Новое в надзорной и кассационной инстанции

Проводим инструктаж по теме: "Новое в надзорной и кассационной инстанции". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

Глава 48.1. Производство в суде надзорной инстанции (ст.ст. 412.1 — 412.13)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ раздел XV настоящего Кодекса дополнен главой 48.1, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

Глава 48.1. Производство в суде надзорной инстанции

>
Пересмотр судебных решений в порядке надзора
Содержание
Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12125178/09278717a09ffe721112ef4de8f331af/

Полномочия кассационной и надзорной инстанции

Полномочия кассационной инстанции

Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с делом, вправе (ст. 390 ГПК РФ):

  1. оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения;
  2. отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
  3. отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  4. оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  5. отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
  6. оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 настоящего Кодекса.

1) Оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения. Это полномочие суд использует в том случае, если согласен с обжалуемым судебным актом и при проверке законности обжалуемого судебного акта не нашел оснований для его отмены. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 388 ГПК РФ суд должен сформулировать мотивы, по которым он пришел к своим выводам, и ссылку на закон, которым руководствовался.

2) Отменить постановление суда первой, апелляционной или кассавое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей. Отмену обжалуемого судебного акта влечет за собой установление существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законныхинтересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Указанные нарушения носят неустранимый характер, требуется установление новых юридических фактов, представление новых доказательств или повторное исследование имеющихся.

3) Отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу. Данное полномочие может быть реализовано судом при установлении нарушении норм процессуального права, предусмотренных ст. 220, 222 и 263 ГПК РФ. В этом случае суд должен отменить обжалуемое постановление и либо прекратить производство по делу, либо оставить заявление без рассмотрения.

4) Оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений. В случае если по делу было принято уже несколько судебных постановлений, то суд кассационной инстанции может прийти к выводу о законности одного из них. Таким образом, он может оставить в силе то судебное постановление, которое является законным.

5) Отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права. Если судами первой и (или) апелляционной инстанций допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права, для исправления которой после отмены (изменения) судебных постановлений не требуется установления новых обстоятельств дела, представления, исследования и оценки доказательств, то суду кассационной инстанции следует принять новое судебное постановление (определение), не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанции.

6) Оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 379.1 ГПК РФ (возвращение без рассмотрения по существу). К указанному полномочию суд может обратиться в том случае, если установит, что кассационная жалоба была принята с нарушениями норм процессуального права при наличии оснований, указанных в ст. 379.1.

При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления . В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления.

Суд кассационной инстанции не вправе:

  • устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;
  • предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
  • определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Полномочия надзорной инстанции

Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные ниже, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам (ст. 391.1 ГПК РФ):

  • лиц, участвующих в деле;
  • других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями;
  • по представлению Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей (если в рассмотрении дела участвовал прокурор).

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

  1. вступившие в законную силу решения судов среднего и высшего звена судебной системы, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
  2. апелляционные определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;
  3. кассационные определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации.
Читайте так же:  Заявить ходатайство в суде апелляционной инстанции

Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора установлены ст. 391.12 ГПК РФ.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе ( сравнить с кассацией ):

  1. оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  2. отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
  3. отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  4. оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  5. отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;
  6. оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 391.4 Кодекса.

Отличий практически нет.

Кассация
Надзор

оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения;

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления.

В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе:

  • не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо
  • предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и
  • определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/polnomochiya-kassatsionnoy-i-nadzornoy-instantsii

О некоторых странностях кассационного и надзорного производства (Белкин А.Р.)

