Содержание
- 1 Зарубежный опыт предупреждения и профилактики правонарушений несовершеннолетних
- 2 Методические рекомендации по применению технологий профилактики правонарушений среди несовершеннолетних граждан
- 3 II. Развитие эффективной модели системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- 4 СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ РЕАЛИЗУЕМАЯ В ОТДЕЛЕНИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МО МВД РОССИИ В Г. БЛАГОВЕЩЕНСК
- 5 Профилактика преступлений среди несовершеннолетних
Зарубежный опыт предупреждения и профилактики правонарушений несовершеннолетних
Дата публикации: 16.06.2019 2019-06-16
Статья просмотрена: 128 раз
Библиографическое описание:
Бобченова А. С. Зарубежный опыт предупреждения и профилактики правонарушений несовершеннолетних // Молодой ученый. 2019. №24. С. 177-179. URL https://moluch.ru/archive/262/60686/ (дата обращения: 10.02.2020).
Проблема профилактики правонарушений несовершеннолетних как часть социума, актуальна для всех государств, независимо от политических или финансовых проблем, так как все государства рано или поздно сталкиваются с данной проблемой.
Для того, чтобы деятельность правоохранительных органов по профилактике в Российской Федерации происходила наиболее качественно, необходимо изучить зарубежный опыт правоохранительных органов по данной проблеме. На практике видно, что во многих странах используется разнообразные методики работы по предупреждению и профилактике правонарушений несовершеннолетних. Проблема профилактики не совершеннолетних является одной из главных как для наших правоохранительных органов, так и для зарубежных, и чтобы составить сравнительный анализ необходимо проанализировать деятельность зарубежных правоохранительных органов, чтобы усовершенствовать деятельность наших правоохранительных органов внутренних дел [2, с. 172–182].
В США в городе Вирджиния-Бич полиция для улучшения эффективности по предупреждению и профилактики несовершеннолетних разработала специальную программу по работе с несовершеннолетними. Профилактические мероприятия начинаются с детьми, достигшими 9-летнего возраста, психологи считают, что в данном возрасте дети проявляют самостоятельность. Данная программа представляет собой курс, который знакомит школьников с основными задачами правоохранительных органов, обязанностями и правами граждан. В данной программе рассматриваются такие темы как безопасность жилища, вандализм, кражи, преступность и закон, личная безопасность граждан. По окончанию изучения материала проводится проверка усвоения материала у детей. Данный курс поделен на 6 уроков по 40 минут, которые проводятся в течение трех недель (2 раза в неделю) сотрудниками правоохранительных органов, которые одеты в форму, что является обязательным фактором. Предполагается, что после изучения данного материала у детей будет потенциально меньше шансов стать малолетними преступниками или жертвой преступления.
Так же одну из интересных программ правового воспитания, разработали правоохранительные органы штата Флориды. Данная программа предназначена для учащихся 8–9 классов и для ознакомления несовершеннолетних с системой ценностей, которая сформировалась в обществе, а также для формирования представления о том, что ожидает правонарушителя за совершение противоправного деяния [1]. Используя вопросно-ответную форму, программа обучает несовершеннолетних законам, которые касаются следующих правонарушений: мародерство, вандализм, бродяжничество, кражи, воровство, причинения умышленного тяжкого вреда здоровью, и др.
Большое значение играет тот факт, что данный предмет должны проводить сотрудники полиции, что значительно повышает интерес к изучаемому предмету у детей, с которыми проводится встреча. Во время таких встреч дети привыкают рассматривать полицейского как человека, который стремиться им помочь.
В Лос-Анджелесе сотрудники полиции на практике, как главным методом профилактики правонарушений несовершеннолетних, используют как главный фактор посещение с несовершеннолетними 10 исправительных колоний. Цель программы — это психологическое воздействие на несовершеннолетних, которые еще не совершили никаких противоправных деяний, но уже состоят на учете по делам несовершеннолетних, как склонные совершить правонарушение. Для этого эксперимента было отобрано 17 подростков.
Программа предполагает посещение исправительных колоний для несовершеннолетних полицейского участка, в котором подросток смотрел на представителей преступной среды, которые являются их сверстниками, на которых уже возбуждено уголовное дело. После этого подростка отводят в центр по лечению несовершеннолетних наркоманов для того, чтобы ознакомить его с методами лечения в подобных заведениях. Далее несовершеннолетние посещают исправительные колонии для подростков 14–20 лет, которые ожидают суда, а также тюрьма для несовершеннолетних преступников и морг.
