Санкции применяемые за нарушение норм финансового права

Проводим инструктаж по теме: "Санкции применяемые за нарушение норм финансового права". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

Финансово-правовые санкции

Соблюдение финансово-правовых норм обеспечивается возможностью государства применять меры принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных финансовым законодательством. Ответственность за финансовые правонарушения находит свое выражение в соответствующей части нормы права, называемой санкцией. Анализ действующих финансовых нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что ретроспективная финансовая ответственность невозможна без применения к виновному лицу финансовой санкции, так как финансовое законодательство не содержит института полного освобождения от ответственности по основаниям малозначительности содеянного, деятельного раскаяния либо снижения размера штрафа в зависимости от количества обстоятельств, смягчающих вину.

Финансово-правовая санкция — это меры финансово-правовой ответственности, применяемые уполномоченными на то государственными органами к физическим и организациям за нарушение финансового законодательства, состоящие в возложении на правонарушителя дополнительных обременений личного, имущественного или организационного характера в целях приведения его поведения в соответствие с предъявляемыми законом требованиями.

Таким образом, применение финансовых санкций влечет для виновных в совершении налоговых нарушений наступление обременительных последствий имущественного и морального характера.

Финансово-правовые санкции включены в общеправовую систему мер государственного принуждения, поэтому им свойственны все признаки юридических санкций. Согласно общей теории права санкцией признаются закрепленные в правовых нормах предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей в целях защиты прав других лиц.

Вместе с тем финансово-правовая санкция представляет собой форму реагирования государства на нарушение законодательства, регулирующего порядок аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов и является внешним материальным выражением государственно-властного принуждения за совершение финансового проступка. Санкции в финансовом праве, тем самым, обладают рядом особенностей, обусловленных спецификой механизма правового регулирования отношений, складывающихся в процессе публичной финансовой деятельности.

Финансово-правовая санкция представляет элемент финансово-правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные финансово-имущественные последствия неисполнения либо несоблюдения финансовых обязанностей, сформулированных в диспозициях финансово-правовых норм, и применяемый в особом процессуальном порядке.

В финансовом праве применяются санкции, которые известны другим отраслям права и применимы для защиты имущественных интересов многих субъектов (штрафы и пени), а также меры государственного воздействия, свойственные только финансово-правовой сфере (взыскание недоимки, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях).

Установление финансово-правовых санкций в бюджетном законодательстве объясняется отсылочным характером норм БК РФ, устанавливающих составы бюджетных правонарушений. По замыслу законодателя в бюджетных правоотношениях меры ответственности и их размер должны содержаться в КоАП РФ. Однако такой подход разрывает охранительную финансово-правовую норму, делает ее применение невозможной в силу разного предназначения финансового и административного права. К тому же санкции за финансовые правонарушения установлены КоАП РФ только по отношению к трем составам, остальные остались без мер государственной защиты. Поэтому пробелы действующего законодательства восполняются законодателем при принятии ежегодного федерального закона о федеральном бюджете.

Особенность финансово-правовых санкций проявляется в их предназначении в системе охранительных финансовых правоотношений. Поскольку финансовая ответственность выполняет правовосстановительную и карательную функции, то и финансово-правовые санкции нацелены прежде всего на восполнение финансовых потерь государства, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний. Наличие восстановительных санкций не исключает необходимость воздействия на правонарушителя с целью общей и частной превенции.

Санкции в зависимости от способов, какими они служат охране финансовых правоотношений, подразделяются на два вида:

— правовосстановительные санкции, реализация которых направлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием финансовым интересам государства; принудительное исполнение невыполненных финансовых обязанностей, а так-же на восстановление нарушенных имущественных прав государства;

— карательные (штрафные) санкции, реализация которых направлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства.

Так, санкции, предусмотренные ст. 116, 117, 118, 125, 126, 128, 129 НК РФ, носят карательный характер, остальные санкции, предусмотренные HК РФ, направлены на восполнение финансовых потерь государства. Компенсационный характер носит большинство мер воздействия, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства.

Размеры финансовых санкций предусматриваются специальными статьями нормативных правовых актов отраслевого законодательства, устанавливаются и применяются, как правило, в виде денежных взысканий относительно лица, признанного виновным в совершении финансового правонарушения.

Денежная форма финансовых санкций обусловлена характером финансовых обязанностей субъектов финансового права, которые также выражены в денежной форме: налогоплательщик обязан уплачивать налоги в денежной форме; распорядители бюджетных средств обязаны их использовать по целевому назначению; предприятия обязаны совершать денежные расчеты между собой в безналичной форме, перечислять валютную выручку на счета в уполномоченных банках и т. д.

