Право подписи в бюджетных учреждениях

Проводим инструктаж по теме: "Право подписи в бюджетных учреждениях". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

Содержание

Право подписи в бюджетных учреждениях

Дата публикации 28.08.2019

В учреждениях, подведомственных управлению, проводится централизация учета. Создан МУК «Центр бухгалтерского учета отрасли». Кому принадлежит право первой и второй электронной подписи (ЭП) финансовых документов обслуживаемых учреждений? Можно ли по доверенности передавать ЭП директора в центр бухгалтерского учета для подписания финансовых документов и отчетности, которая передается по электронным каналам связи?

Частью 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ) установлено право передавать ведение бюджетного и бухгалтерского учета другому учреждению (централизованной бухгалтерии) (п. 5 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н). Однако в таком случае учреждение на основании договора (соглашения) передает иной организации только полномочия по ведению учета и формированию отчетности. Иные полномочия, возложенные на учреждение, передать иной организации (централизованной бухгалтерии) нельзя (см., например, письмо Минфина России от 30.06.2017 № 02-02-05/42411).

Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта (ч. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ). При этом в соответствии со ст. 3 Закона № 402-ФЗ руководитель экономического субъекта — лицо, которое является единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа.

Единые требования к составлению бюджетной отчетности, отчетности государственных (муниципальных) бюджетных (автономных) учреждений установлены приказами Минфина России от 28.12.2010 № 191н, от 25.03.2011 № 33н (далее — Инструкции № 191н, 33н).

В случае передачи руководителем учреждения полномочий по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета и составления на его основе отчетности по договору (соглашению) другому учреждению или организации (централизованной бухгалтерии) бухгалтерская отчетность составляется и представляется централизованной бухгалтерией от имени учреждения в порядке, предусмотренном инструкциями № 191н, 33н (п. 6 Инструкции № 191н, п. 5 Инструкции № 33н).

Бухгалтерская отчетность, составленная централизованной бухгалтерией, подписывается руководителем учреждения, передавшего ведение учета, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером-специалистом) централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бухгалтерского учета и (или) формирование бухгалтерской отчетности. Аналогичные положения содержатся в п. 8 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н.

Электронная подпись — это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и используется для определения лица, подписывающего информацию (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ, далее — Закон № 63-ФЗ). Использование электронной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом и иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 160 ГК РФ).

Законодательство не содержит запрета на передачу ЭП и права подписи финансовых документов и отчетности по доверенности. Вместе с тем, исходя из ч. 8 ст. 7 Закона № 402-ФЗ, руководитель экономического субъекта (в т.ч. учреждения, передавшего ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии) единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Таким образом, законодательство не запрещает передавать электронную подпись руководителя обслуживаемого учреждения в центр бухгалтерского учета для подписания финансовых документов и отчетности. Однако вне зависимости от того, кто составляет и подписывает бухгалтерскую отчетность, ответственность за ее достоверность несет руководитель учреждения. Разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 17.05.2019 № 02-07-10/35722, от 02.04.2019 № 02-06-05/22824.

По нашему мнению, право первой подписи целесообразно оставить за руководителем обслуживаемого учреждения. Это позволит учреждению контролировать хозяйственные операции и корректность их отражения в учете, поскольку именно учреждение обладает исходной информацией о фактах хозяйственной жизни и особенностях деятельности. Правом второй подписи может быть наделен главный бухгалтер (бухгалтер) централизованной бухгалтерии, ответственный за обслуживание учреждения.

Источник: http://its.1c.ru/db/content/budquest/src/28_08_2019_%EF%F0%E0%E2%EE%20%EF%EE%E4%EF%E8%F1%E8_%F6%E5%ED%F2%F0%E0%EB%E8%E7%E0%F6%E8%FF.htm

Приказ на право второй подписи

Руководители организаций в ходе своей работы подписывают большое количество бумаг. Во время отсутствия этих лиц работа компании может замедлиться. Чтобы этого избежать, руководство может подстраховаться и предоставить право подписи документов другим сотрудникам. Для этого издают приказ на право второй подписи. Что в нем нужно будет указать, разберемся в статье.

Общие сведения

Согласно законодательству РФ первая подпись всегда принадлежит главе организации. Правом второй подписи можно наделить финансового директора или главного бухгалтера компании. Как правило, право подписывать первичную документацию передают главбуху. Право второй подписи рекомендуется закрепить соответствующим приказом. Кроме того, на случай ухода главного бухгалтера в отпуск или на больничный можно делегировать такие полномочия другому сотруднику, имеющему необходимые компетенции. Это важно для обеспечения беспрерывной работы компании.

