Содержание
- 1 Регистрация права на земельный участок в госреестре прав на недвижимое имущество. Порядок 2020
- 2 Государственный акт на земельный участок
- 3 Постановление Совета Министров СССР от 6 марта 1975 г. N 199 «О выдаче землепользователям государственных актов на право пользования землей» (не действует)
- 4 Документы на право собственности на землю
- 5 Документы, подтверждающие право на земельный участок
- 6 Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, имеющий равную юридическую силу с записями в ЕГРП, является доказательством существования такого права на земельный участок в границах, указанных на прилагаемом к нему чертеже
Регистрация права на земельный участок в госреестре прав на недвижимое имущество. Порядок 2020
Для справки. Правила регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе на земельный участок, определены, в частности Порядком государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 25 декабря 2015 № 1127, вступившим в силу с 01.01.2016 г.
Если вспомнить, то до 2013 года право собственности на землю подтверждалось государственным актом о праве собственности на земельный участок, который можно было получить в местном органе Госкомзема.
Сегодня же, после включения данных о земельном участке в государственный земельный кадастр и получения в местном управлении Госгеокадастра выписки из ГЗК, необходимо обратиться в местный ЦНАП или к нотариусу для регистрации вашего права на земельный участок. В ЦНАП можно зарегистрировать право собственности, аренды, сервитут, суперфиций, эмфитевзис, обременения на недвижимое имущество и тому подобное. Самым распространенным случаем обычно является именно регистрация права собственности на земельный участок, пошаговый порядок с образцами документов которой мы и рассмотрим ниже.
Пошаговый порядок регистрации права на земельный участок
1. Сначала необходимо определиться с удобным для Вас центром предоставления административных услуг (ЦНАП) или нотариусом, к которым можно обратиться по вопросу регистрации прав. Адреса местных ЦНАПов, которым следует подавать документы для регистрации права собственности на земельный участок можно найти, в частности в интернете. В ЦНАПе вы оплачиваете только административный сбор, однако там могут быть очереди. У нотариуса наоборот — дороже (админсбор + услуги нотариуса), но все удобно и без очередей.
2. Далее необходимо подготовить пакет документов для подачи в местный ЦНАП или нотариусу, который будет включать:
- извлечение (вытяг) из Государственного земельного кадастра (ГЗК);
- копию и оригинал паспорта заявителя;
- копию и оригинал идентификационного номера;
- подтверждение оплаты административного сбора (0,1 размера минимальной заработной платы, по состоянию на 2020 г. — это 210 грн.);
- документ-основание возникновения права на участок (договор купли-продажи (дарения, мены и т.д.), решение суда, свидетельство на наследство и т.д.);
- доверенность, если документы подаются представителем (нотариально заверенная, если от физического лица);
- оригинал и копию паспорта, идентификационного номера представителя, если документы подаются представителем.
Заявление о регистрации права печатается госрегистратором или нотариусом и подписывается заявителем на месте.
Важно также то, что выписку из Государственного земельного кадастра (ГЗК) не нужно подавать в случае, когда документы, которые являются основанием возникновения, перехода или прекращения права собственности или иных прав, содержат в себе информацию о кадастровом номере.
С некоторыми случаями присвоения кадастрового номера земельному участку можно ознакомиться в разделе техническая документация по установлению границ земельного участка.
3. Общий срок рассмотрения представленных государственному регистратору документов составляет 5 рабочих дней (не календарных!). По истечении указанного срока, по желанию, можно будет получить от государственного регистратора распечатку из реестра на бланке формата А4, но без подписи и печати госрегистратора. Новый порядок предусматривает, что решение госрегистратора размещается на сайте Минюста и имеет такую же юридическую силу, как и бумажное подтверждение регистрации права.
Следует также отметить, что Закон предоставляет возможность сократить пятидневный срок до 2 дней, 24х и 2х часов, однако сбор за регистрацию права в таких случаях будет значительно больше.
После регистрации своего права в Государственном реестре вещных прав, вы станете полноправным владельцем земельного участка и в дальнейшем сможете распорядиться им по собственному усмотрению (в том числе, продать, подарить, обменять и т.д.).
Напомним, что до 2016 года, по результатам регистрации права можно было получить один из следующих документов:
- выписка из Государственного реестра прав на недвижимое имущество и их обременений;
- свидетельство из Государственного реестра прав (только для вновь сформированных земельных участков, которые выделялись на основании решения местного совета/распоряжения госадминистрации/приказа областного управления Госземагентства или заявления владельца, в случае изменения целевого назначения или раздела земельного участка).
Сейчас такие документы больше не выдаются. Вместо таких документов можно получить выписку и информационную справку из Государственного реестра прав на недвижимое имущество, в том числе и самостоятельно через Кабинет электронных сервисов Минюста.
