Стадия судебного разбирательства по административному делу

Проводим инструктаж по теме: "Стадия судебного разбирательства по административному делу". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

Судебное разбирательство как основная стадия административного судопроизводства: понятие, сроки, порядок проведения.

Судебное разбирательство — главная стадия производства по административному делу.

Правосудие по административным делам осуществляется путем их рассмотрения и разрешения в судебном заседании Цель данной стадии – рассмотрение дела по существу. Порядок осуществления судебного разбирательства предусмотрен главой 14 КАС РФ.

Стадия судебного разбирательства начинается с вынесения определения о назначении административного дела к судебному разбирательству.

Конкретный срок стадии судебного разбирательства не определен, однако в законе указано, что административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству. В случае сложности дела председатель суда может продлить срок рассматриваемого дела, но не более чем на один месяц. По отдельным категориям административных дел установлены иные, сокращенные, сроки их рассмотрения и разрешения.

Рассматриваемая стадия отличается от других своим субъектным составом. Главный участник процесса — суд первой инстанции. Его деятельность направлена на рассмотрение и разрешение административно-правового спора между сторонами.

Административные дела в суде первой инстанции рассматриваются судьей единолично. Коллегиально в составе трех судей рассматриваются:

1) административные дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

2) административные дела о расформировании избирательных комиссий;

3) административные дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации, о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о результатах референдума Российской Федерации;

4) административные дела, направленные в суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на их коллегиальное рассмотрение.

5) административные дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем суда в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;

6) административные дела, рассматриваемые Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.

При коллегиальном рассмотрении административного дела один из судей председательствует в судебном заседании. Судья, рассматривающий дело единолично, выполняет обязанности председательствующего. На председательствующего возложен широкий круг обязанностей, закрепленных в ст.143 КАС РФ. Он руководит ходом судебного заседания, создает условия для полного и всестороннего исследования доказательств и выяснения обстоятельств административного дела, принимает меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании. Его распоряжения обязательны для всех участников судебного разбирательства и лиц, присутствующих в судебном заседании.

В этой стадии выступают такие участники процесса, которых, как правило, нет в других стадиях, — свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.

Анализ главы 14 КАС РФ позволяет сделать вывод о наличии в стадии судебного разбирательства следующих последовательно сменяющих друг друга этапов: подготовительная часть; рассмотрение дела по существу; судебные прения; возобновление рассмотрения дела по существу (факультативный этап); разрешение административного дела, вступление решения суда в законную силу, обращение судебного решения к исполнению. Каждый из перечисленных этапов характеризуется своей процессуальной целью, своим особенным содержанием, определенным кругом вопросов, для разрешения которых он существует.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/16xed1d.html

Особенности административного судопроизводства

Особенности административного судопроизводства юристы обсуждали давно, что и предопределило введение в нашей стране отдельного нормативного правового акта – Кодекса административного судопроизводства РФ.

До 15 сентября 2015 г. дела административного судопроизводства отдельно не выделялись, административные споры рассматривались в соответствии со специальными нормами ГПК РФ. Все административные дела после 15.09.2015 г. рассматриваются исключительно в порядке КАС РФ.

Особенности административного судопроизводства, как процесса рассмотрения спора

Когда спор между сторонами становится административным? Он имеет место, если связан с деятельностью организаций (в т.ч. органов власти) и физических лиц, наделенных властными полномочиями, когда предполагается нарушение субъективных прав граждан или о создание помех в их осуществлении. Отсюда и основная особенность административного судопроизводства: необходимость обращения в суд обусловлена намерением устранить существующие или потенциальные преграды в осуществлении прав и законных интересов административного истца.

Суд при осуществлении правосудия в административном судопроизводстве определяет, чья позиция основана на законе и соответствует ему, это способ проверки судом деятельности административного органа.

