Последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим являются

Проводим инструктаж по теме: "Последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим являются". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

Признание лица безвестно отсутствующим или объявление умершим. Правовые последствия

В соответствии со ст. 42, 45 части первой ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц

  1. признан судом безвестно отсутствующим — если в течение года в месте его жительства нет сведений о его пребывании;
  2. объявлен судом умершим — если в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет .

Понятие и условия признания гражданина безвестно отсутствующим

Длительное отсутствие гражданина в месте жительства, если неиз­вестно место его пребывания, небезразлично для организаций и граж­дан, с которыми он находился в правовых отношениях.

Безвестное отсутствие — особое юридическое состояние; удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания.

Цель признания гражданина безвестно отсутствующим:

  • устранение юридической неопределенности, вы­званной длительным отсутствием гражданина, и
  • предотвращение воз­можных неблагоприятных последствий для его имущества.

Согласно абз. 1 ст. 42 ГК гражданин может быть по заявлению заин­тересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в те­чение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Таким образом, обращение в суд именуется в данном случае не иском, а заявлением , и дело рассматривается в порядке особого производства (гл. 30 ГПК).

Понятие «заинтересованные лица» в законе не раскрывается.

По смыслу закона к числу зинтересованных лиц относятся:

  • супруг , который может быть за­интересован в расторжении брака в упрощенном порядке;
  • иждивенцы отсутствующего, которые могут приобрести право на пенсию по слу­чаю потери кормильца;
  • другие лица , которым это необходимо для за­щиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (например, кредиторы отсутствующего, налоговые органы и т.п.);
  • прокурор , органы государственной власти и местного са­моуправления, организации и отдельные граждане, если они по закону вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.

День получения послед­них известий о гражданине может быть подтвержден, например, показаниями свиде­телей. При невозможности установить этот день началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в кото­ром были получены последние известия, а при невозможности устано­вить этот месяц — первое января следующего года (абз. 2 ст. 42 ГК).

Признание гражданина безвестно отсутствующим допустимо при условии, что невозможно установить место его пребывания , поэтому до рассмотрения дела в соответствующие организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рожде­ния и т.п. посылаются запросы об имеющихся о нем сведениях, опраши­ваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался.

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим:

  1. Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление (в соответст­вии с решением суда орган опеки и попечительства назначает управляющего и заклю­чает с ним договор доверительного управления; законом допускается назначение управляющего имуществом от­сутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребы­вания, без обращения в суд — п. 2 ст. 43 ГК, однако по смыслу закона в этом случае опекун назначается только для охраны имущества и не может производить из него какие-либо выплаты).
  2. В случае признания гражданина безвестно отсутствую­щим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно пра­вилам пенсионного законодательства.
  3. Прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим (ст. 188 ГК).
  4. Супруг гражданина, признанного безвестно отсутст­вующим, имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке через орган ЗАГСа (п. 2 ст. 19 СК).

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о при­знании его безвестно отсутствующим (ст. 44 ГК). На основании реше­ния суда отменяется доверительное управление имуществом гражда­нина и прекращаются другие юридические отношения, возникшие из факта признания его безвестно отсутствующим.

Объявление гражданина умершим

При длительном отсутствии гражданина, если невозможно ус­тановить место его пребывания, есть основания предполагать, что он умер. Однако с таким предположением нельзя связывать юри­дические последствия, пока факты, его порождающие, не будут установлены в официальном порядке, ибо ошибка в решении это­го вопроса может повлечь серьезные нарушения прав и интересов личности.

Согласно п. 1 ст. 45 ГК гражданин может быть объяв­лен судом умершим. При этом не требуется, чтобы предваритель­но он был признан безвестно отсутствующим.

Условия объявле­ния умершим:

  1. в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение 6 месяцев ;
  2. военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями , может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий.

Если из­вестно, что гражданин был пассажиром или членом экипажа затонув­шего морского судна либо потерпевшего катастрофу самолета, то для объявления его умершим требуется шесть месяцев, поскольку пред­положение о его гибели при таких условиях весьма основательно. Од­нако суд признает в данном случае не факт смерти гражданина, а объ­являет его умершим на основании презумпции смерти во время несча­стного случая.

Юридические последствия объявления гражданина умершим:

  • прекращение или переход к наследникам всех прав и обязанно­стей, которые принадлежали ему как субъекту права, т.е. фактически это такие же последствия, которые влечет смерть человека.

Последствия явки гражданина, объявленного умершим

Суд, объявляя гражданина умершим, устанавливает презумпцию, но не самый факт смерти. Поэтому в тех исключительных случаях, ко­гда гражданин, объявленный умершим, фактически жив, решение суда ни в коей мере не повлияет на его правоспособность. Если же гра­жданин действительно умер, то его правоспособность прекращается в силу естественной смерти независимо от того, когда будет вынесено решение суда об объявлении его умершим.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, соответствующее решение отменяется судом (п. 1 ст. 46 ГК). При этом не требуется восстанавливать его правоспо­собность. Будучи живым, он остается полностью правоспособным, несмотря на решение суда об объявлении его умершим. Все юридиче­ские действия, совершенные им в то время, когда он, не зная об этом, где-то ошибочно объявлен умершим (заключенные договоры, выдан­ные доверенности и т.д.), считаются вполне действительными и име­ют полную силу. Объявление умершим не влияет и на его субъектив­ные права, приобретенные в том месте, где было неизвестно об объ­явлении его умершим.

