Содержание
- 1 Персональные данные государственных организаций
- 2 Кто контролирует защиту персональных данных
- 3 Персональные данные государственных организаций
- 4 Ответственность за нарушения в области персональных данных
- 5 Политика обработки персональных данных: как составить документ
- 6 Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. N 211 г. Москва «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами»
Персональные данные государственных организаций
Пункт 1 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных устанавливает, что обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Случаи, при которых обработка персональных данных допускается без согласия субъекта персональных данных, предусмотрены пунктами 2-11 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных.
К таким случаям, в частности, относится:
2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
3) обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;
3.1) обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее – исполнение судебного акта);
4) обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
6) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
8) обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;
9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;
10) осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее — персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных);
11) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
Источник: http://digital.gov.ru/ru/appeals/faq/410/
Кто контролирует защиту персональных данных
Защита персональных данных
с помощью DLP-системы
З ащита персональных данных становится задачей каждой компании, которая получает их в соответствии со своими уставными целями. На эти компании ложатся определенные обязанности – от разработки документации до установки соответствующего программного обеспечения. На определенные государственные ведомства возложены задачи по контролю над соблюдением законодательства, действующего в этой сфере.
Основные регуляторы и их полномочия
Основные предложения и термины в сфере защиты персональных данных определены Федеральным законом № 154-ФЗ. Он же определяет государственные организации, уполномоченные осуществлять контроль в этой сфере. Закон указывает на три ведомства Российской Федерации, на которые возложена обязанность контролировать выполнение юридическими лицами того, что требует от них закон, чтобы эффективно защищать персональные данные граждан. Это такие государственные органы, как:
Виды контроля
Федеральный закон о защите прав юридических лиц № 294-ФЗ назвал основной вид контрольных мероприятий, которые осуществляются в отношении лиц, направивших уведомление о начале занятия бизнесом, связанным с обработкой персональных данных. Это проверки, которые в рамках своих полномочий проводят государственные органы. Согласно законодательству, они могут быть плановыми и внеплановыми. Плановая проверка может быть назначена не ранее чем по прохождении трех лет с момента регистрации или подачи уведомления о работе с персональными данными. Она назначается в год, предшествующий проверке. Сведения о ней, ее срок и проверяемые объекты обязательно вносятся в общегосударственный реестр, который затем размещается на сайте Генеральной прокуратуры. Каждый оператор всегда может знать, будут ли в отношении него производиться плановые проверочные мероприятия.
Внеплановая проверка соблюдения правил защиты персональных данных может быть назначена только при наличии веских причин. Это:
- наличие заявления гражданина о нарушении его прав или противоправной деятельности, которую ведет компания;
- сообщение об этом правоохранительного органа;
- сообщение СМИ;
- неисполнение предписания, выданного проверяющей организацией по результатам предыдущей плановой проверки;
- истечение срока предписания и необходимость проверки его выполнения;
- нарушение законодательства, регулирующего сферу защиты персональных данных;
- несоответствие данных, внесенных в уведомление, реальной предпринимательской деятельности.
Важно, что внепланово проверяющие ведомства могут прийти в компанию только при наличии согласия органов прокуратуры. Если обращение гражданина, которое могло бы стать основой для проведения проверки, не содержит данных, которые могли бы помочь установить его личность, например, в нем проставлена неразборчивая подпись или отсутствует почтовый адрес, такое заявление не может быть положено в основу проведения проверки.
Если о плановых проверках соблюдения предписаний или требований закона по защите персональных данных компании чаще всего узнают в конце декабря, когда их список появляется на сайте Генпрокуратуры, то о внеплановых проверяющие ведомства обязаны их уведомить не позднее чем за 24 часа. Это делается любым доступным способом, включая электронную почту, факс или телефон. Но есть одно исключение. Если деятельность оператора вышла за рамки закона и таким нарушением был причинен вред человеку, его здоровью или жизни (например, утечка данных стала причиной нападения), то в этом случае уведомлять о проверке не требуется, она проводится незамедлительно после установления такого факта.
