Выявив незаконное административное задержание гражданина прокурор

Проводим инструктаж по теме: "Выявив незаконное административное задержание гражданина прокурор". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

Незаконное задержание

  • Незаконное задержание полицейскими.
  • Незаконное задержание без предъявления служебного удостоверения.
  • Куда обратиться с жалобой за незаконное задержание сотрудником нацгвардии?
  • Размер компенсации за незаконное задержание. Порядок получения компенсации.
  • Как сформулировать жалобу на незаконное задержание транспортногосредства?
  • Публикации
  • Незаконное задержание полицией
  • Жалоба на незаконное задержание
  • Незаконное административное задержание
  • Ответственность за незаконное задержание
  • Незаконное задержание подозреваемого

Источник: http://www.9111.ru/%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/

КС: Административное задержание должно обосновываться

Проект Комитета гражданских инициатив «Открытая полиция» продолжает серию публикаций на сайте «АГ», посвященных судебным актам, связанным с деятельностью правоохранительных органов в России и призванным защитить права граждан при взаимодействии с полицией.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г. № 9-П рассмотрел вопрос о соответствии сразу нескольких положений закона Конституции РФ. Предметом рассмотрения стали нормы, регулирующие применение одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении – административного задержания, а также последующее возмещение вреда, в том числе морального, причиненного незаконными действиями органов публичной власти и их должностными лицами. КС РФ разъяснил, что задержание не может применяться автоматически при наличии оснований полагать, что гражданин совершил правонарушение, а вред в случае незаконного задержания подлежит взысканию независимо от вины органов власти и должностных лиц.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предполагает различные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.1), среди которых одной из наиболее посягающих на права и свободы человека является административное задержание – кратковременное ограничение свободы, максимальный срок которого составляет 48 часов (ст. 27.3, ч. 3 ст. 27.5). Вместе с тем даже незначительное по времени ограничение свободы является вмешательством в свободу и личную неприкосновенность, охраняемые положениями Конституции РФ (ст. 22). Этому корреспондирует и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Европейская Конвенция).

В первую очередь КС РФ рассмотрел вопрос о возможных ограничениях упомянутого конституционного права – учитывая его исключительную ценность. Суд обратил внимание на то, что оно может быть ограничено лишь при соблюдении общеправовых принципов и на основе конституционных критериев необходимости, разумности и соразмерности, дабы не допустить утраты самого существа данного права.

Признавая необходимость повышенного уровня защиты прав и свобод граждан в сфере правоотношений, связанных с публичной, в том числе административной, ответственностью, КС РФ вновь подчеркнул, что законодательные механизмы, действующие в этой сфере, должны соответствовать вытекающим из Конституции РФ и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека.

Для начала Суд обратил внимание на автономность значения термина «лишение свободы» в его конституционно-правовом смысле и признал, что административное задержание представляет собой, по сути, лишение свободы, хотя и носящее кратковременный характер.

Опираясь на прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, КС РФ пришел к выводу, что законность применения задержания должна оцениваться не только с точки зрения соблюдения формальных правил, но и с учетом целей применения этой меры. Он признал, что любые меры, если они фактически влекут лишение свободы, должны отвечать критериям правомерности именно в контексте ст. 22 Конституции РФ и ст. 5 Европейской Конвенции.

Во-первых, любое административное задержание должно отвечать требованию законности, в частности, быть обусловлено как минимум одной из следующих целей: (1) производиться с тем, чтобы задержанное лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, либо в связи с (2) необходимостью предотвратить совершение задерживаемым лицом правонарушения или (3) помешать ему скрыться после его совершения.

Во-вторых, лишение свободы должно быть необходимым, а именно применяться исключительно с целью защиты конституционных интересов, быть способным обеспечить социально необходимый результат. Полиция не может ограничиться одним лишь упоминанием легитимной цели задержания в протоколе об административном задержании.

В-третьих, задержание должно быть соразмерным (пропорциональным) преследуемым законным (формальным) целям – задача судов общей юрисдикции проверять, было ли задержание единственной разумной мерой в конкретных обстоятельствах и не имелось ли альтернативных средств, позволяющих достичь того же результата, но с меньшей степенью вмешательства в права гражданина.

