Содержание
- 1 Основные виды правонарушений в области финансовой деятельности — Финансовое право (Белоусов Д.С.)
- 2 ФИНАНСОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
- 3 Понятие и виды нарушений бюджетного законодательства
- 4 Ответственность за финансовые правонарушения
- 5 Основания ответственности за нарушение финансового законодательства
- 6 Запреты в финансовом праве: понятие, виды и формы реализации
Основные виды правонарушений в области финансовой деятельности — Финансовое право (Белоусов Д.С.)
Финансово-правовая ответственность является разновидностью юридической ответственности, содержит все её признаки, т. е. наступает за правонарушение, устанавливается государством, связана с применением к правонарушителю санкций правовых норм, уполномоченными на это субъектами, связана с применением к правонарушителю неблагоприятных последствий и реализуется в процессуальной форме.
Особенности финансово-правовой ответственности:
1. Она наступает за финансовые правонарушения – это виновное совершенное деяние нарушающее нормы финансового права, за которое законодательством установлена финансово-правовая ответственность, которое также характеризуется противоправностью, виновностью и наказуемостью.
2. Финансово-правовая ответственность установлена в финансово-правовых нормах, которые содержат в своей структуре финансово-правовые санкции. Финансово-правовая санкция – это мера государственного принуждения, которая возлагает на правонарушителя обременение в виде пеней, штрафов, приостановления операций по счетам и др. Выделяют бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные санкции.
3. Финансово-правовая ответственность появляется в особой процессуальной форме. В БК РФ применение финансово-правовой санкции предусмотрено в рамках бюджетного процесса. Производство по делу о налоговых правонарушений устанавливается НК РФ разнообразном порядке в отношении налогоплательщиков и лиц, не являющихся таковыми; привлечение к налоговой ответственности возможно на основании решения налогового либо судебного органа.
Целью финансово-правовой ответственности является обеспечение гарантированности реализации финансово-правовых норм. К принципам финансово-правовой ответственности относят:
- законность;
- соразмерность;
- индивидуализация наказания;
- однократность;
- полное возмещение вреда.
Таким образов можно выделить четыре вида правонарушения в области финансовой деятельности: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое законодательством установлена ответственность.
Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.
Остальные виды правонарушений будут освящены в других вопросах.
Источник: http://be5.biz/pravo/f012/16.html
ФИНАНСОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В результате изучения данной главы студент должен:
- • знать понятие, признаки, юридический состав финансового правонарушения: понятие, функции, признаки и особенности финансово-правовой ответственности; финансово-правовые санкции и процедуру их применения к нарушителям;
- • уметь выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; применять санкции к нарушителям прав и свобод человека и гражданина;
- • владеть навыками распознавания логических ошибок в материалах судебно-следственной, оперативно-служебной и других видов профессиональной деятельности; составления процессуальных документов; анализа правоприменительной и правоохранительной практики.
Понятие, признаки, классификация финансового правонарушения
Субъекты финансового права, к сожалению, далеко не всегда действуют правомерно. Зачастую нормы права нарушаются, совершается не только нежелательное, но и недопустимое, вредное для общества поведение. Такое поведение – антипод правомерного, оно характеризуется как финансовое правонарушение.
Финансовое правонарушение является самостоятельным основанием для применения к правонарушителю финансово-правовой ответственности. Финансовое законодательство до сих пор не содержит единого определения понятия финансового правонарушения, но закрепляет определения его разновидностей.
Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое НК РФ установлена ответственность. В соответствии со ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого гл. 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Указание на разновидности финансовых правонарушений содержатся в законодательных актах, регулирующих валютные, страховые, кредитные, расчетные, публичные банковские отношения и т.д.
Понятие финансового правонарушения можно определить исходя из общей концепции определения понятия правонарушения.
Финансовое правонарушение – общественно вредное, противоправное, виновное деяние в форме действия или бездействия дееспособного субъекта финансового права, влекущее ответственность, установленную финансовым законодательством.
