Нарушение прав ребенка доклад

Проводим инструктаж по теме: "Нарушение прав ребенка доклад". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

Нарушение прав ребенка

Последние годы о правах ребенка говорится сплошь и рядом. Особенное внимание этому уделяется в образовательных и воспитательных учреждениях. Несмотря на такое усиленное внимание и увеличение мер по защите прав и интересов несовершеннолетних, они все же нарушаются и, к сожалению, часто.

Защищать своего ребенка обязаны родители, если они не знают, как это сделать или не справляются со своими обязанностями, то должны обратиться в опекунский отдел, где им разъяснят правовые моменты и помогут реализовать необходимый комплекс мер. Дети также, если имеет место нарушение прав ребенка, могут заявить об это, но они не всегда способны понять, что по отношению к ним применяются незаконные меры.

Основные права ребенка

Права детей закреплены законодательными нормами РФ. В главе 11 Семейного кодекса РФ прописаны те права, соблюдение которых регламентируется законом. В этот перечень включены следующие позиции:

Примеры нарушения прав

Несмотря на наличие подробно описанных в законодательстве прав несовершеннолетних, часто происходит их ущемление. Иногда это может носить разовый характер, от этого нарушения не становятся менее значимыми, но могут быть не такими заметными. Но случается и так, что права ребенка нарушаются систематически. При этом сами дети, хотя и имеют возможность заявить о неправомерных деяниях по отношению к ним, не делают этого. Причиной становится недостаточное знание законодательных основ и просто страх перед наказанием.

Не все несовершеннолетние понимают, что те действия, которые производятся по отношению к ним, нарушают их права. Для разъяснения ситуации надо уточнить, что же понимается под этим понятием. Итак, приведем примеры нарушения прав ребенка:

  1. Применение насилия. Речь идет не только о физическом или сексуальном насилии, но также и о регулярном моральном давлении, угнетении личности, негативном психологическим влиянием.
  2. Ограничение общения с отцом или матерью или иными родственниками.
  3. Сознательное препятствие развитию личности, например, запрет на посещение секций, кружков, дополнительных занятий, не говоря уже о школе.
  4. Непредоставление своевременной медицинской помощи.
  5. Лишение свободы передвижения.
  6. Оставление детей одних дома, что классифицируется как потенциально опасная ситуация.
  7. Отсутствие заботы, выраженной в пренебрежении нуждами несовершеннолетнего и их обеспечения.
  8. Попытки незаконной продажи имущества, принадлежащего ребенку.

Основной перечень нарушений не содержит все возможные нюансы, но очерчивает круг наиболее часто встречающихся проблем.

Насилие по отношению к детям

Столетиями применение физического наказания к детям считалось не только необходимым, но и поощрялось на уровне государства и религии. Эти установки вкладывались в голову людей веками, хотя далеко не все положительно относились к таким мерам воспитания. Между тем насилие считается одним из наиболее частых фиксируемых нарушений по отношению к детям. И как это ни прискорбно, но зачастую именно родители применяют подобное воздействие, аргументируя его воспитательными мерами.

Под насилием в этом случае подразумевается:

  1. Применение физических наказаний.
  2. Оказание психологического давления.
  3. Моральное угнетение.
  4. Угрозы и унижение.

Этот вид нарушения фиксируется не только со стороны родителей. Часто к словесным унижениям прибегают воспитатели и педагоги, а иногда они применяют и более радикальные меры воздействия.

Запрет на общение с родственниками

Еще одним распространенным примером несоблюдения прав ребенка является ограничение общения с близкими и родными. Ни для кого не секрет, что статистика разводов в РФ выглядит весьма устрашающе. Довольно часто семьи распадаются уже после того, как в них были рождены дети. И если имущество делится между супругами поровну, то с детьми все гораздо сложнее. Зачастую оба родителя или один из них стремится использовать несовершеннолетних как средство сделать больнее второй стороне. Иногда запрет на общение применяется как мера воздействия при неуплате алиментов.

Малолетние, которые и так страдают от того, что их привычный мир рухнул, становятся оружием в руках взрослых. Невозможность мирно договориться о дальнейшем сосуществовании и общении перетекает в судебные залы, но и их решения не всегда принимаются и выполняются. Родитель, с которым остались проживать дети, старается не только оградить их от общения со второй стороной, но и настраивает против. Ограничения, как правило, распространяются и на остальных родственников со стороны второго супруга, а именно на бабушек, дедушек, тетей, дядей, двоюродных братьев и сестер и т.д.

