Нарушение прав журналистами

Проводим инструктаж по теме: "Нарушение прав журналистами". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации

Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации

Ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством:

вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции;

незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации;

нарушения права редакции на запрос и получение информации;

незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части;

принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации;

установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом, — влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, — влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 58 настоящего Закона

Источник: http://base.garant.ru/10164247/5f5aeb9844a3cec55dca4cf7554741a3/

Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации

Ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством:

вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции;

незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации;

нарушения права редакции на запрос и получение информации;

незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части;

принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации;

установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом, — влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, — влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 58 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья устанавливает ответственность за ущемление свободы массовой информации. Среди субъектов, несущих ответственность за совершение подобных действий, Закон называет граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений. Следует, однако, учитывать, что недопустимо воспрепятствование лишь законной деятельности средств массовой информации. Вмешательство государственных органов в деятельность редко бывает прямо и целенаправленно необъективным, авторитарно-незаконным. Подобные действия слишком легко обжалуются. Обычно любое вмешательство связано с целым комплексом нарушений, допускаемых как государственными органами, так и самой редакцией СМИ.

Незаконные действия, связанные с ущемлением свободы массовой информации, могут повлечь уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Статья 144 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации. Наказанием за данное деяние является штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года. Эти же действия, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Административная ответственность предусмотрена за:

— непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25 КоАП РФ);

— сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5);

— воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16);

— воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм (ст. 13.18).

Обратим внимание, что права журналистов могут ущемляться не только в области свободы средств массовой информации. К примеру, журналисту может быть необоснованно отказано в выплате заработной платы, пособий и иных выплат (ст. 145.1 УК РФ).

Гражданско-правовая ответственность выступает, как правило, в виде возмещения вреда, причиненного нарушением имущественных или личных неимущественных прав. Вред подлежит возмещению по правилам, предусмотренным в гл. 59 ГК РФ.

2. Комментируемая статья также предусматривает конкретные виды ущемления свободы массовой информации.

В первую очередь в статье названо осуществление цензуры (т.е. требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей). Не допускается создание органов или организаций, ставящих целью цензуру массовой информации. При обнаружении таких органов они подлежат ликвидации.

Вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции возможно как путем установления цензуры, так и предъявления требований о публикации конкретных материалов, определенного подхода к трактовке вопросов или подаче материалов. Подобные действия недопустимы.

Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа (ст. 16 комментируемого Закона). Прекращение или приостановление деятельности средства массовой информации, проведенные с нарушением установленного указанной статьей порядка или при использовании не предусмотренных законодательством оснований прекращения или приостановления деятельности, являются незаконными и недопустимыми.

Читайте так же:  Ложное заявление в суд

3. Согласно ст. 39 комментируемого Закона редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции. Отказ или отсрочка в предоставлении информации возможны только в строго ограниченном перечне случаев. Поэтому в иных случаях непредоставление информации по запросу редакции будет являться нарушением права редакции на запрос и получение информации.

4. В соответствии со ст. 28 комментируемого Закона изъятие, а равно уничтожение тиража или его части допускаются не иначе как по вступившему в силу решению суда. Во всех иных случаях изъятие или уничтожение тиража или его части будет являться ущемлением свободы массовой информации.

Принуждение журналиста к распространению или отказу от распространения информации является нарушением прав журналиста излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью, отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям, снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которых, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала.

Установление ограничений на контакты с журналистами является нарушением права журналиста искать, запрашивать, получать и распространять информацию. Закон также предусматривает ответственность за нарушение любых иных прав журналиста.

Специальных норм, устанавливающих ответственность за осуществление цензуры, УК РФ и КоАП РФ не содержат.

Источник: http://www.zakonrf.info/zakon-o-smi/58/

Нарушение прав журналистами

Термин «ответственность» в данном контексте является достаточно объемным. Но его применение в деятельности журналиста очевидно. Современные реалии таковы, что истинных профессионалов пера среди журналистов мало, а некоторые представители профессии трудятся по так называемым «оплаченным проектам». Журналисту следует помнить о том, что при получении определенных прав, он принимает на себя и определенную долю ответственности перед его аудиторией, своими коллегами.