Все финансовые санкции, несмотря на различные способы исчисления, имеют общую юридическую природу и характер тем необходимо учитывать особенности финансово-правовой пени, начисляемой при нарушении публично-правовых обязанностей.

Наибольшее распространение пеня как разновидность финансово-правовых санкций получила в налоговом праве. Согласно ст. 75 HК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня защищает налоговые правоотношения и применяется в случае нарушения налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налогов или сборов в срок и в полном объеме. Государственное принуждение прослеживается в механизме взыскания пени, заключающемся в принудительном изъятии за счет денежных средств правонарушителя на счетах в банке или за счет иного имущества налогоплательщика. С организаций пени взыскиваются в бесспорном порядке, с физических лиц — по решению суда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/1_102704_finansovo-pravovie-sanktsii.html

Санкции, применяемые за нарушение норм финансового права, их особенности виды.

16) Понятие и значение финансового контроля. Финансовая дисциплина

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий субъектов финансовых правоотношений при образовании, распределении и использовании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и её регионов. Финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

17) Финансово-правовая ответственность.

ФПО — форма реогирования гос-ва на наруш-я устан-го порядка общ-х отн-й, возникающ. в процессе фин. деят-ти Г. Предст собой правотн му гос-м и выступает в лице уполномоченных орг-в и долж-х лиц, и субъекта права, отвеч-ми пд обществом и гос-м за точную и добросовестную реал-цию содерж-ся в нормах права требоваий. Привлечение к ответ-ти — разновидность примененения права . Цели: 1. восстановить по мере возм-ти то состояние общ-й жизни, кот было до соверешения правнаруш. 2 понести наказание за совер-е правнаруш-я

Читайте так же:  Пример заполнения искового заявления в суд

18) Виды финансового контроля, органы его осуществляющие.

19) Финансовый контроль, осуществляемый представительными (законодательными) органами государственной власти и местного самоуправления.

финансовый контроль, осуществляемый представительными органами власти, либо по их поручению. Один из наиболее важных видов финансового контроля. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ. Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются федеральным законом. Государственная Дума рассматривает и утверждает отчет об исполнении федерального бюджета, представляемый ей Правительством РФ, а также отчеты о внебюджетных государственных (федеральных) фондах. Контрольные функции в области финансов выполняют также комитеты и комиссии, образуемые Советом Федерации и Государственной Думой в рамках своих предметов ведения. Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов РФ, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления. Правовой основой контрольной деятельности последних являются: законодательство субъектов РФ; принятые в соответствии с Конституцией РФ законы (в том числе законы о местном самоуправлении); уставы или положения о местном самоуправлении соответствующего уровня.

20) Президентский финансовый контроль

Президентский финансовый контроль — реализуется через контрольное управление президента — призвано обеспечивать контроль за деятельностью министерств и ведомств выполняющих государственные программы развития и экономические реформы.
Финансовый бюджет управления президента — для сбора и анализа финансовой деятельности.
Правительство РФ — осуществляет контроль через систему специальных органов.
Министерство финансов (Минфин) — обладает полномочиями министерства (структурные подразделения) финансового контроля в бюджетной сфере.

Источник: http://mylektsii.ru/11-121528.html

Понятие и виды финансово-правовых норм

Государство обеспечивает планомерность аккумуляции де­нежных средств и направление их согласно планам и програм­мам в экономику, социальную сферу, на другие потребности общества. Оно должно организовывать эту деятельность, со­блюдая правила и требования правовых норм.

В нормах финансового права закрепляются общие принци­пы и формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, методы аккумуляции средств в го­сударственные и муниципальные денежные фонды, виды ис­пользуемых для формирования этих фондов платежей, поря­док их взимания. Они регулируют также порядок получения и использования государственных и муниципальных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государ­ственных и муниципальных предприятий, организаций, учреж­дений и т.п.

Регулируя эти отношения, нормы финансового права за­крепляют права и обязанности государственных органов, ор­ганов местного самоуправления, предприятий, учреждений, граждан.

Финансово-правовые нормы — это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты право вой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной от­расли права.

Как и любая другая норма права, финансово-правовая нор­ма представляет собой установленное и охраняемое государ­ством правило поведения участников общественных отноше­ний, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами мест­ного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых для решения задач, стоящих перед ними.

Таким образом, финансово-правовая (норма финан­сового права) — это установленное и охраняемое государством (посредством применения различного рода санкций к нарушителям) строго определенное правило поведения в обществен­ных финансовых отношениях, возникающих в процессе пла­нового образования, распределения и использования государ­ственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и обязанности их уча­стников.

