Содержание
Формы права земельной собственности и ее субъекты
Право собственности на землю в объективном смысле — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на землю.
Право собственности на землю в субъективном смысле — совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей. Отношения собственности на земельные участки регулируются:
- Конституцией РФ;
- Гражданским кодексом РФ;
- природно-ресурным и природоохранительным законодательством России и субъектов Федерации;
- Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. 2144 «О федеральных природных ресурсах»;
- Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю».
Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии со ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, находящихся в свободном обороте (свободно отчуждаются и переходят от одного лица к другому), изъятых из оборота (нахождение в обороте не допускается) или ограниченно оборотоспособных (ограничен круг участников оборота либо оборот допускается по специальному разрешению), должны быть прямо указаны в законе.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
ЗК РФ в ст. 27 установлены ограничения оборотоспособности земельных участков, в ст. 37 — особенности порядка заключения договоров купли-продажи земельных участков; особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения закреплены Федеральным законом от 24 июля 2002 г. 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю» определены правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.
Статья 15 Земельного кодекса РФ закрепляет основы правового регулирования отношений частной собственности на землю.
Частной собственностью признаются те земельные участки, которые приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством, т. е. законно. Все граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Собственник земельного участка вправе использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством РФ (ст. 40 Земельного кодекса РФ).
Источник: http://be5.biz/pravo/z011/17.html
Земельные правоотношения: назначение, субъекты, объекты, содержание
Общественные отношения, которые регулируются нормами земельного права, а участники имеют субъективные права и юридические обязанности в области использования и охраны земель называются земельными правоотношениями.
Не все отношения, касающиеся земли, подчиняются этим нормам. Есть вопросы, регулирующиеся смежными отраслями: различные виды оплаты земли, планирование на территориях, охрана государственной границы и др.
Земельные правоотношения классифицируются по различным критериям: по виду, категории, функциональному назначению. По виду различают правоотношения собственности, ответственности за земельные правонарушения, охраны земель. В зависимости от категории земель формируются правоотношения по использованию земель населенных пунктов, земель лесного фонда, водного фонда. По функциональному назначению можно выделить отношения регулятивного и охранительного характера.
Регулятивные правоотношения – это правомерные действия участников по использованию земельного участка по целевому назначению, выполнению мероприятий по охране земель.
Если требования нарушены, образуются охранительные правоотношения, которые могут повлечь за собой юридические меры.
Субъекты земельного права
Субъектами земельного права являются граждане и юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, муниципалитеты. Чтобы участвовать в земельных отношениях, гражданин должен быть правосубъектным, то есть обладать правоспособностью и дееспособностью. В ГК РФ даны понятия «правоспособности» и «дееспособности» в ст. 17 и 21. Данные определения применимы в земельных отношениях.
Правоспособность – это способность иметь права и нести обязанности, которая признается всеми, возникает с момента рождения и продолжается до смерти.
Качество является врожденным и принадлежит человеку по естественному праву. С наступлением совершеннолетия возникает способность человека своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, исполнять гражданские обязанности. Это называется гражданской дееспособностью, возникающей с наступлением 18-летнего возраста. Если гражданин вступил в брак раньше 18-летнего возраста, он считается дееспособным с момента вступления в брак.
В статье 48 ГК РФ дается определение юридического лица как организации, имеющей в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество обособленного типа. Юрлицо может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность и дееспособность юрлиц появляется в одно и то же время.
Праводееспособность юридического лица бывает общей и специальной. Под общей праводееспособностью понимается возможность иметь гражданские и земельные права, которые полностью соответствуют целям деятельности, определенной в уставных документах.
Специальная праводееспособность предусмотрена для государственных и муниципальных унитарных предприятий и некоммерческих организаций. Возникает при создании юрлица, заканчивается при его ликвидации.
РФ, ее субъекты и муниципалитеты участвуют в земельных отношениях как органы власти, которые издают предписания, обязательные к исполнению, и как собственники земельных участков, владеющие, пользующиеся и распоряжающиеся ими.