Любая проверка не может продолжаться больше 20 дней. Если обстоятельства требуют, она продляется, для малых предприятий – не более чем на 15 часов. Она может быть приостановлена с обязательным письменным уведомлением об этом оператора, если:
- требуется проведение экспертизы;
- вынесено мотивированное решение руководителя подразделения ведомства, проводящего проверку.
Завершается проверка несколькими способами:
- составление акта по результатам проверки, направление его оператору;
- выдача предписания о необходимости прекращения нарушения закона с перечнем действий, позволяющих устранить недостатки;
- привлечение оператора к административной ответственности по различным основаниям, предусмотренным КоАП РФ;
- направление материалов в правоохранительные органы с постановкой вопроса о привлечении к уголовной ответственности.
На практике чаще всего проверки соблюдения законодательства по хранению и обработке персональных данных проводятся Роскомнадзором. Все три уполномоченные организации достигли взаимопонимания и в порядке межведомственного взаимодействия иногда проводят совместные контрольные мероприятия в отношении одного и того же субъекта, распределяя между собой зоны ответственности и объекты проверок. Роскомнадзор отвечает за общее соблюдение законодательства, ФСТЭК и ФСБ контролируют соблюдение специальных лицензионных требований.
Роскомнадзор
Ведомство отвечает за большой круг правоотношений, связанных с информационными технологиями и использованием сети Интернет. Оно проверяет, насколько точно организации выполняют требования, связанные с обработкой и хранением персональных данных, защитой прав субъектов. Ведомство вправе проверить те данные, которые компания указала в уведомлении о начале занятия видом деятельности, связанным с обработкой персональных данных. Эта форма заполняется на портале организации и одновременно направляется по почте. Требование касается всех организаций, кроме тех, которые обрабатывают только сведения о своих сотрудниках.
Основываясь на законе о персональных данных, ведомство вправе:
ФСТЭК и его полномочия
ФСТЭК отвечает за техническое обеспечение системы защиты персональных данных. Среди его полномочий:
Проверка не может длиться более 20 дней. Инспекторы проверяют документы, которые подтверждают соблюдение организацией условий предоставления лицензий, а также ранее направленных компании обязательных для выполнения предписаний ФСТЭК.
Существует 2 типа проверок:
- документальная (аналог налоговой камеральной). Она происходит в ФСТЭК России или его управлении по тому или иному российскому федеральному округу на основании запрошенных документов и находящихся в них данных. Такой тип контрольных мероприятий может назначаться и в плановом, и во внеочередном, инициативном порядке;
- выездная. В ее рамках контролируется правильность выполнения требований, поставленных перед компанией в качестве условия выдачи лицензии. Она всегда происходит в офисе самой организации. Назначается этот тип проверочных мероприятий в том случае, когда документарную проверку провести не получается. Такая ситуация возникает тогда, когда те документы, которые есть у ФСТЭК, не позволяют достоверно проконтролировать соблюдение условий лицензии.
Начинается проверка на основании приказа, а завершается выдачей акта или предписания об устранении нарушений.
ФСБ и ее полномочия
Федеральная служба безопасности также проводит контрольные мероприятия, призванные обеспечить точность и правильность соблюдения законодательства о работе с персональными данными, но применительно к используемым субъектом проверки средствам криптографической защиты информации (СКЗИ). В сфере ее компетенции оказываются:
- запрос у операторов отчета по ведущимся им лицензируемым видам деятельности. Перечень вопросов и глубина контроля не ограничиваются нормативно, оператору нужно быть готовым дать полный отчет по всем аспектам выполнения лицензионных условий;
- запрос копий документов, выдаваемых в качестве удостоверения соответствия используемых оператором технических средств защиты персональных данных, в структуре которых находятся СКЗИ, установленным нормативными актами требованиям безопасности;
- проверки точности и правильности выполнения предусмотренных лицензионными условиями организационных мер по обеспечению безопасности объектов, в которых происходит работа организации.
