Пеня за неисполнение обязательств по контракту

Проводим инструктаж по теме: "Пеня за неисполнение обязательств по контракту". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

Договорная неустойка: основные принципы применения

Виды санкций за нарушение условий договора

Стороны обязаны четко выполнять обязательства по договору, поставлять товар, выполнять работы или оказывать услуги в соответствии с оговоренными условиями. Если объектом обязательства по договору является имущество, оно должно быть передано вовремя и в соответствующем состоянии. Но ситуации, когда обязательство по договору не выполняется, достаточно часто встречаются на практике. На этот случай стороны договора вправе согласовать меры ответственности за нарушения обязательства. Законом установлены следующие виды санкций:

  • возмещение причиненных нарушением обязательств по договору убытков;
  • неустойка (разновидностями которой являются пени и штраф);
  • проценты за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ .

Соотношение с понятиями «штраф», «пеня» и «проценты»

В законодательстве четкого разграничения этих терминов нет. На практике сложилось мнение, что штраф и пеня — это разновидности неустойки, причем штраф устанавливается в виде точной суммы, в конкретном размере либо в виде процента от суммы и взыскивается единожды. А пеня — это санкция за нарушение условий контракта, которая выражается в процентах за каждый день неисполнения обязательств, просрочки. Являются ли проценты по договору неустойкой? Это разные виды обеспечительных мер и мер ответственности контрагента. Если в соглашении не обозначено право кредитора на взыскание неустойка, то он, помимо прямых убытков, которые необходимо доказать и обосновать, может рассчитывать только на получение процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

Назначение и применение

В соответствии с ГК РФ , договорная неустойка применяется в том случае, если подобное условие четко оговорено, определено в соглашении. В остальных случаях исполняются положения закона о мере ответственности сторон.

Важно помнить, что в определенных случаях размер санкции закреплен на законодательном уровне, и снизить его стороны по своему решению не могут, они вправе его только повысить.

Такая жесткая фиксация установлена законодателем в качестве меры ответственности участника контракта в случае:

  • несоблюдения срока исполнения требований потребителя продавцом — здесь применяется санкция, установленная «Законом о защите прав потребителей»;
  • несоблюдения страховщиком условия о сроке возврата страхователю страховой премии или ее части по закону об ОСАГО (ч. 4 ст. 16.1 ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ).

Таким образом, если коротко ответить на вопрос, что такое неустойка по договору: это действенный инструмент реализации прав сторон договора, она служит гарантией исполнения обязательств. В случае их нарушения, если предусмотрена такая санкция в контракте, стороне нет необходимости доказывать свои убытки, достаточно сослаться на конкретный пункт документа. Поэтому применяется неустойка на практике очень часто.

Кроме вышеприведенных (штраф или пени), существуют другие виды этой санкции, с возможностью или невозможностью взыскания одновременно с ней убытков участника сделки:

  • зачетная, в этом случае описываемая мера ответственности применяется наряду со взысканием убытков в непокрытой ею части;
  • исключительная, когда взыскивается только ДН, а убытки не подлежат возмещению. Такие санкции в силу сложившейся практики применяются при взаимодействии с перевозчиками, при оказании транспортных услуг;
  • штрафная, когда взыскание убытков возможно в полном объеме сверх ДН, это правило применяется только в том случае, если имеется прямое указание в соглашении;
  • альтернативная, когда кредитор вправе выбрать один из указанных выше способов защиты своих прав. Она применяется и при наличии прямого указания в контракте.

Стороны определяют неустойку при нарушении обязательств в договоре. Но есть случаи, когда законодатель конкретными нормами регулирует размер санкции в определенной сфере правоотношений.

Пример закрепления размера неустойки за нарушение обязательств по договору на законодательном уровне:

  • нарушение продавцом обязательств не по договору, а в соответствии с законом о защите прав потребителей, например: несоблюдение сроков выполнения требований потребителя, несоблюдение срока передачи предварительно оплаченного товара, просрочка исполнения работы, просрочка исполнения некоторых требований потребителя (ст. 23-31 ЗЗПП);
  • несвоевременный платеж по векселю (ст. 3 ФЗ-48, который носит наименование «О простом и переводном векселе»);
  • просрочка возврата страховой премии страхователю страхователем (ст. 16.1 ФЗ «Об ОСАГО»);
  • просрочка платежей во исполнение обязательств по договору участия в долевом строительстве (ст. 5 ФЗ-214).

