Вид финансовых санкций за неисполнение обязательств

Проводим инструктаж по теме: "Вид финансовых санкций за неисполнение обязательств". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

Классификация и виды финансовых санкций

Классифицировать финансовые санкции в России можно по формам. По основаниям применения и по отраслям права.

По формам финансовые санкции подразделяются на неустойки, штрафы, пени, блокировка счетов, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях.

Неустойка — вид финансовых санкций, который широко применяется как способ обеспечения исполнения обязательств. Неустойкой признается определенная действительная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.[6]

Штраф — денежное взыскание, выплачиваемое нарушителем обязательства, его размер определен в твердой денежной сумме.

Пеня — санкция в виде денежного штрафа, накладываемого за несвоевременное выполнение, просрочку денежных обязательств. Пеня обычно устанавливается в виде процента от суммы просроченного обязательства и начисляется за каждый день просрочки в течение определенного периода, после которого взыскивается разовый штраф.

Блокировка счетов: налоговые органы вправе в соответствии с пунктом 1 статьи 76 НК РФ приостановить операции по счету в следующих случаях:

  • — при наличии задолженности по уплате налогов, пеней и штрафов;
  • — в случае задержки представления налоговой декларации более чем на 10 календарных дней.

Блокировка расходов и приостановление операций по счетам в кредитных организациях — меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства[7]

По основным отраслям права финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции за нарушения бюджетного, налогового, валютного, таможенного законодательства. Соответственно, выбор применяемых санкций определяется нормативно-правовым актом, в сфере которого правонарушение совершено — Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс и т.д.

По основаниям применения финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции, исходящие из норм Международного права, договора, национального нормативно-правового акта. Соответственно, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.[8] А национальные нормативно-правовые акты, в свою очередь, первичны по отношению к договорам экономических субъектов.

В данной курсовой работе будет применяться анализ исходя из классификации финансовых санкций по отраслям права.

Источник: http://vuzlit.ru/803958/klassifikatsiya_vidy_finansovyh_sanktsiy

Санкции за нарушение выполнения обязательств

Санкции за нарушение выполнения обязательств – это меры влияния, подлежащие применению к лицу, должным образом не исполнившему добровольно принятые либо принудительно возложенные на него обязательства. Представляют собой негативные последствия имущественного и/или организационного характера, которые наступают в отношении правонарушителя.

Правовая регламентация санкций за нарушение выполнения обязательств

Урегулированию этих вопросов специально посвящена гл. 25 Гражданского кодекса. Структурно она отнесена к подразделу I ГК об обязательствах, а не подразделу II о договорах. Таким образом, возможность применение санкций этого вида не зависит от наличия договорных правоотношений между нарушителем (должником) и потерпевшим (кредитором).

Обязательства, ненадлежащее выполнение или просрочка в выполнении которых стали основанием для применения санкций, могут проистекать из предписаний:

  • закона;
  • договора;
  • решения суда;
  • индивидуального распорядительного акта органа исполнительной власти.

Принцип свободы договора (ст. 421 ГК) среди прочего обуславливает возможность участников гражданского оборота самостоятельно устанавливать меры ответственности за невыполнение заключенной ими сделки. Таким образом, стороны договора вправе на свое усмотрение изменять установленный законом режим юридической ответственности. Правила ГК в этом случае применяются субсидиарно – в части, не регламентированной договором.

Сторонам возбраняется заключать соглашения об устранении ответственности за умышленное нарушение обязательств на будущее. В случае его подписания документ признается недействительным (ст.401 ГК).

Типы санкций за нарушение выполнения обязательств

По своей сути санкции представляют собой меры негативного влияния, применяемые к субъекту правоотношений извне. В этом смысле следует отличать санкции:

  • имеющие целью обеспечение надлежащего исполнения обязанностей, например – принудительное удержание вещи должника (гл. 23 ГК);
  • применяемые для возмещения потерпевшей стороне нанесенных ей убытков за счет виновного, например – компенсация морального вреда (гл. 25 ГК).

Убытки и неустойка

Эффективным средством, применение которого максимально упрощает привлечение виновного к имущественной ответственности, считается неустойка. Она может иметь форму:
  • штрафа, одноразового взыскиваемого по факту неисполнения обязательства;
  • пени – процента, начисляемого за каждые сутки просрочки.

Особенность неустойки как юридического инструмента в том, что обращаясь за защитой своих интересов в суд потерпевшему достаточно указать на факт неисполнения договорных или внедоговорных обязательств. Он не обязан обосновывать:

  • сумму нанесенного ущерба;
  • наличие вины в бездействиях контрагента (ст.330 ГК).

