Право собственности на землю украина

Проводим инструктаж по теме: "Право собственности на землю украина". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

Правовед

Глава 14. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ.

Статья 78. Содержание права собственности на землю.
1. Право собственности на землю — это право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками.
2. Право собственности на землю приобретается и реализуется на основании Конституции Украины, настоящего Кодекса, а также иных законов, которые издаются в соответствии с ними.
3. Земля в Украине может находиться в частной, коммунальной и государственной собственности.
4. Лицам (их наследникам), имевшим в собственности земельные участки до 15 мая 1992 года (со дня вступления в силу Земельного кодекса Украины), земельные участки не возвращаются.

Статья 79. Земельный участок как объект права собственности.
1. Земельный участок — это часть земной поверхности с установленными границами, определенным месторасположением, с обозначенными в отношении его правами.
2. Право собственности на земельный участок распространяется в его границах на поверхностный (почвенный) слой, а также на находящиеся на нем водные объекты, леса и многолетние насаждения.
3. Право собственности на земельный участок распространяется на пространство, находящееся над и под поверхностью участка на высоту и на глубину, необходимые для возведения жилых, производственных и иных строений и сооружений.

Статья 80. Субъекты права собственности на землю.
Субъектами права собственности на землю являются:
а) граждане и юридические лица — на земли частной собственности;
б) территориальные громады, реализующие это право непосредственно или через органы местного самоуправления, — на земли коммунальной собственности;
в) государство, реализующее это право через соответствующие органы государственной власти, — на земли государственной собственности.

Статья 85. Право собственности на землю иностранных государств.
Иностранные государства могут приобретать в собственность земельные участки для размещения строений и сооружений дипломатических представительств и других, приравненных к ним, организаций в соответствии с международными договорами.

Статья 86. Общая собственность на землю.
1. Земельный участок может находиться в общей собственности с определением доли каждого из участников общей собственности (общая частичная собственность) или без определения долей участников общей собственности (общая совместная собственность).
2. Субъектами права общей собственности на землю могут быть граждане и юридические лица.
3. Субъектами права общей собственности на земельные участки территориальных общин могут быть районные и областные советы.
4. Право общей собственности на землю удостоверяется государственным актом на право собственности на землю.
Статья 87. Возникновение права общей частичной собственности на земельный участок
1. Право общей частичной собственности на земельный участок возникает:
а) при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных участков;
б) при приобретении в собственность земельного участка двумя или более лицами по гражданско-правовым соглашениям;
в) при принятии наследства на земельный участок двумя или более лицами;
г) по решению суда.

Статья 89. Общая совместная собственность на земельный участок.
1. Земельный участок может принадлежать на праве общей совместной собственности лишь гражданам.
2. В общей совместной собственности находятся земельные участки:
а) супругов;
б) членов фермерского хозяйства, если иное не предусмотрено соглашением между ними;
в) совладельцев жилого дома.
3. Владение, пользование и распоряжение земельным участком общей совместной собственности осуществляются по договору или закону.
4. Совладельцы земельного участка, находящегося в общей совместной собственности, имеют право на его раздел или на выделение из него отдельной доли.
5. Раздел земельного участка, имеющегося в общей совместной собственности, с выделением доли совладельца, может быть осуществлен при условии предварительного определения размера земельных долей, являющихся равными, если иное не предусмотрено законом или не установлено судом.

Статья 90. Права собственников земельных участков.
1. Собственники земельных участков имеют право:
а) продавать или иным путем отчуждать земельный участок, передавать его в аренду, залог, наследство;
б) самостоятельно хозяйствовать на земле;
в) собственности на посевы и насаждения сельскохозяйственных и других культур, на произведенную продукцию;
г) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные насаждения, водные объекты, а также другие полезные свойства земли;
г1) на возмещение ущерба в случаях, предусмотренных законом;
д) сооружать жилые дома, производственные и другие строения и сооружения.
2. Нарушенные права собственников земельных участков подлежат восстановлению в порядке, установленном законом.
(В ред. Закона Украины от 8 февраля 2006 г. № 3404-1У)

Статья 91. Обязанности собственников земельных участков.
1. Собственники земельных участков обязаны:
а) обеспечивать использование их по целевому назначению;
б) соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды;
в) своевременно уплачивать земельный налог;
г) не нарушать прав собственников смежных земельных участков и землепользователей;
г1) повышать плодородие почв и сохранять другие полезные свойства земли;
д) своевременно предоставлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления данные о состоянии и использовании земель и других природных ресурсов в порядке, установленном законом;
е) соблюдать правила добрососедства и ограничений, связанных с установлением земельных сервитутов и охранных зон;
е) сохранять геодезические знаки, противоэрозионные сооружения, сети оросительных и осушительных систем.
2. Законом могут быть установлены иные обязанности собственников земельных участков.

