником в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение.

В соответствии со статьями 57, 58 Земельного кодекса РФ землевладельцы имеют право на возмещение убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных нужд. При этом возмещаются не только реальные убытки в полном размере, но и так называемая упущенная выгода.

Право собственности дает возможность владельцам свободно распорядиться своим имуществом: продать, завещать, подарить, сдать в аренду, обменять, передать на условиях ренты или пожизненного содержания с иждивением; передать в качестве взноса в уставный капитал сельскохозяйственной организации; совершать и иные сделки, не запрещенные действующим законодательством.

Ряд собственников земельных участков неправильно полагают, что если они окружат их высоким глухим забором, то ни перед кем отвечать не будут.

Как только субъект становится собственником, на него законодательство возлагает ряд обязанностей.

Собственники земельных участков, а также лица, использующие эти участки, в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ обязаны:

· использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

· сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках;

· осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок

пользования лесами, водными и другими природными объектами;

· не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;

· соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов;

· своевременно приступать к использованию земельных участков, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами.

И последнее – собственник обязан вовремя осуществлять все платежи, связанные с обладанием земельным участком: налоги, сборы, иные платежи за землю.

В статье 43 ЗК РФ говорится, что отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей.

Несоблюдение норм действующего законодательства, их грубое нарушение влекут для собственников земельных участков различного рода санкции, вплоть до изъятия земельных участков (ст. 285 Гражданского кодекса Российской Федерации).

2.2 Ограничения прав на земельные участки

Признание частной собственности на землю в Российской Федерации и включение земельных участков в гражданский оборот привело к тому, что на первоначальном этапе становления рыночной экономики в нашей стране земля нередко стала рассматриваться как обычный товар. Создавалась иллюзия, что земельные участки могут переходить от одних лиц к другим, как любой другой товар. Между тем земля является очень специфическим видом материальных ресурсов, к использованию и охране которого предъявляются особые и зачастую весьма высокие требования.

Значение земли в деятельности любого общества сложно переоценить. В качестве основного компонента окружающей природной среды земля выполняет важнейшую экологическую функцию. Поверхность земли выступает местом размещения различных объектов, а ее почвенный слой используется в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве. По существу земля представляет собой основной и естественный фактор в любой сфере бизнеса, прямо или косвенно участвующий в производстве всех других товаров и благ. Социальная роль земли состоит в том, что она служит местом обитания и условием жизни людей. Наконец, земля как территория государства или ее административно-территориальных единиц обуславливает политическую функцию.

Таким образом, земля имеет многофункциональное значение, а потому владение, пользование и распоряжение земельными участками не должно входить в противоречие с публичными интересами, а также нарушать права и законные интересы отдельных лиц, что прямо закреплено в Конституции РФ (ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 36).

Предоставление прав на землю собственникам земельных участков, землевладельцам и землепользователям всегда сопровождается возложением на них определенных обязанностей. Выполнение этих обязанностей ограничивает возможности реализации любого права на земельные участки.

Русский цивилист В.И. Синайский отмечал, что понятие и содержание права собственности определяется установлением тех или иных границ, в пределах которых гражданский правопорядок признает право собственности, а сами эти границы, суживающие понятие права собственности, и есть его ограничения.

В отношении земельных участков указанные ограничения состоят в обязанностях собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей совершать или не совершать определенные действия либо терпеть чужие действия постольку, поскольку это диктуется публичными интересами, а также необходимостью обеспечения прав и законных интересов отдельных лиц.

Как справедливо отмечено в одном из определений Конституционного Суда РФ, земля является «особого рода товаром, недвижимостью». Данная специфика объясняет причину, по которой законодательством устанавливаются многочисленные ограничения прав на землю.

Ограничения прав на землю, которые предусматриваются действующим законодательством, весьма разнообразны. Очень специфичны формы их установления. При этом трактовка ограничений прав на землю в разных отраслях законодательства неоднозначна.

Федеральные законы устанавливают ограничения прав на землю в целях:

· сохранения природных объектов или памятников истории и культуры;

· создания необходимых условий для осуществления хозяйственной и иной деятельности;

· эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов и коммуникаций;

Читайте так же:  Курсовая мировое соглашение в арбитражном процессе

· охраны жизни и здоровья людей и т.д.

Многообразие целей приводит к тому, что ограничения прав на землю определяются в федеральных законах, относящихся к самым разным отраслям законодательства.

В одних федеральных законах устанавливается правовой режим земель, который налагает на правообладателя обязанность соблюдать определенные требования. В других федеральных законах содержатся перечни обязанностей лиц, использующих земельные участки. Имеются федеральные законы, которые ограничивают оборот земельных участков или допускают обременение вещных прав на землю определенными обязательствами. Существуют также федеральные законы, которые требуют от обладателей прав на землю выполнять различного рода технические требования, например, СНиПы или СанПиНы.

В гражданском законодательстве ограничениями (обременениями) прав на земельные участки предлагается считать сервитут, ипотеку, доверительное управление, аренду, арест имущества и другие условия и запреты, стесняющие соответствующего правообладателя. Иными словами, ограничения прав на землю трактуются как условия и запреты, влияющие на гражданский оборот земельных участков.

