Судебно психологическая экспертиза эмоциональных состояний

Проводим инструктаж по теме: "Судебно психологическая экспертиза эмоциональных состояний". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

СПЭ физиологического аффекта и других психических состояний

Данная экспертиза проводится по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 104 и 110 УК РФ, и других насильственных преступлениях, когда имеются основания полагать, что убийство или другое насильственное преступление совершено обвиняемым в состоянии физиологического аффекта или ином конфликтном психическом состоянии, возникшем в результате безнравственных и противоправных действий потерпевшего (его виктимного поведения), под давлением других внешних обстоятельств.

Поводами для назначения этой экспертизы являются выявленные в ходе допроса свидетелей, потерпевших и обвиняемого признаки необычного психического состояния или поведения обвиняемого во время совершения инкриминируемого ему деяния: взрывной характер эмоционально-поведенческих реакций обвиняемого, нанесение им большого количества ударов потерпевшему, интенсивность эмоциональных процессов, частичное ослабление сознательного, волевого контроля за своими действиями, неадекватность реакций на раздражители, неполнота восприятия происходящего, частичное запамятование обстоятельств расследуемого события, изменения в деятельности вегетативной нервной системы (побледнение, покраснение лица, дрожание пальцев рук), временное нарушение речи и т.п.

В подобных ситуациях на разрешение судебно-психологической экспертизы могут быть поставлены следующие типовые вопросы:

  • (1) Каковы основные индивидуально-психологические особенности личности обвиняемого (подсудимого) (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы, предрасположенность к аффекту)?
  • (2) В каком психическом (эмоциональном), психофизиологическом состоянии находился обвиняемый во время совершения инкриминируемых ему действий и какими факторами оно было обусловлено (постоянная интоксикация, переутомление, эмоциональное потрясение, бессонница и др.)?
  • (3) Находился ли обвиняемый во время совершения инкриминируемых ему действий в состоянии физиологического аффета?
  • (4) Каков вид воздействия внешнего раздражителя (например, провоцирующих действий потерпевшего и в целом роли окружающей среды)?
  • (5) Учитывая особенности эмоционального состояния обвиняемого, в какой мере он мог осознавать значение своих действий и руководить ими?

Объектом данного вида экспертизы чаще всего являются лица, обвиняемые в убийстве, нанесении тяжких телесных повреждений, реже — потерпевшие по делам об изнасиловании, а также лица, совершившие попытку к самоубийству или завершенный суицид. Однако в практике встречаются случаи, когда экспертиза данного вида назначается по делам иных категорий, например в случаях, когда преступление совершено в каких- либо экстремальных условиях.

При установлении в СПЭ других эмоциональных состояний (например, дистресс, кризис, фрустрация и пр.) эксперт может воспользоваться правом экспертной инициативы (ст. 77 ГПК), чтобы профессионально квалифицировать и их возможные негативные последствия в плане влияний на способность лица в определенной мере отдавать отчет в своих действиях и сознательно руководить ими. [1] [2]

времени мне перестали приходить письма от знакомой девушки, с которой я дружил до призыва в армию.

В этот день мир казался мне в черном свете. Если бы у меня был автомат с одной пулей, я бы пустил ее себе в лоб.

Когда я лег спать в 23 часа, то никак не мог успокоиться, уснуть, мне казалось, что сейчас может кто-нибудь встать, подойти ко мне и опять начать приставать. Особенно я боялся Муринова, койка которого была под моей койкой, расположенной во втором ярусе. Мысли о плохих отношениях с товарищами, о матери, об оскорблениях Муринова не давали мне покоя.

В первом часу ночи 16 октября я встал, оделся, взял из тумбочки шило и ударил им в область левой лопатки Муринова, который спал на койке. Я сам не мог понять, что случилось. У меня было такое состояние, как будто я упал с высокой скалы.

После этого я побежал к дежурному по части и доложил о том, что убил Муринова».

По заключению судебно-медицинской экспертизы, последнему причинены тяжкие телесные повреждения, опасные для жизни [3] .