Компенсация убытков, наоборот, предполагает возможность взыскания только реально нанесенного ущерба в случае виновного бездействия должника. Убытки возмещаются постольку, поскольку они не покрыты неустойкой.

В некоторых ситуациях законодатель императивно указывает, что взысканию подлежат только убытки либо исключительно неустойка. И наконец, при определенном стечении обстоятельств потерпевший вправе по своему усмотрению выбирать, что именно – пеню или неустойку, он желает получить от должника (ст. 394 ГК).

Источник: http://utmagazine.ru/posts/14680-sankcii-za-narushenie-vypolneniya-obyazatelstv

Discovered

О финансах и не только…

Штрафные санкции

Штрафные санкции — денежное взыскание, мера материального воздействия на юридических и физических лиц, виновных в нарушении действующего законодательства, договоров или определенных правил.

В гражданском праве штрафные санкции — разновидность неустойки, способ обеспечения исполнения обязательств; штрафные санкции взимаются в случае просрочки исполнения обязательств или ненадлежащего их исполнения. Чаще всего штрафные санкции предусматриваются за несвоевременное выполнение или полное невыполнение заказа, несоблюдение графика работ, низкое качество продукции, товаров, услуг, за нанесение других видов ущерба, убытков.

Характерные черты штрафных санкций:

  • предопределенность размера ответственности за нарушение обязательства, о котором стороны знают уже на момент заключения договора;
  • возможность взыскания штрафных санкций за сам факт нарушения обязательств при отсутствии необходимости доказательства убытков (последствий), причиненных таким нарушением.

Исчисление денежной суммы, составляющей штрафные санкции, может быть:

  • в виде процентов от суммы договора или неисполненной его части;
  • в долях от какой-либо заранее известной, но переменной величины (например, от суммы минимального размера оплаты труда);
  • в твердой сумме, выраженной в денежных единицах.

Штрафные санкции устанавливаются законом или договором в зависимости от сферы регулируемых отношений. На законодательном уровне применение штрафных санкций предусмотрено за нарушение налогового законодательства, при несоблюдении правил совершения валютных операций, за нарушение правил совершения расчетных операций, а также как мера административного взыскания при нарушении порядка регистрации предпринимательской деятельности, несоблюдении правил лицензирования и т.д.

Читайте так же:  Дата утверждения мирового соглашения

Источник: http://discovered.com.ua/glossary/shtrafnye-sankcii/

Глава 25. Ответственность за нарушение обязательств (ст.ст. 393 — 406.1)

Глава 25. Ответственность за нарушение обязательств

ГАРАНТ:

О возмещении потерь по правилам статьи 406.1 настоящего Кодекса см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 7

>
Обязанность должника возместить убытки
Содержание
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/10164072/2eb15671b4640f8a449b9fea2b7d89e0/

Порядок применения финансовых санкций

Порядок применения бюджетных санкций

Часть 4 Бюджетного Кодекса РФ под названием «Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации» содержит главу 28 «Общие положения», в которой прописаны составы правонарушений, предусмотренные в статьях 289 — 306. Необходимо также отметить, что большинство норм главы 28 Бюджетного кодекса, устанавливающих ответственность за совершение отдельных правонарушений, содержат отсылки к КоАП РФ, что также усложняет применение мер ответственности.

Перечень правонарушений бюджетного законодательства включает в себя:

— нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации. В соответствии со статьёй 15.14 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, а юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

— невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата. Влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки. Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета.

— не перечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе. Влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке сумм процентов за пользование бюджетными средствами, полученными на возвратной основе, взыскание пени за просрочку уплаты процентов за пользование указанными бюджетными средствами в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.

— несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления. Новым КоАП РФ аналогичный состав правонарушения не предусмотрен. Статьей 19.7 КоАП РФ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности. Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей. на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей. на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

— несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом;

— несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи;

— финансирование расходов сверх утвержденных лимитов;

— предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка;

— предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка;

— предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка;

— осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка;

— нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление.

— несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов;

— несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов;

— несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств; несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;

— финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись.

— финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;

— несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;

— несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных Бюджетным Кодексом;

— открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории учреждений Банка России, имеющих возможность обслуживать счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

— несоблюдение главным распорядителем средств федерального бюджета, представлявшим в суде интересы Российской Федерации, срока направления в Министерство финансов Российской Федерации информации о результатах рассмотрения дела в судах;

— несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

— иные основания в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами. [2]

К числу иных штрафных санкций, являющихся источником неналоговых доходов местных бюджетов, отнесены:

1) Поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий.