Что говорит закон

ФЗ «О бухучете» (№402 от 06.12.2011 г.) в ст. 9 устанавливает, что каждый факт хозжизни организации должен подтверждаться первичной документацией и что на всех первичных учетных документах должны быть подписи должностных лиц или ответственных за совершение сделки и т.д. В Информации Минфина России №ПЗ-10/2012 говорится о том, что глава компании вправе определить перечень тех лиц, которые будут заверять первичную документацию организации. Таким образом, законодательство устанавливает право передачи подписи сотрудникам.

Как составить приказ

Унифицированной формы такого приказа не существует, поэтому в организации могут составить его в свободной форме, используя структуру, характерную для приказов.

Что необходимо указать, чтобы документ имел силу:

  • полное и сокращенное наименование организации;
  • наименование, номер и дату составления документа;
  • суть приказа — о наделении правом подписи;
  • ссылку на законодательные акты — в нашем случае это ФЗ «О бухучете», Информация Минфина от 04.12.2012 №ПЗ-10/2012;
  • сами распоряжения о предоставлении права подписи;
  • ФИО и должности сотрудников, которые наделяются данным правом;
  • кто отвечает за исполнение приказа;
  • подписи главы организации и указанных в приказе работников.
Читайте так же:  Досудебная претензия по жкх образец

Важно! Также необходимо заверить образцы подписей. Это можно сделать прямо в тексте приказа либо в отдельном приложении. Данную информацию тоже необходимо отметить в приказе.

Приказ составляют в одном экземпляре, регистрируют в журнале приказов организации.

Образец приказа на право второй подписи

Общество с ограниченной ответственностью «Юпитер»
(ООО «Юпитер»)

ПРИКАЗ №4
от «18» декабря 2019 года

О наделении правом подписи (на право второй подписи)

В связи с необходимостью исполнения норм, утвержденных в ст. 7 и ст. 9 ФЗ «О бухучете» от 06.12.2011 №402-ФЗ, определяемых с учетом мнения Минфина РФ, указанного в Информации от 04.12.2012 №ПЗ-10/2012, а кроме того, оптимизации документооборота ООО «Юпитер»

  1. Предоставить главному бухгалтеру ООО «Юпитер» Вострокнутовой У.К. право подписывать любые первичные бухгалтерские и налоговые документы, включая счета-фактуры, акты и товарные накладные (право второй подписи).
  2. Во время отсутствия главного бухгалтера на рабочем месте предоставить право второй подписи (за главного бухгалтера) указанных выше документов заместителю главного бухгалтера ООО «Юпитер» Санниковой П.А.
  3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Образцы подписей У.К. Вострокнутовой и П.А. Санниковой приводятся в приложении к настоящему приказу.

Генеральный директор: Некрасов / Е.В. Некрасов

С приказом ознакомлены:

Главный бухгалтер: Вострокнутова / У.К. Вострокнутова
Заместитель главного бухгалтера: Санникова / П.А. Санникова

Источник: http://assistentus.ru/forma/prikaz-na-pravo-vtoroj-podpisi/

Кому принадлежит право первой и второй подписи

Право первой подписи – это право подписывать документы от имени организации. Оно принадлежит руководителю, но может делегироваться иным лицам. Право второй подписи – это право главного бухгалтера подписывать финансовые, бухгалтерские, расчетные документы. Такими полномочиями его наделяет лицо, у которого есть право первой подписи.

Право руководителя

Общеизвестный факт: право руководителя организации подписывать документы является абсолютным. Для подтверждения его никаких дополнительных доверенностей, приказов не нужно. Оно закреплено в ряде федеральных законов и нормативных актов. Приведем некоторые из них:

  • ФЗ-14 «Об ООО» об этом говорит в ст. 40-3. Руководитель может, в том числе, и совершать сделки от имени Общества, т.е. подписывать не только внутренние, но и внешние документы. Здесь также уместно вспомнить и о ст. 53 ГК РФ, из которой следует, что договоры от лица фирмы подписываются ее руководством.
  • ФЗ-402 «О бухучете» в ст. 9 говорит, что одним из обязательных реквизитов первичного документа является подпись лица, совершившего сделку. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом №34н от 29/07/98 г., прямо утверждает право руководителя вести лично бухучет, в случае спорных ситуаций принимать единоличные решения, касающиеся учета, а также утверждать список лиц, имеющих право подписи бухгалтерских документов (ст. 14), т.е. фактически тот может оставить за собой право единолично подписывать их.

