Содержание
- 1 Права избирательной комиссии
- 2 Избирательное право
- 3 Статья 141 УК РФ. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий
- 4 Конституционно-правовая ответственность избирательных комиссий в Российской Федерации
- 5 Гражданам об их политических правах
- 6 Статья 141 УК РФ. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий
- 7 Права избирательной комиссии
- 8 Нарушение избирательных прав граждан
Права избирательной комиссии
Советы юристов:
3.1. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ
ст 30
При проведении выборов наблюдателя может назначить зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов. Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями
Уведомлять заявлением и направлением с реквизитами наблюдателя.
6.1. Может ли сотрудник Сбербанка быть членом избирательной комиссии с правом решающего голоса?
Может.
Какая разница, где он работает. Сбербанк такая частная организация, как и другие банки, кроме доли государства.
21.1. Если о том, могут ли Вас уволить — нет. Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что:
19. Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.
26.1. Кто его знает.
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 30.06.2016) «О муниципальной службе в Российской Федерации»
Статья 25. Стаж муниципальной службы
27.2. При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным — при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
29.1. Я являюсь членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, могу ли я руководствоваться этим правом и требовать, что бы меня оставили на рабочем месте.
Возможно, у Вас есть преимущественное право на работе при сокращении
30.2. Поправляя коллегу Буланкину: я — единственный американский адвокат, работающий на этом сайте, и бываю здесь КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
Что касается самого вопроса: нет, после голосования избиратель не может изменить свой выбор.
Если же в вопросе имелись в виду не избиратели, а выборщики от штатов, то такого права тоже нет. Но есть небольшое число прецедентов, когда выборщики голосовали вопреки большинству избирателей из их штата. Впрочем, в истории США такое случалось менее, чем в 1% случаев.
Избирательное право
Советы юристов:
3.1. ☼ Здравствуйте, Екатерина. Учитель должен ставить оценки так, как ученик заслуживает, без всякой предвзятости
Желаю Вам удачи и всех благ!
13.1. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ
ст 30
При проведении выборов наблюдателя может назначить зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов. Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями
Уведомлять заявлением и направлением с реквизитами наблюдателя.
16.1. Может ли сотрудник Сбербанка быть членом избирательной комиссии с правом решающего голоса?
Может.
Какая разница, где он работает. Сбербанк такая частная организация, как и другие банки, кроме доли государства.
Статья 141 УК РФ. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий
1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;
б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Комментарии к ст. 141 УК РФ
1. Статьей 32 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантировано право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Избирательные права граждан и порядок работы избирательных комиссий определяются федеральными законами.
2. Объективная сторона преступления включает действия, которыми нарушаются избирательные права граждан и работа избирательных комиссий:
б) нарушение тайны голосования (вмешательство в заполнение бюллетеня или опросного листа, допуск в кабину или помещение для голосования других лиц во время нахождения там избирателя или лица, участвующего в референдуме, неисполнение обязанности принять меры к специальному оборудованию мест для голосования);
в) воспрепятствование работе избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума (действия, лишающие или ограничивающие возможности комиссий осуществлять деятельность в рамках предоставленных полномочий).
Преступление может быть совершено и путем бездействия, т.е. неисполнения органами, учреждениями, их должностными лицами, а также организациями возложенных на них федеральным законодательством обязанностей оказывать содействие избирательным комиссиям и комиссиям по проведению референдума в осуществлении их полномочий.
3. Преступление имеет формальный состав, признается оконченным с момента совершения указанных в законе действий (бездействия).
4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Содержание мотива и цели нарушения избирательных прав граждан не влияет на квалификацию преступления. Деяния, предусмотренные ст. 141 УК, совершенные по мотивам дискриминации, должны квалифицироваться по ст. ст. 141 и 136 УК.
5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.
6. Квалифицирующими признаками (ч. 2 ст. 141) являются: подкуп, обман, принуждение, применение насилия, угроза применения насилия, использование служебного положения и совершение деяний, указанных в ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, группой лиц по предварительному сговору и организованной группой.
О признаках подкупа см. коммент. к ст. 309.