Определение сторонами меры ответственности за нарушение обязательств в договоре

При определении условий взаимодействия, прав и обязанностей и мер ответственности за неисполнение обязательств стороны должны учитывать в первую очередь законодательные нормы этого вида правоотношения и сделки. Если по Гражданскому кодексу нет жестких правил, касающихся мер ответственности, и имеется возможность уточнения норм закона, стороны вправе устанавливать размер и порядок определения и взыскания неустойки при неисполнении или ненадлежащем исполнении условий контракта.

Формулировки о размере санкции, если они позволяют характеризовать ее как элемент ценообразования (например, «при просрочке поставки продукции более чем на 15 дней цена продукции, установленная первоначально, увеличивается на 3%» и т. п.), могут стать основанием для начисления НДС на суммы неустойки.

Пример формулировки положения о неустойке:

При неисполнении обязательства об оплате товара в срок, указанный в п. (указывается пункт соглашения, контракта) настоящего договора, Покупатель обязан уплатить неустойку в размере (указывается процент от суммы или фиксированная сумма) от суммы образовавшейся задолженности за каждый день допущенной им просрочки, начиная со дня, когда обязательство по договору должно было быть исполнено.

В случае нарушений при оплате услуг неустойка по договору оказания услуг может быть любой: зачетной, штрафной, исключительной, альтернативной, законодатель предоставляет участникам сделки полную свободу выбора. Но надо учитывать и права других участников, ограничения, возможные при применении закона на практике, ведь суды исходят при принятии решений в том числе из принципа справедливости и соответствия меры ответственности допущенному нарушению. Поэтому они нередко уменьшают неустойку.

Порядок взыскания

Выполнение условий взаимодействия, соблюдение взятых обязательств в соответствии с договором — основная обязанность стороны договора, в противном случае возможны установленные последствия, в том числе санкции. Порядок взыскания неустойки общий, для этого необходимо:

  1. Рассчитать размер неустойки.
  2. Соблюсти претензионный порядок урегулирования спора (составить претензию о взыскании и направить ее должнику).
  3. Обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании долга.
  4. Обосновать требования и привести доказательства своих доводов.
Читайте так же:  Федеральная служба судебных экспертиз

Механизм расчета определяется в соответствии с законом или договором. Срок, за который взыскивается неустойка, тоже определяется в соответствии с соглашением. Обычно она взыскивается за весь период неисполнения или ненадлежащего исполнения до момента принятия решения судом. Нельзя попросить суд принять решение о взыскании санкции по день фактического исполнения (как в случае с процентами по ст. 394 ГК РФ).

В настоящее время судебная практика исходит из того, что единовременное взыскание неустойки и процентов по ст. 395 за пользование чужими денежными средствами недопустимо. Дело в том, что суды посчитали финансовую нагрузку на ответчика чрезмерной, так как при применении обеих этих мер ответственности доказывать размер и факт убытков не нужно.

Период начисления

Неустойка начинает начисляться с момента начала просрочки, то есть со следующего дня после дня, когда должно было быть исполнено обязательство по договору. Момент определения окончания периода взыскания вызывает много вопросов, все зависит от сложившихся между сторонами правоотношений. По общему правилу неустойка начисляется до момента полного исполнения обязательств по договору лицом, нарушившим условия соглашения, независимо от момента прекращения действия соглашения.

Если на законодательном уровне определено или оговорено отдельно сторонами, что санкция взыскивается с момента расторжения соглашения или контракта, неустойка взыскивается до этого момента. Пленум ВС № 7 от 24.03.2016 связывает момент прекращения взыскания с моментом прекращения основного обязательства по договору.

Если например, стороны согласовали, что их договорные обязательства полностью прекращаются после истечения срока действия договора, санкция будет рассчитываться по день, являющийся датой окончания срока действия соглашения. Судебная практика (Постановление Президиума ВАС РФ по делу № 8171/13, которое принято 12.11.2013) указывает, что прекращение обязательств по возврату начисленной по договору неустойки возможно также путем отступных, новации или же прощения задолженности.

Определение размера при заключении соглашения

Завышенные пени правоприменитель может уменьшить, но и слишком низкие проценты не будут соответствовать интересам контрагента. Какой процент неустойки за невыполнение условий договора предусмотреть? Лучше ориентироваться на обычно применяемые меры ответственности в подобных сделках и на средние ставки краткосрочных кредитов.

Расчет суммы

Основные правила расчета неустойки за нарушения обязательств по договору:

  • соблюдение вышеуказанных правил определения периода расчета (день исполнения обязательств по договору включается в период расчета);
  • при указании в соглашении предельного периода расчета или предельной суммы санкции необходимо эти условия соблюдать;
  • при наличии в договоре условия об исполнении по частям по каждой части расчет производится отдельно.