2. В прокуратуре г. Н-ска расследуется уголовное дело, возбужденное в отношении прапорщика Федько по признакам ч. 1 ст. 105 УК РФ.

Как видно из материалов уголовного дела, по роду своей служебной деятельности Федько часто находился в служебных командировках. Соседи Федько Ковалев и Кулиев, проживавшие с ним в одном доме, неоднократно говорили, что поздно вечером к нему на квартиру приходят какие-то мужчины, и высказывали в связи с этим подозрения в том, что его жена изменяет ему.

Со своей женой, которая работала продавцом в магазине, Федько состоял в браке в течение пяти лет, имел 4-летнего сына. В целом отношения между супругами были нормальными.

В связи с возникшими подозрениями между супругами периодически стали возникать ссоры, во время которых жена упрекала мужа в излишней подозрительности, говорила о своей любви к нему и сыну и необоснованности каких-либо подозрений.

10 сентября Федько по служебным делам вновь убыл в очередную командировку. Однако 15 сентября с.г. был досрочно отозван из командировки и в тот же день в 22 часа вернулся домой.

Открыв дверь своим ключом и войдя в коридор, Федько увидел в полуосвещенной комнате свою жену в халате на постели. Рядом с ней находился какой-то парень, который обнимал и це-

ловал ее. В стороне на диване лежала подруга жены с другим мужчиной. Здесь же по комнате бегал сын Федько.

Об этих обстоятельствах и последующих событиях Федько на допросе показал:

«Я увидел, что жена лежит в халате в постели, а у ее изголовья сидит незнакомый мне какой-то парень. Голова у жены была запрокинута назад, а тот наклонился над ней. Я заметил, что они улыбались друг другу. В той же комнате на диване лежала еще какая-то женщина с другим мужчиной. Мой сын Андрей бегал по комнате.

Эта картина меня сильно взволновала. Я не ожидал этого. Нервы были напряжены. Но я решил немного подождать, так как просто не мог сообразить, что мне делать.

Вдруг мой сын подошел к кровати и обратился к парню: «Дядя, дай зажигалку». Жена с явным неудовольствием сказала: «Дай ты ему эту зажигалку, пусть отвяжется».

От этих пренебрежительных слов в адрес моего сына и вообще от всей этой картины меня вдруг как-то всего передернуло, в висках застучало.

Не зная, что делать, не помня себя, с чувством какого-то унижения и отчаяния, вошел я в комнату и машинально включил верхний свет. Что стал говорить, не помню. Мой взгляд почему-то остановился на лежавшей в постели жене, на ее косе, которая свисала с подушки вниз. В тот момент я уже не замечал ничего, что было кругом. Что делали находившиеся в комнате люди, где был мой сын, я не помню. Я видел перед собой только косу. Не знаю почему, но у меня вдруг мелькнула мысль: обрезать эту косу и выгнать тут же из дома жену. Я совершенно механически полез в карман брюк за перочинным ножом, который всегда носил с собой, так как часто пользовался им в командировках, вытащил его и бросился к жене.

Она тут же с криком вскочила и побежала в коридор, где спряталась там за спину этого парня, который преградил мне путь, говоря при этом в мой адрес нецензурные, обидные для мужчины слова. От этого я вообще потерял рассудок и, забыв, что у меня в руке нож, стал наносить удары этим ножом по нему, а потом по жене.

Читайте так же:  Ребенок 17 лет выезд за границу

В какой момент я раскрыл лезвие ножа, сколько ударов и куда именно их нанес не помню. В этот момент мне хотелось причинить им боль за свое оскорбление и унижение. Помню, что потом я их вытолкал на лестничную площадку. Сколько на все это ушло времени, я сказать не могу, но, наверное, заняло не более 5—7 мин.

После того, как я их выгнал, стал успокаивать сына. Тут же в коридоре я увидел на полу лужу крови. Я понял, что кого-то из них сильно ранил.

Испугавшись, я отвел сына к соседке Шумиловой, посидел у нее 1—2 мин и побежал искать жену, чтобы оказать ей помощь. Нашел я ее около КПП. Там мы вызвали машину, и я сопровождал ее в больницу. Но спасти ее не удалось. На следующий день она скончалась.