Нарушение требований по охране и обработке персональных данных, защите прав субъектов персональных данных станет основанием для приостановления или прекращения действия лицензии. Проверка может быть назначена только на основании приказа руководителя Центра 8 ФСБ России. В приказе должны быть отражены следующие данные:
- состав лиц, участвующих в проведении проверки, сотрудников ведомства и привлеченных к участию в проверочных мероприятиях экспертов;
- данные о проверяемом объекте;
- параметры проверки, ее цели и задачи, предмет;
- правовые нормы, на которые опиралось ведомство, назначая проверку;
- перечень тех проверочных мероприятий, которые предполагается осуществить (запрос документов, опрос свидетелей, осмотр помещений);
- период проведения проверки.
Важно, что полномочия ведомства законодательно ограничены. В ходе проведения проверок соблюдения законодательства по защите персональных данных оно не вправе:
- проверять правильность выполнения тех требований закона, которые к компетенции ведомства не относятся;
- проводить мероприятия, если в этот период в компании отсутствует его директор или иное лицо, уполномоченное им на основании доверенности на взаимодействие с ведомством;
- требовать передать копии документов, не имеющих отношения к предмету проверки, или изымать оригиналы документов;
- распространять информацию, полученную в ходе проверки, если она относится к охраняемой законом категории тайн, например, банковской или коммерческой;
- затягивать проверку без вынесения мотивированного решения;
- проводить контрольные мероприятия за счет компаний, выдавая им предварительно предписания об этом.
В ходе мероприятий ФСБ проверяет несколько видов требований, в основном технических. К первой группе относятся требования по правильности применения организационных мер. Это:
- наличие документов, регламентирующих защиту оператором персональных данных с использованием СКЗИ;
- выполнение ранее выданных рекомендаций ведомства, направленных на правильную организацию связи при передаче персональных данных с применением СКЗИ.
Ко второй группе относятся требования по правильности организации системы мер по криптографической защите персональных данных. Это:
- наличие в организации модели угроз с указанием потенциальных нарушителей;
- релевантность этой модели, соответствие ее ранее представленным вводным;
- соответствие применяемых средств защиты угрозам, освещенным в модели;
- существование документов, подтверждающих легитимную поставку СКЗИ, обеспечивающих защиту персональных данных, оператору.
К третьей группе проверяемых объектов относится наличие на предприятии разрешительных документов, опосредующих методику защиты персональных данных. Это:
- проверка существования лицензий, необходимых для использования СКЗИ;
- наличие сертификатов соответствия на приобретенные и используемые средства защиты персональных данных;
- наличие документации по эксплуатации этих средств, различных руководств оператора, инструкций, правил работы;
- проверка соблюдения правил учета СКЗИ;
- выявление средств, не имеющих необходимых сертификатов.
К четвертой группе проверяемых объектов относятся требования к лицам, допущенным к обслуживанию СКЗИ, обеспечивающих защиту персональных данных. Это:
- наличие должностных инструкций;
- порядок кадрового учета;
- наличие сотрудников на всех предусмотренных штатным расписанием должностях;
- порядок проведения обучения персонала, работающего с СКЗИ.
К пятой группе объектов относятся способы эксплуатации средств защиты персональных данных. Это:
- оценка технического состояния;
- правильность их ввода в эксплуатацию;
- оценка правильности выбора применяемого программного обеспечения.
К шестой группе объектов относятся организационные меры, которые обязан применять оператор персональных данных. Это:
- наличие инструкций;
- наличие криптоключей;
- режимные меры.
Полномочия контролирующих органов достаточно широки. Но любое их решение, в случае нарушения ими норм права, можно оспорить в суде: как вынесенное предписание, так и протокол о привлечении к административной ответственности. Однако только скрупулезное соблюдение законодательства о защите персональных данных гарантирует успешное взаимодействие с контролирующими органами.
Персональные данные государственных организаций
Для юридических лиц
Многие страны в национальном законодательстве используют термин «обработчик персональных данных» или «контролер». В России, в соответствии с законодательством, человек, обрабатывающий персональные данные, — «оператор персональных данных». Оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Если говорить простым языком, фактически любая организация, в которой обрабатываются персональные данные (даже только своих сотрудников), является оператором персональных данных. Например, если Вы являетесь владельцем интернет-сайта, который собирает и, соответственно, обрабатывает персональные данные, по которым явно или косвенно можно определить личность субъекта (например, интернет-магазин), то Вы однозначно будете являться оператором персональных данных.