Полиция Германии выработала особенную стратегию предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Данная стратегия строится на двух положениях, предрасположенность к совершению правонарушения исчезает без внешнего воздействия после завершения процесса становления личности и второе, репрессивные меры приводят к негативным последствиям [3, 45–61].
На территории Северного Рейн-Вестфалии во всех крупных управлениях полиции были созданы специальные комиссариаты по расследованию преступлений, связанных с наркотиками, сексуальных преступлений, дел о пропавших без вести лицах, а также правонарушений, совершенных несовершеннолетними.
Комиссариатам передали разбор дел, в которых в роли виновных, свидетелей или жертв выступали несовершеннолетние. Общая координация работы с подростками осуществляется руководством уголовного розыска. В системе информации управления был создан банк данных, в котором собираются сведения о правонарушениях, допущенных несовершеннолетними.
На основе данных, которые входят в данный банк, проводится анализ причин и особенностей развития правонарушений среди несовершеннолетних. Результаты данных исследований используются для подготовки сотрудников с целью повышения их уровня знаний и скорейшего формирования в них специалистов, а если речь идет о уже действующих сотрудниках, то данные знания необходимы ему для повышения квалификации.
На территории Баден-Вюртемберга отделы по делам несовершеннолетних правонарушителей созданы только в крупных подразделениях уголовного розыска, а во всех остальных выделяется один сотрудник, который будет заниматься только правонарушениями несовершеннолетних. В задачу данных подразделений входит разбор всех дел, в которых несовершеннолетние фигурируют и как правонарушитель, и как потерпевший.
В городе Бремен действуют специальные службы, занимающимися делами несовершеннолетних. Данные службы четко разделили свои функции между собой и делятся на службы охранной полиции и уголовной полиции. Охранные занимаются исключительно профилактикой правонарушений несовершеннолетних, а уголовные расследованием данных правонарушений.
В городе Гамбург в аппарате уголовной полиции создано специальное подразделение, которое занимается расследованием исключительно насильственных преступлений, совершенных несовершеннолетними.
В Гессене нет специальных служб, которые уделяли бы внимание предупреждению и профилактике правонарушений несовершеннолетних, но основной целью здесь является подготовка специальных сотрудников полиции, которые вместе с комиссариатами разбирают правонарушения, совершаемые подростками.
Однако на данный момент смогли достичь высокого уровня организации работы с несовершеннолетними правонарушителями в Западном Берлине. Совместно с правоохранительными органами был создан специальный комиссариат, принимающий меры по всем протоколам и донесениям о правонарушениях, которые совершили несовершеннолетние.
Таким образом, проанализировав, особенности структуры и организации работы правоохранительных органов разных стран это позволяет нам использовать их положительный опыт в деятельности правоохранительных органов России по вопросам предупреждения и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
- Гусейнов А. Б. Профилактика правонарушений несовершеннолетних за рубежом // Теория и практика общественного развития. 2010. Т 63. № 3. С.186–189.
- Коновалова И. А. Соблюдение международных норм и действие российского уголовно-процессуального законодательства в отношении несовершеннолетних //Новый юридический журнал. 2014. Т. 63. № 2. С. 172–182.
- Обыденова Т. В. Правовое регулирование использования в России положительного опыта Германии в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних // Административное право и практика администрирования. 2015. № 1.С. 345–61.
Источник: http://moluch.ru/archive/262/60686/
Методические рекомендации по применению технологий профилактики правонарушений среди несовершеннолетних граждан
В последние годы в Российской Федерации отмечается постоянное нарастание региональных различий. Эти различия проявляются как в социально-экономической сфере, так и в уровне правонарушений и распространенности других форм девиантного поведения. Например, число учтенных в органах здравоохранения несовершеннолетних наркоманов и токсикоманов в расчете на 100 тыс. подросткового населения между самыми благополучными и самыми неблагополучными регионами России отличается на два порядка. Из этого следует необходимость регионального подхода к формированию государственной политики предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Такой подход подразумевает следующее:
Оценку криминальной ситуации в регионе на основе сопоставления ее с криминальной ситуацией в экономическом районе, в котором находится этот регион, и в России.
Реализацию принципа полноты региональной инфраструктуры реабилитационного пространства, профилактики и исполнения уголовного наказания в отношении несовершеннолетних.
Максимальное использование для предупреждения правонарушений несовершеннолетних имеющихся в регионе ресурсов путем сосредоточения основных усилий на формировании и развитии инфраструктуры профилактики.
Принятие в соответствии с Федеральными законами, изданными по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, законов и иных нормативных актов.