Для оценки законности задержания судам надлежит выяснять, располагает ли должностное лицо, осуществляющее задержание, фактами и сведениями, достаточными для объективно обоснованного подозрения в том, что задерживаемый мог совершить соответствующее правонарушение. КС РФ особо акцентировал внимание на том, что задержание во всяком случае не может быть признано обоснованным, если вменяемые задержанному действия в момент их совершения не могли расцениваться как правонарушение.

Иными словами, ошибочно полагать, что сотрудники полиции могут автоматически задерживать граждан и держать их взаперти несколько часов, даже если они совершили правонарушение. Справедливо и обратное – само по себе то обстоятельство, что задержанный впоследствии не был привлечен к административной ответственности или вовсе не предстал перед судом, не обязательно означает, что его задержание было незаконным, поскольку, как пояснил КС РФ, «целью задержания является создание условий для проведения производства по делу об административном правонарушении, с тем чтобы были проверены факты, подтверждены или устранены конкретные подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены необходимые документы для передачи дела на рассмотрение суда».

Срок применения административного задержания также не может быть произвольным, и, хотя Основной закон позволяет лишать свободы без вынесения судебного решения в течение 48 часов, правоохранители обязаны каждый раз объяснять, почему длительность конкретного административного задержания была именно такой, а не иной.

Читайте так же:  Срок действия доверенности за границей

Что же касается доставления в полицейский участок – требования к этой процедуре абсолютно аналогичны. Так, закон позволяет доставлять гражданина для составления протокола об административном правонарушении только лишь при невозможности его составления на месте (ст. 27.2 КоАП РФ). Это означает, что полицейские должны объяснить, какие конкретно обстоятельства помешали составлению процессуального документа без поездки в отдел. Это объяснение должно быть адекватным образом мотивировано – к примеру, отсутствием у сотрудника «бланка» протокола вряд ли можно аргументировать правомерность доставления. Для иллюстрации – в подавляющем большинстве случаев сотрудники ДПС ГИБДД не везут автолюбителей в участок, так почему же патрульно-постовая служба часто поступает иначе?

Особого внимания заслуживает правовая позиция КС РФ относительно возможности обжалования принудительной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении – Суд указал, что прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, а также по каким-либо иным основаниям не может служить препятствием для этого. Таким образом, гражданин, чье дело прекратили в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, тем не менее вправе отдельно потребовать признать незаконным, к примеру, доставление в отдел полиции.

Крайне важен и вывод КС РФ о компенсаторном механизме в случае незаконного административного задержания.

Суд отметил прямое указание закона на то, что возмещение вреда в случае незаконного применения наказания в виде административного ареста производится независимо от вины органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 1070 и 1100 ГК РФ), то есть с исключением из общего правила.

Однако тот факт, что административное задержание не является арестом как мерой административного наказания, еще не означает, что в случае незаконного задержания должен применяться иной механизм компенсации вреда, нежели при незаконном аресте.

Так, задержание связано с принудительным пребыванием гражданина в ограниченном пространстве, временной изоляцией от общества, прекращением выполнения служебных обязанностей, с невозможностью свободного передвижения и общения с другими лицами, поэтому представляет собой лишение свободы в смысле ст. 22 Конституции РФ и ст. 5 § 1 (с) Европейской Конвенции. Следовательно, учитывая природу ограничений и последствий, не существует каких-либо причин, которые могли бы оправдать применение различающихся компенсаторных механизмов в случае административного задержания и административного ареста. Иное не соответствовало бы ни Конституции РФ, ни Европейской Конвенции.

Таким образом, нормы п. 1 ст. 1070 и абз. 3 ст. 1100 ГК РФ не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения гражданину имущественного ущерба и компенсации морального вреда независимо от вины должностных лиц, являющихся причинителями вреда, в случае признания административного задержания на срок не более 48 часов незаконным, – резюмировал КС РФ.

Наконец, КС РФ разъяснил, что отказ от административного преследования в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности не может препятствовать реализации права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, совершенными при производстве по делу об административном правонарушении. По мнению Суда, в случае прекращения дела об административном правонарушении гражданин вправе инициировать гражданский спор и при причинении ему вреда получить соответствующую компенсацию.