Дата размещения статьи: 20.11.2014

Значительные изменения, коснувшиеся апелляционного, кассационного и надзорного производства с 1 января 2013 г., заставляют обратить особое внимание на то, каким образом УПК РФ регулирует теперь пересмотр судебных решений — как не вступивших, так и вступивших в законную силу.
Отметим при этом, что история изменений, вносимых в УПК РФ, изобилует примерами внесения странных, бессистемных и даже алогичных поправок, в дальнейшем в свою очередь исправляемых путем внесения «поправок на поправки» и т.д. ad infinitum . К сожалению, приходится констатировать, что не свободны от подобного и вновь введенные в УПК РФ главы 45.1, 47.1 и 48.1.
———————————
Множество примеров такого рода приведено в нашей недавней работе: Белкин А.Р. УПК РФ: нужны ли перемены? М.: Норма, 2013.

Сравнивая конкретные нормы закона, касающиеся «нового» кассационного и надзорного производства, с нормами «прежнего» надзора, можно заметить некоторые изменения, причины и смысл которых не вполне ясны.
Так, прежняя редакция ч. 4 ст. 30 УПК РФ предусматривала рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора — в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции. Ныне норма изменена, и ч. 4 ст. 30 УПК РФ говорит о том, что в порядке надзора дело рассматривается большинством членов Президиума ВС РФ.
Мы уже указывали ранее , что данная формулировка неточна и неоднозначна: имеется ли в виду большинство по списочному составу или большинство из тех, кто в данный момент присутствует в суде, — совершенно непонятно. Первый вариант, конечно, выглядит логичнее — почему бы так и не сказать? Да и само понятие большинства весьма относительно: всего в Президиуме ВС РФ 13 членов, в наличии, допустим, есть 9, большинство имеется; но ведь и 8 тоже образуют большинство — значит ли это, что в заседании могут участвовать не все присутствующие?
———————————
См.: Белкин А.Р. Указ. раб. С. 92.

Как справедливо подчеркивает И.С. Дикарев, ключевым здесь является вопрос, вправе ли докладчик высказывать по делу свою собственную позицию . Мы согласны с тем, что судья-докладчик, не ограничиваясь анализом фактических обстоятельств дела и доводов, изложенных в жалобах и представлениях, вправе в ходе доклада излагать суду свое собственное мнение относительно необходимости отмены или изменения обжалуемого решения . Кроме того, само принятие решения о передаче дела на рассмотрение коллегии отнюдь не равнозначно внутреннему убеждению судьи в том, что жалоба (представление) должна быть удовлетворена, так что участие этого судьи в качестве докладчика не препятствует объективной оценке законности обжалуемого судебного решения кассационной или надзорной инстанцией.
———————————
См.: Дикарев И.С. Доклад уголовного дела в судах кассационной и надзорной инстанций // Уголовное право. 2013. N 2. С. 93 — 96.
См., напр.: Мартынчик Е.Г. Гарантии прав осужденного в надзорном производстве. Кишинев, 1985. С. 120; Судебное производство в уголовном процессе РФ: практическое пособие по применению УПК РФ / под общ. ред. А.И. Карпова. М., 2008. С. 532; Дикарев И.С. Указ. раб.

Еще одна скромная поправка, заметно меняющая суть дела. В ч. 4 ст. 407 УПК РФ указывалось, что после изложения обстоятельств дела, содержания приговора, определения или постановления, мотивов надзорной жалобы (представления) и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства докладчику могут быть заданы вопросы. Данная формулировка имелась еще в УПК РСФСР (ч. 4 ст. 377), причем не вызывало сомнений, что право задавать вопросы распространяется и на прокурора, осужденного и защитника . А в соответствующей ч. 6 новой ст. 401.13 УПК РФ (и ч. 5 ст. 412.10 УПК РФ) видим несколько иное: докладчику могут быть заданы вопросы судьями.
———————————
См. например: Перлов И.Д. Надзорное производство в уголовном процессе. М., 1974. С. 218.