Данное определение содержит следующую совокупность наиболее важных юридических признаков финансового правонарушения:
Прямое указание на виновность в качестве обязательного признака налогового правонарушения содержит НК РФ. Тот или иной вид формы вины зафиксирован в нормах НК РФ, определяющих составы правонарушений. Большинство составов налоговых правонарушений, установленных НК РФ, предполагает наличие неосторожной формы вины. БК РФ при характеристике бюджетного правонарушения не называет виновность, однако наличие и необходимость для финансово-контрольных органов ее установления прослеживается в составах конкретных бюджетных правонарушений. Многие финансовые правонарушения совершаются в форме прямого умысла, однако скрытый характер финансовых правонарушений не позволяет правоохранительным органам доказать прямой умысел;
4) финансовое правонарушение – это наказуемое деяние. Совершение финансового правонарушения влечет для нарушителя негативные последствия в виде финансовых санкций. Наказуемость является формальным признаком финансового правонарушения, поскольку таким правонарушением признается совершенное противоправное деяние субъектов финансового права, ответственность за которое предусмотрена финансовым законодательством. Сущность наказуемости как формального признака финансового правонарушения заключается в угрозе применения финансовых санкций к виновным лицам при нарушении ими запрета совершать какие-либо деяния либо не совершать действия, юридические признаки которых закреплены охранительными нормами финансового законодательства (гл. 16 и 18 НК РФ, гл. 30 БК РФ и др.). Установление ответственности за финансовые правонарушения только федеральным финансовым законодательством является императивной нормой и, таким образом, никакие иные нормативные правовые акты не могут содержать положений, относящихся к финансовой ответственности.
Следует учесть, что только при наличии совокупности указанных выше признаков деяние может считаться финансовым правонарушением.
Источник: http://studme.org/91531/pravo/finansovye_pravonarusheniya_finansovo-pravovaya_otvetstvennost
Понятие и виды нарушений бюджетного законодательства
Одним из важных задач контроля является предупреждение бюджетных правонарушений, исправления ошибок в бюджетном процессе и возмещения убытков, вследствие правонарушений имеет государство, органы местного самоуправления и, как следствие, население страны. Итак, контрольная деятельность имеет результативный содержание только при наличии механизма ответственности за бюджетные правонарушения.
Понятие бюджетного правонарушения установлен в ст. 116 Бюджетного кодекса Украины.
Бюджетным правонарушением признается несоблюдение участником бюджетного процесса установленного законодательством порядка составления, рассмотрения, утверждения, внесения изменений, выполнения бюджета или отчета о выполнении бюджета.
Бюджетное правонарушение, как и другие нарушения законодательства, имеют следующие признаки :
• наличие деяния (действия или бездействия)
• негативная социальная значимость деяния. Для бюджетных нарушений это может быть вред государственным органам, следствием которой будут денежные убытки государству, социальным группам, конкретным физическим лицам;
• противоправность, что выражается в нарушении норм бюджетного права;
• юридическая ответственность как следствие деяния, применяется к нарушителю.
Объектом бюджетного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся по поводу бюджетной деятельности, то есть деятельности по формированию состава бюджетов, бюджетной системы, бюджетных полномочий, организации бюджетного процесса.
Эти отношения охраняются материальными и процессуальными нормами бюджетного права, и их нарушение влечет ущерб государству. По своей структуре эти отношения характеризуются субъектом, то есть участником бюджетной деятельности, объектом (предметом) отношений (деньги) и социальными связями, которые складываются между участниками бюджетной деятельности по поводу формирования, использования, распределения бюджетных средств.
Объективная сторона бюджетного правонарушения — это признаки нарушения и условия его совершения, то есть любое нарушение требований бюджетного законодательства.
Субъектом бюджетного нарушения являются участники бюджетного процесса, которые должны выполнять свои обязанности в соответствии с законом, но нарушают обязательства. К ним относятся юридические лица, то есть органы власти, органы контроля, учреждения и физические лица, распорядители бюджетных средств, руководители государственных органов власти и другие государственные служащие, то есть физические и юридические лица, которые не выполняют своих функций в бюджетной системе или недостаточно их выполняют и несут юридическую ответственность.
Субъективная сторона бюджетного правонарушения — это виновность в нарушении требований законодательства.
Более целесообразно рассмотреть виды бюджетных правонарушений по отдельным признакам.