Однако зачастую руководители делегируют свое право подписи другим работникам, или третьим лицам. В компании, согласно ст. 65.3 п. 3 ГК РФ, могут быть несколько руководителей. В подобных случаях право первой подписи и разделение полномочий прописывается в Уставе.

Права работников организации и третьих лиц

Причины делегирования подписи исходят из практики делопроизводства. Руководитель компании, имеющий по умолчанию право подписи, может отсутствовать на рабочем месте в тот момент, когда эта подпись понадобится. Причины могут быть различными:

  • болезнь, отпуск, командировка руководителя;
  • круглосуточный рабочий режим либо работа фирмы без выходных;
  • значительные объемы документооборота.

Возможны несколько вариантов разрешения ситуации:

  1. За руководителя расписывается другой руководитель, такая возможность заранее прописана в уставных документах.
  2. Вместо подписи ставится факсимиле, если такой вариант не идет вразрез с законодательством.
  3. Уполномоченному подписывать документы выдается доверенность, подтверждающая это право.
  4. Издается приказ (распоряжение), где указано лицо (лица), уполномоченные расписываться за других лиц.

Сразу скажем, что право подписи за руководителя в Уставе прописывается достаточно редко, только в случае если второе ответственное лицо гарантированно не уйдет со своего поста в короткий срок. Иначе последует необходимость вносить изменения в Устав.

Редко используется и подпись в виде факсимиле – на большинстве первичных документов она недействительна (счета-фактуры, кадровые, кассовые документы и др.). Факсимиле может использоваться, например, в документообороте по договорам, если в договоре прописана такая возможность, и оформлен он «обычной» подписью; на коммерческих предложениях, обычных счетах, выставленных по расчетам между контрагентами.

Рассмотрим случаи оформления права подписи доверенностью и приказом. Доверенность на право подписывать документы может выдаваться не только работнику организации, но и лицу, не имеющему с ней трудовых, гражданско-правовых отношений. Общие правила выдачи доверенностей на право подписи описывает ГК РФ в ст. 185, 185.1. Таким способом доверить право подписи можно, например, уполномоченному частному лицу, другой фирме (в лице ее руководителя), для заключения договора; главному бухгалтеру для обмена документами с ИФНС. Срок доверенности может быть любым. Он отсчитывается от даты выдачи.

Приказ о передаче полномочий используется, если нужно наделить ими сотрудников фирмы. На необходимости определить круг лиц, наделенных правом подписи, в частности, настаивает Минфин (док-т №ПЗ-10/2012 от 04/12/12 г.).

Приказом можно предоставить право подписи как одному лицу, так и группе лиц; дать его тем сотрудникам, которые раньше такого права не имели, и продлить уже существующие полномочия на новый срок. Приказ чаще всего оформляется сроком на год.

Какая бы форма документа ни применялась, нужно четко указать:

  • персональные данные замещающего лица;
  • перечень документов и ситуаций, при которых данное лицо может подписывать документы.

Образец подписи сотрудника (сотрудников) руководителю необходимо лично заверить. Это делается либо в самом документе, либо в приложении к приказу, если список обширный.

На заметку! Когда уполномоченное лицо ставит свою подпись на документе, помечать ее буквами И.О. («исполняющий обязанности»), «за» (в значении «за руководителя») не нужно.

Главный бухгалтер и право второй подписи

Право второй подписи представителя бухгалтерской службы – вопрос неоднозначный, в котором стоит разобраться более подробно.

В упомянутом Положении №34н утверждается, что без подписи главного бухгалтера недействительны и не могут исполняться документы (ст. 14 Положения):

  • денежные;
  • расчетные;
  • касающиеся финансовых обязательств и кредитов.

В то же время директор может бухгалтерский учет вести лично и лично отвечает за состояние учета в организации. Как уже отмечалось, при возникновении споров с главным бухгалтером руководитель несет всю полноту ответственности.

Наделить полномочиями и правом второй подписи бухгалтера может лишь руководитель компании. Заметим, что в прошлом право второй подписи главбух имел автоматически, с момента вступления в должность, согласно ФЗ-129 «О бухучете», ст. 7. упоминалось такое право и в инструкциях ЦБ РФ (например, документ №28-И от 14/09/06 г.). Теперь эти документы не действуют.