Как составить иск и подать его в суд

Правила составления иска о неустойке:

  • необходимо рассчитать сумму санкции;
  • если есть условие об обязательном предварительном претензионном порядке, выполнить его;
  • получив отказ или не получив ответа, обратиться в суд с соблюдением правил подсудности и подведомственности;
  • для этого необходимо сформировать исковое заявление в соответствии с требованиями, предъявляемыми соответствующими процессуальными нормативными документами, оплатить госпошлину и собрать доказательственную базу.

Правила снижения

Суд может уменьшить размер неустойки за неисполнение обязательств по договору на основании ст. 333 ГК РФ — для этого подается ходатайство. Это один из правовых способов недопущения злоупотребления правом при свободном определении условий договоренности.

Снижение допускается только в исключительных случаях при наличии следующих обстоятельств:

  • сумма неустойки равна или превышает сумму основной задолженности;
  • процент санкции явно превышает рыночную ставку по краткосрочным кредитам;
  • есть основания предполагать, что заинтересованное лицо затягивало с обращением в суд с целью увеличения суммы ответственности.

Трудное финансовое положение, наложение ареста на имущество должника, невыплата ему сумм по заключенным соглашениям или из бюджета не являются основанием для снижения.

Сроки исковой давности

Срок исковой давности в данном случае применяется общий, он составляет, в соответствии с ГК РФ, 3 года. Кроме того, необходимо обратить внимание, что он может прерываться подачей иска в суд или совершением обязанным лицом действий по признанию долга.

Судебная практика

При применении норм при вынесении решений суды руководствуются не только законодательством, но и сложившейся судебной практикой, которая часто обобщается в Постановлениях Верховного суда РФ (ВС РФ). При наличии доказательств взыскание санкции не представляет труда. Снижение размера санкции — обычная практика, суды нередко снижают ее в несколько раз. Но в последнее время с должников требуют конкретных обоснований снижения, заслуживающих внимания и доверия аргументов в пользу такого решения.

Источник: http://ppt.ru/art/buh-uchet/neustoika-po-dogovoru

Пеня за неисполнение обязательств по контракту

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Должен ли заказчик в случае нарушения срока выполнения работ по контракту, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предъявить подрядчику к уплате как пени, так и штраф?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если нарушение условий контракта заключается только в просрочке выполнения работ, с контрагента должны быть истребованы пени, но не штраф. Если наряду с невыполнением работ в установленный срок контрагент допустил иные нарушения обязательств по контракту (например, не выполнил работы на момент прекращения контракта, выполнил их не в полном объеме, нарушил требования к качеству работ и т.д.), ему должно быть предъявлено требование об уплате как пеней, так и штрафа.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

24 ноября 2017 г.

Читайте так же:  Когда можно подавать встречный иск

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://www.garant.ru/consult/gpurchase/1154130/

Пеня за неисполнение обязательств по контракту

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Заказчиком был заключен контракт на выполнение подрядных работ. Подрядчиком работы были выполнены с нарушением срока, предусмотренного контрактом, а именно, просрочка составила 135 дней. Однако в течение этих 135 дней подрядчик закрывал работы частично тремя формами КС-2 (12.09.2018, 10.10.2018, 24.12.2018). В контракте не установлена поэтапная приемка работ, то есть этапы не предусмотрены, однако указано, что оплата производится за фактически выполненные работы на основании надлежащим образом оформленных документов.
Пеня должна быть начислена от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком с учетом периода просрочки (от окончания работ по контракту до 12.09.2018 (за 32 дня); от 13.09.2018 до 10.10.2018 (за 28 дней); от 11.11.2018 до 24.12.2018 (за 75 дней)), или вне зависимости от периодов закрытия пеня должна быть начислена на полный период 135 дней, от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком по каждому периоду?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной ситуации правомерным является порядок расчета пени применительно к каждому периоду просрочки с учетом размера фактически исполненных обязательств.