Классификацию финансово-правовых норм можно прове­сти по нескольким основаниям. В зависимости от способа воз­действия на участников финансовых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово- правовые нормы подразделяются на три вида: обязывающие, зап­рещающие и уполномочивающие (управомочивающие).

Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участ­ников финансовых отношений (государственных органов, ор­ганов местного самоуправления, предприятий, граждан и др.) определенных действий, устанавливают их обязанности в сфе­ре этих отношений. Большая часть финансово-правовых норм носит именно такой характер. В этом проявляется основной, императивный метод финансово-правового регулирования ­метод властных предписаний.

Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязан­ность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Уполномочивающие финансово-правовые нормы определяют права участников финансовых отношений на совершение конкретных самостоятельных действий в предусмотренных рам­ках. Они предоставляют возможность принятия самостоятель­ных решений в области финансов, но в строго установленных границах.

В зависимости от содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными. Материаль­ные финансово-правовые нормы закрепляют состав финансовой системы, виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством и муниципальными образовани­ями, источники формирования кредитных ресурсов банков, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные госу­дарственные фонды и др., т.е. материальное (денежное) содер­жание юридических прав и обязанностей участников финан­совых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области формирования, распределения и использования государственных (муници­пальных) денежных фондов (доходов), требуют соблюдения предусмотренных процедурных правил в этой деятельности: сроков, участия определенных органов и т.п.

Норма финансового права по своей логической структуре состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы, чаще всего, имея сложную форму, содержит ряд четко сформулированных условий, при наличии которых требуется или предоставляется право совершить определенные действия в сфере финансовой деятельности государства и муниципаль­ных образований. Например, обязанность предприятия упла­тить в государственный бюджет налог на прибыль реализуется при условии, если оно имеет расчетный счет в банке и само­стоятельный (отдельный) баланс, а также получает подлежа­щую налогообложению прибыль.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила по­ведения, Т.е. предписывает совершение определенных действий по формированию, распределению или использованию госу­дарственных и муниципальных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. Диспозиция требует определенного поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклоне­ния от этих требований.

Санкции предусматривают последствия нарушения право­вой нормы, определяют виды и меру юридической, в данном случае финансово-правовой, ответственности нарушителей финансово-правовых норм. Посредством санкций осуществ­ляется государственное принуждение к исполнению финансо­во-правовых норм.

Финансово-правовым санкциям в сравнении с санкциями норм других отраслей права свойствен ряд особенностей, но­сящих, как правило, денежный характер и содержащих меры принудительного воздействия на нарушителя через его денежные фонды и средства (прямым или косвенным путем). К та­ковым относятся: наложение штрафа, начисление пеней, при­нудительное изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в банках, запрет на осуществление банком отдельных банковских операций и т.д.

В связи с тем что нарушение предписания, содержащегося в финансово-правовой норме, влечет за собой материальный ущерб государству, применение финансово- правовых норм имеет ряд особенностей. Наиболее распространенная санкция в области финансового права — пеня, взимаемая при наруше­нии срока платежа, применяется финансовыми органами ав­томатически, не устанавливая вины за правонарушение. Однако впоследствии нарушившая сторона может обжаловать решение финансового органа в судебном порядке.

Читайте так же:  Ходатайство в арбитражный суд о переносе

Меры финансово-правовой ответственности применяются государственными органами и их должностными лицами. К этим органам относятся Федеральное казначейство, Феде­ральная таможенная служба РФ, ЦБ РФ,Федеральная налого­вая служба РФсо своими структурными подразделениями. Они применяют санкции в административном порядке (без судеб­ного разбирательства).

Такой порядок наиболее распространен в связи с направ­ленностью финансово-правовых санкций на обеспечение об­щегосударственных интересов в области финансов и необхо­димостью быстрого реагирования на финансовые правонару­шения. Однако в соответствующих случаях это не ·исключает необходимости принятия судебных решений (арбитражного суда или суда общей юрисдикции) по применению финансо­во-правовых санкций (в частности, при наличии спора, при взыскании штрафов и пеней с физических лиц).

Кроме того, в число финансово-правовых санкций также входят меры дисциплинарного воздействия, применяемые ру­ководством предприятий и организаций различных форм соб­ственности, а также меры уголовно-правового воздействия, назначаемые судом. Основанием для применения таких санк­ций служат правонарушения соответствующего характера.