Читайте так же:  Издержки судебного процесса

Судя по всему, законодатель считает, что остальным участникам заседания спрашивать докладчика незачем, даже если он искажает смысл поданных ими жалоб или представлений?
Часть 7 ст. 407 УПК РФ предусматривала, что решение надзорная коллегия принимает, не уходя в совещательную комнату — напротив, из зала судебного заседания удалялись стороны . Ныне восстановлен более привычный порядок — согласно ч. 8 ст. 401.13 УПК РФ, в совещательную комнату удаляется сама кассационная коллегия. В то же время ст. 412.10 УПК РФ никаких указаний относительно удаления надзорной коллегии в совещательную комнату не содержит, что вполне может быть при желании интерпретировано как сохранение прежнего порядка.
———————————
Имеет смысл заметить, что разбирательство, даже и в надзорной инстанции, по умолчанию предполагалось открытым, так что, помимо сторон, в зале могли быть и иные лица. Об их удалении УПК ничего не говорил.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Источник: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=4386

Надзорная жалоба по гражданскому делу

Надзорная жалоба – процессуальный документ, подаваемый с целью изменения или отмены вступившего в силу постановления суда первой, апелляционной и кассационных инстанций.

Функции надзора не предусматривают изучение доказательной базы по делу, а заключаются в проверке правильности и единообразия трактовки судами правовых норм.

Куда подается жалоба

Надзор за деятельностью судебных инстанций осуществляется Верховным Судом Российской Федерации (ВС РФ).

Способы подачи

Как правило, надзорная жалоба направляется Почтой России: ценным письмом с описью вложения (заказным отправлением с уведомлением о вручении).

Пользователи, имеющие подтвержденную учетную запись в системе ЕСИА (на портале Госуслуги) или электронно-цифровую подпись, могут направить жалобу через сайт ВС РФ: https://www.vsrf.ru. Отслеживать результат подачи документов можно в личном кабинете.

Кто может обратиться с жалобой

В соответствии с п. 1 ст. 391.1 ГПК РФ подать надзорную жалобу могут:

  • участники дела (истец, ответчик, их уполномоченные представители и т. д.);
  • другие лица, права, свободы и законные интересы которых были нарушены вынесенными судебными постановлениями;
  • государственные органы;
  • Генеральный прокурор РФ и его заместители (если гражданское дело рассматривалось при участии прокурора), действующие в интересах государства или неопределенного круга лиц, права которых нарушаются вынесенным судебным актом.

Решения каких инстанций обжалуются в порядке надзора

Согласно п. 2 ст. 391.1 ГПК РФ в Президиум ВС РФ направляются жалобы на:

1. Вступившие в законную силу судебные решения, принятые в первой инстанции:

  • верховных судов республик (краев, областей, АО, городов федерального значения);
  • флотских (окружных) военных судов,

если апелляция рассматривалась в ВС РФ.

  • Апелляционной коллегии ВС РФ;
  • Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ или Военной коллегии ВС РФ, вынесенные в апелляционном или кассационном порядке.

Внимание: описанный порядок уже неактуален, он действовал до вступления в силу закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ (ред. от 17.10.2019), а именно до запуска работы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

Кроме того, в соответствии со ст. 391.11 ГПК РФ всякое судебное постановление, вынесенное на любом этапе производства, может быть пересмотрено в порядке надзора по представлению Председателя ВС РФ или его заместителя.

Срок подачи жалобы

В соответствии с п. 2 ст. 391.2 ГПК РФ судебные постановления могут быть обжалованы в течение 3 месяцев со дня их вступления в законную силу.

Срок представления жалобы, пропущенный по документально подтвержденным уважительным причинам, может быть восстановлен на основании заявления заинтересованного лица.

Жалоба, представляемая Председателю ВС РФ, может быть направлена до истечения 6 месяцев со дня вступления в силу обжалуемого судебного акта.

Государственная пошлина

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 333.19 НК РФ за подачу надзорной жалобы взимается государственная пошлина в той же сумме, которая уплачивается за представление неимущественного иска:

  • 300 руб. – для граждан;
  • 6 000 руб. – для юридических лиц.

Квитанция об уплате пошлины включается в пакет документации, прилагаемый к жалобе.