В зависимости от объекта бюджетные правонарушения делятся на возбуждение в отношении:
2) бюджетных средств;
3) процедуры принятия нормативно-правовых актов о бюджете.
К первым относятся: несвоевременное и неполное представление отчетности об исполнении бюджета, невыполнение требований по бухгалтерского учета и составления отчетности, включение недостоверных данных в бюджетные запросы, представления недостоверных отчетов и информации об исполнении бюджетов, нарушение установленных сроков представления бюджетных запросов или их непредставление и другие.
К третьей группе бюджетных правонарушений относятся: нарушения распорядителями бюджетных средств требований по принятию ими бюджетных обязательств; нарушение сроков принятия нормативно-правовых актов о бюджете, нарушения бюджетного планирования, издание нормативно-правовых или распорядительных актов вопреки установленного законом порядке; принятия решений, которые привели к превышению предельных объемов государственного (местного) долга или предельных объемов предоставления государственных (местных) гарантий; нарушение порядка или сроков представления, рассмотрения и утверждения смет и других документов, применяемых в процессе исполнения бюджета, утверждение в сметах показателей, не подтвержденных расчетами и экономическими обоснованиями; нарушение порядка или сроков представления и утверждения паспортов бюджетных программ (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе); нарушение установленных сроков доведения документов об объемах бюджетных ассигнований до распорядителей бюджетных средств низшего уровня или получателей бюджетных средств; нарушение порядка и сроков открытия (закрытия) счетов в органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств и другие.
В зависимости от материального ущерба и общественной опасности деяния, совершенные в результате бюджетного правонарушения, можно рассматривать как:
Предметом таких нарушений или преступлений являются бюджетные средства, их нецелевое использование, то есть расходование их на цели, не соответствующие бюджетным назначениям.
Бюджетный преступление характеризуется следующими чертами:
• субъектом преступления являются государственные служащие в лице руководителей и должностных лиц;
• регулируется уголовно-правовыми нормами;
• осуществляется только в судебном порядке;
• определяется процессуальными особенностями;
• предметом преступления являются средства в крупных (сумма средств в тысячу и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан) или в особо крупных размерах (сумма средств, в три тысячи и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан).
Налоги, сборы, обязательные платежи являются составной частью доходов бюджетов, но они регулируются нормами налогового права, как и ответственность за их неуплату, и поэтому не относятся к предмету бюджетного контроля.
Бюджетные правонарушения возможно также рассмотреть в зависимости от видов юридической ответственности, устанавливается за их совершение . Это правонарушение, за которые устанавливается финансовая или административная или уголовная или гражданско-правовая ответственность. Ответственность зависит от вида бюджетного правонарушения, субъекта и о «объекта нарушения.
Существуют многочисленные практические примеры бюджетных нарушений, но очень малое количество примеров о привлечении к юридической ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Такие нарушения, как несоблюдение порядка проведения операций с бюджетными средствами, нарушение порядка принятия решений о местных бюджетах органами местного самоуправления, несвоевременное представление отчетности, несоблюдение сроков рассмотрения проектов бюджетов и другие, случаются нередко, но институт бюджетной ответственности не работает.
Источник: http://studbooks.net/79347/pravo/ponyatie_vidy_narusheniy_byudzhetnogo_zakonodatelstva
Ответственность за финансовые правонарушения
«Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях», 2011, N 3
В современных условиях в связи с развитием финансового законодательства все большее значение для налогоплательщиков имеет необходимость соблюдения финансового законодательства.
Однако несогласованность норм Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) по некоторым основополагающим вопросам негативно влияет на практику применения норм об ответственности налогоплательщиков за нарушение финансового законодательства.
Выход из сложившейся ситуации возможен только путем внесения изменений в действующее законодательство.
Определение понятия «финансовое правонарушение»
В финансовом законодательстве не содержится единого понятия «финансовое правонарушение», хотя в нем и сформулировано, что именно подразумевается под налоговым правонарушением и нарушением бюджетного законодательства, которые фактически являются разновидностью финансового правонарушения.
Таким образом, финансовое правонарушение можно охарактеризовать как виновно совершенное деяние, нарушающее нормы финансового права, за которое законодательством установлена финансово-правовая ответственность.