Читайте так же:  Досудебная претензия мебель

Действующий ФЗ-402 и инструкция №153-И от 30/05/14 г. ЦБ не содержат прямых указаний на необходимость второй подписи главного бухгалтера.

Если бухгалтер наделен правом подписи на документах, целесообразно приказом делегировать его полномочия еще одному сотруднику. В ином случае, при отсутствии должностного лица на рабочем месте могут возникнуть сложности в оформлении документов. Может быть задействован заместитель главного бухгалтера, старший бухгалтер, руководитель финансовой службы и пр.

Источник: http://assistentus.ru/vedenie-biznesa/komu-prinadlezhit-pravo-pervoj-i-vtoroj-podpisi/

Право подписи в бюджетных учреждениях

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Руководитель Централизованной бухгалтерии и главный бухгалтер Централизованной бухгалтерии наделены правом первой и второй электронно-цифровой подписи обслуживаемых учреждений. Каким образом руководитель (главный распорядитель) обслуживаемого учреждения будет контролировать расходование бюджетных средств?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок организации контроля руководителем обслуживаемого учреждения (главным распорядителем) расходования бюджетных средств устанавливается Соглашением, заключаемым между данным учреждением и Централизованной бухгалтерией.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

———————————————————
*(1) Механизм наделения должностных лиц Централизованной бухгалтерии правом первой и второй подписи в Карточке образцов подписей для ведения операций на лицевых счетах обслуживаемых учреждений может быть разработан Федеральным казначейством, финансовым органом, в которых открыты лицевые счета учреждения. Для примера можно ознакомиться с п. 3.13 Порядка, утвержденного приказом Министерства финансов Омской области от 20.12.2011 N 86.

Источник: http://www.garant.ru/consult/budget/1204194/

Вопрос: Доверенностью, выданной директору филиала федерального государственного бюджетного учреждения (ФГБУ), предусмотрено право передоверия отдельных полномочий. Директор филиала наделен правом заключать контракты от имени учреждения. Имеет ли право директор филиала ФГБУ, действующий на основании доверенности, передоверить своему заместителю право подписи финансовых документов и договоров, утверждения конкурсной документации и счетов? Необходимо ли оформлять на заместителя директора доверенность, или достаточно приказа? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2014 г.)

Доверенностью, выданной директору филиала федерального государственного бюджетного учреждения (ФГБУ), предусмотрено право передоверия отдельных полномочий. Директор филиала наделен правом заключать контракты от имени учреждения.

Имеет ли право директор филиала ФГБУ, действующий на основании доверенности, передоверить своему заместителю право подписи финансовых документов и договоров, утверждения конкурсной документации и счетов? Необходимо ли оформлять на заместителя директора доверенность, или достаточно приказа?

В силу п. 1 ст. 53, п. 1 ст. 182, п. 1 ст. 185 ГК РФ сделки от имени любого юридического лица, в том числе и бюджетного учреждения, вправе совершать его орган или лицо, уполномоченное соответствующей доверенностью. Из этих норм, а также из п. 1 ст. 28, ст.ст. 29 и 30 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» следует, что представлять интересы учреждения на основании его устава может непосредственно руководитель учреждения в пределах своей компетенции. Все иные лица, включая директора филиала (п. 3 ст. 55 ГК РФ), вправе действовать от имени учреждения, в том числе подписывать акты выполненных работ, накладные на получение товара, а также платежные документы только при наличии соответствующего полномочия, основанного на доверенности.

Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами (п. 1 ст. 185 ГК РФ). Лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Оно может передоверить их совершение другому лицу, если уполномочено на это доверенностью, а также если вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность лица и доверенность не запрещает передоверие (п. 1 ст. 187 ГК РФ).

По смыслу указанных норм передоверие возможно в отношении тех действий, на совершение которых уполномочен сам представитель. Следовательно, если в приведенной ситуации доверенность директору филиала выдана с правом передоверия, он вправе уполномочить своего заместителя на совершение всех или части действий, предусмотренных основной доверенностью (смотрите также п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

По общему правилу согласно п. 3 ст. 187 ГК РФ доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена. Однако указанное правило не применяется к доверенностям, выдаваемым в порядке передоверия руководителями филиалов. Соответственно, такая доверенность может быть оформлена в простой письменной форме.

