Содержание
- 1 Случай нарушения международного права
- 2 Ответственность государств за нарушение норм международного права
- 3 Случай нарушения международного права
- 4 Нарушения международного права
- 5 Грузия нарушила международное право
- 6 Международное морское право и примеры его нарушения
- 7 Кто нарушает международное право? Россия и войны Запада («Limes», Италия)
- 8 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ЕГО СУБЪЕКТАМИ
Случай нарушения международного права
Вопросы:
1. Нормы международного гуманитарного права.
2. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.
Разрушительный характер военных действий всегда поражал воображение людей. Применение оружия приводит не только к поражению вооруженных сил противника, от него страдает и гражданское население. Грабежи, взятие и расстрел заложников, изнасилования, депортация населения, другие жестокие действия в отношении гражданского населения — все это неотъемлемая часть любых вооруженных конфликтов, происходящих во многих районах земного шара.
Когда в результате научно-технического прогресса было создано атомное, водородное и иное оружие массового уничтожения, способное погубить человечество, возросло значение правового регулирования вооруженных конфликтов.
XX век явился переломным в этом отношении. До начала XX века международное право делилось на две примерно равные части — право войны и право мира.
Современное международное право запрещает не только агрессивные войны, но и применение силы и угрозу силой в международных отношениях, обязывая государства разрешать свои споры исключительно мирными средствами.
2
Методические рекомендации
Во вступительной части занятия следует акцентировать внимание на актуальности данной темы.
Во время изучения первого вопроса необходимо отметить, что военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации должны знать и неукоснительно соблюдать нормы международного гуманитарного права. Важно подчеркнуть, что правовое положение сторон в ходе ведения боевых действий, в войне или вооруженном конфликте во многом определяется международным гуманитарным правом. При этом в задачи международного гуманитарного права не входят ни выяснение причин возникновения вооруженного конфликта, ни определение виновников его возникновения.
При изучении второго вопроса необходимо уяснить, что является запрещенным способом и средством ведения боевых действий, и какие при этом могут возникнуть виды ответственности.
Рекомендуемая литература:
1. Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации.
2. Хачатрян А. Нормы международного гуманитарного права при ведении боевых действий, вооруженных конфликтов и миротворческих операций // Ориентир. — 2010. — № 6.
3. Батырь В. Международное гуманитарное право: Учебник для вузов. — М.: Юстицинформ, 2006.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации.
5. Конституция Российской Федерации.
Источник: http://goup32441.narod.ru/files/ogp/001_oporn_konspekt/2012/2012-06-2.htm
Ответственность государств за нарушение норм международного права
Обеспечить соблюдение норм международного права невозможно без введения ответственности за их нарушение.
B международном праве в отличие от внутригосударственного права нет.системы правоохранительных органов (прокуратура, суд), обладающих полномочиями контролировать и наказывать за нарушение норм.
B международном праве отсутствует конвенция, регулирующая основные виды и формы ответственности. B связи с этим ин- стигут ответственности продолжает базироваться на международном обычае. Ответственность государства наступает в результате нарушения им международного обязательства независимо от того. обусловлено оно международным договором или обычаем.
Противоправное поведение государства выражается в действиях его органов. Государство отвечает за действие любого органа (законодательного, исполнительного, судебного, центрального или местного). Государство не отвечает за противоправное поведение физических или юридических лиц. если явно не установлено, что они действовали от имени государства или rio его поручению.
Нарушения международных обязательств различаются по степени тяжести и объектной направленности и делятся на две категории: международные преступления и международные правонарушения (деликты).
Под международным преступлением понимается тяжкое нарушение международного обязательства, затрагивающее жизненно важные, основополагающие интересы международного сообщества в целом и поэтому квалифицируемое международным сообществом как преступление.
K международным преступлениям относятся агрессия, геноцид, апартеид, рабство, экоцид (грубое и массовое загрязнение окружающей среды), международный терроризм.
Международный деликт — это обычное нарушение международного обязательства, затрагивающее интересы другою государства.
Предусматривается нематериальная и материальная ответственность государства.
• K формам нематериальной ответственности относятся сатисфакция и ресторация.
Сатисфакция — это действие государства-нарушителя, направленное на восстановление чести и достоинства потерпевшего государства. Сатисфакция осуществляется в следующих формах: извинение от имени главы государства и главы правительства государства-нарушителя, отзыв должностного лица, оскорбившего другое государство, привлечение его к ответственности по национальному законодательству.
Ресторация — восстановление нарушенных прав (вывод войск с территории оккупированного государства).
Кроме того, государство может применить контрмеры (ответные меры) в ответ на нарушение международного обязательства в форме реторсии или репрессалий.