Причем признаками финансового правонарушения являются противоправность, антиобщественность, виновность, наказуемость.
В частности, противоправность означает, что действие или бездействие лица становится финансовым правонарушением, когда нарушаются нормы финансового права. В ряде случаев финансовое правонарушение является одновременно и административным правонарушением.
Рассмотрим ответственность, которую несут организации за финансовые правонарушения.
Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
Статьей 282 БК РФ предусмотрен расширенный перечень мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства (видов санкций), которыми являются:
- предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
- блокировка расходов;
- изъятие бюджетных средств;
- приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
- наложение штрафа;
- начисление пени;
- иные меры в соответствии с БК РФ и федеральными законами.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Данный перечень является открытым, так как допустимо применять иные меры ответственности в соответствии с БК РФ и федеральными законами, в частности административные меры ответственности.
Но согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.
Таким образом, нарушение действующего (в частности, бюджетного) законодательства, не вошедшее в КоАП РФ, по определению не является административным правонарушением.
КоАП РФ установлена административная ответственность только за три из восемнадцати видов нарушений бюджетного законодательства, перечисленных в гл. 28 БК РФ, несмотря на то что в ст. ст. 292 — 306 настоящего Кодекса имеется прямая отсылка на санкции, предусмотренные прежним КоАП РСФСР.
Согласно ст. ст. 15.14 — 15.16 КоАП РФ административными правонарушениями являются нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, и нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами. Рассматривать дела по данным правонарушениям уполномочены согласно ст. 23.7 КоАП РФ органы, ответственные за исполнение федерального бюджета. Кроме того, в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, ответственных за исполнение федерального бюджета, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, а именно неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор, невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа, осуществляющего государственный надзор, непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, и непредставление сведений.
Итак, в соответствии с КоАП РФ нельзя относить к административным правонарушениям следующие нарушения бюджетного законодательства:
Читателям журнала следует иметь в виду, что из всей совокупности мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, единственным видом санкций, предусмотренных КоАП РФ за правонарушения в соответствии со ст. ст. 15.14 — 15.16, а также 19.4 — 19.7 настоящего Кодекса, является административный штраф, максимальный размер которого согласно ст. ст. 15.14, 15.16 КоАП РФ для юридических лиц не может превышать 50 000 руб., а на основании ст. 15.15 настоящего Кодекса — 100 000 руб. независимо от объема использованных не по целевому назначению (невозвращенных) бюджетных средств.
Обратите внимание! В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Практика проведения проверок целевого использования средств федерального бюджета такова, что проверяются истекшие периоды. В любом случае отчетный период не может быть меньше трех месяцев, в связи с чем любой обнаруженный факт нецелевого использования, как правило, не имеет судебной перспективы на взыскание административного штрафа по причине превышения срока давности привлечения к административной ответственности.
- предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
- блокировка расходов;
- изъятие бюджетных средств;
- приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
- начисление и взыскание в бесспорном порядке пени;
- оформление уведомлений об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований;
- списание в бесспорном порядке суммы средств федерального бюджета, подлежащих возврату в федеральный бюджет, срок возврата которых истек;
- списание в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возмездной основе, срок уплаты которых наступил.
Все вышеназванные меры воздействия не могут в соответствии с КоАП РФ быть отнесены к административным санкциям, и в то же время они реально существуют и применяются к нарушителям бюджетного законодательства органами Федерального казначейства по результатам проверок, проводимых как органами Федерального казначейства, так и органами финансово-бюджетного контроля Минфина России.
Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
Согласно ст. 106 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое налоговым законодательством установлена налоговая ответственность, к которой могут быть привлечены как юридические, так и физические лица. Причем последние могут привлекаться к налоговой ответственности с 16 лет (п. 2 ст. 107 НК РФ). Ответственность по НК РФ наступает в случае, если противоправное деяние физического лица не содержит признаков состава преступления, ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством.
Но привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога и пени.
