Основания назначения судебно психологической экспертизы

Проводим инструктаж по теме: "Основания назначения судебно психологической экспертизы". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

2.3. Основания назначения судебно-психологической экспертизы

В первой главе настоящей работы было охарактеризовано общеправовое основание назначения судебной экспертизы, которое отражено в процессуальном законе (ст. 74 ГПК, ст. 78 УПК) — как потребность в применении специальных знаний, определяемая судом при рассмотрении конкретного дела.

Применительно к судебно-психологической экспертизе общим (процессуальным) основанием ее назначения является необходимость применения специальных психологических знаний для разъяснения возникающих при рассмотрении дела судом вопросов.

Необходимость или потребность в специальных знаниях определяется судом, но критериев этого закон не содержит. Чтобы выявить наличие правового основания, нужно выяснить, существуют ли специальное основание и поводы к назначению психологической экспертизы.

Специальное основание отражает специфику общих экспертных задач, решаемых в рамках данного процесса (гражданского или уголовного). В таком основании как бы отражаются основные элементы предмета судебно-психологической экспертизы. Определяя специальное основание, суд проверяет, а будут ли юридически значимыми (до данному делу) те обстоятельства, которые компетентен выявить эксперт. При положительном ответе суд делает вывод о наличии правового основания к назначению экспертизы и выносит определение об этом.

Специальное основание судебно-психологической экспертизы производно от научной компетенции психологического исследования и одновременно учитывает потенциальную юридическую (доказательственную) значимость результатов психологического исследования. Специальное основание назначения судебно-психологической экспертизы — это наличие у суда (судьи) обоснованного сомнения в способности лица (конкретного участника процесса) правильно отображать внешнюю и внутреннюю стороны событий, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения данного дела.

Формула “правильно отображать внешнюю и внутреннюю стороны” имеет устоявшееся психологическое содержание, а именно: способность правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства, правильно запоминать и воспроизводить сведения о них, а также способность в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий (юридически значимых) и способность в полной мере осуществлять сознательное, волевое управление ими.

Если указанное сомнение связано с обоснованным сомнением суда в психической полноценности субъекта, то правильным будет назначение комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Обоснованным сомнение в способности правильно отражать внешнюю и/или внутреннюю сторону событий можно считать тогда, когда суд располагает на этот счет определенной информацией (сведения об определенном эмоциональном, психическом состоянии — стрессе, усталости, постинтоксикации; об особенностях психических процессов и т. п.). Конечно, на практике не всегда просто разобраться в этом и правильно определить наличие специального основания назначения психологической экспертизы. Поэтому в сложных случаях можно было бы прибегнуть к помощи специалиста-психолога (например, на стадии подготовки дела), что станет возможным с принятием нового ГПК РФ.

Таким образом, специальное основание назначения психологической экспертизы носит психологический характер, но в каждом конкретном деле существуют свои собственные обстоятельства, ориентируясь на которые, суд определяет наличие данного основания. Иначе говоря, помимо оснований к назначению экспертизы, существуют конкретные поводы к назначению, позволяющие определить наличие оснований.

Поводом к назначению психологической экспертизы является информация об определенных обстоятельствах психологической природы, которые (обстоятельства) могут вызвать сомнение в способности конкретного лица в конкретной ситуации правильно отображать внешнюю и внутреннюю стороны обстоятельств, имеющих юридическое значение.

Естественно, исчерпывающего перечня поводов не существует. Они различаются применительно к различным видам психологических экспертиз и играют вспомогательную по сравнению с основаниями назначения роль.

Например, наличие сведений о возрасте, низком уровне психического (умственного) развития, не связанном с патологией психики, может служить поводом к назначению психологической экспертизы в отношении несовершеннолетнего субъекта процесса для определения его способности правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства, правильно запоминать и воспроизводить в речевой форме информацию о них в суде. Данные о характерологических особенностях, присущих данной личности (склонности к фантазированию, повышенной внушаемости), сведения о необычном эмоциональном состоянии в момент восприятия или нестандартности ситуации (об интенсивности раздражителя) могут служить поводом к назначению экспертизы для определения способности правильно отображать внутреннюю и внешнюю стороны событий.

Поводы индивидуализируют специальное основание назначения судебно-психологической экспертизы, что помогает правильно выбрать ее вид уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству.