2) Санкции за нарушение порядка применения цен.

3) Административные штрафы.

Кроме того, в соответствие со статьёй 62 БК РФ к данному виду неналоговых доходов может быть отнесена плата за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащая зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов по нормативу 40%.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает в каждом составе бюджетного правонарушения применение мер ответственности в соответствии с КоАП РФ, однако в самом КоАП РФ установлена ответственность за совершения только нескольких видов бюджетных правонарушений, предусмотренных статьями 289, 290, 291. 292. За совершение других видов бюджетных правонарушений в КоАП РФ ответственность не установлена.

Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями судов.

Читайте так же:  Жалоба на полицейских в прокуратуру

Нарушениями бюджетного законодательства, помимо непосредственно бюджетных правонарушений, предусмотренных в Бюджетном кодексе РФ, являются также нарушения бюджетного законодательства, содержащие признаки административного правонарушения и нарушения бюджетного законодательства, содержащие признаки состава преступления.

Таким образом, за нарушение бюджетного законодательства могут применяться:

— меры уголовной ответственности, если действия (бездействие) виновного лица содержат признаки состава преступления;

— меры административной ответственности, если действия (бездействие) виновного лица содержат признаки административного правонарушения;

— меры ответственности, предусмотренные в Бюджетном кодексе РФ, если действия (бездействие) виновного лица содержат признаки бюджетного правонарушения;

Ответственность за нарушения бюджетного законодательства, содержащие признаки преступлений и административных правонарушений, предусматривается соответственно в Уголовном кодексе РФ и законодательстве об административных правонарушениях, а Бюджетный кодекс РФ устанавливает ответственность только за бюджетное правонарушение.

Таким образом, мерами ответственности за совершение бюджетных правонарушений являются такие меры ответственности, как штраф, изъятие бюджетных средств, взыскание пени, приостановление операций по счетам и иные меры, предусмотренные в самом Бюджетном кодексе РФ. Для налоговых санкций порядок применения иной.

Источник: http://studbooks.net/1594204/finansy/poryadok_primeneniya_finansovyh_sanktsiy

Бухучет инфо

Санкции за нарушение договорных обязательств

На основании ст. 265 НК РФ к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, относятся штрафы, пени и иные санкции за нарушение договорных обязательств, признанные должником или присужденные судом, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

В соответствии со ст. 330 ГК РФ, штрафы и пени квалифицируются как неустойка, т.е. предусмотренная законом или договором сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств. Возмещение убытков и уплата неустойки являются формами ответственности за нарушение обязательств, установленной ст. 394 ГК РФ.

Суммы штрафов, пеней и неустоек включаются в налоговую базу по НДС (по разъяснениям в письме Минфина России от 01.10.2004 №03-04-11/177 такие средства являются денежными средствами, связанными с оплатой реализованных товаров). Исчисление НДС с суммы средств, поступивших за нарушение обязательств, предусмотренных договором поставки товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС, а также в отношении товаров (работ, услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. 147 и 14 НК РФ не является территория РФ, не производится (п. 2 ст. 162 НК РФ)

Затраты же организаций, связанные с выплатой процентов за пользование чужими денежными средствами в условиях необоснованного обогащения, согласно ст. 1102 и 1107 ГК РФ не являются санкциями за нарушение договорных обязательств и не соответствуют понятию убытка (ущерба), установленного в ст. 15 ГК РФ. Следовательно, затраты организаций по оплате процентов, начисленных за пользование чужими средствами, на основании ст. 265 и 270 НК РФ не включаются в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли.

Фиксируя в договоре размер и порядок взимания штрафных санкций, важно обратить внимание на точность формулировок. Достаточно часто стороны указывают, что в случае нарушения какого-либо условия договора (срока оплаты, условии о количестве товара, объеме работ и т.п.) стоимость поставляемого товара или выполняемых работ пересчитывается по новой цене. Однако, данная формулировка не позволяет однозначно определить, меняются в этом случае обязательства покупателя по оплате товара или же ни остаются прежними, но дополнительно возникают обязательства по оплате штрафных санкций. Ведь несмотря на то что и в первом и во втором случае суммарные денежные обязательства по договору равны, налоговые обязательства сторон значительно различаются.