Предложения по регистрации права на земельный участок от нашей компании
Наша компания имеет большой опыт, технические возможности и соответствующих специалистов для регистрации прав на земельный участок в Государственном реестре прав.
Что бы заказать услугу по регистрации права на земельный участок у нас, позвоните по номеру 044 232 8910.
Источник: http://zemlevporyadnik.com.ua/ru/registraciya-zemli-v-ukrgosreestre.html
Государственный акт на земельный участок
В этой статье речь пойдет о государственном акте о праве собственности на земельный участок, о его эволюции, начиная с 1992г. по 2012 г. включительно. В течение указанного периода также выдавался госакт о праве постоянного пользования земельным участком, однако такой акт обычно получали только определенные категории учреждений и организаций. Мы вас познакомим с историей госакта, которым удостоверялось именно право частной собственности на земельный участок.
Государственный акт в период 1992-2001 гг.
С 1992-2001 гг. в Украине действовал государственный акт на земельный участок розового (красного) цвета, который не содержал кадастрового номера земельного участка. Исключение из этого случая было только в г. Киеве, в котором во второй половине 90-х годов был введен программный комплекс «Кадастр». С помощью ПК «Кадастр» осуществлялось ведение Киевского городского земельного кадастра. Государственные акты на земельный участок, которые выдавались в Киеве после запуска городского земельного кадастра, содержали кадастровый номер земельного участка в сокращенном виде. Например 66506038, без указания кода административно-территориального деления для г. Киева (8000000000).
Помимо отсутствия информации о кадастровом номере, розовые акты могли содержать данные о нескольких земельных участках с различными целевыми назначениями. Например, для ведения личного крестьянского хозяйства, а также для строительства и обслуживания жилого дома хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок). Это вызывало определенные неудобства в случае, когда владелец намеревался передать (продать, подарить) один из участков другому лицу.
Если Ваш государственный акт на земельный участок розового цвета без кадастрового номера, то для переоформления земельного участка на другое лицо должна быть выполнена кадастровая съемка и разработана техническая документация по установлению (восстановлению) границ земельного участка в натуре (на местности). На основании разработанной технической документации государственный кадастровый регистратор вносит земельный участок в государственный земельный кадастр и осуществляет присвоение кадастрового номера земельному участку. Выполнение указанных выше действий подтверждает выданная кадастровым регистратором выписка из Государственного земельного кадастра.
Государственный акт в период 2002-2008 гг.
Принятие новой редакции Земельного кодекса Украины в 2001 году обусловило необходимость принятия новых законов, которые были логическим продолжением положений Земельного кодекса, а также приведения подзаконных актов в соответствие с положениями последнего. В связи с этим в 2002 году была утверждена новая форма госакта зеленого цвета.
В новом госакте уже нельзя было указывать более одного земельного участка. Введение в действие базы государственного земельного кадастра позволило присвоить каждому внесенному в кадастр земельному участку отдельный уникальный кадастровый номер. Каждый кадастровый номер состоит из 19 цифр, разделенных двоеточиями и содержит информацию о коде региона, кадастровой зоне, квартале и номере конкретного земельного участка.
Особенностью было то, что зеленый госакт позволял определить доли совладельцев земельного участка непосредственно в самой форме госакта.
Государственный акт зеленого цвета, как и розовый, остается в силе и по настоящее время. Однако, для заключения сделок в отношении земельного участка, в любом случае необходимо получить выписку из государственного земельного кадастра.
Государственный акт в период 2009-2012 гг.
Необходимость усовершенствования формы госакта, утвержденной в 2002 году, в конце 2008 года обусловила внесение изменений в Постановление КМУ № 449 от 02.04.2002. Обновленная форма госакта печаталась на бланках синего цвета. Основные изменения в форме заключались в дополнении госакта отдельным полем для указания идентификационного номера (кода) собственника земельного участка.
Дело в том, что к этому времени владелец земельного участка идентифицировался по фамилии, имени, отчеству (если юридическое лицо, то по наименованию). Когда имя или наименование отмечалось с ошибками, возникали проблемы, связанные с распоряжением правами в отношении такого земельного участка. Госакт с ошибками не давал возможности заключить любые договоры, а решалась такая проблема, в частности путем выдачи дубликата госакта по причине утери госакта с ошибкой. Обновленная форма госакта образца 2008 года решила такие проблемы.
Государственный акт синего цвета также остается в силе и сегодня, но для распоряжения правами на земельный участок необходимо получить выписку из кадастра (государственного земельного кадастра).
Выписка и Свидетельство с 2013 по 2015 гг.
С 2013 года вступили в силу ряд законов и подзаконных актов, согласно которым были разделены понятия регистрации земельного участка в кадастре и понятия регистрации прав (собственности, пользования, сервитута и т.д.) в отношении земельного участка.