Для прояснения вопроса о юридической ответственности журналиста, следует обратиться к статье 59 Закона о СМИ. В этой статье уделено особое внимание злоупотреблению правами журналиста. Кроме того, именно там перечисляются и виды ответственности журналиста за такие нарушения: «влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации» Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 28.07.2012) «О средствах массовой информации», ст. 59. В законе понятие «ответственность» трактуется по-особенному, поскольку это юридический документ, однако неоднозначная трактовка этого термина нередко становится причиной разночтений в законе.

Статья 56 «Возложение ответственности»:

«Учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации».

Статья 57 «Освобождение от ответственности»:

«Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:

— если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;

— если они получены от информационных агентств;

— если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;

— если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений»;

— если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;

— если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

Дословное воспроизведение в средстве массовой информации в период соответствующей избирательной кампании, кампании референдума агитационного материала, распространенного в другом средстве массовой информации, в том числе подпадающем под действие статьи 24 настоящего Закона, не является основанием для освобождения журналиста, главного редактора, редакции, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, от ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, если при дословном воспроизведении такого материала не соблюдены требования указанного законодательства, предъявляемые к опубликованию (обнародованию) агитационных материалов» Указанный источник, ст. 56 .

Статья 58 «Ответственность за ущемление свободы массовой информации»:

«Ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством:

— осуществления цензуры; вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции; незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации; нарушения права редакции на запрос и получение информации; незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части; принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации; установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом, — влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, — влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации» Там же, ст. 58.

Статья 59 «Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации»:

Читайте так же:  Заявление об установлении юридического факта принятия наследства

«Злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4 настоящего Закона, — влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Злоупотребление правами журналиста, выразившееся в нарушении требований статей 50 и 51 настоящего Закона, либо несоблюдение обязанностей журналиста, — влечет уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации» Там же, ст. 59.

Статья 60 «Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации» Там же, ст. 60 уже освещает вопрос ответственности за действия, которые напрямую не могут быть отнесены к нарушениям, связанным с действиями журналиста. В соответствии с этой статьей, незаконным является учреждение какого-либо СМИ через подставное лицо, получение свидетельств или лицензии на вещание обманным путем. В данном законе говорится об ответственности за нарушение естественного, установленного законом процесса легализации действий журналиста.

В статье внимание уделено ответственности за незаконное изготовление продукции СМИ без его регистрации либо через некоторое время после решения о прекращении его деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Указано присутствие ответственности за незаконное распространение продукции СМИ без регистрации либо после решения о прекращении деятельности конкретного СМИ.

Статья 51 «Недопустимость злоупотребления правами журналиста» Там же, ст. 51, предупреждает журналиста об ответственности перед законом за использование прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации данных, которые являются общественно важными. Указано, что нарушением закона является распространение слухов под видом достоверных сообщений, сбор информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации. Этим законом запрещается порочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.


Основным вопросом в данном контексте признается сочетание лингвистики и юриспруденции, поскольку именно лингвистика является базисом любого журналистского материала. По мнению некоторых ученых-лингвистов и правоведов, а также практикующих журналистов, термин «юрислингвистика» отражает полную картину данной проблемы. По словам М.А. Федотова «понятие семантической диффамации возникло на периферии двух наук: лингвистики и юриспруденции, — следовательно, находясь в рамках юрислингвистики, можно получить полное представление о данном явлении» Федотов М.А., Лучкин Д.В. Судьи о журналистах.// Социологические исследования. — 1988. — № 2. — С. 11.

Понятие семантической диффамации раскрывается в понимании языка журналистики, который всегда отягощен социально-правовыми факторами. Данные факторы необходимо учитывать при описании специфики и роли семантической диффамации. Непосредственно под семантической диффамацией должно понимать «введение в заблуждение посредством языковых манипуляций (подмена понятий, умолчание, представление заведомо выигрышной, с точки зрения журналиста, информации, преувеличение и т.п.)» Указанный источник. С. 12.