Законом установлено четыре главных признака, при соблюдении которых деяние может квалифицироваться как налоговое правонарушение:
- во-первых, противоправность действия или бездействия, то есть несоблюдение правовой нормы, установленной законодательством о налогах и сборах;
- во-вторых, виновность правонарушителя, то есть наличие у него умысла либо же проявленная им неосторожность;
- в-третьих, наличие причинной связи между противоправным деянием и вредными последствиями;
- в-четвертых, наказуемость деяния. Если за совершение конкретных противоправных деяний законодательством не предусмотрено взыскания, то наступление ответственности исключается.
Виды налоговых правонарушений и финансовая ответственность за их совершение
Рассмотрим последствия, влекущие самые часто встречающиеся виды налоговых и административных правонарушений (табл. 1, 2).
Виды налоговых правонарушений и финансовая ответственность за их совершение
Виды налоговых правонарушений и административная ответственность за их совершение
Вышеприведенный перечень не исчерпывает всех мер ответственности, которые могут быть применены к налогоплательщику за нарушение законодательства о налогах и сборах. При определенных обстоятельствах несоблюдение налогового законодательства может повлечь для правонарушителя и уголовную ответственность согласно Уголовному кодексу Российской Федерации (табл. 3).
Виды налоговых преступлений и уголовная ответственность за их совершение
Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.
Крупным размером в настоящей статье, а также в ст. 199.1 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 000 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 000 000 руб., а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 000 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и сборов, либо превышающая 30 000 000 руб.
Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/6472-otvetstvennost-finansovye-pravonarusheniya
Основания ответственности за нарушение финансового законодательства
Законодательство Украины содержало понятие финансового правонарушения. Оно было сформулировано в п. 1.5.3 Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок органами государственной контрольно-ревизионной службы в Украине, утвержденной приказом Главного контрольно-ревизионного управления Украины от 03.10.1997 г.. №121: «финансовое правонарушение — действие или бездействие органов государственной власти, местного самоуправления, субъектов хозяйствования всех форм собственности, объединений граждан, должностных лиц, граждан Украины и иностранных граждан, следствием которых стало невыполнение финансово-правовых норм «. При использовании такого подхода осуществления финансового правонарушения констатировали в случае нарушения финансово-правовых норм.
Следствием четко выраженной институализации финансового права и финансового законодательства является кодификация соответствующих блоков законодательства и принятия Бюджетного и Налогового кодексов. В каждом из этих кодифицированных актов законодатель пытается закрепить основные положения об ответственности за совершение определенных деликтов. Именно в отдельных статьях этих кодексов законодатель формулирует понятие бюджетных или налоговых правонарушений. В соответствии со ст. 116 Бюджетного кодекса Украины бюджетным правонарушением признается несоблюдение участником бюджетного процесса установленного настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами порядка составления, рассмотрения, утверждения, внесения изменений, выполнения бюджета или отчета о выполнении бюджета. В Налоговом кодексе Российской Федерации (ст. 106) налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которые настоящим Кодексом установлена ответственность.
Нарушение налогового законодательства имеет следующие обязательные признаки: а) антисоциальный характер, что проявляется в общественном опасности (если правонарушение является преступлением, предусмотренным Уголовным кодексом) или общественной вредности; б) противоправность; в) виновность; г) наказуемость.
Антисоциальный характер является материальному признаку нарушений финансового законодательства. Деяния, нарушающие нормы финансового права, наносят ущерб нормальной финансовой деятельности государства и местного самоуправления.
Противоправность указывает на предсказуемость конкретного деяния в актах финансового законодательства. Противоправность следует рассматривать как юридическую оценку антисоциального характера деяния со стороны законодателя, закрепленная в нормах финансового права. Очевидно, положения п. 22 ч. 1 ст. 92 Конституции Украины относительно определения исключительно законами основ отдельных видов юридической ответственности целесообразно было бы распространить и на принципы ответственности за нарушение финансового законодательства.
Виновность как признак правонарушения указывает на существование субъективного связи между противоправным деянием и его последствиями и лицом, совершившим такое действие или бездействие в форме умысла или неосторожности.
Наказуемость является признаком, логически обусловлена антисоциальным характером правонарушения, негативной оценкой со стороны общества и непосредственно вытекает из его противоправности.