Как уже отмечено, в доверенности, выдаваемой в порядке передоверия директором филиала, могут быть перечислены любые полномочия в пределах тех, что предусмотрены основной доверенностью (включая право подписи финансовых документов, договоров, утверждение конкурсной документации, счетов и т.п.). При этом для возникновения у заместителя директора филиала бюджетного учреждения полномочий на подписание платежных документов учреждения необходимо внести соответствующие сведения о нем и образец его подписи в карточку образцов подписей, которая подписывается руководителем учреждения и главным бухгалтером (либо иными уполномоченным руководителем учреждения лицами) и представляется учреждением в орган Федерального казначейства (п. 15 Порядка, утвержденного приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н, а также Приложение N 3 к нему). В заключение отметим, что право использования электронной подписи директора филиала не может быть передано им по доверенности. Если упомянутые в вопросе документы подписываются с использованием электронной подписи, для заместителя директора филиала необходимо получить отдельную электронную подпись либо сертификат ключа проверки электронной подписи.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Читайте так же:  Образец жалобы на определение мирового суда

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования — в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества — служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность — срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел «Правовая поддержка» (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу «Правовая поддержка» Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://base.garant.ru/57569052/

Централизация бухгалтерского учета бюджетных учреждений

Централизованный учет

Централизация бухгалтерского учета бюджетных учреждений — довольно актуальный вопрос, ответ на который требует детального анализа финансового положения госучреждений.

Если объем финансирования достаточный, а также имеются существенные поступления от предпринимательской деятельности, то наличие штатного бухгалтера экономически оправдано. Если в госучреждении дефицит бюджета, то в целях экономии целесообразнее передать бухучет сторонней организации, то есть централизованной бухгалтерии.

В отличие от коммерческих структур, централизованный бухгалтерский учет организует учредитель или орган исполнительной власти муниципального образования. Решением учредителя выделяется особое структурное подразделение или самостоятельное учреждение, которое наделяется соответствующими правами и полномочиями.

Например, в муниципальном образовании создано МКУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию образовательных учреждений района», которое осуществляет бухгалтерское сопровождение всех школ, детских садов и учреждений дополнительного образования детей в районном центре.

Правовые особенности

Рассмотрим отличительные особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях в виде таблицы:

Для структурного подразделения основным нормативным документом будет являться распоряжение органа власти о его создании.

Для самостоятельной организации основной документ — Устав, а также распоряжение учредителя о создании МУ.

Независимо от правового статуса централизованной бухгалтерии, взаимоотношения с госучреждениями должны быть оформлены официально. В данном случае необходимо составить договор на бухобслуживание, в котором следует подробно описать права и обязанности сторон.

Обязательное условие, которое должно быть прописано в договоре на бухобслуживание. Доступно два варианта:

  1. Право первой подписи сохраняется за руководителем БУ.
  2. Передается по доверенности руководителю централизованной бухгалтерии.

При заключении договора на бухобслуживание представители сторон должны обозначить порядок приема-передачи первичной документации, учетных регистров и отчетности. По факту передачи должен быть составлен акт.

Как организовать бухгалтерский учет

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях несет руководитель. Передача полномочий сторонней организации не снимает ответственности с директора БУ.

Для каждой обслуживаемой организации должна быть разработана и утверждена самостоятельная учетная политика. Разрабатывает документ сотрудник централизованной бухгалтерии, а утверждает руководитель госучреждения.

Объединение учета по нескольким обслуживаемым госучреждениям недопустимо. То есть ЦБ обязана вести раздельный бухгалтерский учет по каждой организации. Объединять регистры и отчетность также недопустимо. Для решения данного вопроса используются автоматизированные программы для ведения бухучета.

То есть руководитель БУ самостоятельно:

  • решает кадровые вопросы и вопросы, связанные с размером оплаты труда (прием, увольнение, стимулирование, взыскание, утверждение штатного расписания);
  • планирует и управляет расходами учреждения (составляет план финансово-хозяйственной деятельности, план закупок, план-график закупок);
  • заключает или расторгает договоры поставки или закупки товаров, работ и услуг (для обеспечения выполнения муниципального задания);
  • принимает решения по вопросам, относящимся к финансово-хозяйственной деятельности.