С 2013 внесением данных в отношении земельного участка в государственный земельный кадастр, в т.ч. присвоением кадастрового номера, занимаются органы Госгеокадастра (Госземагентства). Регистрацию прав же осуществляют территориальные органы Министерства юстиции. Более подробно ознакомиться с процедурой регистрации прав на земельный участок можно на странице Регистрация права на земельный участок в Госреестре вещных прав.
Итак, в качестве подтверждения внесения данных о земельном участке в государственный земельный кадастр выдается – выписка из кадастра. В подтверждение регистрации права на земельные участки – выписка (свидетельство) из Государственного реестра прав на недвижимое имущество.
С 2016 года и по настоящее время по результатам регистрации права на земельный участок выдается только выписка из Государственного реестра прав на недвижимое имущество. Свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок больше не выдается.
© 2013-2020. Землеустроитель. Все права сохранены
Разработка и поддержка веб-сайта — СтудияOS
Адрес: 03062, г. Киев, пр. Победы, 65, оф. 222
Источник: http://zemlevporyadnik.com.ua/ru/gosakt-na-zemelniy-uchastok.html
Постановление Совета Министров СССР от 6 марта 1975 г. N 199 «О выдаче землепользователям государственных актов на право пользования землей» (не действует)
Постановление Совета Министров СССР от 6 марта 1975 г. N 199
«О выдаче землепользователям государственных актов на право пользования землей»
ГАРАНТ:
О праве собственности на землю см. главу III Земельного Кодекса РФ
В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик Совет Министров СССР постановляет:
1. Утвердить единую для Союза ССР форму государственного акта на право пользования землей (прилагается).
Установить, что государственный акт на право пользования землей составляется на языке союзной (автономной) республики с подстрочным русским текстом.
2. Государственные акты на право пользования землей выдаются землепользователям исполнительными комитетами районных (городских) Советов народных депутатов.
Государственный акт на право пользования землей составляется в двух экземплярах: первый экземпляр выдается землепользователю, а второй экземпляр хранится в райисполкоме (горисполкоме).
3. Советам Министров союзных республик:
обеспечить руководство работами по осуществлению выдачи государственных актов на право пользования землей;
организовать, где это необходимо, ко времени выдачи государственных актов на право пользования землей выполнение работ по уточнению размеров землепользований, закреплению долговременными межевыми знаками границ землепользований, а также проверку использования всеми землепользователями предоставленных им земель по прямому назначению;
обеспечить в каждом районе ведение районной карты землепользований.
4. Контроль за выполнением работ по выдаче государственных актов на право пользования землей возложить на Министерство сельского хозяйства СССР.
5. В связи с настоящим постановлением признать утратившим силу постановление Совнаркома СССР от 7 июля 1935 г. N 1385 «О выдаче сельскохозяйственным артелиям государственных актов на бессрочное (вечное) пользование землей» (СЗ СССР 1935 г. N 34, ст. 300).
Государственный акт на право пользования землей
Земля в СССР состоит в исключительной собственности государства и предоставляется только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на землю, запрещаются.
Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бессрочное пользование*.
Землепользователи имеют право и обязаны пользоваться земельными участками в тех целях, для которых они им предоставлены.
Землепользователи обязаны рационально и эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, не совершать на предоставленных им земельных участках действий, нарушающих интересы соседних землепользователей*.
Из Основ земельного законодательства
Союза ССР и союзных республик
* Абзацы второй и четвертый — с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 21 октября 1983 г. N 1015 (СП СССР, 1984 г., N 2, ст. 8).
Источник: http://base.garant.ru/12137098/
Документы на право собственности на землю
Государственные акты образца 1991 г.
В правовых актах, которые сопровождали земельную реформу и были приняты в период с 27 декабря 1991 г. до 9 марта 1992 г., ничего не говорилось о форме документов, удостоверяющих право граждан на земельные доли. Однако согласно ст. 9 ЗК РСФСР 1991 года сельскохозяйственному предприятию, земли которого передаются в коллективно-долевую собственность граждан, выдается акт на право собственности, бессрочного (постоянного) пользования с указанием в нем размера земель, находящихся в государственной и коллективно-долевой собственности, списка собственников и земельной доли каждого из них. Право собственности на земельную долю удостоверяется специальными документами, выдаваемыми местными Советами народных депутатов, в которых указывается размер земельной доли.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» были установлены единые для РСФСР две формы государственного акта. Во исполнение этого Постановления специалистами Роскомзема была разработана и утверждена Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации Инструкция Роскомзема от 9 марта 1992 г. «О порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей». Она определяла порядок составления, выдачи (замены) и хранения государственных актов. Отметим сразу, что на момент принятия Постановления Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 не ясны были как масштабы предстоящей земельной реформы, так и юридические формы ее осуществления. Это отразилось и на перечне лиц, которым акты должны были выдаваться.
