Содержание
- 1 Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в вопросах-ответах налоговой службы
- 2 Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
- 3 Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
- 4 Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации и мер для ее практической реализации на 2013 – 2018 годы
- 5 Утверждена Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов
- 6 Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов утверждена
- 7 Налоговые споры будут решать без суда
- 8 Принципы, задачи и основные направления развития досудебного разрешения налоговых споров в Российской Федерации
- 9 Досудебное урегулирование налоговых споров будет развиваться по новой Концепции
- 10 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ В РОССИИ
Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в вопросах-ответах налоговой службы
30 июля 2013 года в 11:00 Агентство Правовой Информации «Гарант-Энтерпрайз» проведет интернет-интервью с начальником отдела по досудебному урегулированию налоговых споров УФНС России по Омской области Еленой Манаковой.
Тема интернет-интервью: «Концепция развития досудебного урегулирования споров».
В начале 2013 года ФНС России утвердила «Концепцию развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации». Согласно концепции основными направлениями развития досудебного урегулирования споров на 2013 – 2018 годы являются:
дальнейшее совершенствование порядка досудебного урегулирования налоговых споров и повышение прозрачности процедуры рассмотрения жалоб;
развитие примирительных процедур;
максимальная оперативность и комфортность разрешения налоговых споров во внесудебном порядке;
создание информационно-аналитических баз решений, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб, анализ судебной практики по налоговым спорам, перешедшим в судебную стадию разрешения;
мотивация налогоплательщиков к внесудебному разрешению налоговых споров;
широкое использование современных информационных технологий.
В ходе интернет-интервью Елена Манакова (на фото) подробно расскажет о целях и основных механизмах развития принятой концепции, ее плюсах и минусах, разъяснит порядок оформления жалоб в соответствии с законодательством. Кроме того, детально рассмотрит вопросы представления интересов организаций и физических лиц в налоговых органах.Для налогоплательщика досудебное рассмотрение спора в налоговом органе имеет ряд преимуществ, главные из которых – это экономия времени и средств на судебные издержки.
Как отметили в налоговой службе, принимаемые меры по совершенствованию работы досудебного аудита позволяют урегулировать до суда максимальное количество налоговых конфликтов. При рассмотрении споров учитываются все доводы, возражения и выстраивается конструктивный диалог с налогоплательщиком.
Задать свой вопрос Елене Манаковой можно по адресу: [email protected] до 26 июля 2013 года.
Стенограмма интернет-интервью будет размещена на информационно-правовом портале www.garant.ru, а также на официальном сайте УФНС России по Омской области www.r55.nalog.ru
Организатор и информационный партнер мероприятия — Агентство Правовой Информации «Гарант-Энтерпрайз», официальный представитель компании «Гарант» в Омской области.
Дополнительная информация по телефону 408-555.
Агентство Правовой Информации «Гарант-Энтерпрайз»
Источник: http://www.omskinform.ru/news/57753
Институт законодательства и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации
Институт
- Об институте:
- Основные направления
- Структура
- История института
- Библиографические жемчужины Института
- 90-летний юбилей Института
- Музей истории Института
- Правовые основы:
- Устав
- Лицензия
- Геральдика
- Локальные акты Института
- План финансово-хозяйственной деятельности
- Правовые заключения для Правительства Российской Федерации. Участие в законотворческой деятельности
- Координация научно-методического обеспечения противодействия коррупции
- Секретариат делегации Российской Федерации в Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия)
- Награды и заслуги
- События
- Анонсы
- СМИ о нас
- Контакты:
- Телефонный справочник
- Схема проезда
- Реквизиты
- Образцы баннеров
- Обратная связь
Издания
- Журнал Российского права:
- Подписка
- Редакционный совет
- Сведения для авторов
- Содержание
- О Журнале
- Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения:
- Подписка
- Редакционный совет
- Сведения для авторов
- Содержание
- О Журнале
- Книги
- Правила цитирования
Наука
- Научная деятельность
- Основные направления
- Школа молодых ученых
- Совет молодых ученых
- Аналитика
- Замещение должностей научных работников
- Диссертационные советы::
- Информация о работе
- Диссертации
- Диссертационный совет Д503.001.01
- Диссертационный совет Д503.001.02
- Диссертационный совет Д503.001.03
- Диссертационный совет Д503.001.04
- У нас учились и защищались:
- Список диссертаций с 1939 года по настоящее время
- У нас учились и защищались
- Гранты
Образование
- Сведения об образовательной организации:
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образовательные стандарты
- Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- Перечень образовательных программ
- Магистратура:
- Перечень направлений подготовки
- Расписание
- Государственная итоговая аттестация
- Приемная кампания 2019
- Приемная кампания 2020
- Аспирантура:
- Перечень направлений подготовки
- Приемная кампания 2019
- Приемная кампания 2020
- Экзамены кандидатского минимума
- Формы документов
- Расписание
- Государственная итоговая аттестация
- Докторантура
- Прикрепление для подготовки кандидатской диссертации без обучения в аспирантуре. Прикрепление для сдачи экзаменов кандидатского минимума
- Замещение должностей педагогических работников
- Повышение квалификации:
- Направление программ
- Расписание курсов
- Юридический английский язык – Legal English Course
- Подготовительные курсы для поступающих в магистратуру и аспирантуру
- Летние школы:
- Летняя школа 2019
- Архив
- Электронная-информационная образовательная среда:
- Информационные ресурсы
- Замещение должностей педагогических работников
Конференции
Правовые заключения
- Основные формы сотрудничества::
- Информация для заказчиков
- Фандрейзинговая деятельность
- Консультационные услуги
- Заказать исследование
- Аннотация услуг:
- От научных исследований до практической реализации
- Правовая экспертиза
- Предложения по совершенствованию законодательства
- Наши партнеры:
- Партнерство с адвокатскими образованиями
- Партнерство с коммерческими и некоммерческими организациями
Институт законодательства
и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации
Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации и мер для ее практической реализации на 2013 – 2018 годы
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (сотрудники отдела бюджетного и налогового законодательства под руководством д.ю.н., профессора И.И. Кучерова) по поручению Федеральной налоговой службы России приступили к разработке «Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации и мер для ее практической реализации на 2013 – 2018 годы».
Цель исследования – анализ текущего состояния, нормативных актов и судебной практики, зарубежного опыта в данной сфере, выявление проблемных направлений и выработка предложений по совершенствованию процедуры досудебного разрешения налоговых споров в Российской Федерации.
Научно-исследовательская работа продолжает выполненное Институтом в 2011 г. для ФНС России исследование по теме: «Анализ национального правового регулирования и изучение зарубежного опыта по административному рассмотрению налоговых споров и выработке предложений по совершенствованию порядка досудебного рассмотрения налоговых споров».
Утверждена Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов
ФНС России утвердила Концепцию развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации.
Концепция представляет собой систему основных направлений развития и совершенствования досудебного урегулирования налоговых споров, определяет цели, принципы, задачи и основные механизмы развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов на 2013 – 2018 годы.
Концепция разработана в соответствии с нормативными правовыми актами РФ в области налогов и сборов, а также с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, Основными направлениями налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, Концепцией федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы» и другими документами стратегического планирования.
Разработка настоящей Концепции осуществлена с учетом отечественного и зарубежного опыта и обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров в области досудебного разрешения налоговых споров во взаимосвязи с основными направлениями налоговой политики Российской Федерации.
Основными направлениями развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации, согласно Концепции, являются:
- дальнейшее совершенствование порядка досудебного урегулирования налоговых споров и повышение прозрачности процедуры рассмотрения жалоб;
- развитие примирительных процедур;
- максимальная оперативность и комфортность разрешения налоговых споров во внесудебном порядке;
- совершенствование информирования налогоплательщиков о процедуре досудебного урегулирования налоговых споров, ее преимуществах;
- создание информационно-аналитических баз решений, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб, анализ судебной практики по налоговым спорам, перешедшим в судебную стадию разрешения;
- мотивация налогоплательщиков к внесудебному разрешению налоговых споров;
- широкое использование современных информационных технологий.
Источник: http://www.audit-it.ru/nalognews/reg120/548495.html
Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов утверждена
ФНС России утвердила Концепцию развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации, сообщается на официальном сайте ведомства.
Концепция представляет собой систему основных направлений развития и совершенствования досудебного урегулирования налоговых споров, определяет цели, принципы, задачи и основные механизмы развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов на 2013 – 2018 годы.