Реторсия — это ответная мера, аналогичная по объему и содержанию той, которую применило государство-нарушитель. B качестве примера можно привести повышение таможенных пошлин на товары в ответ на подобное действие другого государства, нарушающее торговое соглашение между ними.
Репрессалии — индивидуальные принудительные меры потерпевшего государства в ответ на нарушение международного обязательства (приостановление экономических соглашений с государством-нарушителем, разрыв дипломатических отношений с отзывом дипломатического представительства). Запрещается применение вооруженных репрессалий — военных действий против государства-нарушителя.
• K формам материальной ответственности относятся: репарация (денежное возмещение ущерба), реституция (возвращение вывезенных культурных и иных ценностей). B случае уничтожения или порчи культурных ценностей применяется субституция (замена предметами, аналогичными по стоимости, либо денежное возмещение).
Если государство совершило международное преступление, Советом Безопасности OOH принимается решение о введении санкций против государства-нарушителя. Резолюции о санкциях к государству-нарушителю могут быть приняты только при совпадении голосов 5 постоянных членов и 4 непостоянных членов Совета Безопасности.
Применяются экономические санкции (приостановление торговых отношений), разрыв дипломатических, воздушных, железнодорожных сообщений, перерыв почтовой связи.
B санкциях против нарушителя участвуют все государства.
Если нарушение продолжается, Совет Безопасности принимает резолюцию о введении военных санкций (применение вооруженных сил ООН, состоящих из национальных контингентов государств — членов ООН).
После прекращения международного преступления государство-нарушитель по решению Совета Безопасности несет нематериальную и материальную ответственность. Кроме того, привлекаются к уголовной ответственности физические лица — исполнители международного преступления.
Суд осуществляется Международным трибуналом. Впервые такой трибунал был создан на основе Лондонского соглашения 1945 г., заключенного Советским Союзом, США, Англией и Францией для суда над главными военными преступниками второй мировой войны — высшими должностными лицами и генералитетом фашистской Германии. B 1993 г. был учрежден Международный трибунал для суда над лицами, виновными в грубых нарушениях международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии.
B 1998 г. был принят Статут Международного уголовного суда, вступивший в силу в 2002 г. Юрисдикция суда будет распространяться на такие преступления, как агрессия, военные преступления, геноцид, преступления против человечества.
Источник: http://lawbook.online/prava-respubliki-osnovyi/otvetstvennost-gosudarstv-narushenie-norm-42369.html
Случай нарушения международного права
Библиографическая ссылка на статью:
Макарова И.В., Лясина И.Ю. Современные проблемы реализации основных принципов международного права // Политика, государство и право. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2016/02/3725 (дата обращения: 07.02.2019).
Актуальной проблемой современных международных отношений является проблема соотношения основных принципов международного права с практикой реальных международных отношений первой четверти XXI века.
Закрепленные в Уставе ООН (1945 г.), а позднее в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.) одиннадцать основных принципов международного права, которые являются основой всей системы международного права, в последние десятилетия вошли в серьезное противоречие с поведением на международной арене отдельных субъектов международных отношений. Наиболее активными акторами современных международных отношений, в первую очередь, являются государства, их образования и постоянно растущее число международных организации.
При этом ни у кого не возникает сомнения в том, что сами принципы исторически обусловлены, доказали свой непреходящий и универсальный характер, а также нашли свое отражение в целом ряде важнейших правоустанавливающих документов ООН и правовых системах большинства государств.
Тем не менее, современная практика международных отношений заставляет задуматься над эффективностью и применимостью принципов международного права в новых, изменившихся и весьма динамично развивающихся условиях современного мира.
На наш взгляд, современная международная практика демонстрирует постоянное нарушение основных принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН.
Так, примером нарушения принципа “неприменения силы и угрозы силой” являются: вторжение США в Камбоджу в 1970 году; ввод советских войск в Афганистан в 1979 году; США в Гренаду и Ливию в 1983 году; в Панаму в 1989 году; бомбардировки США Югославии в 1999 году, а также военная операция “Буря в пустыне”, проведенная НАТО в Ираке в 2003 году. Существуют и другие примеры.
Принцип “мирного разрешения споров” также нарушается многочисленными столкновениями, конфликтами, а также террористическими действиями различных организаций, а также гражданскими войнами (в 2014-2015 Йемен, Украина). Наиболее известный и затяжной арабо-израильский конфликт, которому более 100 лет, каждый год уносит сотни жизней, до сих пор не может найти своего мирного разрешения, не смотря на многочисленные попытки переговоров.
С принципом “нерушимости границ” все несколько сложнее. С одной стороны государства – соседи вправе самостоятельно изменить свои границы на взаимных интересах. Так, Россия и Китай выровняли границу в 2008 году. При этом площадь переданных территорий Китаю составила 174 кв. км.