Однако возникает необходимость в восстановлении его субъектив­ных прав, в первую очередь его права собственности. В связи с этим независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата своего сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу (например, к наследнику) после объявления гражданина умершим (п. 2 ст. 46 ГК). Это справедливо, по­скольку граждане, к которым имущество перешло безвозмездно, в слу­чае его возвращения собственнику материального ущерба, как правило, не несут. Однако возврату не подлежат полученные таким образом на­личные деньги и ценные бумаги на предъявителя (п. 3 ст. 302 ГК).

Читайте так же:  Особенности доказывания при особом порядке судебного разбирательства

Лица, к которым имущество гражданина, ошибочно объявленно­го умершим, перешло по возмездным сделкам (купля-продажа и ме­на), обязаны возвратить ему это имущество только в том случае, если будет доказано, что при его приобретении они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых (т.е. были недобросовест­ными приобретателями).

Кроме того, закон не предусматривает истребование стоимости ве­щей, которые после их безвозмездного приобретения были утрачены обладателями или отчуждены ими за деньги. Если, например, наслед­ники гражданина, объявленного умершим, продали приобретенный по наследству дом, то от приобретателя, не знавшего, что объявлен­ный умершим жив, нельзя истребовать этот дом, нельзя взыскать его стоимость и с наследников. Но если имущество гражданина, ошибоч­но объявленного умершим, было утрачено или отчуждено недобросо­вестным приобретателем (который знал, что гражданин находится в живых), то последний должен возместить убытки, причиненные гражданину утратой его имущества.

В случае явки гражданина, объявленного умершим, восстановле­нию (при наличии рассмотренных выше условий) подлежат лишь те его права, которые перешли к наследникам и другим лицам. Права, ко­торые прекратились, т.е. были аннулированы в связи с объявлением гражданина умершим, не могут быть восстановлены. Так, не восста­навливается действие обязательств личного характера (обязанности по выполнению какой-либо работы, совершению юридических действий, созданию произведения и т.п.). Вопрос о сохранении или прекраще­нии брака с гражданином, который был объявлен умершим, решается в соответствии с нормами семейного законодательства (ст. 26 СК).

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/priznanie-litsa-bezvestno-otsutstvuiuschim-ili-obyavlenie-umershim-pravovie-posledstviya

Основания и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим

Длительное отсутствие гражданина в месте его жительства при неизвестности места его нахождения может способствовать возникновению правовой неопределенности как статуса самого гражданина, так и его имущества.

В целях защиты прав такого гражданина и заинтересованных лиц (иждивенцев, кредиторов и пр.) законодателем установлена процедура признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим.

Такая процедура осуществляется судом в порядке особого производства с обязательным участием прокурора. Суд принимает меры к установлению места пребывания гражданина, выясняет, когда были получены последние сведения о нем.

Исчисление срока для признания гражданина безвестно отсутствующим начинается с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — с первого января следующего года (п. 2 ст. 42 ГК РФ).

Правовыми последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим являются:

— передача имущества гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом;

— выдача содержания из этого имущества гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать;

— погашение задолженности по другим обязательствам безвестно отсутствующего за счет его имущества.

Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

Институт объявления гражданина умершим также имеет целью устранение неопределенности в гражданских правоотношениях, возникающей в связи с его длительным отсутствием по месту жительства.

Основаниями для объявления гражданина умершим являются:

— отсутствие сведений в месте жительства о месте его постоянного пребывания в течение пяти лет;

— отсутствие сведений в месте жительства о месте его постоянного пребывания в течение шести месяцев, если гражданин пропал без вести при наличии обстоятельств, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его смерть от несчастного случая (стихийные бедствия, катастрофы и т. п.);

— истечение двух лет после окончания военных действий для граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, при условии истечения одного из вышеуказанных сроков (ст. 45 ГК РФ).

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд отменяет ранее принятое решение. Новое решение суда является основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования актовой записи о смерти.

Источник: http://www.prokuror-rostov.ru/law_explanation/152250/153826

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

Правовые основания для признания гражданина безвестно отсутствующим

При признании гражданина безвестно отсутствующим правовые последствия достаточно серьезны: они предусматривают изменение семейного статуса, прав на имущество. Ст. 42 Гражданского кодекса РФ называет основанием признания отсутствие сведений о том, где находится гражданин, по месту его жительства в течение года.