Финансово-правовые санкции соединяют в себе право­восстановительные и штрафные (карательные) элементы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/1_100184_ponyatie-i-vidi-finansovo-pravovih-norm.html

Финансово-правовые санкции как элемент механизма финансовой ответственности: разновидности, особенности применения

Санкции (от лат. sanctio — строжайшее постановление) — меры принудительного воздействия по отношению к нарушителям правил нормального ведения хозяйственной и финансовой деятельности 15

Первое упоминание на законодательном уровне термина «финансовые санкции» было в п.8 ст.7 Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. №943-1 «О Государственной налоговой службе РСФСР», в то же время понятие «финансовая ответственность» впервые было упомянуто в Указе Президента РФ от 23 мая 1994 г. №1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» 17.

Финансово-правовые санкции включены в общеправовую систему мер государственного принуждения, поэтому им свойственны все признаки юридических санкций. Согласно общей теории права санкцией признаются закрепленные в правовых нормах предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей в целях защиты прав других лиц.

Вместе с тем финансово-правовая санкция представляет собой форму реагирования государства на нарушение законодательства, регулирующего порядок аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов, и является внешним материальным выражением государственно-властного принуждения за совершение финансового проступка. 8. финансовый ответственность правовой санкция

Финансово-правовые санкции закреплены в законодательстве о налогах и сборах, бюджетном законодательстве, в законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле, в нормативных актах о банковской деятельности, а также рынке ценных бумаг.

В финансовом праве применяются санкции, которые известны другим отраслям права и применимы для защиты имущественных интересов многих субъектов, — штрафы и пени, а также меры государственного воздействия, свойственные только финансово-правовой сфере, — взыскание недоимки, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях.

Интересная особенность финансово-правовых санкций проявляется в их открытом перечне: ст. 282 БК РФ допускает возможность применения к нарушителям бюджетного законодательства иных мер в соответствии с федеральными законами. Например, ст.50 Федерального закона от 24 декабря 2002 г. «О федеральном бюджете на 2003 год» устанавливает, что в случае принятия органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления решений, приводящих к нарушению порядка зачисления в федеральный бюджет доходов, а также иным образом нарушающих бюджетное или налоговое законодательство, Правительство РФ имеет право:

  • — приостанавливать и уменьшать финансирование из федерального бюджета федеральных целевых программ и мероприятий, осуществляемых на территории субъекта-правонарушителя;
  • — приостанавливать перечисление доходов от уплаты федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов-правонарушителей;
  • — приостанавливать поставку продукции, поступающей централизованно из государственных ресурсов.

Особенность финансово-правовых санкций проявляется в их предназначении в системе охранительных финансовых правоотношений. Санкции, в зависимости от способов, какими они служат охране финансовых правоотношений, подразделяются на два вида:

  • — правовосстановительные, реализация которых направлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием финансовым интересам государства; принудительное исполнение невыполненных финансовых обязанностей, а также на восстановление нарушенных имущественных прав государства;
  • — карательные (штрафные), реализация которых направлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства.

Так, санкции, установленные в ст.116, 117, 118, 124-129 НК РФ, носят карательный характер, остальные направлены на восполнение финансовых потерь государства. Компенсационный характер носят большинство мер воздействия, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства.

Размеры финансовых санкций предусматриваются специальными статьями отраслевого законодательства, устанавливаются и применяются, как правило, в виде денежных взысканий относительно лица, признанного виновным в совершении финансового правонарушения. Денежная форма финансовых санкций обусловлена характером финансовых обязанностей субъектов финансового права, которые также выражены в денежной форме: налогоплательщик обязан уплачивать налоги в денежной форме; распорядители бюджетных средств обязаны их использовать по целевому назначению; предприятия обязаны совершать денежные расчеты между собой в безналичной форме, перечислять валютную выручку на счета в уполномоченных банках и т.д.

Несмотря на различные способы исчисления, все финансовые санкции имеют общую юридическую природу и характерную особенность, заключающуюся в смене права собственности посредством принудительного изъятия денежных средств у физического лица или организации в пользу государства. Тем не менее, процессуальный порядок применения финансово-правовых санкций зависит от их вида.

Штрафы за нарушения финансового законодательства взыскиваются только в судебном порядке и в законодательно установленной последовательности. Судебный порядок взыскания финансовых санкций является развитием принципа неприкосновенности собственности, закрепленного ч.3 ст.35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В некоторых случаях финансовое законодательство предусматривает изменение порядка уплаты штрафа. Например, налоговые органы имеют право предоставить субъекту, виновному в нарушении налогового законодательства, рассрочку или отсрочку по уплате санкции.

