Содержание
- 1 Решения суда о нарушении избирательных прав граждан
- 2 Решения суда о нарушении избирательных прав граждан
- 3 Споры вытекающие из нарушений избирательного законодательства
- 4 Нарушение избирательных прав граждан и ответственность за него по УК РФ и КоАП РФ
- 5 ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
- 6 Решения суда о нарушении избирательных прав граждан
- 7 Решения суда о нарушении избирательных прав граждан
- 8 Обжалование нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России
Решения суда о нарушении избирательных прав граждан
Обжалование нарушений избирательных прав граждан в вышестоящую избирательную комиссию
Решения или действия (бездействие) Московской городской избирательной комиссии могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, решения или действия (бездействие) территориальной избирательной комиссии могут быть обжалованы в Московскую городскую избирательную комиссию, участковой избирательной комиссии в территориальную избирательную комиссию.
Соответствующая избирательная комиссия обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение.
Источник: http://mosgorizbirkom.ru/4065
Решения суда о нарушении избирательных прав граждан
С 1 октября 2019 года изменяется порядок кассационного обжалования вступивших в законную силу судебных актов, принятых по гражданским, административным, уголовным делам и делам об административных правонарушениях.
Кассационные жалобы, представления на вступившие в законную силу судебные постановления по гражданским и административным делам (пункт 1 части 2 статьи 377 ГПК РФ; пункт 1 части 2 статьи 319 КАС РФ), итоговые судебные решения по уголовным делам (пункт 1 части 2 статьи 401.3 УПК РФ), подаются в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Источник: http://oblsud.svd.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=173
Споры вытекающие из нарушений избирательного законодательства
# | Название | Cуд | Решение |
---|
Юртаев А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Первомайского района г. Владивостока о признании недействительными протоколов об итогах голосования по досрочным выборам в Думу г. Владивост.
Кириллов С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что решением окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутатов Оренбургского городского совета по одномандатному избирательному округу № (далее по текст.
Столпак С.П. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав, что 29.07.2017 Решением ОИК было отказано в регистрации Столпак С.П. кандидатом в депутаты Оренбургского городского Совета по одномандатному избирательному округу № 4 в с.
Административный истец Ершов Е.С. обратился в суд административным исковым заявлением к Окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутатов Оренбургского городского совета по одномандатному избирательному округу № 16 об отмене реше.
Окружная избирательная комиссия по дополнительным выборам депутата Думы Города Томска шестого созыва по Лесному одномандатному избирательному округу № 26 обратилась в суд с административным иском, в котором просит отменить решение Окружной избират.
Алиев Н.Ф. обратился в суд с названным административным иском, в обоснование указав, что на основании решения № от Думы в соответствии со ст. 10, 81.1 ФЗ от № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан.
Административный истец обратилась в суд с данным иском, в котором просит суд признать незаконным отказ администрации г.Владивостока в согласовании переустройства и перепланировки нежилого помещения площадью 148,1 кв.м по адресу: , выраженного в пи.
Виноградов О.И. обратился в суд с исковым заявлением к Избирательной комиссии города Ярославля, в котором просил признать незаконным решение Избирательной комиссии города Ярославля №43/9 от 21.07.2017г. «Об отказе в регистрации инициативной группы.
Шутов А.В. обратился в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии Красноперекопского района г. Ярославля о признании незаконным Решения Территориальной избирательной комиссии Красноперекопского района г. Ярославля от 10.
Кузнецов В.Н. обратился в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии Заволжского района г. Ярославля. В обоснование сослался на то, что с 17.07.2017г. является выдвинутым путем самовыдвижения кандидатом в депутаты муници.
Резник А.Н. обратился в суд с настоящим иском, в котором с учетом уточнения административных исковых требований в порядке ст. 46 КАС РФ, просил признать недействующим Постановление Мэра (главы Администрации) города Ростова-на-Дону № 3 от 12.01.201.
Виноградов В.Г. обратился в суд с административным иском к Советской окружной избирательной комиссии № о признании незаконным решения от дд.мм.гггг об отказе в его регистрации кандидатом в депутаты Омского Г. С. по одномандатному избирательному ок.
Афанасьев О.Б. обратился в суд с указанным административным иском. В обоснование требований указал, что дд.мм.гггг ответчиком принято решение № о регистрации Грасса А.В. кандидатом в депутаты городского по одномандатному избирательному округу №. О.