П = (Ц — В ) х 1 / 300 с.р. х ДП, где:

П — размер пеней,
Ц — цена контракта,
В — сумма пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком,
1/300 с.р. — 1/300 ставки рефинансирования (ключевой ставки) на дату уплаты пеней,
ДП — количество дней просрочки.
С 17 декабря 2018 года ключевая ставка составляет 7,75% (смотрите Информацию Банка России от 14.12.2018).
Рассчитаем пени по периодам просрочки.
Первый период просрочки — 30 дней (с 14 августа по 12 сентября 2018 года; последний день срока — 11 августа — является нерабочим днем, в соответствии со ст. 193 ГК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть понедельник 13 августа). Размер пени за первый период просрочки составит 77 499 руб. 92 коп. ((10 000 000 руб. — 0 руб.) х 7.75% x 1 / 300 х 30).
Второй период просрочки — 28 дней (с 13 сентября по 10 октября 2018 года). Размер пени за второй период просрочки составит 50 633 руб. 28 коп. ((10 000 000 руб. — 3 000 000 руб.) х 7.75% x 1 / 300 х 28).
Третий период просрочки — 75 дней (с 11 октября по 24 декабря 2018 года). Размер пени за второй период просрочки составит 77 499 руб. 22 коп. ((10 000 000 руб. — 3 000 000 руб. — 3 000 000 руб.) х 7.75% x 1 / 300 х 75).
Итого: 205 633 руб. 13 коп. (77 499 руб. 92 коп. + 50 633 руб. 28 коп. + 77 499 руб. 22 коп.).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Калькулятор пеней, начисляемых поставщику.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

30 января 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник: http://www.garant.ru/consult/civil_law/1260144/

Расчет пени (неустойки) по контракту 44-ФЗ. Пример на 2019 год

При неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых на себя обязательств в рамках государственного контракта обе стороны несут ответственность в виде денежного взыскания. Размер штрафов и пеней, начиная с 9 сентября 2017 года, рассчитывается по нормам постановления Правительства за номером 1042 от 30.08.2017 г. Оно полностью отменяет постановление №1063 от 25.11.2013 года и предлагает совершенно новый порядок расчетов. Обновленное постановление становится дополнением к действующей статье 34 44-ФЗ, в которой речь идет о принципах расчета неустоек.

Ключевые нововведения в системе расчетов штрафов и пени

С сентября 2017 года поставщики и заказчики, выступающие сторонами по государственному контракту, должны по-новому рассчитывать штрафные санкции в случае неисполнения обязательств. Среди ключевых нововведений выделяют следующие:

  1. Изменились размеры штрафа, который накладывается на поставщика при нарушении им условий контракта стоимостью свыше 500 миллионов рублей, исключая случаи просрочки выполнения обязательств.
  2. Размеры санкций для поставщиков, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также СОНКО стали ниже, чем для всех остальных компаний.
  3. Установлены размеры штрафов, которые накладываются на победителя закупочной процедуры, предложившим самую высокую стоимость контракта в ситуациях перехода через «0». Объем штрафа определяется в виде фиксированной суммы.
  4. Определены объемы штрафов для поставщиков по договорам, не имеющим стоимостного выражения.
  5. Штрафы за отказ от исполнения заказчиком своих обязательств теперь выражаются в фиксированных суммах в зависимости от цены контракта.
  6. Полностью поменялся принцип расчета пеней, которые должен выплатить поставщик при нарушении им сроков исполнения договорных обязательств.
Читайте так же:  Компенсация морального вреда имущественных прав

Нововведения призваны упростить систему расчета штрафов и пеней и сделать ее более понятной. Считается, что это сократит количество спорных ситуаций по вопросам неверных начислений неустоек.

Правила расчета для поставщиков

Согласно обновленным правилам пени насчитываются поставщику за каждый день просрочки исполнения обязательств по государственному контракту. Объем выплаты определяется, исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка России, действующей на момент расчета, уменьшенной на величину фактически выполненных обязательств. Таким образом, методики расчета пеней для поставщиков и заказчиков стали аналогичными.

Пени, подлежащие к уплате поставщиком при несоблюдении им сроков поставки товаров или оказания услуг, определяются по следующей формуле:

Сумма пеней = 1/300 * Размер ставки рефинансирования * Размер невыполненных обязательств * Количество дней просрочки

Ставка рефинансирования постоянно меняется, поэтому уточнять ее значение необходимо непосредственно в день проведения расчетов. Так с 12 февраля по 26 марта 2018 года она установлена на уровне 7,5%. Следовательно, для расчетов в этот период берется коэффициент 7,5% / 100 = 0,075.

Видео (кликните для воспроизведения).

При подсчете количества дней просрочки исполнения обязательств, день, прописанный в контракте, не учитывают. В расчет берутся все календарные дни до факта исполнения обязательств, включая выходные и праздники.

Помимо прочего, в новом постановлении правительства прописано, что общая сумма всех штрафов и пеней, накладываемых на поставщика, не может оказаться больше стоимости контракта.

Пример расчета

Рассмотрим ситуацию, в которой между поставщиком и заказчиком был заключен контракт на поставку оборудования для цехов на общую сумму 1 200 000 рублей. Срок исполнения обязательств был назначен на 19 января 2018 года. К этому времени поставщик передал заказчику товаров на сумму 850 000 рублей. Оставшееся оборудование было доставлено только 1 февраля 2018 года.

