Решение суда об оспаривании ненормативного акта

Проводим инструктаж по теме: "Решение суда об оспаривании ненормативного акта". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

Содержание

  • Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (ст.ст. 197 — 201)

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ в наименование главы 24 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц

    Источник: http://base.garant.ru/12127526/c3b2ada8965e3c847b02170fc363e51a/

    Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ в статью 201 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 201 АПК РФ

    1. Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.

    2. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

    3. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

    4. В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться:

    1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения;

    2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение;

    3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

    5. В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:

    1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;

    2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;

    3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

    6. В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующими органом или лицом об исполнении решения суда.

    7. Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

    ГАРАНТ:

    О некоторых вопросах применения части 7 статьи 201 настоящего Кодекса см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24 июля 2003 г. N 73

    8. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

    9. Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в органы, осуществляющие публичные полномочия, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

    >
    Рассмотрение дел об административных правонарушениях (ст.ст. 202 — 211)
    Содержание
    Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (АПК РФ) (с изменениями и дополнениями)

    Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Источник: http://base.garant.ru/77675502/1efa800d5f474b5131ebc599024686d7/

    научная статья по теме АРБИТРАЖНЫЙ СУД. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ НЕНОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Государство и право. Юридические науки

    Цена:

    Авторы работы:

    Научный журнал:

    Год выхода:

    Текст научной статьи на тему «АРБИТРАЖНЫЙ СУД. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ НЕНОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ»

    Проблемы исполнения решений по делам об оспаривании ненорматибных праВоВых актов

    Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда (ч. 2 ст. 182, ч. 7 ст. 201 АПК РФ).

    Читайте так же:  Судебная экспертиза предприятия

    Однако на основании ч. 1 ст. 180 АПК РФ решение арбитражного суда по данной категории дел вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, а при подаче апелляционной жалобы — со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

    Статьи 8, 10 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ, ст. 320 АПК РФ регулируют общий порядок оформления исполнительных листов: содержание исполнительного листа, требования, предъявляемые к исполнительным листам, последствия их нарушения и порядок возбуждения исполнительного производства. Особенности же выдачи и предъявления исполнительных документов к исполнению предусмотрены в иных нормах Кодекса, которые, несомненно, должны быть учтены арбитражным судом.

    К примеру, в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством дела об оспаривании отказа в возврате (зачете) из бюджета излишне уплаченной суммы платежей рассматриваются арбитражными судами в порядке гл. 24 АПК РФ и отнесены законодателем к спорам об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц либо об оспаривании ненормативных правовых актов в зависимости от формулировки требований в заявлении, т.е. к спорам неимущественного характера1.

    При этом в резолютивной части решения суд указывает: «Признать отказ в возврате излишне уплаченных платежей незаконным, возвратить заявителю

    излишне уплаченную сумму платежей в размере. »,

    т.е. можно сделать вывод, что здесь содержится два требования: имущественного и неимущественного характера.

    Решение арбитражного суда по данной категории дел подлежит немедленному исполнению, однако, как указано выше, оно вступает в силу в общем порядке, по истечении месячного срока со дня его вынесения.

    Если фактической целью заявителя является взыскание (возмещение) из бюджета денежных средств, не выплачиваемых ему вследствие неправомерного бездействия конкретного государственного органа, то такого рода интерес носит имущественный характер

    независимо от того, защищается ли он путем предъявления в суд требования о взыскании соответствующих денежных средств либо посредством предъявления требования о признании незаконным бездействия конкретного государственного органа (должностного лица).

    Законодатель разъясняет порядок исполнения решений судов по делам о признании незаконным бездействия государственного органа (должностного лица), выразившегося в отказе возвратить (возместить, выплатить) из бюджета определенную денежную сумму. Названное требование удовлетворяется и такое решение суда приводится в исполнение по общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 182 Кодекса, т.е. после вступления его в законную силу2.

    Иными словами, действия (бездействие) признали незаконными, а нарушенное право подлежит восстановлению лишь после вступления решения суда в законную силу.

    А как будет исполняться решение суда, если требование о признании недействительным отказа в возврате (зачете) платежей предъявляется как требование о признании недействительным ненормативного правового акта?

    При этом возникают следующие вопросы: когда будет исполнено данное решение суда, как оно будет исполняться, должен ли по данным делам выдаваться исполнительный лист на принудительное исполнение?

    В части 3 ст. 319 АПК РФ предусмотрено, что исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения.

    В этих случаях исполнительный лист выдается сразу после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению. Но рассматриваемая категория дел относится к спорам неимущественного характера.