Несовершеннолетний может и должен общаться со всеми своими родственниками, а особенно с отцом или матерью, после развода. Но ему крайне сложно самому настоять на этом, к тому же сознанием ребенка весьма просто манипулировать, настраивая его в ту сторону, которая нужна действующему опекуну.

Игнорирование мнения ребенка

Пренебрежение мнением малолетнего. По закону дети могут официально выражать свое мнение, начиная с 10 лет. Это не означает, что ранее родителям не стоит прислушиваться к нему. В этом вопросе важно соблюдать золотую середину. С одной стороны, дети не способны оценить правильность своего мнения, и понять, какие последствия могут быть после его реализации. С другой стороны, решать вопросы, касающиеся судьбы и интересов малолетнего без учета его мнения также неправомерно.

Когда речь идет о необходимости медицинского вмешательства, именно официальные представители могут заявлять о согласии с ним или отказе от него. Отказаться от получения среднего образования по прихоти подростка также нельзя. Но можно и нужно учитывать его склонности и способности при выборе определенного учебного уклона. Очень часто в мечтах придумывают будущее для ребенка, не обращая внимания на то, что он не хочет быть пианистом, а желает заниматься футболом. Его мучают бесконечными посещениями музыкальной школы, несмотря на все его протесты и нежелание.

Мнение малолетнего может касаться и пристрастий в пище, одежде и иных вещах. Взрослые должны учитывать его, но не позволять ребенку навредить своему здоровью неправильным питанием или одеждой не по сезону.

Выявление фактов

Первым и самым ответственным шагом по отношению к сохранению прав ребенка и защите его интересов считается выявление творящегося беззакония. В большинстве случаев именно из-за несвоевременного обнаружения нарушений и происходят те негативные примеры, о которых мы регулярно узнаем из прессы и телевидения.

Заявить о факте выявленного нарушения может:

  1. Сам несовершеннолетний.
  2. Родители, опекуны, попечители.
  3. Иные родственники.
  4. Друзья, соседи.
  5. Воспитатели, преподаватели, медицинские работники.
  6. Иные лица.

Заявление подается в органы опеки или полицию. И в том, и в другом случае компетентные органы должны не позднее трех дней навестить семью и разобраться в том, насколько поступившая жалоба основательна. Не всегда удается выявить истину, очень часто с виду благополучные семьи могут годами угнетать ребенка, а он, боясь наказания, молчит об этом.

Ответственность

Первостепенной задачей государства считается сохранение семей, так как именно мама с папой могут дать то, что не под силу иным лицам – любовь. Основываясь на этом, представители органов опеки и попечительства должны приложить максимум усилий к устранению ситуации, если это возможно. При незначительных нарушениях семьи ставятся на специальный учет, им могут выписываться штрафы или применяться иные незначительные меры наказания, для того чтобы взрослые осознали неправильность своего поведения и скорректировали его. Нарушителям дается определенное время на исправление ситуации, в течение которого за ними производится постоянный надзор.

Читайте так же:  Намеренное введение в заблуждение статья

Не во всех ситуациях могут применяться столь мягкие меры, иногда детей приходится изымать в экстренном порядке, но это не значит, что шансов на восстановление семьи нет. К нерадивым родителям может применяться определенное воздействие, в том числе административная ответственность.

В ряде случаев совершенное беззаконие влечет уголовное преследование. Оно может быть выражено штрафами, отбыванием наказания в тюрьме или колонии поселении, но, главное, оно сопряжено с лишением осужденного права временно или постоянно заботиться о детях.

Источник: http://mojurist.ru/deti/narushenie-prav/

Нарушение прав ребенка

Ребенок – такой же полноценный член нашего общества, как и любой взрослый человек. Между тем, маленькие дети еще не могут заявить о нарушении или ущемлении своих прав в соответствующие органы. Ребята постарше тоже зачастую терпят издевательства просто потому, что боятся наказания.

Примеры нарушения прав ребенка

Различные ситуации нарушения прав ребенка возникают в нашей жизни постоянно. Как часто родители наказывают своего малыша за любую провинность, оскорбляют, называют глупым или даже бьют. Мамы и папы называют подобное поведение воспитанием, однако, на самом деле, это ярчайшие проявления насилия над ребенком.