Получаем следующие данные для расчета пеней:

1.Ставка рефинансирования на тот момент составляла 7,75%, значит, в формуле используется коэффициент 0,0775.

2.Размер невыполненных обязательств = Сумма контракта – Стоимость поставленных товаров = 1 200 000 – 850 000 = 350 000 рублей.

3.Количество дней прострочки = 12 дней.

Сумма пеней = 1/300 * 0,0775 * 350 000 * 12 = 1085 рублей

Правила расчет пеней для заказчика

Порядок определения пеней, подлежащих к уплате заказчиком при нарушении им сроков оплаты, в новом постановлении Правительства не прописан. Следовательно, как и ранее, будут применяться нормы статьи 34 44-ФЗ. Пеня начисляется за каждый день просрочки в размере одной трехсотой от ставки рефинансирования, действующей на момент расчетов, от невыплаченной поставщику суммы. Формула для определения размера пени выглядит следующим образом:

Сумма пеней = 1/300 * Размер ставки рефинансирования * Размер невыплаченной суммы * Количество дней просрочки

Согласно пункту 12 постановления Правительства № 1042 общая сумма всех пеней и штрафов, наложенных на заказчика, не может превосходить стоимость контракта.

Пример расчета

Между поставщиком и заказчиком заключен контракт на оказание услуг общей стоимостью 500 000 рублей. Срок оплаты, прописанный в договоре – 25 января 2018 года. В срок заказчик выплатил поставщику только 250 000 рублей. Оставшаяся сумма была перечислена только 1 февраля 2018 года. Данные для расчета оказываются следующими:

4. Ставка рефинансирования на тот момент составляла 7,75%, следовательно, в формуле применяется коэффициент 0,0775.

5. Размер невыполненных обязательств = 500 000 – 250 000 = 250 000 рублей.

6. Количество дней просрочки = 6 дней.

Сумма пеней = 1/300 * 0,0775 *250 000 * 6 = 387,50 рублей.

При расчете пеней поставщики и заказчики обязаны руководствоваться исключительно нормами постановления Правительства №1042, а также действующего законодательства. При отказе одной из сторон выплатить начисленные штрафы и пени, другая сторона должна обратиться в суд с требованием об их принудительном взыскании.

Источник: http://mail.goszakupkirf.ru/poleznye-stati/214-peni-44fz

Правила расчета и установления штрафов и пеней за нарушение закупочного законодательства в РФ

Федеральное законодательство в сфере закупок создано для того, чтобы вся система закупочной деятельности для удовлетворения нужд государственных и муниципальных заказчиков была предельно прозрачной. Для того чтобы обеспечить максимальное соблюдение данных норм права, на федеральном уровне разработана специальная система штрафных санкций, которые должны применяться в случае, если было совершено нарушение таких норм права.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург
  • Правовая основа назначения штрафов в рамках существования контрактной системы

    Порядок назначения штрафных санкций регулируется несколькими ключевыми нормативными актами, которые любой государственный или муниципальный заказчик обязан знать. К числу таковых относятся:

    Изменения в действующем законодательстве

    Изначально расчет применяемых штрафных санкций, которые налагались за ненадлежащее исполнение контрактов и договоров обеими сторонами, происходил по сложной формуле, имеющей несколько этапов расчета, утвержденной в Постановлении Правительства Российской Федерации №1063 от 25 ноября 2013 года. Однако в 2017 году данный федеральный нормативный акт был отменен, и вместо него стал использоваться другой – Постановление №1042 от 30 августа 2017 года. По сравнению с предыдущим Постановлением в нем появились определенные новшества, которые облегчили процедуру расчета налагаемых штрафных санкций как на исполнителя по контракту, так и на заказчика. К числу основных изменений следует отнести:

    2 августа 2019 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации №1011, вступившее в силу 14 августа этого же года. Данное Постановление внесло уточняющие корректировки в Постановление №1042. Однако в рамках Постановления №1011 были также приняты и изменения, повлиявшие на правила расчета штрафных санкций для контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, если контракты или договоры были заключены в рамках исполнения положений пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».

    Ранее оговорки о пределах отсутствовали, а размер штрафа назначался в виде процентного соотношения суммы штрафа к цене контракта или договора.