Обман — введение в заблуждение, предоставление ложной информации о кандидатах, порядке и сроках проведения предвыборной кампании и выборов, а также предоставление избирателю ложной информации при осуществлении им своих избирательных прав. Под обманом понимается и намеренное сокрытие информации, обеспечивающей гласность выборов и референдума, а также полную осведомленность их участников.
О признаках принуждения см. коммент. к ст. 302.
Насилие — побои, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, а также совершение других насильственных действий, препятствующих свободному волеизъявлению избирателей и осуществлению избирательными комиссиями и комиссиями по проведению референдума их полномочий.
Использование служебного положения следует толковать исходя из содержания примечаний к ст. 201 и 285 УК.
Совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой квалифицируется с учетом положений ч. ч. 2 и 3 ст. 35 УК.
7. В ч. 3 ст. 141 предусмотрена ответственность за вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством РФ. Способы вмешательства, а также вопросы, вмешательство в решение которых с использованием должностного или служебного положения является наказуемым по ст. 141, подробно указаны в законе.
Источник: http://rulaws.ru/uk/Razdel-VII/Glava-19/Statya-141/
Конституционно-правовая ответственность избирательных комиссий в Российской Федерации
Элементом правового статуса, общим для всех видов избирательных комиссий, выступает конституционно-правовая ответственность.
Конституционно-правовая ответственность за нарушение законодательства о выборах в теории определяется как ответственность по избирательному праву, которая является разновидностью конституционно-правовой ответственности и представляет собой проявление данного вида ответственности в рамках отношений, составляющих предмет регулирования избирательного права как важнейшей подотрасли конституционного права [17;с.19].
Д.В. Орлов выделяет следующие признаки юридической ответственности за избирательные правонарушения: в основе юридической ответственности лежит совершение избирательного правонарушения; устанавливается государством и всегда предусматривает применение к виновным лицам правовых санкций уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами; реализуется в установленной процессуальной форме и некоторые иные[28;с.20].
Основания конституционно-правовой ответственности по избирательному праву содержатся в Конституции РФ, Федеральных законах и в нормативных правовых актах субъектов РФ, а привлечение правонарушителей к данному виду ответственности осуществляется в административном и судебном порядке.
Значительное влияние на развитие институтов защиты избирательных прав и конституционно-правовой ответственности в целом, избирательных комиссий в частности, оказал вступивший в силу 15 сентября 2015 г. (за исключением отдельных положений) Кодекс административного судопроизводства, который касается рассмотрения Верховным Судом РФ и судами общей юрисдикции административных дел, возникающих из публичных правоотношений, в частности, дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан. Ранее данная категория дел рассматривалась по правилам гражданского судопроизводства (подраздел III гл. 23 и 26 ГПК РФ).
Как отмечает Е.И. Колюшин, гл. 24 Кодекса административного судопроизводства в значительной мере воспроизводит нормы последней редакции гл. 26 ГПК РФ, однако имеются различия, нерешенные проблемы, например, ГПК РФ оперировал понятием «заявление», Кодекс — «административное исковое заявление». Поэтому возникает необходимость приведения в соответствие с Кодексом терминологии избирательного законодательства. Последнее оперирует понятием «жалоба (заявление)».
Сохраняя дифференцированный подход к праву разных заявителей на обращение в суд в зависимости от предмета спора, Кодекс административного судопроизводства уделяет этой дифференциации значительно больше внимания, а также закрепляет две разновидности сроков: сроки подачи заявлений и сроки рассмотрения административных дел. И те, и другие зависят от периода, на который приходятся: во время избирательной кампании и после ее окончания [29;с. 190-203].
В отношении избирательных комиссий конституционноправовая ответственность выражается в возможности их расформирования. Так, в соответствии с п.1 ст. 31 Закона об основных гарантиях избирательная комиссия может быть расформирована в случаях: а) нарушения комиссией избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего за собой признание ЦИК России, избирательной комиссией субъекта РФ в порядке, установленном законом, недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума;
- б) неисполнения комиссией решения суда или вышестоящей комиссии, решений ЦИК России, избирательной комиссии субъекта РФ, избирательной комиссии муниципального района.
