Содержание
Права ребенка в школе. Права детей-сирот и детей-инвалидов в школе
Задача родителей – воспитывать и защищать своих детей. Сам же ребёнок не всегда способен правильно поступить в сложных ситуациях и отстоять свои права. Если речь идёт о школьниках, обязанности отстаивать основные права ребёнка ложатся не только на родителей, но и на учебное заведение.
Нормативно-правовые акты
Основные права ребёнка в школе регламентируются законами «Об образовании» и «О защите прав ребёнка». Естественно, что в каждом общеобразовательном заведении существует свой устав. В таком статуте может быть прописано, какие права имеет ребёнок, учащийся конкретно в этом заведении, а также каковы его обязанности как ученика. Создавая устав школы, необходимо придерживаться Конституции и законов государства.
Откуда ребёнок узнаёт о своих правах
Ознакомить школьника с его правами – это задача учебного заведения, но и участие родителей является обязательным. Если после проведения тематических классных часов ученик что-то недопонимает, на все вопросы отец или мать должны уметь ответить.
Классный час и сопутствующие мероприятия, объясняющие, какие права имеет ребёнок, можно начинать проводить уже в начальной школе. В четвёртом-пятом классе дети способны адекватно воспринимать информацию подобного рода. В целях ознакомления устав школы обязательно должен быть вывешен на всеобщее обозрение.
Основные права ребёнка, посещающего общеобразовательное учебное заведение
- Самостоятельно выбирать школу, в которой он хочет учиться.
- Получить бесплатное полное среднее образование (11 классов).
- Право на перевод в другую школу с его согласия и с согласия родителей, вне зависимости от направленности школы и даже в ходе учебного года.
- Учиться в условиях, которые не угрожают его личной безопасности.
- По желанию посещать дополнительные занятия, секции и кружки.
- Право на получение знаний от учителей.
- Должно обеспечиваться уважение и непредвзятое отношение к ребёнку со стороны учителей и остальных работников школы.
- Посещение школьных мероприятий (концерты, экскурсии).
- Добровольно и только по собственному желанию школьник может помогать в благоустройстве учебного заведения.
- Получать книги из школьной библиотеки.
- В случае надобности получать помощь школьного психолога.
- Если возникло такое желание или необходимость, школьники могут изучать определённый предмет по ускоренной программе.
Иногда бывают сложности в реализации прав учащихся. Например, при переводе из одной школы в другую требуют окончания учебного года или согласия директора, субботники, организованные для облагораживания территории школы, преподносятся как обязательные мероприятия. Недофинансирование школ также стало причиной тому, что бесплатное образование превратилось в условно бесплатное. Библиотечные фонды не обеспечивают всех учеников необходимыми учебниками, и родители вынуждены покупать их за свои деньги. Всё это — не что иное, как нарушение прав ребёнка в школе.
Обязанности школьника
- Бережно относиться к школьному имуществу, мебели, учебной литературе.
- Регулярно посещать занятия согласно расписанию.
- Придерживаться устава школы. Соблюдать правила школьного статута.
- Доброжелательно относиться к другим учащимся, учителям и работникам школы. Уважать их достоинство и честь.
- Исполнять требования администрации учебного заведения в пределах его статута.
Задачей родителей на этом этапе становится донесение до ребёнка важности выполнения правил и норм школьного устава.
Добросовестно исполняя свои обязанности в пределах школы, ученик может надеяться, что его права тоже будут соблюдены.
В каких формах может выражаться нарушение прав школьника
В стенах учебного заведения школьники могут столкнуться с физическим или психологическим насилием. Это нарушение прав ребёнка в школе. Родители должны интересоваться школьной жизнью ученика, только тогда появляется возможность предупредить возникновение таких проблем или вовремя их устранить.
Права ребёнка в школе могут нарушаться посредством применения к нему физического насилия. Школа должна контролировать поведение детей, находящихся на её территории во время учебного процесса и внешкольных мероприятий, так как она в первую очередь несёт ответственность за жизнь и здоровье учащихся. Иногда школьники сталкиваются с применением к ним физической силы со стороны учителей в так называемых воспитательных целях.
Психологическое насилие над ребёнком — понятие более туманное и размытое. Самыми распространёнными его проявлениями могут быть завышенные требования, угрозы в адрес ребёнка, беспричинная критика, демонстрация негативного отношения.