Источник: http://www.pravoved.in.ua/section-kodeks/78-zku/290-glava14.html

Правовые формы собственности на землю в Украине

Земельный кодекс различает субъектов права собственности на землю в зависимости от формы собственности, в которой находится тот или иной земельный участок. Таким образом, право собственности на землю характеризуется множеством субъектов соответственно формам собственности, т.е. субъекты права собственности на землю делятся соответственно на субъектов государственной собственности на землю, субъектов коммунальной собственности и субъектов частной собственности на землю.

Читайте так же:  Апелляционная жалоба помощь

Право частной собственности на земельные участки представляет собой правовой институт, закрепляющий собственность граждан и юридических лиц. Это означает, что определенный конкретно обозначенный на местности земельный участок принадлежит определенному конкретному гражданину или юридическому лицу.

Самостоятельной и новой формой публичной собственности на землю является право коммунальной собственности, т.е. право собственности территориальных громад. Коммунальная собственность на землю — собственность на землю территориальных громад сел, поселков, городов в границах населенного пункта и за его пределами, где расположены объекты коммунальной собственности, а также на земельные участки общей собственности, пребывающие в управлении районных и областных советов.

Государственная собственность на землю — собственность на земельные участки, которыми в соответствии с законом распоряжаются органы государственной власти. Право государственной собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность земли народу Украины в лице представительского органа государственной власти, а также устанавливающих порядок использования и отчуждения земельных участков государственной собственности. В соответствии с ЗК Украины объектами государственной собственности управляет Кабинет Министров Украины и местные государственные администрации в соответствии со своими полномочиями.

Большинство земельных ресурсов Украины находится в государственной и коммунальной собственности. Кроме того в ЗК Украины определен перечень земель, которые могут находиться исключительно в государственной и коммунальной собственности. Действующее законодательство предусматривает значительно меньший объем земельных ресурсов, которые могут находиться в частной собственности физических и юридических лиц, по сравнению с публичной. В частной собственности могут находиться только земельные участки тех категорий и того целевого назначения, которые прямо указаны Земельным кодексом. В частной собственности не могут находиться земли обороны, земли авиационного и трубопроводного транспорта, морского транспорта, связи и т.д.(ст.84 ЗК Украины) Это обусловлено тем, что использование земельных участков, которые находятся в частной собственности, направлены на удовлетворение потребностей отдельных физических или юридических лиц.

Действующее законодательство провозглашает равенство всех форм собственности, предусматривает создание равных условий для их развития и защиты (ст.13 Конституции Украины, ст.ст.318, 319 ГК Украины, ст.5 ЗК Украины).

Источник: http://vuzlit.ru/1209350/pravovye_formy_sobstvennosti_zemlyu_ukraine

Статья 81. Право собственности на землю граждан

1. Граждане Украины приобретают права собственности на земельные участки на основании:

а) приобретения по договору купли-продажи, ренты, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;

б) бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности;

в) приватизации земельных участков, ранее предоставленных им в пользование;

г) принятия наследства;

ґ) выделения в натуре (на местности) принадлежащей им земельной доли (пая).

2. Иностранцы и лица без гражданства могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения в пределах населенных пунктов, а также на земельные участки несельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве частной собственности.

3. Иностранцы и лица без гражданства могут приобретать право собственности на земельные участки согласно части второй настоящей статьи в случае:

а) приобретения по договору купли-продажи, ренты, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;

б) выкупа земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве собственности;

в) принятия наследства.

4. Земли сельскохозяйственного назначения, принятые по наследству иностранцами, а также лицами без гражданства, в течение года подлежат отчуждению.