- в) невыполнения комиссией обязанности по назначению выборов, повлекшего за собой назначение выборов временной избирательной комиссией.
Дела, связанные с расформированием избирательных комиссий, рассматриваются судами в соответствии подсудностью, установленной п. 2 ст. 75 Закона об основных гарантиях.
Так, решения и действия (бездействие) ЦИК России обжалуются в Верховный Суд РФ, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.
Кодекс административного судопроизводства и Закон об основных гарантиях определяет субъектов, управомоченных обратиться в суд с заявлением (административным исковым заявлением) о расформировании соответствующей комиссии. Например, с заявлением о расформировании ЦИК России вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. При этом Закон не исключает возможности одновременного обращения с заявлением в суд о расформировании соответствующей избирательной комиссии нескольких управомоченных субъектов. В этом случае суд рассматривает эти заявления одновременно в рамках одного дела.
Административное исковое заявление (заявление) о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума может быть подано в суд в установленные сроки, которые являются пресекательными и не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска
Заявление о расформировании комиссии принимается судом к рассмотрению немедленно и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней, а в период избирательной кампании — не позднее чем через 3 дня со дня подачи заявления.
Порядок формирования комиссий соответствующего вида в случае принятия судом решения об их расформировании закреплен в Законе об основных гарантиях (ст. 21-27). При этом временная комиссия должна быть сформирована не позднее чем через 3 дня после вступления в силу решения суда о расформировании комиссии. Вне периода избирательной кампании новая комиссия должна быть сформирована не позднее чем через один месяц со дня вступления в силу решения суда о расформировании комиссии (со дня окончания избирательной кампании).
Расформирование избирательной комиссии влечет за собой прекращение полномочий членов соответствующей комиссии с правом решающего голоса, однако полномочия членов комиссии с правом совещательного голоса не прекращаются. Последние могут принимать участие в работе соответствующих временных комиссий, а также комиссий, сформированных в новом составе.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснил, что «. к действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных ( в силу закона или специального поручения) членов соответствующей комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий.
Под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными актами и иными актами, определяющими полномочия комиссии.
Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, комиссии референдума, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия, комиссия референдума в силу закона обязаны были рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе, однако свою обязанность не выполнили».
Например, в 2012 году по заявлению избирательной комиссии Владимирской области была расформирована избирательная комиссия муниципального образования г. Александровск, так как был установлен факт неисполнения постановлений территориальной избирательной комиссии района, а также то, что руководство деятельностью избирательной комиссии муниципального образования осуществляло лицо, полномочия которого прекращены. В 2014 году по заявлению избирательной комиссии Московской области была расформирована территориальная избирательная комиссия г. Дзержинский за невыполнение предписаний вышестоящей избирательной комиссии.
Закон об основных гарантиях (п. 8 ст. 29) содержит перечень оснований немедленного прекращения полномочий члена комиссии с правом решающего голоса, которые можно разделить на общие и специальные.
К первой группе относятся:
приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;
признание члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
смерть члена комиссии.
Ко второй группе относятся:
вступления в законную силу в отношении члена комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах;
признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности;
вступления в законную силу решения суда о расформировании комиссии.
Также Закон об основных гарантиях (п. 6 ст. 29) закрепляет перечень оснований досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса до истечения срока по решению органа, его назначившего, в случае выявления положений, несовместимых с его статусом.
Оба перечня не остаются неизменными. Законодательные поправки вносились в 2005, 2012-2013 и 2016 годах, однако самым спорным основанием продолжает оставаться возможность отзыва члена избирательной комиссии с правом решающего голоса назначившей его политической партией.
За введение данного основания высказываются следующие аргументы:
в течение срока полномочий избирательной комиссии, член избирательной комиссии с правом решающего голоса, представленный от политической партии, может изменить свою политическую принадлежность и перестать защищать интересы партии, от которой он был назначен;
могут быть выявлены различные факты, свидетельствующие о недобросовестном отношении к исполнению своих обязанностей члена избирательной комиссии, а также факты некорректного поведения члена комиссии, которые в целом ведут к утрате доверия со стороны субъекта предложившего кандидатуру члена комиссии.