    Последствием признания ненормативного акта недействительным является потеря им своей правовой силы независимо от того, будет ли акт изменен или отменен издавшим его органом, т.е. ненормативный правовой акт признается не соответствующим закону или иным правовым актам и нарушающим права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

    Однако нарушенное право должно быть восстановлено. В силу этого возврат из бюджета средств и будет восстановлением нарушенного права, а реше-

    ние суда по данному вопросу должно быть исполнено немедленно согласно ст. 201 АПК РФ.

    Но возникает вопрос: исполнит ли ответчик обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченной суммы платежей в добровольном порядке и в какой срок?

    Как правило, по делам об оспаривании ненормативных правовых актов в качестве заинтересованного лица выступают государственные или иные органы либо должностные лица, что вытекает из формулировки рассматриваемой категории дел.

    В части 1 ст. 16 АПК РФ говорится, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ.

    Соответственно, можно сделать вывод, что не вступившие в законную силу решения суда, подлежащие исполнению немедленно после вынесения, обязательны не для всех. Так и поступают указанные органы, затягивая исполнение решений арбитражного суда, что порождает обращения лиц в арбитражный суд с требованием о выдаче исполнительного листа по данным делам.

    На наш взгляд, во избежание волокиты в ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса законодателю необходимо внести некоторые коррективы. В частности, дополнить ее указанием на обязательное исполнение и судебных актов арбитражных судов, подлежащих исполнению немедленно, либо указанием в гл. 24 АПК РФ на возможность принудительного исполнения такого решения.

    Это позволит освободить и без того загруженные арбитражные суды от рассмотрения дополнительных заявлений, будет способствовать более быстрому восстановлению нарушенного права граждан и юридических лиц, ускорит процесс исполнения судебных актов арбитражных судов, внесет ясность в порядок исполнения решений по рассматриваемой категории дел.

    1 Постановление Президиума ВАС РФ от 05.09.2006 г. № 4240/06 по делу № А66-9157/2005 // Вестник ВАС РФ. 2006. № 11.

    2 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24.07.2003 г. № 73 «О некоторых вопросах применения ч. 1 и 2 ст. 182 и ч. 7 ст. 201 АПК РФ» // Вестник ВАС РФ. 2003. № 9.

    Шучаем. за^Яежное nfiaßo

    ПРАВО ЗАСТРОИКИ КАК ИНСТИТУТ ВЕЩНОГО ПРАВА ЭСТОНИИ

    Право застройки представляет собой своеобразный по своей юридической конструкции институт гражданского права, имеющий весьма важное правовое, экономическое и социальное значение. Сегодня он известен законодательству целого ряда европейских государств — Германии, Австрии, Франции, Болгарии, Эстонии.

    Возрождение в Эстонии института права застройки, действовавшего здесь с 1940 по 1949 гг., произошло в 1993 г. с принятием Закона о вещном праве (далее — ЗоВП). За основу указанного института местным законодателем были взяты нормы, содержавшиеся в обобщенном Проекте Гражданского кодекса Эстонии 1940 г., составленном на основе Свода гражданских узаконений губерний Прибалтийских (Остзейских) 1865 г.

    В качестве самостоятельного 1ш т ге право застройки вернулось в современное эстонское право благодаря проведению земельной реформы. В результа-

    те последней появилась возможность устанавливать право застройки в пользу собственников строений при возврате земли бывшим собственникам, при передаче земли в муниципальную собственность, при воз-государствлении и передаче земли в частную собственность. То есть действующее законодательство допускает установление права застройки как на частных, так и на государственных и муниципальных землях.

    Читайте так же:  Профилактической работы инспектора по делам несовершеннолетних

    В современном эстонском законодательстве право застройки является самостоятельным институтом iura in re aliena. В соответствии с ним недвижимая вещь (земельный участок) может быть обременена таким образом, что лицо, в пользу которого установлено право застройки, получает срочное отчуждаемое и наследственное право иметь на недвижимой вещи неотторжимо соединенное с последней строение (ч. 1 ст. 241 ЗоВП). Другими словами, право застройки представляет собой обременение земельного

    Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

    Пoхожие научные работы по теме «Государство и право. Юридические науки»

    ИВАНЫШ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ — 2010 г.

    МОЛОХОВ А.В. — 2012 г.

    ВОРОБЬЕВА И.О., СИНДЕЕВА И.Ю., ЧЕРНИКОВА Е.В. — 2015 г.

    Источник: http://naukarus.com/arbitrazhnyy-sud-problemy-ispolneniya-resheniy-po-delam-ob-osparivanii-nenormativnyh-pravovyh-aktov

    Горячая линия

    (347) 291 20 70

    Арбитражным судом Дальневосточного округа обобщена практика рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов.