Авторский текст по определению не должен включать в себя эмоционально окрашенную лексику, поскольку журналист, при передаче информации, обязан попытаться донести объективные данные, а не свою субъективную точку зрения. При этом некоторые журналисты, к сожалению, не особо вникают в объективные подробности происшедших событий.

Кроме того, правовое поле отечественного законодательства запрещает использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить объект информации, в том числе по признаку половой, возрастной, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1(ред. от 28.07.2012) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012), ст. 51. Несоблюдение положений ст. 51 Закона или ненадлежащее соблюдение обязанности журналиста представлять достоверную информацию, влечет уголовную, административную и дисциплинарную ответственность, которая наступает в результате обращения объекта информации с жалобой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Важно отметить, что журналист при этом несет общественную и юридическую ответственность за действия, которые он совершил с использованием средств речи или текста Афанасьев В. С., Сунцова Е.А. Некоторые проблемы теории правонарушений и юридической ответственности // Право и политика. — 2006. — № 3..

На современном этапе юридическая ответственность — важная часть существования современного общества, тем не менее, на практике часто при помощи законодательной базы искусственно создаются ситуации, при которых юридическую ответственность применяют по отношению к неугодным журналистам. А те из них, кто работает, так сказать, «под заказ» ничего не боятся и смело публикуют скандальные материалы, порочащие честь и достоинство граждан или целых предприятий и организаций. Такая тенденция наблюдается и растет, поэтому сегодня как никогда прежде принципиально важно, чтобы ни один журналист-правонарушитель не мог уклониться от законных требований по соблюдению своих обязанностей и профессиональной этики. В то же время ни один невиновный журналист не должен быть наказан без веских на то оснований. По мнению автора исследования, это невозможно без создания единого законодательного акта, который бы четко определял правовое поле журналиста в системе взаимоотношений государства и СМИ.

Юридическая ответственность за диффамацию в СМИ должна рассматриваться как материальная ответственность работника, существующая в трудовом праве. При помощи материально-правовых мер принудительного характера может на законном основании производиться восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на журналиста, нарушившего закон Потапенко С.В. Опровержение как способ защиты от диффамации в СМИ // Юрист. — М.: Юрист, 2002. — № 2. — С. 12-14.. Можно было бы даже предусмотреть возможность в каждом конкретном случае предоставить обладателю нарушенного права выбирать подходящую для данного случая ответственность и способы защиты своего права, исходя из специфики и характера нарушения. При этом гражданско-правовая ответственность приобрела бы конкретные и осязаемые границы восстановления нарушенных прав. Сегодня же основным способом такого восстановления является опровержение недостоверной информации и возмещение убытков, да и то только на усмотрение суда.

Так, на современном этапе, например, возмещение убытков за диффамацию, о которой говорилось выше, носит гипотетический характер, поскольку процесс доказывания в судебном разбирательстве наличия подлинного ущерба, с точки зрения примеров из современной российской правоприменительной практики, представляется утопичным. На данный момент, если лицо, которое нарушило права объекта информации, приобрело вследствие этого какой-либо доход, то объект информации, право которого было нарушено, имеет возможность потребовать возмещения наряду с ущербом упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.01.2013), ст. 15. По мнению автора исследования, такая норма несовершенна и требует доработки в отдельно взятом законодательном акте, который бы предусматривал наступление юридической ответственности независимо от факта получения дохода. В этом случае отпадет необходимость доказывания заинтересованности журналиста, а это, в свою очередь, приведет к уравниванию положения «заказных» журналистов с теми субъектами информации, которые подвергаются жесткой цензуре по причине их «неугодности».

Читайте так же:  Судебно медицинская экспертиза днк

В общем же, возможность доказывания присутствия подлинных убытков от диффамации или по каким-либо иным причинам, имеет отношение к казусам судебного процессуального производства и поэтому выходит за рамки данного исследования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что журналист несет персональную, общественную и юридическую ответственность за действия, которые он совершает посредством речи. Намеренно совершенное действие должно повлечь за собой виды определенной юридической ответственности. В данном случае журналист должен нести юридическую ответственность независимо от того, доказана ли его заинтересованность в получении вознаграждения за опубликование заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство объекта информации.