Государственный акт по форме N 1 должен был выдаваться «гражданам, которым предоставляются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства гаражей, для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства, а также предпринимательской деятельности» (п. 1.3).
Государственный акт по форме N 2 должен был выдаваться предприятиям, учреждениям, организациям, которым предоставляются земельные участки для сельскохозяйственного производства или для несельскохозяйственных нужд, а также гражданам для организации крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно п. 1.8 Инструкции Роскомзема от 9 марта 1992 г. к государственному акту в качестве приложения выдаются: список собственников при передаче земельных участков в коллективно-долевую собственность граждан земель колхозов, других кооперативных сельхозпредприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных предприятий (при выдаче государственного акта по форме N 2). Что же касается земельных долей, то право на них должно было удостоверяться справкой (!), «выдаваемой в необходимых случаях» по форме, приведенной в приложении 1 к Инструкции. По сути, в этом пункте Инструкции воспроизводились положения ст. 9 ЗК РСФСР 1991 года.
Как видно из содержания п. 1.8 Инструкции, государственные акты предназначались для выдачи не каждому участнику долевой (коллективно-долевой) собственности, а только предприятиям, в чьем пользовании ранее находилась земля. В условиях земельной реформы, когда у миллионов граждан за короткий промежуток времени возникло право долевой собственности, стало не ясно, чье же право должны удостоверять государственные акты. Какие-либо дополнительные разъяснения, письма или инструкции, разрешающие эту неопределенность, после 9 марта 1992 г. не известны. Стоит ли тогда удивляться следующим примерам?
Итак, государственные акты на право собственности на землю образца 1991 года не могли юридически безупречно удостоверить возникновение права долевой собственности на землю.
Свидетельства образца 1992 г.
2. Как указывалось ранее, к Положению о внутрихозяйственной комиссии по приватизации земли и реорганизации колхоза (совхоза), утвержденному Минсельхозом России 22 января 1992 г., прилагались формы процедурных документов (протоколов, заявлений, актов, бланков), среди которых был и образец свидетельства собственности на земельный и имущественный пай. Как видно из его формы и содержания, свидетельство предназначалось скорее для «внутреннего» потребления, нежели для удостоверения действительно возникшего права. Такой вывод напрашивается и потому, что ни в Положении о внутрихозяйственной комиссии по приватизации земли и реорганизации колхоза (совхоза), ни в каких-либо иных методических руководствах не определялась природа этого документа. Тем не менее в судебной практике известны случаи, когда обладатели таких свидетельств рассматривали их в качестве документов постоянного действия. Приведу такой пример.
Видео (кликните для воспроизведения). |
3. Свидетельство о праве собственности на землю, форма которого была утверждена Постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 177 «Об утверждении форм свидетельств о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения», мало чем отличалось от предыдущего. Оно также не стало документом, удостоверяющим право граждан на земельные доли. Это свидетельство, задуманное как временный документ, действующий до выдачи соответствующего государственного акта, выдавалось райкомземами также на имя юридических лиц (колхозам, КСП, ТОО, АОЗТ) после утверждения проектов перераспределения земель. Причем очень часто такие свидетельства, несмотря на свою «временность», сосуществовали с уже выданными государственными актами и дошли до настоящего времени.
Свидетельства образца 1993 г.
После вступления в силу Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» право участников долевой собственности получало видимое подтверждение. В соответствии с п. 5 Указа «каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдается свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной настоящим Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре». Сельскохозяйственные предприятия должны были представить в органы местной администрации списки собственников с указанием размеров принадлежащих им земельных долей (паев), а главы районных администраций принять постановления о выдаче таких свидетельств уже с конца 1993 года. Массовая выдача этих желтых и розовых свидетельств гражданам происходила в 1994 — 1995 годах. Несмотря на наименование документа, на самом деле свидетельства образца 1993 года удостоверяли и удостоверяют право гражданина не на землю, а на земельную долю, размер которой указывался в гектарах или в баллогектарах .
Согласно п. 3 Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 указанное свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством. Осуществление «иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком» означает в том числе техническую возможность участвовать в общих собраниях участников долевой собственности и подтверждать свое право на участие уже не ссылкой на список лиц, у которых возникло право на земельную долю, а демонстрацией документа, удостоверяющего право. Такой порядок сохраняется вплоть до настоящего времени: к протоколам общих собраний прилагаются явочные листы с указанием реквизита документа каждого лица, участвующего в работе общего собрания.
Массовая выдача свидетельств сказалась на качественной, если так можно выразиться, стороне процесса. В настоящее время это создает их обладателям определенные проблемы, в том числе заставляет обращаться в суды.