Однако нередко данный принцип нарушается несанкционированным вторжением и часто захватом территории соседа. Подтверждением этого служит уже упомянутое вторжение ИГИЛ в Ирак и Сирию.
Принцип “суверенного равенства государств”, закрепленный в Уставе ООН, был нарушен самим Уставом, так как пять великих держав, – постоянных членов Совета безопасности (Великобритания, КНР, Россия, США, Франция) были наделены правами, которых не имели другие страны-члены ООН. В период создания ООН это объяснялось вкладом великих держав в разгром фашизма, но впоследствии этот фактор потерял свою актуальность.
Кроме того, в последние десятилетия важное значение для решения общемировых, глобальных проблем имеют ежегодные встречи Большой восьмерки (G8) и Большой двадцатки (G20), в которых большинство стран мира не участвуют. При этом решения, принимаемые на таких встречах, носят огромное значение для всех стран мира.
Принцип “невмешательства во внутренние дела государства” нарушается наиболее часто. Чаще всего это вмешательство связано с гражданскими войнами внутри государств. Крайней формой такого вмешательства является применение вооруженной силы. Так, в 2015 году в Йемене, Судане, Филиппинах, Индии, Пакистане развивалось сразу несколько конфликтов, сопровождавшихся прямым или косвенным вмешательством внешних сил. Так, например, США активно используют свои вооруженные силы в Ираке, Афганистане, Йемене и других странах.[2]
Принцип “уважения прав человека” также имеет большую практику нарушения. Лидерами здесь являются африканские и азиатские государства. Нарушается право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободы мысли и передвижения и т.д. Примером нарушения принципа могут быть названы; детский труд в Уганде, Филиппинах, Таиланде, Гвинеи-Бисау и других слаборазвитых странах Азии и Африки; пытки в Гуантанамо (Куба) и Дарфуре, Демократической республике Конго. [3]
Примером нарушения принципа “равноправия и самоопределения народов” являются непризнанные государства. Примером могут служить: Приднестровье в Молдове, Абхазия и Южная Осетия в Грузии, Донецкая народная республика и Луганская народная республика в Украине и др.
Кроме того, существует определенное противоречие между принципами самоопределения народов и принципом территориальной целостности государств. Единого мнения у исследователей по поводу преобладания одного принципа над другим нет. [5] Так, например, в украино-российских противоречиях по Крыму каждая сторона аппелирует к разным принципам. Украина ссылается на принцип “нерушимости границ”, доказывая, что Крым принадлежит данному государству, Россия же основывается на принципе “самоопределения народов”.
Принцип “сотрудничества государств” означает, что реализация всех остальных принципов международного права возможна только путем сотрудничества. Возросшее число глобальных проблем, с которыми государства не могут справиться в одиночку, подталкивает их к сотрудничеству. Однако наличие внутригосударственных особенностей и сдерживающих факторов национального, религиозного, экономического и культурного свойства, сдерживает равноправное сотрудничество.
С другой стороны, участие государства в различных союзах и международных организациях нередко представляет угрозу национальному суверенитету, что ограничивает стремление к совместному решению проблем.
Принцип “добросовестного выполнения международных обязательств” нарушается невыполнением взятых на себя обязательств по политическим, экономическим причинам, а также в силу объективно складывающихся причин, по которым дальнейшее выполнение обязательств становится невозможным.
Таким образом, сегодня мировое сообщество находится в очень сложной ситуации, когда следует либо признать неравнозначность основных принципом международного права между собой, и создать новую иерархию принципов “нового” международного права, укрепляя роль ООН, либо стать свидетелями утраты современным международным правом своего правового статуса.
Нарушение баланса сил в международных отношениях и потеря устойчивости международного правопорядка создает, на наш взгляд, объективную необходимость реформирования международного права и его основных принципов.
Источник: http://politika.snauka.ru/2016/02/3725
Нарушения международного права
Сущность международного права
Международное право – рассматривает взаимодействие государств и регулирует их взаимоотношения на основе принятых национальных и международных правовых норм.
Предметом международного права является рассмотрение взаимодействия государств и международных организаций, его объектом — отношения между странами и международными организациями, которые взаимодействуют по вопросам, касающимся их интересов.
Метод международного права состоит в принуждении или в угрозе силового принуждения для соблюдения тех или иных международных договорённостей заключенных странами.
Социальная сущность международного права состоит в том, что поддерживает мирные отношения между странами, тем самым способствуя общему развитию государств, их экономике, культуре, разоружению, снижению количеству военных конфликтов.
Международно-правовая ответственность
За нарушение международного права следует международно — правовая ответственность.
Международно-правовая ответственность означает, что совершивший противоправные действия и нарушивший тем самым принятые договорённости должен компенсировать нанесённый им вред.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Наиболее ярким и показательным примером являются нарушения международного гуманитарного права.