В результате исследования, проведенного во второй главе дипломной работы, можно сделать вывод о том, что формирование и динамика правового поля журналиста в системе взаимоотношений государства и СМИ определяется четырьмя составляющими: деятельностью государственных органов; действующей законодательной базой; профессиональной этикой журналиста и жанровостью публикуемого материала. При этом слабой стороной такой модели является зависимость журналистики от разрозненных и порой размытых норм права. На современном этапе назрела острая необходимость в издании отдельно взятого законодательного акта, посвященного правовому статусу журналиста.

Источник: http://studbooks.net/1049294/pravo/vidy_yuridicheskoy_otvetstvennosti_zhurnalista

Журналист, знай свои права!

Уже давно стали достоянием общественности факты нарушения прав журналистов не только в Российской Федерации, но и во многих зарубежных государствах, которые, по идее, должны эти права уважать и защищать, но не всегда государство может применить пресекающие меры воздействия, поэтому появляются всё новые список прецедентов, связанных с нарушением прав журналистов пополнятся почти каждый день. В данной статье мы разберёмся, а на что же имеет право журналист в России.

Уже давно стали достоянием общественности факты нарушения прав журналистов не только в Российской Федерации, но и в зарубежных странах, к сожалению, не всегда государство может применить пресекающие меры воздействия, поэтому появляются всё новые прецеденты, связанные с нарушением прав журналистов. Чтобы не показаться голословным приведу примеры, подтверждающие мои слова. Вначале примеры из нашей Родины за 2017 год, позаимствованные с сайта Уполномоченного по правам человека в России http://ombudsmanrf.org/world/content/narushenija_prav_zhurnalistov_v_rossii

8 декабря неизвестные напали на съемочную группу телеканала РЕН ТВ во время съемок сюжета в коттеджном поселке в подмосковной Апрелевке (Наро-Фоминский район);

19 ноября на журналистку РЕН ТВ во время съемок сюжета о пожаре в стрелковом клубе на западе Москвы напал охранник клуба;

23 октября на заместителя главного редактора «Эха Москвы» Татьяну Фельгенгауэр совершили нападение. Борис Гриц ворвался в редакцию радиостанции и ударил ее ножом в горло. Журналистку доставили в НИИ имени Склифосовского и прооперировали;

28 сентября закрылся общественно-политический еженедельник «Центральная газета» из-за публикации антикоррупционной статьи;

4 сентября в Ульяновске неизвестные предприняли попытку ограбления офиса редакции издательского дома «Ульяновская правда»;

29 августа в Екатеринбурге во время съемок сюжета о выделенных полосах движения избили журналиста «Первого канала» Алексея Иванова, заснявшего двигавшийся по этой полосе автомобиль.
Заграницей похожие случаи тоже бывают, так например переворот, произошедший в Гондурасе в 2009 г., повлек за собой большое количество увольнений, закрытий СМИ и прочих действий со стороны организаторов путча, которые можно квалифицировать как нарушение прав журналистов. Путчисты распорядились закрыть радиостанцию «Радио Глобо» и телеканал «Канал 36», поддерживающие Мануэля Селайю. Ряд других СМИ Гондураса временно приостановил свою деятельность «в связи с угрозами военных». В частности, из-за угроз жизни своему директору священнослужителю Исмаэлю Морено прекратила работу радиостанция «Радио Прогресо» в департаменте Йоро. Правительство де-факто Гондураса также препятствовало деятельности иностранных журналистов, принудив корреспондентов крупнейших мировых информационных агентств Рейтер и Ассошиэйтед Пресс покинуть окрестности посольства Бразилии в Тегусигальпе во время разгона манифестации сторонников Селайи, проходившей в этом районе. http://www.rian.ru/media/20090928/186789993

Так же в 2016 году было огромное количество нарушений прав журналистов в Украине:

6 июня бывший кандидат в президенты Украины Олег Ляшко выгнал из здания Верховной рады съемочную группу ВГТРК. Объяснил это так: российские журналисты – шпионы.