Список заинтересованных лиц достаточно широк. Среди них:

  • супруги, например, желающие расторгнуть брак;
  • кредиторы;
  • несовершеннолетние дети, имеющие право на получение алиментов;
  • иные лица.

Часто возникают ситуации, когда человек скрывается от кредиторов или от призыва в армию. Если суд при рассмотрении дела сможет установить возможность такой ситуации, он вправе отказать в вынесении решения. У суда нет обязанности признавать пропавшего безвестно отсутствующим в любом случае (см. решение Бабаюртовского суда Республики Дагестан от 20.05.2016 по делу № 2-142/16, которым гражданке было отказано в признании супруга безвестно отсутствующим, так как у суда были данные о том, что он находится в международном розыске).

Суду представляются доказательства, которых должно быть достаточно для того, чтобы убедить суд в пропаже гражданина. Некоторые общеизвестные ситуации, например ведение военных действий в определенном регионе, доказывать не потребуется. О них можно прочитать в статье «Факты, не подлежащие доказыванию в гражданском процессе».

Суд вправе по собственной инициативе исходя из норм ст. 278 ГПК РФ запросить иные доказательства, которые могли бы подтвердить факт наличия сведений о том, что человек находится или находился в пределах годичного срока в определенном месте. Он может обращаться в органы МВД, службу судебных приставов, воинские части.

Виды последствий признания безвестно отсутствующим

После выявления ситуации действительного отсутствия сведений о месте нахождении человека и вынесения решения наступают предусмотренные законом последствия признания человека безвестно отсутствующим, которые делятся на 5 основных групп:

  • имущественные;
  • семейные;
  • трудовые;
  • административные и налоговые;
  • жилищно-правовые.

Закон прямо называет имущественные последствия основным прямым следствием вынесения решения, но изменение правового статуса человека приводит и к другим последствиям. Для применения имущественных последствий необходима координация действий суда и органов опеки, остальные возникают по заявлению заинтересованных лиц.

Читайте так же:  В решении суда указан срок исполнения

Так, существует много отказов суда в снятии человека с регистрационного учета, поскольку признание безвестно отсутствующим позволяет сохранить имущественные права. Возникают правовые последствия и для детей безвестно отсутствующего. Например, ребенок может быть по заявлению органов опеки включен в перечень сирот, которые должны быть обеспечены жильем (см. апелляционное определение Омского областного суда от 05.07.2017 по делу № 33-4498/2017).

Имущественные последствия признания человека безвестно отсутствующим

Одним из последствий признания безвестно отсутствующим становится передача имущества пропавшего в доверительное управление. Управляющий назначается органом опеки и попечительства, с которым и заключается договор доверительного управления. Для его заключения требуется одновременное наличие 4 факторов:

  • вступившего в силу решения суда;
  • наличия имущества, которому требуется управление;
  • возможности у органов опеки определить кандидатуру управляющего (может не найтись лицо, соответствующее требованиям, предъявляемым актами регионов к управляющим; особые требования, например, предъявляются в приказе Минсоцразвития и соцполитики Краснодарского края от 14.01.2014 № 11);
  • согласия этого управляющего.

Из состава имущества, переданного в управление, выплачиваются определенные суммы лицам, которые ранее находились на иждивении пропавшего, а также погашаются его текущие обязательства — кредитные, налоговые, коммунальные.

Закон допускает передачу в управление недвижимости и ценных движимых вещей, но перечень открыт, а в отношении других объектов (например, денег, ценных бумаг, патентов и авторских прав, предприятия как имущественного комплекса и т. п.) ничего не сказано.

Имущественным последствием, имеющим значение и для третьих лиц, становится прекращение договора простого или инвестиционного товарищества (см. постановление 5-го ААС от 22.03.2017 по делу № А59-5933/2009). Кроме того, в отношении безвестно отсутствующего гражданина прекращается исполнительное производство (см. ст. 43 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Последствия признания гражданина отсутствующим, не имеющие имущественного характера

Пропавший находился в различных отношениях с обществом: ходил на работу, платил налоги, призывался на военные сборы, исполнял те или иные семейные обязанности. В каждой из этих сфер его жизни в связи с признанием безвестно отсутствующим произойдут изменения.

  1. Изменения в трудовой сфере. Трудовые отношения прекращаются на основании п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ с момента вступления в силу решения суда. При этом работодатель не обязан выплачивать заработную плату за период отсутствия гражданина на работе, она не может быть передана управляющему, так как деньги не являются объектом доверительного управления, а трудовую книжку допустимо направить по почте родственникам пропавшего.
  2. Изменения в семейном положении. Брак с отсутствующим лицом расторгается по решению органов ЗАГС, а в ст. 130 Семейного кодекса разрешается усыновлять детей такого гражданина без его согласия.
  3. Изменения в отношениях с налоговыми органами. К таким последствиям можно отнести переложение на управляющего обязанности оплачивать расходы на содержание имущества и имущественные налоги, но это должно быть предусмотрено в договоре доверительного управления. Кроме того, на доверительного управляющего эта обязанность прямо возлагается в письме УФНС по г. Москве от 11.2007 № 18-08/4/14857.