В качестве мер государственно-властного воздействия на нарушителей финансового законодательства используется пеня. Наибольшее распространение пеня как разновидность финансово-правовых санкций получила в налоговом праве. Согласно ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня защищает налоговые правоотношения и применяется в случае нарушения налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налогов или сборов в срок и в полном объеме. Государственное принуждение прослеживается в механизме взыскания пени, заключающемся в принудительном изъятии за счет денежных средств правонарушителя на счетах в банке или за счет иного имущества налогоплательщика. С налогоплательщиков-организаций пени взыскиваются в бесспорном порядке, с физических лиц — по решению суда.

Анализ финансового законодательства позволяет сделать вывод, что пеня является мерой юридической ответственности и содержит необходимые признаки последней:

  • — условия применения и механизм взыскания пени установлены законодательством;
  • — основанием применения пени выступает нарушение финансового законодательства;
  • — пеня является следствием совершения финансового правонарушения и связана с реализацией санкции финансово-правовой нормы;
  • — взыскание пени сопровождается государственно-властным принуждением;
  • — уплата начисленной пени означает добровольную реализацию финансово-правовой (налоговой) обязанности;
  • — взыскание пени означает причинение правонарушителю имущественного урона в денежной форме.
Читайте так же:  Приказ по родовым сертификатам 701

Взыскание недоимки и пени носит ярко выраженный компенсационный характер, в качестве мер государственно-властного принуждения они имеют правовосстановительную природу и имущественную форму. Недоимка и пеня направлены на исполнение финансовых обязанностей перед государством, в частности бесспорной обязанности налогоплательщика перечислить причитающиеся платежи в пользу казны. Восстановление нарушенных финансовых прав государства предполагает достижение полной эквивалентности, то есть возвращение казне как потерпевшей стороне объема финансовых прав, утраченного в результате произошедшего факта финансового правонарушения.

Финансовые санкции имеют общую юридическую природу, но вместе с тем и отличительные признаки. Основные различия между штрафом как представителем карательной санкции и недоимкой и пеней как правовосстановительными санкциями заключаются в следующем:

  • — основанием штрафной ответственности является совершение финансового правонарушения, правильная его квалификация, индивидуализация суммы денежного взыскания. Основанием правовосстановительной ответственности является наличие финансовых обязанностей перед государством и, в случае необходимости, государственно-властное принуждение к их исполнению;
  • — штраф носит абсолютно или относительно определенный характер, имеет низшие и высшие границы, которые также могут быть изменены в зависимости от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств. Размеры недоимки и пени всегда абсолютно определены и не изменяются от наличия каких-либо индивидуальных обстоятельств, поскольку сумма ущерба, причиненного государственной казне финансовым правонарушением, может быть подсчитана достаточно точно;
  • — взыскание штрафа является результатом правоохранительной деятельности государственных органов, и правонарушитель не может сам подвергнуть себя финансовой ответственности. В отличие от штрафа уплатить недоимку или пени правонарушитель может самостоятельно, без вмешательства государственных органов.

Имеющиеся различия в основаниях, механизме применения и реализации правовосстановительных и карательных санкций не означают их взаимоисключения. Так, п.2 ст.75 НК РФ закрепляет, что сумма соответствующих пеней взыскивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах; п.4 ст.101 НК РФ устанавливает, что на основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.

Видео (кликните для воспроизведения).

Субъект финансового права, привлекаемый к финансовой ответственности, вправе оспаривать взыскание санкций любого вида, участвовать в производстве по исследованию обстоятельств совершения правонарушения.

Единую правовую природу финансовых санкций подчеркивает и БК РФ, п.2 ст.41 которого относит пени и штрафы к налоговым доходам бюджетов.

В российском финансовом праве санкции имеют еще один общий аспект, наличие которого существенно отличает финансово-правовую ответственность от иных ее видов. Все виды финансово-правовых санкций не поглощаются никакими другими: штрафы взыскиваются по принципу сложения, а недоимки и пени взыскиваются до полного (как минимум) возмещения причиненного государству ущерба Крохина.

Противовесом пене, штрафу и другим негативным санкциям выступает поощрительная финансово-правовая санкция, которая может выражаться в отмене либо снижении налога как юридической обязанности, обременения (то есть правового ограничения), что может вылиться в конкретную льготу для определенных категорий субъектов права

Финансово-правовая поощрительная санкция обладает следующими признаками:

  • 1) применяется за заслуженное финансово-правомерное поведение, под которым понимается добросовестный правомерный поступок, связанный со «сверхисполнением» субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата;
  • 2) применяется в случае добровольности поступка;
  • 3) присутствует юридическое одобрение позитивных действий, т.е. это форма вознаграждения со стороны общества и государства;
  • 4) выступает в качестве юридического стимула, причем самого действенного 12.