Для определения различий в налогообложении сумм, полученных в качестве санкций за нарушение условий договора и в качестве доплаты по договору, представлены в таблице:

Как видно из таблицы, в зависимости от того, как причитающиеся продавцу дополнительные выплаты поименованы в договоре, различаются и моменты возникновения, и суммы налоговых обязательств. Ведь стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), учитываемых покупателем в составе расходов, связанных с производством и реализацией, может формировать у него незавершенное производство, а сумма выплаченной неустойки учитывается в составе внереализационных расходов единовременно.

Таким образом, для целей налогообложения прибыли штрафы, пени и иные санкции за нарушение договорных обязательств, признанные или подлежащие уплате на основании решения суда, у кредитора учитываются в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ). А вот дата, когда суммы санкций будут признаны в налоговом учете, зависит от того, какой метод учета доходов и расходов применяет организация-кредитор. Если организация использует кассовый метод, то суммы санкций за нарушение договорных обязательств включает в налоговую базу на дату их фактического получения (основание – п. 2 ст. 273 НК РФ). Если же организация-кредитор применяет метод начисления, указанные суммы включаются в налоговую базу либо на дату признания их должником, либо на дату вступления в законную силу решения суда (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). Кроме того, в ст. 317 НК РФ определено, что налогоплательщики, учитывающие доходы и расходы методом начисления, отражают причитающие суммы в соответствии с условиями договора. Если же в договоре размер штрафных санкций или возмещения убытков не установлен, у налогоплательщика не возникает обязанности по начислению внереализационных доходов.

Таким образом, доходы в виде штрафных санкций за нарушение условий договора учитываются для целей налогообложения прибыли в случае, если:

● одна из сторон нарушила условия заключенного договора;

● в договоре установлен порядок определения размера штрафных санкций и они признаны должником, либо право на их получение подтверждено решением суда, вступившим в законную силу.

Сторона, которая нарушила договорные обязательства (должник), суммы признанных ею или подлежащих уплате на основании решения суда штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, включается в состав внереализационных расходов (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Дата, когда соответствующие суммы включаются в налоговую базу, зависит от метода учета доходов и расходов, применяемого должником. Так, если организация-должник использует метод начисления, указанные суммы включаются в налоговую базу на дату их признания должником или на дату вступления в законную силу решения суда (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если же должник применяет кассовый метод – на дату уплаты суммы неустойки кредитору (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Источник: http://buhuchet-info.ru/rashodi-organizatsii/214-sanktsii-za-narushenie-dogovornih-obyazatelstv-.html

Виды санкций

Видео (кликните для воспроизведения).

Финансово-правовые нормы являются базовыми элементами финансового права. Санкции – это последствиями нарушения финансово-правовых норм. К нарушениям норм можно отнести несоблюдение установленных норм использования, распределения и образования денежных активов. Санкции призваны определенным образом воздействовать на нарушителей через их финансовые активы или финансовую деятельность. Применять финансовые санкции могут определенные государственные учреждения, к которым относятся Центральный банк Российской Федерации, налоговые и таможенные органы. В некоторых случаях санкции могут быть назначены посредством судебного постановления.

Читайте так же:  Взыскание судебных расходов с государственных органов

Виды финансовых санкций

К финансовым санкциям относятся следующие мероприятия финансово-правовой ответственности:

  • Пени взыскиваются за нарушения норм налогового законодательства. С физических лиц пени взыскиваются по решению суда, в то время как организации обязаны заплатить пени в бесспорном порядке.
  • Штрафы могут взыскиваться только после соответствующего судебного постановления в установленном порядке. Поскольку в судебной системе действует принцип неприкосновенности чужого имущества, штрафы назначаются только судом, так как никто не может быть лишен своей собственности иначе, кроме как через судебное постановление.
  • Недоимка носит компенсационный характер и взыскивается в размере недоплаченного сбора или налога.

Виды юридических санкций

Финансово-правовые санкции можно поделить на два основных вида:

  • Штрафные (карательные) санкции призваны наказать правонарушителя за совершенное нарушение финансово-правовых норм. Также такие санкции могут быть направлены на предупреждение финансового правонарушения.
  • Правовосстановительные санкции назначаются в качестве меры, призванной восстановить и компенсировать ущерб, причиненный противоправным финансовым деянием. Также санкции данного типа призваны восстановить нарушенные имущественные права государства или принудить выполнить возложенные финансовые обязательства.

Источник: http://www.sravni.ru/enciklopediya/info/vidy-sankcij/

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

Ответственность за неисполнение денежного обязательства – это один из ключевых видов юридической ответственности, оговоренных Гражданским кодексом РФ.