Если человек вернулся

Пропавшие на стройках, вахтах, в ходе военных действий люди иногда все же возвращаются. Можно ли аннулировать последствия признания гражданина безвестно отсутствующим?

Ст. 44 ГК РФ обязывает направить в суд заявление об отмене решения о признании человека безвестно отсутствующим. На основании этого решения суд отменяет доверительное управление. Кроме того, нормы ГК РФ о наследовании в ст. 1155 позволяют восстановить пропущенный срок вступления в наследство. На основании ст. 26 СК РФ расторгнутый брак восстанавливается органом ЗАГС по совместному заявлению супругов, если другой супруг за это время не вступил в новый брачный союз.

Но есть и неурегулированные моменты. Законодатель не определяет, может ли быть отменено усыновление, если оно произошло в рамках ст. 130 СК РФ. Назначенная по потере кормильца пенсия отменяется.

Интересно, что истцами при подаче такого заявления могут быть разные заинтересованные лица. Так, в решении Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 01.12.2017 по делу № 2-829/17 им выступил ПФР.

Институт последствий признания гражданина безвестно отсутствующим призван устранить правовую неопределенность, связанную со статусом его имущества, снизить риски его утраты или ущерба и удовлетворить интересы третьих лиц, связанные с исчезнувшим.

Источник: http://rusjurist.ru/fizicheskie_lica/posledstviya_priznaniya_grazhdanina_bezvestno_otsutstvuyushchim/

ВС рассказал, как признать гражданина безвестно отсутствующим

Как доказать отсутствие сведений?

Игорь Юсупин* в июне 2015 года ушел из дома и не вернулся. Предпринятые меры для его поиска результатов не дали. В апреле 2016 года следователь СО ОМВД России по Хасавюрту возбудил в отношении Юсупина уголовное дело за участие в незаконном вооруженном формировании (ч. 2 ст. 208 УК). Подозреваемого объявили в федеральный и международный розыск. Еще через полтора месяца в отношении Юсупина было возбуждено второе дело – за участие в деятельности террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК). Стало известно, что мужчина находится на территории Сирийской Арабской Республики и принимает участие в боевых действиях против правительственных войск.

ЗАЯВИТЕЛЬ: Ирина Юсупина*

СУТЬ ДЕЛА: О признании гражданина безвестно отсутствующим

РЕШЕНИЕ: Принятые акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции

Спустя некоторое время появились сведения, что Юсупин погиб в Сирии. У него осталось трое детей. Супруга Ирина Юсупина* в 2018 году через суд попросила признать мужа безвестно отсутствующим, чтобы оформить пенсию по потере кормильца. Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан отказал в удовлетворении заявления, Верховный суд Республики Дагестан с ним согласился. Они сочли, что заявительница не представила достаточных и убедительных доказательств отсутствия сведений о месте пребывания Юсупина. Апелляция также подчеркнула: объективных причин считать Юсупина погибшим, как и доказательств его смерти, не имеется.

Тогда Юсупина обратилась в Верховный суд. Тот отметил: юридически значимым обстоятельством является выяснение вопроса о наличии каких-либо сведений о месте пребывания Юсупина за последний год. Для этого суд должен истребовать документы из соответствующих организаций и учреждений по последнему известному месту пребывания, а также информацию о результатах розыска из следственных органов. ВС указал: нижестоящие суды исходили из установленных в рамках уголовного дела обстоятельств, имевших место в 2016 году, тогда как заявление о признании Юсупина безвестно отсутствующим подано в 2018 году. Поэтому ВС отменил ранее принятые акты и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (№ 20-КГ19-1). Пока еще оно не рассмотрено.

Суд должен запросить документы

Адвокат АБ Яблоков и партнеры Яблоков и партнеры Региональный рейтинг группа Уголовное право 14 место По количеству юристов 31 место По выручке × Любовь Ваганова рассказала: зачастую возможности заявителей по сбору доказательств отсутствия гражданина ограничены и сводятся лишь к обеспечению явки свидетелей. «ВС указывает, что в обязанности суда входит истребование сведений о гражданине из соответствующих организаций: налоговой инспекции, Пенсионного фонда, лечебных учреждений, правоохранительных органов, Росреестра, ЗАГС. При этом ВС подчеркивает: при отсутствии в деле подобной информации отказ в признании гражданина безвестно отсутствующим априори не законен», – отметила Ваганова. «Суд установил, что Юсупин отсутствовал по месту жительства, но не выяснил, есть ли сведения о его местонахождении, хотя этот факт играет определяющую роль. Соответственно, суд должен исправить свои ошибки», – считает руководитель GR-практики юркомпании BMS Law Firm BMS Law Firm Федеральный рейтинг × Дмитрий Лесняк. Он сообщил: многие пользуются простотой признания гражданина безвестно отсутствующим, чтобы снять его с очереди, отнять право на недвижимость перед расселением или лишить родительских прав.