В рубрике, посвященной Кодексу административного судопроизводства, уже освещены особенности:

Общие правила административного судопроизводства применяются тогда, когда иные правила не установлены специальными нормами, посвященным делу административного судопроизводства (гл. 21-32 КАС РФ). Поскольку для граждан основными административными исками будут обращения за оспариванием решения органа власти и о признании нормативных правовых актов недействующими, их особенности будут рассмотрены отдельно.

Особенности административного судопроизводства при рассмотрении дела о признании нормативного правового акта недействующим

Такой иск может быть подан любым лицом, на которое он распространяется и чьи права затрагиваются, в отношении которого он был применен и в результате чего нарушены права. Срок давности по делу не установлен: иск может быть подан в течение всего времени действия такого документа (акта). Важно, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится в специальном порядке, значит, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не будет.

Встречный иск по таким делам не допускается. Участие в деле представителя обязательно, если только административный истец не имеет высшего юридического образования. Поэтому указание на его наличие и подтверждение обязательно еще при обращении в суд с административным иском. К иску обязательно прикладывается копия нормативного-правового акта, реквизиты того документа, которому противоречит указанный акт, какие права уже нарушены или в чем угроза их нарушения в будущем, доказательства того, что административный истец является субъектом правоотношений, которые регулирует оспариваемый нормативный правовой акт и др. (ст. 209 КАС РФ).

Читайте так же:  Судебные расходы встречный иск

Административный истец может заявить ходатайство о применении только одной меры предварительной защиты: запретить применение нормативного правового акта или отдельных его положений в отношении административного иска.

Срок рассмотрения дела составляет 2 месяца, а если дело подсудно ВС РФ – 3 месяца со дня подачи административного иска. В деле обязательно участвует прокурор, значит, который будет являться и субъектом обжалования решения суда.

При рассмотрении административного иска суд может признать обязательной явку представителя органа власти, что сделает невозможным применение упрощенного порядка административного судопроизводства, не связан доводами административного истца и обязан проверить законность нормативного правового акта или отдельных его положений, которые оспариваются, по собственному убеждению.

Обязанность доказать наличие полномочий на принятие нормативного акта, соблюдение его формы и вида, процедуры принятия, опубликования, регистрации и соответствия актам, имеющим большую юридическую силу возложена на административного ответчика.

В административном судопроизводстве по оспариванию нормативных правовых актов не допускается заключение соглашения, а также прекращение дела в связи с отказом от административного иска, признания его административным ответчиком, утрата его силы или отмена в период рассмотрения дела.

Особенности производства об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

Административный иск должен быть подан тем лицом, чьи права непосредственно затрагиваются. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться к вышестоящему должностному лицу для урегулирования административного спора. Иск может быть подан в течение 3 месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав административного истца, а на действия судебного пристава-исполнителя – 10 дней. Причины пропуска обращения в суд будут устанавливаться в судебном заседании, при этом если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно, это станет уважительной причиной. Если же суд признает причину пропуска срока неуважительной, суд откажет в удовлетворении требований административного истца.

В качестве меры предварительной защиты может быть применены приостановление действия решения в той части, в которой она относится к административному истцу, воздержание от совершения оспариваемого действия.

Доказывать незаконность решения, в т.ч. наличие на это полномочий, соблюдение процедуры вынесения и др., возложена на административного ответчика. Рассмотрено дело должно быть в течение 1 месяца со дня подачи иска, на судебного пристава-исполнителя – в течение 10 дней.

При рассмотрении дела суд не связан доводами и требованиями административного иска и проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

Уточняющие вопросы по теме

В какой суд обращаться по иску к Департаменту жилищного имущества Москвы об отказе в принятии на учет по улучшению жилищных условий?

Вам нужно оформить заявление в районный суд по месту нахождения ответчика.

Источник: http://iskiplus.ru/osobennosti-administrativnogo-sudoproizvodstva/

Предъявление административного иска и возбуждение производства по делу.

Первой стадией производства по административному делу является

стадия возбуждения. Возбуждение административного дела — акт реализации такого важного конституционного права, как право на обращение в суд за судебной защитой.