Концепция разработана в соответствии с нормативными правовыми актами РФ в области налогов и сборов, а также с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, Основными направлениями налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, Концепцией федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы» и другими документами стратегического планирования.
Разработка настоящей Концепции осуществлена с учетом отечественного и зарубежного опыта и обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров в области досудебного разрешения налоговых споров во взаимосвязи с основными направлениями налоговой политики Российской Федерации.
Основными направлениями развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации, согласно Концепции, являются:
- дальнейшее совершенствование порядка досудебного урегулирования налоговых споров и повышение прозрачности процедуры рассмотрения жалоб;
- развитие примирительных процедур;
- максимальная оперативность и комфортность разрешения налоговых споров во внесудебном порядке;
- совершенствование информирования налогоплательщиков о процедуре досудебного урегулирования налоговых споров, ее преимуществах;
- создание информационно-аналитических баз решений, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб, анализ судебной практики по налоговым спорам, перешедшим в судебную стадию разрешения;
- мотивация налогоплательщиков к внесудебному разрешению налоговых споров;
- широкое использование современных информационных технологий.
Источник: http://www.audit-it.ru/nalognews/reg126/547678.html
Налоговые споры будут решать без суда
Законопроект о досудебном обжаловании налоговых споров прошел еще один этап. Депутаты Государственной Думы РФ приняли документ в первом чтении. Проект сделает процедуру досудебного урегулирования обязательной. Кроме того, увеличится срок, отведенный налогоплательщикам для подготовки апелляционных жалоб.
Как отметили в пресс-службе Федеральной налоговой службы, законопроект подготовлен на основании предложений ведомства. Он предусматривает три ключевых изменения. В ФНС сообщили:
Основными концептуальными изменениями, которые предлагается ввести данным законопроектом, являются:
Как мы писали ранее, за последние 4 года Федеральной налоговой службе удалось сократить количество судебных споров почти вдвое. Законопроект, разработанный службой, расширяет сферу применения обязательной процедуры досудебного обжалования. ФНС предлагает распространить ее на все споры, ввести ускоренную процедуру рассмотрения споров по действиям и бездействию должностных лиц налоговых органов.
Мы также сообщали, что споры с налоговыми органами придётся решать в досудебном порядке. Ведомство постарается стимулировать граждан и организации к тому, чтобы не доводить разбирательства до суда. Федеральная налоговая служба утвердила Концепцию развития досудебного урегулирования налоговых споров. Об этом сообщает официальный сайт Службы. В основу документа легли, в частности, Налоговый кодекс, Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период, Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы».
Напомним, каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Порядок обжалования изложен в Главе 19 Налогового кодекса РФ. Так, акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено статьей 101.2 НК РФ.
Подробную информацию по вопросам, связанным с уплатой налогов, можно найти на нашем сайте в разделе «Справочник налогов». Там приводятся сведения о налоговой базе, ставках, льготах и налоговых вычетах и т.д. Ближайшие даты уплаты налогов, представления бухгалтерской и налоговой отчетности, а также сведений во внебюджетные фонды вы можете найти в разделе «Календарь бухгалтера».
Отметим, для того чтобы законопроект стал законом, необходимо миновать три чтения в Госдуме, одобрение в Совете Федерации, а после — Президента РФ. Затем документ должен быть официально опубликован. В случае принятия закон, разработанный ФНС, вступит в силу через месяц после официального опубликования за исключением отдельных положений.
Источник: http://ppt.ru/news/117166
Принципы, задачи и основные направления развития досудебного разрешения налоговых споров в Российской Федерации
Принципы развития досудебного разрешения налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации:
- — надлежащее обеспечение прав и интересов участников налоговых правоотношений;
- — соблюдение норм национального и международного права;
- — преемственность — Концепция основывается на накопленном опыте реализации политики досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации;
- — клиентоориентированность, упрощение способов взаимодействия налогоплательщиков (иных лиц) с налоговыми органами;
- — информационная открытость — доступность информации о порядке подачи и рассмотрения жалоб, стадиях их рассмотрения.
Задачи досудебного разрешения налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации включают:
- — повышение качества контроля за законностью и обоснованностью решений, вынесенных нижестоящими налоговыми органами;
- — создание условий и стимулов для разрешения налоговых споров во внесудебном порядке;
- — разработку дифференцированных механизмов разрешения налоговых споров;
- — стимулирование развития примирительных процедур в сфере разрешения налоговых споров;
- — содействие формированию конструктивного взаимодействия между налогоплательщиками (иными лицами) и налоговыми органами.