Читайте так же:  Срок исполнительного листа по мировому соглашению

Управляющий партнёр юркомпании Варшавский и партнеры Варшавский и партнеры Региональный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство × Владислав Варшавский напомнил, что ВС уже рассматривал аналогичные дела (№ 91-КГ18-6, № 15-КГ14-8). «В каждом из этих определений ВС указал, что гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК). Также ВС повторил: институт признания гражданина безвестно отсутствующим – это удостоверение в судебном порядке факта длительного отсутствия гражданина в месте его постоянного жительства, если меры по установлению места его пребывания и получению каких-либо сведений о нем оказались безуспешными», – говорит Варшавский.

Определение ВС имеет ключевое значение для формирования судебной практики по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим.

По мнению Вагановой, особое значение имеет указание ВС на необходимость истребования информации о результатах розыска гражданина, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Сам по себе факт объявления гражданина в федеральный розыск не является основанием для отказа в признании его безвестно отсутствующим. «Ранее суды отказывали в удовлетворении подобных заявлений, поскольку гражданин не безвестно отсутствует, а умышленно скрывается от правоохранительных органов с целью избежать уголовной ответственности. Такие решения оборачивались множеством проблем. В моей практике был случай, когда безвестное отсутствие гражданина полностью парализовало работу юрлица, учредителем которого он был. Поэтому ВС подчеркивает: основной целью признания гражданина безвестно отсутствующим является предотвращение негативных последствий для его близких и окружения», – сообщила Ваганова.

Ведущий юрист направления «Налоги и право» ГК Группа компаний SRG Группа компаний SRG Федеральный рейтинг группа Корпоративное право/Слияния и поглощения × Василий Гавриленко считает: «Итоговое решение суда будет напрямую зависеть от той информации, которую предоставят уполномоченные органы, а именно от того факта, хватит ли предоставленной информации для вынесения положительного решения». По мнению Вагановой, шансы на удовлетворение заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим при пересмотре дела очень высоки. Варшавский тоже уверен, что заявленные требования подлежат удовлетворению судом первой инстанции.

Источник: http://pravo.ru/story/212749/

Признание гражданина безвестно отсутствующим

Подробно о процедуре признания гражданина пропавшим без вести.

Отношения в гражданском обществе предусматривают условия участия гражданина в правоотношениях. В некоторых случаях могут отсутствовать данные о физическом лице по месту его постоянного проживания. Попытки к обнаружению местонахождения не дают положительных результатов.

В таких ситуациях возникает состояние неопределенности в субъекте гражданских правоотношений. Чтобы избежать данного состояния, нежелательного по ряду возможных последствий, заинтересованные лица имеют право на обращение в компетентный судебный орган с ходатайством о начале процедуры признания гражданина пропавшим без вести.

Нормативная база

Нормативная база и основные понятия по данному вопросу формируются из следующих статей Главы 3 ГК РФ:

  • статья 42 – о понятии признания и порядке установления сроков;
  • статья 43 – о последствиях, которые влечет за собой установление за гражданином данного правового статуса;
  • статья 44 – о процедуре отмены решения при получении информации о местонахождении гражданина.

Процессуальный порядок описывается в 30-й Главе ГПК РФ.

Основания признания гражданина безвестно отсутствующим

Статья 42 ГК РФ гласит, что признание гражданина безвестно отсутствующим производится на основании письменного заявления лиц, интересы которых затрагиваются из-за сложившейся ситуации, в уполномоченный судебный орган.

Подача возможна в случае, если в течение одного календарного года по месту проживания физического лица не имеется сведений о его фактическом местоположении.

Презумпции жизни и смерти при безвестном отсутствии

В юридических литературных источниках приводятся различные понятия об условиях установления физическому лицу статуса безвестно отсутствующего. И если мнения об установлении статуса умершего практически едины и сводятся к презумпции (предположению) смерти физического лица, с безвестным отсутствием все гораздо сложнее.

К настоящему моменту сложились три понятия:

  • презумпция смерти;
  • презумпция жизни;
  • отсутствие презумпции.

Рассмотрим каждое понятие более подробно.

Ряд юридических экспертов полагает, что признание гражданина безвестно отсутствующим основывается на презумпции смерти, так как истинность и обоснованность судебного решения будет достигнута только, исходя из утверждения об отсутствии гражданина в числе живых.

Видео (кликните для воспроизведения).

Другие авторы полагают, что в признании пропавшим без вести заложено предположение жизни из-за недостаточности оснований считать гражданина умершим.

Наиболее рациональное и обоснованное понятие – отсутствие какой-либо презумпции. Это означает, что в основе решения суда не лежит предположений ни о смерти, ни о жизни. Судебный орган при вынесении окончательного решения лишь констатирует факт исчезновения лица.

Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим

Процесс осуществляется в рамках судебного слушания согласно нормативным положениям Главы 30 ГПК РФ.