Порядок возбуждения административного дела регламентирован главой 12 КАС РФ. Согласно ч. 2 ст. 127 КАС РФ производство по административному делу в суде первой инстанции возбуждается на основании вынесенного судьей определения о принятии административного искового заявления к производству суда.

Возбуждение производства по делу влечет за собой возникновение процессуальных правоотношений. У суда и других участников процесса возникают процессуальные права и обязанности, реализация которых происходит в процессе рассмотрения дела. Так, у суда возникает обязанность рассмотреть спор сторон и вынести решение по делу. Истец получает возможность использования в полном объеме всех прав, связанных с движением процесса, переходом его из одной стадии в другую, а ответчик — возможность реализовать права, предоставленные ему законом для защиты[31].

С принятия административного искового заявления к производству суда начинается движение административного дела. Так, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения направляются копии определения о принятии административного искового заявления к производству суда лицам, участвующим в деле, их представителям (ч. 3 ст. 127 КАС РФ); после принятия административного искового заявления к производству суда проводится подготовка к судебному разбирательству (ст. 132 КАС РФ).

Копии должно быть направлены не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения. Таки образом, срок первой стадии, исходя из положений указанной статьи, не может быть более двух дней. Столь короткий срок начальной стадии производства обусловлен предшествующим ей рассмотрением вопроса о принятии административного искового заявления, в ходе которого определяется подведомственность, подсудность административного дела, правильность оформления административного искового заявления, процессуальная дееспособность истца и т.д.

Административное исковое заявление рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня его поступления в суд. Следует отметить, что закон предусматривает и иные сроки принятия административного искового заявления. Например, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившее в суд в период избирательной кампании, кампании референдума в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, должно быть рассмотрено и разрешено немедленно (ч. 1 ст. 241 КАС РФ).

Немедленному рассмотрению и разрешению подлежит административное исковое заявление об ошибках и о неточностях в списках избирателей, участников референдума, поступившее в день голосования (ч. 2 ст. 241 КАС РФ).

Тема 8. Подготовка административного дела к судебному разбирательству.

1. Цели, задачи и значение подготовки административного дела к судебному разбирательству. Срок подготовки. Процессуальные действия.

3. Предварительное судебное заседание. Примирительные процедуры и соглашения о примирении. Понятие и виды примирительных процедур. Соглашение о примирении сторон.

1. Цели, задачи и значение подготовки административного дела к судебному разбирательству. Срок подготовки.

Стадия подготовки административного дела к судебному разбирательству является второй стадией производства по административному делу

Читайте так же:  Постановление пленума о практике назначения судами

, порядок осуществления которой определен в главе 13 КАС РФ.

Подготовка к судебному разбирательству проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела. Подготовка дел к судебному разбирательству является той стадией процесса, в которой закладывается основа правильного разрешения дела.[32]

Для достижения поставленной цели судье необходимо совершить ряд процессуальных действий, перечисленных в ст. 135 Кодекса. Например, вызвать стороны, их представителей и разъяснить им процессуальные права и обязанности, последствия совершения или несовершения сторонами процессуальных действий в установленный процессуальный срок; уточнить заявленные требования; определить точный субъектный состав процесса; истребовать доказательства; разрешить вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика, о применении мер предварительной защиты по административному иску и т.д.

Стадия подготовки административного дела к судебному разбирательству характеризуется особым кругом участвующих субъектов. Так, в отличие от предыдущей стадии, участником которой является только судья, в подготовке административного дела к судебному разбирательству участвуют судья, административный истец, административный ответчик, их представители и заинтересованные лица, чьи права и обязанности могут быть затронуты при разрешении административного дела.

При подготовке административного дела к судебному разбирательству административный истец или его представитель:

1) передает административному ответчику копии документов, в которых содержатся доказательства, обосновывающие фактические основания административного искового заявления и не приобщенные к административному исковому заявлению, если административный истец не освобожден от обязанности их доказывать;

2) заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

Административный ответчик или его представитель:

1) уточняет требования административного истца и фактические основания этих требований;

2) представляет административному истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно заявленных требований;

3) передает суду доказательства, обосновывающие возражения относительно административного искового заявления, а административному истцу или его представителю копии документов, в которых содержатся эти доказательства;

4) заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда (ч.ч.1, 2 ст. 135 КАС РФ).