Заявитель может просить о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты пошлины (в пределах 1 года) или уменьшении ее размера. Ходатайство заявителя оформляется определением суда, которое также прикладывается к пакету документации. При наличии льготы по уплате госпошлины к жалобе необходимо приложить копию документа, подтверждающего право на ее применение.

Как составить надзорную жалобу

Согласно п. 1 ст. 391.3 ГПК РФ документ должен содержать:

  1. Наименование суда, в который он подается;
  2. ФИО (название) и адрес заявителя;
  3. ФИО (название) и адрес других лиц, участвующих в деле;
  4. Наименование судов, рассматривавших гражданское дело в первой (апелляционной, кассационной) инстанциях и содержание их решений;
  5. Указание на постановления, которые обжалуются;
  6. Доводы, являющиеся основанием для пересмотра этих постановлений;
  7. Прошение лица, подающего надзорную жалобу;
  8. Перечень прилагаемых документов;
  9. Дату и подпись заявителя.

Прилагаемые документы

К надзорной жалобе должны быть приложены:

  • необходимое количество копий документа по числу лиц, участвующих в деле;
  • копии решений, ранее принятых в предыдущих инстанциях, заверенные соответствующими судебными органами;
  • квитанция об уплате госпошлины (определение о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера сбора и пр.).

Сканированный образ каждого документа, направляемого через Интернет, заверяется простой или усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Председателя ВС РФ от 29.11.2016 № 46-П.

При отсутствии необходимых приложений надзорная жалоба подлежит возврату без рассмотрения по существу в 10-дневный срок со дня ее представления (п. 2 ст. 391.4 ГПК РФ).

Сроки рассмотрения надзорной жалобы

Все жалобы, поступающие в Президиум ВС РФ, проходят обязательный предварительный этап рассмотрения одним из судей в срок:

  • не более 2 месяцев, если дело не было истребовано;
  • не более 3 месяцев — в случае истребования дела.

При этом не учитывается период времени, прошедший со дня запроса дела и до дня его поступления в ВС РФ. А в особо сложных случаях судья, с разрешения Председателя ВС или его заместителя, может продлить срок изучения жалобы, прилагающейся к ней документации и материалов дела, но не больше чем на 2 месяца.

По результату предварительного изучения представленных документов судья выносит определение:

  • о пересмотре спорного судебного акта в заседании Президиума ВС РФ;
  • об отказе в рассмотрении надзорной жалобы.
Читайте так же:  Содержание судебного приказа о взыскании алиментов

Заседание должно быть назначено в срок, не превышающей 2 месяцев со дня вынесения определения в пользу заявителя.

Порядок рассмотрения жалобы в суде

Президиум ВС РФ принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи, ранее изучившего представленные материалы, и направляет участникам дела:

  • копии надзорной жалобы;
  • копии определения о пересмотре спорного судебного акта в заседании;
  • извещения о месте и времени рассмотрения дела.

Неявка в суд участников дела, которые были извещены надлежащим образом, не препятствует проведению заседания.

Также вышеуказанные лица могут допускаться к участию в процессе путем использования систем видеоконференц-связи при наличии технической возможности (ст. 155.1 ГПК РФ).

Председатель ВС РФ (его заместитель), вынесший определение о рассмотрении дела по надзорной жалобе в Президиуме, не может участвовать в заседании.

  • обстоятельства дела;
  • содержание судебных актов, принятых предыдущими инстанциями;
  • доводы, послужившие основанием для подачи жалобы.

Участники дела вправе дать объяснения, при этом первым высказывается лицо, подавшее надзорную жалобу.

Результат рассмотрения дела определяется Президиумом в порядке голосования. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр гражданского дела и против его пересмотра, надзорная жалоба считается отклоненной.

По итогам заседания издается постановление об аннулировании судебного решения, принятого предыдущей инстанцией, его изменении или об отказе в удовлетворении жалобы.

Постановление вступает в законную силу немедленно после его оглашения и дальнейшему обжалованию уже не подлежит, за исключением случаев пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Список источников

1. Статья 391.1 ГПК РФ. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора.

2. Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Статья 391.2 ГПК РФ. Порядок и срок подачи надзорной жалобы, представления.

4. «Порядок подачи в Верховный Суд Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа» (утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 29.11.2016 № 46-П).

5. Статья 333.19 НК РФ. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями.

6. Статья 333.20 НК РФ. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям.

7. Статья 333.41 НК РФ. Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины.

8. Статья 391.3 ГПК РФ. Содержание надзорной жалобы, представления.

9. Статья 391.4 ГПК РФ. Возвращение надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу.

10. Статья 391.5 ГПК РФ. Рассмотрение надзорной жалобы, представления.

11. Статья 391.6 ГПК РФ. Сроки рассмотрения надзорной жалобы, представления.

12. Статья 391.7 ГПК РФ. Определение об отказе в передаче надзорной жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

13. Статья 391.8 ГПК РФ. Определение о передаче надзорной жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

14. Статья 391.9 ГПК РФ. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора.

15. Статья 391.10 ГПК РФ. Порядок и срок рассмотрения надзорной жалобы, представления с делом в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

16. Статья 155.1 ГПК РФ. Участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.

17. Статья 391.11 ГПК РФ. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

18. Статья 391.12 ГПК РФ. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора

19. Статья 391.13 ГПК РФ. Содержание постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

20. Статья 391.14 ГПК РФ. Вступление в законную силу постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Источник: http://pra-vo.com/nadzornaya-zhaloba-po-grazhdanskomu-delu.html

Реформирование кассационного и надзорного производств в российском гражданском процессе

Советские кассация и надзор уходят в прошлое

Сформировавшиеся в советский период гражданского процесса проверочные производства были впервые реформированы в 1995 г., когда был принят Федеральный закон от 27 октября 1995 г. № 189-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР». Общая цель изменений 1995 г. была направлена на расширение действия основополагающих принципов гражданского процесса — диспозитивности и состязательности.

В результате изменений «советская кассация» и «советский надзор» утратили характерные, оригинальные черты и приобрели новые, свойственные классическим апелляционному и кассационно-ревизионному производствам 1 .

Реформирование кассационного производства

В отношении кассационного производства эти изменения выразились в том, что суд кассационной инстанции был наделен такими новыми правами, как:

Видео (кликните для воспроизведения).

исследовать новые доказательства (ч. 1 ст. 294 ГПК РСФСР);

самостоятельно оценивать имеющиеся в деле новые доказательства;

устанавливать новые факты на основе своей оценки доказательств (ч. 1 ст. 294, п. 4 ч. 1 ст. 305 ГПК РСФСР);

принимать новое решение, не только если суд первой инстанции допустил ошибку в применении норм материального права, как раньше, но и когда признает, что суд первой инстанции неправильно установил фактические обстоятельства, и сам установит новые факты;

проверять дело в пределах жалобы (протеста), а не как раньше, в полном объеме (в обжалованной и необжалованной части, в отношении лиц, не подавших жалобы) [1] [2] .

Реформирование надзорного производства

В надзорном производстве изменились основания для отмены судебных постановлений, которые ранее совпадали с основаниями для отмены судебных постановлений в кассационном порядке. Теперь суд надзорной инстанции мог проверять только законность вступивших в законную силу судебных актов, но не их обоснованность.

Основаниями для отмены судебного постановления стали:

неправильное применение или толкование норм материального права;

существенное нарушение норм процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения, определения, постановления суда (ст. 330 ГПК РСФСР).

Изменились и требования к составлению протестов в порядке надзора. В них следовало четко указать, какое нарушение правовых норм было допущено судом, в чем выражается суть нарушений.

Деятельность должностных лиц суда и прокуратуры по принесению протестов в порядке надзора стала основываться исключительно на жалобах лиц, участвующих в деле, что свидетельствовало о последовательном проявлении на стадиях гражданского процесса принципа диспозитивности.