Приведем чаще всего встречающиеся в свидетельствах технические ошибки:
отсутствие паспортных данных и даты выдачи свидетельства;
отсутствие номера регистрационной записи внизу и даты ее занесения;
указан номер регистрационной записи внизу свидетельства, но отсутствует дата ее занесения;
не проставлена дата выдачи свидетельства;
неправильно указан год рождения;
Очень часто в свидетельствах неправильно указывались имя, фамилия или отчество. Например, вместо «Наталья» вписывалась «Наталия», вместо «Прокофьевич» — «Прокопьевич».
Проблема исправления технических ошибок в свидетельствах на право собственности на землю разрешается в настоящее время двумя путями.
Первый путь: на имя главы администрации района пишется заявление о внесении изменений в ранее принятое постановление (хотя, по сути, речь идет о внесении изменений в список лиц — собственников земельных долей). Если отдел Федеральной регистрационной службы не возражает против предоставления такого постановления, то его текст прилагается к одному или нескольким свидетельствам на право собственности на землю в момент подачи документов на регистрацию перехода права (при совершении купли-продажи земельных долей) или регистрации права на выделенный в счет доли (долей) земельный участок.
Второй путь разрешить указанную проблему — обращение в суд с заявлением об установлении факта принадлежности свидетельства конкретному лицу. Текст судебного решения впоследствии прилагается к самому свидетельству при подаче документов для государственной регистрации перехода права.
Следует отметить, что в свидетельствах не всегда корректно указывался вид права. Часто из трех вариантов — частная, общая совместная или долевая собственность — участникам долевой собственности в свидетельствах записывалось о приобретении права «общей совместной» или же просто «частной» собственности на землю.
Не обходилось и без откровенных курьезов, когда свидетельства выдавались уже умершим лицам или же детям (например, четырех лет от роду в землепользовании ТОО «Рябининское» Юрьев-Польского района Владимирской области). В первом случае наследники не только не могут получить свидетельство о праве на наследство по закону у нотариуса, но и вынуждены скрывать от суда, куда они обращаются с иском о признании права собственности на земельную долю в порядке наследования, что на самом деле свидетельство умершему выдавалось райкомземом. В обоих приведенных случаях регистрационная служба отказывает в государственной регистрации и первичного права, и перехода права на земельную долю.
Помимо первичных свидетельств, выдававшихся в соответствии с приватизационными списками, райкомземы в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 выдавали вплоть до 1997 года и «вторичные» свидетельства, в основном наследникам собственников земельных долей.
Свидетельства о государственной регистрации права
Как известно, с появлением Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» записи о возникновении, изменении и прекращении права вносятся в Единый государственный реестр прав (ЕГРП). Свидетельства о государственной регистрации права с указанием даты внесения сведений в ЕГРП и номера регистрационной записи заменили свидетельства образца 1993 года. В течение некоторого времени они подписывались и выдавались в 1998 году руководителями райкомземов.
Источник: http://sonotarius.ru/pravo-sobstvennosti-na-zemlyu.html
Документы, подтверждающие право на земельный участок
Документы, удостоверяющие права собственников на тот или иной объект, утверждены современным законодательством РФ — ст. 26 ЗК РФ.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» закрепляет собой правовую норму о том, что права собственников на земельные участки в обязательном порядке должны удостоверяться правоустанавливающими документами.
Только при наличии подтверждающих документов владелец земли сможет доказать права владения и распоряжения недвижимым имуществом при возникновении спорных ситуаций.
Документы, подтверждающие право на земельный участок
Документы, удостоверяющие права собственников на тот или иной объект, утверждены современным законодательством РФ, а именно, ст. 26 ЗК РФ. Это связано с тем, что регистрация права собственности на земельный участок подразумевает внесение измененных сведений о собственники земли в единый государственной реестр.
Именно в рамках реестра скапливается вся необходимая информация по сделкам недвижимости, в том числе и с земельными участками, которая фиксируется правоустанавливающими документами о собственности и общей книгой документов.
После того как будет получено уполномоченным органом заявление от гражданина на оформление земельного участка, открывается новое дело, которое включает в себя все удостоверяющие документы, необходимые для завершения процедуры регистрации прав.
Что касается книги документов, то в ней хранится полный перечень бумаг, которые содержат сведения:
- о принятых и выданных собственнику документах;
- о недвижимом имуществе (в том числе и земельных участках), которое подлежит регистрации;
- о новом собственнике, который будет наделен правом собственности на земельный участок;
- о справках и дополнительных выписках, которые были заказаны в едином государственном реестре;
- о наличии квитанции, которая свидетельствует о том, что была заплачена госпошлина за регистрацию права собственности.
При необходимости в дело подшиваются иные документы о правах на земельные участки, которые требуются для свершения сделки.
