Характерные черты судебного разбирательства в исламе

Проводим инструктаж по теме: "Характерные черты судебного разбирательства в исламе". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

Судебная система в исламе: Возникновение и развитие Исторический и правовой анализ

Одним из первых правовых институтов возникших в исламе является институт судебной власти. Подобно системе общего права, мусульманское право развивалось частично в процессе развития судебной системы. Если в начале судебная система была частична независимая, то впоследствии оно стало инструментом в руках властей. Вместе с этим судебная власть в мусульманских государствах никогда не была послушным инструментом в руках правителей, хотя и есть исключения.

Мусульманское судопроизводство всегда отличало приверженность к идеалам религии, хотя во многих случаях применялись чисто светские правила в вынесении каких-либо решений. В целом судопроизводство основывалось на принципах мусульманской юриспруденции, разработанных представителями правовых школ ислама. В этом смысле мусульманское судопроизводство неразрывно связано с развитием мусульманского права.

Мусульманское право (фикх) является одной из трех наиболее распространнённых правовых систем мира наряду с континентальным и общей системами права. Процесс формирования мусульманского права проходил довольно долго. Ведь от возникновения мусульманской религии до формирования права прошло примерно 150 лет. Сам процесс возникновения и формирования мусульманского права происходил в нескольких местах и ко 2 веку хиджры было 5 центров развития мусульманского права. Это мекканская, мединская, басрийская, куфийская и дамасская прото-школы права, каждая из которых была привержена одному из выдающихся юристов или ученых. Так например, мекканские юристы своим авторитетом считали Ибн Аббаса, который также являлся одним из передовых экспертов в коранической экзегетике.

Основы же мусульманской юриспруденции (усуль ал фикх) или правотворческой методики заложил Мухаммад ибн Идрис ал-Шафии, который также являлся эпонимом одноименной школы. Его фундаментальный труд «Китаб аль-Рисала» оказал огромное влияние на развитие и систематизацию мусульманского права и юриспруденции.

Развитие же мусульманской юриспруденции обусловило развитие мусульманского судопроизводства. Если например до возникновение школ права мусульманские судьи преимущественно использовали доводы разума (ра’й), а также некоторые элементы коранического права, то после становления мусульманского права и юриспруденции их правотворчество было ограничено нормами правовых школ (мазхаб).

Исходя из вышесказанного, данная статья призвана анализировать процесс эволюции и развития мусульманского судопроизводства с раннего периода до наших дней. В частности в этой статье будут рассмотрены аспекты мусульманского судопроизводства, организации судебных учреждений, применения права и представления доказательтв на судебных процессах.

Судопроизводство в раннем исламе (610-632)

Одним из удивительных признаков мусульманского судопроизводства является то что на раннем этапе она представляла из себя третейскую систему разрешения споров, а именно межплеменную третейскую систему. В данной системе решения третейских судей или арбитров исполнялось посредством авторитета самих племен, т.е. существовали неписанные племенные обычаи, которые гарантировали исполнение решений.

С появлением Мухаммеда на политической арене Аравии, многое изменилось, а именно исполнение решений потверждался духовным авторитетом самого Мухаммеда который являлся арбитром (хакам) в Медине. Духовный авторитет Мухаммеда потверждался священной книгой Кораном.

Коран, согласно мусульманской религии, является Словом Аллаха которой было ниспослано Мухаммеду в течении 23 лет. Он содержит 114 глав (суры) и 6435 стихов (аятов), которые расположены по мере убывания. Довольно ограниченное количество стихов Корана содержат правовые установления, хотя по утверждениям некоторых их число варьируется от 200 до 500. В основном Коран содержит установления касающиеся молитвенных ритуалов, религиозного налога (закат), правил войны (джихад), военной добычи, брака, развода и договоров. При этом эти правила в каком-то смысле являются незавершенными что и позже дало толчок к широкому применению Пророческих традиций (хадисов) в мусульманской юриспруденции.

В Медину Мухаммед был приглашен представителями двух основных племён Ясриба (прежнее название Медины), которые признали духовный авторитет Мухаммед и приняли ислам.

Для закрепления своего авторитета, а также гарантии прав как мекканских последователей (мухаджирун) Мухаммеда, так и мединских последователей (ансар) и их клиентов, среди которых также имелось большое количество представителей иудейской религии, Мухаммед заключил 8 соглашений и пактов в течении 7 лет, которые в совокупности стали известными как «Конституция Медины». Сержант (Sergeant) считает что первый пакт, более известный как Ахд ал-Сунна ал-Джамаа, являлся тем самым документом на который неоднократно ссылается Коран и на который сслылались халиф Али и Муавия при битве в Сиффине. Наряду с общими положениями регулирующими административные отношения, в документе также упоминаются нормы уголовного права, а именно принципы дия, материального возмещения за смерть человека. Данные правила в каком-то смысле являлись первыми процессуальными нормами в исламе, хотя данное утверждение может показаться преувеличением.