    Виды штрафов

    На сегодняшний день в российской правовой системе, регулирующей сферу осуществления государственных и муниципальных закупок, существуют следующие виды штрафов:

    • штрафы на исполнителя и заказчика, расчет которых происходит на основании Постановления Правительства Российской Федерации №1042;
    • пени за просрочку исполнения обязательств по контракту или договору для участников документа;
    • штрафные санкции за нарушение действующего законодательства в сфере закупок.

    Расчеты штрафных санкций за неисполнение контракта или договора происходит на основании указанного выше Постановления Правительства. Если же говорить о штрафах, которые назначаются за нарушение действующего законодательства, то они назначаются на основании положений Кодекса об административных правонарушениях, однако, для того, чтобы положения этого федерального нормативного акта были использованы, необходимо, чтобы решение о наложении такого вида наказания было сформулировано Федеральной антимонопольной службой на основании результатов специально проведенной проверки.

    Читайте так же:  Оспорить в суде постановление судебного пристава

    Правила расчета штрафных санкций для заказчика

    В настоящее время после последних внесенных изменений в действующее законодательство расчет штрафных санкций, которые налагаются на заказчика в случае нарушения им порядка исполнения обязательств по контракту или договору, производится следующим образом:

    • если установленная цена контракта по итогам проведенной процедуры не превышает трех миллионов рублей, размер штрафа составляет одну тысячу рублей. Ранее, до сентября 2017 года, когда вступило в силу Постановление №1042, размер штрафа имел процентное выражение по отношению к цене контракта и составлял 2,5 процента;
    • если цена контракта или договора находится в диапазоне от трех до пятидесяти миллионов рублей, размер штрафа составляет пять тысяч рублей. До 2017 года данная сумма равнялась 2 процентам от цены контракта;
    • в случае установления цены контракта или договора в диапазоне от пятидесяти до ста миллионов рублей размер штрафа равняется десяти тысячам рублей, в то время как до 2017 года он имел размер в виде 1,5 процента от установленной цены контракта;
    • если цена контракта превышает сто миллионов рублей, размер штрафа составляет сто тысяч рублей, в то время как до сентября 2017 года штраф устанавливался в размере 0,5 процента от определённой цены контракта.

    Осуществленные изменения в действующее законодательство в части расчетов штрафов существенным образом повлияло на положение государственного или муниципального заказчика, так как произошло снижение финансовой нагрузки на этого участника закупочной системы.

    Правила расчета штрафных санкций для исполнителя (поставщика)

    Если говорить о расчете применяемых штрафных санкций для исполнителя или поставщика, то для них все расчеты проводятся на основании ранее определенной при объявлении закупочной процедуры начальной максимальной цены контракта, в то время как до сентября 2017 года данный расчет производился от определенной по итогам закупочной процедуры цены самого контракта или договора.

    В настоящее время значения штрафов выглядят следующим образом:

    В том случае, если произошло снижение установленной начальной максимальной цены контракта до значения в 0,5%, происходит объявление торгов на право заключить контракт. По итогам таких торгов для их победителя за ненадлежащее исполнение контракта или договора могут быть установлены следующие размеры штрафов:

    • если начальная максимальная цена контракта, установленная для проведения закупочной процедуры, составляет менее трех миллионов рублей, штраф будет равен десяти процентам от этого значения;
    • если значение начальной максимальной цены контракта находится в диапазоне от трех до пятидесяти миллионов, то штраф будет равен пяти процентам от значения НМЦК;
    • для начальной максимальной цены контракта от пятидесяти до ста миллионов рублей размер штрафа будет равен одному проценту.

    Возможность определения исполнителя по контракту именно путем проведения торгов на право заключения доступна только для тех потенциальных соглашений, начальная максимальная цена которых не превышает сто миллионов рублей.

    Если определить стоимостное выражение невыполненного обязательства невозможно и заказчик приходит к выводу о том, что нарушены нестоимостные обязательства, штрафы назначаются в виде фиксированной суммы:

    • одну тысячу рублей придется заплатить за нарушения в контракте стоимостью до трех миллионов рублей;
    • штраф размером в пять тысяч рублей будет взыскан с исполнителя по контракту стоимостью от трех до пятидесяти миллионов рублей;
    • если стоимость контракта находится в диапазоне от пятидесяти до ста миллионов рублей, размер штрафа будет равен десяти тысячам рублей;
    • для контрактов стоимостью свыше ста миллионов рублей значение суммы штрафа будет равно ста тысячам рублей.

    Право назначения заказчиком штрафа исполнителю возникает только в том случае, если приемочной комиссией по контракту был зафиксирован факт нарушения различных видов обязательств, определенных в условиях контракта.