Источник: http://i.factor.ua/law-29/section-152/article-1107/

Право собственности на землю Украинского народа

По мнению многих исследователей (см. ниже), кроме названных выше форм права собственности на землю (частной, коммунальной, государственной и коллективной) существует также право собственности на землю Украинского народа. Ч. 1 ст. 13 Конституции Украины предусматривает, что » [с] земля . и другие природные ресурсы . являются объектами права собственности Украинского народа. От имени Украинского народа права владельца осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления . «. Вместе с тем, в ч. 2 ст. 14 Конституции Украины речь идет о приобретении права собственности на землю «гражданами, юридическими лицами и государством», а в ч. 1 ст. 142 — о том, что «. земля, природные ресурсы, которые есть в собственности территориальных общин сел, поселков, городов, районов в городах, а также объекты их общей собственности, находящиеся в управлении районных и областных советов» «материальной и финансовой основой местного самоуправления».

Следовательно, встает вопрос о соотношении между приведенными нормами Основного закона, а также о том, как соотносится собственность Украинского народа, с одной стороны, и собственность граждан, юридических лиц, государства и территориальных общин,.

В земельном законодательстве Украины отдельная форма права собственности на землю — право собственности Украинского народа — не закреплена. Признается лишь право собственности граждан, юридических лиц, государства и территориальных общин.

В доктрине земельного права мнения разделились.

По мнению некоторых исследователей, народ Украины является самостоятельным субъектом права собственности на землю. В. И. Андрейцев и. В. Костицкий разделяют государственную, коммунальную и народную собственность на землю.

Некоторые ученые считают народ не только отдельным, но и единственным субъектом права собственности на землю.

Обращает на себя внимание теория «разделенной собственности», предложенная И.И. Каракашем По его мнению, собственность народа Украины «должна основываться на разделении целостной за объектами или полномочий владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, а на распределении функций, связанных с реализацией соответствующих полномочий собственности между органами государственной власти и местного самоуправления разных уровней». Исследователи присоединяется к мнению, согласно которой существует фактическая невозможность «осуществления народом своих правомочий как субъектом права вчасности на природные объекты», и» [в] этой связи более пригодным является юридическое закрепление . не права собственности народа на природные объекта права народного достояния природных богатств. Народное достояние — это то, что, облагороджувалось, натуралізовувалось и на этом основании досталось от прошедших поколений народа нынешним поколением и подлежит передаче будущим поколениям народа»

Читайте так же:  В какой суд заявление о расторжении брака

Схожей позиции держится П. Ф. Кулинич, по мнению которого, ст.ст. 13 и 14 Конституции Украины исключают друг друга. При установлении соотношения этих норм следует, по его мнению, исходить из общей направленности политики государства. Содержание ст. 13 Конституции Украины следует «истолковать как провозглашение земельного фонда страны не собственностью, а основным национальным достоянием Украинского народа . «. По мнению П. Ф. Кулинича, сам такое толкование соотношения между ст. 13 и ст. 14 было дано ВРУ при принятии ЗКУ228. Провозглашение земли национальным достоянием, по мнению ученого, означает, что «правовые рамки владения, пользования и распоряжения» национальным достоянием » стороны собственников должны быть закреплены в законах Украины», рядом с этим, юридическая корректность ст. 13 Конституции Украины вызывает у исследователя сомнение.

В этом же русле находится и подход. Карабаня, который, давая оценку положения ст. 324 ГКУ, где предусмотрены права собственности Украинского народа на землю и другие ресурсы природы, считает, что «право собственности Украинского народа на указанные объекты имеет только публично-правовое содержание, что исключает участие Украинского народа в гражданско-правовых отношениях и обусловливает возможность совмещения этого права с гражданскими правами других лиц на указанные объекты участки, части и т.п.)».

В.В. Носик предлагает и развивает конструкцию «двухуровневой собственности на землю», либо «право собственности государства, юридических лиц и граждан (право низшего уровня) является производным и зависимым от права собственности Украинского народа (права высшего уровня)».

По мнению MB. Шульги, народ не может повседневно осуществлять правомочия собственника, по своей экономической природе собственности Украинского народа на землю является фактическое государственной, а народ и государство как субъекты права собственности не могут противопоставляться.