Судопризводство при первых четырех «праведных» халифах (632-661)

Вместе с этим начинается ассимиляция иностранных правовых обычаев, которые являлись доминирующими ранее на завоеванных территориях таких как Египет, Иран, Ирак, Сирия, Палестина, где соответственно доминировали римское, сасанидское, иудейское и другие смешанные системы права. Хотя при первых халифов влияние этих правовых систем не было ещё так ощутимо.

По утверждению некоторых ученых, судейские учреждения сначала возникли в мусульманских гарнизонах таких как Куфа, Басра и Фустат, где арабы-мусульмане проживали вместе с членами своих семей и своими соплеменниками. Как мы уже отмечали, они напрямую назначались самими халифами из Медины и в основном были неграмотными, хотя регулировали споры между своими соплеменниками исходя из коранических установлений. Такое положение существовало до установления власти династии Оммейядов.

Что касается диспутов возникающих между населением завоеванных территорий который в основной своей массе не являлись мусульманами, то они были подведомственны внутренним судам, т.е. христиане, иудеи и зороастрийцы а также представители других минорных религий пользовались защитой своих судов. В этом отношении также следует заметить что при правлении второго халифа Омара, между мусульманскими властями и немусульманским населением завоеванным в ходе походов, были заключенны договоры гарантирующие безопасность (зимма) в обмен на оплату налога (джизья). Позже они стали известны под одним собирательным названием «Договор Омара». В поздних редакциях данного соглашения предусматривалось что диспуты возникающие между мусульманами и немусульманами будут урегулированы в соответствии с мусульманским правом, хотя мусульманского права в буквальном смысле тогда ещё не существовало.

Читайте так же:  Как оформить исковое заявление в суд образец

Если говорить о самом судопроизводстве, то до нас дошло довольно мало свидительств и одно из таких является дело Минбариййа (дело кафедры или трибуны) в котором четвертый халиф Али традиционно произносящий проповедь с кафедры, был перебит одним человеком, который спросил его что произойдёт с долей жены, которая составляет 1/8, после смерти мужа, если последний оставил после себя две дочери (доля 2/3), отца (1/6) и мать (1/6); на что Али ответил что её (жены) доля становится 1/9 имущества мужа. Али который являлся судьёй в Медине и даже будучи халифом являлся высшей инстанции, давал свои пояснения и иногда выносил довольно юридически обоснованные решения. Также существует свидетельства об аналогичном правотворчестве Абу Бакра, который также вынес свое решении по вопросам наследствам.

Одна из причин по который обсуждаются эти аспекты правотворчества ранних халифов это то что на данных методах и основывались принцип разрешения споров других судей. Ведь раняя мусульманская юриспруденция основывалась на более простых принципах права и не отягачалась разнообразием разных мнений или школ. Идеалом всегда служил халиф чье правотворчество всегда принималось за эталон, хотя данная тенденция снизилась при Омейядских халифах.

Одно из ярких дел из данного периода также является дело Химаррия (дело осла) которое произошло в период правления третьего халифа Омара. В данном деле которое касалось разделения имущества после смерти жены, Омар руководствовался опять таки нормами Корана. Но данное дело интересно тем что в нем истцы апелировали по поводу решения Омара и довольно успешно. Хотя данное дело является одним из многих дел относящихся к спорам по поводу наследства, но оно отчетливо показывает на каком уровне стояло судопроизводство на данном этапе развития мусульманского государства.

Коулсон (Coulson) однако утверждает что право толковать те или иные нормы Корана не являлось прерогативой официальных властей, а просто людей который являлись благочестивыми мусульмананми и очень хорошо знали Коран. Если такая тенденция существовала в самой Аравии, где население было преимущественно мусульманским, то в мусульманских гарнизонах, данная прерогатива принадлежала исключительно судьям или губернаторам назначенным халифом.

Источник: http://www.arba.ru/article/4084

Характерные черты судебного разбирательства в исламе

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Мусульманское право

6. Судебный процесс.

Процесс по мусульманскому праву носил, как правило, обвинительный характер. Дела возбуждались не от имени государственных органов, а заинтересованными лицами (за исключением преступлений, направленных против государственной власти). Различия между уголовными и гражданскими делами (в самом судебном процессуальном порядке) практически отсутствовали. Судебные дела рассматривались публично, обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Стороны должны были сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов.

В мусульманском праве нет как такового разделения процессуального права на уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное. Судебный процесс в западном его понимании крайне не структурирован.