Международное гуманитарное право – это защита населения в ходе боевых действий и возникших вооруженных конфликтов при помощи определённой группы юридических правовых норм, разработанных и принятых мировым сообществом.
Основными источниками международно — гуманитарного права, в которых указывается ответственность стран за свои действия можно считать принятые в различные годы Женевские Конвенции, в которых оговаривались условия обращения с получившими ранения, военнопленными и с гражданским населением.
Одним из последних документов такого рода является доклад, принятый в 2001 году Комиссией международного права на 53 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Согласно данному международному документу под названием «Тексты проектов статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния» приводились в порядок правовые нормы, в которых говорилось про ответственность каждой из стран за свои деяния.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Международно-правовая ответственность регулируется подотраслью международного права – правом международной ответственности.
Стоит сказать, что государства несут ответственность за свои действия согласно предписанию принципу, означающему, что принятые сторонами соглашения должно соблюдать без обмана со стороны какого либо государства.
За нарушения норм международного гуманитарного права любая страна несёт ответственность перед своими соседями и международным сообществом. К таким нарушениям относятся:
- Противоправные действия, которые совершили органы государства, используя при этом и военные силы.
- Нарушения, которые совершили лица или некие образования выполнявшие работу некоторых элементов государственной власти по заданию другого государства.
- Противоправные действия совершенные как некими лицами так и организованными группами, которые работали под прямым началом руководства своего государства.
- Противоправные действия, которые совершено определёнными лицами или организациями и о которых государство знает и рассматривает их деяния как свои собственные.
- Кроме того страна может нести ответственность если оно не предприняло надлежащих действий по предотвращению принятых норм международного права и не приняло меры по наказанию лиц и организаций причастных к совершённым преступлениям.
Международно-правовая ответственность физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права
Одним из главных принципов международного гуманитарного права является личная ответственность за его нарушение. Данное положение впервые было сформулировано в Уставе Нюрнбергского трибунала.
Нюрнбергский трибунал был создан в 1945 году по Соглашению между союзниками во Второй Мировой войне – СССР, США, Великобританией и Францией.
На Нюрнбергском трибунале были сформулированы следующие принципы, касающиеся индивидуальной ответственности за нарушения международного гуманитарного права:
- Преступления против мира. Это означает нести ответственность за планирование, подготовку и начало военных действий, или участие в таких действиях, нарушая тем самым международные соглашения и договорённости.
- Военные преступления, нарушающие международное гуманитарное право. К данным злодеяниям относятся преступления, которые носят характер насильственных и издевательских действий по отношению к мирному населению. Примером служит увод в рабство, издевательство над военнопленными и гражданским населением. Также к таким преступлениям относятся и целенаправленное и бессмысленное разрушение населённых пунктов, городов, деревень.
Преступления против человечества. К таким преступлениям относятся: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие зверства, которые были совершены в отношении мирного населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам.
К таким преступлениям также относят геноцид – как целенаправленное истребление определённой группы населения согласно неким расовым, национальным и религиозным представлениям.
Подобные преступления могут происходить как в мирное, так и в военное время. Участники и организаторы подобных деяний «Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» принятой в 1948 году не имеют права убежища и должны выдаваться для судебных разбирательств и вынесения приговора.
Международный терроризм также является одним из распространенных видов международного преступления.
Это преступление обладает следующими специфическими чертами — подготавливается теракт на территории одной страны, а само преступление совершается уже в другом государстве. При этом преступник скрывается во владениях иной страны, в связи, с чем возникает вопрос о выдаче.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Торговля и распространение наркотических и психотропных препаратов также является международным преступлением и карается соответственно с принятыми международными и национальными правовыми нормами.
Согласно принятым международным документам, в частности Конвенции о психотропных веществах подписанной в 1971 г., государства самостоятельно определяли законодательные нормы, наказывающие за нарушение провозглашённых правил.
К международным преступлениям также относится:
- торговля людьми — продажа в рабство мужчин, женщин, детей преследуется международными органами. С 1999 года ведется мировая программа по борьбе с работорговлей.
- подделка денежных знаков – согласно принятым постановлениям, государства берут на себя обязанности по искоренению и пресечению преступной деятельности связанной с подделкой денежных средств.
- пиратство – как незаконный захват любых транспортных средств на море и в воздухе с целью извлечения незаконной прибыли также преследуется международным и национальными законодательствами и считается одним из видов международного преступления.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Грузия нарушила международное право
Международное сообщество не может применять двойные стандарты, одни для Югославии, другие для Закавказья
Данный материал публикуется в рамках акции ‘Переводы читателей ИноСМИ.Ru’. Эти комментарии обнаружил и перевел наш читатель Станислав Дороненко, за что мы ему крайне признательны
‘Грузия нарушила международное право, когда ее войска напали на Южную Осетию’, — сказал в интервью ТАСР бывший премьер-министр Словакии Ян Чарногурский (бывший известный чехословацкий диссидент).