Отношения между оператором и субъектом персональных данных регулируются нормами Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О персональных данных» до начала обработки персональных данных оператор обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных.
Частью 2 данной статьи предусмотрены исключения, когда оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления Роскомнадзора:
1) если данные обрабатываются в соответствии с трудовым законодательством;
2) если персональные данные субъекта получены оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, эти данные не распространяются и не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно в рамках исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;
3) если обрабатываемые персональные данные относятся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываются соответствующим общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
4) если субъект персональных данных уже сам сделал свои данные общедоступными;
5) если данные включают в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных (без иных уточняющих данных);
6) в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;
7) если персональные данные включены в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
8) если персональные данные обрабатываются без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
9) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Уведомление, предусмотренное ч.1 настоящей статьи, направляется в Роскомнадзор в виде документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа и подписывается уполномоченным лицом. Для подачи уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных необходимо заполнить электронную форму, размещенную на сайте уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
После заполнения формы уведомления и отправки её в информационную систему уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, необходимо распечатать заполненную форму, подписать её и направить в соответствующий территориальный орган Роскомнадзора по месту регистрации оператора.
Там же на сайте можно направить информационное письмо о внесении изменений в сведения в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных, если у Вас таковые изменения появились (изменение реквизитов, прекращение деятельности и пр.).
Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение тридцати дней с даты поступления уведомления об обработке персональных данных вносит указанные оператором сведения, а также сведения о дате направления указанного уведомления в реестр операторов. Сведения, содержащиеся в реестре операторов, за исключением сведений о средствах обеспечения безопасности персональных данных при их обработке, являются общедоступными.
Для получения интересующей информации об операторе необходимо в фильтре для поиска по представленному списку заполнить поисковую форму, состоящую из обязательных (например, название, ИНН оператора) и необязательных полей (например, дата добавления оператора в реестр). После обработки можно будет увидеть результат фильтрации списка операторов – сведения об интересующем операторе данных. Это могут быть дата дополнения оператора в реестр, территория его действия, дата начала сбора данных, дата окончания сбора данных.
Помимо требования о необходимости направления уведомления о начале обработки персональных данных и внесения данных об операторе персональных данных в реестр, федеральным законом предусмотрен ряд других обязательных требований, которые должны выполняться оператором персональных данных на территории Российской Федерации.
Настоятельно рекомендуем всем операторам и субъектам персональных данных ознакомиться с Федеральным законом №152-ФЗ «О персональных данных».
На все возникающие вопросы Вам ответят специалисты Управления.
Необходимая контактная информация содержится в разделе КОНТАКТЫ.
Время публикации: 18.04.2014 15:28
Последнее изменение: 22.08.2017 16:18
Источник: http://82.rkn.gov.ru/directions/pers/p15375/
Ответственность за нарушения в области персональных данных
Автор: Т. Обухова
Комментарий к Федеральному закону от 07.02.2017 № 13-ФЗ.
Положениями ст. 90 ТК РФ установлено, что лица, виновные в нарушении положений законодательства РФ в области персональных данных при обработке персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, предусмотренном ТК РФ и иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, определенном федеральными законами.
Напомним, что отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами (далее – государственные органы), органами местного самоуправления, другими муниципальными органами (далее – муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, регулируются нормами Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных).
Пунктом 2 ст. 23 Закона о персональных данных установлено, что уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении положений этого закона. Размер административной ответственности за нарушение законодательства о персональных данных предусмотрен ст. 13.11 КоАП РФ. В действующей сейчас редакции названной статьи установлено, что нарушение требований гл. 14 ТК РФ, Закона о персональных данных, Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страховании» и других законов, определяющих порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на должностных лиц – в размере от 500 до 1 000 руб.;
- на юридических лиц – в размере от 5 000 до 10 000 руб.
В силу Федерального закона от 07.02.2017 № 13-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» ст. 13.11 КоАП РФ изложена в новой редакции. Данным законом детализирован перечень нарушений в области персональных данных и увеличен размер административной ответственности за них. Новая редакция этой статьи начнет применяться с 1 июля 2017 года. Начиная с этой даты административная ответственность за нарушения в области персональных данных будет такой (приведем положения п. 1 – 2 ст. 13.11 КоАП РФ в форме таблицы).