    Арбитражным судом Дальневосточного округа обобщена практика рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц

    В ходе проверки законности решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, входящими в Дальневосточный округ, рассматривались в числе прочего вопросы:

    связанные с определением компетенции арбитражных судов по рассмотрению соответствующих заявлений;

    применения положений арбитражного процессуального законодательства о сроке подачи заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными как специального правового регулирования условий для обращения в суд с публично-правовыми спорами;

    связанные с установлением полномочий органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие);

    определения способа восстановления нарушенного права при признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.

    В обзоре приведены, в частности, следующие выводы:

    процессуальным законодательством не предусмотрена возможность разрешения вопроса о подведомственности каждого пункта или раздела обжалуемого ненормативного правового акта, в связи с чем производство по делу о признании недействительным представления контрольно-счетной палаты не подлежало прекращению в части отдельных его пунктов;

    заключение комиссии антимонопольного органа о неподтверждении факта уклонения участника закупки от заключения договора поставки для нужд заказчика обладало признаками ненормативного акта, а именно носило властный характер, принято уполномоченным органом, являлось окончательным документом, выражающим позицию антимонопольного органа по обращению заказчика о недобросовестном поведении участника закупки, в связи с чем требование о признании его незаконным рассмотрено в порядке главы 24 АПК РФ;

    срок для обращения арбитражного управляющего в суд с требованием о признании незаконным решения о ликвидации юридического лица, с которого в его пользу взыскана задолженность, подлежал исчислению с момента получения выписки из Единого государственного реестра юридических лиц;

    реализация определенной налоговым законодательством внесудебной процедуры урегулирования спора является уважительной причиной пропуска срока на подачу в арбитражный суд заявления о признании незаконным решения налогового органа;

    отсутствие у комиссии по определению границ рыбоводных участков соответствующих полномочий по принятию оспариваемых решений свидетельствует о несоответствии этих актов закону и нарушении прав и законных интересов лица в сфере экономической деятельности.

    Источник: http://respectrb.ru/node/21438

    Особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов

    НПА. При подаче заявлении в арб. суд следует четко формулировать свои требования применительно к тому, какое решение может принять суд: признать оспариваемый НПА или отдельные его положения не соответствующими иному НПА, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

    Особенности субъектного состава. В качестве заявителей могут выступать: ЮЛ, ФЛ (осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования ЮЛ), иные лица. В случаях, предусм. ФЗ: прокурор, гос. органы, органы МСУ и иные органы вправе обращаться с исками или заявлениями в защиту публичных интересов.

    В качестве лица, участвующего в деле, должен выступать орган или должностное лицо, принявшее оспариваемый НПА.

    Особенности доказывания. Орган, должностное лицо, которые приняли акт, обязаны доказать: 1) соответствие оспариваемого акта ФКЗ, ФЗ и иному НПА, имеющим большую юр. силу; 2) наличие у органа или должн. лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта; 3) обстоятельства, послужившие основанием для принятия акта.

    Заявитель должен доказать: 1) наличие нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимат. деятельности; 2) незаконное возложение на него каких-либо обязанностей или создание др. препятствий для осуществления предпринимат. деят-ти.

    Важным доказательством является официальный текст оспариваемого НПА.

    Особенности судебного разбирательства. Дела рассматриваются коллегиальным составом судей без участия арбитражных заседателей, в срок — 3 мес. со дня поступления заявления в суд. Предварительное заседание проводится судьей единолично.

    Суд вправе обязать представителей гос. органов, органов МСУ, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, явиться в судебное заседание для дачи объяснений. Суд проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Отказ от заявленных требований (на любой стадии процесса) не препятствует рассмотрению дела.

    Два вида возможных решений: 1) о признании оспариваемого НПА или отдельных его положений соответствующими иному НПА, имеющему большую юр. силу, либо 2) о признании оспариваемого НПА или отдельных его положений не соответствующими иному НПА, имеющему большую юр. силу, и не действующими полностью или в части.

    Решение вступает в законную силу немедленно. Ненормативные ПА. Общее для всех актов — их персонифицированный характер и связь с реализацией властных полномочий. Оспариваемые действия могут быть оформлены письменно либо не иметь письменного оформления. Бездействие может сопровождаться и определенными действиями (отказ в возврате переплаты по налогу при общем бездействии — невозврате налога).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Особенности субъектного состава. В деле могут участвовать: прокурор, органы гос. власти и МСУ в качестве процессуально самостоятельных участников спора.

    Особенности доказывания. Орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), доказывают: 1) соответствие ненорм. ПА закону или иному НПА; 2) законность принятия оспариваемого решения; 3) совершение оспариваемых действий (бездействия); 4) наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения; факт совершения оспариваемых действий (бездействия); 5) обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия).