Административный истец Омская городская избирательная комиссия обратился в суд с требованиями к Участковой избирательной комиссия № о внесении изменений в протокол участковой комиссии об итогах голосования избирательного участка № по единому избир.
Кандидат в депутаты Омского городского Совета шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Ткачук А.Н. обратился в Ленинский районный суд г. Омска с административным иском к Ленинской окружной избирательной комиссии № 9 по выборам д.
Путинцев В.П. обратился в Кировский районный суд с административным исковым заявлением к Горбатенко С.С. об отмене регистрации кандидата.В обоснование административных исковых требований Путинцевым В.П. указано, что дд.мм.гггг решением № Ленинской.
15.08.2017 ПВС обратился в суд с вышеназванным административным иском к Центральной окружной избирательной комиссии № одномандатного избирательного округа № (далее – избирательная комиссия).В обоснование указал, что оспариваемым решением ему было .
15.08.2017 МСЕ. обратился в суд с вышеназванным административным иском к Центральной окружной избирательной комиссии № одномандатного избирательного округа № (далее – избирательная комиссия).В обоснование указал, что оспариваемым решением ему было.
Курганский С.Д. обратился в Октябрьский районный суд г. Омска с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что участвует в избирательной компании по выборам депутатов Омского городского Совета шестого созыва в ка.
Триппель А.А. обратился в Октябрьский районный суд г. Омска с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что участвует в избирательной компании по выборам депутатов Омского городского Совета шестого созыва в каче.
Источник: http://sud-praktika.ru/precedent/category/35.html
Нарушение избирательных прав граждан и ответственность за него по УК РФ и КоАП РФ
Одним из конституционных прав граждан России является возможность принять участие в работе и формировании представительных органов власти, то есть избирать и быть выбранным. Таковое охраняется действующим законодательством.
Основные понятия
Кроме того, некоторые важные для общества вопросы решаются с участием всех жителей страны. Форма опроса — референдум. К примеру, крымчане так решили свою судьбу в 2014 году.
Право голосовать предоставлено жителю демократической страны в рамках Основного закона. В Конституции РФ таковое изложено в 32-й статье.
Ответственность за нарушение избирательных прав граждан внесена в два кодекса:
Наказание в указанных законах несут как граждане, так и должностные лица. Демократические основы государства предполагают участие каждого человека в формировании властной структуры. С этим связано наличие у гражданина избирательного права. Оно двояко:
- с одной стороны, каждый дееспособный человек, достигший установленного возраста, может претендовать на выборную должность;
- с другой, обязанность и право гражданина состоит в участии в плебисците.
Для сведения: тонкости участия в референдуме описаны в законе № 67-ФЗ от 12.06.02.
Защита избирательной привилегии в правовом поле осуществляется по такой логике:
- Критерии для выдвижения в кандидаты описываются в соответствующих нормативных актах, также как и правила проведения референдумов.
- Каждый желающий может стать кандидатом или проголосовать за понравившегося претендента (партию).
- Право на то и другое охраняется законом:
- уголовная ответственность за его нарушение наступает в рамках 141-го параграфа УК ;
- административная — по одной из статей пятой главы КоАП .
Подсказка: заявления о нарушении избирательного законодательства следует направлять в правоохранительные органы.
Обжалование нарушений
Голосование в РФ принято проводить в выходной день. В связи с этим прокуратура и суды обязаны изменить график работы. Указанные структуры организуют дежурство таким образом, чтобы граждане смогли принести информацию о нарушениях незамедлительно. Кроме того, она должна быть проверена в кратчайшие сроки.
Важно: особое внимание в законодательстве уделено восстановлению нарушенного права гражданина. Оно должно быть немедленно восстановлено, если предоставляется такая возможность.
Скачать для просмотра и печати:
Виды нарушений
- подсчета голосов;
- предоставления информации;
- транспортировки бюллетеней;
- оглашения результатов и другое.
Каждый этап плебисцита строго расписан. Сделано это для того, чтобы результаты народного волеизъявления оказались прозрачными и достоверными. Однако такая регламентация приводит к вероятности большого количества несоблюдений норм. Об их числе можно судить по количеству статей об административной ответственности — их 24.