Заявление на регистрацию права собственности земельного участка
Государственная регистрация прав на земельные участки проводится только в том случае, если в орган юстиции будет направлено заявление от заинтересованного лица, которое подкрепляется пакетом дополнительных документов. Если право собственности будет регистрироваться не самим субъектом, а его законным представителем, то необходима доверенность, которая заверяется нотариально.
Заявление на право земельного участка заполняется по единому образцу, форма которого закреплена законом. Заявление в обязательном порядке заверяется подписью подателя, но при личном присутствии регистратора. В том случае если заявление и документы направляются по почте в орган юстиции, то они должны быть удостоверены нотариусом.
Если заявление было оформлено с нарушениями или не предоставлен полный пакет документов, который установил законодательный порядок, тогда уполномоченный орган возвращает документы на определенный срок, который необходим для внесения изменений. Если в указанный срок не будут сделаны исправления, в государственной регистрации права будет отказано на законных основаниях.
Свидетельство о регистрации права на земельный участок
Государственная регистрация прав на земельные участки подразумевает определенный порядок действий, который завершается тем, что владельцу выдается официальное свидетельство. Данный документ содержит в себе исчерпывающую информацию не только об объекте сделки, но и о новоиспеченном собственнике, а также государственном органе, проводившем регистрацию.
Свидетельство о праве собственности на землю имеет типовую форму, которая была утверждена Правилами ведения единого государственного реестра прав. Свидетельство представляет собой небольшой бланк, который отпечатан по госзаказу на гербовой бумаге. Документ обладает юридической силой, имеет собственный уникальный номер, поэтому свидетельство выдается под строгую отчетность уполномоченным лицам, после чего под расписку заявителю права на земельный участок.
Свидетельство должно включать в себя следующие реквизиты:
- Основания, которые легли в основу регистрации права собственности. В этом случае указывается документ, на основе которого и был осуществлен переход права. Это может быть договор о проведении сделки купли-продажи, свидетельство о вступлении гражданином в наследство, договор дарения и др.
- Информация о субъекте права. В свидетельстве должны быть зафиксированы ФИО правообладателя имуществом, дата рождения заявителя, место проживания и основные паспортные данные.
- Вид зарегистрированного права. Свидетельство выдается не только при регистрации права собственности, но и при возникновении права бессрочного (или постоянного) пользования земельным участком, сервитута и др.
- Информация об объекте, на которое распространяется право (общее описание имущества, адреса нахождения, площади, предназначения и т.д.).
- Кадастровый номер. Данный идентификатор присваивается каждому объекту в БТИ, кадастровой палате или ином органе, наделенном подобной компетенцией.
- Основания для наложения ограничения на право (аренда, сервитут, ипотека и др.).
- Реквизиты ЕГРП (номер, дата).
Государственный акт на право собственности бессрочного (постоянного) пользования
Ключевые особенности процедуры регистрации права бессрочного пользования землей состоят в том, что подтверждает право собственности не свидетельство, а государственный акт. Утвержден данный акт постановлением Совета Министров РСФСР от 1991 года.
Согласно Постановлению № 493, акт по форме № 1 или № 2 имеет одинаковую юридическую силу по сравнению с записями, сделанными в ЕГРП.
Акт на право бессрочного пользования земельным участком может быть заменен другим актом в том случае, если:
- был изменен правовой режим пользования земли;
- произошло укрупнение или наоборот разукрупнение землевладения;
- были внесены изменения в земельный участок, что позволяет выделить уникальные особенности таких территорий;
- акт становится труднопонимаемым, так как в него внесено множество изменений;
- был осуществлен переход права собственности бессрочного пользования иному субъекту.
Понятие «акт» фигурирует в земельном законодательстве и юридической практике достаточно часто, так как подобная форма, несмотря на свои особенности, является очень распространенной для закрепления права собственности.
Регистрация права собственности на земельный участок. Госпошлина за регистрацию
Государственная регистрация прав на земельный участок дарует собственнику право не только пользования указанной территорией, но и распоряжения по своему усмотрению земельным наделом.
Иными словами, владелец после регистрации в органах юстиции права, сможет использовать земельный участок для строительства жилых и коммерческих зданий, для сельскохозяйственных нужд или ведения собственного подсобного хозяйств. Кроме того, регистрация права предусматривает возможность продать, подарить или оставить в наследство землю, так как на это существуют законные основания.
Регистрация права бессрочного (постоянного) права пользования земельным участком возможна после того, как будет уплачена госпошлина. При этом госпошлина будет зависеть от конечной цели пользования наделом:
- физические лица должны будут оплатить пошлину в размере от 350 до 1000 рублей, если земля будет использована для строительства жилого помещения, гаража или ведения огороднического или садоводнического хозяйства. На юридических лиц в подобном случае возлагается госпошлина в размере 15000 рублей.