Аргументы «против» представляются более обоснованными: право немотивированного отзыва члена избирательной комиссии с правом решающего голоса политической партией, предложившей данную кандидатуру при формировании комиссии:
ставит данного члена комиссии в зависимость от политической партии и фактически означает поднадзорность его деятельности;
определяет, что, участвуя в принятии решений комиссией, член комиссии должен будет руководствоваться позицией партии, а не законом и собственными убеждениями, что противоречит принципам независимости и невмешательства в деятельность избирательных комиссий.
С точки зрения правоприменительной практики предоставление права отзыва члена избирательной комиссии с правом решающего голоса может повлечь за собой появление факторов искусственного создания политическими партиями неправомочности составов комиссий в период избирательных кампаний. Рассматриваемое право отзыва не согласуется с международными стандартами организации работы избирательных комиссий, а также с правовыми позициями Конституционного Суда РФ. Так, и. 3 ст. 11 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах- участниках СНГ предусмотрено, что порядок и сроки досрочного прекращения полномочий членов избирательного органа (комиссии) по основаниям, предусмотренным в законе, а также назначения уполномоченным на то органом нового члена избирательного органа взамен выбывшего не должны препятствовать осуществлению избирательным органом возложенных на него полномочий, нарушать целостность избирательного процесса, приводить к несоблюдению сроков выполнения избирательных действий, нарушению избирательных прав и свобод граждан.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В соответствии с и. 77 Руководящих принципов относительно выборов органы, назначающие членов избирательной комиссии, не должны иметь возможность свободно отзывать их, поскольку это порождает сомнения в их независимости. Отзыв по собственному усмотрению недопустим, однако отзыв по дисциплинарным причинам вполне возможен при условии, что основания для этого четко и ограничительно изложены в законе.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.06.2010 г. №14-П в России действует специальный порядок формирования избирательных комиссий, исключающий монопольное участие каких-либо законодательных или исполнительных органов, а равно иных субъектов публичной власти в определении их персонального состава, а также не допускается отзыв члена избирательной комиссии с правом решающего голоса по инициативе субъекта, предложившего его кандидатуру в состав комиссии.
Гражданам об их политических правах
Защита избирательных прав в избирательных комиссиях
Пункт 3 статьи 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что избирательные комиссии «обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав». Однако опыт российских выборов показывает, что избирательные комиссии часто не только не обеспечивают многие избирательные права (в первую очередь — пассивное избирательное право), но даже препятствуют их реализации. Тем не менее, в определенных случаях обращение в избирательные комиссии позволяет защитить нарушенные права.
Для того чтобы повысить роль избирательных комиссий в защите избирательных прав, желательно добиваться включения в состав комиссий грамотных и принципиальных граждан. Кроме того, кандидаты и избирательные объединения вправе после представления документов на регистрацию назначать своих представителей в комиссии в качестве членов с правом совещательного голоса. Эти вопросы будут подробнее обсуждены в следующем разделе, а здесь мы остановимся на порядке работы избирательной комиссии с жалобами граждан.
Несмотря на то, что избирательные комиссии по своей сути являются коллегиальными органами, закон не требует, чтобы по каждой жалобе комиссия принимала коллегиальное решение. И по сложившейся правоприменительной практике значительная часть жалоб не выносится на заседания комиссий; они рассматриваются индивидуально уполномоченными на это членами комиссий (а зачастую и сотрудниками аппарата комиссии с последующим подписанием членом комиссии), и по результатам рассмотрения предпринимаются те или иные действия, чаще всего это просто ответы заявителям (иногда откровенные отписки).
Одним из наиболее важных действий, которое избирательная комиссия может осуществить без принятия решения, является составление протокола об административном правонарушении. Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченные избирательной комиссией, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных 16 из 33 статей Кодекса, посвященных нарушениям избирательных прав граждан. Еще одним важным действием может быть обращение в правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитации и (или) изъятии незаконных агитационных материалов.
Есть случаи, когда закон обязывает избирательную комиссию принять по жалобе коллегиальное решение. К таким случаям относятся жалобы на решения нижестоящих избирательных комиссий, а также жалобы, связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов нижестоящих комиссий.