Теоретическое исследование правовой природы нарушений финансового законодательства, а также непосредственные практические потребности применения ответственности за их совершение ставят требование законодательного закрепления конститутивных (объективных и субъективных) признаков этих правонарушений. Совокупность таких предусмотренных законом юридических признаков, определяющих совершенное деяние правонарушением, охватывается таким теоретическим понятием, как состав правонарушения. Состав правонарушения включает следующие элементы: а) объект правонарушения; б) объективная сторона правонарушения; в) субъект правонарушения; г) субъективная сторона правонарушения.
Теоретически обоснованным подходом к определению объекта правонарушений является его дифференциация на общий, родовой и непосредственный. Общим объектом финансовых правонарушений (далее понятия «финансовое правонарушение» мы используем как тождественное понятию «нарушение финансового законодательства») является урегулированы нормами финансового права общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, то есть в процессе формирования, распределения и использования денежных средств бюджетов и государственных целевых фондов. Отметим, что эти отношения являются публично-правовыми, урегулированными императивными финансово-правовыми нормами. Именно поэтому методологически неверным является ассимиляции различных по правовой природе общественных отношений, которое наблюдалось при определении термина «законодательство по финансовым вопросам» в п. 1.5.1. Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок органами государственной контрольно-ревизионной службы в Украине как «совокупности действующих на любой момент контрольного периода законов и других нормативно-правовых актов государства, которые регулируют процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства, а также денежные , кредитные и товарообменные отношения «.
Для того чтобы правильно определить родовой об объект финансовых правонарушений, следует исходить из системы финансового права как объективно существующей совокупности финансово-правовых институтов, которые объединяют нормы, регулирующие относительно обособленные группы специфических финансовых отношений. Этот подход положен в основу законодательного отделения видов финансовых правонарушений (нарушение бюджетного, налогового, валютного законодательства и т.п.).
Непосредственным объектом финансовых правонарушений выступают конкретные отношения, на которые посягает правонарушитель. Примерами таких объектов могут быть: механизм бюджетного планирования, порядок целевого использования бюджетных средств, требования к ведению бухгалтерского учета и составления отчетности о выполнении бюджетов; относительно нарушений налогового законодательства — установленный порядок ведения налогового учета, правильность начисления и своевременность внесения в бюджеты сумм налогов и сборов или порядок осуществления операций с активами, находящимися в налоговом залоге.
Объективная сторона финансового правонарушения характеризует его внешнее проявление. Обязательным признаком объективной стороны является деяние в форме действия (активного поведения) или бездействия (пассивного поведения). Закрепление объективной стороны правонарушения является практической реализацией его противоправности. Действие всегда указывается в диспозиции финансово-правовой нормы или непосредственно следует из ее содержания. В частности, объективная сторона бюджетного правонарушения, предусмотренного ст. 119 Бюджетного кодекса Украины, заключается в нецелевом использовании бюджетных средств, то есть расходовании их на цели, не соответствующие бюджетным назначениям, установленным законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете, выделенным бюджетным ассигнованиям или сметы. Иногда законодатель детализирует объективную сторону преступлений закреплением ее факультативных признаков, связывая с этим меру ответственности в соответствии с п. 17.1.7 ст. 17 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» размер штрафа за нарушение срока уплаты согласованной суммы налогового обязательства зависит от продолжительности задержания такой уплаты налогоплательщиком.
Основным признаком объективной стороны значительного количества нарушений финансового законодательства является противоправное бездействие. Это обусловлено тем, что обязаны субъекты финансовых правоотношений не выполняют своих обязательств. Например, содержанием налогового долга в широком смысле является обязанность налогоплательщика вести налоговый учет, своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы (обязательные платежи), а также представлять в налоговый орган налоговую отчетность. Поэтому в случае непредставления налоговой декларации в сроки, определенные законодательством, налогоплательщик платит штраф (п. 17.1.1 ст. 17 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами»). Бездействие, заключается в невыполнении резидентами требований относительно порядка и сроков декларирования валютных ценностей и другого имущества, которое находится за пределами Украины, предусмотренных ч. 1 ст. 9 Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля», влечет за собой наложение штрафа в соответствии с Положением о валютном контроле, утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины от 08.02.2000 г.. №49.