7. Учения о праве собственности

В средневековой мусульманской юриспруденции право собственности не получило столь детальной разработки как в правовых системах, основанных на постулатах римского права. Это объясняется, во-первых, состоянием экономических отношений в Арабском халифате, где довольно слабо был развит гражданский оборот. Сильная централизованная власть главы теократической монархии также не способствовала развитию идеи права собственности. Еще одним фактором, оказавшим влияние на своеобразное понимание права собственности, стал ислам. Идеи ислама о нестяжательстве, безусловном приоритете духовного над мирским укрепились в светских сферах жизни, сформировав соответствующее отношение мусульман к собственности. Если в странах Западной Европы своевременно произошло разделение религии и права, то во многих исламских государствах и в настоящее время светское и духовное начало представляют собой монолит, определяющий образ жизни мусульман. Для современных правоведов (особенно шиитов) характерно определение права собственности с использованием норм религии и морали.

Традиционным для востока в мусульманской правовой системе является практически полное отсутствие частного права. Интересы индивида ставятся намного ниже, чем общие (хотя о развитом публичном праве также не приходится говорить).

8.Происхождение права собственности. Определение и содержание права собственности. Соотношение права собственности и права владения

Единственным верховным собственником является Аллах, который передал свое право Пророку.

Ханифиты различали институт владения и права собственности и провозглашали верховным собственником Аллаха. Ограниченное право распоряжения принадлежит его наместнику на земле — имаму, поскольку «согласно Корану, Аллаху принадлежит власть, и он наделяет ею по своему усмотрению того из своих рабов, кого захочет» Право собственности — это право неограниченного распоряжения вещью и пользования ее плодами. Собственнику принадлежит право пользования (манфаат), право владения (кабз), право распоряжения и право извлечения доходов (тамлик). Собственниками могут быть только мусульмане, заслужившие это право своей верой в Аллаха.

Другое по теме

Первые теологические и дисциплинарные разработки и реакция на них народного пророчества
Движение гностицизма, которое бурно развивалось в тот самый момент, когда еврейская нация сходила со сцены, внезапно столкнулось с сильной оппозицией со стороны тех, кто продолжал смотреть в сторону Палестины, на библейскую тр .

Источник: http://www.freereligion.ru/religions-412-9.html

Тема 5. Мусульманское право

1. Понятие мусульманского права. Мусульманское право является религиозным правом, поскольку в целом в той или иной форме и степени (прежде всего в идеологическом плане) основано на мусульманской религии. Не будучи частью религиозной системы, оно вместе с тем в известной мере служит ее целям, участвует в осуществлении ее функций, прежде всего регулятивной – в форме опосредования тех же общественных отношений, которые параллельно регла­ментируются совпадающими религиозными нормами. Мусульманское право – это в значительной мере част­ное право, исторически возникшее из отношений собственности, обмена, личных неимущественных связей. Главное место в нем занимают правила поведения, ориентирующиеся на религиозные принципы и религиозно-нравственные критерии.

2. Особенности структуры мусульманского права. Шариат представляет собой, с одной стороны, свод религиозных правил, а с другой – правовой кодекс. Он высту­пает в качестве и правовой, и религиозной системы, может быть назван правом в собственном смысле только в той части, которая состоит из юридических норм. Шариат, как универсальная нормативно-догматическая система регулирует поведения мусульманина во всех сферах жизни, а также их чувства и образ мысли. Он включает в себя четыре элемента – религиозную догматику ислама; мусульманскую мораль и этику; нормы регулирующие «отношения верующего с Аллахом» (ибадат), то есть порядок выполнения основных религиозных обязанностей; правила поведения мусульман в отношениях между собой и мусульманами (муамалат). Ибадат и мумалат категории практические, так как регулируют главным образом внешнее поведение и поступки правоверных.

Читайте так же:  Определение суда о назначении судебного разбирательства

Фикх – нормативная часть шариата, которая может быть названа мусульманским правом в широком смысле, поскольку в ее составе можно обнаружить не только собственно правовые нормы, но и правила отправления основных религиозных обязанностей, не все из которых являются юридическими. В мусульманское право включают только те нормы фикха, которые пользуются государственной поддержкой, реально регулируют общественные отношения и выражают интересы господствующих в той или иной стране социально-политических сил.