Согласно ст. 134 Кодекса подготовка административного дела к судебному разбирательству проводится в срок, который определяется с учетом обстоятельств, относящихся к конкретному административному делу, и процессуальных действий, которые надлежит совершить. К обстоятельствам, которые судье необходимо учитывать при определении сроков процессуальных действий, относятся правовая и фактическая сложность дела, а также поведение участников судебного процесса.

При проведении некоторых процессуальных действий, требующих больших временных затрат, (например проведение экспертизы, выполнение судебного поручения) предусмотрено приостановление срока производства по административному делу.

Рассматриваемая стадия имеет собственное документальное оформление. О подготовке административного дела к судебному разбирательству судья выносит определение. На подготовку административного дела к судебному разбирательству может быть указано в определении о принятии административного искового заявления к производству суда.

Видео (кликните для воспроизведения).

Заканчивается подготовки административного дела к судебному разбирательству вынесением определения о назначении административного дела к судебному разбирательству.

Стадия подготовки административного дела к судебному разбирательству состоит из двух этапов. Первый этап представляет собой совокупность собственно подготовительных действий, указанных в ст. 135 КАС РФ. Второй этап представляет собой предварительное судебное заседание, проводимое в целях:

1) уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела;

2) определения достаточности доказательств по административному делу;

3) выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением;

4) процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству;

5) выяснения возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства.

Предварительное судебное заседание. Примирительные процедуры и соглашения о примирении. Понятие и виды примирительных процедур. Соглашение о примирении сторон.

Предварительное судебное заседание проводится единолично судьей, осуществляющим подготовку административного дела к судебному разбирательству. Стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители извещаются о времени и месте проведения предварительного судебного заседания. Неявка в суд лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте предварительного судебного заседания, не является препятствием для проведения предварительного судебного заседания. Указанные лица могут участвовать в предварительном судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.

В предварительном судебном заседании стороны, их представители, другие лица, участвующие в деле, вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства, излагать свои доводы по возникающим в этом заседании вопросам.

В предварительном судебном заседании суд вправе приостановить или прекратить полностью или в части производство по административному делу, оставить административное исковое заявление без рассмотрения при наличии к тому оснований и в порядке, установленном КАС РФ для разрешения соответствующих вопросов, за исключением административных дел, подлежащих рассмотрению судом коллегиально.

После рассмотрения всех вопросов, вынесенных в предварительное судебное заседание, суд разрешает вопрос о готовности административного дела к судебному разбирательству.

Таким образом, подготовка дела к судебному разбирательству есть совокупность процессуальных действий, совершаемых сторонами под руководством судьи, направленных на обеспечение своевременного и правильного рассмотрения и разрешения административного дела.[33] Точное исполнение требований закона о подготовке дел к судебному разбирательству направлено к предупреждению судебной волокиты и бюрократизма в судопроизводстве[34].

Примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон. По ходатайству сторон, их представителей суд приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон.

Стороны могут урегулировать спор, заключив соглашение о примирении сторон. Соглашение о примирении сторон заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них соответствующих полномочий. Соглашение о примирении сторон должно содержать условия, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.

Вопрос об утверждении соглашения о примирении сторон рассматривается судом в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, в том числе предварительного судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, является препятствием для утверждения соглашения о примирении сторон. По результатам рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении сторон суд выносит определение об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в утверждении указанного соглашения. При утверждении судом соглашения о примирении сторон производство по административному делу прекращается полностью или в соответствующей части.