- госпошлина на земельный участок, право собственности на который приобретается для пользования наделом с целью обеспечения сельскохозяйственных нужд, составит 100 рублей.
- госпошлина на земельный участок под долевое строительство также составит 100 рублей.
Основания и срок государственной регистрации прав на земельные участки
Приобретение земельных участков может происходить с учетом следующих оснований:
- произошло совершение сделки, направленной на купле-продажу надела;
- если земельный участок предоставляется субъектам правоотношений государственным или муниципальным органом. В частности, возможна передача земли на бесплатной основе, что регламентировано статьей 3 закона «О введение в действие ЗК РФ»;
- если было принято судебное решение, по которому возникает у гражданина право собственности на тот или иной участок;
- такое понятие как «наследование» также является одним из самых ключевых оснований для возникновения права собственности;
- приобретательная давность дарует возможность субъектам овладеть правом собственности на земельный участок, если они на протяжении долгого времени добросовестно пользовались указанным наделом.
Если регистрация права собственности на землю происходит в Росреестре, то срок этой процедуры не должен превышать 15 календарных дней после получения органом необходимых документов. Такой срок установлен с целью повышения качества оказываемых государственных услуг.
Договоры, не подлежащие государственной регистрации
На сегодняшний день земельное законодательство предусматривает ситуации, когда не требуется госрегистрация договора права на земельный участок. Таковым исключением из общего правила считается арендный договор, который заключается между участниками менее чем на 12 месяцев.
Однако в подобных случаях необходимо учитывать особенности условий сделок, закрепленные ст. 26 ЗК РФ.
Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, имеющий равную юридическую силу с записями в ЕГРП, является доказательством существования такого права на земельный участок в границах, указанных на прилагаемом к нему чертеже
Консультации, разъяснение судебной практики и представление интересов в суде по тел. 8(926)860-62-79
Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, имеющий равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является единственным доказательством существования такого права на земельный участок соответствующего размера в границах, указанных на прилагаемом к нему чертеже.
Постановление главы администрации о предоставлении земельных участков не является тем гражданско-правовым обязательством, право по которому может быть передано другому лицу на основании договора уступки права.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 октября 2012 г. № 18-КГ12-40
(Извлечение)
Ц. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования г. Краснодар о восстановлении нарушенного права, ссылаясь на то, что на основании постановления главы администрации Прикубанского района г. Краснодара от 4 ноября 1993 г. «О предоставлении земельных участков межрегиональной фирме «БАГ» под индивидуальное жилищное строительство» (далее — постановление главы администрации) указанной фирме выделено 4 земельных участка, предназначенных для строительства жилых домов. 14 февраля 2001 г. на основании договора об уступке права истцу уступлены права, предусмотренные постановлением главы администрации, на получение земельных участков площадью 800 кв.м каждый. Однако данные участки ответчиком фактически изъяты и перераспределены третьим лицам, что нарушило его права. Уточнив исковые требования, истец просил суд восстановить его права путем предоставления ему в собственность равнозначных земельных участков, свободных от прав и притязаний третьих лиц, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, из земель населенных пунктов, а именно земельных участков, расположенных по другим адресам: площадью 765 кв. м; площадью 943 кв. м; площадью 819 кв. м; площадью 664 кв. м.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 27 июля 2011 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 августа 2011 г., иск удовлетворен, постановлено признать за истцом право собственности на земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, из земель населенных пунктов площадью 943 кв. м, площадью 819 кв. м, площадью 664 кв. м и обязать ответчика выделить в собственность истцу свободный земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, из земель населенных пунктов, расположенных в г. Краснодаре, общей площадью 800 кв. м. Указано, что данное решение является основанием для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю, а также основанием для регистрации права собственности в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю.
В кассационной жалобе администрации муниципального образования г. Краснодар ставился вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 23 октября 2012 г. жалобу удовлетворила, указав следующее. В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. При рассмотрении дела судами первой и второй инстанций были допущены такие нарушения норм материального и процессуального права.
Судебные инстанции, удовлетворяя иск, сослались на то, что истец был лишен права собственности на имущество. До предоставления указанных выше земельных участков другим лицам истец являлся полноправным владельцем имущества со всеми последствиями, вытекающими из его титула, перешедшего к истцу на основании договора уступки права от 14 февраля 2001 г. и установленного постановлением главы администрации, имеющим в соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Судебные инстанции указали также, что права истца подлежат восстановлению путем предоставления ему в собственность равнозначных земельных участков; испрашиваемые истцом из земель населенных пунктов земельные участки свободны от прав и притязаний третьих лиц и предназначены для индивидуального жилищного строительства.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не согласилась с выводами судебных инстанций. Как установлено судом, постановлением главы администрации фирме «БАГ» предоставлен земельный участок N 9, 11, 13, 15 площадью 800 кв. м на правах бессрочного пользования. В силу чч. 1, 2 ст. 31 ЗК РСФСР (действовавшей на момент вынесения данного постановления) право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждалась Совмином РСФСР. Постановлением Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 «Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» утверждены формы государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан (форма N 1), предприятий, учреждений, организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (форма N 2).