Основные направления развития досудебного разрешения налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации предполагают:
Досудебное урегулирование налоговых споров будет развиваться по новой Концепции
Федеральной налоговой службой утверждена Концепция, согласно которой будет развиваться внесудебное урегулирование налоговых споров. Сообщение об этом сделано пресс-службой ведомства.
Документом определяются задачи, стоящие перед налоговыми органами в период с 2013 по 2018 годы в работе по развитию урегулирования налоговых споров в досудебном порядке. Рассматриваются в Концепции и основные механизмы решения этих задач.
ФНС отмечает, что основные направления деятельности по развитию урегулирования налоговых споров во внесудебном порядке в соответствии с концепцией заключаются в следующих моментах:
- продолжение совершенствования порядка урегулирования налоговых споров во внесудебном порядке с одновременным упрощением процедуры разбора жалоб;
- разработка процедур примирения сторон;
- повышение оперативности и удобства досудебного разрешения налоговых споров;
- повышение эффективности предоставления налогоплательщикам сведений о процедуре урегулирования налоговых споров во внесудебном порядке и достоинствах этой процедуры;
- разработка баз данных, содержащих информацию о вынесенных после разбора жалоб решениях, аналитические сведения об урегулировании налоговых споров, которые перешли в стадию судебного разрешения;
- усиление мотивации налогоплательщиков к разрешению налоговых споров во внесудебном порядке;
- активизация применения передовых информационных технологий.
Следует напомнить, что алгоритм разрешения налоговых споров во внесудебном порядке установлен положениями статей 100, 101, 137-141 Налогового кодекса.
Добавить комментарий
Новые публикации
Комментарии
Расчет пособия по временной нетрудоспособности из МРОТ — наглядный пример
Пошаговая инструкция учета НДС при экспорте в страны Таможенного союза.
Контакты
Москва: +7 (495) 181-51-73, +7 (495) 776-83-73
Офис по работе с клиентами: г. Москва, Овчинниковская наб., д.22/24, стр.1
Почта: [email protected]
© Центр бухгалтерской практики «Парус», 2003 — 2020
Бухгалтерское обслуживание и бухгалтерские услуги в Москве и МО. Аутсорсинг бухгалтерских услуг. Юридические услуги: регистрация, внесение изменений, ликвидация.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ В РОССИИ
Разрешение возникающих споров между государством и налогоплательщиками до недавнего времени осуществлялось преимущественно судебным органам, однако высокая загруженность судебных инстанций, а также высокий показатель количества случаев, когда действия налоговых органов признаются неправомерными, выявили необходимость введения дополнительных механизмов разрешения противоречий, возникающих при применении законодательства о налогах и сборах. Одним из таких механизмов выступает институт досудебного урегулирования налоговых споров.
Причины спорных ситуаций лежат не столько в расширительном толковании налоговыми органами норм права, сколько в невозможности или трудности понять заложенный смысл и условия применения правовой нормы в силу ее неопределенности с иными нормами, регулирующими сходные налогово-правовые отношения. Разрешению спора в таких условиях способствует его передача на рассмотрение компетентного органа государственной власти — вышестоящего налогового органа или суда. В большинстве случаев выбор налогоплательщика приходился в пользу судебных органов, в силу отсутствия внутриведомственной заинтересованности, а также действия принципов состязательности, процессуального равноправия спорящих сторон.
Важной целью в настоящее время является развитие внесудебных механизмов урегулирования налоговых споров, позволяющих добиваться разрешения налоговых споров без участия суда. Актуальным является развитие примирительных процедур, иных внесудебных процедур, позволяющих устранить конфликтные ситуации при обращении в Федеральную налоговую службу без необходимости подачи письменной жалобы; повышение прозрачности процедуры рассмотрения жалоб; упрощение способов взаимодействия, создание условий и стимулов для разрешения споров во внесудебном порядке. Достижение этих целей означает реализацию качественно нового подхода к системе урегулирования налоговых споров, который призван обеспечить:
— контроль за законностью и обоснованностью вынесенных решений налоговыми органами;
— создание информационно-аналитических баз решений, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб, анализ судебной практики по налоговым спорам, перешедшим в судебную стадию разрешения, для соблюдения принципа единообразия практики;
— сокращение возможных причин возникновения налоговых споров;
— развитие примирительных процедур;
— максимальную оперативность разрешения налоговых споров во внесудебном порядке;
— совершенствование информирования налогоплательщиков о процедуре досудебного урегулирования налоговых споров, ее преимуществах;
— мотивацию налогоплательщиков к внесудебному разрешению налоговых споров;
— широкое использование современных информационных технологий [2].