Субъекты земельных правоотношений и их деятельность отражены в ст. 5 ЗК, кроме того субъектный состав может уточняться в НПА. Субъекты имеют права на землю с учетом категорийности земель. В составе земельного фонда находится категория лесного фонда. Лесные участки предоставляются в соответствии с ЛК РФ. Категория водного фонда предоставляет объекты водопользования в соответствии с ВК РФ. То есть регламентация прав и обязанностей происходит по Лесному и Водному кодексам РФ.
ЗК РФ отмечает субъект земельного права с особым статусом Это лица, относящиеся к малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Земельные участки, где коренные народы осуществляют свою деятельность, особо охраняются и предоставляются в безвозмездное пользование. Если земельные участки изъяты для нужд государства, малочисленным народам предоставляются равноценные участки и возмещаются убытки, которые причинены изъятием.
Объекты земельного права
Объектами земельных отношений являются земля, земельные участки, части земельных участков, об этом говорится в ст. 6 ЗК РФ. Земля как объект и ресурс природы не может быть объектом правоотношений, так как это не юридическая категория. Поэтому объектом земельных отношений является индивидуализированная часть земли – земельный участок.
Земельный участок – это часть земной поверхности с границами, которые определены федеральным законодательством (ст. 11.1 ЗК).
Собственник может использовать по своему усмотрению все, что находится на участке и в земле, если Закон о недрах не предусматривает иного. Еще римские юристы утверждали, что право собственности на землю простирается вглубь под поверхностью и вверх над нею до бесконечности. Однако, если это воззрение принимать полностью, получается, что собственник может воспрепятствовать проведению тоннеля, проложению газопровода и т.д. Такое положение не может быть совместимым с интересами современного благоустройства. Так размышлял И.А.Покровский.
Закон о недрах определяет границу между землей и недрами как объектами различных правоотношений. Согласно Закону собственники земельных участков могут в границах участка, не применяя взрывных работ, осуществлять добычу полезных ископаемых, не находящихся на государственном балансе, а также строить подземные сооружения.
В ст.6 ЗК РФ понятие «земельный участок» является общим понятием, конкретизирующимся по отдельным категориям земель: лесной участок, водный участок, а также по видам разрешительного использования: дачный участок. В законодательстве применяются и синонимы понятия «земельный участок». Например, полоса отвода, сельскохозяйственные угодья, водно-болотные угодья, охотничьи угодья. В Европейской конвенции о ландшафтах предусмотрен такой объект правоотношений, как ландшафт. Конвенция пока не ратифицирована в России.
Оъектом законодательных отношений являются также земельные доли, они не упоминаются в ст. 6 ЗК РФ. Порядок пользования земельными долями обозначен в Законе об обороте земель. Здесь земельные доли рассматриваются как самостоятельный объект земельных отношений.
В ЗК применено понятие «часть земельного участка», но часть не может выступать в качестве самостоятельного объекта. Если земельный участок делится на две части, то каждой из них присваивается кадастровый номер. Собственник вновь образовавшейся части получает документ на земельный участок. То есть часть участка становится самостоятельным объектом.
Также невозможно приватизировать часть земельного участка. Если собственник хочет продать часть участка, то это будет возможно только тогда, когда произойдет разделение участка, составление межевого плана и постановка продаваемого самостоятельного участка на учет. Это подтверждено и судебной практикой. Если участок делится на части, права на прежний участок должны быть прекращены и зарегистрированы новые права на участки. Чтобы участок стал индивидуальным, готовится его межевой план, а затем земельный участок ставится на кадастровый учет. Поэтому собственник до того как заключить договор аренды должен индивидуализировать «часть» участка и получить кадастровый номер. В договорных документах в качестве предмета договора будет указываться земельный участок, индивидуализированный на местности.
Если здание находится на участке, который не делится и принадлежит нескольким лицам, они имеют право приобрести земельный участок в общую долевую собственность. При этом ЗК не имеет четких критериев классификации земельного участка в качестве делимого и неделимого. Критерии определены в ГК РФ ст.133, где говорится, что вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения, является неделимой. Если разрешенное использование сохранено, земельный участок считается делимым, также следует соблюдать требования о минимальном размере земельного участка. Критерий сохранения разрешенного использования не универсален, он применяется только к категории земель населенных пунктов.