Осуществление собственного правового регулирования, включая принятие законов и иных нормативных актов.
Согласование программ предупреждения правонарушений несовершеннолетних на региональном уровне с программами и потребностями на местном уровне.
Среди форм групповой работы, которые могут быть применены в отношении подростков — правонарушителей, следует выделить: тренинговые группы, гештальт-группы, группы арт-терапии, психодраматические группы, группы трансактного анализа, группы телесно-ориентированной терапии.
Тренинговые группы могут быть различными по составу. Одна и та же тренинговая методика может быть адаптирована для малых (5-7 человек), средних (8-15 человек) и больших (16-25 и более участников) групп. Разумеется, возможности по модификации методик не безграничны, но опыт показывает, что для работы с каждой новой группой в сценарий работы неизбежно вносятся изменения, что однако не мешает, как правило, достигать поставленных перед группой целей. Ряд авторов (Петрушин С. В. и др.) успешно работают с группами до 100 человек. 6
Тренинговая группа функционирует в качестве группы обучения, группы самопрезентации, позволяет осуществлять экспериментирование в области подачи информации, приобретения коммуникационных навыков, поведенческих навыков и разработку поведенческих стратегий. В последнем случае особенно важна возможность моделирования ситуаций и выработки поведенческих стереотипов, в том числе, если речь идет о ситуациях провоцирующих, имеющих внутренний «криминогенный заряд». Многие зарубежные исследователи, изучавшие опыт тренинговых групп (преимущественно в США и Канаде) давно пришли к выводу, что особую пользу групповая терапия оказывает на лиц, чьи внутренние установки и личные навыки расходятся с традиционными, в том числе — с доминирующими в группе. Этот факт, в частности, позволяет объединять в единую группу детей из популяции социального риска и их «благополучных» сверстников: то, что оказывается неосуществимым в рамках школьного класса (большинство социально неблагополучных подростков становятся изгоями в школьном коллективе), успешно реализуется в процессе тренинга. Итогом работы является таким образом, не только обучение, но и формирование коллективных отношений на качественно новом уровне.
История гештальт-групп неразрывно связана с принципами гештальт-терапии Ф. Перлза, разработанными на основе работ психоаналитиков, прежде всего — К. Хорни и В. Райха. Сам Ф. Перлз рассматривал гештальт-психотерапию как индивидуальную работу с пациентом. Сегодня, напротив, наиболее активно развивается ее групповая форма. Цель работы группы -достижение ее участниками зрелости (в понимании Ф. Перлза -оптимального состояния личности, возникающего при преодолении тревоги, страха, осознании своих возможностей и умения добиваться всего своими силами) путем перехода к новым, продуктивным формам поведения. Группа в данном случае оказывает каждому участнику поддержку, создает условия для переживания нового опыта, вносит в индивидуальную работу каждого участника элемент «драматизации», создает общий фон, которым является сам групповой процесс взаимодействия. В ходе групповой работы терапевт осуществляет шесть основных подходов в отношении каждого участника.
К ним относятся:
В нашей работе с подростками мы использовали упражнения на преувеличенное или противоположное поведение. Сначала подростков просили выбрать какое-либо поведение, которое каждому кажется наиболее нежелательным. В ряде случаев группа сама решала, какое поведение (которое сам участник за собой не замечает) следует проработать. Если участник не замечает за собой такой склонности, ему поручалось вести себя именно так, только максимально утрировать подобный тип поведения; если подросток признавал за собой ту или иную особенность, его просили вести себя нарочито противоположным образом. После двух-трех повторений в группе и оценки группой работы участника удавалось в 30-40% случаев ликвидировать или трансформировать данный поведенческий паттерн.
Арт-терапия (терапия искусством, терапия творчеством) является одним из наиболее доступных и весьма продуктивным методом работы с подростками. Основу работы составляет не столько сам процесс творчества, сколько общение с терапевтом на уровне символов, образов.
Кроме работы с образами, сам процесс выполнения задания (картины, скульптуры, рисунка и т.д.) способен решить ряд проблем на пути к следующим целям:
- 1) наладить отношения между пациентом (группой) и терапевтом. Идеальный вариант — когда терапевт ведет занятия по арт-терапии один, если же ему помогает котерапевт (художник) то их отношения должны быть гармоничными;
- 2) сконцентрировать внимание на собственных чувствах, переживаниях, проработать как зрительные, так и кинестетическиеощущения;
- 3) повысить самооценку по мере достижения успехов в искусстве, приобретения технических навыков живописи, ваяния;
- 4) получить материал для психологической и психотерапевтической оценки, интерпретации рисунков;
- 5)проявить (пускай в символах) чувства и ощущения, которые пациент привык подавлять или не склонен делиться ими с терапевтом открыто.