Вид нарушения
Размер штрафа, руб.
Для юридических лиц
Для должностных лиц
Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ в области персональных данных, либо их обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, указанных ниже в этой таблице, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния
От 30 000 до 50 000
От 5 000 до 10 000
Видео (кликните для воспроизведения). |
Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на их обработку в случае, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния
От 15 000 до 75 000
Обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством РФ в области персональных данных требований к составу сведений, отражаемых в согласии субъекта персональных данных на их обработку в письменной форме
От 15 000 до 75 000
От 10 000 до 20 000
В пунктах 3 – 7 ст. 13.11 КоАП РФ установлена административная ответственность оператора в случае нарушения им требований законодательства в области обработки, хранения и предоставления персональных данных. Напомним, что в силу ст. 3 Закона о персональных данных оператором является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Таким образом, автономное учреждение при обработке, хранении персональных данных и совершении с ними других действий согласно Закону о персональных данных является оператором и к нему применяется ответственность, установленная п. 3 – 7 ст. 13.11 КоАП РФ.
Рассмотрим, за какие противоправные действия оператор привлекается к административной ответственности и каков размер штрафа за такие действия (заметим, что не все перечисленные в таблице нарушения актуальны для автономных учреждений).
Вид нарушения
Размер штрафа, руб.
Для юридических лиц
Для должностных лиц
Невыполнение предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по опубликованию документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведений о реализуемых требованиях к защите персональных данных либо обеспечению иным образом неограниченного доступа к ним
От 15 000 до 30 000
От 3 000 до 6 000
Невыполнение предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных
От 20 000 до 40 000
От 4 000 до 6 000
Невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством РФ в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки
От 25 000 до 45 000
От 4 000 до 6 000
Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния
От 25 000 до 50 000
От 4 000 до 10 000
Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных требований или методов по их обезличиванию
Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a52/899278.html
Политика обработки персональных данных: как составить документ
Разрабатывая Политику обработки персональных данных, обязательно пропишите в документе шесть компонентов.
1 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2017 № 13-ФЗ, который вносит поправки в ст. 13.11 КоАП и предусматривает расширение перечня оснований для привлечения к административной ответственности за незаконную обработку персональных данных и существенное увеличение штрафов.
Один из обязательных документов, который должен подготовить оператор персональных данных, чтобы соблюсти требования Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ, называется Политика в отношении обработки персональных данных, она объясняет, как компания работает с данными работников, клиентов и других физических лиц. Этот файл находится в свободном доступе практически на всех сайтах, которые имеют какие-либо формы сбора персональных данных.
Как правильно составить Политику обработки персональных данных, какие разделы нужно обязательно включить? Разъяснения по этим вопросам дает Роскомнадзор.
Структура Политики обработки персональных данных
Ведомство рекомендует предусмотреть в документе шесть основных компонентов:
- Общие положения
- Цели сбора персональных данных
- Правовые основания обработки персональных данных
- Объем и категории обрабатываемых персональных данных, категории субъектов персональных данных
- Порядок и условия обработки персональных данных
- Актуализация, исправление, удаление и уничтожение персональных данных, ответы на запросы субъектов на доступ к персональным данным
1. Общие цели
В этом разделе вы фактически отвечаете на вопрос — для чего предназначена Политика обработки персональных данных? Здесь же разъясняются основные понятия, которые используются в документе, а также права и обязанности оператора и субъекта персональных данных.
2. Цели сбора персональных данных
Ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ требует определения конкретных, законных целей сбора данных. Следовательно, нельзя обрабатывать персональные данные, которые не соответствуют этим целям.
Роскомнадзор указывает на то, что цели обработки персональных данных могут происходить в том числе:
- из анализа правовых актов, регламентирующих деятельность оператора;
- из целей фактически осуществляемой оператором деятельности;
- из деятельности, которая предусмотрена учредительными документами оператора;
- из конкретных бизнес-процессов оператора в конкретных информационных системах персональных данных (по структурным подразделениям оператора и их процедурам в отношении определенных категорий субъектов персональных данных).