3. Источники (формы) права. Коран главная священная книга мусульман, в которой собраны различные пропове­ди, обрядовые и юридические установления, молитвы, заклинания, всякого рода назидательные рассказы и притчи, произнесенные Му­хаммедом в Мекке и Медине. Содержание Корана составляют выска­зывания Аллаха своему пророку и посланцу Мухаммеду. Коран является первым и основным источником мусульманского права. Однако мусульманские юристы не воспринимает его ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса мусульманского права. Отдельные положения юридического характера, содержащиеся в Кора­не не достаточны для того, чтобы вести речь о кодификации

Суннаявляется сборником адатов, традиций, касающихся дейст­вий и высказываний самого Мухаммеда, воспроизведенных и обрабо­танных рядом известных в период (VII – X вв.) — становления и разви­тия мусульманского права — богословов и юристов. Содержание Сунны составляют признанные достоверными хадисы, каждый из который представляет собой предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Сунна итог толкования Корана, проводивше­гося авторитетными богословами и юристами. Сунна не содержит в себе каких бы то ни было ярко выра­женных нормативных положений, четких указаний на права и обя­занности сторон. В силу этого при рассмотрении конкретных дел су­дьи обращаются к толкованиям широ­ко известных правоведов.

Иджма — согласован­ное заключение древних правоведов, знатоков ислама, об обязанно­стях правоверных, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны. Иджма выступает в качестве способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы.

Кияс— решение в области права по аналогии, суть кияса заключается в применении тех или иных установленных Кораном, Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмот­ренным этими источниками права, случаям.

4. Способы приспособления мусульманского права к современному обществу. Обычаи —не входят в содержание мусульман­ского права, но широко распростра­ненный обычай не отвергается правом. Те обычаи, которые согласуются с правом фактически расширяют сферу его приложения и дополняют его. В числе такого рода обычаев можно назвать обычаи, касающиеся размеров и способов выплаты приданого осуждающие наряду с мусульманским правом необоснованное обога­щение или получение «финансовых преимуществ без взаимного возна­граждения»; регулирующие совместное использование различными землевладельцами одних и тех же водных источников и др.

Соглашения — не являются источниками права, но иг­рают важную роль в его эволюции. Благодаря соглашениям зачастую вносились значительные изменения в существующие правовые нор­мы, которые согласно сложившимся представлениям о праве не все­гда считались обязательными. В силу этого судебная практика ряда мусульманских стран допускает, например, при заключении браков или при решении других семейно-бытовых вопросов, некото­рые отступления от существующих правил (возможность расторже­ния брака по инициативе жены, а не только мужа; расторжение брака в случае нарушения мужем единобрачия и пр.). Возможность использования соглашений и обычаев в мусульманском праве предопределяется прежде всего тем, что оно при всей своей религиозной строгости и ортодоксальности оставляет широкое поле для самостоятельной деятельности субъектам правоот­ношений, для проявления ими инициативы.

Фикцииодин из способов приспособления мусульманского права к изменяющимся условиям. Суть фикции заключается в том, чтобы, используя сложившиеся в правоприменительной практике мусульманских стран тра­диции, учитывать, прежде всего букву, а не дух закона, внешние об­стоятельства рассматриваемых дел, а не побудительные мотивы, об­ходить всякого рода приемами и оговорками действующие нормы мусульманского права. Например, запретительную норму на аренду земли обходят, не нарушая законодательства, путем замены ее на разрешенный законом договор товарищества. Запрет Кораном рос­товщичества, выдачи займа под процент, обходится путем ограничи­тельного толкования круга лиц, на который он распространяется. Ут­верждается, что данный запрет распространяется лишь на частных лиц, но не на банки и другие соответствующие им институты.

5. Принципы и нормы мусульманского права. Система мусульманского права включает комплексы принципов и норм, регулирующих три основные сферы жизни мусульман: отношения правоверных с Ал­лахом, взаимоотношения людей, а также связи между государствами или религиозными конфессиями.

7. Дуализм правовых систем мусульманских стран. Для мусульманских стран характерен дуализм правовых систем. Причины: усложнение социально-экономических, политических и иных отношений внутри самого общества, которые на опреде­ленном этапе уже не могут регулироваться только с помощью религи­озных норм и догм; расширение и углублением связей между разными странами; влияние западного права на правовые системы мусульманских стран;

Вопросы для самоконтроля.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/10_58011_tema—musulmanskoe-pravo.html

Характерные черты судебного разбирательства в исламе

Нормы уголовного права представляли собой наименее разработанную часть шариата. Они отличались архаичностью, отражали сравнительно низкий уровень юридической техники. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты, как покушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства и т.п.

Еще средневековые мусульманские правоведы разделили все преступления на три группы. Первую из них составляли преступления, которые восходили, согласно мусульманской доктрине, к указаниям самого Мухаммеда. Они трактовались как посягательства на права Аллаха и не допускали прощения. Сюда относилось прежде всего отступничество от ислама, каравшееся смертной казнью. Столь же сурово карались наиболее дерзкие преступления против порядка управления — бунт и сопротивление государственным властям. К этой же группе преступлений, объявленных тяжким религиозным грехом, относились кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии.

