Содержание
Конспекты юриста
Защита прав на землю — понятие и способы
В соответствии с конституционными положениями, в РФ гарантируется гос. защита прав и свобод человека и гражданина. При этом каждый может защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Земельные участки относятся к недвижимому имуществу, а потому споры по поводу земли подлежат разрешению по общим правилам защиты гражданских прав.
Рассматривая данную тему, необходимо ориентироваться на :
- — ст. 12 ГК РФ, где раскрывается содержание способов защиты гражданских прав;
- — гл. 9 ЗК РФ «Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров».
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем:
- — признания права;
- — восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
- — признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности;
- — признания недействительным акта гос. органа или органа местного самоуправления;
- — самозащиты права;
- — присуждения к исполнению обязанности в натуре;
- — возмещения убытков;
- — взыскания неустойки;
- — компенсации морального вреда;
- — прекращения или изменения правоотношения;
- — неприменения судом акта гос. органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Защита прав на землю — защита правомочий и интересов собственника земельного участка или землепользователя.
Земельные споры рассматриваются в судебном порядке. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.
Способы защиты прав на земельные участки
1, Признание права на земельный участок. Осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы гос. регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить гос. регистрацию права на землю или сделки с землей.
2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на участок. Нарушенное право подлежит восстановлению в случаях:
- — признания судом недействительным акта исполнительного органа гос. власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на участок;
- — самовольного занятия земельного участка;
- — в иных предусмотренных ФЗми случаях.
3. Пресечение действий, нарушающих право на участок или создающих угрозу его нарушения. Действия, нарушающие права на землю граждан и юр лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:
- — признания недействительными в судебном порядке не соответствующих законодательству актов исполнительных органов гос. власти или органов местного самоуправления. Убытки, причиненные гражданину или юр лицу в результате издания не соответствующего закону и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юр. лица акта исполнительного органа гос. власти или органа местного самоуправления, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством;
- — приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов гос. власти или органов местного самоуправления;
- — приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством РФ;
- — восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
4. Возмещение убытков. Убытки, причиненные нарушением прав собственников участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений или сносу незаконно возведенных, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В случаях изъятия участков, в том числе путем их выкупа, для гос. или муниципальных нужд, собственникам (землепользователям и землевладельцам) в соответствии со ст.63 ЗК РФ гарантируется:
- — предоставление равноценных участков или возмещение рыночной стоимости изъятого участка;
- — возмещение стоимости жилых и иных зданий, сооружений, находящихся на изымаемых участках;
- — возмещение в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.
В юридической литературе различают 3 категории споров, возникающих из земельных отношений:
- 1. Земельные споры, связанные с нарушением или оспариванием прав граждан, юр. лиц на землю, включая право владения, пользования и распоряжения землей. Они возникают по поводу земли в связи с отказом предоставления участка, его изъятием, ограничением прав на землю, нарушением границ землепользования и в других случаях, когда нарушено субъективное право лица. Спор может возникнуть и в связи с тем, что лицо заблуждалось в отношении своего действительного права.
- 2. Земельно-имущественные споры, связанные не только с нарушением земельных прав, но и с возмещением убытков, вреда, вызванных этим нарушением.
- 3. Имущественные споры, возникающие из земельных отношений. Здесь нет спора о праве на землю, а рассматриваются имущественные споры по поводу пользования и распоряжения землей. Например, спор о размере убытков и их возмещении при изъятии земель для гос. и общественных нужд. Правомерность изъятия не оспаривается, но прежний собственник, землевладелец не согласен с определением размера убытков.
Источник: http://www.law-student.ru/835-.html
Права и обязанности собственников земельных участков.
Собственники земельных участков наделены широким спектром прав по распоряжению своим земельным участком (правом совершать сделки по поводу земельного участка). Иные правообладатели земельных участков (землепользователи, землевладельцы, арендаторы) по действующему земельному законодательству, как правило, не наделены распорядительными полномочиями.
Помимо распорядительных полномочий собственнику земельного участка закон предоставляет право:
· использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
· проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуротехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
· осуществлять другие права по использованию земельного участка, предусмотренные законодательством.