Источник: http://gosuchetnik.ru/bukhgalteriya/tsentralizatsiya-bukhgalterskogo-ucheta-byudzhetnykh-uchrezhdeniy

КонсультантПлюс:Форумы

Страницы: 1

  • Список форумов
  • ::Актуальные вопросы
  • :: как правильно делегировать полномочия директора

#1 04.08.2011 12:51:18

как правильно делегировать полномочия директора

Единый исполнительный орган -Директор выразил желание в срочном порядке делегировать часть своих полномочий главному инженеру, в том числе представлять интересы ООО во всех учреждениях и организациях, участвовать в переговорах с партнерами, подписывать счета-фактуры, накладные, договора и иные необходимые документы, связанные с хозяйственной деятельностью предприятия, в т.ч. производственные приказы. Уставом общества делегирование полномочий не предусмотрено. Как правильно оформить делегирование? Достаточно ли будет издать приказ + подготовить доверенность?

#2 04.08.2011 13:19:56

Re: как правильно делегировать полномочия директора

«Финансовая газета», 2010, N 22

ОСОБЕННОСТИ ПОДПИСАНИЯ ДОКУМЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ

О.Потапова
Руководитель отдела юридических услуг
Аутсорсинговое подразделение BDO
Подписано в печать
26.05.2010

#3 04.08.2011 13:51:46

Re: как правильно делегировать полномочия директора

Большое спасибо. Подготовим приказ и доверенность. Значит вносить изменения в Устав не надо?

#4 24.09.2011 03:02:40

Re: как правильно делегировать полномочия директора

Здравствуйте, у меня вопрос, помогите пожалуйста! Существует ООО, зарегистрировано в Москве, фирма ведет свою деятельность в Нижнем Новгороде. У помощника директора есть доверенность от имени гена (иностранец) на заключение сделок, представительство в организациях, суде и т.п. Скажите, при подписании сделок с клиентами несет ли доверенное лицо какую-либо ответственность, или обязательства принимает ООО в лице своего генерального директора? И если клиенты подадут иск на ООО, то обязано ли доверенное лицо представлять интересы компании в суде, или оно просто имеет на это право? Огромное спасибо!

#5 01.06.2017 08:17:47

Re: как правильно делегировать полномочия директора

Подскажите, с какого момента директор может выдавать доверенность на ведение хоз.деятельности другому лицу(исполнительному директору): с даты решения о назначении(избрании) или с даты внесения записи в ЕГРЮЛ?

#6 01.06.2017 08:52:56

Re: как правильно делегировать полномочия директора

Прежний директор ЗАО уволился по состоянию здоровья с 29.05.2015. Новый директор избран решением совета директоров в соответствии с уставом с 01.06.2015. Заявление о смене директоров подано в налоговый орган 05.06.2015, а выписка из ЕГРЮЛ о внесении изменений будет получена только 15.06.2015. Кто обладает полномочиями директора в период с 01.06.2015 по 15.06.2015?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Полномочия директора общества в период с 01.06.2015 по 15.06.2015 осуществляет лицо, избранное директором 01.06.2015.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ***
Баркова Лилия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ***
Александров Алексей

Источник: http://forum.consultant.ru/viewtopic.php?id=31373

Обязательные документы в казенном учреждении

Е. А. Леонтьева, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

Согласно ряду нормативных правовых актов, принятых за последние годы, учреждениям бюджетной сферы необходимо актуализировать локальную документацию. Какие документы должны быть приняты в обязательном порядке, что учесть при их формировании, рассказывает наш эксперт.

— С вступлением в силу Закона № 402-ФЗ учреждениям необходимо привести в соответствие с новыми требованиями внутреннюю документацию. На что стоит обратить особое внимание?

Действительно, Закон № 402-ФЗ обязывает все организации привести в соответствие с его положениями внутренние документы, локальные нормативные акты. Закон утвержден давно – в декабре 2011 г., и времени для его детального изучения было достаточно.

Читайте так же:  Восстановление срока обжалования определения арбитражного суда

Однако некоторые нормы этого акта, как показывает практика, потребовали дополнительного разъяснения методологами Минфина.

Например, в каждом учреждении госсектора с 1 января 2013 г. должен присутствовать ряд обязательных документов.

Первое – это приказ о возложении обязанностей на ведение бухгалтерского учета согласно п. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ.

Если в учреждении учет ведется централизованной бухгалтерией, то с ней заключается договор. Утверждать приказ в таком случае не нужно.

Второй важный момент, на который следует обратить внимание, – обязанность учреждений организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (п. 1 ст. 19 Закона № 402-ФЗ). Соответственно, следующим обязательным документом является приказ об утверждении Положения об организации и осуществлении такого контроля.