Применяется в добровольном либо судебном порядке: хозяйственные споры юридических лиц по этому поводу разрешают арбитражные суды, споры граждан между собой и с организациями – суды общей юрисдикции.

Основания применения

Предусмотрены Гражданским кодексом РФ. Согласно ст.395 ГК нарушением может быть признано невыполнение либо просрочка выполнения обязательства по уплате денежных средств.

Ст.395 ГК рассматривает денежное обязательство предельно широко. Денежным оно может быть признано в целом (договор займа) либо частично (обязанность покупателя произвести расчет с поставщиком по договору поставки).

Эти правила могут применяться только если:

  • правоотношения предусматривают наличие денежного долга;
  • денежные средства используются в качестве платежа.

Невозможно применение санкций ст.395 ГК к виновному в случае, если деньги исполняли роль вверяемой ценности (инкассация) или товара (обмен валюты).

Перечень возможных правонарушений:

  • необоснованное удержание чужих средств;
  • уклонение от возврата ошибочно переданных или перечисленных на расчетный счет средств;
  • безосновательное получение денежных средств;
  • сохранение собственных активов за счет потерпевшего.

Санкции

Суть ответственности заключается в уплате процентов на незаконно удерживаемую сумму. Их размер определяется установленными Центробанком РФ среднестатистическими ставками по вкладам для граждан по месту регистрации потерпевшего (кредитора).

Ставка может быть изменена договором. Проценты выплачиваются за весь срок незаконного использования или удержания чужих средств.

  1. Если сумма насчитанных по договору процентов очевидно несопоставима с последствиями правонарушения, виновник вправе настаивать на их уменьшении до суммы, рассчитанной согласно ставке Центробанка.
  2. Если в связи с незаконным удержанием средств виновник в силу договора обязан уплатить неустойку или пеню, он освобождается от уплаты процентов.

Источник: http://utmagazine.ru/posts/12968-otvetstvennost-za-neispolnenie-denezhnogo-obyazatelstva

О признании дохода в виде штрафных санкций по договору

Описание ситуации:

Договор подряда на выполнение строительно-монтажных работ/ремонтно-восстановительных работ предусматривает:

«Заказчик вправе удержать сумму транспортных расходов и иных своих расходов, подлежащих возмещению Подрядчиком, а также сумму штрафных санкций по настоящему Договору из суммы, подлежащей оплате по настоящему Договору».

Вопрос:

При наступлении условий для выставления штрафных санкций по Договору, возможно ли отразить в бухгалтерском и налоговом учете доход при направлении Подрядчику уведомления о том, что он нарушил условия договора с расчетом суммы санкций?

Ответ:

Согласно п. 3 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

На основании подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) являются дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда.

Согласно п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации» прочими доходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров. Согласно п. 10.2 рассматриваемого ПБУ штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником.

Минфин РФ традиционно разъясняет приведенные нормы следующим образом (письмо от 24.07.2015 № 03-03-06/1/42838):

«В качестве документального подтверждения признания должником обязанности по уплате сумм штрафов, пеней, иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств и (или) по возмещению убытков (ущерба) исходя из условий договора могут являться любые документы или действия контрагента, подтверждающие факт признания нарушения обязательства, позволяющий определить размер суммы, признанной должником».

В рассматриваемой ситуации, как мы понимаем, фактического признания Подрядчиком штрафных санкций в той или иной форме Общество не получает и, возможно, вообще не получит. В связи с этим, с формальной точки зрения основания для признания дохода в виде штрафных санкций не возникают и возникнут только в момент утраты контрагентом возможности на судебную защиту своих прав, то есть по истечении срока исковой давности.

Однако, полагаем, что такой подход к рассматриваемой ситуации является источником определенных налоговых рисков.

Так, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации следует учитывать, что вышеупомянутые нормы налогового и бухгалтерского законодательства в большей степени ориентированы на регулирование правоотношений, при которых штрафные санкции подлежат взысканию с контрагента в будущем (то есть они еще не получены, но выполняются условия для признания дохода по п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации»: в силу согласия должника или решения суда уже имеется уверенность в их получении и сумма их может быть достоверно определена). Напомним, что в силу того же п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации» уверенность в том, что в результате операции произойдет увеличение экономических выгод, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива.

В рассматриваемом же нами случае суммы штрафных санкций уже фактически получены Обществом.

При этом Общество, осуществляя удержание штрафных санкций из суммы оплаты по договору, по нашему мнению, фактически осуществляет ни что иное как односторонний зачет встречных требований. Отметим, что нормы ГК РФ, регулирующие, например, правоотношения по договору комиссии, напрямую устанавливают необходимость применения правил о зачетепри удержании Комиссионером сумм, причитающиеся ему по договору комиссии (ст. 997 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 407 ГК РФ обязательства прекращаются полностью или частично по основаниям, предусмотренным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. К таким основаниям относится зачет встречных однородных требований.