Читайте так же:  Ходатайство о переводчике в суде

Как и в кассационном производстве, в надзорном производстве проверка судебных постановлений осуществлялась в пределах доводов протеста. В интересах законности суд надзорной инстанции мог выйти за пределы доводов протеста 1 .

Источник: http://studref.com/632420/pravo/reformirovanie_kassatsionnogo_nadzornogo_proizvodstv_rossiyskom_grazhdanskom_protsesse

Надзорная жалоба по уголовному делу

Надзорная жалоба – процессуальный документ, подаваемый с целью изменения или отмены вступившего в силу приговора (постановления) суда первой, апелляционной и кассационных инстанций.

Функции надзора не предусматривают изучение доказательной базы по делу, а заключаются в проверке правильности и единообразия трактовки судами правовых норм.

Куда подается жалоба

Надзор за деятельностью судебных инстанций осуществляется Верховным Судом Российской Федерации (ВС РФ).

Способы подачи

Как правило, надзорная жалоба направляется Почтой России: ценным письмом с описью вложения (заказным отправлением с уведомлением о вручении).

Пользователи, имеющие подтвержденную учетную запись в системе ЕСИА (на портале Госуслуг) или электронно-цифровую подпись, могут направить жалобу через сайт ВС РФ: https://www.vsrf.ru. Отслеживать результат подачи документов можно в личном кабинете.

Кто может обратиться с жалобой

В соответствии со ст. 401.2 и 412.1 УПК РФ подать надзорную жалобу могут:

  • стороны дела: осужденные, оправданные, их защитники и уполномоченные (законные) представители, частный обвинитель, потерпевшие, гражданские истцы и ответчики в части гражданского иска, решение по которому содержится в приговоре;
  • другие лица, права, свободы и законные интересы которых были нарушены вынесенными судебными постановлениями;
  • Генеральный (военный, региональный) прокурор и его заместители.

Решения каких инстанций обжалуются в порядке надзора

Внимание: описанный порядок уже неактуален, он действовал до вступления в силу закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ (ред. от 17.10.2019), а именно до запуска работы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

Согласно п. 3 ст.412.1 УПК РФ в Президиум ВС РФ направляются жалобы на:

1. Вступившие в законную силу судебные решения, принятые в первой инстанции:

  • верховных судов республик (краев, областей, АО, городов федерального значения);
  • флотских (окружных) военных судов,

если апелляция рассматривалась в ВС РФ.

2. Судебные решения, вынесенные в апелляционном порядке:

  • Судебной коллегией по уголовным делам ВС РФ или Военной коллегией ВС РФ;
  • Апелляционной коллегией ВС РФ.

3. Определения Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ или Военной коллегии ВС РФ, вынесенные в кассационном порядке.

4. Постановления Президиума ВС РФ.

Срок подачи жалобы

В настоящее время уголовное судопроизводство не регламентирует срок подачи надзорной жалобы. Таким образом, обратиться в Президиум ВС РФ можно:

  • в период отбывания наказания;
  • после освобождения из мест лишения свободы;
  • после погашения судимости.

При этом, если речь идет о пересмотре судебного акта по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного (оправданного или гражданина, в отношении которого уголовное дело было прекращено), то срок обращения в надзорную инстанцию ограничивается 1 годом со дня вступления в законную силу обжалуемого решения (ст. 401.6 УПК РФ).

Государственная пошлина

За подачу надзорной жалобы по уголовному делу государственная пошлина не взимается.

Как составить надзорную жалобу

Согласно ст. 412.3 УПК РФ документ должен содержать:

  • наименование суда, в который он подается;
  • сведения о заявителе (его ФИО, местонахождение, процессуальное положение);
  • наименование судов, рассматривавших уголовное дело в первой (апелляционной, кассационной) инстанциях и содержание их решений;
  • указание на постановления, которые обжалуются;
  • доводы, являющиеся основанием для пересмотра этих постановлений;
  • прошение лица, подающего надзорную жалобу;
  • перечень прилагаемых документов;
  • дату и подпись заявителя.