Читайте так же:  Кастинг по делам несовершеннолетних

Вторую группу преступлений составляли противоправные действия, которые рассматривались как посягательства не на права всей мусульманской общины, а на права отдельных лиц. Нормы, регулирующие их, восходили к обычаям родоплеменного строя, сохраняли следы непосредственной расправы потерпевшего с обидчиком. Так, умышленное убийство или смертельное ранение влекли за собой кровную месть со стороны родственников убитого. В шариате, правда, уже предусматривалась возможность замены кровной мести денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу. За неумышленное убийство устанавливался выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и отпуском на волю раба-мусульманина. Для других преступлений данной группы, в частности за телесные повреждения, ответственность также возникала по принципу возмездия, т.е. талиона. Этот принцип отчетливо закрепляется в Коране, где предписано: «душа — за душу, и око — за око, и нос — за нос, и ухо — за ухо, и зуб — за зуб, и раны — отмщение».

Наконец, третью группу преступлений составляли действия, которые не рассматривались как наказуемые в период становления халифата, а поэтому не упоминались в основных источниках шариата. С развитием правовой доктрины и стремлением имущей верхушки укрепить сложившийся общественный порядок начинают рассматриваться как уголовные преступления и наказываться в судебном порядке такие действия, как неуплата закята, несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления, хулиганство, обвешивание и мошенничество, взяточничество, растрата государственных средств, азартные игры и т.п. Мера наказания по таким делам зависела от мнения, высказываемого муджтахидами, и от усмотрения отдельных судей.

Наказания по мусульманскому праву отразили как архаичные и догосударственные способы возмездия, так и достаточно разработанные меры целенаправленной уголовно-правовой репрессии.

Преступления первой и второй группы влекли за собой строго фиксированные и суровые наказания (хадд и кисас). Наказания за преступления, относящиеся к третьей группе (тазир), отличались большим разнообразием и гибкостью (от 4 до 11 видов таких наказаний), но также имели ярко выраженный карательный характер. Как отмечалось выше, шариат допускал и тем самым узаконивал кровную месть (в несколько ограниченных по сравнению с доисламским периодом размерах), талион, а также выкуп в вещах или деньгах (до 100 верблюдов или 1 тыс. динаров золота) как компенсацию потерпевшему или его родственникам, если они отказывались от своего права на кровную месть.

В шариате предусматривались типичные для средневековья жестокие и устрашающие наказания. Так, смертная казнь, назначавшаяся по целому ряду преступлений, обычно совершалась публично (путем повешения или четвертования), а затем тело казненного выставлялось на всеобщее поругание. Применялись и такие виды казни, как утопление и закапывание заживо. Широко использовались также членовредительские и телесные наказания — отсечение пальцев, рук и ног, бичевание, битье камнями и т.п. Тюремное заключение в Арабском халифате применялось обычно для содержания преступников до суда, но постепенно стало использоваться и как мера наказания, причем в отдельных случаях назначалось пожизненное заточение. Лишение свободы выражалось также и в домашнем заключении или в помещении в мечеть. Мусульманское право знало также имущественные санкции (конфискации, штрафы и т.п.) и позорящие наказания — бритье бороды, лишение права носить чалму, публичное осуждение и т.д., а также ссылку и высылку (за мелкие преступления):

Процесс по мусульманскому праву носил, как правило, обвинительный характер. Дела возбуждались не от имени государственных органов, а заинтересованными лицами (за исключением преступлений, направленных против государственной власти). Различия между уголовными и гражданскими делами (в самом судебном процессуальном порядке) практически отсутствовали. Судебные дела рассматривались публично, обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Стороны должны были сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов.

Источник: http://studbooks.net/1075816/pravo/ugolovnoe_pravo_sudebnyy_protsess_musulmanskom_prave

Основные черты и содержание мусульманского права

В первый период халифата религия и право сливались воедино. Основным источником права признавался Коран (священная книга мусульман), автором которого является Мухаммед, признаваемый пророком-законодателем (шариа). Соответственно с этим мусульманское право получило название «шариат» (прямой путь).

Шариат (свод религиозно-этических и правовых пред­писаний ислама) до сих пор считается главным источником права у мусульман. Он включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается на Коран, Сунну и иджму.

Коран является главной священной книгой мусульман, собранием проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рас­сказов и притч. Содержащиеся в нем предписания носят характер рели­гиозно-моральных направляющих установок.

Сунна – это сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухам­меда, изложенных его сподвижниками. В значительной своей части со­держат предписания относительно семейно-наследственного и судеб­ного права.