Наиболее часто нарушение прав ребенка можно встретить именно в семье. Самое ужасное, что никто из членов такой семьи даже не задумывается о том, что кроха страдает и не может никак изменить ситуацию. Большинство таких родителей в свое время воспитывались аналогичным образом и не понимают, что общение между старшими и младшими может строиться каким-то иным образом.

Между тем, если родители узнают о нарушении прав своего ребенка в школе, они готовы делать все, что угодно, чтобы виновные понесли справедливое наказание. Мамы и папы будут добиваться увольнения учителя, который повысил голос или поднял руку на их отпрыска, не задумываясь о том, что сами ведут себя точно так же.

Физическое насилие унижает ребенка, ухудшает общее состояние его здоровья, вызывает слабость и недомогание. Психологическое воздействие оказывается еще страшнее — оно искажает модель межличностных отношений, порождает неуверенность, занижает самооценку крохи, заставляет его замыкаться в себе.

Кроме того, существуют такие виды нарушения прав ребенка, как ограничение его свободы, умышленная порча имущества, лишение еды и воды. Все это тоже нередко можно встретить в современных семьях, в которых подобные нарушения считают всего лишь простыми воспитательными мерами.

Ответственность за нарушение прав ребенка

С заявлением о нарушении прав ребенка в соответствующие органы могут обратиться не только его родители и попечители, но и он сам. Между тем, на практике подобные заявления поступают крайне редко, и в большинстве случаев нарушители остаются безнаказанными в течение долгого времени. Если же информация о нарушении прав ребенка все же выходит за пределы его семьи или учебного учреждения, после выяснения обстоятельств дела виновные могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

В большинстве случаев нарушение прав ребенка связано с наказаниями.

Родители наказывают малышей за малейшую провинность. При этом они их оскорбляют, называют глупыми и даже поднимают на них руку. Многие мамы и папы оправдывают свои действия методом воспитания. Но, на самом деле, это яркое проявление насилия над ребенком. Зачастую, подобное воспитание угнетает малышей. Кроха сильно переживает от сложившейся ситуации.

Когда родители узнают о нарушении прав в школе или детском саду, они начинают бить тревогу с целью наказать виновных лиц. Мамы и папы добьются увольнения педагога за то, что он повысил голос или дал подзатыльник ребенку. При этом они даже не задумаются о том, что сами поступают так же. Физическое насилие над ребенком угнетает его не зависимо от того, кто его совершает. В итоге ухудшается состояние здоровья малыша, появляется слабость и недомогание. Психологическое воздействие на детей оказывается еще страшнее других форм давления. Оно способствует появлению неуверенности в себе, занижает самомнение и делает ребенка замкнутым. Приведем некоторые примеры нарушения прав детишек.

  • Лишение свободы движения.
  • Уход родителя из дома.
  • Применение физического насилия к ребенку.
  • Унижение достоинства ребенка.
  • Угрозы в адрес ребенка.
  • Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
  • Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
  • Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи

Порою можно встретить в семьях ограничение свободы, целенаправленную порчу имущества и даже лишения пищи с водой. Многие родители делают это в воспитательных целях, не понимая, к чему могут привести их действия.

Ответственность за нарушение прав ребенка

На сегодняшний день за нарушение прав ребенка предусмотрена административная, а иногда и уголовная ответственность. Ребенок может обратиться в правоохранительные органы и органы опеки с заявлением о нарушении своих прав.

Нарушение прав ребенка

Ребенок – это полноценная личность, обладающая полным набором прав и свобод, которые задекларированы в законодательстве каждой цивилизованной страны. Но, не смотря на это, в реальной жизни регулярно происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми.

Нарушение прав ребенка: примеры

Парадоксально, но чаще всего нарушение прав ребенка происходит в семье. Большинство родителей считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал, назвать идиотом и тупицей – чтобы учился лучше и действительно таковым не стал. При этом они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного – что такого, ведь они действуют исключительно из благих побуждений, да и их самих именно так и воспитывали. На самом же деле это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которое и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

Вред насилия можно обсуждать до бесконечности, причем подчас психологическое гораздо страшнее физического – оно наносит ребенку серьезные психические травмы, влияет на самооценку, искажает модель межличностных взаимоотношений. К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.