Поводом к обязательному проведению психологической экспертизы служит информация о возрасте субъекта (несовершеннолетние) либо о сенсорных нарушениях Такие лица в силу психологических причин характеризуются специфическими изменениями в течение познавательных процессов, часто в эмоциональной и волевых сферах.

Действующий ГПК (в отличие от УПК) специально не предусматривает случаев обязательного проведения экспертизы; поэтому обязательность назначения экспертизы как самостоятельное понятие не выделяется Вместе с тем практическая потребность в этом существует Несовершеннолетние не всегда в состоянии правильно воспринимать и представлять себе содержание и цели совершаемых ими (или другими лицами) действий, соотнести с ними свое волеизъявление, полностью предвидеть последствия конкретных действий, правильно воспроизвести в речевой форме информацию об интересующем суд обстоятельстве в виде показаний в суде. Именно возрастные особенности формирования и развития психической деятельности таких субъектов обусловливают необходимость участия эксперта-психолога в процессе Представляется, что на практике такая экспертиза чаще всего может быть назначена в отношении несовершеннолетних свидетелей (на предмет правильности восприятия обстоятельств, имеющих значение для дела, правильности запоминания и воспроизведения информации о них в суде).

Сенсорные недостатки порождают индивидуально-психологические особенности, которые оказывают существенное влияние на качество и функционирование психической деятельности Психологическая экспертиза позволяет установить специфику познавательных процессов, компенсаторные свойства других полноценных органов чувств, степень владения словесной или иной (дактильной, жесто-мимической) речью и ряд других психологических обстоятельств.

Читайте так же:  Жалоба в прокуратуру на учителя школы

Для сравнения: за рубежом юристами уже признана необходимость участия в процессе эксперта-психолога, если одним из субъектов процесса является лицо с нарушением слухового восприятия. При рассмотрении судом гражданских дел полагают обязательным назначение медико-психологической экспертизы для получения необходимого доказательства при выяснении судом насколько лицо с тем или иным сенсорным нарушением (сторона в процессе) способно к заключению сделки, выполнению договоров, а также для определения полноценности (или деформированности) завещательной способности. Думается, изучение подобного опыта было бы полезным и у нас.

В рассматриваемом контексте следует различать обязательность назначения и принудительность проведения экспертизы: это не синонимичные в юридическом смысле понятия Обязательное назначение еще не предполагает возможности применения мер процессуального принуждения к лицу, отказавшемуся подвергнуться психологическому обследованию. Как отмечалось, принудительное проведение психологической экспертизы объективно невозможно (в силу специфики применяемых методов), а юридически — недопустимо (с точки зрения гарантированных Конституцией прав человека).

Источник: http://studfile.net/preview/3740318/page:5/

Предмет СПЭ, основания и поводы ее назначения

Первая попытка проведения судебно-психологической экспертизы (СПЭ) в России была предпринята в 1883 г.

Основная задача СПЭ сводится к оказанию помощи суду, органам предварительного следствия в более глубоком изучении специальных вопросов психологического содержания, входящих в предмет доказывания по уголовным делам или являющихся составными элементами гражданско-правовых споров, а также в исследовании психологического содержания ряда юридических, правовых понятий, содержащихся в законе. Поэтому предметом исследования СПЭ являются психические процессы, состояния, свойства психически здоровых лиц, участвующих в уголовном и гражданском процессах, особенности их психической деятельности, временные (не болезненные) изменения сознания под влиянием различных факторов, экспертная оценка которых имеет значение для установления объективной истины по делу. Иными словами, предметом СПЭ являются индивидуально своеобразные черты психического отражения участниками процесса различных явлений окружающей действительности, которые имеют значение для правильного разрешения уголовных или гражданских дел.

Общие основания для назначения любой экспертизы, в том числе СПЭ, для осуществления которой требуются специальные познания в уголовном процессе, в частности в области психологии, содержатся в ст. 195 УПК РФ.

Наряду с общими основаниями, говоря об обязательных случаях проведения экспертизы (п. 4ст. 196 УПК РФ), законодатель указывает, что экспертизу следует проводить «для определенияпсихического состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания». Таким образом, здесь подразумевается широкий круг психических явлений, которые являются предметом изучения не только в психиатрии, но и в психологии. В ст. 421 УПК РФ говорится об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, как о факторе, определяющем способность подростка полностью сознавать значение своих действий.