О случившемся я глубоко сожалею, так как мне жаль ее. Я не хотел убивать жену».

Свидетель Шумилова показала:

«Поздно вечером я услышала шум на лестничной площадке. Когда я открыла дверь, увидела там каких-то мужчин, жену Федько и его самого. У Федько в руках был нож. Его лицо было бледным. Губы дрожали.

Потом, когда все убежали вниз, он вскоре вернулся ко мне с сыном, который плакал и кричал: «Мама, мама. «. Федько как-то тупо глядел куда-то вниз, устало сел на табуретку. Посидел 5—10 мин поднялся и пошел, как он сказал, искать жену».

В результате ножевых ранений потерпевшие получили тяжкие телесные повреждения. От полученных повреждений в печень жена Федько на второй день скончалась [4] .

Дайте психологический анализ происшедшего события, поведения прапорщика Федько.

Ответьте, в каком психическом состоянии находился обвиняемый Федько, назовите признаки этого состояния.

Следует ли назначать судебно-психологическую (психиатрическую) экспертизу? Сформулируйте вопросы экспертам.

3. В материалах уголовного дела, возбужденного по ст. 105 УК РФ, имелись данные (психотравмирующая ситуация, место события — кухня, время — 8ч утра), дающие основания предполагать, что убийство несовершеннолетним М. своего отчима было совершено в состоянии аффекта и требуется назначение судебно-психологической экспертизы.

Перед экспертом следователь поставил следующие вопросы:

  • (1) Соответствует ли умственный уровень обвиняемого его возрасту?
  • (2) Обладает ли обвиняемый достаточным для его возраста уровнем памяти и наблюдательности?
  • (3) Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния — убийства в состоянии аффекта?
  • (4) Каким нравственным уровнем обладает обвиняемый?

Оцените поставленные следователем вопросы с точки зрения их значения по данному делу и компетенции психолога-эксперта.

Каков ваш вариант решения проблемы?

4. Эксперты-психологи «заочно» составили заключение об отсутствии у обвиняемого аффекта (оно уместилось на одной странице машинописного текста). Вместо того чтобы подробно проанализировать поведение и эмоциональное состояние обвиняемого, особенности его личности, эксперты-психологи обосновали свой вывод только тем, что в момент совершения преступления у обвиняемого «лицо было спокойно, кровь к лицу не приливала, вены на лбу не набухали, глаза не блестели, дышал он ровно и спокойно, ничего не говорил» [5] .

Оцените доказательственное значение приведенного заключения экспертов-психологов.

Источник: http://studref.com/539844/pravo/fiziologicheskogo_affekta_drugih_psihicheskih_sostoyaniy

СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Основные понятия аффективных процессов

Практически во всех видах судебно-психологической и психиатрической экспертиз выводы экспертов касаются юридических (психологических) критериев той или иной способности подэкспертного лица, например, способности свидетелей правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

Когда наряду с юридическими определяются и вопросы патологии психики, это составляет предмет судебно-психиатрической экспертизы. Если речь не идет об отклонениях медицинского характера, то объект подвергается судебно-психологической экспертизе.

Известно, что функционирование сознания тесно связано с протеканием эмоций. В теории и практике СПЭ наиболее разработанными являются вопросы диагностики и оценки влияния на сознание и поведение субъекта физиологического аффекта. Между тем среди сильных и глубоких эмоциональных состояний, способных оказать деструктивное влияние на сознание и деятельность, психологи выделяют и ряд других, существенно ограничивающих, но не исключающих проявления юридически значимых способностей. Однако развернутого описания таких состояний в юридической психологии нет, характер и механизм их влияния на конечные формы поведения полностью неизвестен. Среди таких состояний мы выделили стресс (информационный и эмоциональный), аффект, острое горе и тревожность (беспомощность — безнадежность), ревность и разного рода состояния фрустрации, а также страсть [2, с. 9].