Источник: http://www.advgazeta.ru/mneniya/ks-administrativnoe-zaderzhanie-dolzhno-obosnovyvatsya/

Признаки незаконного задержания и меры наказания сотрудников полиции

От незаконного задержания не застрахован никто. Граждане могут попасть под подозрение, оказавшись не в то время и не в том месте, по ложному обвинению или по заказу. Иногда люди приглашаются как свидетели и становятся подозреваемыми. Поэтому знание основ уголовно-процессуального законодательства и своих прав поможет избежать проблем при общении с сотрудниками правоохранительных органов по их инициативе.

Кого полиция не имеет права задерживать

Полиция не имеет права кого-либо задерживать без законных на то оснований, которые в количестве 13 пунктов перечислены в части 2 статьи 14 закона «О полиции».

Если человек не попал в круг подозреваемых по какому-либо преступлению или в отношении него не действует судебное решение, предусматривающее арест человека или заключение его под стражу, он спокойно может заниматься своими делами.

Исключение составляют следующие случаи:

нахождение на улице в комендантский час;

проникновение на охраняемый объект;

побег из психиатрического учреждения;

требование в выдаче со стороны иностранного государства.

Административному задержанию — кратковременному ограничению свободы — полицейские могут подвергнуть лицо в исключительных случаях, когда за совершенное административное правонарушение дело не ограничивается предупреждением или штрафом. Такая ситуация может произойти только при наличии данных о причастности человека к нарушению. Не допускается производить административное задержание при возможности на месте составить протокол, установить личность нарушителя.

Административному задержанию не подлежат иностранцы с дипломатической неприкосновенностью, прокуроры, следователи, сенаторы, депутаты Государственной Думы, региональные депутаты при осуществлении полномочий, выборные лица местного самоуправления без согласия прокурора региона.

Следователь полиции не имеет права задерживать гражданина по подозрению в совершении преступления, если:

лицо не застали на месте преступления;

нет показаний свидетелей или потерпевших, подтверждающих вину задерживаемого;

в жилье задержанного лица или на нем самом нет следов преступления.

Когда одно из вышеперечисленных условий выглядит с точностью до наоборот, нарушается 91-я статья Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Признаки неправомерного задержания

Первичные признаки незаконного задержания сотрудниками полиции следующие:

Полицейский не назвал свою должность, звание, фамилию.

Полицейский не предъявил по требованию задержанного свое удостоверение.

Задержанному не разъяснены причина и основания для задержания.

Задержанному не зачитаны его права (юридическая помощь, услуги переводчика, уведомление родственников или близких лиц о факте задержания, возможность отказаться от дачи объяснений).

Читайте так же:  Лица имеющие доступ к персональным данным

Отсутствует протокол о задержании, или не вручена его копия.

Рекомендуется записывать момент задержания на видеокамеру. Впоследствии может выясниться, что у полицейского не было основного доказательства — причастности задержанного лица к преступлению или нарушению. Факт незаконного деяния могут скрыть, и вы не сможете добиться привлечения сотрудника к ответственности и получения компенсации.

Административка и помещение под стражу

Совершенные административные правонарушения подпадают под статьи Административного кодекса РФ (КоАП), а преступления — под УК РФ.

Административное задержание не может длиться более 3 часов. Ограничение свободы на 48 часов возможно в том случае, если за совершение нарушения КоАП предусматривает административный арест или выдворение лица за пределы России по судебному решению. Если нарушитель преступил пограничные, таможенные и миграционные законы, производится задержание до 48 часов с целью идентифицировать его личность или выяснить обстоятельства дела.

Уголовное право предусматривает наказание за преступление и меру пресечения на время следствия и суда.

Мера пресечения избирается, когда есть основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый скроется, совершит еще одно преступление, уничтожит доказательства, будет угрожать свидетелю или воспрепятствует ходу расследования.

Под стражу могут заключить, когда подозреваемый или обвиняемый привлекаются по статье УК РФ, предусматривающей лишение свободы свыше 3 лет.