На наш взгляд, право Украинского народа с общим понятием по отношению к праву собственности государства и территориальных общин — публично-правовых разновидностей права собственности. Таким образом, право собственности Украинского народа может выступать или в форме государственной или в коммунальной форме собственности. Это никак не исключает возможности существования права собственности граждан и юридических лиц, поскольку ч. 1 ст. 13 Конституции Украины не употребляет формулировку «объект исключительной собственности», вместо этого в ст. 14 прямо предвидя возможность приобретения земли в собственность юридических и физических лиц.

В комментируемой норме закрепляется важный принцип земельной реформы в Украине, которая полностью отрицает возможность реституции (возврата) земель, национализированных при установлении советской власти в Украине.

Дата «до 15 мая 1992 года» выбранная законодателем, очевидно, потому, что именно на следующий день после указанной даты вступила в силу новая редакция ЗКУ (от 13.03.1992), что впервые в новейшей истории Украины предусмотрела возможность существования частной собственности на землю. Любое право частной собственности, что существовало до этой даты, было отменено советским законодательством при национализации всех земель (в разные периоды первой половины 20-го вв.). Избрания иной, более ранней даты, приближенной к моменту национализации, было возможным, однако затрудненным, поскольку процесс национализации земель в Украине имел несколько размыты временные рамки, особенно учитывая изменения в ее территории (присоединение Галичины, Закарпатья и Буковины).

Между тем, ссылка на то, что 15 мая 1992 года является днем «вступления в силу Земельного кодекса Украины», является некорректным. Как уже отмечалось, и 6 (а не 15) мая 1992 года вступила в силу лишь новая редакция кодекса (от 13.03.1992), принятого 18.12.1990.

Источник: http://studbooks.net/57764/pravo/pravo_sobstvennosti_na_zemlyu_ukrainskogo_naroda

Глава 14. Право собственности на землю. Статья 78. Содержание права собственности на землю

1. Право собственности на землю — это право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками.

2. Право собственности на землю приобретается и реализуется на основании Конституции Украины, настоящего Кодекса, а также других законов, издаваемых в соответствии с ними.

3. Земля в Украине может находиться в частной, коммунальной и государственной собственности.

4. Лицам (их наследникам), которые имели в собственности земельные участки до 15 мая 1992 года (со дня вступления в силу Земельного кодекса Украины), земельные участки не возвращаются.

Источник: http://i.factor.ua/law-29/section-152/article-1103/

Право собственности на землю государства

1. В государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности.

2. Право государственной собственности на землю приобретается и реализуется государством через органы исполнительной власти в соответствии с полномочиями, определенными настоящим Кодексом.

(Часть вторая статьи 84 с изменениями, внесенными согласно с Законами № З235-IV от 20.12.2005, № 489-У от 19.12.2006, 107-V1 от 28.12.2007; в редакции Закона 309-V1 от 03.06.2008, в редакции Закона № 5245 — VI от 06.09.2012)

(Часть третья статьи 84 исключена Законом № 5245 — VI от 06.09.2012)

4. К землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся:

а) земли атомной энергетики и космической системы;

б) земли под государственными железными дорогами, объектами государственной собственности воздушного и трубопроводного транспорта;

в) земли обороны;

г) земли под объектами природно-заповедного фонда, историко-культурного и оздоровительного назначения, имеющие особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетическую и историко-культурную ценность, если иное не предусмотрено законом;

ґ) земли лесохозяйственного назначения, кроме случаев, определенных этим Кодексом;

д) земли водного фонда, кроме случаев, определенных этим Кодексом;

е) земельные участки, используемые для обеспечения деятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов государственной власти, Национальной академии наук Украины, государственных отраслевых академий наук;

есть) земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы;

ж) земельные участки, закрепленные за государственными профессионально-техническими учебными заведениями;

з) земельные участки, закрепленные за высшими учебными заведениями государственной формы собственности;

Читайте так же:  Ложное заявление в суд

(Пункт «и» части четвертой статьи 84 исключено Законам № 5245 — VI от 06.09.2012)

Видео (кликните для воспроизведения).