Задания в ходе терапевтической работы носят характер спонтанного творчества или выполнения сформулированных терапевтом сюжетов. Следует учитывать, что арт-терапия является не столько самостоятельным направлением в терапии, сколько представляет собой реализацию основных идей психоанализа, гештальт-терапии, гуманистического направления психотерапии в целом. Этим определяется практически неограниченный набор упражнений и техник, которые могут быть использованы. В работе с подростковыми группами арт-терапия является одним из перспективных направлений.
В ряде случаев арт-терапевтический эффект реализуется спонтанно, например, в процессе обучения подростков рисованию, шитью, лепке, резьбе по дереву. Так, например, за год занятий в группе подростков, систематически посещающих занятия, наблюдались классические процессы групповой динамики, при самостоятельной работе по мере освоения техники появлялись символические сюжеты, творческая реализация подростков находила выход в конструировании и воплощении принципиально новых моделей, что сопровождалось в ряде случаев осознанной личностной оценкой символов и образов, использованных в авторской работе. В целом можно было констатировать, что работа группы привела к личностному росту ее участников, в значительной мере обогатила их внутренний мир, способствовала смягчению, гуманизации отношений. Для некоторых подростков появилась возможность профессиональной реализации, что сопровождалось ростом самооценки. Вероятно, привлечение к работе профессионального психотерапевта позволило бы получить еще более значимые результаты.
Подводя итог можно предложить следующие рекомендации, осуществление которых необходимо в целях улучшения работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
- 1. Следует расширить применение к несовершеннолетним правонарушителям мер социальной реабилитации и коррекции, максимально сокращая меры уголовного наказания. Применяя меры уголовного наказания, необходимо максимально широко использовать виды наказания, не связанные с лишением свободы. Это соответствует требованиям «Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» («Пекинские правила»). В этих правилах подчеркнуто, что лишение свободы по отношению к несовершеннолетним должно применяться в качестве крайней меры воздействия и в течение минимально необходимого времени.
- 2. Целесообразно расширить перечень видов уголовного наказания, применяемых к несовершеннолетним, что позволит лучше его индивидуализировать. Это расширение должно происходить за счет использования мер, предусматривающих наказание, не связанное с лишением свободы, а также обеспечивающих разную степень ограничения свободы.
Для решения вопроса индивидуализации наказания в процесс уголовного судопроизводства по отношению к несовершеннолетним необходимо более широко привлекать в качестве специалистов или экспертов психологов, психиатров и социальных работников.
Осуществление принципа гуманизации при привлечении к уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних должно сочетаться с усилением ответственности родителей и лиц, их заменяющих, в связи с совершением подростками преступлений. Необходимо закрепить в законе возможность освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности под денежный залог и личное поручительство родителей.
Административное, гражданское, семейное и трудовое законодательство (например, защита от безработицы, проведение профориентации и профессиональной подготовки и т.д.) должны быть тщательно проанализированы с учетом интересов подростков.
Как самостоятельную социально-правовую проблему следует решать проблему роста злоупотребления наркотиками и психотропными средствами среди несовершеннолетних, для чего необходимо специально выделять ассигнования и вести подготовку специалистов соответствующего профиля.
Необходимо в самое ближайшее время расширить номенклатуру учреждений для первичной и вторичной специальной профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Поскольку нарушение прав детей, прежде всего жестокое обращение с ними со стороны родителей, является основной причиной социальной дезадаптации подростков, ведущей к росту правонарушений несовершеннолетних, первоочередное значение имеет более полная защита прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях. Добиться этого можно только существенно повысив эффективность деятельности органов опеки и попечительства, которым необходимо дать реальные права для вмешательства в жизнь семьи в интересах детей.
II. Развитие эффективной модели системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Развитие эффективной модели системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принадлежит к числу основных задач российского государства. Актуальной является проблема поиска более совершенных мер превенции преступности и борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних.
Современные эффективные модели системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны основываться на личностно ориентированном и системном подходах. Профилактическая работа должна быть направлена прежде всего на укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, развитие программ профилактики семейного неблагополучия, повышение уровня жизни.
Меры профилактического воздействия должны предусматривать раннее предупреждение правонарушений, непосредственное предупреждение правонарушений и предупреждение повторных правонарушений.