Разрешительное использование рассматривается как использование участка в соответствии с градостроительными регламентами, а они не устанавливаются в отношении земель сельхозугодий, лесного и водного фонда.
Критерии делимости и неделимости земельных участков определены в ГрК РФ в ч.4 ст.41:
- правообладатели ставят вопрос о делимости/неделимости земельного участка;
- размер земельного участка не должен превышать предельного размера, предусмотренного градостроительным регламентом;
- разделение земельного участка возможно при наличии самостоятельных подъездов и подходов к каждому вновь образованному участку;
- объединение земельных участков возможно при условии нахождения объединенного участка в одной территориальной зоне.
Почва, верхняя часть плодородного слоя, тоже является объектом земельных отношений. В Законе об охране окружающей среды земля и почва как объекты правовой охраны разделены. Он отдельно предусматривает необходимые меры по охране земель и почв при размещении энергетических объектов, эксплуатации сельскохозяйственных земель, мелиорации, размещении отходов. Закон устанавливает меры по охране редких почв.
Содержание земельных правоотношений
Это взаимообусловленные субъективные права и юридические обязанности участников земельных правоотношений.
От категориальной принадлежности земель зависит содержание прав и обязанностей. Также на содержание правоотношений влияют особенности целевого назначения и разрешительного использования земельных участков по градостроительным документам, экологическим требованиям.
Возникают, изменяются, прекращаются земельные правоотношения при наступлении фактов юридического характера. В ряде случаев для возникновения земельных правоотношений событий или действий не предусматривается, а правоотношения возникают по прямому указанию закона. Примером может служить конструкция общего природопользования.
В основном земельные правоотношения связаны с принятием административных актов, заключением договоров, сделок или решениями суда. Юридические факты могут сочетаться. Например, орган публичной власти продает земельный участок, выпуская при этом административный акт, а покупатель (победитель торгов) заключает договор купли-продажи. Распространен административный акт органа местного самоуправления о выделении земельного участка для жилищного строительства семьям с тремя и более детьми. С вынесением судебного решения могут возникнуть права на земельные участки в спорных ситуациях или при установлении земельного сервитута.
Земельные отношения изменяются в случаях волеизъявления субъектов и по другим причинам.
Например, внесение изменений в договор аренды по желанию сторон, деление участка, его приватизация и т.д. К иным случаям можно отнести: образование в зоне участка особо охраняемой территории, резервирование земельного участка и др. Тогда владельцы земельных участков правомерно ограничиваются в возможностях по использованию.
Прекращение земельных правоотношений наступают в связи с событиями подобного рода: смерть собственника, истечение срока договора, уничтожение земельного участка. После совершения определенных действий правоотношения могут быть прекращены. Например, неисполнение условий договора.
Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/zemelnoe-pravo-rossii/zemelnye-pravootnoshenija/
Земельный
эксперт
Бесплатная горячая линия
+7 499 553-09-05 Москва
+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург
+7 (800) 550-38-47 Россия
Земельные отношения
Москва |
+7 499 553-09-05 |
Санкт-Петербург |
+7 812 448-61-02 |
Россия |
+7 (800) 550-38-47 |
Собственность на землю
Содержание статьи:
Собственность на землю физических и юридических лиц
В статье 15 Земельного кодекса РФ дается определение такому понятию, как собственность на землю граждан и юридических лиц. Земельные площади, полученные в порядке и на основаниях, прописанных в законодательстве РФ, принято считать личной (частной) собственностью физических лиц или различного рода организаций.
Под основаниями следует понимать:
Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.
- покупку или продажу земельной территории;
- дарение земли;
- обмен площади;
- акты уполномоченных государственных или муниципальных органов о предоставлении земли в собственность;
- судебное решение;
- приватизацию площади.
Все граждане и юридические лица имеют равные права на приобретение земли в собственность. Исключением являются территории, которые считаются государственной или городской собственностью и не могут состоять в личном распоряжении граждан.
Право частной собственности на землю приграничных территорий допускается лишь у тех граждан, которые имеют российское гражданство.