и) земельные участки, которые используются Черноморским флотом Российской Федерации на территории Украины на основании международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

(Часть четвертая статьи 84 дополнена пунктам «и» согласно Законам 5245 — VI от 06.09.2012)

5. Государство приобретает право собственности на землю в случае:

а) отчуждения земельных участков у собственников по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд;

б) приобретения по договорам купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;

в) принятия наследства;

г) передачи в собственность государству земельных участков коммунальной собственности территориальными громадами;

г) конфискации земельного участка;

(Пункт «д» части пятой статьи 84 исключена Законом № 5245 — VI от 06.09.2012)

(Статья 84 с изменениями, внесенными согласно с Законами № 1158-іу от 11.09.2003, № 2229-IVвід 14.12.2004, № 3404-1V от 08.02.2006) (Статья 84 с изменениями, внесенными согласно Закону n 1708-VI от 05.11.2009, законом № 2850 — VI от 22.12.2010).

В современных условиях положения ч. 1 ст. 84 ЗКУ пониматься буквально не может. Не все земли, которые не имеют в данный момент частного или коммунального владельца, должны считаться государственной собственностью.

Во-первых, следует помнить, что в Украине продолжают существовать земли коллективной собственности (см. комментарий к ч. 3 ст. 78 ЗКУ), могут существовать также земли других государств (ст. 85 ЗКУ).

Кроме того, в Украине могут существовать земли, собственник которых не определен.

Яркий пример — наследование земельных участков. Наследники даже теоретически могут оформить свое право собственности на земельный участок (см. ст. 125 ЗКУ и комментарий к ней) только по истечении шести месяцев после момента открытия наследства (т.е. только после истечения срока на принятие наследства — ст. 1270 ГКУ). Фактически же время с момента смерти наследодателя до момента оформления права наследником может составлять несколько лет. В описанной ситуации отсутствуют какие-либо сомнения относительно того, что в период между смертью наследника и оформлением права земельный участок не находится в государственной собственности. Участка не имеет определенного владельца; она может быть оформлена как в собственность наследника, так и (теоретически) обращена в собственность территориальной общины как выморочное наследство с соблюдением установленной законом процедуры (ст. 1277 ГКУ).

Доля земель государственной собственности в землях отдельных областей и АРК

Согласно ст. 80 ЗКУ, субъектом права собственности на земли государственной собственности является государство которая «реализует это право через соответствующие органы государственной власти». «Соответствующими органами государственной власти» ЗКУ в ст.ст. 13, 16,17,17-1 определены (1) КМУ, (2) Совет Министров АРК, местные государственные администрации — (3) районные и (4) областные, городов Киева и Севастополя, (5) государственные органы приватизации (относительно продажи земельных участков под объектами, которые приватизируются).

Полномочия органов исполнительной власти относительно распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, определенные ст.ст. 122, 149,150 ЗКУ (предусматривают общие правила распоряжения путем предоставления в собственность или пользование). Специальные правила предусмотрены ст. 118 ЗКУ относительно случаев безвозмездной передачи (приватизации) земельных участков гражданам (ст. 118 ЗКУ), их продажи иностранным государствам и иностранным юридическим лицам (ст. 129 ЗКУ). Относительно проблем, созданных включением в систему органов, которые распоряжаются государственными землями, государственных органов приватизации, см. ст. 17-1 ЗКУ и комментарий к ней.

Практика делегирования полномочий.

В Украине существует практика делегирования местными советами их исполнительным органам или персонально городском (сельском) председателю полномочий по распоряжению земельными участками. Вместе с тем, п.34 ст. 26 ЗУ «О местном самоуправлении в Украине» предусматривает решение вопросов «регулирования земельных отношений» исключительно на пленарных заседаниях советов. По мнению В. В. Носіка, процитированное положение Закона касается только «определение правил и порядка распоряжения землями» и не запрещает делегировать полномочия по сути распоряжение землями. С таким мнением согласиться не можем, несмотря на то, что на момент принятия ЗУ «О местном самоуправлении в Украине» срок «регулирования земельных отношений» в отношении советов определялся действующим тогда ЗКУ в ред. 1992 г. и охватывал вопросы распоряжения конкретными земельными участками (ст.ст. 9, 10). Сегодня для отступления от такого понимания оснований не усматривается.

в Течение длительного времени земля признавалась объектом исключительной собственности государства (народа). Зато, ст. 13 Конституции Украины провозглашает землю объектом права собственности украинского народа, не употребляя прилагательного «исключительной».