У многих бухгалтеров возникает закономерный вопрос, что относится к фактам хозяйственной жизни. Обратимся к Закону № 402-ФЗ. Согласно п. 8 ст. 3 фактом хозяйственной жизни является сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

То есть это не только учетные операции, но и такие события, как отпуск, командировка сотрудника, реализация программы по экономии электроэнергии в учреждении, нарушение трудовой дисциплины и т. п. Осуществлять контроль всех фактов хозяйственной жизни бухгалтер не обязан.

Для этого есть служба по административно-хозяйственной части, отдел кадров и пр. В приказе об утверждении Положения об организации и осуществлении внутреннего контроля следует указать, на кого возложены данные функции. Кто будет непосредственно контролировать процессы: один человек или специальная комиссия. Это решение принимает руководитель учреждения.

Кроме того, в рамках данного приказа нужно разработать и утвердить план контрольных мероприятий и сроки их реализации (ежедневно, раз в месяц либо в квартал). Примерами таких мероприятий могут быть: проведение инвентаризации, контроль за расчетами по оплате труда и госзакупками, сдача отчетности и пр.

Третий документ, который следует утвердить, это приказ о соблюдении кассовой дисциплины. Он связан не с Законом № 402-ФЗ, а с Положением № 373-П.

По сравнению с действовавшим ранее Порядком № 40 новый документ носит рамочный характер, и учреждениям необходимо составлять дополнительные локальные акты. Так, согласно п. 1.11 Положения № 373-П «мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом». Эта норма и указывает на обязательность приказа о соблюдении кассовой дисциплины.

В нем должна содержаться информация о том, как осуществляется сдача и прием кассы материально ответственным лицом, оприходование денежных средств, инвентаризация и пр.

Согласно п. 2.3 Положения № 373-П «кассир снабжается печатью (штампом), содержащей реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции, а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы». Исходя из этого, в учреждении должен быть приказ с образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать финансовые и кассовые документы, и кассира необходимо ознакомить с ним под роспись.

— Разве недостаточно утвердить порядок подписания документов в рамках учетной политики?

Исходя из ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Закона № 402-ФЗ руководителем экономического субъекта определяется состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, и перечень лиц, имеющих право их подписи. Поэтому учреждению следует подготовить проект локального нормативного акта, которым будет утверждена данная информация.

— Что надо учесть при создании первичных учетных документов?

Как я уже отмечала, формы первичных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Но для организаций госсектора устанавливается особый порядок. Формы документов для них утверж дены Приказом № 173н.

Однако здесь есть нюансы. Если Приказ № 173н не содержит форму какого-то первичного учетного документа, необходимого для оформления факта хозяйственной жизни, то можно воспользоваться формами, утвержденными ранее постановлением Госкомстата России.

То есть несмотря на наличие Приказа № 173н в учетной политике следует закрепить перечень первичных документов, используемых для отражения фактов хозяйственной жизни конкретного учреждения.

Это могут быть различные акты, кадровые документы и др.

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/639668.html

Вопрос: Бюджетное учреждение передало ведение бухгалтерского учета в централизованную бухгалтерию. Между учреждением и централизованной бухгалтерией заключено соглашение на ведение бухгалтерского учета, по которому учреждение право первой подписи на платежных документах передает директору централизованной бухгалтерии, право второй подписи — главному бухгалтеру централизованной бухгалтерии. Правомерна ли передача права подписи? Нужно ли оформлять доверенность на право первой подписи в платежных поручениях? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2014 г.)

Бюджетное учреждение передало ведение бухгалтерского учета в централизованную бухгалтерию. Между учреждением и централизованной бухгалтерией заключено соглашение на ведение бухгалтерского учета, по которому учреждение право первой подписи на платежных документах передает директору централизованной бухгалтерии, право второй подписи — главному бухгалтеру централизованной бухгалтерии.

Правомерна ли передача права подписи? Нужно ли оформлять доверенность на право первой подписи в платежных поручениях?

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено той же частью.

Согласно п. 5 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утверждена приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н, далее — Инструкция) руководитель учреждения вправе ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности передать в соответствии с законодательством РФ по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).

Пунктом 8 Инструкции предусмотрено, что первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченного им на то лица. Документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни с денежными средствами, принимаются к отражению в бухгалтерском учете при наличии на документе подписей руководителя субъекта учета и главного бухгалтера или уполномоченных ими на то лиц.

Приведенная норма не предусматривает ни основания, ни порядок передачи полномочий на подписание документов, которыми оформляются факты хозяйственной жизни с денежными средствами (платежных документов), руководителем учреждения иным лицам, в том числе не являющимся работниками этого учреждения. В связи с этим считаем необходимым отметить следующее.