Следователь выносит постановление о задержании и отправляет подозреваемого в изолятор временного содержания (ИВС) на срок не более 48 часов. За это время он должен направить в суд ходатайство о заключении лица под стражу, а районный суд в течении данного срока избирает меру пресечения.

Попав в следственный изолятор, задержанному следует вести себя спокойно, чтобы не усугубить ситуацию. Успокоившись, можно разговаривать о своем деле с адвокатом и писать жалобы.

Как пожаловаться на сотрудников

Когда вы уверены, что задержание производится незаконно, звоните сразу по телефону 102 или на горячую линию МВД (+7800250023), представьтесь и аргументированно излагайте свою жалобу.

Если это не сработает, сопротивляться не стоит. У вас есть право воспользоваться 51-й статьей Конституции и отказаться от показаний. Дождитесь адвоката и составьте с ним письменную жалобу или сделайте это самостоятельно.

В жалобе указываются:

адресат (вышестоящее должностное лицо, вышестоящий орган МВД, орган прокуратуры или суд);

адресант (ФИО, телефон, адрес);

доводы незаконности задержания;

данные о задержавших полицейских или номере их автомобиля;

требование о привлечении полицейских к ответственности;

Получение компенсации

Компенсацию можно получить только по решению суда. Исковое заявление в суд готовится на основании статей 151, 1070 и 1100 Гражданского кодекса. Гражданский иск может рассматриваться как самостоятельное дело или в одном деле с иском в отношении обвиняемого, производившего незаконное задержание.

В заявлении прописывается следующее:

указываются истец, ответчики, обстоятельства задержания;

формулируется претензия на денежную компенсацию за причиненный материальный и моральный вред;

ставятся дата, подпись.

Если потерпевшему пришлось побывать в СИЗО, а после этого дело не получило продолжения, его должны реабилитировать. В компенсацию включаются неполученная зарплата, затраты на адвоката и прочие издержки.

Заявление подается в районный суд, где идет рассмотрение дела в отношении полицейских. Если дело не возбуждено, компетенция суда определяется по адресу прописки одного из ответчиков.

Наказание для нарушивших правила

Сотрудники правоохранительных органов, заведомо незаконно задержавшие человека, несут уголовную ответственность по статье 301 УК РФ.

Под выражением «заведомо» понимаются действия стражей правопорядка, выходящие за рамки всех 13 пунктов части 2 статьи 14 закона «О полиции».

Полицейского могут ограничить в свободе на срок до 3 лет, отправить на принудительные работы на 2 года, арестовать на 4-6 месяцев или лишить свободы сроком до 2 лет. Ему могут запретить занимать должности в полиции в течение 3 лет и уволить, лишив всех льгот.

Заведомо незаконное заключение под стражу карается строже: нарушителей принудят к 4 годам работ или отправят в колонию на тот же период.

Видео (кликните для воспроизведения).

Когда деяния повлекли тяжкие последствия, бывших полицейских ждут принудительные работы до 5 лет или колония от 3 до 8 лет. Под тяжкими последствиями понимаются смерть потерпевшего или тяжелое заболевание, суицид, утрата имущества, распад семьи, гибель оставшегося без присмотра малолетнего члена семьи.

Источник: http://policii.net/sovety/priznaki-nezakonnogo-zaderzhaniya-i-mery-nakazaniya-sotrudnikov-politsii-2

Порядок проведения административного задержания

Статья 27.3 КоАП РФ определяет административное задержание как временное ограничение свободы гражданина, применяемое либо для обеспечения надлежащего рассмотрения дела по совершенному правонарушению, либо во исполнение постановления по уже рассмотренному делу. Хотя такая мера влечет за собой менее тяжкие последствия, чем уголовное задержание, требования по соблюдению процедуры достаточно жесткие.

Основания для административного задержания

Административное задержание представляет собой ограничение закрепленных в Конституции РФ прав гражданина на личную свободу и свободу передвижения.

Поэтому эта мера применяется в отдельных случаях:

  • с целью предотвращения возможного преступления;
  • для возможности рассмотрения дела в установленный срок;
  • для составления административного протокола;
  • с целью исполнения вынесенного решения суда.