Перечисленные права собственника земельного участка относятся только к сфере землепользования. При этом названный перечень прав основной, но не исчерпывающий.
Лесным, водным, горным и иным законодательством могут быть предусмотрены другие права собственников земельных участков.
Используя свои земельные участки, земельные собственники приобретают право собственности на посадки и посевы сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если собственник передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование. Собственнику принадлежат расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных лесным кодексом Российской Федерации.
Осуществляя свои права, собственники земельных участков обязаны соблюдать предписанные законом ограничения при использовании своих прав на земельные участки.
Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и федеральными законами. Ограничения прав на землю, как правило, вводятся:
1) установлением особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
2) предписаниями об особых условиях охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
3) определением условий начала и завершения стройки или освоения
земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту;
4) введением иных ограничений использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом РФ и федеральными законами.
Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок актами исполнительных органов государственной власти, органов муниципального самоуправления или решениями судов.
Введенные в установленном порядке ограничения прав на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
Заинтересованные субъекты, чьи права на землю ограничены, могут решение государственных или муниципальных органов об ограничении их земельных прав обжаловать в судебном порядке.
Земельный кодекс РФ установил единый для всех субъектов права собственности на землю перечень возлагаемых на них обязанностей. Они обязаны:
· использовать землю в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
· сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
· осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;
· своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
· своевременно производить платежи за землю;
· соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
· не допускать загрязнения, захламления, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
· выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, федеральными законами.
Действующее российское законодательство не рассматривает право собственности на землю единственным видом законного владения и пользования земельными участками.
Гражданский кодекс признает наряду с правом собственности иные юридические титулы на землю:
· право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
· право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
Земельный кодекс продолжил практику реформирования земельного правопорядка России, также подразделив субъектов земельных отношений на собственников и не собственников земельных участков.
К не собственникам земельных участков отнесены землепользователи, землевладельцы, арендаторы и обладатели сервитутов.
Землепользователями закон признает лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.
Землевладельцамипризнаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.
Арендаторами земельных участков считаются лица, владеющие и пользующиеся земельным участком по договору аренды либо договору субаренды.
Обладателями сервитута именуются лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Все они не являются собственниками земельных участков и потому имеют менее широкий круг прав и обязанностей, предписанных нормами земельного и специального законодательства.
В рамках следующей темы мы рассмотрим правомочия не собственников — обладателей земельных участков.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10993 —
| 7442 —185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Источник: http://studopedia.ru/19_316292_prava-i-obyazannosti-sobstvennikov-zemelnih-uchastkov.html
Защита права собственности на земельные участки.
В соответствии с ЗК РФ выделяются следующие формы защиты нарушенных земельных прав, свобод и интересов.
1. Признание права (ст. 59 ЗК РФ) осуществляется в судебном порядке. Судебное решение является юридическим основанием, при котором органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на земельный участок или сделки с данным земельным участком.
2. Восстановление положения, которое существовало до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения (ст. 60 ЗК РФ). Эта форма распространяется на все случаи, когда субъективные права собственника земельного участка, землепользователя либо землевладельца нарушены либо ограничены неправомерными действиями другого лица. Нарушенное субъективное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления; самовольного занятия земельного участка другим лицом; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, которые нарушают права граждан и юридических лиц на земельный участок либо создают угрозу их нарушения, могут быть пресечены следующим образом:
— признание недействительными в судебном порядке не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти и актов органов местного самоуправления;
— приостановление исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного амоуправления;
— приостановление промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ и в ином порядке.
3. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления (ст. 61 ЗК РФ). Убытки, которые были причинены гражданину либо юридическому лицу в результате издания этого акта, не ответствующего закону и нарушающего субъективные права и интересы в отношении земельного участка и признанного впоследствии недействительным, подлежат возмещению исполнительным органом государственной власти, издавшим акт.
4. Возмещение убытков (ст. 62 ЗК РФ). Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, субъективные права которого были нарушены, может требовать полного возмещения причиненных ему
убытков. В понятие убытков включается реальный ущерб и упущенная выгода.
В рамках земельно-правового института возмещения причиненных убытков действует восстановление ранее существовавшего положения и исполнение обязательства в натуре.