1 июня СБУ объявила специального корреспондента «Комсомольской Правды » Дмитрия Стешина персоной нон-грата. Но он остался работать на Украине. В это время Дмитрий Стешин освещает события в Донецке. https://www.kp.ru/daily/26241.7/3122484/

Как вы видите, статус журналиста не всегда спасает от ошибок властей и произвола отдельных представителей правоохранительных органов. Чтобы избежать подобных ситуаций я приведу вам несколько рекомендаций, которые помогут вам обойти стороной посягательства на ваши права, а если они всё таки нарушены, то так же подскажу как их восстановить.
Во-первых, необходимо определится, на какой нормативно- правовой акт (НПА) я буду опираться в данной статье. Таким НПА является:

Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» редакция от 18.04.2018 года (статья 47)
А теперь давайте по порядку. В статье 47 данного Закона есть 12 частей, которые и содержат все ваши права как журналистов.

Первый пункт говорит о том, что вы имеете право искать, запрашивать, получать и распространять информацию. Это значит, что вы можете искать информацию любыми законными способами, а значит любые действия, которые нарушают права других людей, а именно запись разговора без согласия записываемого, скрытая фотосъёмка и кража материалов для статьи под данную норму закона не попадают и у журналиста будут серьёзные проблемы после совершения подобных действий, так же вы распространять информацию, но не всю, а только ту, которая не противоречит законодательству (аморальщину, экстремистские материалы и прочее за борт). Насчет получения информации и её запроса не буду останавливаться, так как тут дополнительные объяснения не нужны. (пункт 6 почти о том же, но уже указано, что все действия нужно производить не нарушаю закон).

Читайте так же:  Право третьей подписи

Во второй части указано, что вы можете посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы, а значит вы можете посещать все перечисленные учреждения, но иногда вам могут отказать и сказать, что актуальную информацию по интересующему вас вопросу может предоставить пресс- служба данного учреждения и вежливо или не очень вежливо попросят вас обратиться для получения необходимой вам информации туда.

Так же в ч. 3 указано, что вы имеете право быть принятым должностными лицами (ДЛ) в связи с запросом информации. В большинстве случаев вас переадресуют к заместителю или менее важному ДЛ, но вы имеете право настаивать на встречу именно с данным ДЛ, поскольку вы имеете на это право. Главное не стесняться и стоят на своём, если, конечно же, игра стоит свеч.

Часть 4 гласит, что журналист может получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Думаю, что здесь не нужно особое объяснение, если на папке написано «КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ» или «СЕКРЕТНО», то лучше такие материалы не использовать у себе в статьях.

В 5 части статьи 42 указано, что вы имеете право копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона. Чтобы разобраться в этой формулировке нам необходимо обратиться к статье 42 настоящего Закона. Данная статья носит название «Авторские произведения и письма». В данной статье сказано следующее:

Часть 6 говорит нам, что журналист может производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом. Об этом я писал в части 1.

В части 7 указано, что вы имеете право посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях, но конечно же на свой страх и риск. Ваша пресс-карта спасёт вас в сфере права, но не сможет уберечь от проблем, связанных с природой.

Часть 8 бодро говорит нам, что журналист может проверять достоверность сообщаемой ему информации. Думаю, что здесь дополнительные объяснения излишни.

9 часть указывает нам на право журналиста излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью, а значит, что в ваших материалах и материалах публикуемых от вашего имени вы можете писать свою личную оценку на освещаемое вами событие. Как видите, полная свобода слова, но только в рамках наших российских законов.
10 часть противоположна девятой и указывает, что журналист может отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям, а значит никто не может заставить вас печатать тот материал, с содержанием которого вы не согласны или он является для вас неприемлемым.