В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 25.03.1964 г. № 2 «О судебной практике по делам об изнасиловании» указывается на необходимость исследования судами беспомощного состояния потерпевшей, имевшего место не только в силу ее физического, но и психического состояния, из-за которого она «не могла понимать характера и значения совершаемых с нею действий или не могла оказать сопротивления виновному».

В гражданском процессе также предусмотрены законные основания для проведения судебно-психологической экспертизы с привлечением в качестве экспертов специалистов соответствующих отраслей знания, в том числе и в области психологии.

На практике при расследовании некоторых преступлений возникают следственные ситуации, когда не удается полностью вскрыть механизм совершенного преступления, установить побудительные силы, толкнувшие человека на противоправное поведение, объяснить внешне непонятное поведение виновного при отсутствии сомнений относительно его психической полноценности. В подобных случаях можно предположить, что субъект находился в каком-то необычном психическом состоянии, поскольку действовал не совсем так, как следовало бы ожидать, совершал поступки, явно не соответствовавшие требованиям ситуации и его интересам, необъяснимые с точки зрения здравого смысла.

В новом уголовном законе содержится более широкий и с психологической точки зрения более определенный перечень психических явлений, имеющих уголовно-правовое значение: психические расстройства, психическое принуждение, аффект, психотравмируюшая ситуация, психические страдания и т.д. (полнее о них сказано в теме 5). В некоторые статьи УК РФ введены такие понятия и категории из области психологии, как «психофизиологические качества» лица, причинившего вред в «экстремальных условиях», «нервно-психические перегрузки», «обоснованный риск» и т.п.

Выявленные входе допроса свидетелей, потерпевших, обвиняемых отдельные признаки упомянутых выше явлений, проявившиеся в поведении этих лиц, могут рассматриваться в качестве повода для назначения СПЭ. Например, при оценке поведения обвиняемого в убийстве в качестве такого повода могут быть отдельные признаки его необычного поведения (повышенная эмоциональная возбудимость, фрагментарность восприятия обстановки, внешне наблюдаемые признаки расстройства вегетативной нервной системы, речи и т.п.). В отдельных случаях поводами для назначения экспертизы служат сомнения следователя (суда) относительно способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать важные для дела обстоятельства, давать о них показания, с психологической точки зрения соответствующие действительности. Одним из наиболее распространенных поводов назначения СПЭ служит существенная неполнота изучения индивидуально-психологических (характерологических) особенностей субъекта, совершившего тяжкое преступление, устойчивых мотивационно-смысловых образований его личности, не разобравшись в которых нельзя до конца понять причины совершенного им преступления, определить меру наказания, соответствующую содеянному.

Помощь СПЭ может потребоваться и при разрешении гражданско-правовых споров. Поводом для ее назначения в этих случаях также могут стать любые фактические данные, имеющие отношение к психологическим аспектам поведения одной из конфликтующих сторон, например данные о сниженных интеллектуальных, познавательных способностях субъекта, который при заключении сделки оказался под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ).

Читайте так же:  Уступка судебного приказа

Таким образом, как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве поводами для назначения СПЭ могут быть любые фактические данные, имеющие отношение к решению тех или иных (спорных) вопросов, входящих в компетенцию суда, которые требуют психологического объяснения, психологической диагностики различных проявлений психики лиц, проходящих по уголовным делам, участвующих в гражданском судопроизводстве.

Поводы для назначения экспертизы должны указываться в постановлении следователя, в определении суда о проведении судебно-психологической экспертизы по делу.

Экспертиза социально-психологиче­ских особенностейчленов преступной группы назначается в период предварительного след­ствия, когда преступление совершено в условиях сложившейся неформальной группы с асо­циальной и криминальной направленностью. Следствием исследуются вопросы о групповых ролях обвиняемых. Психологическая структура группы определяет и воздействует на индиви­дуальное поведение индивида.

При психологическом анализе органи­зованной преступной группы необходимо определить:

1) степень ее антиобщественной направленности;

2) цели и мотивы;

3) специфику эмоциональных связей между членами группы.