Как уже отмечалось, процедура рассмотрения избирательными комиссиями жалоб практически не регламентирована. И все же в законе есть важное требование: «при рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения».
К сожалению, и это минимальное требование комиссии далеко не всегда выполняют. При этом «рамочный» закон (в отличие от Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации») даже не оговаривает право приглашенных на заседание представителей заинтересованных сторон давать объяснения и представлять доказательства по существу рассматриваемого вопроса.
Источник: http://isfic.info/elekt/vasr11.htm
Статья 141 УК РФ. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий
1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;
б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Комментарии к ст. 141 УК РФ
1. Статьей 32 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантировано право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Избирательные права граждан и порядок работы избирательных комиссий определяются федеральными законами.
2. Объективная сторона преступления включает действия, которыми нарушаются избирательные права граждан и работа избирательных комиссий:
а) воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав и прав на участие в референдуме (невключение, отказ от включения лица в список избирателей, отказ избирателю в ознакомлении со списками избирателей, препятствование выдвижению кандидата, предвыборной агитации, наблюдению за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов), а также воспрепятствование совершению других избирательных действий в порядке, установленном федеральным законодательством о выборах;
б) нарушение тайны голосования (вмешательство в заполнение бюллетеня или опросного листа, допуск в кабину или помещение для голосования других лиц во время нахождения там избирателя или лица, участвующего в референдуме, неисполнение обязанности принять меры к специальному оборудованию мест для голосования);
в) воспрепятствование работе избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума (действия, лишающие или ограничивающие возможности комиссий осуществлять деятельность в рамках предоставленных полномочий).
Преступление может быть совершено и путем бездействия, т.е. неисполнения органами, учреждениями, их должностными лицами, а также организациями возложенных на них федеральным законодательством обязанностей оказывать содействие избирательным комиссиям и комиссиям по проведению референдума в осуществлении их полномочий.
3. Преступление имеет формальный состав, признается оконченным с момента совершения указанных в законе действий (бездействия).
4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Содержание мотива и цели нарушения избирательных прав граждан не влияет на квалификацию преступления. Деяния, предусмотренные ст. 141 УК, совершенные по мотивам дискриминации, должны квалифицироваться по ст. ст. 141 и 136 УК.
5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.
6. Квалифицирующими признаками (ч. 2 ст. 141) являются: подкуп, обман, принуждение, применение насилия, угроза применения насилия, использование служебного положения и совершение деяний, указанных в ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, группой лиц по предварительному сговору и организованной группой.
О признаках подкупа см. коммент. к ст. 309.
Обман — введение в заблуждение, предоставление ложной информации о кандидатах, порядке и сроках проведения предвыборной кампании и выборов, а также предоставление избирателю ложной информации при осуществлении им своих избирательных прав. Под обманом понимается и намеренное сокрытие информации, обеспечивающей гласность выборов и референдума, а также полную осведомленность их участников.
О признаках принуждения см. коммент. к ст. 302.
Насилие — побои, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, а также совершение других насильственных действий, препятствующих свободному волеизъявлению избирателей и осуществлению избирательными комиссиями и комиссиями по проведению референдума их полномочий.
Использование служебного положения следует толковать исходя из содержания примечаний к ст. 201 и 285 УК.
Совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой квалифицируется с учетом положений ч. ч. 2 и 3 ст. 35 УК.
7. В ч. 3 ст. 141 предусмотрена ответственность за вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством РФ. Способы вмешательства, а также вопросы, вмешательство в решение которых с использованием должностного или служебного положения является наказуемым по ст. 141, подробно указаны в законе.
Источник: http://rulaws.ru/uk/Razdel-VII/Glava-19/Statya-141/
Права избирательной комиссии
Советы юристов:
3.1. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ
ст 30
При проведении выборов наблюдателя может назначить зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов. Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями
Уведомлять заявлением и направлением с реквизитами наблюдателя.
6.1. Может ли сотрудник Сбербанка быть членом избирательной комиссии с правом решающего голоса?
Может.