3. Правовые основания обработки персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ не является правовым основанием обработки персональных данных. Эту роль выполняют правовые акты, в соответствии с которыми оператор обрабатывает данные.
Таким образом, в Политике обработки данных в качестве правовых оснований можно указать: федеральные законы и принятые на их основе нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с деятельностью оператора; уставные документы оператора; договоры, заключаемые между оператором и субъектом персональных данных; согласие на обработку персональных данных (в случаях, прямо не предусмотренных законодательством Российской Федерации, но соответствующих полномочиям оператора).
4. Объем и категории обрабатываемых персональных данных, категории субъектов персональных данных
Важно, чтобы объем обрабатываемых персональных данных не расходился с заявленными целями обработки.
К категориям субъектов персональных данных могут относиться: сотрудники — как настоящие, так и бывшие, кандидаты на вакансии, родственники работников, клиенты и контрагенты (физлица), представители или работники клиентов и контрагентов.
Минимизируйте риски: убедитесь в том, что персональные данные защищены в соответствии с ФЗ-152
Роскомнадзор обращает внимание на то, что по каждой категории субъектов и применительно к конкретным целям следует указать все обрабатываемые персональные данные. Отдельно описываются все случаи обработки специальных категорий персональных данных и биометрических персональных данных (если применяются).
5. Порядок и условия обработки персональных данных
Что указывается в этом разделе:
- перечень действий, совершаемых с персональными данными;
- способы обработки персональных данных;
- сроки обработки персональных данных.
Если в рамках достижения целей обработки персональных данных оператор взаимодействует с третьими лицами, то ему нужно:
- пояснить условия передачи персональных данных в адрес третьих лиц (в том числе речь идет и о трансграничной передаче данных);
- указать наименование и местонахождение третьих лиц;
- обозначить цели передачи данных и их объем;
- перечислить действия по обработке, способы и иные условия обработки, включая требования к защите обрабатываемых персональных данных.
Передавать персональные данные оператор вправе органам дознания и следствия, а также иным уполномоченным органам по предусмотренным законодательством основаниям.
В Политику обработки персональных данных следует внести сведения о соблюдении требований конфиденциальности персональных данных (они названы в ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ) и информацию о принятии мер (ч. 2 ст. 18.1, ч. 1 ст. 19).
Кроме того, оператору нужно указать условие прекращения обработки персональных данных. Это может быть достижение целей обработки, истечение срока действия согласия на обработку, отзыв согласия субъекта персональных данных на обработку, выявление неправомерной обработки данных.
6. Актуализация, исправление, удаление и уничтожение персональных данных, ответы на запросы субъектов на доступ к персональным данным
Согласно ст. 21 № 152-ФЗ, персональные данные должны быть актуализированы оператором, если подтвержден факт неточности персональных данных. То же касается и подтверждения факта неправомерности обработки.
Персональные данные подлежат уничтожению при достижении целей их обработки и в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на их обработку, если: иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных; иное не предусмотрено иным соглашением между оператором и субъектом персональных данных. Оператор не вправе осуществлять обработку без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ или иными федеральными законами.
На основании ст. 20 оператор обязан сообщить субъекту персональных данных информацию об осуществляемой им обработке персональных данных по запросу.
Роскомнадзор рекомендует включить в Политику обработки персональных данных регламенты реагирования на запросы и обращения субъектов персональных данных, их представителей, уполномоченных органов по поводу неточности данных, неправомерности их обработки, отзыва согласия и доступа к своим данным. Не лишним будет добавить в Политику соответствующие формы запросов и обращений.
Размещение Политики обработки персональных данных в офисе и на сайте
Любой человек, чьи данные обрабатывает компания, имеет право ознакомиться с Политикой обработки персональных данных. Поэтому ее нужно размещать в общедоступном месте. Например, использовать для этого информационный стенд.
Если компания собирает персональные данные через интернет, то она обязана разместить Политику на сайте. Посетитель сайта сможет ознакомиться с ней, кликнув по ссылке.