При анализе эмоциональных связей следует тщательно изучать индивидуально-психологическую характеристику каждого члена этого со­общества. Очень важным при этом является выявление как лидерских позиций среди подо­зреваемых, так и позиций конформистов, которые обязательно присутствуйте любой преступ­ной группе. ,

При анализе преступной группы необ­ходимо учитывать следующие факторы:

1) причины объединения в данную группу или цель группового взаимодействия. Эти причи­ны могут быть многообразны в зависимости как от внешних, так и от внутренних факторов(т.е. личной симпатии и психологической за­висимости);

2) особенности внутриличностного взаимодей­ствия. Должна учитываться специфика личностных контактов в группе, специфика конф­ликтов, ролевые функции членов группы. В зависимости от жесткости функциональной структуры и специфики межличностных отноше­ний преступные группы делятся на три основные категории. Значительную трудность представ­ляет решение вопроса о дифференциации конк­ретной роли каждого участника в преступных эпизодах, особенно в совместно совершенных убийствах, к которым причастны члены преступ­ной группы.

Структура преступной группыстрого организована. Преступную группу возглавляет лидер, в функции которого входит организация и руководство преступлением. В группе можно выделить активных членов, т.е. лиц, пользую­щихся уважением у лидера, и других членов пре­ступной группы. Другую категорию составляют рядовые участники группы — исполнители пре­ступления. В преступной группе может существовать также оппозиционер, находящийся в скрытой конфронтации с лидером. Дать зак­лючение о степени влияния группы на отдель­ного участника, установить наиболее типичные формы взаимодействия между членами группы как при совершении преступлений, так и в про­цессе расследования, способен только эксперт-психолог, Кроме того, психолог может устано­вить неформальных лидеров, которые часто пытаются завуалировать, принизить свою истинную роль и активно противодействуют рас­следованию.

Виды СПЭ:

Судебно-психологическая экспертиза определения способности несовершен­нолетнего правонарушителя осознавать значение совершаемых им действий.

Перед судебно-психологической экспертизой ставятся задачи определения уровня интеллек­туального развития и уровня развития эмоцио­нально-волевой сферы подэкспертного, а так­же выявления индивидуально-типологических особенностей личности, которые могут иметь значение при разрешении данного дела. Напри­мер, экспертиза может установить склонность подростка к фантазированию и его повышенную внушаемость и т.п. В ходе проведения судебно-психологической экспертизы определяется, способен ли данный подросток полностью осоз­навать характер и значение совершенных им действий, а также руководить своими действия­ми в процессе совершения правонарушения.

Посмертная судебно-психологическая экспертиза.При всем разнообразии условий, при которых возникает необходимость в посмерт­ной психологической экспертизе, объектом ее всегда является погибший человек, а эксперты решают одни и те же задачи:

1)исследование личности, индивидуально-пси­хологических особенностей погибшего;

2)исследование психического состояния погиб­шего, в котором он находился в период, пред­шествовавший смерти;

3)решение вопроса о том, являлось ли психиче­ское состояние погибшего предрасполагаю­щим к самоубийству;

4)исследование причин и условий развития у погибшего психического состояния, спро­воцировавшего его самоубийство.

Судебно- психологическая экспертиза индивидуально-психологических особен­ностей участников преступления.Наиболее часто этот вид экспертизы используется в слу­чаях, когда перед следователем или судом воз­никает вопрос о личностных особенностях участ­ника преступления и их влиянии на его поведение в изучаемых ситуациях.

Основанием для назначения данного вида экспертизы могут выступать:

1)существенные расхождения в показаниях сви­детелей, потерпевших или подозреваемых;

2)большой срок давности события;

3)особые условия деликта, что снижает способ­ность свидетелей, потерпевших и подозревае­мых правильно воспринимать обстоятельст­ва дела;

4)противоречивые данные о личности участников преступления в материалах уголовного дела;

5)рекомендации экспертов-психиатров о проведении судебно-психологической экспертизы.

Психологическая экспертиза в составе комплексных экспертиз по делам о дорож­но-транспортных происшествиях (ДТП).Комплексная медико-психологическая экспер­тиза проводится с участием специалистов в об­ласти автодорожной медицины и медицинской психологии. Она, назначается для оценки дей­ствий участников ДТП, их трудоспособности до и после происшествия, а также их способности давать правильные показания об обстоятель­ствах ДТП.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8621 —

| 7454 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/6_9431_predmet-spe-osnovaniya-i-povodi-ee-naznacheniya.html

Судебно-психологическая экспертиза. Основания назначения

Понятие судебно-психологической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) — один из видов судебных экспертиз и, следовательно, — одно из средств установления истины в судопроизводстве, источник доказательств. Предметом психологической экспертизы является выяснение возможности допрашиваемого липа в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринять, сохранить в памяти и воспроизвести сведения о фактах, подлежащих доказыванию.