Прилагаемые документы

К надзорной жалобе должны быть приложены копии решений, ранее принятых в предыдущих инстанциях, заверенные соответствующими судебными органами.

Сканированный образ каждого документа, направляемого через Интернет, заверяется простой или усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Председателя ВС РФ от 29.11.2016 № 46-П.

При отсутствии необходимых приложений надзорная жалоба подлежит возврату без рассмотрения по существу в 10-дневный срок со дня ее представления (п. 2 ст. 412.4 УПК РФ).

Сроки рассмотрения надзорной жалобы

Все жалобы, поступающие в Президиум ВС РФ, проходят обязательный предварительный этап рассмотрения одним из судей в срок:

  • не более 1 месяца, если дело не было истребовано;
  • не более 2 месяцев — в случае истребования уголовного дела.

По результату предварительного изучения представленных документов судья выносит определение:

  • о пересмотре обжалуемого судебного акта в заседании Президиума ВС РФ;
  • об отказе в рассмотрении надзорной жалобы.

Заседание должно быть назначено в срок, не превышающей 2 месяцев со дня вынесения определения в пользу заявителя.

Порядок рассмотрения жалобы в суде

Президиум ВС РФ принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи, ранее изучившего представленные материалы, и направляет заинтересованным лицам извещения о месте и времени заседания.

Разбирательство проводится при обязательном участии прокурора.

  • обстоятельства уголовного дела;
  • содержание судебных актов, принятых предыдущими инстанциями;
  • доводы, послужившие основанием для подачи жалобы.

Стороны дела (заинтересованные лица) вправе дать объяснения, при этом первым высказывается лицо, подавшее надзорную жалобу.

Результат рассмотрения дела определяется Президиумом в порядке голосования. Первым выносится на голосование предложение, наиболее благоприятное для осужденного.

При равном количестве голосов, поданных за пересмотр уголовного дела и против его пересмотра, надзорная жалоба считается отклоненной.

Основаниями отмены или изменения приговора (постановления, определения) являются:

  • существенные нарушения УК (УПК) РФ, повлиявшие на исход дела;
  • выявление новых сведений, свидетельствующих о несоблюдении условий (неисполнении обязательств), предусмотренных досудебным соглашением о сотрудничестве.

По итогам заседания издается постановление:

  • об отмене приговора, всех последующих решений и прекращении уголовного дела;
  • о передаче дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение;
  • об отмене решения апелляционной (кассационной) инстанции и о передаче дела в новую апелляцию (кассацию);
  • об отмене приговора, всех последующих решений и возврате дела для устранения препятствий по его рассмотрению судом (например: если обвинительное заключение составлено с нарушением требований уголовного судопроизводства);
  • о внесении изменений в приговор (постановление, определение) суда;
  • об отказе в удовлетворении надзорной жалобы.

Постановление вступает в законную силу немедленно после его оглашения и дальнейшему обжалованию уже не подлежит, за исключением случаев пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Список источников

1. Статья 401.2 УПК РФ. Право на обращение в суд кассационной инстанции.

2. Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Читайте так же:  Досудебная претензия мебель

3. Статья 412.1 УПК РФ. Пересмотр судебных решений в порядке надзора.

4. Статья 412.2 УПК РФ. Порядок подачи надзорной жалобы, представления.

5. «Порядок подачи в Верховный Суд Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа» (утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 29.11.2016 № 46-П).

6. Статья 412.3 УПК РФ. Содержание надзорной жалобы, представления.

7. Статья 412.4 УПК РФ. Возвращение надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу.

8. Статья 412.5 УПК РФ. Рассмотрение надзорной жалобы, представления.

9. Статья 401.6 УПК РФ. Поворот к худшему при пересмотре приговора, определения, постановления суда в кассационной инстанции.