Наиболее часто разбираемые нарушения таковы:
- не предоставление информации в положенные сроки;
- отказ в предоставлении отпуска членам комиссии и кандидатам в народные избранники;
- неисполнение запрета на рекламирование коммерческой деятельности кандидатов;
- участие в агитации лиц, которым таковая деятельность не разрешена;
- непредоставление помещений для встречи с избирателями;
- подкуп избирателей.
Совет: участникам избирательного процесса необходимо изучать все тонкости законодательства, так как они попадают под пристальное наблюдение:
- прокуратуры;
- представителей конкурирующей политической силы;
- гражданского общества.
Что писать в жалобе
- адресата (можно посоветоваться в прокуратуре);
- индивидуальную информацию о заявителе;
- вид нарушения, с указанием норм законодательства;
- точные данные о событии:
- место происшествия;
- дату;
- время;
- персональные данные нарушителя;
- дату и подпись.
Скачать для просмотра и печати:
Порядок обжалования действий ИК
Право на подачу жалобы дано не только избирателям, но и кандидатам в депутаты и партиям. Таковые, как правило, усматривают нарушение своих прав в решениях ИК . Вмешиваться в деятельности последних может только суд. Следовательно, обжаловать решение обиженный кандидат или партия обязаны в судебной инстанции.
Об административной ответственности
- Если человек решит уничтожить агитационные материалы, то придется отдать в казну от 500 до 1000 руб.
- За подкуп избирателей ответственность серьезнее:
- гражданам назначается штраф в размере 20 — 25 тыс. руб.;
- должностным лицам — до пятисот тысяч рублей.
Подсказка: наказание в рамках КоАП применяет только суд.
Уголовная ответственность
- штрафные санкции величиной до 80 000,0 руб.;
- обязательные работы до 360 часов;
- исправительные — до года.
Подсказка: чиновника, который вмешался в деятельности ИК любого уровня, могут посадить на срок до четырех лет либо оштрафовать на 500 000,0 руб.
Особенности преступления
Под действие 141-й статьи УК подпадают деяния следующего состава:
- Объект — общественные отношения в сфере конституционных прав людей.
- Субъект — дееспособное лицо, достигшее на момент совершения 16-летнего возраста.
- Объективная сторона выражается в активных или пассивных действиях, результатом которых является нарушение конституционной привилегии человека.
- Субъективная черта характеризуется виновностью, выражающейся в понимании противоправности решения или деяния.
Подсказка! В 141-м параграфе УК приведены квалифицирующие факторы:
- обман;
- подкуп;
- принуждение;
- насилие или угроза его применения;
- совершение:
- с использованием должностных полномочий;
- группой, в том числе организованной.
Примеры из судебной практики
Пример 1. А. пожаловался в территориальную ИК на действия участковой комиссии. По его информации представители последней не предоставили ему возможности проголосовать.
В ходе разбирательства выяснилось, что А. не включен в списки избирателей, так как выписался с территории населенного пункта. А. посоветовали отправиться на участок, расположенный по месту нынешней прописки.
По результатам разбирательства, Ф. был уволен со службы и заплатил штраф в размере 300 000,0 руб. (часть 3 141-го параграфа УК ).
ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Обжалование нарушений избирательных прав
Федеральное законодательство предусматривает гарантии защиты избирательных прав граждан путем регулирования порядка обжалования нарушений этих прав. Могут быть обжалованы нарушающие избирательные права решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц.
С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения наблюдатели, а также избирательные комиссии, их члены. При этом в случае, если указанные в жалобе (жалобах) нарушения касаются значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Централь-
ная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу по существу.
Обжалование нарушений избирательных прав возможно в административном и судебном порядке. Административный порядокпредусмотрен для обжалования решений и действий (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц. Они могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию. В случае, если вышестоящая (соответственно уровню проводимых выборов) избирательная комиссия отсутствует, решения или действия (бездействие) территориальной избирательной комиссии или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, а решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан, — в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Вышестоящая избирательная комиссия, а в случае ее отсутствия -избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, вправе принять решение по существу жалобы.
В судебном порядкемогут быть обжалованы действия государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных объединений и должностных лиц. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд.
Судебный порядок обжалования нарушений избирательных прав регламентирован главой 23 «Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Гражданского процессуального кодекса РСФСР (в ред. от 7 августа 2000 г.). Статья 233 ГПК определяет, что избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, считающие, что решением или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, должностного лица нарушаются избирательные права граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением или жалобой в суд.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии вправе обра-
титься с заявлением или жалобой в суд в связи с нарушением избирательного законодательства органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, должностным лицом.