Одной из актуальных проблем является вопрос религии. Школа не имеет никакого права навязывать кому-то из своих учеников те или иные религиозные взгляды. Если учебное заведение открыто заявляет о своей принадлежности к определённой религии, проводит или участвует в религиозных мероприятиях, собирает пожертвования для религиозных организаций – это всё неправомерные действия, требующие немедленного вмешательства.
Одним из проявлений психологического насилия может выступать гендерная дискриминация. Это те случаи, когда детей делят по половому признаку при выполнении каких-либо заданий или поручений. Например, мальчик может чувствовать угнетение, если на дежурство необоснованно оставили только мальчиков, а девочек отпустили домой.
И физическое, и моральное давление одинаково негативно влияют на школьников. Иногда деструктивное психологическое воздействие со стороны одноклассников или учителей может быть неявным, но оно тоже способно отражаться на настроении, самочувствии и успеваемости ребёнка.
Защита прав ребёнка в школе. Как поступать родителям
Все мамы и папы надеются, что пока их чадо находится в школе, оно в полной безопасности. Но что же делать, если всё же происходит нарушение прав ребёнка и на него осуществляется неправомерное физическое или психологическое влияние?
Если инцидент не носит серьёзных последствий, достаточно прояснить все моменты с ребёнком, классным руководителем, всеми участниками событий. При этом нужно выяснить причину возникшей спорной ситуации и составить план поведения на будущее, чтобы исключить повторение подобного.
Когда же вы имеете дело с серьёзными происшествиями или повторяющимися событиями, влияющими на физическое или психологическое самочувствие ребёнка, здесь надо принимать серьёзные меры. Первое, что нужно сделать, — это пройти медицинскую экспертизу, в случае с физическим насилием над школьником, и освидетельствование у детского психолога, если речь идет о моральном давлении. Далее необходимо определить свидетелей события, которые в дальнейшем помогут выяснить все спорные моменты.
О случившемся обязательно должен узнать директор школы. Лучше, если родители напишут официальный запрос на его имя. Директор в кратчайшие сроки должен ознакомиться с подробностями произошедшего инцидента и помочь в решении вопроса.
Если разбирательство на местном уровне не принесёт результата, родители имеют право обратиться в органы полиции, прокуратуры или суд, чтобы с их помощью защитить права ребёнка в школе.
Иногда как альтернатива решения вопроса при повторяющихся инцидентах возможен перевод ребёнка в другую школу.
Права детей-инвалидов
Каковы права ребёнка-инвалида в школе? Имеют ли дети с ограниченными возможностями и физическими дефектами возможность посещать общеобразовательное учебное заведение? Что может ограничить права ребёнка в школе?
Россия – страна, где дети-инвалиды имеют право получить полное среднее образование в школе, если этому нет медицинских противопоказаний. Никаких ограничений со стороны учебного заведения для таких детей быть не может.
Естественно, что для обучения детей-инвалидов иногда приходится создавать специальные организационно-технические условия.
Ребёнок-инвалид имеет право на:
- приоритетное зачисление в учебное заведение при подаче стандартного пакета документов;
- свободный выбор школы, более подходящей для обучения по территориальному расположению либо рекомендованной медико-педагогической экспертизой;
- отчисление в случае неспособности усваивать школьный курс по состоянию здоровья или нарушения устава школы;
- обязательное участие Комиссии по делам несовершеннолетних в вопросах отчисления из школы и подбора нового учебного заведения.
Как происходит сдача Единого государственного экзамена ребёнком-инвалидом
Также ребёнок-инвалид имеет право на некоторые уступки в процессе прохождения тестирования. Это может быть дополнительное время на выполнение заданий, возможность принять необходимые лекарства или сделать перерыв в процессе проверки знаний.
Обеспечение защиты прав детей-сирот в образовательных учреждениях
Дети, оставшиеся без попечения родителей, — наиболее незащищённая категория, но они, как и все, имеют право на образование. Это продиктовано законом «Об образовании в РФ».
Контролировать получение детьми-сиротами качественного среднего образования – задача государства. В этих целях ведётся постоянная работа над усовершенствованием условий их обучения.