Какая разница, где он работает. Сбербанк такая частная организация, как и другие банки, кроме доли государства.
21.1. Если о том, могут ли Вас уволить — нет. Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что:
19. Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.
26.1. Кто его знает.
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 30.06.2016) «О муниципальной службе в Российской Федерации»
Статья 25. Стаж муниципальной службы
27.2. При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным — при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
29.1. Я являюсь членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, могу ли я руководствоваться этим правом и требовать, что бы меня оставили на рабочем месте.
Возможно, у Вас есть преимущественное право на работе при сокращении
30.2. Поправляя коллегу Буланкину: я — единственный американский адвокат, работающий на этом сайте, и бываю здесь КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
Что касается самого вопроса: нет, после голосования избиратель не может изменить свой выбор.
Если же в вопросе имелись в виду не избиратели, а выборщики от штатов, то такого права тоже нет. Но есть небольшое число прецедентов, когда выборщики голосовали вопреки большинству избирателей из их штата. Впрочем, в истории США такое случалось менее, чем в 1% случаев.
Нарушение избирательных прав граждан
Россия – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Так гласит статья 1 Конституции РФ.Демократия предполагает, что каждый гражданин имеет право голоса в управлении страной. Во-первых, граждане страны могут путем открытого голосования выбирать кандидатов в органы власти. Во-вторых, они могут свободно баллотироваться на роль этих же кандидатов и, в случае победы, осуществлять вверенную им власть.
Любые действия, которые могут так или иначе воспрепятствовать осуществлению гражданами своих избирательных прав, признаются противоправными.
В стране предусмотрена, как административная, так и уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан.
Избирательное право в России
Каждый человек, который достиг избирательного возраста, имеет право участвовать в выборах. Любой желающий даже может стать президентом страны, если его возрастные и образовательные характеристики будут удовлетворять критериям, установленным в действующем законодательстве.
Конечно, все понимают, что таким правом все обладают только в теории. В реальности же даже чтобы стать кандидатом в президенты, требуется собрать большой набор документов, подготовить подписи, и все равно это не будет полной гарантией баллотирования.
Избирательное право граждан включает в себя большое количество частных прав и свобод, в том числе и следующие:
Всего таких частных прав граждан в избирательном праве намного больше. Установлены они специальным федеральным законом.
Голосование в стране осуществляется тайным способом.
Право на выбор кандидата на ту или иную должность в стране называется активным избирательным правом, а самостоятельное участие в выборах признается пассивным правом.
Действующая нормативная база
Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы избирательного права граждан, довольно обширна. Следует выделить те законодательные акты, которые играют особо важную роль в праве выбора.К ним относятся:
- Конституция РФ;
- ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;
- КоАП РФ;
- УК РФ.
Первые два документа отражают избирательные права и особенности действующей избирательной политики, вторые два предусматривают ответственность за нарушение избирательных прав граждан.
Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ все граждане страны имеют право выбирать, быть избранными и участвовать в референдуме по особо важным вопросам, за исключением тех, которые находятся в местах лишения свободы или признаются недееспособными.
ФЗ № 67 отражает основные принципы избирательного права в стране, гарантии и права граждан, состав и правила формирования избирательной комиссии, вопросы финансирования и обжалования принятых решений.
Виды нарушения избирательных прав граждан
Нарушения в области избирательного права граждан разнообразны. Некоторые из них причисляются к административным проступкам, другие – к уголовным преступлениям.
Наиболее часто встречаются следующие виды нарушений избирательного законодательства:
Любого рода фальсификации с документами, голосующими, подписями признаются нарушениями. То же самое касается проведения референдума.
Административные нарушения избирательного права
Большая часть правонарушений, которые возникают в избирательных отношениях, относятся к категории административных проступков.
Правонарушения в избирательном праве прописаны в главе 5 (ст. 5.1 – ст. 5.25) КоАП РФ.
К административным проступкам относятся, как правило, нарушения, связанные с организацией выборов, работой избирательных участков. При таких деяниях не нарушаются конституционные права граждан в области избирательного права.