5. Рассмотрение земельных споров (ст. 64 ЗК РФ). В ст. 12 ГК РФ устанавливается:
1) признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки;
2) самозащита права;
3) взыскание неустойки;
4) компенсация морального вреда;
5) прекращение или изменение правоотношения;
6) неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и др.
1) истребовать ЗУ из чужого незаконного владения
a. когда ЗУ был передан др. лицу по обязательству. Договор – срок истек – арендодатель предупредил – участок не освободили.
b. когда ЗУ был самовольно занят – чужое незаконное владение. Если право закреплено – то подтверждается выпиской из реестра, если не закреплено – то иные доказательства. Регистрация ведется с 1998 года.
2) истребование ЗУ от добросовестного приобретателя
a. все случаи, когда имущество выболо из владения лица помимо его воли
Условия признания лица добровольным приобретателем:
1. лицо возмездно приобрело ЗУ
2. приобретатель не знал и не д/б знать, что приобретает имущество у ненадлежащего лица
b. приобретатель д/б усомниться в добросовестности продавца
3) требование об устранений всяких нарушений права собственника, даже если эти нарушения не были соединены с лишением владения
Факт соблюдения градостроительных норм
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10765 —
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Источник: http://studopedia.ru/20_56490_zashchita-prava-sobstvennosti-na-zemelnie-uchastki.html
Правовая охрана земель
Правовая охрана земель
Правовая охрана земель — это охрана их правовыми средствами, т.е. путем установления прав и обязанностей по отношению к земле государственных органов, предприятий, учреждений и граждан путем запретов и дозволений, путем поощрения заботливых собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и наказания правонарушителей. рациональный использование охрана земля
Необходимость охраны земель закреплена в Конституции РФ, в земельном законодательстве и в правовых актах субъектов РФ.
Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и др. мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, на воспроизводство и повышение плодородия почв (ст. 100 ЗК).
предотвратить деградацию и нарушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологии производства, введения компенсационных выплат всем пользователям земли за ухудшение качества их земель, если это вызвано хозяйственной деятельностью других собственников и пользователей земли и экономической обстановкой в целом;
обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению;
создать механизм учета и проверки экологического состояния земель, а также обеспечение пользователей земли экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных участков.
В содержание охраны земель входят: рациональная организация земель; восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли, защита земли от водной и ветровой эрозии и т. п.
За счет средств республиканского и местного бюджета осуществляются республиканские и региональные программы по охране земель. В интересах охраны здоровья человека, окружающей среды и для оценки состояний почв Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных и радиоактивных веществ в почве.
При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов строений и сооружений, а также внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель.
Земельным законодательством разработаны виды стимулирования рационального использования и охраны земель, которое включает:
выделение средств из федерального бюджета республик в составе РФ и других субъектов федерации, местных бюджетов, внебюджетных фондов охраны земель для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли, а также частичную компенсацию при снижении доходов в результате консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;
освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения и в период, предусмотренный проектом производства работ;
Видео (кликните для воспроизведения). |
компенсацию убытков, причиненных снижением доходов в результате временной консервации земель, нарушения использования земель вследствие стихийных бедствий, передачи земель под государственные и муниципальные защитные лесные насаждения и иные природоохранные объекты;
поощрение граждан, ведущих крестьянское фермерское хозяйство, членов колхозов, кооперативов, акционерных обществ, работников совхозов, лесхозов и других предприятий, а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда;
установление повышенных цен на экологически чистую сельскохозяйственную продукцию;
полную или частичную компенсацию собственникам земель и другим пользователям земель произведенных ими затрат по охране земель, повышению плодородия почв. Она производится из средств федерального бюджета и бюджетов других субъектов Федерации при подтверждении соответствующим земельным органом объемов выполненных работ, предусмотренных государственными комплексными программами повышения плодородия почв и проектами внутрихозяйственного землеустройства в порядке, установленном законодательством РФ и правовыми актами субъектов РФ.