Дети-сироты, не имеющие попечительства других родственников, получают среднее образование в специализированных школах-интернатах. Администрация таких учебных заведений обязана обеспечивать:
- соблюдение полноценного и непрерывного педагогического процесса;
- возможность регулярного посещения занятий учениками;
- наличие всей необходимой учебной литературы и пособий;
- благоприятный психологический климат в коллективе и позитивное взаимоотношение воспитанников и педагогов;
- возможность для каждого ученика получить квалифицированную помощь в проблемных ситуациях.
Контроль соблюдения прав и свобод детей-сирот в учебных заведениях обеспечивает государственный мониторинг.
Что можно сказать в завершение
Права ребёнка в школе и их защита – вопрос, несомненно, важный и требующий внимания. Это должны понимать как родители, так и представители учебного заведения. Органы местного самоуправления также обязаны способствовать тому, чтобы права ребёнка в начальной школе и старших классах были гарантированно защищены.
Защита прав ребенка в школе
- Какие документы должны быть в школе по защите прав ребенка к проверке?
- Можно ли оформить доверенность на отчима о защите прав ребенка в школе.
- Ищу опытного юриста имеющего опыт защиты прав ребенка в школе.
- Права ребенка в школе
- Защита прав детей
- Защита прав моего ребенка
- Защита ребенка в школе
- Защита прав и интересов ребенка
Советы юристов:
2.1. Такой доверенности не существует.
По нарушению прав ребенка обращайтесь к уполномоченному по правам ребенка, к руководству школы, в отдел образования.
10.1. Имеете полное право на коллективные обрашения в соответствии с ФЗ «»О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».Может обращаться и юридическое лицо
Статья 2. Право граждан на обращение
1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
А все, как вы выразились «уровни» просто бояися ответственности и прикрывают свои задницы.
11.1. Здравствуйте, в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Право на пособие по беременности и родам, Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: также женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций. Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований. (ст.13)
Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком: 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам)
Таким образом Татьяна вы имеете право выбора и вам решать как вам должны начислять пособие по уходу за ребенком
1) как по безработице
2) 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам). (ст.15)
13.1. Добрый день, Екатерина!
Да, есть такая организация. Уполномоченный по правам ребенка в ХМАО
Уполномоченный по правам ребенка
в Ханты-Мансийском автономном округе
Татьяна Дмитриевна Моховикова Телефон: 8 (3467) 331370
Факс: 8 (3467) 331370
Адрес: Ханты-Мансийский Автономный округ — Югра АО, г Ханты-Мансийск
Информация о приеме:
Адрес: 628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Карла Маркса, дом 14, каб.415
Порядок приема граждан:
Прием граждан по личным вопросам осуществляется еженедельно в понедельник с 14.00 до 18.00
Обращайтесь к ней, она должна Вам помочь. Удачи!
Права ребенка в школе
У граждан России по праву рождения есть определенные права и обязанности. Их спектр расширяется в процессе взросления, весь объем человек получает при достижении восемнадцати лет. Но часть прав и обязанностей есть и у детей, так как они находятся под особой защитой государства.
Различные международные и федеральные акты указывают на принципы реализации прав несовершеннолетнего в школе.
Основные права ребенка в школе
Защита прав и свобод человека — основная обязанность государства. Особое внимание в данном вопросе уделяется детям, так как они самостоятельно не могут постоять за себя. Много времени несовершеннолетние граждане проводят в школах. Базовые права детей в учебном заведении закреплены в следующих нормативных актах:
- Конвенция ООН о правах человека.
- Конституция РФ.
- ФЗ об основных гарантиях прав ребенка в России.
- Устав школы.
Согласно российскому законодательству в каждой школе должен быть человек, занимающий должность уполномоченного по правам ребенка. У него есть спектр обязанностей. Во-первых, профилактика нарушения прав. Во-вторых, проведение мероприятий по просвещению учеников и их родителей. В-третьих, рассмотрение жалоб учащихся. На практике такой специалист есть не всегда.
Объединяя все вышеуказанные законы и подзаконные акты, можно выделить следующие права ребенка в школе:
- Выбор учебного заведения с возможностью перехода из одной школы в другую по желанию ученика или родителей.
- Различные образовательные программы, в частности, обучение на дому, при наличии особых потребностей ребенка.
- Бесплатный доступ к школьной библиотеке.
- Безвозмездная помощь учителей в процессе получения знаний.