Заявление или жалоба в суд могут быть поданы в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известным о нарушении избирательного законодательства или избирательных прав заявителя.
Заявление или жалоба на решение избирательной комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) могут быть поданы в течение десяти дней с момента принятия соответствующего решения избирательной комиссией.
Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и ее должностных лиц обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти и должностных лиц этих избирательных комиссий обжалуются в суд субъекта Российской Федерации, решения и действия (бездействие) иных избирательных комиссий обжалуются в районные суды.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения гражданина с аналогичной жалобой в избирательную комиссию, избирательная комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. Суд извещает избирательную комиссию о поступившей жалобе.
Решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Заявление или жалоба рассматриваются судом с участием заявителя, представителей соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, должностного лица. Неявка в суд вышеперечисленных лиц, надлежащих образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.
По результатам рассмотрения заявления или жалобы суд выносит одно из следующих решений:
1) признает оспариваемые решение или действия (бездействие) незаконными и обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным
путем восстанавливает его нарушенные избирательные права в полном объеме.
2) отказывает в удовлетворении заявления или жалобы, если установит, что оспариваемые решение или действия (бездействие) являются законными.
Решения, вынесенные судами по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий и должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан, вступают в законную силу немедленно после их провозглашения, за исключением решений, вынесенных судами по делам об оспаривании результатов выборов.
Федеральный закон от 7 августа 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» внес изменения в ст. 208 ГПК, установив, что решения, вынесенные судами по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий и должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан, вступают в законную силу немедленно после их провозглашения, за исключением решений, вынесенных судами по делам об оспаривании результатов выборов или результатов референдумов. Таким образом, данный закон отменил кассационную инстанцию по делам об избирательных спорах, по сути ограничив право граждан на обжалование решения суда. Подписывая данный закон, Президент Российской Федерации отметил данное обстоятельство и внес в Государственную Думу законопроект, восстанавливающий кассационную инстанцию по всем делам об избирательных спорах.
Решение суда, вступившее в законную силу, направляется руководителю соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, председателю соответствующих избирательной комиссии, должностному лицу и исполняется ими в установленный судом срок. В случае неисполнения указанного решения без уважительных причин суд, вынесший решение применяет в отношении должностного лица, руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Федеральный закон об основных гарантиях устанавливает определенные особенности рассмотрения дел об отмене решений избирательных комиссий об установлении итогов голосования, определении результатов выборов.По жалобе на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.
Суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов в случае, если он установит, что нарушения, являющиеся основанием для отказа в регистрации или отмены регистрации кандидата, списка кандидатов, имели место и не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, других нарушений избирательного законодательства, если эти действия (бездействие) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов нарушения избирательного законодательства, способствующие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, зарегистрированных кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов избирательные объединения, избирательные блоки.
Отмена решений участковых избирательных комиссий об итогах голосования более чем на одной четверти избирательных участков влечет за собой признание недействительными выборов в избирательном округе, в субъекте Российской Федерации либо в Российской Федерации в целом.
Рассмотрение в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, а равно проведение проверки по фактам в связи с нарушением избирательного законодательства не является нарушением неприкосновенности признанного избранным кандидата, если такая неприкосновенность предусмотрена законодательством Российской Федерации. Признанный избранным кандидат не вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по административному, гражданскому или уголовному делу, возбужденному в связи с жалобой на нарушение избирательных прав граждан. Рассмотрение в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, а равно проведение предварительного следствия не требует получения согласия соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления на прекращение действия неприкосновенности признанного избранным кандидата.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 562 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Решения суда о нарушении избирательных прав граждан
Обжалование нарушений избирательных прав граждан в вышестоящую избирательную комиссию
Соответствующая избирательная комиссия обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение.
Источник: http://mosgorizbirkom.ru/web/guest/3964
Решения суда о нарушении избирательных прав граждан
Обжалование нарушений избирательных прав граждан в вышестоящую избирательную комиссию
Решения или действия (бездействие) участковой избирательной комиссии могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального образования, решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального образования могут быть обжалованы в Московскую городскую избирательную комиссию, решения или действия (бездействие) Московской городской избирательной комиссии могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Соответствующая избирательная комиссия обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение.