Читайте так же:  Предарбитражное уведомление или досудебная претензия

Исполнение соглашения о примирении сторон осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены указанным соглашением. Не исполненное в добровольном порядке соглашение о примирении сторон подлежит принудительному исполнению по правилам гл. 38 КАС РФ.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/16xed1c.html

Статья 132 КАС РФ. Задачи подготовки административного дела к судебному разбирательству (действующая редакция)

Подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому административному делу и проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела. Подготовка к судебному разбирательству проводится судьей единолично после принятия административного искового заявления к производству суда с участием сторон, их представителей, заинтересованных лиц.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 132 КАС РФ

1. Комментируемой статьей закрепляются базовые характеристики подготовки административного дела к судебному разбирательству как стадии административного судопроизводства.

Подготовка каждого административного дела к предстоящему судебному разбирательству — самостоятельная обязательная стадия производства по административному делу в суде первой инстанции.

Самостоятельный характер стадии подготовки находит отражение прежде всего в том, что она имеет специфические цель и задачи, а также значение. Целью подготовки является обеспечение наиболее быстрого, своевременного и правильного разрешения дела по существу.

Обязательность рассматриваемой стадии проявляется в том, что подготовка проводится по всем без исключения административным делам независимо от их сложности, социальной значимости, объема доказательств и других факторов. В определенной мере это обусловлено самой логикой развития процесса в суде первой инстанции: если возбуждение дела дает импульс всему дальнейшему развитию процессуальных правоотношений по делу, то подготовка дела к судебному разбирательству создает необходимые условия для решения общих задач административного судопроизводства, сформулированных в ст. 3 КАС, посредством выполнения специальных задач, присущих данной стадии административного судопроизводства. Хотя конкретных исключений из правила об обязательности проведения подготовки КАС не предусматривает, в известном смысле таким исключением можно считать упрощенное (письменное) производство, учитывая его специфику, в том числе усеченный срок рассмотрения дела в рамках данной процедуры (см. комментарий к ст. 292 КАС).

В КАС, как и в ГПК, подготовка дела к судебному разбирательству не рассматривается как стадия процесса, которая носит исключительно вспомогательный, обслуживающий характер. Такой вывод с необходимостью вытекает из ст. 138 КАС (см. комментарий к названной статье), которая наряду с полномочием суда по окончанию производства по делу без вынесения решения предусматривает право суда принять решение об отказе в удовлетворении административного иска ввиду установления факта пропуска административным истцом установленного законом срока обращения в суд без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

2. Подготовка начинается сразу же после возбуждения административного дела. Данной нормой подчеркивается стадийность процесса по административному делу, которая предполагает не только наличие определенных стадий, но и строгую последовательность их наступления. С практической точки зрения комментируемая норма исключает возможность совершения каких-либо подготовительных действий до принятия административного иска к производству суда, в том числе и в случае оставления административного искового заявления без движения по правилам ст. 130 КАС (см. комментарий к названной статье), и, наоборот, не допускает оставления без движения заявления, по которому уже возбуждено административное дело и осуществляются процессуальные подготовительные действия. Отступление от данного правила чревато нарушением последовательности прохождения отдельных стадий процесса, а значит, и логики развития процесса в суде первой инстанции в целом.

Закон устанавливает проведение подготовки единолично судьей, которому исковые материалы переданы после их поступления в суд в соответствии с действующим в судах общей юрисдикции порядком распределения дел и формирования состава суда (ст. 28 КАС). Строго говоря, КАС предусматривает коллегиальность только при рассмотрении административных дел отдельных категорий (ч. 1 ст. 29 КАС), т.е. исключительно в стадии судебного разбирательства, тем самым не допуская использования данного начала в стадиях возбуждения административного дела и подготовки его к судебному разбирательству. В отсутствие иных нормативных установлений комментируемая норма предполагает проведение подготовки единолично судьей независимо от того, каким составом суда (единолично или коллегиально) должно рассматриваться дело в стадии судебного разбирательства по правилам ч. 2 ст. 29 КАС.