К группе частных земель можно отнести земли, расположенные в черте населенных пунктов или предназначенные для сельскохозяйственного использования. В каждой из групп существуют отдельные категории наделов, которые передаются в собственность исходя из целей дальнейшей их эксплуатации. Наиболее распространенные земли:
- территории под индивидуальное строительство. На данных площадях граждане вправе строить площади жилого типа и другие постройки – гаражи, коммерческие строения;
- дачные участки. На таких территориях возводятся дачи и ведется дачное хозяйство;
- под садовый участок или огород.
Что касается земель сельскохозяйственного назначения, то владеть ими могут только государство, граждане и юридические лица. Категорически запрещается продавать такие земли иностранцам.
Институт частной собственности в России на данный момент регулируется в недостаточной степени, и многие земли оформлены не до конца. Особенно сложно вопрос обстоит с землями дачного типа.
Собственность на землю субъектов РФ
Существует еще одна категория собственности территорий – это собственность субъектов Российской Федерации. К зонам субъектов РФ можно отнести земли, указанные в ст. 18 ЗК РФ. Это такие территории, которыми может распоряжаться только руководство региона.
Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.
К данной категории земель можно отнести:
- Наделы, признанные региональными на основании федеральных законодательных актов.
- Участки, право на которые появилось у регионов государства в процессе разграничения территорий между соседствующими регионами и самим государством.
- Земли, полученные или приобретенные субъектами федерации на основании гражданского законодательства.
- Территории, переданные субъектам РФ из государственной собственности.
- В городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе в распоряжение субъектов переходят те участки, от которых отказались владельцы, кроме территорий, являющихся городскими землями.
Права на земельные участки закрепляются за каждым регионом в законодательном порядке.
Государственная собственность на землю
Список участков, являющихся государственной собственностью обозначен в ст. 16 Земельного кодекса РФ. Территории, не состоящие в личном пользовании конкретных граждан и компаний, а также не состоящие во владении муниципалитета причислены к госсобственности.
Под землями государственного типа следует понимать:
По закону такой вид собственности подразделяется на две группы:
- федеральная собственность;
- региональная собственность.
Под разграничением понимается распределение прав и обязанностей между государством, региональными и местными органами власти на определенные земельные участки с учетом их расположения и дальнейшей эксплуатации. Разграничение государственной собственности на выделенные зоны происходит по определенным правилам. Порядок определения полномочий и границ прописан в Земельном кодексе РФ, а также в ст. 72 Конституции РФ.
Федеральная собственность на земельные участки
В федеральной собственности находятся земельные участки, отвечающие требованиям ст. 17 ЗК РФ и принадлежащие исключительно государству, которое может распоряжаться ими согласно законодательству.
- Признанные таковыми в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
- Образовавшиеся в рамках процесса раздела общей площади государства и пересмотра границ.
- Приобретенные РФ на гражданско-правовых началах.
Муниципальная собственность на земельные участки
Земельные участки, которые состоят в собственности соответствующих населенных пунктов, называются муниципальной собственностью.
Муниципальная собственность на землю включает в себя следующие участки:
- земли, отнесенные к городским в порядке, определенном федеральным законодательством;
- земли, права на которые появились у муниципалитета в процессе разграничения государственной собственности;
- участки, поступившие в муниципальную собственность в порядке и на основаниях, прописанных в законодательстве РФ;
- земли, относительно которых выполнена безвозмездная передача в пользу муниципалитета из федеральных владений.
Также законом установлен порядок передачи земельных участков из частного владения физических или юридических лиц в распоряжение городских властей. В таком случае, оформление земли в собственность возможно, если владелец земельного надела отказался от своих прав на этот участок. Земля поступает в городское распоряжение с того момента, когда официально зарегистрирован отказ владельца от своих прав на участок.
В собственность муниципалитета могут передаваться земельные площади, расположенные за пределами населенных пунктов, с целью поддержки и дальнейшего развития региона. Передача осуществляется в безвозмездном порядке и в дальнейшем данные земли могут быть введены в эксплуатацию как дополнительные земельные территории.