Заявление в судебный орган

Для запуска процедуры требуется письменное заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, подаваемое лицами, интересы которых затрагиваются сложившейся ситуацией. Действующим законодательством не определен перечень заявителей, имеющих возможность ходатайствовать перед судом по данной причине.

Таким образом, процесс может быть начат по заявлению лица, интересы или намеченные цели которого прямо или косвенно нарушаются при наличии юридической неопределенности.

Примеры категорий заинтересованных лиц:

  • кредиторы, перед которыми исчезнувшее лицо имеет непогашенную задолженность;
  • нетрудоспособные лица, находящиеся на иждивении без вести пропавшего.

Помимо этого, осуществить процедуру могут:

  • органы и учреждения государственной и муниципальной власти;
  • другие организации, интересы и поставленные цели которых затрагиваются из-за отсутствия информации об определенном гражданине.

Статья 276 ГПК РФ регламентирует, что запуск судебного процесса осуществляется по месту жительства или по месту фактического нахождения заявителя.

Содержание подаваемого документа описывается в статье 277 ГПК РФ. В письменном заявлении обязательно должна быть следующая информация:

  • в целях реализации какой задачи заявитель ходатайствует о признании за гражданином соответствующего статуса;
  • перечень обстоятельств, удостоверяющих пропажу без вести.

Процессуальный порядок после подачи заявления

Процедура судебного разбирательства, при признании за определенным лицом соответствующего статуса, регламентируется статьей 278 ГПК РФ.

Часть 1 устанавливает, что судебный орган на этапе предварительной подготовки к слушанию выясняет:

  • какие физические лица располагают информацией о пропавшем гражданине;
  • местонахождение организаций в районе последнего известного места жительства пропавшего гражданина;
  • место осуществления трудовой деятельности лица, пропавшего без вести;
  • наличие предполагаемых сведений в межмуниципальных отделах МВД, воинских частях и других организациях.

Часть 2 устанавливает одним из последствий признания гражданина без вести пропавшим, возможность вынесения предложения судом органу опеки об установлении доверительного управляющего имуществом.

Еще одно правовое последствие, согласно нормам статьи 43, — из имущества без вести пропавшего могут выдаваться средства лицам, которых по закону должен содержать данный гражданин, а также погашаться различные виды задолженностей перед третьими лицами.

Читайте так же:  Выплаты по судебному приказу

Третья часть определяет порядок рассмотрения таких дел только с участием прокурора.

После решения суда

Если органом опеки подписывается контракт об управлении движимым и недвижимым имуществом, судебное решение будет основанием для его передачи установленному управляющему.

В случае обнаружения лица или его явки по месту жительства, суд осуществляет отмену решения.

Новый акт будет основанием для аннулирования ранее установленного права управления имуществом гражданина.

Порядок установления дня получения последних сведений об отсутствующем гражданине

Статья 42 ГК РФ гласит о порядке определения начала исчисления времени для признания лица пропавшим без вести, в зависимости от определенных условий.

Поскольку не всегда возможно точное определение дня, в который была получена последняя информация о местонахождении отсутствующего лица, определяется особая процедура установления даты исчисления сроков:

  • если неизвестна точная дата, но известен месяц получения последних данных, исчисление начинается с 1-го числа месяца, следующего за вышеназванным;
  • если неизвестны ни точная дата, ни месяц, начало срока исчисляется с 1-го января года, следующего за тем, в который были получены последние сведения о местонахождении.

Источник: http://advokat-malov.ru/grazhdane/priznanie-grazhdanina-bezvestno-otsutstvuyushhim.html

Основания и последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Последствия явки гражданина, признанного безвестно отсутствующим

Безвестное отсутствие — это признание судом факта продолжительного отсутствия в месте своего постоянного жительства гражданина, в отношении которого не удалось найти сведений о месте его пребывания.

Закон требует 3-х условий для признания гражданина, безвестно отсутствующим:

отсутствие сведений о месте его фактического пребывания по месту постоянного проживания;

достаточно продолжительного периода отсутствия сведений;

невозможности получения этих сведений.

Периодом, достаточным для постановления перед судом вопроса о признании безвестно отсутствующим, закон считает 1 год, со дня получения последних сведений об отсутствующем (ст. 42 ГК).

Решение суда является основанием для назначения опеки над имуществом безвестно отсутствующего. Назначение совершает орган опеки и попечительства по месту нахождения имущества. Он определяет лицо, которому передается имущество, полномочия же определяются договором о доверительном управлении (п. 1 ст. 43 ГК).

Часть имущества выдается на содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать, а также погашается задолженность по другим его платежам.

Иждивенцы безвестно отсутствующего приобретают право на получение пенсии. Прекращается действие договора — поручения, участником которого было лицо, признанное безвестно отсутствующим, и действие выданных им или на его имя доверенностей (п. 1 ст. 188 ГК).