- Безопасная среда — оборудованные классы, поддержание комфортной температуры и так далее.
- Добровольное посещение дополнительных секций и кружков на платной и бесплатной основе после базового учебного дня.
Часть вышеописанных прав далее рассмотрим подробнее. Но прежде стоит упомянуть и о ряде иных возможностей, закрепленных Конституцией:
- бесплатная медицинская помощь в период нахождения на территории школы;
- выбор вероисповедания, выражения своих убеждений;
- доступ к информации об уровне знаний и подготовке;
- гендерное равенство;
- неприкосновенность частной собственности.
Для детей с ограниченными возможностями должны организовываться специальные приспособления, дающие им возможность в равной степени с другими детьми получать образование.
Право на получение образования
Государству нужны образованные граждане, которые смогут работать и приносить пользу стране и доход себе. В связи с этим получение образования не просто право, а обязанность. Обучение в общеобразовательных государственных школах осуществляется на бесплатной основе, так гарантируется равенство в доступе к знаниям.
Школа также должна соответствовать определенным требованиям и нормам. В частности, в заведении должны быть туалеты, гардероб, спортивная площадка открытого и закрытого типа, столовая, библиотека. Классы оборудуются в зависимости от преподаваемого в них предмета.
Права на уроке
В большинстве случаев учителя указывают лишь на обязанности учеников на уроке, но у них есть и спектр прав. К ним относятся:
- высказывать личное мнение;
- отойти в туалет, предварительно, спросив об этом у учителя;
- иметь доступ к оценкам, как только они поставлены;
- покинуть класс после звонка на перемену.
Если педагог допустил ошибку в объяснении темы урока, ученик вправе на нее указать.
Права на здоровое и качественное обслуживание
Видео (кликните для воспроизведения). |
В школе ученик должен не только получать знания, но и делать это в безопасной атмосфере. В учебном заведении обязательно должен быть медицинский пункт с квалифицированным специалистом, который сможет оказать первую помощь.
К иным необходимым мерам относятся:
- соблюдение чистоты на всей территории школы, куда имеют доступ дети;
- хорошее освещение в классах;
- температурный режим, соответствующий принятым нормам.
В туалетах должны быть гигиенические принадлежности, а также полотенца.
Права на классном часу
Каждый классный руководитель регулярно проводит специальный урок, на котором обсуждаются вопросы класса. У детей на таком занятии также есть спектр особых прав:
- Выбор темы урока. Как правило, проводится голосование, а инициатор подготавливает интересную презентацию.
- У каждого есть возможность высказать свое мнение, ни учитель, ни другие ученики не должны перебивать и прерывать спикера.
С одной стороны, классный час обязательный для посещения урок, с другой, на нем меньше требований и больше свобод. Как правило, обсуждаются вопросы каких-либо мероприятий или школьных событий.
Обязанности ученика в школе и на уроке
Полноценная защита прав всех граждан допустима только в случае соблюдения обязанностей всеми членами общества. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается другого. В связи с этим помимо широкого перечня прав есть и определенные обязательства учеников. Рассмотрим некоторые из них:
- Ребенок должен проявлять уважением к педагогам и всем работникам школы.
- Добросовестное отношение к учебе — одна из базовых обязанностей.
- Соблюдение школьного режима и внутренних стандартов, в частности, формы.
- Если ученик пропустил школу по уважительной причине, то должна быть приложена соответствующая справка или иной документ.
- Соблюдение техники безопасности.
Одной из обязанностей родителей является обеспечение ребенка всем необходимым как перед учебным годом, так и в процессе него. Если семья является малоимущей, то родителям оказывается материальная поддержка со стороны государства.
Что касается обязанностей школьника непосредственно на уроке, то к ним относятся:
- добросовестное и полное выполнение домашнего задания;
- предъявление дневника по требованию учителя;
- внимательно слушать то, что говорит педагог;
- приносить на урок, все, что для него требуется — тетради, учебники, канцелярские принадлежности и так далее;
- отсутствие лишних предметов в рюкзаке — игрушек, гаджетов;
- по просьбе учителя подходить к доске и отвечать, либо сразу выразить свою неготовность к уроку;
- своевременно приходить на занятия.
Во время урока следует соблюдать тишину. Если ученик хочет выйти или что-то спросить, то должен сначала поднять руку.