Соблюдение данных принципов и задач может привести к существенному снижению налоговых споров на всех этапах их рассмотрения.
Большим достижением в развитии электронных сервисов досудебного урегулирования налоговых споров в Российской Федерации следует считать введение в действие с 2012 года интернет — сервисов «Узнать о жалобе», «Решения по жалобам», «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица», «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя», размещенных на интернет-сайте Федеральной налоговой службы России. Однако в целях формирования благоприятных условий по урегулированию споров без обращения в суд, обеспечения последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налогового спора необходимо дальнейшее развитие порядка досудебного рассмотрения налоговых споров.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В настоящее время ведется активная работа над формированием единой правоприменительной практики и решением споров в досудебном порядке. Федеральная налоговая служба России считает, что формирование единой правоприменительной практики способствует однозначному толкованию норм законодательства, как налоговыми органами, так и налогоплательщиками. В свою очередь, это позволит эффективнее развивать досудебные способы урегулирования налоговых споров.
В целях совершенствования процедуры досудебного урегулирования налоговых споров, необходимо существенно усовершенствовать рассматриваемую процедуру, закрепив в Налоговом кодексе Российской Федерации следующие позиции:
— порядок подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков вышестоящими налоговыми органами; порядок рассмотрения споров, случаи оставления жалобы без рассмотрения и их последствия; процессуальные права и обязанности заявителя и налоговых органов в ходе досудебного производства; требования, предъявляемые к форме и содержанию жалобы;
— положение об ответственности должностных лиц налогового органа, принимающих решение по результатам рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке;
— положения об обязанности налоговых органов извещать налогоплательщика о времени и месте рассмотрения жалобы;
— право налогоплательщиков привлекать независимых экспертов, специалистов, переводчиков в качестве третьих лиц;
— положения о возможности применения процедуры «изменения сроков уплаты налога и сбора, а также пеней», предусмотренной гл. 9 Налогового кодекса Российской Федерации на стадии досудебного урегулирования споров.
В качестве одного примера из механизмов досудебного урегулирования налоговых споров может быть наделение налогового органа специальными полномочиями, касающимися сумм, подлежащих взысканию с налогоплательщика. Например, списание задолженности, которая является безнадежной ко взысканию, когда налоговым органом утрачена возможность взыскания как в бесспорном, так и в судебном порядке в связи с истечением установленных сроков для взыскания согласно ст. 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации. В данном случае, в целях снижения нагрузки на Арбитражный суд, можно было бы наделить налоговый орган полномочием списания данных сумм без обращения в суд, и получения судебного акта, при условии признания налоговым органом факта утраты возможности взыскания задолженности. Данное обстоятельство позволит также сократить временные и финансовые затраты государства при разрешении налоговых споров.
Дальнейшее развитие досудебного порядка урегулирования налоговых споров позволит значительно разгрузить судебную систему, что соответственно, приведет к минимизации бюджетных расходов при осуществлении правосудия. Кроме того, даже в случае последующего переноса налогового спора в суд апелляционное обжалование позволяет обеим сторонам лучше подготовиться к судебному процессу, реально оценить свои возможности, предварительно апробировать систему доказательств и аргументацию.
Грамотная организация работы с жалобами налогоплательщиков позволит установить устойчивую обратную связь между налоговыми органами разных уровней, усилить внутриведомственный контроль и своевременно формировать объективную оценку работы нижестоящих налоговых органов и их должностных лиц, на регулярной основе осуществлять мониторинг эффективности применения налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ДОСУДЕБНОМ УРЕГУЛИРОВАНИИ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ
Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров
Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013- 2018 годы утверждена Приказом Федеральной налоговой службы от 13 февраля 2013 г. № ММВ-7-9/78@. Данная Концепция представляет собой систему основных направлений в развитии и совершенствовании досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на период 2013-2018 годов.