В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных указанным Кодексом и иными законами. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
В силу п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП). Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, в частности, государственные акты на право пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по форме, утвержденной постановлением Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 «Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей».
Согласно приложениям N 1 и N 2 к постановлению Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 в Государственном акте на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей указывалось на предоставление названному в нем собственнику, владельцу или пользователю земельного участка соответствующего размера в границах, указанных на чертеже. Последний прилагался к Государственному акту.
Таким образом, из смысла указанных правовых норм в их взаимосвязи следует, что именно Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, имевший равную юридическую силу с записями в ЕГРП, являлся единственным доказательством существования такого права на земельный участок, размер и границы которого должны были быть указаны в чертеже, прилагаемом к Государственному акту на право бессрочного (постоянного) пользования.
В кассационной жалобе заявителем указывалось, что истцом в подтверждение права фирмы «БАГ» на данные земельные участки не был представлен государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с соответствующими идентификационными признаками (адрес, площадь, план земельного участка, из которого возможно было бы определить границы предоставленного земельного участка). Земельно-правовая документация на указанные земельные участки в установленном порядке не оформлялась. В связи с этим у суда не имелось правовых оснований для вывода, что постановление главы администрации о предоставлении земельных участков межрегиональной фирме «БАГ» имеет равную юридическую силу с записями в ЕГРП.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 г. в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ.
Однако, как указывал истец, право собственности (либо аренды) на земельные участки фирмой «БАГ» также оформлено не было, платежи за землю в форме земельного налога не производились. Таким образом, истцом не были представлены доказательства, подтверждающие наличие у фирмы «БАГ» как права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, так и права собственности на них. При таких обстоятельствах вывод суда о перешедшем к истцу праве собственности на земельные участки на основании договора уступки права от 14 февраля 2001 г. ошибочен.
Право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона (п. 1 ст. 382 ГК РФ). Уступкой права требования является соглашение о замене прежнего кредитора, который выбывает из обязательства, на другого субъекта, к которому переходят все права прежнего кредитора. При этом для уступки права требования кредитор должен обладать этим требованием, а уступаемое право требования должно быть действительным, т. е. возникшим из действительного и существующего обязательства.
Как следовало из договора об уступке права, заключенного между ТОО «БАГ» и Ц. 14 февраля 2001 г., цедент (ТОО «БАГ») уступает, а цессионарий (Ц.) принимает право на получение земельных участков N 9, 11, 13, 15 площадью 800 кв. м каждый (п. 1). Согласно п. 2 договора основания возникновения указанного в п. 1 договора права, а также состояние взаимоотношений цедента и цессионария на момент подписания договора подтверждаются постановлением главы администрации Прикубанского района г. Краснодара от 4 ноября 1993 г. «О предоставлении земельных участков межрегиональной фирме «БАГ» под индивидуальное строительство».
Между тем названное постановление главы администрации о предоставлении земельных участков не является тем гражданско-правовым обязательством, право по которому может быть передано другому лицу в порядке ст. 382 ГК РФ. Это судами учтено не было, в связи с чем вынесенные судебные постановления не могут быть признаны отвечающими положениям ст.ст. 195, 196, 198 ГПК РФ.
Что касается ссылки в решении суда в обоснование удовлетворения иска на внесение в 1993 году сведений об указанных земельных участках в государственный кадастр недвижимости, то, как установлено судом, сведения о правах фирмы «БАГ» на данные земельные участки в кадастровых паспортах отсутствуют.
Кроме того, из постановления главы администрации Прикубанского района г. Краснодара от 4 ноября 1993 г. следовало, что фирме «БАГ» предоставлен земельный участок N 9, 11, 13, 15 площадью 800 кв. м. Тем не менее суд в решении указал, что Ц. имеет право на предоставление четырех земельных участков по 800 кв. м каждый, не мотивировав свой вывод в указанной части.
Также суд не принял во внимание, что возложение судом на орган местного самоуправления обязанности предоставить истцу в собственность на территории муниципального образования г. Краснодар равнозначные земельные участки без проведения процедуры торгов противоречит ст.ст. 30, 301-1, 38 ЗК РФ, согласно которым предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется исключительно путем проведения торгов.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 27 июля 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 августа 2011 г. отменила. Дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Консультации, разъяснение судебной практики и представление интересов в суде по тел. 8(926)860-62-79
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://www.sud-v-rf.ru/jurisprudence/6/174
Юрист в сфере гражданского права.
Стаж: 8 лет