СПЭ исследует существенные для уголовного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших и свидетелей.

Читайте так же:  Верховный суд подсудность гражданских дел

К компетенции эксперта-психолога относятся:

    1. определение аффек­тивных состояний, которые, если они вызваны неправомерными дей­ствиями потерпевшего, либо являются смягчающим ответственность обстоятельством, либо обусловливают привилегированную квалифи­кацию отдельных составов преступлений;
    2. ис­следование других состояний, которые обусловили особый характер поведения человека в момент совершения преступления (к их числу, кроме аффекта, может быть отнесено состояние переутомления, силь­ного страха, большого горя, депрессии и т. п.).

Отличие от судебно-психиатрической экспертизы:

    • СПЭ исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, т.е. не являющиеся патологическими .

Возможности СПЭ ограничены современным уровнем развития психологии, ее диагностических методов и процессуальными требованиями.

Пределы возможностей СПЭ определяются основным принципом — принципом научной объективности, она может разрешать только те вопросы, которые связаны с психическими явлениями, подлежащими объективному анализу.

Видео (кликните для воспроизведения).

СПЭ не компетентна решать вопросы юридического содержания: определять достоверность показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанавливать форму вины и т.п.

СПЭ должна осуществляться современными научно-психологическими методами. Результаты экспертного исследования должны быть достоверны, верифицируемы, доступны для оценки следователем и судом.

Основной задачей СПЭ является научно обоснованная диагностика (от греч. «diagnos» — распознавать) непатологических правозначимых психологических аномалий.

Используемые в целях судебно-экспертной диагностики тесты должны быть валидными и высоконадежными. Валидность (от лат. «valid» — пригодный, имеющий силу) — это пригодность теста для измерения выявляемой психической характеристики, его адекватность. Среди психодиагностических тестов особенно широко используются тесты интеллекта, личностные тесты и др.

Эксперт-психолог не дает юридической оценки исследуемых обстоятельств.

Невозможность получения необходимой информации или точного ответа должна быть обоснована. Если однозначный ответ не возможен, то он может быть и вероятностным.

Заключение СПЭ может оцениваться и другими участниками уголовного процесса, которые могут ходатайствовать о проведении повторной экспертизы.

Экспертом-психологом может быть назначен только специалист, имеющий высшее психологическое, педагогическое или медицинское образование. Отказ от проведения экспертизы должен быть принят, если поставленные перед СПЭ вопросы не соответствуют профессиональной специализации данного лица.

Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов — они определены законом (например, ст. 57 УПК РФ). В своей познавательной деятельности эксперт самостоятелен и независим.

Основания назначения СПЭ

К поводам обязательного назначения судебно-психологической экспертизы относятся (ст. 196 УПК РФ):

    1. если необходимо установить психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;
    2. если необходимо установить психическое состояние подозреваемого, обвиняемого в совершении в возрасте старше восемнадцати лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии);
    3. если необходимо установить психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией;
    4. если необходимо установить психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;
    5. если необходимо установить возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.

СПЭ, связанная с выявлением способности лица правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания

СПЭ может установить индивидуальные особенности психики, уровень абсолютной и разностной чувствительности, особенности цветоощущений, объем восприятия, особенности восприятия времени, движения и пространственных качеств предметов и явлений (пропорции частей предметов, их пространственную ориентацию, размеры, форму, удаленность, особенности рельефа и т.д.), особенности звуковысотного различия и т.д.

Способность давать правильные показания связана не только с индивидуальными особенностями ощущений и восприятия. Широкий диапазон индивидуальных различий имеют и память, и мышление, и воображение человека, такие особенности личности как внушаемость, склонность к фантазированию.

Резко индивидуализирован и процесс узнавания. Люди с повышенной внушаемостью склонны к ложному узнаванию, к различным внушаемым дополнениям к своим представлениям.

В компетенцию СПЭ не входит установление влияния конкретных условий на возможности восприятия.

Перед СПЭ должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у лиц конкретных психических аномалий, существенных для уголовного дела. Такими вопросами могут быть, например:

    • имеются ли у данного лица резко выраженные отклонения в восприятии и понимании определенных явлений,
    • обладает ли лицо повышенной внушаемостью,
    • может ли слабое умственное развитие данного лица быть причиной искажений передаваемой им информации и т.п.