По самой общей классификации таких проступков выделяются следующие категории нарушений, которые связаны с:
Примерами нарушения избирательного права в рамках КоАП РФ могут быть следующие незаконные действия:
- Непредставление в срок или полное непредставление, равно как и представление ложных сведений, отражающих источники и размеры средств, перечисленных в избирательный фонд. Часть 1 ст. 5.17 КоАП РФ.
- Нарушение условий проведения предвыборной агитации. Статья 5.8 КоАП РФ.
- Нарушение условий рекламы деятельности кандидатов. Статья 5.9 КоАП РФ.
- Уничтожение или повреждение печатных агитационных материалов. Статья 5.14 КоАП РФ.
- Подкуп избирателей или участников референдума, который не имеет уголовного состава. Статья 5.16 КоАП РФ.
- Незаконная выдача избирательного бюллетеня. Статья 5.22 КоАП РФ.
За нарушение избирательных прав КоАП РФ предусматривает санкцию в виде штрафа, который значительно отличается для различных категорий нарушителей.
За незначительные нарушения, к примеру, нарушение правил агитации или представления сведений, физическому лицу грозит малозначительный штраф от 1 тысячи до 5 тысяч рублей. За подкуп же на выборах гражданам грозит более серьезная санкция – до 25 тысяч рублей.
Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан РФ
В УК РФ нарушению избирательных прав посвящена статья 141, которая носит название «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий».Согласно статьи, к уголовно наказуемым видам нарушений относятся:
- Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или участию в референдуме;
- Нарушение тайны голосования;
- Воспрепятствование работе избирательной комиссии;
- Воспрепятствование работе отдельного члена комиссии.
В качестве наказания за подобные деяния Кодексом предусмотрены следующие виды ответственности:
- Штраф до 80 тысяч рублей;
- Штраф в размере дохода осужденного до 6 месяцев;
- Обязательные работы до 360 часов;
- Исправительные работы до года.
- Совершение группой лиц по предварительному сговору;
- Совершение ОПГ;
- Использование своего служебного положения;
- Присутствие признаков подкупа, обмана, принуждения, применения насилия или угрозы его применения.
При наличии отягчающих обстоятельств виновному лицу грозит максимум до 5 лет реального лишения свободы.
Объектом данного преступления является избирательные права граждан, которые гарантированы Конституцией РФ. Для квалификации решающее значение имеет, чтобы совершенные виновным лицом действия затрудняли работу избирательной комиссии или вовсе делали выборы невозможными.
Судебная практика на 2020 год
Преступления по ст. 141 УК РФ или по КоАП РФ о нарушении избирательных прав встречаются редко. Они фиксируются, как правило, при проведении выборов в депутаты, региональное законодательное собрание или органы местного самоуправления.Примерами подобных нарушений могут послужить следующие дела. В день выбора депутатов в государственное собрание Республики Марий Эл учащимся колледжа был совершен подкуп избирателей. Виновное лицо предлагало 11 избирателям вынести незаполненные бюллетени. В результате этого действия он был осужден на 1 год лишения свободы условно с избирательным сроком.
Кроме применения ст. 141 УК РФ на выборах совершаются и преступления по ст. 142 УК РФ. Касаются они фальсификации подписей или вброса бюллетеней. Так, в Тамбовской области были привлечены к ответственности три руководителя избирательных комиссий за фальсификацию списков кандидатов, их подписей. Виновникам судом было назначено наказание в виде 1 года лишения свободы условно.
Когда подкуп совмещен с вымогательством в деле также инкриминируется ст. 222 УК РФ, а когда с мошенничеством – ст. 159 УК РФ.
Количество же административных правонарушений в разы превышает уголовные проступки. Наверно практически на каждых выборах присутствуют незначительные нарушения, которые караются штрафными санкциями.
Избирательные права граждан строго охраняются в демократическом государстве. Выборы, однако, до сих пор являются одной из тех областей, где по-прежнему процветают различного рода нарушения.
Даже несмотря на то, что на выборах присутствуют международные наблюдатели, мелкие нарушения порядка их проведения все же присутствуют.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://ugolovnyi-expert.com/otvetstvennost-za-narushenie-izbiratelnyx-prav-grazhdan/
Юрист в сфере гражданского права.
Стаж: 8 лет