Раннее предупреждение правонарушений несовершеннолетних должно обеспечивать создание благоприятных условий для их социального развития, раскрытие и усиление их положительных личностных ресурсов до возникновения реальной угрозы совершения ими правонарушений. Раннее предупреждение правонарушений несовершеннолетних должно предполагать усиление роли института семьи, повышение эффективности государственной поддержки семьи, развитие единой образовательной (воспитывающей) среды, а также меры по раннему выявлению и профилактике девиантного поведения несовершеннолетних. Непосредственное предупреждение правонарушений и предупреждение повторных правонарушений несовершеннолетних должно включать организацию работы с несовершеннолетними, уже нарушившими предписания закона, оказание помощи несовершеннолетним в позитивном изменении социальной микросреды, в которой они находятся, и их самих.
СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ РЕАЛИЗУЕМАЯ В ОТДЕЛЕНИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МО МВД РОССИИ В Г. БЛАГОВЕЩЕНСК
студент, кафедра социальной работы, АмГУ, г. Благовещенск
кандидат соц. наук, кафедра социальной работы, доцент АмГУ, г. Благовещенск
Эффективным средством недопущения правонарушений среди несовершеннолетних, а также механизмом, снижающим остроту негативных действий совершаемых этой категорией с наименьшими затратами, является – социальная профилактика.
Социальная профилактика с несовершеннолетними правонарушителями представляет собой комплекс конкретных социальных мер (экономических, организационных, управленческих, культурно-воспитательных и иных), осуществляемых в целях предупреждения правонарушений, уменьшения их количества вплоть до полного искоренения путем выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению.
С целью изучения социально-профилактической работы, проводимой с несовершеннолетними правонарушителями в г. Благовещенске, нами был проведен сплошной опрос среди специалистов отделения по делам несовершеннолетних МО МВД России с целью охарактеризовать сложившуюся ситуацию в осуществлении социальной профилактики в отношении несовершеннолетних правонарушителей города Благовещенска. Респондентами являлись эксперты ОУУП и ПДН города Благовещенска осуществляющие социальную профилактику с несовершеннолетними.
Необходимость системной модели социальной профилактики с несовершеннолетними правонарушителями была подтверждена ответами специалистов, 100 % которых видят улучшение и повышение эффективности социальной профилактики в определенных изменениях, ведь на сегодняшний момент наблюдается повышение числа несовершеннолетних правонарушителей – 100 % экспертов, это обусловлено ухудшением экономической ситуации с стране – 100 % экспертов, активной пропагандой в СМИ и интернете антиобщественного поведения – 44,5 %, недостатком специалистов осуществляющих социальную профилактику в отношении несовершеннолетних правонарушителей – 22,3 %.
Основной объем социальной профилактики с несовершеннолетними правонарушителями реализуют государственные учреждения: отделение по делам несовершеннолетних МВД России в г. Благовещенск, КДН, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Мечта», КЦСОН «Доброта», учреждения здравоохранения и образования, а также СМИ. В данных учреждениях с несовершеннолетними правонарушителями осуществляются следующие направления деятельности: оказание помощи несовершеннолетним, попавшим в ТСЖ и начавшим совершать антисоциальные действия; устранение неблагоприятного воспитания (коррекция поведения и направленности личности); привлечение к ответственности несовершеннолетних, совершивших преступление; применение карательных мер к детям-правонарушителям (100 %); приобщение к нормальной жизни несовершеннолетних, совершивших противоправные действия (22,3 %).
100 % экспертов определили, что система социальной профилактики относительно несовершеннолетних правонарушителей нуждается в корректировке. Специалисты выделили перечень значимых недостатков, требующих особого внимания:
1) недостаток квалифицированных специалистов, проводящих социальную профилактику с несовершеннолетними правонарушителями (66,7 %);
2) отсутствие индивидуального подхода к несовершеннолетним правонарушителям в проведении социальной профилактики с ними (22,3 %);
3) недостаточное финансирование и проблемы в законодательстве (11,2 %).
Таким образом, обуславливается необходимость изменений, которые бы включали в себя:
- – увеличение штата сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних до уровня, который будет соответствовать объему работы (66,7 %);
- – разработка социально-профилактических мер индивидуальной направленности (22,3 %);
- – увеличение финансирования системы социальной профилактики относительно несовершеннолетних правонарушителей, а также внесение коррективов в сложившуюся законодательно систему работы (11,2 %).
При разработке системной модели было учтено мнение экспертов по каждому пункту их замечаний и рекомендаций.
Описание модели: уточнение и интерпретация понятий (см. рис. 1)
Подсистема: направления социальной профилактики.