Чтобы узнавать о самых важных изменениях, касающихся бизнеса, присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram!
Источник: http://kontur.ru/articles/4871
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. N 211 г. Москва «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами»
Документ является поправкой к
Изменения и поправки
В соответствии с частью 3 статьи 18 [1] Федерального закона «О персональных данных» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемый перечень мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами.
Председатель Правительства Российской Федерации
Перечень мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами
1. Операторы, являющиеся государственными или муниципальными органами, принимают следующие меры, направленные на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами:
а) назначают ответственного за организацию обработки персональных данных в государственном или муниципальном органе из числа служащих данного органа;
б) утверждают актом руководителя государственного или муниципального органа следующие документы:
правила обработки персональных данных, устанавливающие процедуры, направленные на выявление и предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере персональных данных, а также определяющие для каждой цели обработки персональных данных содержание обрабатываемых персональных данных, категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются, сроки их обработки и хранения, порядок уничтожения при достижении целей обработки или при наступлении иных законных оснований;
правила рассмотрения запросов субъектов персональных данных или их представителей;
правила осуществления внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных требованиям к защите персональных данных, установленным Федеральным законом «О персональных данных», принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и локальными актами оператора;
правила работы с обезличенными данными;
перечень информационных систем персональных данных;
перечни персональных данных, обрабатываемых в государственном или муниципальном органе в связи с реализацией трудовых отношений, а также в связи с оказанием государственных или муниципальных услуг и осуществлением государственных или муниципальных функций;
перечень должностей служащих государственного или муниципального органа, ответственных за проведение мероприятий по обезличиванию обрабатываемых персональных данных;
перечень должностей служащих государственного или муниципального органа, замещение которых предусматривает осуществление обработки персональных данных либо осуществление доступа к персональным данным;
должностная инструкция ответственного за организацию обработки персональных данных в государственном или муниципальном органе;
типовое обязательство служащего государственного или муниципального органа, непосредственно осуществляющего обработку персональных данных, в случае расторжения с ним государственного или муниципального контракта прекратить обработку персональных данных, ставших известными ему в связи с исполнением должностных обязанностей;
типовая форма согласия на обработку персональных данных служащих государственного или муниципального органа, иных субъектов персональных данных, а также типовая форма разъяснения субъекту персональных данных юридических последствий отказа предоставить свои персональные данные;
порядок доступа служащих государственного или муниципального органа в помещения, в которых ведется обработка персональных данных;
в) при эксплуатации информационных систем персональных данных в случае, если государственный или муниципальный орган является оператором таких информационных систем, принимают правовые, организационные и технические меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами, для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных при их обработке, исполнение которых обеспечивает установленные уровни защищенности персональных данных;
г) при обработке персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, выполняют требования, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;
д) в целях осуществления внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных установленным требованиям организуют проведение периодических проверок условий обработки персональных данных в государственном или муниципальном органе. Проверки осуществляются ответственным за организацию обработки персональных данных в государственном или муниципальном органе либо комиссией, образуемой руководителем государственного или муниципального органа. О результатах проведенной проверки и мерах, необходимых для устранения выявленных нарушений, руководителю государственного или муниципального органа докладывает ответственный за организацию обработки персональных данных в государственном или муниципальном органе либо председатель комиссии;
е) осуществляют ознакомление служащих государственного или муниципального органа, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных (в том числе с требованиями к защите персональных данных), локальными актами по вопросам обработки персональных данных и (или) организуют обучение указанных служащих;
ж) уведомляют уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных об обработке (намерении осуществлять обработку) персональных данных, за исключением случаев, установленных Федеральным законом «О персональных данных»;
з) согласно требованиям и методам, установленным уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, осуществляют обезличивание персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных, в том числе созданных и функционирующих в рамках реализации федеральных целевых программ.
2. Документы, определяющие политику в отношении обработки персональных данных, подлежат опубликованию на официальном сайте государственного или муниципального органа в течение 10 дней после их утверждения.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://rg.ru/2012/03/30/dannie-dok.html
Юрист в сфере гражданского права.
Стаж: 8 лет