При этом в силу п. 2 ст. 154, ст. 410 ГК РФ зачет как способ прекращения обязательств является односторонней сделкой, для совершения которой необходимо соблюдение определенных условий: требования должны быть встречными, однородными, с наступившими сроками исполнения. Для зачета достаточно заявления одной стороны.

Соответственно, удерживая из вознаграждения подрядчика определенные суммы санкций, заказчик может считать прекращенным как свое обязательство по оплате в этой части стоимости работ, так и обязательство подрядчика по уплате штрафа. В связи с этим ни дебиторская, ни кредиторская задолженность в части данных сумм с момента зачета уже не должны отражаться в учете заказчика.

Вместе с тем, обращаем внимание, что в соответствии с п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65 «Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований» и последующей судебной практикой (например, Определение Верховного Суда РФ от 15.06.2015 № 307-ЭС15-1559 по делу № А56-67385/2013) для прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования необходимо, чтобы заявление о зачете было получено соответствующей стороной.

Отметим, что в вышеупомянутом Письме Минфина РФ от 24.07.2015 № 03-03-06/1/42838 также идет речь о «проведении зачета» как о событии, подтверждающем согласие должника на вменяемые ему штрафные санкции. Вместе с тем, о проведении зачета Минфин РФ рассуждает именно в контексте действий должника, свидетельствующих о его согласии со штрафными санкциями. То есть, как мы понимаем, финансовое ведомство в своем разъяснении предполагает такой зачет, о котором должник не просто уведомлен, но и выразил в какой-либо форме согласие на его проведение.

Таким образом, считаем, что в рассматриваемой ситуации наиболее верным и наименее рискованным является признание заказчиком дохода в бухгалтерском и налоговом учете при одновременном выполнении следующих условий:

  • сумма штрафа удержана из вознаграждения подрядчика,
  • в его адрес направлено заявление о зачете и отсутствуют сомнения в получении подрядчиком данного заявления.

Однако здесь следует учитывать, что при выборе данного подхода организация будет иметь право «восстановить» подобный доход путем признания соответствующей суммы расхода при первом же действии подрядчика, свидетельствующем о его несогласии с удержанными суммами (получении от него претензии, подаче им иска в суд и т.п.). При таком развитии событий сумма дохода в виде штрафа будет «окончательно» признана в бухгалтерском учете уже только на дату вступления в силу соответствующего решения суда «в пользу» заказчика.


Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/450096/

Финансовые санкции

Финансовые санкции — это обязательный элемент финансово-правовой ответственности, средства воздействия на нарушителя, имеющих имущественный характер, обеспечены принудительной силой государства, применяются в специальном процессуальном порядке уполномоченными на это государственными органами и их должностными лицами в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения (т.е. в случае совершения финансового правонарушения) субъектом финансовой деятельности — физическим или юридическим лицом — требований законодательства о мобилизации, распределение, использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях возмещения недополученных бюджетом и внебюджетными фондами денежных средств, а также наказания нарушителей.

Финансовые санкции в науке финансового права делятся на два вида: 1) штраф, что функцией наказания за совершенное; 2) пеня, что компенсационный, восстановительный характер.

Финансовые санкции имеют правовой характер. Среди основных признаков финансово-правовых санкций следующие: применяются в сфере финансово-правового регулирования; имеют властный характер; формально определены; налагаются уполномоченными законом органами государственной власти; применяются в случае нарушения предписаний финансово правовых норм; применяются в судебном или внесудебном порядке, имеют как карательный, так и правовосстановительные характер; имеют денежное выражение; полученные средства зачисляются в государственный денежного фонда, имеют собственные процессуальные нормы; не могут быть установлены соглашением сторон; финансово-правовые санкции являются дополнительным отягощением имущественного характера; имеют специфический порядок производства по их применению, сроки давности и специфику доказывания (пеня и штраф применяются в бесспорном или судебном порядке по результатам проведенных налоговых проверок, проверок получателей и распорядителей бюджетных средств) и др.

Характерными чертами финансово-правовых санкций является их финансово-правовая общественная природа (отличие от гражданско-правовых санкций) и исключительно денежно-имущественный характер, а в некоторых случаях компенсационный характер, обращение в коллективные прибыли предприятия (в чем отличие от уголовно правовых и административно-правовых санкций).