Обращает на себя внимание тесная связь между тремя задачами подготовки — уточнением предмета доказывания, правовой квалификацией взаимоотношений сторон и представлением необходимых доказательств: норма права, регулирующая взаимоотношения сторон, служит одним из источников определения круга фактов предмета доказывания, а он, в свою очередь, влияет на определение круга доказательств, подлежащих исследованию по делу.

Уточнение обстоятельств дела начинается с уяснения требований истца. Суд должен помочь истцу внести в них определенность и ясность.

Определяя совокупность фактов, установление которых необходимо для разрешения дела, судья исследует фактический состав основания иска, а также выясняет у истца, какие возражения возможны со стороны ответчика. При этом судья, руководствуясь нормами материального права, вправе включить в предмет доказывания факты, имеющие юридическое значение для дела, но не указанные сторонами, либо исключить из основания иска факты, которые не имеют значения для дела (см. комментарий к ст. 62 КАС).

Правильно определить предмет доказывания невозможно без квалификации правоотношения сторон, и наоборот, чем более полной информацией об обстоятельствах дела располагает суд, тем более точной будет правовая квалификация, которую он даст правоотношениям между сторонами спора. Иными словами, уточняя обстоятельства дела в ходе подготовки к судебному разбирательству, судья определяет и нормы материального права, регламентирующие правовые отношения, сложившиеся между сторонами, которые подлежат применению при разрешении спора. Отсюда вывод: уточнение предмета доказывания и квалификация правоотношений сторон взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Читайте так же:  Подать жалобу председателю верховного суда

Результатом анализа спорного правоотношения должно быть установление его субъектов (лиц, которые в данном правоотношении предположительно являются управомоченными и обязанными). Характером правоотношения определяется необходимость участия в процессе лиц, имеющих заинтересованность в деле (как материально-правовую, так и процессуальную или только процессуальную). В стадии подготовки судья должен разрешить вопрос о необходимости привлечения к участию в процессе специалиста, переводчика. Что же касается свидетеля и эксперта, которые также относятся к другим участникам процесса (лицам, содействующим осуществлению правосудия), то их участие в процессе напрямую связано с выполнением другой задачи стадии подготовки — представления необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле.

Пожалуй, только две последние задачи применительно к административному судопроизводству нуждаются в уточнении. Учитывая большую активность суда в доказывании по административным делам, чем по гражданским, вряд ли правомерно формулировать соответствующую задачу как представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле. По буквальному смыслу данной формулировки суд вообще не занимается выполнением названной задачи, что противоречит нормам КАС, прежде всего ч. 1 ст. 63 и п. 6 ч. 3 ст. 135.

Относительно задачи примирения сторон необходимо оговориться, что специфика публичных правоотношений, из которых возникают административные дела, рассматриваемые по правилам КАС, далеко не всегда допускает возможность примирения. Именно поэтому в различных статьях КАС в отношении возможности заключения соглашения сторон о примирении встречается оговорка: «если заключение соглашения прямо не запрещено законом» (ч. 6 ст. 46) или «возможно в случае допустимости взаимных уступок» (ч. 1 ст. 137). В то же время в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 138 КАС выяснение возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства является одной из целей проведения предварительного судебного заседания по административным делам.

И это не случайно. Заключение мирового соглашения (по терминологии КАС — соглашения о примирении) является предпочтительным способом урегулирования не только гражданско-правового спора, но и административного спора по целому ряду категорий административных дел, причем как с точки зрения самих сторон, так и с точки зрения государства.

В силу принципа диспозитивности стороны вправе уже в стадии подготовки окончить дело путем заключения соглашения о примирении (ч. 4 ст. 46, п. 10 ч. 3 ст. 135, ст. 137 КАС). Осуществляя в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству задачу по примирению сторон, судья обладает следующими полномочиями: 1) разъяснить сторонам преимущества урегулирования спора путем заключения соглашения о примирении, а также правовые последствия его утверждения судом; 2) по просьбе сторон оказать им помощь в формулировании условий соглашения о примирении. Однако активность суда в реализации задачи примирения сторон административного спора не должна вступать в противоречие с принципами диспозитивности, состязательности и равноправия сторон (ст. 14 КАС), а также независимости судей (ст. 7 КАС).