Часть 11 является продолжением 9 и 10 и указывает на то, что журналист может снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 42 настоящего Закона, то есть вы можете сказать ответственному за публикацию новости, что отказываетесь от указания вашего имени под публикуемым материалом или если ваш материал искажен, но вы можете доказать, что он принадлежит вам, то вы можете, руководствуясь статьёй 42 Закона о СМИ запретить публиковать данный материал или же обсудить с редакцией условия его публикации.

Последняя, 12 часть говорит, что журналист обладает многообразием в выборе подписи к своей статье, а именно распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Для восстановления своего нарушенного права вы имеете право обращаться в правоохранительные органы:

-полицию с заявлением о нарушении ваших прав, но полиция может расследовать ваше дело очень долго, поэтому легче написать заявление в прокуратуру, после такого заявления время ожидания значительно уменьшится;

-прокуратуру, для подачи заявления о действии (бездействии) ДЛ. Ваша задача описать случившуюся ситуацию и в конце дописать прошу провести проверку по данному факту на предмет нарушения законов РФ и ваше заявление перенаправят в нужную инстанцию.

А в окончании данной статьи хочу пожелать вам не попадать в такие ситуации, когда вам придётся использовать данный Закон для восстановления вашего нарушенного права.

Источник: http://ynpress.com/archives/61192

Нарушение прав журналистами

Журналисты под угрозой

Доклад Профсоюза журналистов и работников СМИ о нарушениях прав российских журналистов за 2018 год и о возможных угрозах свободе слова в России в ближайший период

Настоящий доклад ставит своей целью анализ основных нарушений прав журналистов и свобод СМИ в России за 2018 год и оценку возможного вектора развития ситуации в этой сфере в 2019 году. Как и в докладе за 2017 год, Профсоюз отмечает продолжение препятствования работе журналистов при освещении протестных акций и резонансных дел в судах, массовые нарушения прав журналистов на Крымском полуострове, а также выделяет избирательное применение законодательства, преследование за «вымогательство» и «оправдание терроризма» для давления на СМИ и журналистов, а также проблему сексуальных домогательств.

Важно при этом отметить, что в России, как и в Турции, например, происходят процессы не только прямого законодательного, судебного и внесудебного давления на СМИ и журналистов, но также и постепенное выхолащивание независимой журналистики с помощью финансовых мер и покупки СМИ лояльными к власти бизнесменами. Главной жертвой этих действий становится расследовательская журналистика.

Читайте так же:  Досудебное урегулирование споров с работодателем

Самым шокирующим происшествием прошлого года для журналистского сообщества стало, безусловно, убийство в Центральноафриканской республике троих российских журналистов – Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко. Это преступление остаётся нераскрытым, а его виновные не найдены. Следственный комитет России утверждает, что журналисты были убиты с целью ограбления, в то время как альтернативные версии указывают на возможную причастность к убийству бизнес-структур, близких к российской власти. Трагедия в ЦАР также поставила вопросы относительно редакционных практик при отправке корреспондентов в горячие точки. Проведённый осенью 2018 года опрос Профсоюза журналистов показал, что редакции СМИ в России системно практически не занимаются обеспечением безопасности корреспондентов в горячих точках, как и их здоровьем после возвращения.

Профсоюз журналистов полагает, что многие из описанных в этом докладе угроз журналистам сохранятся и в 2019 году. С принятием законов об «автономном интернете», против «фейковых новостей» и «явного неуважения» к государству и других инициатив на фоне расплывчатости их формулировок, в России расширяются возможности для цензуры и преследования неугодных СМИ и журналистов.

Профсоюз готов выстраивать адекватное взаимодействие с органами государственной власти ради гарантии соблюдения прав всех российских и иностранных журналистов на территории страны. Понимая экономические и политические реалии, Профсоюз намерен сотрудничать с органами власти исключительно при условии прозрачности и понятности для всех наших коллег, не допуская введения внеправовых и дискриминирующих правоприменительных практик, внутренних регламентов, порядков и инструкций, которые могут быть замаскированы под заботу о соблюдении прав журналистов.

Профсоюз журналистов стремится утвердить статус журналиста и свободы информации как особо важные элементы для развития демократии, идей верховенства прав человека и свободы. Для этого организация предлагает в этом докладе ряд мер, которые могут улучшить ситуацию с положением наших коллег на системном уровне.