В новом Уголовном кодексе РФ принята более широкая норма: смягчающим обстоятельством является не только аффект, но и любое другое состояние, которое ограничивает способность обвиняемого к осознанию и регуляции своих действий. Данное обстоятельство, разумеется, не только не снимает необходимость классификации и диагностики интересующих нас явлений, но и делает ее еще более актуальной. Однако в достаточной степени разработанными являются лишь понятие и способы диагностики физиологического аффекта.

Существует такой вид судебно-психологической экспертизы, который не имеет аналогов в судебно-психиатрической практике. При данном виде экспертизы предметом исследования является не та или иная способность подэкспертного, оцениваемая с помощью юридического критерия, зафиксированного в уголовном законодательстве, а психологическое понятие — физиологический аффект обвиняемого.

В практике правоохранительных органов данный вид судебно-психологической экспертизы применяется наиболее часто. В уголовном праве физиологический аффект связывается с сильным душевным волнением, под которым понимается «такая дезорганизация психической деятельности, при которой человек не теряет полностью понимания ситуации и совершаемых им действий, но в значительной мере теряет над ними контроль» [26, с. 85]. Если исходить из нововведений УК РФ, то понятие аффекта охватывает и такие эмоциональные состояния, которые не носят характера физиологического аффекта, но тем не менее существенно ограничивают свободу воли обвиняемого при совершении преступления. Отличие аффектов от эмоций не столько количественное, сколько качественное. Если эмоции воспринимаются субъектом как состояния своего «я», то аффекты — это состояния, возникающие помимо воли человека [64, с. 118].

В психологии под аффектом обычно понимается сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, вызванное резким изменением жизненных обстоятельств личности и сопровождаемое двигательными проявлениями, нарушением сознательного контроля, изменениями в функциях внутренних органов. Одним из основных признаков аффекта является сужение сознания на раздражителях, вызывающих аффект. Оно проявляется в концентрации на аффективно окрашенных переживаниях и представлениях, связанных с травмирующей ситуацией, в снижении полноты и точности ее отражения. Это, в свою очередь, приводит к ослаблению способности человека контролировать свое поведение и управлять им.

Аффект тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает стереотипный и неадекватный способ разрешения ситуации. Поэтому под влиянием аффекта человек совершает поступки, о которых впоследствии сожалеет и которые бы не совершил в более спокойном состоянии. Сужение сознания в состоянии аффекта не означает бессознательного характера его действий. Своеобразие поведения заключается в том, что отсутствует достаточное осознание его целей и затрудняется сознательный контроль за действиями. Обычно страдает осознание конечных целей, ослабляется критичность в отношении внешних воздействий, поведение становится негибким и непоследовательным.

В литературных источниках отмечается, что аффект оказывает влияние на все стороны психики человека. Особенно большим изменениям подвергаются сложные познавательные процессы и психические функции, такие, как восприятие, мышление, внимание, память и речь. В состоянии аффекта происходит высвобождение автоматических реакций, действия характеризуются беспорядочностью.

Читайте так же:  Судебное разбирательство в гражданском праве

Аффективное состояние проявляется в специфических вегетативных сдвигах: изменяются частота дыхания и сердечных сокращений, артериальное давление, электрическое сопротивление кожи, уровень адреналина в крови и т.д. Эти сдвиги сопровождаются определенными проявлениями во внешнем виде человека: резком побледнении или покраснении лица, дрожании губ, неупорядоченных движениях рук, изменениях тембра голоса.

Возникновение аффективных реакций может провоцироваться двумя обстоятельствами:

  • 1) ситуацией, способствующей их появлению;
  • 2) личностными и возрастными особенностями человека, а также факторами, временно ослабляющими организм.

В литературе по психологии традиционной является точка зрения, что аффекту предшествует остроконфликтная ситуация, вынуждающая человека к немедленному реагированию (М.В. Кос- тицкий, М.М. Коченов, О.Д. Ситковская, Е.В. Конева и В.Е. Орел). Аффект возникает в результате противоречия между сильной потребностью немедленного разрешения конфликта, с одной стороны, и невозможностью найти адекватный выход — с другой. М.М. Коченов выделяет следующие признаки ситуации, могущие быть причинами аффекта: 1) обстоятельства, угрожающие жизни человека; 2) поступки окружающих, их высказывания, социальные оценки, глубоко затрагивающие или травмирующие личность.