Цель Концепции — определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2013-2018 годы) перехода на преимущественно внесудебный порядок разрешения налоговых споров. Она определяет цели, принципы, задачи и основные механизмы развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013-2018 годы.
Данная Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, Концепцией федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» и другими документами стратегического планирования, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Разработка настоящей Концепции осуществлена с учетом отечественного, зарубежного и международного опыта и обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров в области досудебного разрешения налоговых споров во взаимосвязи с основными направлениями налоговой политики Российской Федерации и долгосрочной программой развития судебной системы Российской Федерации.
ФНС России утвердила Концепцию развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации
Цель Концепции — определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2013 — 2018 годы) перехода на преимущественно внесудебный порядок разрешения налоговых споров.
Концепцией определяются цели, принципы, задачи и основные механизмы развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013 — 2018 годы.
Концепция разработана в соответствии с основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, Концепцией федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы», другими документами стратегического планирования, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Основные направления развития досудебного разрешения налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации предполагают:
— переход от досудебного порядка разрешения налоговых споров к внесудебному, урегулирование споров без участия суда, в том числе развитие примирительных процедур;
— дальнейшее сокращение количества жалоб, подаваемых в налоговые органы, в связи с принятием решений по результатам налоговых проверок или в связи с действиями (бездействием) должностных лиц налоговых органов;
— снижение нагрузки на судебную систему;
— совершенствование нормативно-правовой базы, своевременная подготовка предложений по изменению налогового законодательства;
— введение обязательной досудебной процедуры для всех налоговых споров с одновременным увеличением сроков на подачу жалоб (для апелляционных жалоб — до 1 месяца, для иных жалоб — до 1 года);
— разработку дифференцированных механизмов разрешения налоговых споров (в зависимости от стадии, универсальный и упрощенный порядок, мировое соглашение и т.д.);
— совершенствование интернет-сервисов, облегчающих подачу жалоб и отслеживание стадий их рассмотрения, развитие электронных сервисов и услуг. Целевой результат — прием жалоб и документальных доказательств посредством интернет-сервисов на официальном сайте налогового органа (при аутентификации пользователя), а также участие налогоплательщиков в рассмотрении жалоб (при необходимости) с использованием конференцсвязи;
— информирование налогоплательщиков о преимуществах досудебного порядка разрешения налоговых споров перед судебным разбирательством. Использование механизма обратной связи посредством текущего анкетирования налогоплательщиков;
— надлежащее и оперативное реагирование на допущенные ведомственные нарушения с целью повышения качества налогового администрирования;
— создание информационных баз с основными положениями и позициями решений по жалобам, а также сводными аналитическими материалами, в том числе, по результатам оперативного анализа судебной практики;
— постоянный мониторинг и анализ содержания налоговых споров, проблем в организации деятельности территориальных налоговых органов;
— развитие института профессионального налогового консультирования.
Источник: http://www.audit-it.ru/nalognews/reg122/572668.html
Проблема эффективности досудебного порядка разрешения налоговых споров
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 29.12.2014 2014-12-29
Статья просмотрена: 1539 раз
Библиографическое описание:
Егорцева Ю. Ю., Ермошина Т. В. Проблема эффективности досудебного порядка разрешения налоговых споров // Молодой ученый. 2015. №1. С. 208-212. URL https://moluch.ru/archive/81/14647/ (дата обращения: 10.02.2020).
В данной статье обоснована необходимость налогового контроля. Проанализирован досудебный порядок разрешения налоговых споров как инструмента контроля данной сферы отношений, реализуемого Федеральной налоговой службой Российской Федерации. Рассмотрен порядок и правила урегулирования споров посредством данного механизма с учетом последних вступивших в силу изменений в законодательстве. Предложены пути реформирования данного способа разрешения споров.
Ключевые слова: налоговый спор, досудебный порядок урегулирования налоговых споров, порядок обжалования актов налоговых органов.
При значительном расширении экономической свободы деятельности хозяйствующих субъектов, высокой открытости экономических отношений, многообразии форм собственности и хозяйственных операций регулирование и контроль налоговых отношений в условиях свободной рыночной экономики становится наиболее актуальным, так как они должны отвечать интересам, как самих налогоплательщиков, так и государства.