Требование рационального использования земли неотделимо от ее охраны. Нерациональное использование земли, потребительское и бесхозяйственное отношение приводит к нарушению выполняемых ею функций, снижению ее природных свойств. Поэтому целью охраны земель является предупреждение истощения почв, загрязнения поверхности земли, повышение плодородия почв и сохранение их природных качеств и свойств.
В связи с появлением частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на землю и многообразием форм использования земли возникает большая необходимость в охране, прежде всего, частной и других форм собственности на землю и прав пользователей этой землей.
Под охраной права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю следует понимать охрану принадлежащего им права владения, пользования и распоряжения землей.
Охрана прав пользователей землей заключается в охране прав и законных интересов указанных субъектов права и ответственности за нарушение возложенных на них обязанностей.
Различная роль земли в отдельных областях народного хозяйства обусловливает особенности их правового режима, а это, в свою очередь, определяет специфику охраны этих земель.
Конечная цель охраны всех земель состоит в обеспечении рационального и эффективного их использования всеми пользователями землей, которым они предоставлены.
Право собственности на землю защищается законом против любых неправомерных вторжений в сферу власти собственников. Все организации, предприятия и граждане обязаны уважать это право и не совершать никаких действий в его нарушение. В законодательстве подчеркивается, что действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право частной, государственной и иных форм собственности на землю, запрещаются.
Нарушенные права пользователей землей подлежат восстановлению в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Пользователи землей вправе требовать прекращения любых незаконных действий и отмены решения должностных лиц, направленных на неправомерное изъятие земель. Органы прокурорского надзора должны опротестовывать подобные незаконные действия и решения.
Если нарушение прав пользователей землей было вызвано преступными действиями виновных, последние подлежат привлечению к ответственности в установленном законом порядке.
Охрана прав пользователей землей обеспечивает их устойчивость и эффективность. Она гарантирует указанным субъектам права возможность беспрепятственно и спокойно пользоваться землей, успешно осуществлять на ней ту деятельность, для которой земля предоставлена. Благодаря охране прав указанных субъектов права обеспечивается возможность полного и эффективного использования земельных богатств России.
Вместе с тем, охрана права пользования землей направлена на охрану права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю. Охраняя права отдельных пользователей землей от тех или иных нарушений, соответствующие государственные органы тем самым охраняют существующий в нашей стране земельный строй.
При проектировании, эксплуатации новых и реконструируемых зданий, строений и сооружений, внедрении новой техники и новых технологий должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель, соблюдению экологических, санитарно-гигиенических и других установленных требований (норм, правил, нормативов).
Оценка негативного воздействия на состояние земель и эффективности предусмотренных мероприятий по использованию и охране земель проводится на основе экологических, санитарно-гигиенических и иных экспертиз, без положительного заключения которых запрещаются внедрение новой техники и новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв, финансирование строительства и реконструкции производственных и других объектов.
Земельные участки, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается получение продукции, отвечающей установленным требованиям (нормам, правилам, нормативам), подлежат исключению из сельскохозяйственного оборота и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.
Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения на этих землях жилых домов, объектов производственного и социально-культурного назначения, проведения на них мелиоративных и культурно-технических работ определяется Правительством РФ с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.
Источник: http://vuzlit.ru/1288715/pravovaya_ohrana_zemel
Защита права собственности на землю. Гарантии прав собственников земельных участков
Защита земельных прав осуществляется следующими основными способами:
1) путем признания земельных прав;
2) путем установления запрета на вмешательство в деятельность субъектов земельных прав со стороны органов государства и иных лиц (за исключением случаев нарушения субъектами права собственности на землю законодательства);
3) путем законодательного закрепления четкого перечня случаев прекращения либо ограничения земельных прав со стороны государства и его органов;
4) путем расширения перечня гарантий защиты земельных прав в случаях их прекращения или ограничения со стороны государства и его органов;
5) путем законодательного закрепления четких правил самозащиты прав собственности на землю.
Возмещение убытков как способ защиты прав землепользователей нормами земельного и гражданского права. Ст. 75 КоЗ регламентирует возмещение убытков:
· Изъятием или временным занятием земельных участков;
· Сносом расположенных на земельных участках объектов недвижимого имущества;
· Ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельных сервитутов.