Земли, являющиеся федеральной или региональной собственностью, также могут быть переданы муниципалитету бесплатно, с условием дальнейшей их передачи гражданам на безвозмездной основе.
Также в пользование городских властей могут быть переданы площади, которые состоят в собственности другого муниципального образования с целью предоставления социальной помощи гражданам определенных групп, а также некоммерческим организациям, гражданским сообществам на бесплатной основе.
Территория, являющаяся государственной или региональной собственностью может безвозмездно передаваться городам федерального значения – Москве, Санкт-Петербургу, Севастополю, с дальнейшим распределением между горожанами или некоммерческими организациями.
Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/sobstvennost-na-zemlyu/
Право собственности на землю РФ, субъектов РФ
Конституцией РФ земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. 1пп. «к» ст. 72).
Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образовании (ст. 16 ЗК РФ). Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю» закрепляется разграничение государственной собственности на землю на:
1) собственность РФ (федеральную собственность);
2) собственность субъектов РФ;
3) собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).
Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам (собственность субъекта Федерации). От имени РФ и ее субъектов права собственника реализуют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).
Государство (в лице РФ и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из двух ролей:
1) в качестве суверена, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, названные в ст. 9, 10 Земельного кодекса;
2) в качестве собственника земельных участков. В последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков.
В соответствии с п.1 ст.16 ЗК, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п.1 ст.16 ЗК).
Соответственно, субъектами права гос. собственности на землю в РФ могут быть РФ и S РФ (например, город федерального значения Москва).
В соответствии со ст.ст.17,18 ЗК, в федеральной собственности (гос. собственности S РФ) находятся следующие земельные участки:
2. Право собственности РФ (S РФ) возникло в соответствии с ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».
3. Приобретенные РФ (S РФ) по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (например, в порядке наследования).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Правовые основы разграничения государственной собственности на землю в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, с учетом положений ЗК, определены ФЗ О введении в действие ЗК РФ
Момент возникновения права собственности на земельные участки у РФ, субъектов Федерации связан с моментом государственной регистрации права собственности на земельные участки.
Основанием государственной регистрации права собственности являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у РФ, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. В ст. 17 ЗК РФ установлены основания возникновения федеральной собственности на землю. Помимо разграничения в соответствии с вышеуказанным законом, к таковым относятся:
1) приобретение Российской Федерацией земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
2) признание федеральными законами нахождения отдельных земельных участков в федеральной собственности.
3) природно-ресурсным и природоохранительным законодательством России и субъектов Федерации;
4) Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. 2144 «О федеральных природных ресурсах»;
Согласно Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ).
Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10349 —
| 7640 —185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Источник: http://studopedia.ru/4_67573_pravo-sobstvennosti-na-zemlyu-rf-sub-ektov-rf.html
Субъекты и виды права собственности на землю
Понятие право собственности на землю
Формы земельной собственности.
Понятие собственности на землю и другие. Природные ресурсы применяются в экономическом и юридическом аспекте.
Как экономическая категория собственность на природные ресурсы возникла задолго до появления государства и права. Представляя собой, общественное экономическое отношение по поводу присвоения, собственность на природные ресурсы выступает в определенной форме, содержание которой зависит от господствующего в данном обществе способа производства, уровня и потребностей развития материальных и производительных сил.
В качестве юридической категории собственность на землю и другие природные ресурсы возникает вместе с появлением государства и права и представляет собой результат закрепления правовыми нормами экономических отношений по их владению, пользованию и распоряжению.
Право собственности на землю и другие природные объекты можно рассматривать в объективном и субъективном смыслах.
В объективном смысле право собственности на землю и другие природные ресурсы представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения собственности и образующих правовые институты собственности в соответствующих природоресурсным отраслях права. (Например, институт права собственности на землю — институт земельного права, институт права собственности на водный объект — институт водного права и т.д.).
Право собственности на землю можно рассматриватькак субъективное правов виде совокупности и правомочий собственника на владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами. В случае нарушения субъективного права собственника оно независимо от формы собственности защищается законом в принудительном порядке. Согласно Конституции РФ защищается равным образом частная, государственная, муниципальная формы собственности (ч.2, ст.8).