Что запрещается ученику, когда он в школе
Идеальная ситуация, когда учителя и ученики соблюдают свои обязанности и уважают права друг друга. Но такое достигается не всегда. Есть перечень действий, реализуемых учениками, которые недопустимы:- принесение в школу опасных предметов — оружия, химикатов и так далее;
- провоцирование конфликтов, участие в потасовках;
- пропуск уроков без уважительной причины;
- находится в школе в состоянии алкогольного опьянения;
- курение на территории школы;
- воровство и причинение ущерба третьим лицам.
Грубое общение с педагогами и работниками учреждения также недопустимо. Распространенной формой наказания за подобный проступок является вызов в школу родителей.
Нарушение прав ребенка в школе
Несмотря на то что все права ребенка закреплены в законодательстве и внутренних актах учебного заведения, некоторые преподаватели нарушают их. Рассмотрим несколько типичных проблем:
- Публичное разбирательство с учеником. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка недопустимы публичные выяснения отношений. Педагог вправе наедине спокойным тоном разъяснить ученику свою точку зрения, выслушать его позицию. Любое физическое или психологическое насилие в отношении ребенка запрещено, каким плохим не было бы поведение ученика.
- Изъятие личных предметов. Сегодня типична ситуация, когда учитель во время урока забирает мобильный телефон ученика или другой его предмет. Такое действие недопустимо, все, что вправе сделать педагог — попросить убрать вещь, которая мешает процессу, даже если это сигареты.
- Недопуск в школу или на урок. За опоздания, отсутствие формы или сменной обуви не пускать в школу нельзя, это нарушение права на получение образования.
Если любое из прав ребенка в школе нарушается, следует сначала написать жалобу директору учебного заведения, затем в вышестоящую организацию.
Что и кто защищает права ребенка в школе
Существует ряд ситуаций, при которых у родителей и самих детей возникает вопрос — как поступать и как защищать свои права. Рассмотрим некоторые из них:
- Добровольная сдача денег. Образование в России предоставляется на бесплатной основе, следователь, собирать какие-либо средства на ремонт класса, обучающие материалы и прочее нельзя. Если родители отказываются, то на детей это сказываться не может.
- Охрана здоровья. Школа отвечает за жизнь и здоровье ребенка, как только тот переступит порог утром и до тех пор, пока не покинет здание вечером. Любое принуждение к активности, которое может навредить ребенку, а также безответственное отношение может привести к серьезным последствиям.
- Все факультативные занятия посещаются на добровольной основе. Нельзя занижать оценки тем, кто ходил только на основные уроки.
- Привлечение к уборке в школе может реализовываться только с согласия ученика и его родителей.
- Недопустима дискриминация детей по половому признаку, то есть, разделение обязанностей между учениками в зависимости от того, мальчики они или девочки.
Так как Россия — светское государство в школе могут учиться дети разных конфессий. И задача педагогов уважительно относится ко всем ученикам, не проводить мероприятия, популяризирующие ту или иную религию.
Школа — это место, в котором дети проводят очень много времени. В связи с этим на законодательном уровне закреплены права и обязанности несовершеннолетних в процессе нахождения в учебном заведении. Существует множество нюансов и тонкостей, которые приводят к периодическим нарушениям прав детей. Контроль над тем, чтобы действия педагогов и работников школы были законны, должен осуществлять родительский комитет, а также вышестоящие инстанции.
Источник: http://zakonoved.su/prava-rebenka-v-shkole-narushenie.html
Нарушение прав школьников
При зачислении ребенка в первый класс образовательного учреждения, он автоматически наделяется рядом новых прав и обязанностей. Обычно незнание таковых или их нарушение со стороны администрации школы, приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик — родитель». В связи с этим возникает вопрос: как родителям, да и самим ученикам, отстаивать и защищать права в образовательных учреждениях? Итак, рассмотрим несколько примеров.
В случае если школа все-таки нарушает права школьников в данном вопросе, то родители могут обжаловать действия образовательного учреждения. Так, можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия педагога, который заставляет детей выполнять ту или иную уборку. Если директор откажется освободить ребенка от этого труда, жалобу можно будет написать в органы управления образованием и органы по защите прав ребенка, обратиться в суд.