Новый ЗКУ отошел от жесткого закрепления определенных категорий земель в государственной собственности, предусмотрев Лишь невозможность передачи определенных видов земель из государственной в другие формы собственности (изменения целевого назначения). Так, ч. 4 ст. 84 ЗКУ определен перечень земель государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность. Конечно, в государственной собственности могут находиться любые земли, а не только упомянутые в ч. 4 ст. 84 ЗКУ.

Существование перечня, помещенного в ч. 4 ст. 84 ЗКУ, не означает, что земли, упомянутые в нем, не могут находиться в частной собственности. Например, целевое назначение земельного участка сельскохозяйственного назначения, которая находится в частной собственности, может быть изменено на целевое назначение «земли лесохозяйственного назначения» без изменения формы собственности на землю, что положением ст. 84 ЗКУ не будет противоречить.

Кроме перечисленных в ч. 4 комментируемой статьи, нельзя передавать в частную собственность любые земельные участки под объектами недвижимости, не подлежащих приватизации, поскольку при такой передаче будет нарушаться принцип целевого использования земель. Также п. 3 ст. 4 ЗУ «О государственном материальном резерве» предусматривает, что земельные участки, на которых размещены объекты системы государственного резерва, «есть государственной собственностью и не подлежат приватизации и иным видам отчуждения».

Читайте так же:  Сроки действия доверенности представительства

Невозможность передачи в частную (ст. 84 ЗКУ) или коммунальную (ст. 117 ЗКУ) собственность земельных участков, которые используются Черноморским флотом Российской Федерации на территории Украины, обусловлена обязательствами, которые взяла на себя Украина в соответствии с Соглашением между Украиной и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28.05.1997 и Соглашения между Украиной и Российской Федерацией по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 21.04.2010.

К пункту «а». По «отчуждения земельных участков у собственников по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд» см. ст.ст. 146,147 ЗКУ и комментарий к ним.

К пункту «б». Относительно приобретения земельных участков «за договорам купли-продажи, дарения, мены, другими гражданско-правовыми соглашениями» см. главу 20 «Продажа земельных участков или прав на них на основании гражданско-правовых договоров» ЗКУ и комментарий к ней.

К пункту «в». По приобретению земельных участков в порядке принятия наследства см. ст. 131 ЗКУ и комментарий к ней.

К пункту «г». По «передачи в собственность государству земельных участков коммунальной собственности территориальными громадами» см. ст. 117 ЗКУ и комментарий к ней.

К пункту «г». В соответствии с ч. 6 ст. 41 Конституции Украины,» [к] онфіскація имущества может быть применена исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке, установленных законом». Законом, который предусматривает «случаи, объемы и порядок» конфискации имущества, является прежде всего Уголовный кодекс Украины (далее — УКУ). Общие положения о конфискации как уголовное наказание содержащиеся в ст. 59 УК. Она может быть применена «за тяжкие и особо тяжкие корыстные преступления и может быть назначена только в случаях, специально предусмотренных в Особенной части настоящего Кодекса».

в Частности, конфискация имущества предусмотрена за совершение умышленного убийства при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 115 УК), торговля людьми или другое незаконное соглашение с людьми при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 149 УК), кражу, совершенную в особо крупных размерах или организованной группой (ч. 5 ст. 185 УКУ) и др.

На наш взгляд, как конфискацию можно рассматривать также взыскания в доход государства полученной стороной (надлежащей стороне) земельного участка по хозяйственным обязательствам, что «признано недействительным как такое, что совершено с целью, которая заведомо противоречит интересам государства и общества» по решению суда (ч. 1 ст. 208 ГКУ). Вместе с тем, возможность применения данной нормы ХКУ относительно соглашений об отчуждении земельных участков ставится под сомнение положениями ч. 1 ст. 4 кодекса, которые исключают земельные отношения по предмету регулирования кодекса.

Положение о конфискации содержатся и в других законодательных актах (например, Кодексе Украины об административных правонарушениях, далее — Коап), однако вероятность применения конфискации земельного участка в качестве административного взыскания является мизерной.

Источник: http://studbooks.net/57772/pravo/pravo_sobstvennosti_gosudarstva_zemlyu

Понятие и содержание права собственности на землю в Украине

Украинский народ осуществляет право собственности через органы государственной власти и местного самоуправления в форме публичной собственности, а также путем реализации гражданами Украины и юридическими лицами субъективных прав на природные ресурсы в форме частной собственности (ст. 324 Гражданского кодекса Украины, далее ГК).