Источник: http://profjur.org/report2018

Ответственность за нарушение прав журналиста и редакции

Как уже упоминалось, ст. 144 УК РФ предусмотрена ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов. Правда, это воспрепятствование сводится к принуждению журналистов к распространению либо к отказу от распространения информации.

Уголовный кодекс РФ не содержит статей, гарантирующих соблюдение запретов, указанных в ст. 3 «Недопустимость цензуры» и в ст. 25 «Порядок распространения» Закона о СМИ. Поэтому привлечение к уголовной ответственности за изъятие, а равно уничтожение тиража или его части может осуществляться лишь на основании статей главы 21 «Преступления против собственности». При защите от попыток властных структур ввести предварительную цензуру кроме ст. 144 возможны ссылки на положение ст. 169 («Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности») о «незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации».

То же положение применимо и к норме о недопустимости препятствовать распространению СМИ, но только в отношении должностных лиц.

Зато Кодекс об административных правонарушениях РФ содержит ст. 13.16 «Воспрепятствование распространению продукции СМИ», предусматривающий различные размеры штрафов, налагаемых на граждан, должностных и юридических лиц. Однако ряд положений Закона о СМИ по-прежнему остается без прямых правовых гарантий (как, например, указание ст. 58 на недопустимость установления ограничений на контакты с журналистом). В этом случае можно пользоваться статьями УК РФ и КоАП РФ «Самоуправство» (соответственно ст. 330 и 19.1), устанавливающими ответственность за деятельность, противоречащую законным требованиям. Защита прав журналистов, редакции, издателя может осуществляться также на основании статей главы 59 Гражданского кодекса «Обязательства вследствие причинения вреда».

Законодательством Российской Федерации не предусмотрены конкретные меры ответственности в отношении лиц и государственных органов, не предоставивших редакции требуемую информацию. Если журналист может защитить свое право на сбор информации с помощью ст. 5.39 КоАП РФ, касающейся граждан, то практически единственное, на что может рассчитывать редакция, не получившая ответа на свой запрос, — это решение суда об обязанности этот ответ предоставить. Само по себе такое решение не содержит никаких мер ответственности, поскольку лишь восстанавливает нарушенные права СМИ, но если ответчик вновь пренебрежет своими обязанностями, к нему могут быть применены меры уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта». Кроме того, ст. 61 Закона о СМИ указывает, что в случае признания жалобы редакции обоснованной суд может обязать ответчика возместить понесенные по его вине убытки. Это, однако, означает, что редакция берет на себя еще и труд по доказательству своих убытков.

Злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении редакцией и журналистами ст. 4.1 Закона о СМИ, будет караться согласно соответствующим статьям Уголовного кодекса РФ.

Целесообразно перечислить статьи, формулирующие составы информационных преступлений: 129 «Клевета», 130 «Оскорбление», 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни», 138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений», 146 «Нарушение авторских и смежных прав», 147 «Нарушение изобретательских и патентных прав», 155 «Разглашение тайны усыновления (удочерения)», 183 «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну», 242 «Незаконное распространение порнографических материалов и предметов», 280 «Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации», 282 «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды», 283 «Разглашение государственной тайны», 298 «Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя», 310 «Разглашение данных предварительного расследования», 311 «Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса», 319 «Оскорбление представителя власти», 320 «Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа».

За иные виды злоупотреблений ответственность наступает по ст. 13.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ «Злоупотребление свободой массовой информации». Кроме того, очевидно, что к этому виду правонарушений должны быть причислены составы, формулируемые ст. 13.17 «Нарушение правил распространения обязательных сообщений», 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе», 13.22 «Нарушение порядка объявления выходных данных», 13.23 «Нарушение порядка представления обязательных экземпляров, хранения материалов теле- и радиопередач».

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://bstudy.net/708648/ekonomika/otvetstvennost_narushenie_prav_zhurnalista_redaktsii

Нарушение прав журналистами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here