Выделяют следующие критерии классификации финансовых санкций:

1) в зависимости от видов финансовых правонарушений: налоговые, валютные, банковские, за нарушение денежно-кассовых операций и в сфере общеобязательного государственного социального страхования;

2) по субъектам, которые применяют: те, что применяются судом, фискальными органами, Национальным банком Украины, финансовой инспекцией, органами валютного регулирования и валютного контроля и т.д.;

3) в зависимости от разновидностей нормативно-правовых актов: такие, что содержится в кодексах и законах Украины и в подзаконных актах;

4) в зависимости от определенности размеров наказание абсолютно определенные (с четким установлением наказания — в необлагаемых минимумах доходов граждан, гривнах) и относительно определенные (предусматривают лишь минимальный и максимальный размер)

5) с учетом способа назначения и приоритета применения: основные и дополнительные;

6) по субъектам правонарушения: те, что применяются к физическим и юридическим лицам;

7) те, что применяются в судебном и внесудебном порядке;

8) в зависимости от способа охраны правоотношений: восстановительные и карательные.

Правовосстановительные финансовые санкции реализуются для устранишь вреда, причиненного противоправными действиями финансовым интересам государства, принудительного исполнения невыполненных финансовых обязательств, а также восстановления нарушенных фискальных (бюд ных) прав государства. Правовосстановительные финансовой санкцией является пеня . Ее функция заключается в компенсации государству или местному образованию тех убытков, которые они несут в связи с несвоевременной уплатой в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несвоевременным возвратом бюджетных средств и тому подобное. Пеня как финансово-правовая санкция является дополнительным финансовым обременением для правонарушителя и отличается от пени как гражданско-правовой санкции. Пеня как финансовая санкция не может устанавливаться соглашением сторон, перечисляется исключительно в доход государства или местного образования, ее взыскания осуществляется в бесспорном порядке уполномоченными государственными органами.

Карательные (штрафные) санкции направлены на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и перевоспитание нарушителей налогового законодательства. Они устанавливаются за финансовые правонарушения с целью наказания правонарушителя, а также предупреждения новых правонарушений. Штраф как финансово-правовая санкция в отличие от административного не может быть заменен другим взысканием, уполномоченный орган по своему усмотрению не может освободить от наложения финансового штрафа, исключается возможность взыскания и обжалования штрафа в порядке производства по делам об административных правонарушениях и довольно часто накладывается вместе со взысканием недоимки по налогам и пени. В отличие от гражданско-правового штрафа он накладывается за финансовые правонарушения, уплачивается налогоплательщиком, получателем бюджетных кредитов за счет прибыли и не мажет устанавливаться соглашением сторон.

По общему представлению финансовая санкция является формой реагирования государства на нарушение финансового законодательства является внешним материальным выражением государственно-властного принуждения за совершение финансового правонарушения.

Финансово-правовые санкции — это средства государственного принуждения, предусмотренные финансово-правовыми нормами, возлагают на правонарушителей дополнительные обтягнення посредством влияния на их финансовое состояние.

В Бюджетном кодексе Украины (далее — БК) предусмотрены меры, применяемые к распорядителям и получателям бюджетных средств :

• приостановление бюджетных ассигнований (ст. 117 БК)

• остановки операций с бюджетными средствами (п. 2 ч. 1 ст. 118 БК)

• уменьшение ассигнований распорядителям бюджетных средств на сумму средств, израсходованных не по целевому назначению (ч. 1 ст. 119 БК)

• обязательный возврат средств, полученных в виде субвенции в соответствующий бюджет (ч. 2 ст. 119 БК)

• приостановление действия решения о местном бюджете в течение месяца со дня его принять с одновременным обращением в суд (ст. 122 БК).

Эти меры по сути являются видами финансово-правовых санкций, поскольку они содержат указания на невыгодные для нарушителей Бюджетного кодекса Украины последствия. Такие санкции являются разновидностями финансово-правовой ответственности, поскольку они имеют черты и признаки, присущие этому виду ответственности

• применяются только за выполненную бюджетное правонарушение;

• устанавливаются государством в финансово-правовых нормах, которые являются охранными и содержат финансово-правовые санкции;

• применяются к правонарушителю субъектами, которым предоставлено это право. Круг таких субъектов определены Бюджетным кодексом Украины, а именно это: Министерство финансов Украины, Государственная казначейская служба Украины, органы Государственной финансовой инспекции Украины, местные финансовые органы, главы исполнительных органов городских городов районного значения, поселковых и сельских советов, главные распорядители бюджетных средств ;

• имеют взаимосвязь с причинением правонарушителю определенных отрицательных последствий, то есть тянут для нарушителя предписаний Бюджетного кодекса Украины определены негативные последствия: лишение материального (денежного) характера;

• реализуются в процессуальной форме, предусмотренной ст. 124 Бюджетного кодекса Украины.