Земля как единственный государственный земельный фонд или же земля соответствующей категории может рассматриваться как объект государственного суверенитета, то есть как территория государства или местного административного формирования. С целью обеспечения целевого и рационального использования на земле природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения запрещается деятельность, противоречащая их целевому назначению или может негативно повлиять на качественное состояние земли (глава 10 ЗК Украины).

Право собственности на земельные участки можно рассматривать как правовой институт и как совокупность правомочий собственника. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на земельные участки, образуют правовой институт. Совокупность правомочий собственника относительно владения, пользования и распоряжения земельными участками — это содержание права собственности на земельные участки.

Содержание права собственности как субъективного права составляет правомочность владения, пользования и распоряжения земельными участками в рамках, установленных законом, то есть собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своей собственностью. Каждая из правомочностей имеет свои особенности по отношению к земельным участкам и свое предназначение.

Владение — это право фактического (физического или хозяйственного) господства над определенным земельным участком. Право владения всегда должно иметь то или иное правовое основание — титул. Правовым основанием владения собственника является его право собственности. Если лицо фактически владеет отдельным земельным участком без надлежащего основания, оно считается незаконным собственником.

Пользование — это право собственника удовлетворять при помощи земельного участка свои потребности. С учетом экологической специфики земельных участков как объекта права собственности, под пользованием в данном случае следует понимать обеспеченную законом возможность их непосредственной хозяйственной эксплуатации для предоставленных целей путем извлечения их полезных свойств, в том числе получения плодов и иной прибыли.

Распоряжение — это признанная за собственником и гарантированная ему возможность совершать действия, направленные на изменение юридического статуса, целевого назначения или состояния земельных участков, определение их юридической судьбы (отчуждение их другим субъектам в собственность). Такими действиями, главным образом, являются договоры (купли-продажи, дарения, мены и др.).

Важным признаком, характеризующим отношения собственности, является их независимость. Субъективное право собственности рассматривается как обеспечение и гарантирование лицу возможности владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками независимо, по своему усмотрению. Независимое (по своему усмотрению) владение, пользование и распоряжение природным объектом либо его частью означает, что они гарантированы собственнику законом, а не базируются на праве любых других лиц.

государственный собственность земля частный

Источник: http://vuzlit.ru/1209349/ponyatie_soderzhanie_prava_sobstvennosti_zemlyu_ukraine

Право собственности на земельный участок в Украине. Как оформить без проблем?


Для законного владения земельным участком, на котором вы планируете строить дом, осуществлять предпринимательскую деятельность или вести личное хозяйство, необходимо оформить право собственности на землю.
Читайте так же:  Задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются

Порядок оформления прав собственности на земельные участки претерпел первые изменения в начале 2013 года, согласно поправкам в Законе «О госрегистрации прав на недвижимость и их обременений». Эти и последующие коррективы были внесены для упрощения процедуры и повышения ее юридической «прозрачности».

Что изменилось?

01.01.2013 г. вступил в силу новый Закон Украины «О государственном земельном кадастре», прекращающий выдачу земельных госактов и заменяющий ее выдачей свидетельство праве собственности на недвижимое имущество (ранее это был земельный госакт). Аналогичное свидетельство стало и основным документальным подтверждением прав на прочую недвижимость – дома, квартиры, нежилые помещения.

Вся информация о земельных участках стала фиксироваться в электронном Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество и Государственном земельном кадастре, о которых мы поговорим чуть позже.

До изменений в порядке регистрации прав заявка подавалась непосредственно в Госземагентство, кадастровому регистратору. Затем – в Госдепартамент регистрации вещных прав на недвижимость или в местные органы Госкомзема.

25 декабря 2015 г. Кабинет министров Украины принял постановление, в очередной раз изменившее порядок госрегистрации прав на недвижимость, включая земельные участки. Теперь документы, необходимые для оформления права собственности на землю, подаются в Центр предоставления административных услуг – ЦПАУ (Центр надання адміністративних послуг – ЦНАП) или нотариусу.

Подтверждением права собственности на земельный участок является факт его регистрации в Государственном реестре прав на недвижимость.

ВАЖНО! Госакты на землю, выданные до 01.01.2013 года, также остаются в силе.

Какие документы нужны для регистрации права на землю?