Следует отметить, что не существует прямо пропорциональной связи между силой раздражителя и ответной реакцией на него. Одна и та же ситуация может по-разному отражаться в сознании субъекта в зависимости от его личностных особенностей и других психических характеристик. Одной из наиболее значимых личностных особенностей является агрессивность. В исследованиях отмечается, что чаще всего агрессивное поведение наблюдается у самоуверенных, экспансивных, несдержанных людей [22].

Источник: http://studref.com/456934/pravo/sudebno_psihologicheskaya_ekspertiza_emotsionalnyh_sostoyaniy

Судебно-психологическая экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний

Данная экспертиза проводится по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 104, 110 УК РФ, и других насильственных преступлениях, когда имеются основания полагать, что убийство или другое насильственное преступление совершено обвиняемым в состоянии физиологического аффекта или ином конфликтном психическом состоянии, возникшем в результате безнравственных и противоправных действий потерпевшего (его виктимного поведения), под давлением других внешних обстоятельств.

За основу выделения физиологического аффекта как типового психического состояния обычно берется определение этого состояния отечественным психологом С.Л. Рубинштейном, который писал, что это «стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии…»

Поводами для назначения этой экспертизы являются выявленные в ходе допроса свидетелей, потерпевших и обвиняемого признаки необычного психического состояния или поведения обвиняемого во время совершения инкриминируемою ему деяния:

  1. взрывной характер эмоционально-поведенческих реакций обвиняемого;
  2. нанесение им большого количества ударов потерпевшему;
  3. интенсивность эмоциональных процессов;
  4. частичное ослабление сознательного, волевого контроля за своими действиями;
  5. неадекватность реакций на раздражители:
  6. неполнота восприятия происходящего, частичное запамятование обстоятельств расследуемого события;
  7. изменения в деятельности вегетативной нервной системы (побледнение, покраснение лица, дрожание пальцев рук);
  8. временное нарушение речи и т.п.

В подобных ситуациях на разрешение судебно-психологической экспертизы могут быть поставлены следующие типовые вопросы.

Каковы основные индивидуально-психологические особенности личности обвиняемого (подсудимого) (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы, предрасположенность к аффекту)?

В каком психическом (эмоциональном), психофизиологическом состоянии находился обвиняемый во время совершения инкриминируемых ему действий и какими факторами оно было обусловлено (постоянная интоксикация, переутомление, эмоциональное потрясение, бессонница и др.)?

Находился ли обвиняемый во время совершения инкриминируемых ему действий в состоянии физиологического аффекта?

Каков вид воздействия внешнего раздражителя (например, провоцирующих действий потерпевшего и в целом роли окружающей среды)?

Учитывая особенности эмоционального состояния обвиняемого, в какой мере он мог осознавать значение своих действий и руководить ими?

Объектом данного вида экспертизы чаще всего являются лица, обвиняемые в убийстве, нанесении тяжких телесных повреждений, реже потерпевшие по делам об изнасиловании, а также лица, совершившие попытку к самоубийству или завершенный суицид. Однако в практике встречаются случаи, когда экспертиза данного вида назначается по делам иных категорий, например в случаях, когда преступление совершено в каких-либо экстремальных условиях.

При установлении в ходе СПЭ других эмоциональных состояний (например, дистресса, кризиса, фрустрации и пр.) эксперт может воспользоваться правом экспертной инициативы, чтобы профессионально квалифицировать и их возможные негативные последствия в плане влияния на способность лица в определенной мере отдавать отчет в своих действиях и сознательно руководить ими.

Источник: http://cmki.ru/sudebno-psixologicheskaya-ekspertiza-yuridicheski-znachimyx-emocionalnyx-sostoyanij.shtml

Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний. — Юридическая психология для экзамена

Данный вид экспертизы относится к числу достаточно разработанных, но также и наиболее дискуссионных в среде юристов и психологов. Существуют различные мнения о точном содержании частного предмета экспертизы, о соотношении юридической и психологической терминологии.