Последствия явки или обнаружения гражданина, признанного безвестно отсутствующим, состоит в следующем:

суд отменяет решение о признании безвестно отсутствующим;

судебное решение служит основанием для отмены доверительного управления имуществом (ст. 44 ГК);

расторгнутый брак может быть восстановлен по совместному заявлению, если один из супругов не вступил в новый брак.

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица. 276 ГПК

В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий. 277 ГПК

Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях. После принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина. Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора. 278 ГПК

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им. 279 ГПК

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение. Новое решение суда является соответственно основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния.280 ГПК

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9226 —

| 7342 — или читать все.

Источник: http://studopedia.ru/8_143676_osnovaniya-i-posledstviya-priznaniya-grazhdanina-bezvestno-otsutstvuyushchim-posledstviya-yavki-grazhdanina-priznannogo-bezvestno-otsutstvuyushchim.html

Признание гражданина безвестно отсутствующим: последствия

Сегодня предстоит понять, чем может обернуться признание гражданина безвестно отсутствующим. Данная процедура требует отдельного внимания. Последствия, которые она влечет за собой, весьма серьезные. И о них должен знать каждый гражданин. На что обратить внимание при осуществлении задачи? Какие условия должны соблюдаться для правильного проведения процедуры? Чем операция оборачивается для населения? В действительности разобраться в изучаемой теме проще, чем кажется.

Отсутствующий без вести — это.

Изначально придется понять, что значит «безвестно отсутствующий гражданин». Данный термин применяется далеко не ко всем пропащим людям. Только в исключительных случаях можно использовать подобную фразу.

Безвестно отсутствующий гражданин — человек, который пропал долгое время назад. О таком лице никто ничего не слышал и не знал на протяжении установленного законодательством РФ срока. Признание гражданина безвестно отсутствующим — процесс, проводимый в судебном порядке. До этого момента не получится признать человека пропавшим без вестей.

Признание умершим — это.

Также следует обратить внимание, что нередко граждане интересуются такой операцией, как признание умершим. Данный термин применяется приблизительно так же, как и предыдущий. Последствия признания носят более серьезный характер.

Признание умершим — процесс, в ходе которого тело гражданина не было найдено, но при этом пропаже предшествовали опасные обстоятельства. Можно сказать, что это в какой-то степени продолжение процедуры, упомянутой несколько раньше. Фактически в подобных обстоятельствах лицо будет признано умершим по суду.

Основания для признания

Важно понимать, каков порядок признания гражданина безвестно отсутствующим. Ведь, как уже было сказано, не всегда данная процедура возможна.

На сегодняшний день законодательно закреплены следующие условия, позволяющие предпринять попытки в признании гражданина пропавшим без вестей:

  1. Человека нет в месте постоянного жительства больше 12 месяцев. При этом важно, что, если лицо выходило на связь или как-то давало о себе знать, признать его пропавшим нельзя.
  2. О предположительном или реальном месте проживания/нахождения гражданина никто ничего не может сказать.
  3. Человек долгое время (год и более) не выходил на связь. При этом важно соблюдение всех иных перечисленных ранее условий.
  4. Попытки отыскать гражданина предпринимались, но они не принесли никакого результата.
Читайте так же:  Форма справки академический отпуск

Только при соблюдении данных условий можно обратиться в суд для признания человека пропавшим без каких-либо вестей.

Словно мертвый

А вот для признания умершим требуется соблюдение иных пунктов. Каких именно? О них желательно тоже знать. Ведь последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и умершим имеют отличия. Во втором случае, как уже было сказано, изменения будут более серьезными.

  1. Спустя 3 года с момента получения гражданином статуса отсутствующего без вести.
  2. Если на момент исчезновения человека были какие-либо основания, влекущие смерть.
  3. Когда человек пропал без вести в заведомо опасных условиях (крушениях, стихийных бедствиях и так далее).
  4. Если можно предположить смерть лица, но его тело не было обнаружено на момент обращения в суд.

На самом деле все не так трудно, как кажется. Важнее понимать, чем может обернуться признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим. На какие особенности обратить внимание?

Порядок обращения

Как можно кратко описать изучаемые процедуры? Что протребуется гражданам для того, чтобы признать кого-нибудь умершим или пропавшим без вести? Краткая инструкция поможет населению не растеряться и не запутаться в изучаемых процессах.

На сегодняшний день признать человека умершим или без вести пропавшим предлагается при помощи следующей инструкции:

  1. Собрать документы и доказательства, указывающие на отсутствие гражданина и на отсутствие всякой связи с ним. Пожалуй, данный пункт является наиболее трудным.
  2. Выждать указанные сроки. Если человек так и не объявился, взять с собой доказательства и собрать дополнительно небольшой пакет документов. О нем будет рассказано позже.
  3. Подать заявление установленного образца на признание гражданина безвестно отсутствующим. Либо на объявление умершим. Все зависит от обстоятельств. Подается документ в суд. К нему необходимо приложить все ранее собранные бумаги.
  4. Дождаться решения суда. Если гражданина признают умершим, можно пойти в ЗАГС за свидетельством о смерти. В противном случае придется довольствоваться судебным решением, указывающим на то, что лицо пропало без вести.