Источник: http://studbooks.net/2928/pravo/osnovaniya_otvetstvennosti_narushenie_finansovogo_zakonodatelstva
Запреты в финансовом праве: понятие, виды и формы реализации
Рубрика: 7. Финансовое право
Дата публикации: 06.05.2018
Статья просмотрена: 145 раз
Библиографическое описание:
Сироткина М. Е. Запреты в финансовом праве: понятие, виды и формы реализации [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. С. 13-14. URL https://moluch.ru/conf/law/archive/298/14183/ (дата обращения: 10.02.2020).
Если говорить о значении понятия «запреты» в финансовом праве, то это средство реализации финансового правоотношения, которое выступает в виде ограничения какого-либо права и выполняет сдерживающую функцию в поведении субъектов. Нельзя не согласиться с мнением Селюкова А.Д, который утверждает, что в области, в которой государство реализует свою финансовую деятельность, наиболее часто востребовано применение властного метода норм публичного права, поскольку только так получится достичь желаемого результата. [10]
В финансовом праве выделение запрещающих норм совершенно оправдано. Запреты устанавливают для субъектов определенные виды поведения, не допускаемые законодателем, а также предусматривают обязанность отказаться от определенных действий. Например, Закон о Счетной палате (ст. 16) предписывает Счетной палате регулярно предоставлять сведения о своей деятельности СМИ, представлять Совету Федерации и Государственной Думе ежегодный отчет о своей работе и обязательном порядке публиковать его, что говорит о запрете на ограничение доступа к информации о деятельности Счетной палаты РФ. [4]
Трегубова Е. В., определяя роль запретов в финансовом праве, оценивает их как один из самых результативных способов правового регулирования отношений, когда нужно обезопасить общество от нежелательного поведения. Позиция автора может быть подтверждена Налоговым Кодексом РФ (п.3 ст. 3), в котором установлен запрет на установление налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав. [11]
В теории финансового права говорится о сходстве обязывания и запрета, потому что оба способа оказывают властное влияние на субъект, но обязанности носят активный характер, а запреты — пассивный.
Варийчук Е. К. высказывает мнение о том, что запреты от обязываний отличаются еще и по механизму воздействия. Если запрещающие нормы призваны не допустить возникновение правоотношений, нежелательных с точки зрения государства, то целью обязывающих норм является возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. [7]
Публичная власть в целях охраны своих интересов устанавливает определенные предписания и правила поведения, содержащиеся в запрещающих финансово-правовых нормах, соблюдение которых обеспечивается государством в принудительном порядке. Можно привести следующие примеры ограничения права распоряжения валютными ценностями в РФ:
а) общий запрет валютных операций между резидентами;
б) запрет купли-продажи валюты иностранного государства и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте в РФ, минуя уполномоченные банки.
По мнению Корнева А. П., содержанием запрещающей нормы является запрет на совершение действий, наносящих вред обществу. Бельский К. С., говоря о запрещающей норме финансового права, указывает на ее охранительный характер. [8]
Актуальность запретов в финансовом праве обусловлена тем, что они стабилизируют финансовую систему, сохраняют бюджетные средства и обеспечивают их целевое использование. Запреты выступают в качестве средства обеспечения финансовой дисциплины, сокращая количество правонарушений в сфере финансов.
Если говорить о классификации запретов в финансовом праве, то большинство общетеоретических классификаций по отношению к финансовым запретам применяются редко. Поэтому в науке финансового права есть свои классификации, которые применяются в практической деятельности.
Условно выделяют прямые и косвенные запреты. В юридической технике прямых запретов используются выражения «не допускается», «не вправе», «не может быть» (ст. 27 ФЗ «О Центральном банке РФ»). Соблюдение косвенных запретов обеспечивает интересы общества и государства. Нормы могут устанавливать запреты, важные для обеспечения публичных интересов или же запреты могут вытекать из этих норм косвенно. Таковыми являются нормы налогового, бюджетного и банковского законодательства. В финансовом праве запреты обычно прямые.
Запреты в финансовом праве имеют универсальный характер, поскольку законодательство данной сферы не имеет единой кодификации и нормы закреплены в различных нормативных актах.