Не менее часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику.

Читайте так же:  Заявление о выдаче апелляционной жалобы

Это, как правило, дает обратный эффект – у ребенка вырабатывается стойкая неприязнь к такому учителю, он замыкается в себе, пропадает мотивация к обучению, ребенок всеми путями пытается найти причины пропуска занятий.

Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной

территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно – детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Решение об уборке пришкольной территории выносит родительский комитет, а никак не директор школы.

Ответственность за нарушение прав ребенка

На сегодняшний день за нарушение прав ребенка предусмотрена административная, а иногда и уголовная ответственность. Ребенок может обратиться в правоохранительные органы и органы опеки с заявлением о нарушении своих прав.

Какие документы нужны для новорожденного?

С рождением ребенка у родителей возникает немало хлопот и вопросов по оформлению необходимых документов для новорожденного. О том, какие должны быть первые документы, где и как их оформлять, мы расскажем в нашей статье.

Можно ли поменять отчество ребенку?

В жизни так случается, что не всегда ваш спутник и отец ребенка оказывается достойным выбором. И, разрывая с ним отношения, иногда хочется забыть прошлое и даже изменить ребенку отчество. Возможна ли такая процедура и что для этого нужно?

Как развестись, если есть ребенок?

Развод — серьезный шаг в жизни пары, а особым испытанием он становится при наличии у супругов детей. Возникает масса вопросов и нюансов, но все они решаются через суд. О том, как происходит развод при наличии детей, мы расскажем в нашей статье.

Лишение родительских прав матери

Родители — самые близкие и родные люди для ребенка. Они должны обеспечивать достойные условия его жизни, уход и воспитание. Но что делать, если один из них не выполняет своих обязанностей? Как лишить его родительских прав? Расскажем о процедуре лишения прав матери ребенка.

Отвечает юрист:Першина Ольга Евгеньевна, 23 октября 2013

Здравствуйте, Марина Александровна.
Вам необходимо обратиться с жалобой на имя начальника Департамента Образования вашего города.
Жалоба подается в письменном виде в двух экземплярах, на вашем экземпляре в канцелярии учреждения ставится входящий номер и дата принятия жалобы.
Требования к порядку и форме подачи жалоб граждан закреплены в статье 7 Федерального закона №59-ФЗ от 02.05.2002 г.
При подаче письменной жалобы по почте гражданин в обязательном порядке должен указать:
наименование государственного органа, в которое направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица,
свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.
Жалобы граждан, не содержание вышеуказанных данных ПРИЗНАЮТСЯ АНОНИМНЫМИ И НЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ.
В самом тексте жалобы необходимо описать суть нарушения прав, обстоятельства, при которых оно произошло, указать подробные сведения об организации, должностных лицах, со стороны которых допущено нарушение.

Если есть возможность предоставить документальные свидетельства, необходимо в жалобе проставить ссылки на них, а еще лучше приложите их копии к жалобе.
Кроме того, в конце жалобы необходимо указать приложения с описью прикладываемых копий документов, указав количество экземпляров.
В завершении жалобы проставляется дата составления и подпись.
Общий срок рассмотрения жалобы – 30 дней со дня ее регистрации.
Будем признательны, если вы оставите отзыв о качестве работы наших специалистов на главной странице сайта, в специальном разделе (консультанты).
Спасибо за обращение. Всего вам доброго.

Уважаемый читатель, если вам понравился ответ нашего юриста сделайте ему приятно

Источник: http://fibradecor.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0/

Раздел IV. Ответственность за нарушение прав ребенка

Статья 41. Виды ответственности за нарушение прав ребенка

За нарушения законодательства о правах ребенка, в результате которых создаются препятствия осуществлению ребенком прав и свобод либо ребенку причиняется имущественный и (или) моральный вред, должностные лица и граждане, виновные в этом, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность, возмещают вред, причиненный имуществу и (или) здоровью ребенка, компенсируют моральный вред в порядке, предусмотренном гражданским, уголовным, административным законодательством и законодательством о труде.

Родители и лица, их заменяющие, кроме того, могут быть привлечены к семейно-правовой ответственности.