Источник: http://mosgorizbirkom.ru/4092
Обжалование нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России
Спектр категорий граждан, наделенных правом на обжалование нарушений законодательства о выборах, референдуме, широк.
С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума, наблюдатели, а также избирательные комиссии, комиссии референдума. При этом в случае, если указанные в жалобе (жалобах) нарушения касаются значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу по существу (ст. 63 п. 4 ОГ, ст. 90 п. 1 ГД, ст. 79 п. 1 П).
Куда на кого жаловаться?
Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд (ст. 63 п. 1 ОГ, ст. 90 п. 2 ГД, ст. 79 п. 2 П).
Соответствие ранга суда уровню комиссий, на которые подается жалоба, должно соблюдаться. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и ее должностных лиц обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти и должностных лиц этих избирательных комиссий обжалуются в суд субъекта Российской Федерации, решения и действия (бездействие) иных избирательных комиссий, а также комиссий референдума обжалуются в районные суды (ст. 63 п. 2 ОГ, ст. 90 п. 3 ГД, ст. 79 п. 3 П).
Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума вплоть до самой высшей (соответственно уровню проводимых выборов или референдума) (ст. 63 п. 6 ОГ, ст. 90 п. 7 ГД, ст. 79 п. 7 П).
Если вышестоящая (соответственно уровню проводимых выборов или референдума) избирательная комиссия, комиссия референдума отсутствует, решения или действия (бездействие) территориальной избирательной комиссии, комиссии референдума или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, а решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, — в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (ст. 63 п. 7 ОГ).
Жалобу можно подать и в прокуратуру, которая по закону осуществляет надзор за соблюдением прав граждан.
Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб (ст. 63 п. 13 ОГ, ст. 90 п. 13 ГД, ст. 79 п. 13 П).
Административные правонарушения обжалуют в районный суд или у мирового судьи, у должностных лиц МВД и в избирательные комиссии, комиссии референдума, к которым граждане и общественные объединения могут обратиться с соответствующими заявлениями (раздел IV КоАП РСФСР).
С жалобой на нарушение общественного порядка и (или) порядка агитации также можно и нужно обращаться в милицию (ст. 10 пп. 23, 28 ОМ).
Существуют ли условия, предваряющие подачу и рассмотрение жалобы?
Рассмотрение в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, а равно проведение проверки по фактам в связи с нарушением избирательного законодательства не является нарушением неприкосновенности признанного избранным кандидата, если такая неприкосновенность предусмотрена законодательством Российской Федерации. Признанный избранным кандидат не вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по административному, гражданскому или уголовному делу, возбужденному в связи с жалобой на нарушение избирательных прав граждан. Рассмотрение в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, а равно проведение предварительного следствия не требует получения согласия соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления на прекращение действия неприкосновенности признанного избранным кандидата (ст. 63 п. 12 ОГ, ст. 90 п. 6 ГД, ст. 79 п. 6 П).
Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд (ст. 63 п. 9 ОГ, ст. 90 п. 10 ГД, ст. 79 п. 10 П).
В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения гражданина с аналогичной жалобой в избирательную комиссию, комиссию референдума данная избирательная комиссия, комиссия референдума приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления в законную силу решения суда. Суд извещает избирательную комиссию о поступившей жалобе (ст. 63 п. 10 ОГ, ст. 90 п. 11 ГД, ст. 79 п. 11 П).
Права правоприменительных инстанций при рассмотрении жалоб
В случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, суд может отменить решение соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования или о результатах выборов, референдума или иное решение избирательной комиссии, комиссии референдума (ст. 63 п. 5 ОГ, ст. 90 п. 4 ГД, ст. 79 п. 4 П).
Решения суда обязательны для исполнения соответствующими избирательными комиссиями, комиссиями референдума (ст. 63 п. 3 ОГ, ст. 90 п. 5 ГД, ст. 79 п. 5 П).
В случае, если решение избирательной комиссии отменено судом, новое решение по существу вопроса обязана принять избирательная комиссия, чье решение было отменено, либо вышестоящая избирательная комиссия на основании решения суда (ст. 90 п. 5 ГД, ст. 79 п. 5 П).
При рассмотрении дел об отказе в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, об отмене регистрации зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов, рассмотрении вопроса об обращении в Верховный Суд Российской Федерации с представлением о признании избрания кандидата, федерального списка кандидатов недействительным избирательная комиссия вправе истребовать и получать необходимые документы и материалы, заслушивать сообщения должностных лиц и граждан (ст. 90 п. 8 ГД, ст. 79 п. 8 П).