Гражданский кодекс (статья 8) установил, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В частности, в соответствии со статьей 11 ГК защита гражданских прав осуществляется путем:
— восстановления положения, существовавшего до нарушения права;
— пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
— признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, установления факта ничтожности сделки и применения последствий ее недействительности;
— признания недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;
— присуждения к исполнению обязанности в натуре;
— компенсации морального вреда;
— прекращения или изменения правоотношения;
— неприменения судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;
— иными способами, предусмотренными законодательством.
Законодательство об охране и использовании земель закрепляет определенные гарантии прав землепользователей:
1) при изъятии земельных участков для государственных нужд – землепользователям возмещаются убытки и производится выкуп земельных участков по кадастровой стоимости на дату выкупа;
2) при изменении границ АТЕ – стабильность права на предоставленный земельный участок, т.е. сохранение вида вещного права на земельный участок и его размеров;
3) ст. 57 КоЗ гарантирует сохранение прав на земельный участок при разрушении капитального строения и т.д. в результате бедствия, если гражданин в течение 1 года, а ИП и ЮЛ в течение 6 мес. Приступят к восстановлению строения;
4) ст. 58 КоЗ гарантирует сохранение ограничений (обременений) прав на земельный участок, в том числе земельного сервитута ,при переходе прав на земельный участок и др.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9226 —
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
ОХРАНА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ
Охрана права собственности на землю представляет собой систему организационных, экономических и правовых мер, направленных на защиту земельных правомочий государства, других собственников земли.
Она предполагает предупреждение земельных правонарушений, посягающих на земельные права собственников, а также меры юридической ответственности за правонарушения.
Право собственности на землю защищается от противоправных действий любых лиц, в том числе частных земельных собственников.
К числу нарушений права государственной собственности следует отнести самовольно совершенные сделки с землей: самовольную куплю-продажу, дарение, самовольный обмен земельных .участков и другие действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на землю, самовольный захват земель и самовольное строительство, невыполнение собственниками, владельцами и пользователями земли обязанностей использованию земельных участков и др.
Право частной земельной собственности защищаете различными методами и средствами. Гражданское право выделяет защиту права собственности обязательственно-правовыми и вещно-правовыми средствами охраны. Ввиду отставания теории земельного права в части разработок вопросов охраны права частной собственности на землю воспользуемся этой классификацией.
Вещно-правовые средства защиты права собственности состоят в праве собственника истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, а также требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением право владения. Вещно-правовые средства охраны преследуют цель защиты права собственности в целом или отдельных правомочий собственника.
Обязательственно-правовые средства охраны пре полагают защиту имущественных прав и интересов земельных собственников в различных договорных отношениях, а также в случаях внедоговорного причинение вреда имуществу собственника.
Важное место в системе мер охраны права частной собственности на землю занимают гарантии прав земельных собственников. Они предоставляются при изъятие земельных участков для государственных или общественных нужд (определены в ст. 68 Кодекса о земле).
ЛЕКЦИЯ №4 ПО ТЕМЕ
«ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ СДЕЛОК С ЗЕМЛЕЙ. АРЕНДА ЗЕМЛИ»
по теме 4 «Правовое регулирование основных сделок с землей.
а) понятие, виды и условия действительности сделок с землей;
б) купля-продажа и обмен земельными участками;
в) залог земельного участка;
г) наследование земельного участка;
д) понятие аренды земли;
е) стороны в договоре аренды, их права и обязанности;
ж) расторжение договора аренды земли.
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И УСЛОВИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
СДЕЛОК С ЗЕМЛЕЙ
С проведением земельной реформы тесно связан вопрос о функционировании рынка земли и законодательства области осуществления сделок с нею. Земельные участки оказались вовлеченными в гражданский оборот, однако установлены некоторые ограничения на распоряжение землей. Растет число сделок с земельными участками.
Сделками, согласно ст. 154 ГК, признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав обязанностей. Признаки сделок: сделка — правомерное действие, выраженное активным поведением юридического или физического лица. Воля на совершение сделки должна быть явно выраженной и совпадать с ее внешним волеизъявлением, т.е. таким поведением, которое воспринимается всеми другими лицами (физическими юридическими), как участниками сделки, так и посторонними по отношению к ней.