Статья 42. Ответственность органов исполнительной власти,

органов и должностных лиц органов местного

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти Свердловской области, правовые акты органов и должностных лиц органов местного самоуправления, нарушающие права, свободы и охраняемые законом интересы детей, подлежат опротестованию в порядке прокурорского надзора или признанию их недействительными по решению суда с возмещением убытков и компенсацией морального вреда, привлечением должностных лиц к дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке.

Статья 43. Ответственность учреждений и организаций, в

обязанности которых входит охрана и защита детей

Должностные лица, в обязанности которых входит охрана и защита детей, за непринятие мер по защите прав и интересов ребенка, нарушение норм санитарного законодательства по обеспечению здоровой среды обитания, неисполнение постановления комиссии по защите прав несовершеннолетних, негуманное, унижающее достоинство обращение, уклонение от выполнения воспитательных функций, разглашение сведений, составляющих личную тайну ребенка и его семьи, иное использование информации о ребенке или его семье в ущерб интересам ребенка, подвергаются дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

(Части 2 и 3 статьи утратили силу — Областной Закон N 71-ОЗ от 05.12.97 г.)

Учреждения и организации как юридические лица несут гражданско-правовую ответственность за причинение вреда здоровью ребенка, его имуществу, нарушение других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов ребенка, а также компенсируют моральный вред, причиненный ребенку.

Статья 44. Ответственность работодателей

(Утратила силу — Областной Закон N 71-ОЗ от 05.12.97 г.)

Статья 45. Ответственность граждан

(Часть 1 статьи утратила силу — Областной Закон N 71-ОЗ от 05.12.97 г.)

Склонение несовершеннолетних к употреблению наркотических (алкогольных) и токсических веществ; вступление в половые отношения с несовершеннолетними; вовлечение в проституцию; привлечение к соучастию в противоправных деяниях, торговля детьми, незаконная деятельность по усыновлению, иные уголовно наказуемые деяния влекут за собой уголовную ответственность в порядке, установленном уголовным законодательством.

За причиненный ребенку имущественный и (или) моральный вред граждане несут ответственность в порядке, предусмотренном Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Статья 46. Ответственность родителей

Видео (кликните для воспроизведения).

(Часть 1 статьи утратила силу — Областной Закон N 71-ОЗ от 05.12.97 г.)

Уклонение от выполнения родительских обязанностей, ненадлежащее исполнение родителями (лицами, их заменяющими) обязанностей по воспитанию и содержанию детей, представительству их интересов и защите нарушенных или оспариваемых прав, отказ родителей от ребенка в родильном доме (отделении) или детском лечебном учреждении, оставление детей без надзора, жестокое обращение с детьми, а также иное нарушение прав ребенка влекут лишение родительских прав или их ограничение, отобрание ребенка у лиц, их заменяющих.

Читайте так же:  Возмещение ущерба дтп без учета износа

С момента отобрания ребенка выплата пособия, а также иные выплаты на ребенка лицу, у которого ребенок отобран прекращаются по решению комиссии по защите прав несовершеннолетних или суда и в дальнейшем производятся по правилам, предусмотренным частями шестой и седьмой статьи 20 настоящего закона.

В случае использования родителями (лицами, их заменяющими) пособий, пенсий и иных выплат на детей не по назначению, если это существенно ущемляет интересы ребенка, органы социальной защиты, органы опеки и попечительства, комиссии по защите прав несовершеннолетних или прокурор в интересах ребенка предъявляют иск о возмещении ему необоснованно израсходованных средств. Взысканные судом средства перечисляются на лицевой счет ребенка.

Родители, лишенные родительских прав, не освобождаются от обязанности по уплате алиментов на детей, в отношении которых они лишены родительских прав.

Родители, лишенные родительских прав, если они проживают в домах государственного или муниципального жилищного фонда совместно с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, могут быть выселены в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

Статья 47. Дополнительное страхование ответственности за вред,

причиненный здоровью ребенка

Действие абзаца 1 в 2001 году приостановлено Областным Законом от 22.12.2000 N 43-ОЗ.

Если лицо, причинившее вред здоровью ребенка, не установлено, а медицинская помощь, оказанная ребенку в пределах, гарантированных обязательным медицинским страхованием, недостаточна для восстановления его здоровья и нормального развития, родителям (лицам, их заменяющим) выделяются целевым назначением средства из областного бюджета.

Правила дополнительного страхования ответственности за вред, причиненный здоровью ребенка, утверждаются Правительством Свердловской области в установленном законом порядке.