Особенностью права собственности на землю в России является то, что виды прав на землю определены в законодательстве по субъекту. Конституцией РФ (ст. 9) установлено, чтоземля может находиться в частной, муниципальной и государственной собственности.
Таким образом, определен круг субъектов, обладающих правом собственности на имущество, а также установлено, что в зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю,
Субъект права собственности на землю — это лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение земельным участком на основании закона. Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом. К субъектам правовых отношений, связанных с возникновением права собственности на землю, относятся также лица, вступающие в отношения по поводу приобретения этого права. Граждане и юридические лица как субъекты объединены содержанием права частной собственности на землю, которое им предоставлено законодательством.
Субъектами права государственной и муниципальной собственности являются государственные и муниципальные территориальные образования:
— Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
— участие перечисленных субъектов в отношениях по поводу собственности на землю следует отличать от их роли в управлении земельными ресурсами.
В первом случае (через соответствующие государственные органы) они выступают в качестве сторон в договорах купли-продажи или аренды земельного участка, которые регулируются гражданским законодательством.
Во втором случае данные субъекты выполняют установленные законодательством функции по контролю за рациональным использованием земельных ресурсов, организации землеустройства и т. д. Органы государственной власти и управления и муниципальные органы осуществляют управление и распоряжение землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.
Право частной собственности служит для удовлетворения интересов собственников — граждан и юридических лиц. Государственная и муниципальная собственность на землю обеспечивает интересы больших групп людей: народа Российской Федерации в целом: населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации; лиц, проживающих на территории муниципального образования.
Частная собственность на землю может бытьиндивидуальной и коллективной,принадлежать гражданам и юридическим лицам. Закрепляя и гарантируя права граждан, Конституция РФ предусматривает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. В индивидуальной частной собственности граждан могут находиться земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей, предпринимательской деятельности, иных, не запрещенных законом целей.
Наряду с индивидуальной частной собственностью на землю граждан действующее законодательство предусматривает также общую долевую собственность на землю с определением для каждого собственника конкретной земельной доли и общую совместную собственность без определения земельных долей собственников. Общая собственность на землю граждан имеет место в случае, когда при реорганизации колхозов, совхозов, приватизации государственных сельхозпредприятий трудовые коллективы этих хозяйств принимают решения о переходе соответственно к общей долевой или общей совместной собственности на землю. Общая совместная собственность устанавливается на земли крестьянских (фермерских) хозяйств, земли общего пользования садоводческих товариществ, животноводческих, дачных, гаражных кооперативов.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на землю зависят от того, находится ли земля в собственности гражданина, юридического лица или государственного или муниципального территориального образования.
Государственная собственность на землю существует в двух формах:
1) федеральной собственности РФ в целом и 2) собственности субъектов РФ — республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей и автономных округов. Разграничение государственной собственности на федеральную и собственность субъектов РФ отнесено Конституцией РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. «Г» ст.72).
Муниципальной собственности на землю и другие природные ресурсы, принадлежащие административно-территориальным единицам: районам, городам, сельским и другим населенным пунктам. Она получила правовое закрепление и урегулирование в соответствии со ст. 29 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями на 17 марта 1997 г.). В соответствии со ст. 40 данного закона органы местного самоуправления, руководствуясь федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования.
Содержание права собственности на землю. В соответствии с ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Таким образом, владение, пользование и распоряжение — это неотъемлемые составляющие (или правомочия) одного права — права собственности.
Основной смысл каждого из этих правомочий является общим для всех видов имущества, а значит, и для имущества земельного. Земельное законодательство ввело нормы, определяющие специфику реализации этих правомочий в земельных отношениях. Поэтому вслед за определением правомочия далее разговор пойдет о том, как они могут быть реализованы именно собственниками земли.
Правомочие владения дает возможность обладать землей на основании закона: т. е. числить ее и на балансе, определять земельный участок как часть своего хозяйства, просто «иметь» его в наличии.
Кроме того, собственник на основании этого права может требовать возврата земли из любого незаконного владения. Например, это может быть арендодатель, которому арендатор не возвращает земельный участок после истечения срока аренды.