Налоговые отношения в современных условиях характеризуются высокой степенью конфликтности, что обусловлено активно развивающимся российским законодательством о налогах и сборах, сложностью национальной системы налогообложения, неоднозначным толкованием налоговых норм, наличием неясностей в формальной (оформительской) стороне вопроса, что неминуемо ведет к возникновению в системе налогового права большого количества споров и противоречий. Как следствие, такое большое число спорных вопросов служит причиной необходимости контроля данной сферы отношений.
Значительное внимание, уделяющееся налоговому контролю в современных условиях, объясняется также высокой важностью достоверности налоговых отчетов экономического субъекта. Налогоплательщики, стремясь снизить налоговые риски, создают специализированные подразделения внутреннего контроля, привлекают консультантов в области налогообложения и приглашают аудиторские организации.
В соответствии с ФЗ от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» налоговый аудит является инициативным, т. е. необязательным. Однако значимым фактором важности достоверности налоговой отчетности хозяйствующего субъекта является и то, что нарушения в данной сфере могут повлечь административную и уголовную ответственность руководства организации. Поэтому целесообразно проведение полноценного налогового аудита, который является важной формой финансового контроля и налогового администрирования.
Сущность налогового аудита состоит в проведении независимой проверки налоговой отчетности проверяемого субъекта с целью выражения мнения о ее достоверности, а также соответствия нормам налогового законодательства порядка исчисления, отражения в учете и уплаты плательщиком законно установленных налогов, сборов и других платежей в бюджеты различных уровней бюджетной системы РФ.
Проверка правильности налогового учета хозяйствующего субъекта, проводимая аудиторской организацией, позволяет снизить риск налоговых нарушений, и как следствие, вероятность привлечения к налоговой ответственности. Поэтому налоговый аудит перед обязательной налоговой проверкой позволяет защитить свой бизнес и избежать существенных расходов на уплату штрафов.
Однако, если в ходе проведения налоговой проверки, тем не менее, выявлены нарушения, между налогоплательщиком и налоговыми органами нередко возникает ряд разногласий, наличие которых служит причиной образования налоговых споров. Данные разногласия часто рассматриваются в суде. Более того, составляя достаточно многочисленную категорию дел, рассматриваемых арбитражными судами, судебное разбирательство приводит к таким негативным последствиям как дороговизна расходов по ведению дела и достаточно длительный период разрешения споров. Вследствие чего не обеспечивается в полном объеме преодоление возникающих конфликтов, складывающихся между налоговым ведомством и налогоплательщиками, что, бесспорно, не способствует достижению положительного результата от работы судебных органов.
Анализируя налоговый спор с позиции юридических конфликтов, под ним следует понимать противоборство субъектов в налоговой сфере, имеющих встречные интересы, связанные с вопросами правильности исчисления и полноты уплаты налогов, которое прекращается (разрешается) в законодательном порядке. Из данного определения следует, что, во-первых, налоговый спор — это реальное противоборство сторон, которыми являются налоговый орган и налогоплательщик (налоговый агент); во-вторых, в его основе лежат вопросы правильности исчисления и полноты уплаты налогов; в-третьих, разрешение конфликта осуществляется уполномоченным законом органом в установленном порядке.
До 2006 г. надзор за соблюдением и исполнением налогового законодательства осуществлялся посредством проведения налогового аудита исключительно на коммерческой основе. В рамках проведения налогового аудита независимая аудиторская организация действует в интересах организации, и, являясь в большинстве случаев и консультантом, в определенной степени способна препятствовать публичным интересам, т. е. интересам государства. Таким образом, налоговые споры в подобных условиях становятся весьма частым явлением, что призывает к применению конкретных, методичных и последовательных процедур их урегулирования.
В связи с этим в 2006 году в структуре налоговых органов произошла реорганизация, были созданы специальные подразделения налогового аудита, которые в 2009г. были переименованы в отделы досудебного аудита.
Независимые отделы налогового аудита внутри Федеральной налоговой службы (далее — ФНС) были созданы после заявления Президента В. В. Путина о «налоговом терроризме». Основной функцией созданных подразделений стало досудебное разбирательство и урегулирование споров. Новые подразделения в структуре налогового ведомства должны проводить проверку доказанности и убедительности жалоб налогоплательщика, выдвинутых в связи с несогласием с результатами налоговых проверок. Предполагается, что спор будет урегулирован до обращения в суд, вследствие чего разгрузится судебная система.