Источник: http://studfile.net/preview/2997868/page:6/

Права ребёнка

Реферат на тему “Права ребёнка”

Семья и права ребёнка”

Выполнила ст-ка гр. ЛА-04

Необходимость защиты детства и международные документы о правах ребёнка 4

Закон РФ “Об образовании” и отражение в нём концептуальных положений Конвенции ООН 5

Семья и права ребёнка 7

Список использованной литературы 11

В этом реферате я постараюсь рассмотреть основные вопросы взаимоотношений между родителями и детьми в контексте соблюдения прав ребёнка.

По данным Государственной думы, в России не соблюдается 13 основополагающих статей Конвенции ООН по правам ребенка. 18 из 37 миллионов детей в настоящее время находится в зоне социального риска. Кроме того, в России насчитывается 533 тысячи детей-сирот. С 1991 г. на 33 процента увеличилась заболеваемость туберкулезом среди детей, а общая смертность в результате этого заболевания выросла на 82 процента.

Безусловно, что современный человек должен знать как и всемирную историю становления института защиты прав человека, и международные пакты о правах человека, так и свои личные, гражданские, социальные, экономические и трудовые права. Но всеми этими правами мы пользуемся крайне редко и в конкретных случаях, в то время как семейная жизнь постоянно оказывает влияние на различные стороны жизни человека. Поэтому семейное право необходимо знать не только людям состоящим в законном браке, но и тем кто собирается скоро пожениться. К тому же супружество включает в себя помимо прав и множество обязанностей, о которых молодые люди, вступающие в брак часто почти ничего не знают. А возникающие из-за этого проблемы влияют и на психику человека, и на его трудоспособность и на окружающих его людей.

Семейное право – это совокупность правовых норм, регулирующих семейные, т. е. личные и производственные от них имущественные отношения, возникающими между людьми из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание. Брак – это юридически оформленный свободный и добровольный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности. Он основывается на чувстве любви, подлинной дружбе и уважении – нравственных принципах построения семьи.

Необходимость защиты детства и международные документы

о правах ребёнка

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения», и в силу этого дети должны быть объектом особой защиты и помощи.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Однако время и положение детей – будущего всего человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН.

Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации. Она провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. В ней специально выделяется необходимость особой заботы государства и общества о социально-непривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. Это правовой документ высокого международного стандарта. В нем ребенок провозглашен полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Конвенция о правах ребенка – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам.

Закон РФ “Об образовании” и отражение в нём концептуальных положений Конвенции ООН

Закон Российской Федерации “Об образовании” имеет прямое отношение к правам ребёнка, являясь документом значительного педагогического значения. Он имеет прямые параллели с уже обсуждавшейся выше в реферате Конвенцией ООН и постулирует гуманность и демократизм, уважение к личности учащихся.

Так, в главе V “Социальные гарантии реализации прав граждан на образование”, статья 50 “Права и социальная защита обучающихся, воспитанников” декларируется:

“4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, . на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

Читайте так же:  Нарушение ущемление прав человека

6. Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции и в соответствии с действующими нормативами обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи”.

Конечно, вниманием в Законе не обойдён и вопрос заботы государства об учащихся-сиротах, инвалидах, с отклонениями и т.д.:

“9. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.

Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации.

Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

11. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда”.

Также в документе декларируется невозможность привлечения обучающихся в образовательных учреждениях без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, который не предусмотрен образовательной программой, а также всякое принуждение к вступлению и деятельности в общественно-политических движениях и партиях.

В рамках создания механизма социальной защиты детей и подростков, предусмотрены квотирование рабочих мест на предприятиях для трудоустройства выпускников, детей-сирот, детей с отклонениями в развитии и поведении, разработка и осуществление программы по обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей, защиты детей от всех форм дискриминации. Не обойдён вниманием в Законе и такой ключевой вопрос прав ребёнка как защита его здоровья. Совершенно очевидно, что в нынешних условиях этот вопрос ставится особенно остро.

“Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников

1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях.

4. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. (. )

5. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников.

6. Инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся, воспитанников полностью компенсируется государством”.