С правомочием владения тесно связано другое правомочие — пользование.
Пользование дает возможность извлекать из земли ее полезные свойства.
И в отличие от иных видов имущества, возможные варианты, использования которых определяют сами собственники, пользование земельным участком, точнее сказать, виды пользования перечислены земельным законодательством.
Правомочие распоряжения проявляется в том, что собственник по своему усмотрению может продать, подарить, обменять, завещать, сдать в аренду, заложить земельный участок, т. е. на основании и в порядке, предусмотренном законом, определить его судьбу.
Ограничения права собственности на землю и другие природные ресурсы, вызванные ограниченностью их в природе и незаменимостью в процессе хозяйственной деятельности, подразделяются на постоянные и временные.
К постоянным ограничениям правомочий собственника относятся предусмотренные законодательством обязанности:
2) сохранять экологическую обстановку в процессе их использования;
3) не нарушать своими действиями прав и законных интересов других собственников, пользователей, арендаторов земель;
5) вести строительство в соответствии со строительными нормами и правилами, с соблюдением проектов планировки и застройки.
Ограничениями прав собственника является право государства в лице его компетентных органов на принудительный выкуп земельного участка у собственника для государственных и муниципальных нужд, на исключение деградированных сельхозугодий и загрязненных земель из хозяйственного оборота с сохранением их за собственником.
К числувременных ограничений правомочий собственника земли относятся:
1) строгое целевое использование земельного участка;
2) возможность совершения сделки купли-продажи участка, занятого в сельскохозяйственном производстве, при условии сохранения его целевого назначения. В противном случае только при наличии на то решения органа исполнительной власти субъекта РФ (в соответствии с Указом Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г.).
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10079 —
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Источник: http://studopedia.ru/3_168013_sub-ekti-i-vidi-prava-sobstvennosti-na-zemlyu.html
Формы собственности на землю
Ст. 9 Конституции РФ предусматривает: «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Используемое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, придают ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временными, территориальными и иными критериями.
На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:
Государственная собственность на землю
Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.
Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:
-
- федеральной собственности;
- собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).
Объект права государственной собственности на землю (презумпция права государственной собственности на землю):
-
- земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).
Основания возникновения права государственной собственности на землю (ст. 17, 18 ЗК РФ):
-
- нормы федеральных законов;
- процедура разграничения государственной собственности на землю;
- гражданско-правовые основания;
- безвозмездная передача из федеральной собственности (для собственности субъектов федерации).
Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации.
Муниципальная собственность на землю
Право муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК РФ). В этом качестве органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.
Объекты права муниципальной собственности:
- индивидуально обособленные земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность на основании (ст. 19ЗК РФ):
- законов РФ и субъектов РФ;
- при разграничении государственной собственности на землю;
- гражданско-правовых сделок;
- безвозмездной передачи в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.
Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ.
Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.
Основное назначение муниципальных земель — обеспечение проживания, работы и отдыха населения.
Право частной собственности на землю
Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в общей собственности отдельным конкретным физическим, юридическим лицам или их объединениям (ст. 35 Конституции РФ), которые выступают субъектами права частной собственности на землю.
Соответственно по субъектам право частной собственности делится на 2 вида:
-
- право частной собственности граждан (физических лиц);
- право частной собственности юридических лиц (включая и объединения граждан, при этом характер объединений в законе не оговаривается).
Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных размеров.
Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).
Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:
-
- административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);
- приобретательная давность;
- приватизация.
Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.
Право частной собственности добровольно прекращается при:
-
- отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);
- прекращении деятельности юридического лица;
- смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);
- добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).
Принудительно право частной собственности прекращается в случаях:
-
- обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ);
- неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);
- использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);
- реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);
- выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);
- отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;
- национализации земель;
- конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).
Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.
Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки , отнесенные к землям:
-
- изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
- ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).
Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны
-
- своевременно платить земельный налог,
- осуществлять мероприятия по охране земель,
- соблюдать требования градостроительных регламентов,
- своевременно приступать к использованию земельного участка,
- эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/formi-sobstvennosti-na-zemliu
Юрист в сфере гражданского права.
Стаж: 8 лет