Специфическими особенностями предусмотренных Бюджетным кодексом Украины финансовых санкций (мер) являются:

• их задачей является охрана прав и интересов государства, и поэтому они могут быть определены как правоохранительные санкции;

• имеют односторонний характер. Эти меры применяются уполномоченным лицом непосредственно во внесудебном порядке и поэтому мать оперативный характер;

• односторонний характер применения уполномоченным лицом этих санкций (мер) определяет и специфический характер гарантий их правильного применения;

• вызывает невыгодные последствия для распорядителя или получателя средств;

• особое назначение санкций (мероприятий) в бюджетном процессе.

их назначением является побуждение распорядителя или получателя бюджетных средств к надлежащему исполнению возложенных на него обязанностей;

• могут применяться по отношению к учреждениям и организациям, которые подчинены соответствующим органам государственной исполнительной власти и финансируются за счет государственного или местных бюджетов путем перечисления предусмотренных соответствующими актами денежных сумм этими же уполномоченными органами.

Финансовые санкции определены Бюджетным кодексом Украины, разделяют на две группы:

1) санкции (меры), связанные с выполнением уполномоченным лицом определенных действий, следствием которых является прямой (непосредственный) влияние на финансовое состояние распорядителя или получателя бюджетных средств. Так, в ст. 117 БК предусмотрено приостановление бюджетных ассигнований в случаях: несвоевременного и неполного представления отчетности об исполнении бюджета; невыполнение требований по бухгалтерского учета, составления отчетности и внутреннего финансового контроля за бюджетными средствами и несоблюдения установленного порядка перечисления этих средств; представление недостоверных отчетов и информации об исполнении бюджета; нарушения распорядителями бюджетных средств требований по принятию ими бюджетных обязательств; нецелевого использования бюджетных средств. В случае выявления бюджетного правонарушения органы, уполномоченные в. 118 БК, в пределах своей компетенции могут остановить операции с бюджетными средствами по тем распорядители бюджетных средств и получателей, которым они доказали соответствующие бюджетные ассигнования;

2) санкции, связанные с прямым (непосредственным) влиянием на финансовое состояние распорядителя или получателя бюджетных средств. Среди них выделяются санкции, связанные с частичным влиянием на финансовое состояние распорядителя бюджетных средств, а именно в случае нецелевого использования бюджетных средств, то есть расходование их на цели, не соответствующие бюджетным назначениям, установленным законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджет, выделенным бюджетным ассигнованиям или сметы. Уполномоченный орган имеет право на уменьшение ассигнований распорядителям на сумму средств, израсходованных не по целевому назначению. Если же имеет место нецелевое использование бюджетных средств, полученных в виде субвенции, то указанные средства подлежат обязательному возврату в соответствующий бюджет, то есть применяются санкции, имеющие целью полное влияние на финансовое состояние распорядителя бюджетных средств [1] .

Следует рассмотреть финансовые санкции за нарушение налогового законодательства.

Налоговый долг (недоимка) — налоговое обязательство (с учетом штрафных санкций при их наличии), самостоятельно согласованное налогоплательщиком или согласованное в административном или судебном порядке, но не уплаченное в установленный срок, а также пеня, начисленная на сумму такого налогового обязательства » Обязательства.

Пеня — плата в виде процентов, начисленных на сумму налогового долга (без учета пени), взимаемая с плательщика налогов в связи с несвоевременным погашением налогового обязательства.

Штрафная санкция (штраф) — плата в фиксированной сумме или в виде процентов от суммы налогового обязательства (без учета пени и ппрафних санкций), которая взимается с налогоплательщика в связи с нарушением им правил налогообложения, определенных соответствующими законами.

Наряду с финансово-правовыми санкциями могут применяться административные или уголовные санкции, в зависимости от общественной вредности или общественной опасности соответственно. Административные санкции таких особенностей не имеют. Применение финансово-правовых санкций влечет негативные для субъекта правонарушения последствия не организационного характера, а только денежно-имущественного и т.д. и имеет целью, в отличие от административных санкций, не только наказание нарушителя финансовой дисциплины, но и компенсацию презумованои вреда.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studbooks.net/79326/pravo/finansovye_sanktsii

Вид финансовых санкций за неисполнение обязательств
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here