Перед СПЭ нельзя ставить вопросы, связанные с диагностикой ложности показаний (например, опознал человека в действительности предъявляемый объект или не опознал, соответствуют ли его показания действительным событиям). СПЭ не является экспертизой достоверности показаний. Установление истинности или ложности показаний — профессиональная задача следователя (но при этом, конечно, он должен обладать соответствующими психологическими знаниями).

СПЭ при расследовании половых преступлений

При расследовании половых преступлений эксперту-психологу могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением или отрицанием беспомощного состояния потерпевшей. Это является квалифицирующим признаком данного состава преступления. Состояние беспомощности имеет разные проявления и может быть вызвано разными причинами: общая физическая слабость, болезнь, алкогольное опьянение, отсутствие возможности свободного волеизъявления, малолетний возраст, неспособность правильно оценивать ситуацию и др.

Перед судебно-психологической экспертизой в этих случаях могут быть поставлены два вопроса:

    1. находилась ли потерпевшая в соответствующей ситуации в состоянии беспомощности;
    2. могла ли потерпевшая, находясь в таком состоянии, сознавать характер и значение совершаемых с ней действий.
Читайте так же:  Жалоба работника аппарата суда на судью

Не следует ставить вопрос: могла ли потерпевшая оказать сопротивление виновному? Несопротивляемость обстоятельствам не означает согласия с этим обстоятельствами, их принятия.

Беспомощность — это и есть состояние, исключающее возможость сопротивления.

Непонимание характера совершаемых действий является одним из проявлений беспомощности. Оно может быть обусловлено рядом обстоятельств:

    1. хроническим психическим заболеванием;
    2. временным аномальным состоянием психики в момент совершения с потерпевшей полового акта (в связи с соматическим заболеванием, состояние фрустрации, аффекта, стресса);
    3. отставанием психического развития;
    4. возрастными и личностными особенностями потерпевшей.

Обстоятельства первого вида устанавливаются судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой. Обстоятельства второго вида — комплексной судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой или медико-психологической экспертизой. Обстоятельства третьего и четвертого видов — судебно-психологической экспертизой.

Половая зрелость потерпевшей должна устанавливаться комплексной медико-психологической экспертизой.

СПЭ может быть ограничена в отношении личностных необходимостей обвиняемого. В этих случаях ставятся вопросы о наличии задержания в психическом развитии обвиняемого, о возможных акцентуациях его характера.

СПЭ в связи с аффектом

Поводом для проведения СПЭ в связи с аффектом является наличие признаков крайне повышенного и внезапно возникшего эмоционального перевозбуждения, проявившихся в преступном действии непосредственно за противоправными действиями потерпевшего.

Взрывная импульсивность, конфликтность, неподчиненность действий сознательному контролю — основные критерии аффекта.

Состояние аффекта — это внезапно возникающее кратковременное состояние крайнего психического перевозбуждения, характеризующегося сужением сознания. Аффект возникает в результате воздействия сверхсильных раздражителей или в результате длительного накопления травмирующих воздействий при отсутствии в поведенческом фонде личности адекватных способов реагирования на эти воздействия. Аффект возникает в остроконфликтных ситуациях, и при этом происходит дезинтеграция, распад сознания.

Сужение сознания при аффекте связано с резким понижением способности человека сознательно руководить своими действиями. Закон, учитывая это, признает сильное душевное волнение обстоятельством, смягчающим ответственность, или обстоятельством, влияющим на квалификацию состава преступления.

Для определения состояния аффекта перед СПЭ ставится один вопрос:

    • находилось ли лицо в момент совершения определенных действий (описание этих действий) в состоянии физиологического аффекта?

Поскольку физиологический аффект (как, впрочем, и другие психические состояния) нельзя воспроизвести повторно, его экспертное исследование осуществляется ретроспективным анализом и анализом остаточных, следовых явлений.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/sudebno-psichologicheskaya-ekspertiza-osnovaniya-naznacheniya

Порядок назначения и производства судебно-психологической экспертизы

Направляя подследственного на СПЭ, следователь обязан контролировать тщательность изучения личности, а также достоверность сделанного заключения. Для этого ему необходимо ориентироваться в методах и формах работы психолога. При назначении СПЭ следователь должен исходить из предпочтительности основной профессиональной специализации психолога, привлекаемого к производству экспертизы. Практика СПЭ показывает, что психологу, незнакомому с особенностями криминального поведения человека, бывает трудно ориентироваться в чувствах и мотивах лежащих в основе преступного поведения. Наиболее широкий круг вопросов в состоянии решать специалисты, профессионально занимающиеся юридической психологией. Следователь, направляя подследственного на СПЭ, со своей стороны должен подробно осветить историю развития личности. При назначении СПЭ должны обязательно соблюдаться следующие условия:

· Правильное решение вопроса о принципиальной необходимости применения специальных знаний психолога в каждом конкретном случае.