Возможность воспользоваться данным методом урегулирования спора до суда имелась у налогоплательщиков еще с 1999 г. В налоговые органы обращались довольно редко, т. к. эта процедура не была обязательной. Но количество судебных дел с каждым годом прибавлялось. До 2006 года функция по рассмотрению жалоб и возражений налогоплательщиков была закреплена за юридическим отделом. Обязательный порядок обжалования введен Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» и распространяется на решения по результатам налоговых проверок. При этом до 2009 года у налогоплательщиков был выбор — урегулировать спор в суде или в вышестоящем налоговом органе, либо обратиться одновременно и в суд, и в вышестоящий налоговый орган. С 2009 года вступили в силу специальные правила урегулирования споров, связанных с решениями налоговых органов по налоговым проверкам: решение налогового органа стало необходимым обжаловать в вышестоящий налоговый орган до подачи иска в суд. И по объективным причинам в 2009 г. произошел резкий всплеск жалоб.
Но потом количество жалоб стало снижаться: в 2010 г. их было 60 тыс., в 2011 г. — 54 тыс. Это — результат повышения качества работы налоговых органов.
Досудебный аудит можно определить как деятельность, заключающуюся в формировании специалистом отдела досудебного аудита экспертного мнения по поводу доказанности и убедительности конкретного налогового спора, и его выражении, включая оценку правомерности и легитимности позиций субъектов налогового спора и анализ перспективы принятия решения при обращении налогоплательщика в судебные органы.
Представленные возражения и аргументы, изложенные налогоплательщиком в них в целях своей защиты, являются условием для начала деятельности и предметом исследования государственного налогового аудитора.
Целевые ориентиры, задачи и направления развития выделенных в отдельный функциональный блок подразделений налогового аудита были намечены в Концепции развития налогового аудита в системе налоговых органов Российской Федерации, утвержденной распоряжением ФНС РФ от 1 сентября 2006г. № 130.
В целях реализации Концепции развития налогового аудита в системе налоговых органов Российской Федерации под досудебным урегулированием налогового спора понимается комплекс предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и внутриведомственными актами мероприятий, осуществляемых налоговыми аудиторами в административном порядке, в целях урегулирования налогового спора.
Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки и процедура обжалования решения налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения таких материалов, неоднократно менялись. Урегулированию налоговых споров в досудебном порядке присущи особенности, позволяющие свидетельствовать о наличии самостоятельного вида юридического процесса.
2 июля 2013 года Президент РФ В. В. Путин подписал Федеральный закон № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», которым процедура обязательного досудебного обжалования распространена не только на решения, принимаемые по результатам налоговых проверок, но и на все налоговые споры по обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц. Кроме того, изменились сроки для подачи налогоплательщиками апелляционных жалоб. Он увеличен с 10 дней до 1 месяца, что дает больше времени для подготовки мотивированной жалобы.
Таким образом, процедура рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом не похожа на сложное судопроизводство: сама жалоба не формализована, любой сможет ее составить, не нужно тратить деньги на пошлины, сборы, представителей. Здесь нет, как в суде, сторон и арбитра. Это больше документальная процедура. Именно такой порядок дает возможность сократить сроки для рассмотрения жалоб.
Статистика рассмотрения жалоб налогоплательщиков в РФ в целом будет оцениваться по результатам деятельности на основе показателей, указанных в таблице 1.
Статистика рассмотрения жалоб налогоплательщиков
Количество актов налоговых органов, составленных по налоговым проверкам — всего
Количество актов налоговых органов, оспоренных налогоплательщиками на стадии рассмотрения материалов налогового контроля -всего
Количество решений налоговых органов, вынесенных в отчетном периоде по результатам рассмотрения актов — всего
Количество решений налоговых органов, при вынесении которых доводы налогоплательщиков удовлетворены — всего
Соотношение количества решений, при вынесении которых доводы налогоплательщиков удовлетворены, и количества решений налоговых органов, вынесенных в отчетном периоде по результатам рассмотрения актов, в %
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://moluch.ru/archive/81/14647/
Юрист в сфере гражданского права.
Стаж: 8 лет