В последние десятилетия достаточно бурно развивается наука финансового права. Нередко в финансовом праве возникает вопрос о правовой природе такой категории, как «финансовая ответственность».

Финансовая ответственность представляет собой обязанность лица, виновного в совершении финансового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями финансового законодательства, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке 3.

Меры финансово-правовой ответственности реализуются в виде применения к нарушителю предусмотренных законом финансово-правовых санкций. Финансово-правовые санкции являются частью системы правовых санкций. Они налагаются в случае нарушения предписаний финансово-правовых норм и должны быть установлены только на федеральном уровне. Кроме того, финансовые санкции могут выступать не только в виде мер финансово-правовой ответственности, но и в виде обеспечительных мер, направленных на компенсацию потерь финансовых фондов 4.

В зависимости от способов, какими они служат охране финансовых правоотношений, финансово-правовые санкции подразделяются на правовосстановительные и карательные (штрафные). В финансовом праве различаются такие финансово-правовые санкции, как штрафы и пени, а также меры государственного воздействия, свойственные только финансово-правовой сфере, — взыскание недоимки, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях. Финансово-правовые санкции являются составной частью механизма финансовой ответственности и играют основную роль на стадии реализации мер неблагоприятного воздействия в отношении нарушителя финансовых норм.

Источник: http://studwood.ru/882660/pravo/finansovo_pravovye_sanktsii_element_mehanizma_finansovoy_otvetstvennosti_raznovidnosti_osobennosti_primeneniya

Санкции,применяемые за нарушение норм финансового права,их особенности и виды

Санкции предусматривают последствия нарушения правовой нормы, определяют виды и меру юридической, в данном случае — финансово-правовой ответственности нарушителей финансово-правовых норм. Посредством санкций осуществляется государственное принуждение к исполнению финансово-правовых норм. Основанием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права (финансовое правонарушение), т.е. несоблюдение установленных ими правил: нецелевое использование средств, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям, несоблюдение нормативов финансовых затрат, неуплата или неполная уплата налогов, нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, представление коммерческим банком недостоверной информации Центральному банку РФ и т.п.

Финансово-правовым санкциям в сравнении с санкциями норм других отраслей права свойствен ряд особенностей.

Они имеют, как правило, денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителя через его денежные фонды и средства (прямым или косвенным путем). Таковы наложение штрафа, начисление пеней, принудительное изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в банках,запрет на осуществление банком отдельных банковских операций и т.д.

При изъятии денежных средств в качестве финансово-правовых санкций эти средства зачисляются в государственную или муниципальную казну.

Данные санкции распространяются на всех участников финансовых правоотношений — Российскую Федерацию, субъектов Федерации, муниципальные образования, (например, принудительное списание средств с единого счета федерального бюджета, со счетов других соответствующих бюджетов), органы государственной власти и местного самоуправления, организации, на должностных лиц и граждан (блокировка расходов получателя бюджетных средств, наложение штрафов и пеней, приостановление операций по счетам, штраф за несоблюдение порядка ведения кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями и т.п.). При этом возможно одновременное применение финансово-правовой санкции к должностному лицу и организации, учреждению.

Меры финансово-правовой ответственности применяются государственными органами и их должностными лицами. К таким органам относятся федеральное казначейство, Государственный таможенный комитет РФ, Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам со своими структурными подразделениями. Они применяют санкции в административном порядке (без судебного разбирательства). Такой порядок является наиболее распространенным в связи с направленностью финансово-правовых санкций на обеспечение общегосударственных интересов в области финансов и необходимостью быстрого реагирования на финансовые правонарушения. Однако в соответствующих случаях это не исключает необходимости принятия судебных решений (арбитражного суда или суда общей юрисдикции) по применению финансово-правовых санкций (в частности, при наличии спора, при взыскании штрафов и пеней с физических лиц).

Читайте так же:  В товариществе на вере это полные товарищи

Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

Для современных условий характерно расширение круга финансово-правовых санкций, большее разнообразие их в сравнении с допереходным к рыночным отношениям периодом.

Среди финансово-правовых санкций с учетом основных направлений финансовой деятельности можно выделить следующие их группы: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, валютные. Помимо рассмотренных санкций за нарушения в области финансовой деятельности могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия. Основанием этого являются правонарушения соответствующего характера.

Источник: http://mydocx.ru/1-128850.html

17. Санкции, применяемые за нарушение норм финансового права, их особенности и виды.