Семья и права ребёнка

Теперь я рассмотрю правовые отношения между родителями и детьми. В основе возникновения правовых отношений между родителями и детьми лежит происхождение детей от родителей, удостоверенное в установленном порядке. Происхождение ребенка от родителей, состоящих между собой в браке, удостоверяется записью о браке родителей. Свидетельство о рождении ребенка, выдаваемое загсом, является доказательством происхождения ребенка от указанных в нем родителей. Рождение ребенка его матерью подтверждается справкой, выданной родильным домом. Факт рождения ребенка вне медицинского учреждения может быть подтвержден врачом или свидетелями. На основании этих данных происходит регистрация рождения в актовых книгах в загсе.

Между родителями и детьми возникают правоотношения. Они бывают личными и имущественными. К личным правоотношениям относятся: право ребенка на имя, отчество и фамилию, соответственно право и обязанность родителей дать ребенку имя, отчество и фамилию; право и обязанность родителей воспитывать своих несовершеннолетних детей и право детей на получение воспитания от родителей, право и обязанность родителей на осуществление представительства от имени детей и право детей на защиту своих прав и интересов. Родители равны в правах и обязанностях в отношении детей.

Среди обязанностей родителей первое место занимает их обязанность воспитывать детей. Эта обязанность является одновременно и правом родителей. Поэтому родители не могут передать свое право на воспитание ребенка другому лицу (деду, бабушке, родственникам). Чтобы воспитывать детей, надо проживать с ними вместе, общаться с детьми, оказывать на них личное влияние. К сожалению, далеко не во всех семьях дело с воспитанием детей обстоит благополучно. Ежегодно в отделения милиции за различные преступления доставляется свыше 900 тыс. детей, 50 тыс. ребят уходят из семей и попадают в приемники-распределители. Родители обязаны совершать надзор за несовершеннолетними детьми. Кроме того, родители привлекаются к ответственности за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми, не достигшими 15 лет, в соответствии с нормами гражданского законодательства. Несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет отвечают за причиненный вред сами, на общих основаниях.

Родители являются представителями своих несовершеннолетних детей. Представительство осуществляется в области семейного права (взыскание алиментов на детей), гражданского права (при совершении гражданско-правовых сделок), гражданского процесса (судебное представительство). Родители представляют и охраняют интересы своих детей.

Итак, суд защищает права и интересы всех членов семьи, обеспечивает соблюдение прав и обязанностей родителей и детей.

Семейное законодательство предоставляет возможность обращения в суд для предотвращения нарушения прав и интересов детей. Но обращение в суд, на мой взгляд, – это крайняя мера, свидетельствующая о том, что семья распадается, либо находится на грани распада. Поэтому главная задача, стоящая перед супругами, равно как и перед обществом, и государством, сделать все возможное, чтобы эта проблема была разрешена как можно безболезненно и учтены интересы всех сторон участников правоотношений.

Детство – надежда и будущее человечества; ребенок – существо, которому еще только предстоит стать человеком. Но реальное положение дел обстоит так, что Россия, приняв в качестве обязательного для исполнения международного закона Конвенцию по правам ребенка, тут же о ней и забыла. Ведь законы и подзаконные акты, обеспечивающие выполнение Конвенции и корреспондирующих с ней статей Конституции РФ, если и существуют, то не покрывают поля реальных потребностей. В результате в сферу внимания следственных и судебных органов попадает ничтожно малая доля детей – жертв насилия. Более того, жертвы часто оказываются дважды и трижды жертвами: убежав из интерната, где его избивают воспитатели, ребенок рано или поздно оказывается в комиссии по делам несовершеннолетних и затем – в психиатрической больнице, откуда выпишется вновь в тот же интернат.

Эта репрессивность, как называют её специалисты, подпитывается нынешней криминализацией общества. Опыт показывает, что несоблюдение прав ребёнка в дальнейшем может привести лишь к накоплению критической массы насилия в обществе.

Читайте так же:  Заявление в суд о возмещении материального ущерба

Список использованной литературы:

А. М. Нечаева. Брак. Семья. Закон – М., 1984

Конституция (основной закон) Российской Федерации. М., 1992.

Конвенция ООН о правах ребёнка (1991 г.)

Источник: http://studfile.net/preview/483085/

Основные права и свободы детей и ответственность родителей за нарушение прав ребенка

Анастасия Речкалова
Основные права и свободы детей и ответственность родителей за нарушение прав ребенка

В соответствии с нормой, содержащейся в Конвенции о правах ребенка и, соответственно, в Семейном кодексе РФ, ребенком признается лицо, не достигшее совершеннолетия. Он, как и любые граждане, с момента рождения обладает правоспособностью, т. е. имеет конкретные субъективные права — личные и имущественные.