    Для того чтобы это право было реализовано заказчиком, он обязан провести досудебную претензионную работу, то есть выставить в адрес исполнителя претензионное письмо либо требование об уплате штрафа (либо о предоставлении согласия на удержание размера штрафа из обеспечения по контракту или из причитающегося платежа за выполнение взятых на себя обязательств). В таком письме должны быть указаны все ключевые условия, которые должны быть соблюдены без нарушений, а также перечислены факты, подтверждающие нарушение таких условий. При этом требуется указать, каким образом такие нарушения были допущены и привести расчеты размеров штрафных санкций со ссылкой на сам текст нарушенного контракта или договора.

    Если исполнитель по контракту не согласен с выставленной в его адрес претензией, он имеет право ее оспорить, направив соответствующее уведомление заказчику с приложением обоснования своей позиции. Если на уровне досудебной претензионной работы разрешить возникший спор не удалось, наступает период судебного оспаривания, в ходе которого суд будет рассматривать всю фактическую сторону исполнения заключенного контракта или договора.

    Порядок расчета пени за просрочку исполнения обязательств по контракту заказчиком и исполнителем

    На сегодняшний день расчеты пеней по контракту за просрочку исполнения обязательств сторонами производятся в соответствии с требованиями гражданского законодательства в его договорном срезе.

    После этого подсчитывается количество дней, на которое было просрочено исполнение обязательств по контракту либо части таких обязательств, и полученное произведение ставки на цену неисполненных обязательств умножается на посчитанное количество дней.

    Для расчета пеней по контракту действует то же правило, что и для других штрафных санкций: общий размер не может превышать стоимость самого контракта.

    Начисление пеней за просрочку является прямой обязанностью заказчика за исключением случаев, когда речь идет о закупке стоимостью до ста тысяч, предметом которой является приобретение билетов для посещения культурных мероприятий, либо если по итогам закупки планируется поставка лекарственных средств.

    Штрафы по КоАП РФ за нарушения в сфере закупочного законодательства

    Если заказчик нарушил требования федерального законодательства в сфере закупок, и такое нарушение было зафиксировано Федеральной антимонопольной службой с вынесением соответствующего постановления, штрафы будут назначаться на основании положений Кодекса об административных правонарушениях (так как только этот нормативный акт может распространять свое карательное действие на юридических лиц и его сотрудников, выступающих должностными лицами).

    Читайте так же:  Сотруднику полиции также имеет право

    В настоящее время размеры штрафных санкций выглядят следующим образом:

    Срок давности для привлечения к ответственности

    По общему правилу, которое применяется для привлечения к ответственности за правонарушения в сфере государственных и муниципальных закупок, срок давности для привлечения виновных лиц составляет не более одного года. Однако в том случае, если нарушение законодательства носит длящийся характер (то есть само нарушение законодательства «растянуто» во времени), срок давности в размере одного года исчисляется с даты обнаружения такого правонарушения.

    В случае нарушения действующих норм права в части нецелевого использования средств из различных уровней бюджета срок давности равняется двум годам, которые исчисляются с даты совершения нарушения.

    По истечении данного срока привлечь виновное лицо к ответственности невозможно.

    Источник: http://pravo.team/zakupki/44/shtrafy-i-peni.html

    Расчет пени (неустойки) по контракту 44-ФЗ. Пример на 2019 год

    При неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых на себя обязательств в рамках государственного контракта обе стороны несут ответственность в виде денежного взыскания. Размер штрафов и пеней, начиная с 9 сентября 2017 года, рассчитывается по нормам постановления Правительства за номером 1042 от 30.08.2017 г. Оно полностью отменяет постановление №1063 от 25.11.2013 года и предлагает совершенно новый порядок расчетов. Обновленное постановление становится дополнением к действующей статье 34 44-ФЗ, в которой речь идет о принципах расчета неустоек.

    Ключевые нововведения в системе расчетов штрафов и пени

    С сентября 2017 года поставщики и заказчики, выступающие сторонами по государственному контракту, должны по-новому рассчитывать штрафные санкции в случае неисполнения обязательств. Среди ключевых нововведений выделяют следующие:

    1. Изменились размеры штрафа, который накладывается на поставщика при нарушении им условий контракта стоимостью свыше 500 миллионов рублей, исключая случаи просрочки выполнения обязательств.
    2. Размеры санкций для поставщиков, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также СОНКО стали ниже, чем для всех остальных компаний.
    3. Установлены размеры штрафов, которые накладываются на победителя закупочной процедуры, предложившим самую высокую стоимость контракта в ситуациях перехода через «0». Объем штрафа определяется в виде фиксированной суммы.
    4. Определены объемы штрафов для поставщиков по договорам, не имеющим стоимостного выражения.
    5. Штрафы за отказ от исполнения заказчиком своих обязательств теперь выражаются в фиксированных суммах в зависимости от цены контракта.
    6. Полностью поменялся принцип расчета пеней, которые должен выплатить поставщик при нарушении им сроков исполнения договорных обязательств.