Иджма – исогласное мнение авторитетных мусульманских правоведов, знатоков шариата по отдельным религиозно-правовым и бытовым воп­росам, решение которых не может быть основано на Коране и Сунне.

Кроме того, в мусульманских странах по каждому важному вопросу общественной жизни обязательным было получение фетвы – трактаты и юридические решения авторитетных теологов и законоведов (муфтии, шейх-уль-ислама) о соответствии того или иного действия или явления Ко­рану и шариату.

К источнику мусульманского права относились и адаты – мусульманские обычаи.

По мере распространения ислама появились и другие источники права – указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противореча­щие исламу, и др.

Система мусульманского права является по сравнению с системой римского права принципиально новой. Она менее разработана, а ее правовые и религиозные нормы не отделяются друг от друга и составляют единый комплекс.

Видео (кликните для воспроизведения).

Средневековое мусульманское право не знало общих процессуальных правил. Равно как и не знало судебных инстанций и апелляций. Жаловаться можно было только верховной власти.

Брак мусульманское право рассматривало как торговый договор. Предметом этого договора являлась женщина. Были известны такие виды брака, как брак постоянный (не более чем с четырьмя женщинами одновременно), временный (характерный только для шиитов, при котором указывался конкретный срок действия брака) и брак с невольницей (допускающийся только в случае отсутствия средств для содержания жены в постоянном браке).

Читайте так же:  Судебно психологическая экспертиза в гражданском процессе

Для Арабского халифата характерно отсутствие института частной собственности на землю. Вся земля, которая подразделялась на пять категорий, принадлежала государству и право распоряжения ею принадлежало только халифу. Впоследствии наблюдается рост прав крупных землевладельцев.

Шариат признавал и подробно регламентировал наследование по закону и по завещанию. Он устанавливал строгую очередность наследования внутри каждой категории. Из круга наследников исключались рабы, неверные и лица, причинившие наследодателю смерть.

Все преступления классифицировались мусульманским правом на три группы: преступления, направленные против основ религии и государства (отступничество от веры и богохульство, прелюбодеяние, употребление вина, кража, разбой); преступления против отдельных лиц (убийство и телесные повреждения); иные преступления (бродяжничество, лжесвидетельство, несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления и т.д.).

Спектр наказаний за подобные преступления был весьма широк и жесток (от смертной казни до штрафов и вынесений предупреждения).

Верховная судебная власть принадлежала в доктрине ислама пророку и халифам как носителям справедливости. Первоначально халифы творили суд лично, со временем эти обязанности стали выполнять специальные судьи – кади, которые всегда оставались под властью халифов. Существовала должность верховного кади.

Кроме духовного суда кади, в халифате существовали и светские суды, где высшей инстанцией считался придворный суд, который творили везиры и управляющие дворца. В светском суде можно было обжаловать решение судей кади.

Судебный процесс носил обвинительный характер и строился одинаково как по гражданским, так и по уголовным делам. Основными доказательствами были признания сторон, показания сви­детелей, клятвы. Основными чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единолич­ное решение судебных споров. Дела рассматривались публично (обычно в мечетях). Весь процесс проходил в устной форме. При поступлении новых фактов в ходе процесса допускался пересмотр вынесенного решения.

Вопросы для самоконтроля:


1. Какие факторы сыграли основную роль в создании единого арабского государства?

2. Дайте характеристику общественному строю Арабского халифата.

3. Сформулируйте особенности государственного устройства Арабского халифата.

4. Дайте характеристику государственного аппарата.

5. Перечислите основные источники мусульманского права в порядке их возникновения.

6. В чем заключается своеобразие брачно-семейных отношений по мусульманскому праву, права собственности и обязательственного права?

7. Что представляло собой судоустройство и судопроизводство в Арабском халифате?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9051 —

| 7679 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/8_200043_osnovnie-cherti-i-soderzhanie-musulmanskogo-prava.html

Система судопроизводства по шариату

Организация и система судопроизводства, особенности института адвокатуры в Исламском праве. Правила и формы принятия присяги, обязательств и клятвенных обещаний. Отсутствие адвокатов как характерная черта судебного разбирательства первоначального Ислама.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.03.2018
Размер файла 19,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Место судебного разбирательства в гражданском процессе. Понятие принципов гражданского судопроизводства, их теоретическое и практическое значение. Сущность и содержание принципа непосредственности, устности и непрерывности судебного разбирательства.

контрольная работа [20,8 K], добавлен 07.10.2010

Сущность, условия и этапы судебного разбирательства. Судебное разбирательство как центральная стадия уголовного судопроизводства. Пределы судебного разбирательства, его приостановление и полное прекращение. Особый порядок судебного разбирательства.