Так, на сайтеstdexp.ru Центра независимых экспертиз в Москве, оказывающего профессиональные услуги по организации и производству экспертиз и исследований (как в судебном, так и в досудебном порядке), судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний в отдельную разновидность экспертизы не выделена, а

Само название вида экспертизы до конца не устоялось: в юридической литературе чаще можно встретить термин “экспертиза аффекта” (или психологического аффекта, физиологического аффекта, простого аффекта). В психологическом смысле все эти определения аффекта синонимичны и употребляются для того, чтобы отграничить установление аффекта и патологического аффекта.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Основная задача судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний:

  • выявление определенного психического (эмоционального) состояния и его воздействия на способности человека к осознанию своих действий и сознательному руководству ими.

Понятие “экспертиза аффекта” пришло из уголовного процесса (при рассмотрении уголовных дел доказательственное значение имеет выявление того, не находилось ли лицо в момент правонарушения в состоянии “внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта)” — ст. 113УК РФ). Однако, кроме аффекта, на способность сознавать содержание действий и сознательно руководить ими могут влиять и иные эмоциональные состояния (стресс, фрустрация, состояния психической напряженности и пр.). При рассмотрении гражданских дел важна не столько квалификация эмоционального состояния (имел ли место именно аффект), сколько степень воздействия того или иного эмоционального состояния на осознанность содержания действий и волеизъявление.

Поэтому представляется более точным именовать данный вид экспертизы (как это и предполагают в последнее время психологи) экспертизой эмоциональных состояний, а не аффекта.

Видео (кликните для воспроизведения).

Характеристика рассматриваемого экспертного исследования и его частного предмета, который первоначально сформировался как определение аффекта, предполагает уточнение содержания ряда терминов.

Экспертиза эмоциональных состояний

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

Вопросы экспертизы эмоциональных состояний

В рамках судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний на разрешение эксперту могут быть поставлены следующие группы вопросов:

1. находился ли испытуемый (указывается конкретное лицо, направленное на экспертизу) в момент совершения действия (называется само действие и время его совершения) в состоянии аффекта и, если находился, отразилось ли оно и каким образом на способности лица в полной мере осознавать фактическое содержание совершаемых действий и на способности лица в полной мере сознательно руководить ими;

2. находился ли испытуемый в ином, помимо аффекта, эмоциональном состоянии (каком именно) и как оно повлияло на способность лица в полной мере отдавать отчет в своих действиях и в полной мере сознательно руководить ими.

Поводы к назначению психологической экспертизы эмоциональных состояний

Поводами к назначению психологической экспертизы эмоциональных состояний могут быть:

1. сведения о наличии аффектогенной, стрессовой ситуации, в которой действовал субъект;

Читайте так же:  Оформление загранпаспорт несовершеннолетнему

2. сведения об иных психологических особенностях ситуации действия, а также данные о психологических особенностях личности (неуравновешенности, повышенной возбудимости, ранимости, агрессивности);

3. данные о специфическом эмоциональном или ином психофизическом состоянии лица в момент совершения действия (физическая слабость, соматическое заболевание, подавленное состояние из-за психической травмы и т. п.).

Источник: http://students-library.com/library/read/32992-sudebno-psihologiceskaa-ekspertiza-emocionalnyh-sostoanij

13. СУДЕБНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ 13.1. Основные понятия аффективных процессов

Однако существует такой вид судебно-психологической экспертизы, который не имеет аналогов в судебно-психиатрической практике. При данном виде экспертизы предметом исследования является не та или иная способность подэкспертного, оцениваемая с помощью юридического критерия, зафиксированного в уголовном законодательстве, а психологическое понятие — физиологический аффект обвиняемого.