· Установление необходимости применения специальных знаний психолога именно в форме экспертизы.

· Обязательность исключения правовых вопросов, требующих сугубо правовых оценок (например, наличие в действиях умысла, мерах наказания с учетом особенностей личности и т.д.)

· Постановка вопросов, соответствующих уровню научной компетенции экспертов, кругу правомочий, теоретических знаний и опыту производства СПЭ.

Виды судебно-психологической экспертизы:

· Установление индивидуально-психологических особенностей личности.

· Экспертиза эмоциональных состояний.

· СПЭ способности правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

· СПЭ по делам об изнасиловании.

· СПЭ психологических причин аварий, катастроф, ДТП, и т.д.

Для того, что бы СПЭ была проведена грамотно и дала необходимый результат, следует ознакомиться с примерной постановкой вопросов, которые формулирует следователь при назначении СПЭ того или иного вида.

1. Установление индивидуальных особенностей личности. Имеет ли подэкспертный индивидуально-психологические особенности в виде ( указать какие именно особенности интересуют)?. Могли ли они оказать существенное влияние на поведение (указать какое именно) в такой-то ситуации ( указать конкретно аспект ситуации)?

2. Экспертиза эмоциональных состояний. Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта или ином эмоциональном состоянии, которое могло повлиять на его поведение? Как оно отразилось на способности лица в указанный период времени осознавать свое поведение и руководить им?

3. СПЭ несовершеннолетних. Не характеризуется ли несовершеннолетний отставанием в психическом развитии, не связанным с патологией психики? Как такое обстоятельство сказалось на способности в полной мере осознавать свои действия и руководить ими?

4. СПЭ способности правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Мог ли субъект с учетом индивидуальных особенностей ( в том числе и зрения ) и в конкретных условиях правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства ( указать какие )? Мог ли субъект при наличии установленных у него личностных особенностей, психических состояний, процессов восприятия и т.п. правильно воспроизводить такие-то обстоятельства (указать какие) и давать о них правильные показания?

5. СПЭ самоубийства. Находилось ли такое-то лицо в период, предшествовавший его смерти, в психическом состоянии, предрасполагавшем к самоубийству? Если да, то в чем конкретно это состояние выражалось и каковы его возможные причины?

6. СПЭ по делам об изнасиловании. Могла ли потерпевшая по уровню своего интеллектуального развития, а также особенностям психического состояния в момент происшествия правильно понимать характер и значение действий обвиняемого или оказывать сопротивление с учетом обстоятельств конкретной обстановки, ситуации (указать каких)?

Читайте так же:  Определение мирового соглашения в гражданском процессе

Сведения об объекте СПЭ — обвиняемом, свидетеле, потерпевшем — могут быть получены двояким путем: непосредственно при экспертном исследовании; посредством исследования материалов уголовного дела, содержащих информацию о психическом состоянии и поведении подэкспертной, о ее личности, характере и т.д. Юридическим основанием производства СПЭ является постановление следователя или определение суда о назначении экспертизы. В постановлении указывается учреждение, которому поручено ее производство. Если несколько подобных учреждений, указывается ведущее. Непосредственно к производству СПЭ эксперты приступают сразу после получения постановления. С этого момента они несут полную ответственность за своевременное и качественное ее производство, в том числе и уголовное.

Выделяются следующие этапы производства СПЭ:

В подготовительный период эксперты знакомятся с материалами дела, обсуждают вопросы, уточняют их суть. Этот этап завершается принятием общей программы исследования. Исследовательский период характеризуется квалификацией психического состояния. В заключительный период входит анализ полученных результатов исследования, их интерпретация и выводы. Закон устанавливает письменную форму заключения, но не устанавливает его структуру. Поэтому заключение пишется в произвольной форме. В водной части — указываются данные о виде экспертизы, месте и времени ее проведения, составе экспертной комиссии, юридические основания производства СПЭ. Указываются вопросы, поставленные на разрешение экспертов. Исследовательская часть — должна быть описана предельно ясно, последовательно, содержать минимум специальных терминов. Выводы — наиболее важный в доказательственном отношении раздел. Выводы даются в форме ответов по существу на вопросы следователя или в виде обоснованного заключения о невозможности разрешения этих вопросов. Выводы должны быть изложены четко, исключать возможность разночтения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10766 —

| 8061 — или читать все.