    Заявитель обязан доказать: 1) обосновать то обстоятельство, что оспариваемый акт, решение, действие или бездействие нарушают его законные права, охраняемые законом интересы, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимат. деятельности; 2) те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своей позиции по делу.

    Читайте так же:  Судебный приказ юридические лица

    Особенности судебного разбирательства. Общий срок рассмотрения дела — 3 мес. (включая сроки на подготовку дела и на принятие решения), может быть продлен до 6 мес.

    По данной категории дел необходимо проведение предварительного заседания, кроме споров об обжаловании действий должностных лиц службы судебных приставов, которые в связи с сокращенным сроком рассмотрения (10 дней) могут проводиться без предварительного заседания.По делам об оспаривании актов, решений и действий (бездействия) возможно заключение мирового соглашения Дела рассматриваются судьей единолично без участия арбитражных заседателей.

    Источник: http://studwood.ru/1427035/pravo/osobennosti_rassmotreniya_osparivanii_normativnyh_nenormativnyh_pravovyh_aktov

    Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ в статью 201 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 201 АПК РФ

    1. Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.

    2. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

    3. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

    4. В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться:

    1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения;

    2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение;

    3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

    5. В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:

    1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;

    2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;

    3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

    6. В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующими органом или лицом об исполнении решения суда.

    7. Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

    8. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

    9. Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в органы, осуществляющие публичные полномочия, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

    Источник: http://base.garant.ru/12127526/1efa800d5f474b5131ebc599024686d7/

    Решение суда об оспаривании ненормативного акта

    Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 201 АПК РФ. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий..

    Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации:

    Статья 201 АПК РФ. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц

    1. Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.

    2. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

    3. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

    4. В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться:

    1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения;

    2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение;

    3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

    Читайте так же:  Какой судья рассматривает апелляционную жалобу

    5. В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:

    1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;

    2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;

    3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

    6. В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующими органом или лицом об исполнении решения суда.

    7. Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

    8. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

    9. Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в органы, осуществляющие публичные полномочия, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

    Вернуться к оглавлению документа : Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ)

    Источник: http://logos-pravo.ru/statya-201-apk-rf-reshenie-arbitrazhnogo-suda-po-delu-ob-osparivanii-nenormativnyh-pravovyh-aktov

    Федеральное казначейство

    официальный сайт Казначейства России
    www.roskazna.ru

    Судебный порядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти и его должностных лиц

    Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, или должностного лица нарушаются их права и свободы.

    Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

    В силу положений ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

    Административное исковое заявление об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 17.1 — 21 КАС РФ.

    В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 17.1, 18, 20, 21 КАС РФ.

    Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

    В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

    Сроков давности для подачи административного искового заявления в суд об обжаловании нормативных правовых актов действующее законодательство не устанавливает, таким образом, эти акты могут быть обжалованы в любое время в период их действия. Не могут быть обжалованы недействующие нормативные правовые акты.

    Подача административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

    Суд отказывает в принятии административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.

    Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.

    Суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.

    Если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

    В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

    Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

    Читайте так же:  Суд не принял апелляционную жалобу

    Административное исковое заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями статьями 17.1 — 21 КАС РФ.

    Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

    В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

    При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

    1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

    2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

    3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

    а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

    б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

    в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

    4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

    Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

    Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.

    Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление

    В день вступления в законную силу решения суда, которым удовлетворены заявленные требования, или в день обращения данного решения к немедленному исполнению его копии направляются с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку таких копий, руководителям органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, председателям квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии по приему экзамена на должность судьи, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены.

    Судебный порядок обжалования по заявлениям граждан, организаций и иных лиц, затрагивающих права и законные интересы этих лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, регламентирован главами 23, 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК).

    Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Заявления об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти рассматриваются Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

    Сроков давности для подачи заявления в суд об обжаловании нормативных правовых актов действующее законодательство не устанавливает, таким образом, эти акты могут быть обжалованы в любое время в период их действия. Не могут быть обжалованы недействующие нормативные правовые акты.

    Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Заявления о признании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего незаконными рассматриваются арбитражными судами по месту нахождения федерального органа исполнительной власти.

    Срок обращения с заявлением в арбитражный суд о признании решений и действий (бездействия) незаконными согласно статье 198 АПК составляет три месяца со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

    Необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://roskazna.ru/inaya-deyatelnost/pravovaya-rabota/sudebnyy-poryadok-osparivaniya-normativnykh-pravovykh-aktov/

    Решение суда об оспаривании ненормативного акта
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here