Есть еще одна классификация запретов в финансовом праве — абсолютные и относительные запреты. Абсолютные установлены в отношении противоправных деяний и обычно размещены в диспозиции нормы. Примером может послужить ст. 78 Бюджетного Кодекса РФ, которая в качестве обязательного условия предоставления субсидий юридическим лицам устанавливает запрет на приобретение валюты иностранного государства за счет полученных средств.
Хабибулина О. В. говорит о невозможности нарушения абсолютных запретов ни при каких условиях, т. к. они постоянны, однозначны и неизменны. Если есть строго определенные условия и основания, то возможно отсутствие относительных запретов. К этому виду запретов можно отнести п. 3 ст. 26 Налогового Кодекса РФ. [12]
Существуют общие и особенные запреты, которые зависят от субъекта финансового права, к которому адресованы запреты. Общие запреты относятся ко всем субъектам финансового права, а особенные — к конкретному кругу лиц. Ст. 3 Налогового Кодекса РФ устанавливает основные начала о налогах и сборах для всех плательщиков. А в ст. 23 есть обращение к конкретным субъектам — плательщикам страховых взносов.
Таким образом, запретам в финансовом праве отводится важное место, поскольку без них не может быть надлежащей охраны публичных интересов в сфере финансов. Запреты играют важную роль в регулировании общественных отношений в области денежных фондов, способствуют устранению явлений, нежелательных как для государства, так и для общества. Большая часть норм финансового права содержит именно запрещающие предписания. Запреты укрепляют правопорядок в финансовой сфере, ограничивают субъектов в совершении нежелательных для государства действий.
В дальнейшем развитие законодательства должно исходить из поиска баланса частных и публичных интересов, т. к. от этого зависит развитие всей финансовой системы государства. Только разумный баланс дозволений и запретов позволит обрести финансовой сфере стабильность, прагматичность и эффективность, в которых она так остро нуждается.
Похожие статьи
Налоговый контроль как правовая категория | Статья в журнале.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налоговый контроль как
Конечно, контрольные мероприятия в сфере налогообложения могут проводить и другие субъекты.
Счетная палата Российской Федерации дает оценку эффективности предоставления.
Пути совершенствования финансового контроля в России
финансовый контроль, Счетная Палата, Российская Федерация, орган, государственный финансовый контроль, средство, Россия, Счетная Палата РФ, государственная собственность, государственный контроль. Актуальные проблемы развития государственного финансового.
Государственный финансовый контроль в России: проблемы.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, финансовый контроль, финансовая политика, бюджет, Счетная палата РФ. В настоящее время одним из важных аспектов осуществления финансовой и правовой политики является государственный финансовый.
Государственный финансовый контроль как инструмент.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, финансовый контроль, финансовая политика, бюджет, Счетная палата РФ.
Помимо Счетной палаты финансовый контроль возложен также на Министерство финансов РФ.
Льготы по налогу на прибыль организаций | Статья в журнале.
‒ статью 56 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 4 следующего содержания: «Счетная палата Российской Федерации ежегодно проводит
На сегодняшний день, Налоговый кодекс РФ устанавливает общий и пять специальных режимов налогообложения.
Правовое регулирование осуществления государственного.
финансовый контроль, БК РФ, бюджетный контроль, федеральный бюджет, Счетная палата РФ, муниципальный финансовый контроль, бюджетное законодательство РФ, государственный финансовый контроль, бюджетная сфера.
Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
В Налоговом Кодексе Российской Федерации дается четкое определение понятия «налоговое правонарушение».
Все налоговые правонарушения, которые предусмотрены гл. 16 НК РФ, непосредственно совершаются в сфере налоговых отношений, которые.
Актуальные проблемы развития государственного финансового.
Видео (кликните для воспроизведения). |
финансовый контроль, Счетная Палата, Российская Федерация, орган, государственный финансовый контроль, средство, Россия, Счетная Палата РФ, государственная собственность, государственный контроль. Система государственного финансового контроля.
Проблемы проведения процедуры финансово-экономической.
Источник: http://moluch.ru/conf/law/archive/298/14183/
Юрист в сфере гражданского права.
Стаж: 8 лет