Источник: http://www.zakonrf.info/kas/132/

Судебное разбирательство по административным делам

— ситуацию, когда судья единолично применяет административные взыскания в виде штрафа, исправительных работ или ареста за административное правонарушение в соответствии

Судебное разбирательство по административным делам

Юриспруденция, право, государство

Другие материалы по предмету

Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство выступает гарантом этого права. Оно его легализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации. Государство устанавливает обязанность государственных органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями. Это право становится регулируемым законом, юридическим правом.

Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан необходимое условие становления правового государства.

Гражданское судопроизводство подразделяется на три вида : исковое, особое и производство по делам , возникающим из административно-правовых отношений.

Развитие законодательства России показало, что название третьего из перечисленных видов судопроизводства носит до некоторой степени условный характер.

Условность названия данного вида гражданского судопроизводства состоит в том, что суды в порядке, предусмотренном для этого вида судопроизводства ( гл.22-25 ГПК ), рассматривают и разрешают не только дела, возникающие из административных правоотношений, но и дела, возникающие из конституционных, налоговых и других правоотношений.

Судопроизводство по жалобам на постановления органов внутренних дел.

Суды рассматривают дела по жалобам в случаях, предусмотренных законом. Такие случаи перечисляются в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях.( КоАП). В пп.1,2,3 ст. 267 КоАП говорится об обжаловании гражданином постановления об административном правонарушении в районный суд, а именно постановления административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних районной администрации, решения сельской администрации, поселковой администрации, постановления иного органа ( должностного лица ) ( органа внутренних дел) о наложении административного взыскания в виде штрафа и о наложении другого административного взыскания, в п.4 постановления органа внутренних дел ( должностного лица) о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, — в вышестоящий орган ( вышестоящему должностному лицу).

Судьи районных судов согласно ст.194, 202 и 202 прим . КоАП уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях и применять меры административного взыскания в виде исправительных работ и административного ареста ( ст.31,32 КоАП). Поэтому необходимо отличать две правовые ситуации :

— ситуацию, когда судья единолично применяет административные взыскания в виде штрафа, исправительных работ или ареста за административное правонарушение в соответствии со ст. 202 и 202 прим. ГПК ;

  1. ситуацию, когда судья единолично рассматривает гражданское дело, но по правилам, предусмотренным главой 24 (ст.236 239 ГПК).
  2. Гражданское дело возникает тогда, когда иные органы ( должностные лица ) , а не судьи согласно правилам о подведомственности дел об административных правонарушениях, рассмотрели и вынесли постановление о наложении административного взыскания. В главе 15 КоАП приведены названия 33 органов государства, должностные лица которых имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях и постановления которых можно обжаловать в суд для проверки их законности в порядке гражданского судопроизводства. В п.5 ст.194 гл.15 КоАП указаны органы внутренних дел. В главе 16 ст.203 обозначена подведомственность дел об административных правонарушениях которые могут рассматривать органы внутренних дел.
Читайте так же:  Госпошлина при обращении в районный суд

Данный вид судопроизводства не был предусмотрен в ГПК 1923 г., и производство по делам, связанным с судебным обжалованием административных взысканий в виде штрафов, было регламентировано в ГПК РСФСР 1964 г. Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения таких дел был необходим, поскольку судебное обжалование постановлений о наложении штрафа было предусмотрено в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. « О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке « и в ст. 21-25 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 марта 1962 г. « О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке».

В течении десяти дней со дня вручения гражданам и должностным лицам объявления постановления о наложении штрафа или о взыскании в административном порядке они вправе обжаловать соответствующие действия в суд по месту жительства.

Объявление постановления по делу об административном правонарушении и вручение копии постановления происходит в соответствии со ст.26 КоАП. Копия постановления в течении трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Копия постановления вручается под расписку. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле.