курсовая работа [59,5 K], добавлен 13.04.2010

Правовые положения, основные черты, характер и особенности уголовного судопроизводства. Иск как публично-правовой инструмент. Основание и условия для особого порядка принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением.

реферат [52,0 K], добавлен 21.12.2012

Понятие и значение судебного разбирательства. Цели и задачи гражданского судопроизводства. Части судебного заседания и их характеристика. Характеристика судебного разбирательства как стадии процесса. Постановление и оглашение решения судебного заседания.

реферат [20,1 K], добавлен 19.01.2010

Источники права Московского государства. Изменения в уголовном праве и ужесточение системы наказаний. Формы судебного процесса: суд и розыск. Происхождение «Русской Правды». Установление единого порядка судопроизводства. Вынесение судебного решения.

реферат [28,9 K], добавлен 28.12.2014

Принципы уголовного судопроизводства, их система и значение. Объективный характер, научная обоснованность, нормативное выражение и обеспечение действия законов принудительной силой государства. Специальные и конституционные положения разбирательства.

курс лекций [339,2 K], добавлен 14.08.2010

Участники и основные этапы судебного разбирательства как уголовного процесса. Общая характеристика этапов судебного разбирательства: подготовительная часть, судебное следствие, прение сторон и последнее слово подсудимого, постановление приговора.

дипломная работа [59,6 K], добавлен 19.01.2016

Общее содержание и принципы судебного разбирательства. Участники судебного разбирательства. Пределы судебного разбирательства. Отложение и приостановление судебного разбирательства. Прекращение уголовного дела в судебном заседании. Мера пресечения.

курсовая работа [31,6 K], добавлен 01.03.2007

Понятие и назначение уголовного судопроизводства (процесса). Характеристика стадий уголовного судопроизводства (процесса). Стадия подготовки к судебному заседанию и разбирательства. Стадия апелляционного и кассационного производства.

курсовая работа [39,3 K], добавлен 23.11.2005

Рассмотрение понятия судебного разбирательства, принципов, условий и порядка его проведения. Нормы процессуального права, регулирующие центральную стадию гражданского судопроизводства. Основные структурные элементы судебного разбирательства в РФ.

дипломная работа [95,3 K], добавлен 07.02.2016

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/law/c00902746.html

Судебный процесс

В мусульманском праве нет разделения процессуального права на уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное.

Можно сделать вывод, что судебный процесс в мусульманских странах крайне не структурирован, если сравнивать с западными странами. Оправдательные приговоры выносились редко, стороны сами доказывали свой права, клятва являлась весомым аргументов и важную роль играла половая принадлежность. Получается, что право, как равная и справедливая мера свободы, развита слабо.

мусульманский право наследственность уголовный

Источник: http://vuzlit.ru/140031/sudebnyy_protsess

Суд и процесс

Суд в халифате был отделен от администрации. Верховным судьей считался халиф. В целом правосудие было привилегией духовенства. Существовала коллегия наиболее авторитетных богословов, которые назначали нижестоящих судей — Кади. Кади рассматривали судебные дела всех категорий, наблюдали за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования. При вынесении решений кади руководствовались прежде всего Кораном и дополнениями к нему и решали дела на основе самостоятельного толкования. Судебные решения были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключения составляли случаи, когда сам халиф или его уполномоченные изменяли решения кади. Немусульманское население обычно подлежало юрисдикции судов, состоящих из представителей своего духовенства.

Читайте так же:  Отказ в восстановлении пропущенного срока обжалования

В исламе все люди равны перед законом, и закон равно справедлив ко всем без исключения гражданам, даже к самым ничтожнейшим. Все граждане обладают равными правами, в том числе и правом на защиту в случае обвинения. Никто не должен возвышаться над законом, как бы ни был он могуществен, богат и влиятелен. Если кто-то может откупиться от справедливо заслуженного наказания, это значит, что общество испорчено и подлежит исправлению. Когда правосудие вершит истинный ислам — судья должен быть выше коррупции и взяточничества и не страшиться могущества подлежащих суду людей. Более того, шариатский закон постановляет, что судья отстраняется от ведения дела, если он зол, голоден, беспокоен или рассеян. С обвиняемыми нельзя обращаться как с преступниками до полного завершения дела и признания их виновными. Никто не может быть лишён свободы до вынесения обвинительного приговора независимым и беспристрастным судом. Никто не должен подвергаться угрозам, наказанию и лишению свободы по чужой вине или в целях устрашения и усмирения остальных граждан.

Шариатский закон всегда вершится открыто, не зверства ради и отнюдь не на потеху кровожадной толпе, но для того, чтобы все видели беспристрастность и сдержанность совершаемого правосудия. Мусульмане не одобряют практику проведения закрытых судилищ и тайных наказаний, справедливо опасаясь возможности применения пыток и негуманного обращения с людьми.