Обязанности несовершеннолетнего ребенка в семье определяются только нормами нравственности, поскольку понудить к их исполнению с помощью закона невозможно. Личным правом ребенка является: право жить и воспитываться в семье; право на общение с родителями и другими родственниками; право на защиту; право выражать свое мнение; право на имя, отчество и фамилию. Права ребенка — гражданина РФ носят универсальный характер.

В случае нарушения прав и свобод ребенка они должны быть восстановлены соответствующими государственными органами и (или) законными представителями детей.

Для возникновения основных прав ребенка достаточно самого факта его рождения.

Запрещаются любые формы ограничения прав детей по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (п. 2 ст. 19 Конституции РФ).

Как и всякий человек, ребенок, прежде всего, имеет право на жизнь (п. 2 ст. 54 СК). Это право является естественным и неотъемлемым правом каждого, высшей социальной ценностью. Государство призвано обеспечить в максимально возможно степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст. 6 Конвенции о правах ребенка). Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (п. 2 ст. 54 СК). Поэтому, проживая в семье, ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его всестороннего развития, уважение его человеческого достоинства, право находиться в окружении своих родителей в атмосфере счастья, любви и понимания. Семейному воспитанию отдается явное предпочтение, ему подчинены и такие формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, как усыновление (удочерение, приемная семья, передача детей в семью опекуна (попечителя).

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, свободно искать, получать передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (ст. 13 Конвенции о правах ребенка). За ребенком признается и ему гарантируется право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, принимать участие в культурной и творческой жизни. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (п. 1 ст. 55 СК). Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей влияют на права ребенка на общение с ними.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах (п. 1 ст. 55 СК).

Оба родителя пользуются равными правами и имеют равные обязанности по защите интересов детей. Равное осуществление родительских функций в отношении своего ребенка не зависит от того, являются ли они супругами или нет.

Закон предоставляет ребенку право на защиту не только от посягательств на его права и интересы со стороны третьих лиц, но и от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих. При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства по месту своего фактического нахождения. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка (абз. 2 п. 2 ст. 56 СК).

Действующий Семейный кодекс значительное внимание уделяет защите достоинства детей, их прав и свобод. Согласно ст. 57 СК ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего десяти лет, обязателен. При решении вопросов об установлении усыновления суд обязан в отношении ребенка старше десяти лет получить его свободно выраженное согласие на усыновление (ст. 132 СК, а в отношении детей, не достигших десяти лет, выслушать мнение ребенка по поводу предстоящего усыновления. Выслушать мнение ребенка (и получив согласие ребенка старше десяти лет) должны также органы опеки и попечительства при выдаче разрешения на изменение имени и фамилии ребенка; суд при рассмотрений иска родителя о восстановлении в родительских правах, при записи усыновителей качестве родителей усыновленного ребенка, при изменении имени, отчества и фамилии усыновленного ребенка и т. д.

Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с этого момента имеет право на имя.

Каждый ребенок имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Для государства РФ охрана детского здоровья является главным фактором развития. Вне зависимости от социального положения ребенок имеет право получить медицинскую помощь в любом государственном медицинском учреждение. Также стоит отметить, что дети, которые еще не являются совершеннолетними, но им больше пятнадцати лет, имеют право сами решать, соглашаться или нет на медицинское вмешательство.

Право на образование — обязательным является получение основного общего образования, которое по Конституции РФ является бесплатным. Также каждый имеет право поступить в высшее учебное заведение на конкурсной основе и тоже бесплатно.

Каждый имеет право на собственность, в том числе и ребенок. Сейчас нередкими бывают случаи, когда детям принадлежит та или иная часть недвижимости, полученная в дар или по наследству. Кроме того, дети имеют право на получение наследства. Несовершеннолетние же в некоторых установленных законом случаях имеет право на получение некоторой обязательной доли по наследству.

А хотелось бы мне закончить свое выступление следующими словами Виссариона Григорьевича Белинского:

«На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…»

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/osnovnye-prava-i-svobody-detei-i-otvetstvenost-roditelei-za-narushenie-prav-rebenka.html

Нарушение прав ребенка доклад
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here