Читайте так же:  Правовой порядок признания гражданина безвестно отсутствующим

В рамках гражданских правоотношений доверенность выдается в целях представительства, под которым понимается совершение одним лицом (представителем) сделок от имени другого лица (представляемого) в силу имеющегося у представителя полномочия (ст. 182 ГК РФ). В свою очередь, полномочие представляет собой право выступать представителем другого лица, совершать для него юридически значимые действия (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2012 N 15АП-2011/12, N 15АП-2013/2012).

В силу п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. В доверенности должны быть указаны юридически значимые действия, совершение которых от своего имени и в своих интересах доверитель поручил представителю (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 N 08АП-512/11). Причем гражданское законодательство не требует составлять доверенность именно в виде отдельного документа и не содержит запрета на включение полномочий представителя непосредственно в текст договора, которым оформлены гражданско-правовые отношения между представителем и представляемым. Поэтому полномочия исполнителя по договору возмездного оказания услуг могут быть указаны и в самом договоре. В этом случае они по существу совпадут с предметом договора, предполагающим, в частности, обязанность исполнителя совершить по заданию заказчика определенные действия (ст. 779 ГК РФ).

Таким образом, для передачи полномочий на совершение тех или иных действий, если право на их совершение следует из договора, составлять доверенность в виде отдельного документа, как правило, не обязательно, тем более в случаях, когда наделение лица определенными полномочиями напрямую не связано с представительством. Соответствующие полномочия могут быть указаны непосредственно в тексте договора. Исключением могут быть случаи, когда законодательство предполагает составление доверенности именно как отдельного документа для целей представительства перед третьим лицами (смотрите, например, п. 3 ст. 29 НК РФ).

Нельзя не отметить также, что в силу ч. 1 ст. 19 Закона N 402-ФЗ на экономического субъекта возлагается обязанность организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни*(1). По смыслу этой нормы такая обязанность экономического субъекта сохраняется в том числе и в случае передачи функций ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии (при этом обязанности, связанные с осуществлением внутреннего контроля, могут быть распределены между руководителем учреждения и руководителем централизованной бухгалтерии — смотрите в связи с этим материал: «Вопрос: Кто несет ответственность за состояние внутреннего контроля — руководитель учреждения или директор централизованной бухгалтерии? («Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере», N 1, январь-февраль 2014 г.)»). Порядок осуществления внутреннего контроля в этом случае должен разрабатываться с участием руководителя учреждения (смотрите также материал: «Вопрос: В централизованной бухгалтерии обслуживаются образовательные учреждения разных типов (казенные, бюджетные, автономные). Разъясните, кем разрабатывается положение о внутреннем контроле — учреждением или централизованной бухгалтерией? («Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере», N 1, январь-февраль 2014 г.)»).

Состав процедур внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни законодательством не детализирован. В информации Минфина России от 25.12.2013 N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» в качестве одной из таких процедур названо санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности совершения их, которое может осуществляться руководителями разного уровня в зависимости от суммы платежа (пп.пп. «в», «д» и пп. 8.1.1 п. 8.1, п.п. 8.2, 8.4 указанной Информации). Приведенные рекомендации не распространяются на организации сектора государственного управления, однако, на наш взгляд, также могут учитываться ими (при отсутствии иного правового регулирования), поскольку правила ст. 19 Закона N 402-ФЗ применимы и к данным организациям в силу ч. 1 ст. 2 этого федерального закона.

Поэтому, на наш взгляд, правомерность самой передачи права первой подписи в платежных документах представляется сомнительной с точки зрения наличия у руководителя экономического субъекта обязанностей по осуществлению процедур внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, что, как мы полагаем, может быть затруднено в связи с передачей таких полномочий руководителю централизованной бухгалтерии. Кроме того, как мы уже отметили, договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета сам по себе не предполагает передачу права первой подписи работникам организации-исполнителя, а иных оснований для наделения такими полномочиями третьих лиц (не работников учреждения) законодательство также не предусматривает.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

14 марта 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

*(1) Смотрите также материал: «Вопрос: В положение о внутреннем контроле включаются только финансовые вопросы или контроль всей финансово-хозяйственной деятельности учреждения? («Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере», N 1, январь-февраль 2014 г.)».

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования — в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества — служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность — срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел «Правовая поддержка» (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу «Правовая поддержка» Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://base.garant.ru/57600633/

Право подписи в бюджетных учреждениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here