По закону нельзя задержать гражданина, совершившего правонарушение, если наказанием за деяние являются штраф или устное предупреждение. Полицейский может ограничить свободу гражданина для оформления протокола, если это невозможно сделать на месте совершения проступка.

Кто имеет право задерживать?

Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.

Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.

Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.

Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.

Читайте так же:  Проводит судебно психиатрическую экспертизу

Закон не устанавливает строгого соответствия между должностными лицами того или иного ведомства и областью правонарушений, где они могут применять административный арест. Имеют место отсылки к другим нормативным актам, в частности, к приказу МВД «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию».

Срок административного задержания

Гражданина можно лишить свободы на срок от 3 до 48 часов. Верхний предел превышать нельзя. Столь длительное удерживание человека применяется при особо тяжких правонарушениях. К таковым, например, относится нарушение государственной границы или режима пребывания в РФ. Представители соответствующих органов могут задерживать граждан за нарушение закона в особых зонах страны, например, во внутренних водах или на континентальном шельфе.

Лишиться свободы на 2 суток могут также лица, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении. Задержание осуществляется, если судья вынес постановление, предусматривающее в качестве наказания лишение свободы.

К числу спорных вопросов законодательства относится проблема определения выхода из наркотического или алкогольного опьянения. По закону срок задержания начинается с момента вытрезвления, но при этом не указаны критерии такого состояния и способы определения. На практике сотрудники полиции выжидают 6 часов, пока задержанный придет в состояние адекватно воспринимать происходящее. Но порядок применения этого принципа никак не регламентируется, что вызывает сомнения в его законности.

Порядок проведения задержания

Формально нарушение порядка при задержании является основанием для освобождения гражданина, поэтому важно тщательно следить за действиями сотрудника органа правопорядка. Ситуация осложняется тем, что процессуального единства в проведении задержания нет. Каждое ведомство руководствуется собственными нормативными актами.

Однако можно выделить обязательные процедурные элементы, которые должны соблюдаться при применении данной меры. Во-первых, сотрудник правоохранительного органа обязан представиться и разъяснить, в силу каких обстоятельств он производит задержание. После этого происходит доставление лица в полицию. При необходимости может быть произведен осмотр личных вещей гражданина.

По результатам допроса и обыска составляется протокол. Задержанный направляется в камеру предварительного заключения, после чего препровождается в суд, где рассматривается его дело. Следующий этап зависит от принятого судьей решения. Если оно было обвинительным, осужденный может в десятидневный срок с момента получения копии постановления обжаловать его в вышестоящей инстанции.

Составление протокола

В основе законности дальнейших процедур лежит правильно составленный протокол об административном задержании. Во многих случаях на основании сведений, зафиксированных в этом документе, судья выносит решение. Поэтому содержащаяся в нем информация должна быть точной, полной и достоверной.

Стандартные формы протокола разработаны ведомствами, сотрудники которых могут проводить задержание. Следует различать протокол об административном задержании и протокол об административном правонарушении. В последнем фиксируется информация о совершенном деянии и его обстоятельствах. В протоколе о задержании эти сведения не дублируются. Полицейский указывает статью КоАП, согласно которой задерживает гражданина.

Протокол об административном задержании считается действительным, если в нем указаны:

  • место составления документа и точная дата;
  • ФИО сотрудника ведомства, составившего документ, а также его должность;
  • имя задержанного и адрес его проживания (в некоторых случаях в документе фиксируют место работы и должность гражданина на основании документальных подтверждений);
  • обоснование мотивов ограничения свободы гражданина;
  • время проведения задержания с точностью до минут;
  • отметка об уведомлении родственников о задержании;
  • пояснения задерживаемого о совершенном им правонарушении;
  • сведения о психологическом и физическом состоянии гражданина на момент задержания;
  • замечания задержанного о содержании протокола (может удостоверить правильность внесенных в него сведений или выразить протест, а также указать свидетелей, которых можно опросить в ходе судебного разбирательства);
  • подписи составителя протокола и задержанного (только добровольная; принуждение к подписанию документа не допускается).