Санкции предусматривают последствия нарушения правовой нормы, определяют виды и меру юридической, в данном случае — финансово-правовой ответственности нарушителей финансово-правовых норм. Ос­нованием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм ФП. Финансово-правовым санкциям в сравнении с санкциями норм других отраслей права свойствен ряд особенностей. Они имеют, как правило, денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителя через его денежные фонды и средства (прямым или косвенным путем). При изъятий денежных средств в качестве финансово-право­вых санкций эти средства зачисляются в государственную или му­ниципальную казну. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы. Для современных условий характерно расширение круга фи­нансово-правовых санкций, большее разнообразие их в сравнении с допереходным к рыночным отношениям периодом.

18. Виды и органы финансового контроля.

Предварительный финансовый контроль проводится до совер­шения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе со­вершения денежных операций. Последующий финансовый контроль — это контроль, осущест­вляемый после совершения финансовых операций. Обязательный контроль проводится: а) в силу требований законо­дательства, например контроль со стороны представительных (за­конодательных) органов власти за исполнением бюджета по ито­гам за год; б) по решению компетентных гос органов. Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов. Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осу­ществляющих его. В этом случае выделяется финансовый кон­троль: а) представительных органов гос власти и МСУ; б) аппарата Президента РФ; в) исполни­тельных органов власти общей компетенции; г) финансово-кредит­ных органов; д) ведомственный и внутрихозяйственный; е) обще­ственный; ж)аудиторский.

19. Финансовый контроль, осуществляемый представительными органами государственной власти и местного самоуправления.

Контрольные функции в области финансов осуществляют представительные органы гос власти субъ­ектов РФ, что закреплено в их законодатель­стве в соответствии с федеральными актами, и органы МСУ. В отношении последних правовой основой их контрольной деятельности являются: законодательство субъектов федерации; принятые в соответствии с Конституцией РФ законы (в том числе законы субъектов РФ о местном самоуправлении), а также нормативные акты представительных органов, МСУ — уставы муниципальных образований, положе­ния и др.

На уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п. органы) как органы постоянно действующего гос финансового контроля за поступлением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создава­емых органами власти соответствующих субъектов. Названные счетные палаты подотчетны представительным органам власти субъектов РФ. Представительные органы МСУ также об­разуют на своем уровне контрольные органы.

Источник: http://studfile.net/preview/846382/page:8/

Санкции, применяемые за нарушение норм финансового права, их особенности и виды.

Финансово-правовая ответственность выражается в негативных последствиях и мерах государственного принуждения, применяемых к нарушителям финансово-правовых норм.
Виды и меры юридической (финансово-правовой) ответственности выражаются в санкциях финансово-правовых норм (см., например, гл. 28 БК РФ, раздел VI НК РФ). Основанием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права (см. Финансовое правонарушение).
Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы, например, налоговые санкции в форме штрафа. Помимо них за нарушения в области финансовой деятельности могут быть применены
меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия, т, е. установленные нормами других отраслей права. Основанием этого являются правонарушения соответствующего характера. Финансово-правовая ответственность может рассматриваться и в позитивном аспекте как комплекс действий должного поведения субъекта права в определенной сфере.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства урегулирована частью четвертой Бюджетного кодекса РФ. В ст. 283 БК перечислены виды нарушений бюджетного законодательства, в том числе:

-неисполнение закона (решения) о бюджете;

-нецелевое использование бюджетных средств;

-неперечисление (неполное перечисление) бюджетных средств получателям бюджетных средств;

-несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

-иные основания в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.

За нарушение бюджетного законодательства Бюджетным кодексом РФ в ст. 282 предусматриваются следующие санкции:

-предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

-изъятие бюджетных средств;

-приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

-иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.

Правом применения указанных санкций обладают руководители органов Федерального казначейства и их заместители (ст. 284 БК РФ). Руководители органов Федерального казначейства и их заместители имеют право:

списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других случаях, предусмотренных в настоящей части кодекса;

списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;

взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.

11. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды. Основания возникновения, изменения и прекращения финансово-правовых отношений.

Финансово-правовые отношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, возникающие между субъектами финансового права по поводу образования, распределения и использования денежных фондов государства.

Финансовые правоотношения, как и любые другие правоотношения, обладают определенными признаками. Финансовые правоотношения возникают, изменяются или прекращаются только на основании правовых норм; участники каждого конкретного правоотношения индивидуально определены; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; носят волевой характер; охраняются государством.

Читайте так же:  Апелляция на решение суда по уголовному делу

Финансовые правоотношения в то же время имеют свои особенности.