Решения вышестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума обязательны для нижестоящих комиссий (ст. 20 п. 9 ОГ, ст. 18 п. 3 ГД, ст. 12 п. 3 П). Вышестоящая комиссия вправе отменить решение нижестоящей комиссии и обязать ее повторно рассмотреть вопрос либо принять решение по существу жалобы (ст. 63 п. 8 ОГ; ст. 18 п. 6, ст. 90 п. 9 ГД; ст. 12 п. 6, ст. 79 п. 9 П).
Правоохранительные и иные органы, в том числе и милиция, обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и о принятых мерах (ст. 45 п. 8 ОГ, ст. 60 п. 6 ГД, ст. 53 п. 7 П, ст. 10 п. 28 ОМ).
Сроки рассмотрения жалоб
Решения по жалобам , поступившим в ходе избирательной кампании или подготовки референдума, принимаются в пятидневный срок , но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок . По жалобе на решение избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы (ст. 63 п. 11 ОГ, ст. 90 п. 12 ГД, ст. 79 п. 12 П).
Обжалование нарушений законодательства общественными наблюдателями — важная и необходимая сторона их деятельности.
По сути это главный способ устранения и предотвращения, наряду с просветительской работой, нарушений избирательных и иных прав граждан и права их участия в референдуме.
Поэтому общественный наблюдатель — и в этом его долг перед обществом — обязан не только фиксировать происходящие нарушения, но и добиваться устранения всех обнаруженных им нарушений закона.
Первая инстанция, в которую необходимо обращаться, — участковая избирательная комиссия, комиссия референдума. Если нарушения происходят на территории населенного пункта (района, города), избирательного округа, субъекта Российской Федерации или на всей территории страны — заявление (жалоба) подается соответственно в территориальную, окружную, субъекта Федерации комиссию, занимающуюся подготовкой и проведением выборов, референдума, или Центральную избирательную комиссию РФ.
Заявления на неправомерные действия администрации подаются в соответствующий суд или прокуратуру (копии для информации — в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума).
Необходимо до конца использовать все возможности обжалования, если вы уверены в своей правоте.
Заявителем может быть не только очевидец произошедшего, а практически любой гражданин, имеющий право на волеизъявление на выборах или референдуме, любое общественное объединение, так как при нарушении электоральных прав любого гражданина нарушаются права всех граждан. Естественно, что подтверждать наличие факта нарушения, о чем составляется акт, может лишь очевидец.
Общественному объединению обжалование нарушений осуществлять легче, поскольку в его составе могут быть юристы, оно обладает большими организационными и финансовыми ресурсами, чем отдельный среднестатистический гражданин.
В нашей стране процедура разбирательства, особенно в судах, сама по себе служит немалым наказанием для нарушителя (правда, почти в такой же степени и для обжалующего нарушение).
Важным способом общественного обжалования нарушений является предание огласке сути нарушения, действующих лиц и исполнителей через средства массовой информации, компьютерную сеть Интернет. Порой нарушитель, особенно представитель администрации, боится гласности больше, чем штрафа, кулуарного порицания в комиссии или суде. Поэтому о решениях судов, избирательных комиссий, комиссий референдума по нарушениям законодательства о выборах и референдуме желательно публиковать хлесткие заметки, памфлеты или излагать такой материал в других интересных для людей журналистских жанрах.
Есть один пережиток прошлого, затрудняющий обжалование нарушений, — негативное отношение окружающих к «жалобщикам», «судебным сутягам». Необходимо изживать эти проявления времени беззаконного преодоления конфликтов, терпеливо объяснять, что для законопослушных граждан не насилие, не совершение гадостей в отместку, а только законное апеллирование и есть путь восстановления нарушенных прав, что цивилизованная юридическая практика для этой цели не предусматривает ничего иного, чем обращение в суд.
И лишь преодолев «разруху» в своих головах, в своем сознании, нам удастся ликвидировать и массовые нарушения законодательства, в том числе и о выборах и референдуме, и массовую безнаказанность организованных нарушений.

|
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
ПУБЛИКАЦИИ ИРИС |
|

Юрист в сфере гражданского права.
Стаж: 8 лет