‘Однозначным виновником этого конфликта является Грузия потому, что Грузия напала на Южную Осетию и нарушила международное право. Нарушение международного права состоит в том, что в июне 1992 Грузия заключила формальное соглашение с Россией, в котором упомянута и Южная Осетия. То есть Осетия была косвенно участником этого соглашения, повторяю — косвенно, так как не является субъектом международного права’, — объясняет экс-премьер. ‘На основе этого соглашения, Грузия должна была вывести войска из региона тогдашнего конфликта, то есть из Южной Осетии, на основе этого соглашения там были размещены русские солдаты, охраняющие мир. Соглашение одобрили ОБСЕ и ООН, то есть оно стало частью международного права’, — уточнил Чарногурский.
‘Грузия, во-первых, нарушила это соглашение тем, что ворвалась на территорию Южной Осетии — у нее не было на это никакого права. Во-вторых, Грузия использовала против города Цхинвали, где не было никаких войск, ‘Катюши’. Там было убито, по некоторым данным, до 2000 мирных жителей — это просто военное преступление. На основании этого Россия не только имела право, но и должна была защитить мирных жителей, и Россия их защитила’, — объяснил Чарногурский.
Бои между русскими и грузинскими войсками разразились на прошлой неделе, когда Грузия послала свои войска в Южную Осетию с целью взять под контроль эту сепаратистскую прорусскую провинцию, которая с 1990 года не признает грузинское правительство.
Москва, реагируя на это, послала в Грузию свои войска, которые быстро нанесли поражение грузинским военным. Президент России Дмитрий Медведев отдал во вторник 12 августа приказ об остановке военной операции в Грузии.
При анализе актуальной ситуации Чарногурский использовал сравнения с балканскими событиями. ‘Когда в 1995 году голландские военные в Югославии не защитили Сребреницу, а сербы убили там мужчин, то до сих пор об этом говорится как об ошибке голландских миротворцев. Так же должны были ошибиться и русские?’, — спрашивает словацкий политик.
‘Русские так не поступили, русские сделали все, что было нужно для отражения грузинского нападения. Отразили нападение, и этим прекратили убийство осетин грузинской армией. Акция российской армии законна с точки зрения международного права’.
Чарногурский, объясняя корни конфликта, пояснил, что осетины и грузины — разные народы. Осетины всегда были другими, чем грузины, и не чувствовали себя частью Грузии.
‘Осетия после возникновения СССР стала частью Грузинской ССР с международным статусом. Эту автономию упразднил грузинский президент Звиад Гамсахурдия после распада СССР в 1991 году. Для сравнения — когда в Югославии Слободан Милошевич упразднил автономию Косово, то это до сих пор это выдается за один из доводов законности признания Косово. Но о том, что грузинский президент упразднил автономию Осетии, после чего начались бои, которые привели к заключению договора в июне 1992 года, об этом сейчас никто не пишет’, — говорит Чарногурский.
‘Международное сообщество не может применять двойные стандарты, одни для Югославии, другие для Закавказья. Россия поступила правильно, когда вернула status quo ante, то есть ситуацию, которая была перед грузинским нападением’.
Чарногурский подчеркнул и факт, что приблизительно месяц назад в Тбилиси была американский министр иностранных дел Кондолиза Райс. ‘Это нападение Грузии против Осетии не могло быть подготовлено за неделю. Это значит, что во время визита Райс в Тбилиси, Грузия уже готовилась к нападению на Осетию, и я не могу себе представить, что о своих планах грузины не проинформировали бы Райс, как главного спонсора Грузии. А американский министр не сделала ничего для того, чтобы сдержать Грузию от этого нападения. США это не сделали потому, что их внешняя политика сейчас хаотична’, — подчеркнул экс-премьер.
‘Теперь видно, что США играют трагикомическую роль в целом конфликте — суть в том, что они не способны эффективно придти на помощь Грузии. США, наряду с Грузией, стали в этом конфликте одними из главных проигравших. Оказалось, что Россия просто вернулась на международную арену’.
‘Словацкая дипломатия действует сейчас достаточно хорошо потому, что сдерживается в отношении конфликта. Тем не менее, сейчас видно, что на встрече НАТО в Бухаресте в апреле 2008 мы совершили ошибку, когда присоединились к странам, которые поддержали принятие Грузии в НАТО, а это означало бы, что был бы запущен механизм, который повлек бы принятие Грузии в НАТО’, — оценил ситуацию Чарногурский.