1. Финансовые правоотношения возникают в связи с тем, что соответствующие субъекты осуществляют финансовую деятельность государства, т. е. деятельность, регламентируемую нормами финансового права и направленную на образование, распределение и использование определенных фондов денежных средств. Указанный признак является определяющим для характеристики финансовых правоотношений и используется в качестве основного при разграничении финансового правоотношения от смежных правовых отношений.

2. Они являются разновидностью имущественных правоотношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, т.е. финансовых ресурсов государства, используемых для удовлетворения общественных потребностей.

3. Одной из сторон данных правоотношений всегда выступает государство (его уполномоченный орган) или органы местного самоуправления. При этом отсутствует равенство сторон, т. к. государственные органы наделены властными полномочиями; только они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений – предприятиями, учреждениями и гражданами.

Финансовое правоотношение, как и любое другое правоотношение, возникает, изменяется и прекращается при наступлении определенных оснований, которые в правовой науке получили название «юридические факты».

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, при которых на основе правовой нормы между субъектами финансового права складываются правоотношения.

По волевому признаку юридические факты классифицируются на: юридические действия и юридические события.

Юридические действия – это поведение физических и юридических лиц, иных субъектов согласно их воле и желаниям. Юридические действия в зависимости от того, как они согласуются с нормами права, подразделяются на правомерные и неправомерные (финансовые правонарушения). Правомерные действия в свою очередь делятся на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия) и юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица).

Юридические события – обстоятельства, порождающие юридически значимые последствия, но не зависящие от воли людей (например, рождение ребенка дает право на льготу по подоходному налогу).

Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства, многообразны и неоднородны. Поэтому и финансовые правоотношения характеризуются большим разнообразием.

В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права. Охранительныефинансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также приме классифицируются нения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, которые выделяются в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

Через материальныефинансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов финансового права на предмет получения, распределения и использования определенных финансовых ресурсов. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные денежные фонды. В процессуальныхфинансовых правоотношениях выражается юридическая форма и порядок получения государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий. Между материальными и процессуальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в финансовой сфере.

Финансовые правовые отношения в науке финансового права принято классифицировать в зависимости от подотрасли, института финансового права на следующие виды: бюджетные правоотношения; налоговые правоотношения; финансовые правоотношения в области государственного кредита; финансовые правоотношения в области страхования; финансовые правоотношения в области банковской деятельности; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения.

Всем перечисленным финансовым правоотношениям присущи особенности, характеризующие их субъектный состав; объекты, по поводу которых они возникают; права и обязанности их участников. Поэтому указанные виды финансовых правоотношений урегулированы нормами отдельных подотраслей и институтов финансового права.

Финансовое правоотношение, как и любое иное, имеет свою строго определенную структуру (состав-совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов) : субъект, объект, содержание (права и обязанности сторон). При отсутствии хотя бы одного их названных элементов становится невозможным наличие самого финансового правоотношения. Все составные части финансового правоотношения направлены на достижение целей финансовой деятельности государства и обусловлены спецификой этой деятельности.

Субъект финансового правоотношения – лицо, участвующее в конкретном правоотношении и являющееся носителем финансовых прав и обязанностей. В большинстве случаев субъект финансового правоотношения совпадает с субъектом финансового права. В то же время следует разграничивать данные понятия «субъект финансового права» и «субъект финансового правоотношения». Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. А субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений. Таким образом, субъект финансового права – понятие более широкое. Субъекты финансовых правоотношений подразделяются на:

1. Государство и его территориальные образования. К данной группе относятся: Республика Беларусь и административно-территориальные единицы – области, города, районы, поселки, населенные пункты. Такой круг субъектов свойственен бюджетным отношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами.

2. Коллективные субъекты, к которым относятся органы государственной власти и управления, а также предприятия, организации и учреждения, основанные на разных формах собственности. Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной и исполнительной власти, а также органы местного управления и самоуправления. Предприятия, организации и учреждения в финансовых правоотношения, как правило, имеют статус юридического лица.

3. Индивидуальные субъекты, которые представлены гражданами. Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в распоряжение государства.

Под объектом финансового правоотношения следует понимать то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения. Все объекты финансового правоотношения делятся на отделимые, которые в той или иной степени зафиксированы и существуют как явления окружающего мира (например, налоги и сборы) и неотделимые, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования (например, финансовый контроль).

Содержание финансового правоотношения раскрывается через права и обязанности его участников. При этом финансовое правоотношение переводит абстрактные права и обязанности в плоскость финансово-правового статуса конкретных субъектов финансового права.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://mydocx.ru/12-50358.html

Санкции применяемые за нарушение норм финансового права
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here