В практике правоохранительных органов данный вид судебно-психологической экспертизы применяется наиболее часто. В уголовном праве физиологический аффект связывается с сильным душевным волнением, под которым понимается «такая дезорганизация психической деятельности, при которой человек не теряет полностью понимания ситуации и совершаемых им действий, но в значительной мере теряет над ними контроль» [20, с.85]. Если исходить из нововведений УК РФ, то понятие аффекта охватывает и такие эмоциональные состояния, которые не носят характера физиологического аффекта, но тем не менее существенно ограничивают свободу воли обвиняемого при совершении преступления «Отличие аффектов от эмоций не столько количественное, сколько качественное — если эмоции воспринимаются субъектом как состояния своего «я», аффекты — это состояния, возникающие помимо воли человека» [46, с.118].

В психологии и психиатрии выделяют аффекты трех видов:

2) физиологические на патологической основе;

Разделение аффектов проводится по внешним проявлениям (которые детерминированы силой и спецификой протекания внутренних реакций) и по «почве», на которой они возникают.

Понятие «физиологический аффект» возникло в недрах психиатрии как альтернатива понятию «патологический аффект». Патологический аффект относится к болезненным расстройствам психической деятельности, т.е. является медицинским критерием невменяемости.

Физиологический аффект — это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, имеющее «взрывной» характер, сопровождаемое резко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями. Как правило, аффект дает неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Он возникает в случаях, когда имеется преднамеренная угроза ведущим жизненным ценностям человека, т.е. данному состоянию предшествует так называемая аффектогенная ситуация.

По мнению М.М. Коченова [24], существуют три механизма возникновения аффекта. Первый связан с тем, что аффект возникает вследствие накопления (аккумуляции) у человека отрицательных эмоциональных переживаний. В таком случае «пусковым механизмом» для развития аффективного состояния может стать незначительное отрицательное воздействие, ставшее, образно говоря, «последней каплей».

В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин [11, с.86—90] рассматривают признаки физиологического аффекта следующим образом.

1. Внезапность возникновения. Некоторые следователи путают внезапность возникновения с кратковременностью аффекта. Это неверно. Аффект возникает внезапно не столько для окружающих, сколько для самого субъекта переживания, т.е. человек не собирается впадать в это состояние, не занимается самовзвинчиванием. Нет, аффект возникает спонтанно, против воли человека, как бы овладев им.

2. Для аффекта характерна взрывообразная динамика. Это значит, что за крайне малый временной промежуток (вплоть до долей секунды) состояние достигает высшей точки, т. е. происходит как бы качественный скачок на иной уровень энергетики, протекания психических процессов.

3. Кратковременность аффективного состояния. Аффект может исчисляться секундами и продолжаться минуты. Когда говорят, что «состояние душевного волнения продолжалось 15 минут и более, это, конечно, мягко говоря, преувеличение либо совершенно другое состояние.

4. Аффект характеризуется интенсивностью и напряженностью протекания. У человека происходит своего рода высвобождение всех его внутренних ресурсов (физических и психологических). В состоянии аффекта астеничный человек меланхолического темперамента может одним ударом выбить дубовую дверь, в прямом смысле уничтожить значительно превосходящего в силе соперника и т.д. При этом в дальнейшем, в ходе следственного эксперимента, он никогда не сможет повторить свой «подвиг» как бы ни старался.

5. Аффект дезорганизующе влияет на психическую деятельность. Дезорганизация затрагивает все стороны поведения человека, высшие психические функции. Это выражается в сужении сознания до пределов психотравмирующей ситуации, что на уровне восприятия приводит к его субъективизации, сужению объема, фрагментарности. На уровне мышления происходит утрата его гибкости, снижение качества мыслительных процессов, что приводит к осознанию только ближайших, а не конечных целей деятельности. Это, в свою очередь, обусловливает резкое снижение сознательного контроля над действиями и поведением в целом, нарушение целенаправленности, целесообразности и последовательности действий.