‘Представьте себе, что если бы сейчас Грузия была в НАТО и попросила помощь, то словацкие солдаты должны были бы отправиться в Грузию воевать против России, согласно Вашингтонскому соглашению. Если бы речь шла о справедливости, так я не против. Но мы были бы должны воевать на грузинской стороне, которая начала военную агрессию, уничтожила мирный город, убила до 2000 мирных жителей. И такое государство словацкие солдаты должны бы были защищать?’, — заключил Ян Чарногурский.
Саакашвили ест свой галстук (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru — Станислав Дороненко
Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей
Источник: http://inosmi.ru/world/20080818/243347.html
Международное морское право и примеры его нарушения
Международное морское право (международное морское публичное право) — это совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана. В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Одной из областей, затрагиваемых конвенцией, является территориальное море.
Украинские власти уже не раз пытались наказать корабли, заходившие в Крым, но это были суда под флагами других стран. Так, в ноябре 2016 года Приморский райсуд Одессы заочно арестовал и судно Varyag («Варяг»), которое курсировало между Крымом и Турцией. В марте прошлого года Малиновский районный суд Одессы конфисковал судно Sky Moon («Скаймун») под флагом Танзании в отместку за его заход в порты Крыма.
В морском праве есть такой пункт — «принцип иммунитета военных кораблей».
Источник: http://humanlaw.ru/easyblog/zapis/mezhdunarodnoe-morskoe-pravo-i-primery-ego-narusheniya.html
Кто нарушает международное право? Россия и войны Запада («Limes», Италия)
Одинакова ли логика в Москве и в Риме? Недавно профессор крупного итальянского университета так прокомментировал мой рассказ о Крыме: «Да, мы знаем, что большинство жителей полуострова хотели присоединиться к России. Но голосование было организовано за пару недель. Мы это не признаём. Референдум — дело серьёзное!»
По правде говоря, собеседник поставил меня в тупик. Это был эксперт по международным проблемам. Он хорошо знал, что его ожидает ответ, которому он ничего не сможет противопоставить. В самом деле, в Косове референдум не был проведён, и Запад его не требовал. Без всякого референдума Германская Демократическая Республика была присоединена к Федеральной Республике Германии. А разве Израиль, принадлежащий к западному миру, добавил себе значительные территории после голосования населения соседних земель? Позднее я понял, почему профессор, прослушав мои замечания, ничуть не затруднился: мои соображения, вместе с фактами, которые ему противоречили, совершенно ничего не значили для него. Конечно, он их знал. Они были для него вроде тех мух, которые мешают, но не слишком. Всё, что он полагает неподходящим, автоматически сводится до уровня ничего не значащей детали, пустого места по сравнению с железным убеждением, что принадлежность к «западной демократии» позволяет избежать неприятной необходимости проходить через узкую дверь общепринятой логики.
Кто не слышал, как Запад обвиняет Россию в нарушении международного права в связи с Крымом? Прямо сказать, фантастика. Обвинители, словно слоны в посудной лавке, топчут, бьют, разрушают правила мирного сосуществования между государствами, хорошо ли плохо ли, но соблюдавшиеся даже в десятилетия «холодной войны». Классический случай — Косово.
Зрелищно выглядело нарушение международного права в Ираке. Администрации США принадлежит патент на изобретение нового предлога для войны. Достаточно с трибуны ООН показать порошок белого цвета, объявив его химическим оружием (в нашем случае — иракским), чтобы сознательно обмануть международное сообщество. Прекрасная демонстрация этического поведения США, как и того, насколько солидны утверждения западных спецслужб! В целом, нарушение в 2003 году суверенитета Ирака продемонстрировало очевидное пренебрежение международным правом, его циничную, наглую замену правом сильного. Как следствие, иракская территория превратилась в кровавое море: сотни тысяч убитых. Через двенадцать лет после войны право на жизнь всё ещё не обеспечено, и не только Ирак, но и почти весь Ближний Восток не обретает мира.
Иначе, но всё так же вызывающе по отношению к международному праву Запад вёл себя в Ливии. Наивное легкомыслие наступления на Каддафи было результатом высшей меры некомпетентности западных руководителей, а также заинтересованного и безответственного толкования резолюции Совета Безопасности ООН 1973 (2011). Так Запад генерировал перманентное смертоубийство и самый широкий хаос последних лет неподалёку от европейских границ. Хаос гангреной расползся от Ливии с одной стороны до Ближнего Востока, с другой — до Мали и Центральноафриканской Республики, и постоянно наплывает на итальянские берега волнами отчаянной и драматичной эмиграции. Ещё один продукт нарушения международного права — появление и укрепление Исламского государства. Запад внёс здесь определяющий вклад сначала войной в Ираке, потом в Ливии и, наконец, вмешавшись во внутренние дела Сирии. Вместо поисков переговорного урегулирования сирийского кризиса, как того требуют авторитетные международные документы, европейские и североамериканские страны действовали в соответствии с лозунгом, сформулированным одним из западных министров иностранных дел: «Подкрепить дипломатические усилия угрозой применения силы». В попрание запрещающих это правовых норм.