Во всем, что касается процедуры и практики применения уголовного права, шариат остается крайне рудиментарной и неформальной системой. Широкие и неупорядоченные административные полномочия правителей и их чиновников касаются всех сфер правления, в том числе и практики уголовного права. Например, халиф имел право единолично решать, вводить или нет специальных судей и каким образом следует контролировать и регулировать их деятельность. Те лица, которые назначались на судейскую должность (и другие официальные лица, имевшие юридические и квази-юридические функции), в свою очередь, обладали широкими полномочиями в отношении процедуры досудебного и судебного разбирательства.

Особенностью судопроизводства мусульманского права является различие гражданского и уголовного процессов. Уголовный процесс возбуждался государственными органами. Следствие и розыск преступников осуществлялись шуртой (уголовной полицией). Гражданский процесс возбуждался частными лицами. Сбор доказательств по существу дела осуществлялся сторонами. Шариат различает следующие виды доказательств: свидетельские показания (четыре свидетеля мужского пола и мусульманской веры), вещественные доказательства, религиозная клятва. Практиковались пытки. Приговор был окончательным, пересмотру не подлежал (кроме как по вновь открывшимся обстоятельствам).

Источник: http://vuzlit.ru/1458130/protsess

Процесс в мусульманском праве

Первоначально вся судебная власть была сосредоточена в руках верховного правителя государства-халифа. Естественно, сохраняя за собой пост верховного арбитра, глава мусульманского государства не мог единолично решать все конфликты, возникающие между верующими, и в силу этих причин начался процесс передачи части судебных полномочий в руки наместников. В свою очередь наместники, не уступая полностью свою обязанность судьи, нередко частично передоверяли ее специально подобранным лицам из числа знатоков мусульманского права, которые со временем становились профессиональными судьями, олицетворяющими самостоятельный государственный институт. Постепенно сложилась практика рассмотрения всех дел единолично одним судьей Изложения начал мусульманского законоведения. — СПб., 1850 — С.383. Процесс носил, как правило, обвинительный характер. Дела возбуждались не от имени государственных органов, а заинтересованными лицами (за исключением преступлений против государственной власти).

Оформление права в рамках шариата включало и создание юридических институтов, в частности института адвокатуры. Развитие частной собственности, расширение торговых и экономических связей, приводило к усложнению их защиты и появлению профессионального слоя юристов. Дело, ведение которого поручается другому, называется вакалат, а его исполнитель, доверенной лицо — вакиль (адвокат).

Возникновение институты адвокатуры явилось результатом развития и усовершенствования мусульманской юридической практики. Вакиль выступает в качестве посредника между шариатским судом и гражданиномКеримов Г.М. Указ. соч. — С.23..

Различия между уголовными и гражданскими делами (в самом процессуальном порядке) практически отсутствовали. Судебные дела рассматривались публично, обычно в мечети. Весь процесс велся устно, протоколов не принято было вести (до середины VIII в.). Дело должно было быть решено на одном заседании и не могло откладываться на следующий день. По окончании процесса принятое по делу решение немедленно приводилось в исполнение. Особенностью раннего периода судебной системы в мусульманском государстве было разделение по характеру решаемых дел между судьями и правителями: первые решали гражданские споры, а вторые рассматривали уголовные дела. Такое положение было обусловлено наличием принудительного аппарата в руках только лишь правителя, и в связи с этим надо заметить, что в мусульманской правовой теории не было принципиального отделения судебной власти от исполнительной. Сложилась система, состоящая из двух звеньев: судов кади, которые придерживались норм мусульманского права, призывали к религиозной совести верующих, и «ведомств жалоб», которые опирались на вполне реальную силу государственного аппарата принуждения. Данная судебная система оставалась без принципиальных изменений вплоть до середины XIX века.

К этому периоду система «ведомств жалоб» сформировалась в систему светских судов со своими особенностями судопроизводства, отличными от судов кади. Для современных судебных систем большинства рассматриваемых стран характерен сложившийся таким образом дуализм судов. Но в то же время необходимо отметить определенные изменения в ряде стран: в Египте, например, отменен институт кади, создана многоступенчатая система судопроизводства. Таким образом, подводя итог сказанному можно сделать определенные выводы, свидетельствующие о процессах в той или иной степени преобразующих систему судопроизводства и как следствие этого и сам процесс в мусульманских странах. Появление новых судебных институтов еще раз подтверждает это Сюкияйнен Л.Р. Указ. соч. — С.185..

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://vuzlit.ru/1087437/protsess_musulmanskom_prave

Характерные черты судебного разбирательства в исламе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here