10. Статья 412.6 УПК РФ. Сроки рассмотрения надзорной жалобы, представления.

11. Статья 412.7 УПК РФ. Постановление об отказе в передаче надзорной жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

12. Статья 412.8 УПК РФ. Постановление о передаче надзорной жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

13. Статья 412.9 УПК РФ. Основания отмены или изменения судебных решений в порядке надзора.

14. Статья 412.10 УПК РФ. Порядок и срок рассмотрения уголовного дела по надзорной жалобе, представлению в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

15. Статья 412.11 УПК РФ. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных решений в порядке надзора.

16. Статья 412.12 УПК РФ. Пределы прав Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

17. Статья 412.13 УПК РФ. Вступление в законную силу постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Источник: http://pra-vo.com/nadzornaya-zhaloba-po-ugolovnomu-delu.html

Производство в суде надзорной инстанции: новое в законодательстве

Подозреваемый, обвиняемый, осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в порядке надзорной инстанции

Основания к отмене или изменению вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений в надзорном порядке вытекают из имеющихся материалов уголовного дела.

Право обжалования имеют осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший его представитель. Право обжалования реализуется в форме надзорных жалоб. Прокурор также вправе ходатайствовать о пересмотре дела.

Производство в надзорной инстанции состоит из следующих этапов

1 . Подача надзорной жалобы или надзорного представления

2 . Рассмотрение судом надзорной инстанции жалобы, протеста в течение 30 суток со дня поступления жалобы и принятие решения о необходимости надзорного производства

3 . Рассмотрение дел в надзорном порядке

4 . Вынесение решения. Процессуальная форма решения — постановление или определение.

В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:

1) оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения,

2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу,

3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение, отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение,

4) отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение,

5) внести изменения в приговор, определение или постановление суда

При пересмотре дела в порядке надзора соответствующая надзорная инстанция вправе внести определенные изменения в решение суда, если для того имеются основания (ст. 409 УПК).

При рассмотрении же дела в порядке возобновления по вновь открывшимся обстоятельствам суд таких изменений в приговор и другие судебные акты не вносит. Он может только отменить их и передать дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд либо отменить ранее вынесенное решение и прекратить дело, либо отклонить заключение прокурора (ст. 418 УПК).

Возбудить производство, по общему правилу, по вновь открывшимся обстоятельствам может только прокурор (ч.1.ст.415 УПК)

Правом обжалования вступившего в законную силу приговора, определения, постановления суда наделены не только прокуроры, но и председатели соответствующих судов (ст. 402 УПК)

99. Сущность основания и порядок возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (возобновление производства) является разновидностью пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу, , включающий два вида пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу:

1) в порядке надзорного производства;

2) в порядке возобновления производства по уголовному делу.

Последний, будучи особой стадией уголовного процесса, предусматривает основания и процедуру установления и устранения допущенных при рассмотрении уголовных дел судебных ошибок, которые не были, или не могли быть выявлены раньше.

Установление инстанционной системы пересмотра судебных решений, повлекших незаконное и необоснованное осуждение, вытекает из конституционного права осужденного на пересмотр приговора с целью исправления судебных ошибок (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ). Данное положение Конституции РФ соответствует международно-правовым нормам, которые обязывают национальные судебные органы пересматривать окончательные решения судов и принимать меры к реабилитации невиновно осужденных в каждом случае, «если какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки»

Значение рассматриваемой стадии состоит в том, что по своему содержанию и предназначению возобновление дел, т.е. их новое рассмотрение, выступает в качестве механизма, дополняющего все обычные способы обеспечения правосудности приговоров. Этот вид производства, имеющий как бы резервное значение, используется, когда не применимы или были исчерпаны другие средства процессуально- правовой защиты

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9051 —

| 7679 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.ru/8_154373_proizvodstvo-v-sude-nadzornoy-instantsii-novoe-v-zakonodatelstve.html

Новое в надзорной и кассационной инстанции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here