При отсутствии одного из этих элементов судья может признать незаконным факт задержания гражданина. Исключение — отказ лица подписать документ. Об этом делается отметка в протоколе.

Особенно внимательно суд относится к указанию точного времени ареста, так как без этой информации невозможно установить верхний предел пребывания задержанного в камере. Основанием для признания протокола недействительным может стать отсутствие сообщения о случившемся родственникам или адвокату и разъяснения причин ограничения свободы гражданина. В этих случаях речь идет о нарушении конституционного права человека на свободу, и к сотруднику полиции могут быть применены санкции.

Кого не имеют право задерживать?

Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.

Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.

Читайте так же:  Подтверждение права подписи

Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.

Права задержанного лица

Права гражданина, задержанного в административном порядке, определяются Конституцией РФ. Так как никто не может лишиться свободы в произвольном порядке, гражданин вправе требовать от сотрудника полиции разъяснения, на основании чего к нему применяется такая мера. Сообщения о номере статьи кодекса будет недостаточно: гражданин имеет право знать содержание обвинения.

Гражданин может потребовать от полицейского сообщить о произошедшем его родственникам и адвокату (при наличии). Задержанному следует воспользоваться законным правом на получение копии протокола: сотрудники правоохранительных органов не обязаны предоставлять этот документ, если гражданин сам не потребовал.

Важным правом гражданина является требование о проведении прокурорской проверки. Оно заявляется во время задержания в устной или письменной форме. По закону полицейский не может проигнорировать такое требование и должен незамедлительно сообщить в прокуратуру. Поскольку это соблюдается далеко не всегда, лучше подстраховаться и направить письменное прошение.

Все действия полиции в момент задержания и препровождения в камеру предварительного заключения при наличии достаточных оснований могут быть обжалованы. Особенно это касается случаев, когда сотрудники полиции не предоставляют задержанному возможность пользоваться телефоном. В законе нет запрета на применение мобильной связи.

Источник: http://policii.net/sovety/poryadok-provedeniya-administrativnogo-zaderzhaniya

Порядок и основания задержания подозреваемого

В рамках уголовного процесса органы дознания и следствия имеют право осуществлять задержание лица, подозреваемого в совершении преступных действий.

В связи с тем, что процедура задержания фактически ограничивает свободу и неприкосновенность гражданина, который в будущем может быть признанным абсолютно не имеющим отношения к преступлению, данное процессуальное действие строго регламентировано законодательством.

Любое нарушение свободы человека, не имеющее веских законных оснований, должно быть признано противоправным.

Рассмотрим в данной статье, что представляет собой задержание подозреваемого, какие права имеет задержанный и без каких элементов данная процедура будет являться незаконной.

Что такое задержание?

Задержание – это процессуальная процедура, предполагающая кратковременное ограничение свободы в отношении субъекта, подозреваемого в преступлении, за которое предусмотрено наказание в виде лишения его свободы.

Процессу задержания в УПК РФ отведена целая глава 12, представленная несколькими статьями. В ней четко прописаны основания задержания, права подозреваемого и ключевые этапы самого процесса.

Задержание может быть применено только при наличии возбужденного уголовного дела.

В некоторых случаях, предусмотренных законом, задержание может быть осуществлено без официального постановления суда, содержащего данное предписание.

Осуществлять задержание подозреваемого могут следующие уполномоченные лица:

  • Прокурор;
  • Дознаватель и орган дознания;
  • Следователь и начальник следственного отдела.

Другие сотрудники не имеют права проводить данную меру принуждения.

Главный Закон РФ – Конституция в 2020 году не допускает безосновательного ограничения свободы любого человека.

Конституция РФ допускает задержание лица до судебного решения на срок до 48 часов. В течение этого времени, как правило, судом избирается мера пресечения в отношении подозреваемого субъекта.

Процедура задержания

Порядок задержания гражданина прописан в главе 12 УПК РФ. В ней кроме порядка содержатся нормы, регламентирующие освобождение подозреваемого, правила обыска и ареста, условия правомерности при задержании лица, совершившего преступление.