Первичная. В ходе первичной профилактики работа проводится с потенциальными несовершеннолетними правонарушителями. В данном случае оказывается влияние на антиобщественные наклонности подростка, которые еще не сформировались как устойчивые.
Вторичная. Проведение профилактических мероприятий непосредственно с несовершеннолетними правонарушителями, в ходе которых устанавливаются обстоятельства повлекших совершение правонарушения несовершеннолетним, с той целью, чтобы возможность совершения противоправного деяния несовершеннолетним сводилась к нулю.
Третичная. На данном этапе происходит борьба с противоправными деяниями, которые могут быть совершены несовершеннолетним повторно. Для этого проводятся мероприятия по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетнего, пресечение источников отрицательного влияния [2].
Подсистема: методы социальной профилактики.
Медико-социальные – направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья несовершеннолетнего, склонного к совершению правонарушений.
К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.
Правовые – разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности несовершеннолетних во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.
Педагогические – формирование у несовершеннолетних субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения [4].
Профилактика – сознательную, целенаправленную, социально организованную деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.
Социально-психологическая коррекция – это деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.
Социальная диагностика – процесс исследования объекта путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его состояние и тенденции развития.
Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиямсреды; вид взаимодействия личности ссредой.
Социальная реабилитация – совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями, направленных на защиту социальных прав граждан [6].
Подсистема: уровни социальной профилактики.
Общесоциальный – предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.п.
Специальный – состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем.
Индивидуальный – представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности [6].
Таким образом, на основе проведенного анкетирования среди специалистов была создана и описана системная модель социальной профилактики с несовершеннолетними правонарушителями в отделении по делам несовершеннолетних МО МВД России в г. Благовещенск. Данная модель успешно реализуется в рассматриваемом нами учреждениями, ее применение успешно позволяет осуществлять социально-профилактические мероприятия.
Рисунок 1 – Системная модель социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних проводимая Благовещенским ОУУП и ПДН.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Список литературы:
- Ветошкин С.А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: Учебно-методический комплекс / С.А. Ветошкин; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2008. – 19 с.
- Гуслов, М. Н. Теория и методика социальной работы / М. Н. Гуслов. – 2-е изд. – М.: издательский центр «Академия», 2011. – 160 с.
- Курдинская Л.А. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе / Л.А. Курдинская. – М.: ОмГТУ, 2010. – 124 с.
- Павленок, П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. – М.: ИНФРА-М, 2009. –272 с.
- Сафронова, В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе / В.М. Сафронова. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
- Холостова, Е. И. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 427 с.
Источник: http://sibac.info/studconf/science/x/63065
Профилактика преступлений среди несовершеннолетних
Профилактика преступлений среди детей, совершаемых ими или над ними, является приоритетной задачей социального направления политики государства. Она включает в себя воспитательные, правовые, организационные и другие меры воздействия, благодаря которым выявляются и ликвидируются обстоятельства и условия, приводящие к совершению правонарушений. Основной причиной преступлений, реализуемых детьми, является неосознанность ими всей серьезности выполняемых поступков. А условиями для учинения их несовершеннолетними и над ними чаще всего являются неблагополучное окружение, безнадзорность и беспризорность.
Причины формирования правонарушений среди несовершеннолетних
Для того чтобы понимать, каким должен быть план профилактики правонарушений и преступлений, следует разобраться в том, каковы причины формирования преступности среди несовершеннолетних и постараться устранить их. К таковым условиям можно отнести:
1. Негативное влияние семьи, существенные изъяны в воспитании, минимальное количество денег, не позволяющее обеспечить основные потребности ребенка.
2. Негативное влияние окружения со стороны, как взрослых, так и сверстников. Включает в себя проникновение в сознание несовершеннолетнего путем СМИ, личными бытовыми контактами неверных стандартов поведения (жестокости, распущенности и т. п.).
3. Отсутствие занятости ребенка.
А также на уровень детской преступности влияют: беспризорность, безнадзорность, низкий уровень образовательных учреждений, отсутствие культурно-массовых мероприятий, организаций, занимающихся детским досугом и трудоустройством.
Методы профилактики детской преступности
Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних включает в себя ранние предупредительные меры воздействия, нацеленные на формирование личности ребенка и заблаговременное предотвращение его перехода на путь преступника, а также на предупреждение рецидивов.
Для проведения данных профилактик привлекаются общественно-государственные, образовательные, культурно-спортивные учреждения. Огромную роль играет своевременная работа, проведенная с родителями подростка, задействование психологов, социальных педагогов.