Куда не посмотри, везде наткнёшься на невыполнение Западом согласованных норм мирного сосуществования. Допустимо ли для дипломата участвовать в антиправительственных выступлениях страны пребывания? Статья 41 Международной конвенции о дипломатических отношениях запрещает это категорически. Но вот Западу не терпится свергнуть неугодное правительство. Мы видели трёх министров иностранных дел, заместителя госсекретаря США, некоторых послов европейских стран, сенаторов, европарламентариев, бывшего президента и экс премьера среди участников Майдана в Украине, выступавших против законно избранных властей, признанных в таком качестве европейскими и североамериканскими странами.
На фоне всего этого многолетнего нарушения международного права чего стоят западные обвинения в адрес России по Крыму и Донбассу? Говорят, граждане России поддерживают Путина, обработанные массированной пропагандой. В действительности кремлёвский глава чувствует настроения людей и действует соответственно. Россияне в большинстве радикальнее его. Это вновь показали вопросы, которые сограждане задавали ему в ходе последнего телевизионного мега-интервью.
В самом деле, нет нужды в университетском дипломе, чтобы видеть, как Запад ведёт войну за войной, убивает и рушит, погружает в хаос целые регионы, разваливает международное право — кто сможет это опровергнуть? Запад и не опровергает. Но непрекращающимися канонадами СМИ он пытается повергнуть ниц логику: важно только то, что ему важно. Именно поэтому основной медийный поток Европы и Америки всё менее убеждает даже собственных читателей и слушателей. Достаточно взглянуть на комментарии к статьям и теледискуссиям: европейцы всё менее верят декларациям о приверженности миру своих правительств, демонизации Путина и обвинениям в адрес России.
Это ещё более распространённое явление в Азии, Африке, Латинской Америке. Последнее исследование о мере агрессивности государств, проведённое в странах мира американским Институтом Гэллапа в конце 2013 года, показало, что с большим отрывом от других на первом месте находятся Соединённые Штаты. Не сразу, но в конце концов факты побеждают, а пропаганда проигрывает.
Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Источник: http://topwar.ru/79217-kto-narushaet-mezhdunarodnoe-pravo-rossiya-i-voyny-zapada-limes-italiya.html
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ЕГО СУБЪЕКТАМИ
студентка 3 курса юридический факультет,
Актюбинский Государственный Университет им. К. Жубанова, Казахстан г. Актобе
старший преподаватель кафедры Теории государства и права
юридический факультет, Актюбинский Государственный Университет
им. К. Жубанова, Казахстан г. Актобе
В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:
- Принцип неприменения силы и угрозы силой;
- Принцип разрешения международных споров мирными средствами;
- Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
- Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;
- Принцип равноправия и самоопределения народов;
- Принцип суверенного равенства государств;
- Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
- Принцип нерушимости государственных границ;
- Принцип территориальной целостности государств;
- Принцип уважения прав человека и основных свобод [7].
Все спорные вопросы, которые возникают у государств в связи с территориальным устройством, должны решаться мирными средствами, без применения оружия[9].
Территориальные вопросы неразрывно связаны с проблемой сохранения мира и предотвращения войны. «Если попытаться,— как подчеркнул Н. С. Хрущев,— выделить те вопросы, по которым чаще всего возникают опасные трения между государствами в разных районах мира, то это, несомненно, территориальные споры, проблемы границ государств, взаимные или односторонние притязания государств на территорию друг друга»[10].
Принцип уважения территориальной целостности (неприкосновенности) непосредственно вытекает из обязанности государств соблюдать территориальное верховенство друг друга. Империалистические державы стремятся сохранить свои привилегии в бывших колониальных и зависимых странах, занять ключевые позиции в их экономике. Так, например, американские монополии захватили в Ливии лучшие нефтяные участки, на которые приходится более 90% общей добычи нефти в стране. В 1962 г. доходы американских нефтяных компаний в Ливии составили более 50 миллионов фунтов стерлингов, в то время как отчисления в казну ливийского государства не превысили 7 миллионов фунтов [14,С. 28].
Это не единственный пример нарушения принципов Устава ООН. Со стороны США в отношении Ливии были нарушены 5 (пять) основных принципов международного права: 1) Принцип неприменения силы и угрозы силой; 2) Принцип разрешения международных споров мирными средствами; 3) Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств; 4) Принцип территориальной целостности государств; 5) Принцип уважения прав человека и основных свобод. Также США нарушила принцип уважения прав человека и основных свобод, поскольку нарушила право на жизнь людей, живущих на территории Ливии [15].