В рамках данной процессуальной процедуры подозреваемый имеет следующие права:

  • На защитника;
  • На свидание с защитником перед проведением допроса;
  • На получение копии постановления о задержании и протокола допроса;
  • На получение сведений о причинах задержания;
  • На предоставление доказательств, ходатайств, прошений и отводов;
  • На бесплатного переводчика;
  • На дачу показаний на любом известном ему языке;
  • На обжалование действий сотрудников власти.
  • По инициативе подозреваемого ему может быть предоставлен другой защитник, если ранее явившийся его не устраивает.

    Что может быть причиной задержания?

    Итак, основания для задержания гражданина сотрудниками полиции представлены в ст. 91 УПК РФ. Среди них представлены:

  • Нахождение лица на месте преступления или сразу после него;
  • Признание лица очевидцами или потерпевшей стороной;
  • Обнаружение следов преступления на самом подозреваемом, в его доме или на его одежде;
  • Лицо пыталось скрыться;
  • Не установлена личность лица, и оно не имеет постоянного места жительства;
  • При направлении ходатайства в суд следственных органов об избрании меры пресечения в отношении данного субъекта в виде заключения под стражу.
  • Ключевые этапы процедуры

    В обязательном порядке о задержании должны быть уведомлены все лица, имеющие отношение к делу. Законом дается 12 часов на предупреждение близких родственников о задержании подозреваемого, а также тех структур, в которых он работал или служил, если это предусмотрено законом.

    Если это важно для следствия и после получения разрешения от прокурора, дознаватель может не предупреждать о задержании субъекта. Это возможно в отношении любых лиц, кроме несовершеннолетних.

    Итак, порядок задержания подозреваемого в преступлении лица, выглядит следующим образом:

  • В течение 3 часов с того момента, как лицо доставлено в орган следствия, должен быть составлен протокол задержания. В нем отражается вся важная информация по уголовному делу: основания задержания и место, права подозреваемого, сведения об обыске и подписи лица, составившего протокол, и подозреваемого.
  • В течение 12 часов следственные органы должны уведомить прокурора о факте задержания.
  • Перед допросом подозреваемый имеет право провести личную встречу с защитником продолжительностью минимум 2 часа.
  • Осуществляется допрос.
  • Если защитник по делу участвует с момента задержания правонарушителя, он обязан присутствовать при составлении протокола задержания.

    Если подозреваемым лицом будет оказано сопротивление задержанию, это может быть квалифицировано как отдельное правонарушение административного характера.

    Сотрудниками будет составлен материал, по которому судья может избрать наказание в виде штрафа или административного ареста.

    Читайте так же:  Ненадлежаще извещен ответчик

    Незаконное задержание также может быть обжаловано при содействии защитника, в результате чего субъект неправомерных действий будет освобожден.

    Особенности допроса

    Главными процедурами в процессе задержания подозреваемого являются допрос и обыск. Допрос регламентирован гл. 26 УПК РФ.

    Как правило, допрос осуществляется в органах следственных действий. Однако, в исключительных случаях, может быть фиксирован по месту нахождения подозреваемого субъекта.

    После задержания подозреваемый должен быть допрошен в течение 24 часов.

    Итак, допрос проводится в рамках следующих законодательных ограничений:

  • Подозреваемый и его родственники должны быть предупреждены о допросе заранее;
  • Непрерывный допрос не может превышать 4 часов;
  • В день допрос не может быть более 8 часов;
  • После 4 часов возможен часовой перерыв на отдых и питание;
  • При наличии болезни у подозреваемого лица время допроса устанавливается врачом;
  • В ходе допроса могут проводиться фотографирование или видео- , аудиозапись;
  • Следователь не имеет права задавать наводящие вопросы и др.
  • Порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого имеет свои особенности и требования. В частности, допрос несовершеннолетнего лица может осуществляться только в присутствии законных представителей (родителей или опекунов).

    По окончании допроса должен быть составлен протокол, который подписывается всеми участниками процедуры. Подозреваемый имеет право отказаться от подписи в документе, указав причину. Соответствующая запись должна быть обязательно отражена в протоколе.

    К протоколу приобщаются все документы, используемые при проведении допроса (аудио- , видео-записи, рисунки и схемы подозреваемого).