Актуальный список документов для подачи в ЦПАУ таков:

  • Заявление установленного образца (бланк распечатывается на месте регистратором или нотариусом и заполняется заявителем).
  • Оригинал и копия паспорта заявителя-гражданина Украины (две первые и 11-я стр.), либо вид на жительство (ВНЖ) проживающего в Украине, либо паспорт иностранного гражданина (национальный, служебный или дипломатический) или заменяющий его документ.
  • Оригинал и копия номера карточки налогоплательщика (ИНН). ВАЖНО! Этот документ не требуется в случае, если гражданин отказался получить ИНН по религиозным мотивам, сообщил об этом в органы власти Украины и получил соответствующую отметку в паспорте.
  • Документ об оплате административного сбора (если заявитель официально не освобожден от его оплаты). В зависимости от желаемой скорости оформления прав сумма сбора варьируется от 10% минимальной зарплаты до 5 минимальных зарплат.

При оформлении прав собственности на землю в ЦПАУ нужно будет уплатить только административный сбор. Если же права оформляются у нотариуса, то потребуется и оплата нотариальных услуг, что удорожит процедуру.

  • Документы для подтверждения наличия, возникновения или перехода прав на землю. Это могут быть госакт старого образца (до 2013 г.), договор купли-продажи, документы об обмене, дарении, решение суда и т.д.
  • Выписка из Государственного земельного кадастра (ГЗК). ВАЖНО! Выписка не подается, если в документах из предыдущего пункта есть кадастровый номер участка, а также если сведения об участке уже внесены в ГЗК.

О том, как подать заявку на выписку из ГЗК, смотрите пошаговую видеоинструкцию (ссылка на видео под статьей), созданную Госслужбой Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра.

В случаях, когда оформлением прав на землю занимается представитель ее собственника, он должен иметь нотариально заверенную доверенность, а также оригинал и копию своих паспорта и ИНН.

Чтобы вам не пришлось снова и снова возвращаться в ЦПАУ для законного оформления прав на землю, необходимо подготовить все документы очень тщательно.

Как долго длится регистрация?

Максимальный срок проведения регистрации прав на земельный участок составляет 5 рабочих дней. По истечении этого периода можно получить у регистратора распечатку из Госреестра (без подписи и печати).

Решение регистратора, обладающее юридической силой, размещается на портале Госреестра, после чего заявитель получает статус полноправного владельца земли.

Пятидневный срок ожидания можно сократить до двух дней, 24 часов или даже двух часов, но при этом, разумеется, значительно увеличится сумма административного сбора.

Данные об участке в Госреестре и Кадастровой карте

Итак, после оформления всех необходимых документов, новые данные о форме собственности и другие сведения об участке заносятся на государственные электронные ресурсы:

  1. Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество.
  2. Государственный земельный кадастр (ГЗК), его «зеркало» – публичная Кадастровая карта Украины.

Найти информацию о земельном участке в Госреестре и на Кадастровой карте можно по уникальному кадастровому номеру участка.

  • В свидетельствах о праве собственности на землю, выданных после 2004 г., кадастровые номера находятся на оборотной стороне документа.
  • В госактах, выданных до 2004 г., кадастровые номера не содержатся; их следует искать в другом документе – справке о присвоении кадастрового номера. Если же такая справка отсутствует, то, вероятно, участку не был присвоен кадастровый номер. В этом случае участок можно поискать вручную на публичной Кадастровой карте. Для удобства поиска воспользуйтесь спутниковым снимком местности (кнопка «Слои», пункт «Ортофотопланы»).

Если участок не найден, или вы обнаружили ошибки в отображении его границ и/или другой информации, можно написать соответствующую электронную заявку и отправить ее в органы земресурсов на рассмотрение. Заявка формируется и отправляется прямо на сайте Кадастровой карты Украины при помощи кнопки «Обратная связь» в правом верхнем углу.

ВАЖНО! Информация об участке из земельного кадастра не переносится автоматически в Госреестр прав на недвижимость. Поэтому имеет смысл «проследить» свой участок на обоих ресурсах и в случае необходимости внести данные о нем.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://u-news.org.ua/14485-pravo-sobstvennosti-na-zemelnyj-uchastok-v-ukraine-kak-oformit-bez-problem/

Право собственности на землю украина
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here