Земельное законодательство ограничениями прав на землю называет различного рода запреты и условия, выполнение которых связано с использованием земель и объектов, расположенных на них, а также с осуществлением строительства и иной деятельности. В данном случае ограничения прав на землю трактуются как условия и запреты, влияющие на использование и охрану земель.

Источник: http://mirznanii.com/a/35296-3/pravovoe-regulirovanie-otnosheniy-po-povodu-zemelnykh-uchastkov-3

Соотношение земельного и гражданского законодательства в сфере регулирования отношений частной собственности на землю

Признание земли недвижимым имуществом и вовлечение ее в гражданский оборот привело к необходимости уточнения сфер применения земельного права и гражданского права. Речь идет о земельных отношениях, построенных на началах равенства, т.е. прежде всего о вопросах регулирования права собственности на землю.

Эта проблема решается с учетом специфики земельных отношений. Особенности земли как объекта правового регулирования определяют содержание различий методов и принципов правового регулирования, применяемых в гражданском и земельном праве.

Так, в гражданском праве доминирующее значение имеет свобода волеизъявления субъектов гражданских правоотношений. Гражданское законодательство закрепляет принципы недопустимости вмешательства в частные дела, неограниченности находящегося в собственности имущества, сврбоды распоряжения собственностью. Часть первая ст. 1 ГК предусматривает, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Иные принципы лежат в основе регулирования земельных отношений. Так, ст. 9 Конституции РФ закрепляет принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования земельных отношений. Статья 36 Конституции РФ, рассматриваемая в контексте со ст. 9, предусматривает элементы публичного характера регулирования отношений по поводу земли, устанавливая пределы осуществления права собственности на землю.

Земельное законодательство исходит из наличия у субъекта права собственности на землю не только права, но и обязанности использовать землю в соответствии с ее целевым назначением (ст. 53 ЗК). Ограниченность земли в пространстве определяет применение таких принципов, как нормирование площадей земельных участков, которые могут находиться в собственности, а также в пользовании. Интересы охраны окружающей среды и социальные интересы общества вызывают потребность в государственном контроле за использованием и охраной земель, в сфере земельного рынка, за совершением сделок с землей.

Таким образом, в основе гражданского и земельного права лежат различные принципы. Гражданское право основано на последовательной реализации принципа обеспечения свободы имущественных прав субъектов, а земельное право — на принципе обеспечения рационального использования и охраны земель как основы жизни и деятельности людей.

Включение части земельного права в состав гражданского права нередко аргументируется тем, что земля признана недвижимым имуществом и вовлечена в гражданский оборот. Однако гражданское законодательство всегда регулировало часть земельных отношений в той мере, в какой они не были урегулированы земельным законодательством. Земля всегда была объектом экономического оборота. Она была исключена из гражданского оборота, но ее экономический оборот регулировался административно-правовыми актами государственных органов путем перевода земель из одной категории в другую.

Что касается признания земли недвижимостью, то следует иметь в виду, что первичным и основным элементом недвижимости является земля. Еще в римском праве недвижимыми считались те вещи, которые не допускают перемены места без вреда для их субстанции. К ним относились земля (solum) и всякая ограниченная ее часть (fundus, ргае- dium). Все вещи, органически связанные с землей, а также здания, прочно (с фундаментом) построенные на земле, по римскому воззрению не являлись самостоятельными вещами, но считались составными частями земли [1] . Аналогичные представления о недвижимости существуют, например, в английском и американском праве. Все остальные виды имущества становятся недвижимостью только в силу прочной связи с землей. Это обстоятельство определяет приоритетность регулирования земельных отношений нормами земельного, а не гражданского права.

Следует также отметить, что признание земли недвижимостью могло бы чисто гипотетически послужить основой для вывода о том, что некоторая сфера гражданского права должна быть поглощена земельным правом, поскольку основой всех имущественных отношений является земля.

Необходимо заметить, что согласно ч. 3 ст. 36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно п. «к» ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В то же время гражданское законодательство (п. «о» ст. 71 Конституции РФ) — предмет исключительного ведения Российской Федерации.

Принимая вог внимание то обстоятельство, что земельные отношения являются по своему характеру имущественными отношениями, соотношение земельного и гражданского права в сфере регулирования права собственности’ и иных вещных прав на землю заключается в следующем. Прерогативой гражданского права является регулирование принципиально общих вопросов права собственности на землю и иных прав на землю. В земельном праве отражается специфика регулирования этих вопросов, обусловленная публичными, а не частными интересами. Более того, эта специфика отражена даже в такой чисто гражданско-правовой сфере, как регулирование сделок с землей.

Кардинальные изменения политического, экономического и социального характера нашей жизни, которые, естественно, нашли свое отражение и в праве, привели к резкому усилению роли земельного права. Земельное право стало играть в современных условиях особую роль. Значение этой отрасли права несоизмеримо возросло по сравнению с периодом господства административных медодов регулирования экономики.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studref.com/605862/pravo/sootnoshenie_zemelnogo_grazhdanskogo_zakonodatelstva_sfere_regulirovaniya_otnosheniy_chastnoy_sobstvenn

Правовое регулирование прав собственности на землю
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here