Сделка представляет собой действие, направленно на возникновение определенного юридического результата, дозволенное нормами права.
Так, в Беларуси в отношении земельных участке разрешаются:
Земельные участки могут быть объектами рентных отношений.
Рента обременяет земельный участок, предприятие, здание, сооружение или другое недвижимое имущество, переданное под ее выплату (ст. 557 ГК).
По форме совершения различают сделки устные и письменные. Сделки, совершенные в письменной форме, могут быть простыми и нотариально удостоверенными.
По числу сторон сделки могут быть односторонними, двусторонними или многосторонними. Двух- и многосторонние сделки именуются договорами. Данное деление по количеству участвующих в них сторон, но не самих участников сделки. На стороне продавца и покупателя может быть несколько лиц, но от этого договор купли-продажи, например, не перестает быть двусторонней сделкой.
К сделкам с землей применимы нормы гражданского законодательства. Большое значение имеет деление сделок на консенсуальные и реальные. Если права и обязанности по сделке возникают с момента передачи вещи, то она является реальной. Если же сделка порождает юридические последствия с момента соглашения сторон, она — консенсуальная.
Чтобы признать сделку действительной, необходимо, чтобы она отвечала требованиям закона.
Сделка является действительной при:
* законности ее содержания,
* дееспособности участников сделки,
* соблюдении требуемой законом формы,
* соответствии волеизъявления участников сделки их действительной воле.
Если хотя бы одно из названных условий отсутствует, сделка может быть признана недействительной.
Недействительные сделки обычно делят на:
— оспоримые (или относительно недействительные),
— ничтожные (или абсолютно недействительные).
Оспоримые сделки могут быть признаны недействительными не сами по себе, а только по решению суда (хозяйственного суда). Ничтожные сделки недействительны с самого момента их совершения, даже если ест желание участников сделки и других лиц на их совершение. Такая сделка по общему правилу не порождает никаких драв и обязанностей, если обнаружились последствия, предусмотренные ничтожной сделкой, она) признаются незаконными.
Если из содержания ничтожной сделки вытекает, что она может быть прекращена на будущее время, суд прекращает ее действие на будущее время.
Сделки с землей имеют ряд особенностей, обусловленных как спецификой самого предмета сделки — земельного участка, так и наличием особых требование к сделкам с недвижимостью. Особое значение недвижимости обусловило наличие в законодательстве специальных правил заключения и оформления сделок с этим имуществом:
1. Сделки с землей должны быть заключены в письменной форме, нотариально удостоверены и зарегистрированы специально уполномоченным государственным органом по земельным ресурсам иземлеустройству по месту нахождения земельных участков. Государственная регистрация таких сделок необходима. Она является публичной. Орган) осуществляющий регистрацию, обязан предоставлять любому лицу информацию о регистрации прав на конкретный объект недвижимости и сделок с ним. Отказ в государственной регистрация права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть обжалованы в суд.
2. В процессе совершения сделки не меняется целевое назначение земельного участка — предмета сделки.
3. Предметом договора выступает земельный участок. В отдельных случаях предметом выступает часть земельного участка. При совершении сделки с частью делимого земельного участка эта часть в установленном порядке должна быть предварительно выделена в самостоятельный земельный участок (ст. 17 Кодекса о земле).
4. Договоры об отчуждении земельных участков физических и юридических лиц подлежат нотариальному удостоверению по месту нахождения земельного участка.
6. Для договоров с земельными участками особое значение имеет объем переходящих от одного субъекта к другому прав на земельный участок. К новому субъекту прав на землю переходит совокупность правомочий, которыми обладал прежний пользователь земли, со всеми ограничениями и обременениями, имеющимися на данный участок.
7. При совершении сделок с землей важно учитывать природоохранные требования, предъявляемые к использованию земли как объекта окружающей среды.
8. Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников независимо от того, кем участников совершена сделка.
Дата добавления: 2016-11-24 ; просмотров: 757 | Нарушение авторских прав
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://lektsii.org/11-82328.html
Юрист в сфере гражданского права.
Стаж: 8 лет