Порядок вручения копии постановления определяет исчисление десятидневного срока для обжалования постановления в суд. Если копия постановления вручена под расписку, то десятидневный срок обращения исчисляется с даты вручения, зафиксированной в производстве по делу об административном правонарушении. Если же копия постановления высылается по почте, то десятидневный срок следует исчислять с момента вручения копии постановления гражданину почтой.

Пленум Верховного Суда РСФСР в постановлении от 14 апреля 1988 г. « О некоторых вопросах рассмотрения судами в порядке гражданского судопроизводства жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях»»( пп. 3, 5) в редакции Постановления Пленума № 11 от 21 декабря 1993 г. разъяснил судам, что недопустим отказ в возбуждении дела в суде по мотивам пропуска срока на подачу жалобы, истечения сроков наложения взыскания, исполнения постановления. В случае пропуска десятидневного срока обращения в суд по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление.

Обратиться с жалобой в суд вправе не только лица, привлеченные к административной ответственности ( ст.247 КоАП), но и потерпевший ( ст.248 КоАП), законные представители (ст.249 КоАП), представители в лице адвоката при наличии полномочий, удостоверенных ордером юридической консультации ( ст. 250 КоАП), другие представители при наличии доверенности.

Жалоба должна соответствовать требованиям ст. 126 ГПК и содержать сведения, необходимые для своевременного и правильного ее разрешения, а именно : фамилия, имя, отчество лица, обращающегося в суд, и его адрес; наименование органа ( должностного лица ), постановление которого обжалуется; дата его вынесения и вручения копии; обстоятельства, которыми гражданин обосновывает свое несогласие с постановлением; доказательства, подтверждающие доводы жалобы.

В стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья, установив, что представленных доказательств недостаточно, вправе предложить той и другой стороне представить дополнительные доказательства. В случаях, когда представление доказательств затруднительно, судья по ходатайству лица, подавшего жалобу, или должностного лица истребует письменные либо вещественные доказательства.

В соответствии со ст. 270 КоАП подача жалобы в установленный срок приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания. Поэтому судья, приняв жалобу к рассмотрению, должен поставить в известность орган, осуществляющий исполнение постановления, о поданной жалобе и о приостановлении в связи с этим исполнения постановления о наложении административного взыскания.

Жалоба рассматривается судом в десятидневный срок. Заявитель и государственный орган или должностное лицо извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не служит препятствием для разрешения дела.

При рассмотрении дела суд обязан проверить правильность действий государственного органа или должностного лица и установить следующее : производится ли взыскание на основании закона и управомоченным на то органом или должностным лицом; был ли соблюден установленный порядок привлечения лица, к которому предъявлено требование, к выполнению возложенной на него обязанности; совершил ли оштрафованный нарушение, за которое законодательством установлена ответственность в виде штрафа, и виновен ли он в совершении этого нарушения; не превышает ли наложенный штраф установленный предельный размер; учтены ли при определении размера штрафа тяжесть совершенного проступка, личность виновного и его имущественное положение; не истекли ли сроки давности для наложения и взыскания штрафа.

Специфическими нормами, определяющими особенности рассмотрения дел по обжалованию административных взысканий, являются:

  1. норма о сокращенном по сравнению с большинством исковых дел сроке ( ч.4 ст.99 ГПК), а именно: десятидневном сроке рассмотрения жалобы;
  2. возможности рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных заявителя и должностного лица либо представителя органа, принявшего постановление об административном взыскании.

Верховный Суд РСФСР разъяснил, что с учетом действия принципа законности суду необходимо тщательно исследовать обстоятельства, относящиеся как к административному правонарушению, так и к личности его совершившего.

Если при рассмотрении жалобы в судебном заседании выяснится, что на основании постановления о наложении административного взыскания выдан исполнительный лист, произведена опись имущества, т.е. производится исполнение, то суд обязан проверить: правильно ли проведена опись имущества, не нарушено ли, в частности

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.studsell.com/view/173677/

Стадия судебного разбирательства по административному делу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here