Всё это говорит о том, что резолюции СБ ООН №1970 и №1973 приняты с грубейшими нарушениями международного права [11].
Любое нарушение международного права влечет привлечение к ответственности государства нарушившего принципы и нормы международного права.
Право международной ответственности — отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют для субъектов международного права юридические последствия международно-противоправных деяний, а также причинения ущерба в результате деятельности, не запрещенной международным правом. [ 6, С.369].
Согласно Уставу ООН «главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности» несет Совет Безопасности [13].
В соответствии с принципом ответственности государство несет ответственность за свое собственное поведение. Однако порою противоправное деяние является результатом взаимодействия ряда государств. Если государство оказывает помощь другому государству при совершении им противоправного деяния, то оно несет ответственность при условии, что:
- это делается со знанием обстоятельств противоправного деяния;
- деяние было бы противоправным в случае, если бы оно было непосредственно совершено государством, оказывающим помощь.
В практике обычно имеет место оказание помощи в нарушении общепризнанных норм. После бомбардировки американской авиацией г. Триполи в 1986 г. Ливия предъявила претензии и Великобритании, которая разрешила использовать свои авиабазы. И заявила, что Великобритания «несет частичную ответственность» за «поддержку и непосредственное содействие» совершению нападения.
Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности неоднократно призывали государства воздерживаться от предоставления военной помощи государствам, совершившим серьезные нарушения прав человека [3, С.30‑33].
По этому поводу Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию, призвавшую все государства «воздерживаться от оказания какой-либо помощи или предоставления каких-либо средств для совершения актов агрессии против» Ливии [4].
Кроме этого Чартером ООН был установлен механизм быстрого и решительного действия по вопросам глобального мира и безопасности, осуществляемый Советом Безопасности. Статья 2 (4) из Чартера ООН ясно определяет универсально принятый принцип международного права.
Он гласит: «Все Члены должны воздержаться в рамках международных отношений от угрозы или использования силы против территориальной целостности или политической независимости любого государства, или в любой другой форме, противоречащей Целям Организации Объединенных Наций»:
Исключение к этому принципу невмешательства находиться в статье 2(7), которая закрепляет, «ничто …в Чартере не должно давать право ООН вмешиваться в вопросы, которые находятся в пределах внутренней юрисдикции любого государства… но этот принцип не должен наносить ущерб применению мер осуществления Главы VII». В главе VII содержатся полномочия Совета Безопасности, который определяет, что есть угроза миру, нарушение мира или акт агрессии, и может применять особые меры. Эти меры, типа экономических санкций или использования военной силы, могут быть обязательны для государств- членов, чтобы «поддерживать или восстанавливать безопасность и мир во всем мире» [8, С.37].
При этом для «поддержки или восстановления безопасности» в Ливии необходимо осуществление законной миротворческой операции организации. Подробное описание содержит Устав ООН. Как вытекает из основополагающего документа, государства обязаны передавать воинские подразделения из под своего суверенного командования, под командование Военно-штабного комитета ООН, формируемого Советом Безопасности. Эти силы действуют на основании особых соглашений стран с Совбезом.
Соглашения вступают в силу только после ратификации их парламентами стран — участниц международных сил.
Планы применения таких сил — если исходить из Устава ООН — должны исходить не от «США, Великобритании и Франции», а от самого Совета Безопасности, при помощи его военно-штабного комитета. Военно-штабной комитет должен состоять из начальников штабов всех постоянных членов Совета Безопасности.
Устав ООН дает Ливии полное право на оборону от такой агрессии США, Франции и Великобритании. Как говорит статья 51 — Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону. Кроме этого, Ливию так и не пригласили для рассмотрения её дела и акцию в отношении Ливии готовят вовсе не силы ООН. Генеральные штабы Китая и России незаконно отстранены от управления военной операцией против Ливии, и Совет Безопасности не информирован о военных подробностях операции, что является просто обязательной частью процедуры применения международных сил во всех предусмотренных Уставом ООН форматах [16].
В итоге, данные действия со стороны США были охарактеризованы как военное вмешательство сил международной коалиции в гражданскую войну в Ливии. Интервенция в Ливии, санкционированная Резолюцией Совета Безопасности ООН 1973, принятой 17 марта 2011 года, декларирующей защиту мирных жителей как цель вмешательства, дало право уничтожать любые войска, представляющие угрозу для восставших, только с помощью ударов с воздуха [16].
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://sibac.info/studconf/science/i/55484
Юрист в сфере гражданского права.
Стаж: 8 лет