В целом процедуры не слишком трудные. Но лишь при правильной подготовке. Это необходимо принять во внимание.

Документы для суда

Как проводится признание гражданина умершим и безвестно отсутствующим, уже понятно. Огромное количество вопросов вызывает список документов, который необходимо приложить к заявлению установленного образца.

Человек, который решил обратиться в суд, должен принести с собой:

  1. Любые доказательства-основания для признания умершим или пропавшим без вести. Это может быть что угодно. Сюда же рекомендуется прикладывать все бумаги, свидетельствующие о том, что были попытки поиска пропавшего.
  2. Удостоверение личности заявителя. Лучше всего, чтобы это был паспорт.
  3. Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим. Составляется либо в суде, либо заранее. Заполнить документ установленного образца не так уж и трудно.
  4. Справки, указывающие на степень родства с пропавшим. Актуально для случаев, когда признание умершим или пропавшим проводится родственниками.

Больше никаких бумаг не требуется. Желательно, чтобы в процессе участвовали свидетели. О них в судебный орган сообщается заранее. Все документы подаются не только в виде оригиналов, но и копиями.

О последствиях (для без вести пропавших)

Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим — это то, что должен знать каждый. Дело в том, что население имеет свои права, обязанности и ответственность. У граждан также есть дееспособность и имущество. Что со всем этим становится, если гражданин пропал без вестей?

На самом деле все не так однозначно. Фактически гражданин может быть живым и заключать сделки от своего имени. Дееспособность тоже не прекращается. Это значит, что никаких серьезных последствий признание гражданина безвестно отсутствующим не несет. Если человек жив, он способен аннулировать ранее выданное решение суда и вернуть себе свои права.

Об имуществе пропавших

Зачастую граждан интересуют вопросы, связанные с наследством и имуществом пропавшего населения. Некоторые полагают, что им можно вступить в наследство и получить часть собственности. Так ли это на самом деле?

Нет. Подобная возможность не предоставляется, если имело место признание гражданина безвестно отсутствующим. Объявление человека пропавшим без вестей, как уже было сказано, не несет никаких существенных правовых последствий. Но с имуществом происходят некоторые изменения.

А именно, назначается смотритель, который будет поддерживать ту или иную собственность пропавшего в должном состоянии. На основании статьи 43 ГК РФ лицо будет наделено полномочиями в суде на усмотрение органов опеки.

Необязательно сразу назначать смотрителя. У органов опеки и попечительства есть всего 12 месяцев для осуществления данной процедуры. О наследстве речи быть не может.

Последствия при признании умершим

А вот объявление умершим влечет за собой более серьезные последствия. По закону именно подобная процедура предусматривает определенные правовые изменения.

Если гражданина признали умершим, то фактически суд и ЗАГС подтверждают, что человек погиб. Отсюда следует, что дееспособность гражданина утрачивается, все его права тоже теряют законное основание.

Соответственно, можно считать, что человек мертв. Это значит, что родственники получают право наследования имущества. Поэтому многие интересуются именно процедурой признания граждан умершими.

Если точнее, то можно отметить следующие последствия:

  • прекращение брака;
  • расторжение трудового договора;
  • прекращаются все личные обязательства;
  • открывается наследство.

Получается, что признание гражданина безвестно отсутствующим — это шаг, который предшествует объявлению умершим. В правовом смысле никаких серьезных последствий у первой процедуры нет.

Тонкости и нюансы

Следует обратить внимание на некоторые особенности изучаемых поцедур. Понятны последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и умершим. Тем не менее на практике все труднее, чем кажется.

Например, следует учесть, что брак с гражданином, которого официально признали пропавшим без вести, прекращается. Но одновременно с этим можно восстановить его. Такое возможно по заявлению гражданина, который внезапно объявился.

Иными словами, пропавший человек способен вернуть себе все права и имущество. Об этом факте необходимо помнить всем наследникам и близким людям.

Решение суда о признании гражданина без вести пропавшим отменяется и теряет законные основания с тех пор, как о местонахождении лица стало что-либо известно. Либо если человек сам сообщил о том, где он находится.

Итоги

Отныне понятно, как проводится признание гражданина безвестно отсутствующим, а также последствия подобной процедуры. Иногда на практике встречается объявление умершим. Об этом процессе тоже все известно.

На самом деле нет ничего особенного в понимании изучаемых процедур. Рекомендуется изначально признавать пропавших отсутствующими без вестей, а затем уже задумываться над судебным признанием умершими. Подобное решение поможет избежать многих проблем.

На практике обычно признание безвестно отсутствующим — это действие, которое предпринимается наследниками и близкими людьми гражданина перед тем, как признать его смерть. Вероятность того, что человек после 3 лет отсутствия решит объявиться, крайне мала.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.syl.ru/article/292475/priznanie-grajdanina-bezvestno-otsutstvuyuschim-posledstviya

Последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим являются
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here