    Правила обыска

    Обыск предполагает поиск и изъятие важных, относящихся к делу, документов, улик и иных ценностей. Осуществляется данная процедура в соответствии со ст. 184 УПК РФ.

    Обыск проводится на основании постановления следователя или решения суда об обыске. Данные документы должны быть представлены подозреваемому лицу для ознакомления.

    В ситуации, когда существуют основания полагать, что необходимые для следствия предметы или документы, находятся в определенном месте, допустим обыск без соответствующих документальных оснований.

    Первым делом следователь обязан предложить подозреваемому добровольно выдать все необходимые ценности. Если он отказывается это сделать, можно приступать к обыску.

    Обыск осуществляется сотрудниками и в присутствии понятых одного пола с подозреваемым.

    По окончании обыска должен быть составлен протокол, копия которого обязательно вручается лицу, в доме которого он осуществлялся.

    Порядок содержания под стражей

    После того, как подозреваемый задержан, он находится в соответствующем месте до тех пор, пока не будет освобожден или в отношении него судом не будет избрана мера пресечения.

    Многих интересует вопрос, в чем разница: задержание и арест? Задержание происходит по факту совершения преступления на срок до 48 часов. Арест же – это один из вариантов меры пресечения, которая может быть вынесена судом в течение 48 часов после задержания.

    Под стражей подозреваемый имеет следующий набор прав:

    • Получать все необходимые сведения о правах и обязанностях;
    • Ежедневно гулять не менее 1 часа;
    • Получать бесплатное питание;
    • Спать не менее 8 часов ночью;
    • Не участвовать в ночных допросах;
    • Иметь спальное место с бельем, столовые приборы и туалетную бумагу;
    • Находиться в безопасности и, в случае угрозы, быть переведенным в другую камеру и др.

    На одного задержанного должно быть выделено не менее 4 квадратных метров в камере содержания.

    В рамках оперативно-розыскных мероприятий могут быть разрешены встречи сотрудников дознания с подозреваемым.

    Основания освобождения

    Подозреваемый подлежит немедленному освобождению в ряде случаев:
    • Подтвердились сведения, что подозреваемый не имеет отношения к преступлению;
    • К подозреваемому не может быть применена следующая мера пресечения;
    • Процедура задержания проведена с нарушениями.

    В качестве веских оснований нарушения могут быть:

    • Действия подозреваемого неверно квалифицированы;
    • Отсутствуют основания для задержания;
    • Задержание проведено без возбуждения уголовного дела;
    • Задержание проводилось лицом, не имеющим данных полномочий.

    Чтобы не просидеть в камере лишнее время, нужно точно знать, на какой срок имеют право задержать человека, и с какого момента исчисляется срок данного задержания.

    Итак, срок берет начало с того момента, как задержанного доставили в органы следствия или дознания. По общему правилу срок ограничен двумя сутками, но есть исключения. Судья может увеличить данный срок не более чем на 72 часа.

    Инициировать продление задержания могут сотрудники следственных органов, если докажут, что это время необходимо для представления дополнительных доказательств обоснованности задержания.

    За 8 часов до окончания срока задержания дознаватель должен ходатайствовать о возможности применения меры наказания в виде заключения под стражу.

    После освобождения ранее подозреваемое лицо получает на руки соответствующую справку, в которой отражены сведения о дате, времени и основании нахождения под стражей.

    Также ему возвращаются все его вещи, документы и выдается копия постановления об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении под стражу. Если необходимо, сотрудники обязаны предоставить Вам деньги на общественный транспорт.

    Задержание подозреваемого – это неоднозначная процессуальная процедура. С одной стороны, оперативное предупреждение побега подозреваемого или сокрытия им улик незаконного деяния, безусловно, помогает повысить раскрываемость преступлений. С другой же стороны, нередко под горячую руку правоохранительных органов попадают непричастные лица, которым приходится доказывать свою невиновность в стенах тесных и душных камер.

    Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно быть осмотрительным и осторожным, и хоть немного осведомленным об особенностях задержания подозреваемых в преступлении лиц.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://ugolovnyi-expert.com/zaderzhanie-podozrevaemogo/

    Выявив незаконное административное задержание гражданина прокурор
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here