Необходимо обратить внимание, что «самообслуживание» в школе, конечно, должно быть, но искать решение этой проблемы руководству школы нужно вместе с учениками и их родителями, руководствуясь действующим законодательством, а не самовольно принуждать школьников к труду.
Обязательное для всех учеников посещение православного монастыря, как внеклассного мероприятия – это еще один пример нарушения прав обучающихся. Среди учеников могут быть не только христиане, но и приверженцы других религий. Этот момент в обязательном порядке должен учитываться, ведь посещение монастыря может противоречить религиозным взглядам и убеждениям таких детей.
Регулируя данную ситуацию, Конституция Российской Федерации гласит, что каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, то есть каждый имеет право сам выбирать религию. В соответствии с этим ученики имеют полное право отказаться от посещения православного или иного монастыря, предлагаемого к посещению школой.
Если же администрация школы или классный руководитель принудительно привлекают школьников к участию в мероприятиях, имеющих отношение к религии, то родителям в таком случае следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в органы управления образованием, к уполномоченному по правам ребенка и другие органы. Если нарушением религиозных принципов ребенку причинены моральные страдания – можно требовать выплаты компенсации такого вреда.
Еще один пример нарушения прав обучающихся – принуждение со стороны руководства школы посещать дополнительные занятия. В этом случае стоит помнить, что в каждом образовательном учреждении есть свой учебный план, в котором строго прописаны предметы, изучаемые в конкретном классе, и количество часов, которое уделяется на эти предметы. Никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Все кружки, факультативы, секции могут быть только добровольными, и их школьник имеет полное право не посещать.
Восстановить нарушенные права можно теми же способами – обращением к руководству школы, в органы управления образованием, в прокуратуру, в суд. Действенным способом решения проблемы в этом случае может стать вынесение вопроса на школьный родительских совет, так как при принуждении к факультативным занятиям одними педагогами, уместно поставить этот вопрос на особый родительских контроль, чтобы предотвратить подобные злоупотребления со стороны остальных педагогов.
Унижение учителем ребенка перед одноклассниками или вынесение на всеобщее обсуждение класса мнений или убеждений ученика без его согласия — в данном примере явно прослеживается нарушение норм законодательства, так как согласно части 1 статьи 34 ФЗ № 273-ФЗ обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.
Если такая ситуация произошла, родителям ученика для начала необходимо выяснить всю суть конфликта. Не исключено, что ребенок, находясь в напряженном эмоциональном состоянии, мог искаженно воспринимать слова педагога. Но в случае, если учитель действительно поступил непрофессионально – можно требовать применения к нему мер ответственности и даже компенсации причиненного ребенку морального вреда.
Удаление ученика с урока или не допуск до занятий – это также нарушение прав ребенка. В такой ситуации школьнику стоит знать, что учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Однако в этом правиле есть и исключения. Например, если ученик пришел в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или начал громить школьную мебель – учитель обязан реагировать: вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые «из рук в руки» примут ученика у педагога и продолжат с ним работу по своей компетенции. Если же поведение школьника не представляет никакой опасности и не требует вмешательства специалистов — учитель не имеет права ограничивать ребенка в посещении урока.
Таким образом, любой из школьников или их родители может столкнуться с вышеперечисленными или иными ситуациями, когда нарушаются их права. Большинство из вопросов можно решить уже на стадии обращения к руководству школы. Причем лучше, если обращение будет не устным, а письменным. При этом один экземпляр документа (с отметкой о принятии) нужно сохранить у себя. Он может пригодиться для дальнейших обращений, если руководство школы никак не отреагирует или откажет в требованиях.
Помощник руководителя аппарата Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Юлия ИСТОМИНА
Школьники должны отвечать за свои поступки
В статье «Зачем ученики травят учителей?», размещенной в нашем блоге, затронуты проблемы травли учителей школьниками. Было отмечено, что в российском законодательстве нет такого понятия как буллинг, следовательно, нет и юридических оснований для наказания за него.
По решению суда несовершеннолетним за совершение преступлений могут быть назначены такие наказания:
— штраф;
— лишение права заниматься определенной деятельностью;
— обязательные работы;
— исправительные работы;
— ограничение свободы на срок от двух месяцев до двух лет;
— лишение свободы на определенный срок (до 6-10 лет в зависимости от возраста несовершеннолетнего и тяжести преступления).