Ранняя профилактика является более приоритетной задачей, поставленной перед соответствующими органами, так как позволяет выявить и устранить антисоциальные изменения в личности ребенка, которые еще не стали устойчивыми, а, значит, в последующем есть большая вероятность того, что будет предупреждено преступление, удастся избежать нанесения вреда, причинения убытка и применения строгих мер принуждения по отношению к несовершеннолетнему.
Ранняя профилактика детской преступности
Меры профилактики преступлений, применяемые на ранних стадиях, это:
• выявление неблагополучного воспитания и плохих условий проживания ребенка, формирование ценностей и взглядов у несовершеннолетнего лица еще до того момента, как таковые сложились;
• выявление и ликвидация источников негативного воздействия на подростков, которые могут способствовать асоциальному образу мышления и дальнейшему совершению правонарушений со стороны ребенка;
Методы профилактики преступлений на данном этапе включают в себя:
• прогнозирование, которое основано на изменении личностных особенностей детей-правонарушителей и условий, при которых происходит нарушение ими закона;
• анализ статистических данных, позволяющий определить ряд общих признаков, свидетельствующих об отклонениях в формировании личности малолетних лиц.
Если же ребенок ранее совершал правонарушение, состоит на учете в органах по делам несовершеннолетних, то к нему могут и должны быть применены особые меры профилактики, не допускающие рецидива.
Данный уровень профилактических мер включает в себя:
• исправление и перевоспитание несовершеннолетнего, ранее совершавшего нарушение закона;
• ликвидацию источников негативного влияния на подростка-нарушителя.
Как ранняя профилактика, так и предупреждение рецидива правонарушения осуществляются с использованием различных способов и приемов в зависимости от ситуации. Например, профилактика преступлений в школе, имеющая общий характер, может заключаться в проведении специальных открытых уроков с приглашенными на беседу психологами, работниками детских исправительных учреждений, следователями по делам с несовершеннолетними.
Законодательство РФ в области профилактики преступлений среди несовершеннолетних
В Российской Федерации профилактика преступлений среди несовершеннолетних регулируется на законодательном уровне, согласно Конституции и нормам международного права, а также ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с последними изменениями и дополнениями от 31.12.2014г.
При этом безнадзорным ребенок считается в случае, если над его поведением отсутствует контроль, в результате ненадлежащего воспитания, содержания и образования со стороны родителей или законных представителей. Беспризорным считается несовершеннолетний, который не имеет места пребывания или места жительства. А под социально опасным положением понимается обстановка, подразумевающая угрозу жизни или здоровью ребенка или не отвечающая требованиям к его содержанию, воспитанию, обучению.
Общая профилактика преступлений и безнадзорности/беспризорности детей заключается в осуществлении социальных, педагогических, правовых мер, способствующих общему снижению количества правонарушений среди несовершеннолетних и их безнадзорности/беспризорности. Такие способы, мероприятия выявляют соответствующие причины и условия и устраняют их.
Также специальными учреждениями может проводиться индивидуальная профилактика преступлений и безнадзорности/беспризорности детей, которая заключается в выполнении работы, направленной на своевременное выявление конкретных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на предотвращение совершения такими детьми правонарушений или на их реабилитацию. Индивидуальная профилактика с конкретными лицами может проводиться только с разрешения начальника органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Учреждения и органы системы профилактики правонарушений несовершеннолетних
Профилактика преступлений несовершеннолетних в РФ осуществляется следующими организациями:
• комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;
• органами по управлению социальной защитой населения;
• федеральным органом гос. власти, органами власти регионов РФ и муниципалитетов, которые осуществляют государственное регулирование в области образования;
• органами опеки и попечительства;
• учреждениями уголовно-исполнительной системы (колонии, следственные изоляторы и т.п.);
• органами по контролю над оборотом наркотических и психотропных веществ;
• органами по делам молодежи;
• органами управления здравоохранением;
Внутри каждой из перечисленных организации могут создаваться отдельные учреждения, которые должны выполнять определенные функции по профилактике и правонарушений несовершеннолетних, и их безнадзорности. Помимо способов и методов предупреждения детской преступности, установленной законодательством РФ, данными организациями отдельно прорабатывается и собственная программа профилактики преступлений, устанавливается план.
Деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних и сроки индивидуальной профилактики
Основными задачами деятельности, касающейся профилактики преступлений среди детей, являются:
• предупреждение правонарушений несовершеннолетними, выявление причин и обстоятельств, которые этому способствуют;
• защита прав и интересов ребенка;
• социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних лиц, которые находятся в социально опасном положении;
• обнаружение и пресечение ситуаций, когда в преступления могут быть вовлечены дети.