    Нововведения призваны упростить систему расчета штрафов и пеней и сделать ее более понятной. Считается, что это сократит количество спорных ситуаций по вопросам неверных начислений неустоек.

    Правила расчета для поставщиков

    Согласно обновленным правилам пени насчитываются поставщику за каждый день просрочки исполнения обязательств по государственному контракту. Объем выплаты определяется, исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка России, действующей на момент расчета, уменьшенной на величину фактически выполненных обязательств. Таким образом, методики расчета пеней для поставщиков и заказчиков стали аналогичными.

    Пени, подлежащие к уплате поставщиком при несоблюдении им сроков поставки товаров или оказания услуг, определяются по следующей формуле:

    Сумма пеней = 1/300 * Размер ставки рефинансирования * Размер невыполненных обязательств * Количество дней просрочки

    Ставка рефинансирования постоянно меняется, поэтому уточнять ее значение необходимо непосредственно в день проведения расчетов. Так с 12 февраля по 26 марта 2018 года она установлена на уровне 7,5%. Следовательно, для расчетов в этот период берется коэффициент 7,5% / 100 = 0,075.

    При подсчете количества дней просрочки исполнения обязательств, день, прописанный в контракте, не учитывают. В расчет берутся все календарные дни до факта исполнения обязательств, включая выходные и праздники.

    Помимо прочего, в новом постановлении правительства прописано, что общая сумма всех штрафов и пеней, накладываемых на поставщика, не может оказаться больше стоимости контракта.

    Пример расчета

    Рассмотрим ситуацию, в которой между поставщиком и заказчиком был заключен контракт на поставку оборудования для цехов на общую сумму 1 200 000 рублей. Срок исполнения обязательств был назначен на 19 января 2018 года. К этому времени поставщик передал заказчику товаров на сумму 850 000 рублей. Оставшееся оборудование было доставлено только 1 февраля 2018 года.

    Получаем следующие данные для расчета пеней:

    1.Ставка рефинансирования на тот момент составляла 7,75%, значит, в формуле используется коэффициент 0,0775.

    2.Размер невыполненных обязательств = Сумма контракта – Стоимость поставленных товаров = 1 200 000 – 850 000 = 350 000 рублей.

    3.Количество дней прострочки = 12 дней.

    Сумма пеней = 1/300 * 0,0775 * 350 000 * 12 = 1085 рублей

    Правила расчет пеней для заказчика

    Порядок определения пеней, подлежащих к уплате заказчиком при нарушении им сроков оплаты, в новом постановлении Правительства не прописан. Следовательно, как и ранее, будут применяться нормы статьи 34 44-ФЗ. Пеня начисляется за каждый день просрочки в размере одной трехсотой от ставки рефинансирования, действующей на момент расчетов, от невыплаченной поставщику суммы. Формула для определения размера пени выглядит следующим образом:

    Сумма пеней = 1/300 * Размер ставки рефинансирования * Размер невыплаченной суммы * Количество дней просрочки

    Согласно пункту 12 постановления Правительства № 1042 общая сумма всех пеней и штрафов, наложенных на заказчика, не может превосходить стоимость контракта.

    Пример расчета

    Между поставщиком и заказчиком заключен контракт на оказание услуг общей стоимостью 500 000 рублей. Срок оплаты, прописанный в договоре – 25 января 2018 года. В срок заказчик выплатил поставщику только 250 000 рублей. Оставшаяся сумма была перечислена только 1 февраля 2018 года. Данные для расчета оказываются следующими:

    4. Ставка рефинансирования на тот момент составляла 7,75%, следовательно, в формуле применяется коэффициент 0,0775.

    5. Размер невыполненных обязательств = 500 000 – 250 000 = 250 000 рублей.

    6. Количество дней просрочки = 6 дней.

    Сумма пеней = 1/300 * 0,0775 *250 000 * 6 = 387,50 рублей.

    При расчете пеней поставщики и заказчики обязаны руководствоваться исключительно нормами постановления Правительства №1042, а также действующего законодательства. При отказе одной из сторон выплатить начисленные штрафы и пени, другая сторона должна обратиться в суд с требованием об их принудительном взыскании.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://goszakupkirf.ru/poleznye-stati/214-peni-44fz

    Пеня за неисполнение обязательств по контракту
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here