Несовершеннолетнему также могут быть назначены принудительные меры воспитательного воздействия:
— предупреждение;
-передача под надзор родителей (законных представителей) либо специализированного государственного органа;
— возложение обязанности загладить причиненный вред;
— ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
Таким образом, российское законодательство позволяет защитить учителя в случае посягательств со стороны несовершеннолетних на его честь и достоинство, имущество, жизнь и здоровье, в случае причинения вреда здоровью, применения насильственных действий и др.
Только в таких случаях учителю не стоит гадать — этично это или нет (пока по закону учитель – это специалист, который оказывает образовательные услуги), а незамедлительно обращаться к администрации школы, в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительные органы. За противоправные действия неотвратимо должно следовать соответствующее наказание. Безнаказанность может иметь неблагоприятные последствия.
Но прежде всего – должна быть профилактика. Школьникам надо разъяснить их права, обязанности и ответственность. Каждый из них должен понимать, что за противоправные действия неотвратимо последует наказание. Школьникам также следует объяснить, что нарушения, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, являются основанием для привлечения к ответственности их родителей (законных представителей), ибо согласно законодательству РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей их родители (законные представители) могут быть привлечены к административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.
И конечно, самому учителю не следует допускать антипедагогических поступков, не нарушать права, честь и достоинство школьника.
Источник: Уголовный кодекс РФ, Административный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, гражданский кодекс РФ, Положение о КДН и ЗП
Источник: http://eduinspector.ru/2018/05/14/shkolniki-dolzhny-otvechat-za-svoi-postupki/
Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой
Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. В частности, школьник имеет право:
- на бесплатное образование;
- на выбор учебного заведения;
- на выбор формы получения образования: в школе и вне школы путем семейного образования и самообразования;
- на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
- на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
- на бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
- на участие в школьном самоуправлении;
- на помощь учителей во время обучения;
- на свободу совести и выражение личных убеждений;
- на обучение в безопасных условиях;
- на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
- на помощь школе на добровольных началах;
- на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
- на доступ к информации;
- на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
- на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
- на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;
- на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
- имущественные права.
Нарушать права ребенка, в том числе и в школе, недопустимо. Вот что сказано на этот счет в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ с последующими изменениями:
« При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка ».
Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и учитель не допустил его до уроков. Когда ученика не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование. У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок. В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д. Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие меры как замечание, выговор, исключение из школы. А вот такой меры, как отстранение от урока — нет. Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или ученик могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.
Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками мер физического воздействия к ученикам недопустимо.
Бывает, что учитель, классный руководитель занимаются проработкой ученика в присутствии всего класса, или дежурный учитель на школьной линейке прорабатывает провинившихся школьников в присутствии других учеников. Такие публичные проработки входят в противоречие с правом обучающегося на уважение своего человеческого достоинства, наносят детям огромный моральный вред. Если такие «методы воспитания» практикуются в школе, то это повод для родителей обратиться в суд.
Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель может только лично, без посторонних. При этом он не должен также оказывать на ученика давление.
Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям. Это ничто иное как применение мер психического насилия по отношению к ученику, унижение его чести и достоинства. В таком случае родители вправе не только обратиться к администрации школы, но и в прокуратуру, и в суд.
Не единичны факты, когда школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги. Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать. Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства. И в этом случае у родителей есть все основания обратиться с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд.
В ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по этому поводу сказано так: « Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается ».
Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей. Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе. Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу.
Следует отметить, что Министр образования и науки О.Ю.Васильева считает, что общественно-полезный труд следует вернуть в школу: « Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника. Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями », — заявила она на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре 26 сентября 2016 года. Но для этого необходимо изменить вышеупомянутую норму закона об образовании.
Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации. Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием. Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка, в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию. Главное – не оставлять подобные случаи без разбирательства.
Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив.
Конечно, права школьника не должны нарушаться. Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно выполнять. К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы, уважать честь и достоинство других учеников и работников школы, выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д. В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами школы, а на федеральном уровне — законом об образовании.
Примечание
С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне. Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с последующими изменениями, ответ на свою жалобу заявитель должен получить в срок, не превышающий 30 дней.
Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://eduinspector.ru/2017/02/05/kak-zashhitit-prava-rebenka-esli-oni-narushayutsya-shkoloj/
Юрист в сфере гражданского права.
Стаж: 8 лет