Профилактика совершения преступлений основывается на принципах гуманного отношения к детям, демократии и поддержки семьи, а также на индивидуальном подходе к каждому несовершеннолетнему с соблюдением конфиденциальности полученных сведений. При проведении работ с несовершеннолетними им разъясняются их права и возможность защиты собственных интересов.
Индивидуальная профилактика преступлений несовершеннолетних, согласно ст. 7 ФЗ-120, может длиться период, который необходим для оказания социальной или любой другой помощи детям, до достижения несовершеннолетними лицами 18-летнего возраста или же до устранения причин и обстоятельств, которые способствуют правонарушениям.
Субъекты индивидуальной профилактики
К несовершеннолетним лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактика преступлений, относятся:
• беспризорные и безнадзорные;
• занимающиеся попрошайничеством или бродяжничеством;
• находящиеся в соц. реабилитационных центрах, соц. приютах, специальных учебно-воспитательных центрах;
• употребляющие психотропные или наркотические, одурманивающие вещества, алкоголь;
• ранее совершившие правонарушения, за которые были привлечены к ответственности;
• ранее совершившие правонарушения, но не понесшие за них ответственность в силу возраста;
• освобожденные от уголовной ответственности в связи с амнистией или изменением обстановки;
• обвиняемые или подозреваемые в совершении уголовных преступлений;
• отбывающие наказание в воспитательных колониях;
• те, в отношении которых была установлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания;
• освобожденные из специальных учреждений учебно-воспитательного характера закрытого типа или из мест уголовно-исполнительной системы, в случаях, если, находясь в них, они нарушали режим или совершали противоправные деяния. А также в ситуациях, когда после освобождения из них несовершеннолетние попали в социально опасное положение или нуждаются в реабилитации, помощи.
Профилактика может проводиться как среди несовершеннолетних лиц, относящихся к вышеперечисленным категориям, так и среди их родителей или законных представителей, в случае если они ненадлежащим образом исполняют или не исполняют вовсе свои обязанности по воспитанию, содержанию и образованию своих детей. А также в случаях, когда взрослые отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних лиц или жестоко с ними обращаются.
Основания проведения индивидуальной профилактики
Условиями, при наличии которых проводится индивидуальная профилактика преступлений среди несовершеннолетних, являются обстоятельства, перечисленные в предыдущей главе, если таковые зафиксированы:
• в заявлении об оказании помощи по вопросам, которые входят в компетенцию органов, занимающихся профилактикой правонарушений несовершеннолетних и безнадзорности, от ребенка или его родителей (законных представителей);
• в постановлении комиссии по делам несовершеннолетних, следователя, прокурора, начальника ОВД или органа дознания;
• в приговоре, постановлении или определении суда;
• в заключении по факту проведенной проверки на основании жалоб или заявлений, которое утверждено начальником органа системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и их безнадзорности.
Права субъектов, находящихся в учреждениях по профилактике правонарушений и безнадзорности
Несовершеннолетние лица, находящиеся в учреждениях, в которых производится профилактика преступлений и правонарушений, имеют права на:
• оповещение родителей или законных представителей о помещении детей в данные организации. При этом уведомление о данном факте отправляется по месту жительства или пребывания взрослых, если таковое известно, в течение 12-ти часов с момента поступления ребенка в учреждение. Если же сведений о месте направления сообщения нет, то уведомление отправляется в течение 3-х суток в орган опеки и попечительства по последнему месту жительства несовершеннолетнего;
• получение информации о причинах и целях своего нахождения в органах системы профилактики, о своих правах и обязанностях, сведений о внутреннем распорядке соответствующего учреждения;
• обжалование решений работников рассматриваемых организаций;
• достойное, не унижающее достоинство обращение;
• телефонные звонки родственникам, переговоры, свидания с ними без ограничения в количестве;
• получение передач, посылок, писем без ограничения в количестве;
• бесплатное питание, одежду, обувь и иные предметы личного пользования, которые необходимы для сохранения здоровья и жизни детей;
• бесплатную юридическую помощь.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что предупреждение и профилактика преступлений, совершаемых среди несовершеннолетних лиц и над детьми непосредственно, в РФ осуществляется определенными органами власти и социологическими институтами. Их способы и методы закреплены законодательно, при этом они постоянно корректируются в зависимости как от общей ситуации в стране, так и в соответствии с частными случаями.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://252.56.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/7900989
Юрист в сфере гражданского права.
Стаж: 8 лет