Источник: http://studopedia.ru/5_65537_poryadok-naznacheniya-i-proizvodstva-sudebno-psihologicheskoy-ekspertizi.html

Поводы назначения судебно-психологической экспертизы.

В настоящее время благодаря существенному обновлению законодательства, с введением во многие правовые нормы понятий из области психологии, значительно расширился круг экспертных ситуаций, требующих участия в судопроизводстве психологов.

Так, в целом ряде статей УК, УПК появились такие понятия и категории из области психологии, как «психофизиологические качества» лица, причинившего вред в «экстремальных условиях»; «нервно-психические перегрузки» (ст. 28), «обоснованный риск» (ст. 61), аффект (ст. 107,113), психические страдания (ст. 117), беспомощное состояние потерпевшей (ст. 131, 132) и т.д.

Установленные в ходе допроса свидетелей, потерпевших, обвиняемых отдельные признаки упомянутых выше психических явлений, повлиявших на поведение этих лиц, на утрату ими способности формировать свое «последовательно адекватное поведение», на деформацию мотивационной сферы, волеизъявления, на способность под влиянием психического состояния потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания (п. 3, 4 ст. 196 УПК) — все это также может послужить поводом для назначения судебно-психологической, либо комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (М. М. Коченов, А. А. Ткаченко).

Например, при оценке поведения обвиняемого в убийстве, поводом могут стать отдельные признаки его необычного, неадекватного возникшей ситуации поведения (повышенная эмоциональная возбудимость, внешне наблюдаемые признаки расстройства вегетативной нервной системы, речи и т.п.). По делам об изнасиловании поводами для назначения СПЭ обычно служат признаки поведения потерпевшей в момент нападения на нее, свидетельствующие о ее психической беспомощности.

При расследовании происшествий, связанных с управлением различными техническими устройствами, в качестве поводов для назначения СПЭ могут послужить некоторые индивидуально-психологические особенности личности, психофизиологические качества оператора, не соответствующие требованиям его профессии.

По уголовным делам о совершении преступлений несовершеннолетними поводами для назначения СПЭ обычно являются признаки их отставания в психическом развитии; кажущиеся безмотивность их действий, немотивированная жестокость, избыточная демонстративность поведения; признаки социальной дезадаптации, педагогической запущенности и т.д. Поводами для назначения СПЭ также могут послужить и собственно сами сомнения следователя (суда) относительно способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и воспроизводить их в своих показаниях.

Как и при расследовании преступлений, помощь экспертов-психоло- гов может потребоваться и при рассмотрении в суде гражданско-правовых споров. Поводами для назначения СПЭ в этих случаях также могут стать любые фактические обстоятельства, имеющие отношение к психологическим аспектам неадекватного к возникшей ситуации поведения, социального функционирования одной из конфликтующих сторон.

Например, при рассмотрении судом искового заявления о признании недействительности сделки поводами для назначения СПЭ могут явиться неадекватные поведенческие признаки истца (ответчика), необычное состояние его психики в момент заключения договора, свидетельствующие о том, что он находился под воздействием сильного стресса, депрессии, оказавших негативное воздействие на его познавательные, прогностические способности, волеизъявление, в том числе и на способность в ситуациях заключения сделки понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК).

Иногда сам характер спора, например о том, с кем из родителей после расторжения брака будет жить ребенок, может стать поводом для назначения СПЭ с привлечением к ее проведению, в том числе специалистов в области детской психологии.

При разрешении вопросов, связанных с возмещением гражданину морального вреда (ст. 151 ГК), поскольку суд должен установить, что именно подтверждает факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, поводами для назначения экспертизы могут послужить признаки сильных эмоциональных переживаний, психической травмы, о которых свидетельствует сам гражданин или его близкие, иные лица, наблюдавшие за ним во время и после причинения ему вреда.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studme.org/173751/psihologiya/povody_naznacheniya_sudebno_psihologicheskoy_ekspertizy

Основания назначения судебно психологической экспертизы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here