6. Аффект сопровождается возбуждением, стереотипной моторной активностью (это как раз то явление, нередко сбивающее следователей с толку, которые, учитывая множественность повреждений у потерпевшего, приходят к выводу, что преступление совершено с особой жестокостью. В аффекте возбуждение может провоцировать резкое усиление двигательной активности:

человек мечется, совершает много лишних беспорядочных движений, наносит множество ранений своей жертве (повреждения могут исчисляться многими десятками). При этом орудие преступления не всегда бывает адекватным: им может оказаться любой предмет, попавший в поле зрения. Все это указывает на резкое снижение качества протекания психических процессов, на рефессию, примитивизацию психической деятельности человека в состоянии аффекта.

7. В состоянии аффекта наблюдаются вегетативные сдвиги. Это проявляется в изменении частоты дыхания, интенсификации сердечной деятельности, покраснении или побледнении кожных покровов, пересыхании слизистой полости рта, изменении голоса и т. п. Нередко именно подобные проявления отмечают свидетели, которые видели обвиняемого в момент совершения преступления или сразу после него.

Далее авторы [11] пишут и о таких характерных для аффекта явлениях, как частичная амнезия на детали криминального события и астенический синдром. Многие следователи при рассмотрении дел об убийствах, совершенных в состоянии физиологического аффекта, сталкивались с тем, что обвиняемый не помнит ряд обстоятельств и деталей. Он, в частности, не может сказать, сколько ударов нанес потерпевшему (как правило, помнятся первые один-два удара), куда наносил удары, а также чем наносил. Очень часто обвиняемые не могут сказать, где и каким образом брали орудие преступления. Это является следствием дезорганизации психических процессов, в том числе памяти, вызываемой аффективным состоянием (а не только лишь желанием обвиняемого избежать ответственности).

Что касается астенического синдрома, то здесь следует отметить, что заключительной стадией эффекта является спад, который проявляется также в состоянии всех психических функций. Человек в постаффективном состоянии, как правило, проявляет заторможенность, безразличие, подавленность, слабость, упадок сил (в крайних проявлениях астенический синдром может вызвать рвоту, сон). Может наблюдаться и снижение адекватности поведения (например, женщина, совершившая убийство мужа, сбегает с места происшествия, оставляя в квартире вместе с трупом свою полуторагодовалую дочь).

Как видим, все перечисленные признаки свидетельствуют, что аффект — это предельное, экстремальное состояние, вызывающее резкие изменения в психической деятельности человека, что проявляется в его поведении и конкретных действиях. Следует помнить, что физиологический аффект не является патологическим эмоциональным состоянием (как патологический аффект), поскольку вызывает сужение сознания, а не помрачение его; не ликвидирует сознательный контроль над действиями и поведением, а тормозит его, значительно снижает его уровень. Образно говоря, физиологический аффект до определенного времени «оставляет хвостик, за который его можно ухватить». Это действительно так.

«Отменить» уже возникший аффект человек не в состоянии, однако скорректировать его протекание, канализировать направление агрессии он способен. Однако есть одно «но», которое, возможно, до определенного времени и зависит от большого количества внутренних факторов (силы личности, особенностей эмоционально-волевой сферы, уровня самоконтроля), а также от большого числа внешних факторов. К сожалению, приходится констатировать, что в подавляющем большинстве случаев человеку не удается воспользоваться этой возможностью при возникновении у него состояния физиологического аффекта.

Читайте так же:  Наказание свидетеля за неявку в суд

Давая краткую характеристику физиологического аффекта, В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин отмечают, что данное состояние возникает при наличии аффектогенной ситуации. Рассмотрим признаки такой ситуации.

1. Конфликтность. Она может порождаться высокой личностной значимостью психотравмирующего воздействия со стороны потерпевшего, насилием, угрозой жизни, здоровью, самоуважению, чести, достоинству (как самого обвиняемого, так и близких ему людей), недостатком информации о ситуации и способах ее разрешения. Конфликтность ситуации может быть вызвана как противоречиями в отношениях с окружающими (в частности, с потерпевшим), так и внутриличностными противоречиями (в случаях, когда у человека сталкиваются разнонаправленные мотивы и побуждения). Например, человеку приходится выбирать между двумя привлекательными решениями, требующими противоположных действий, или когда цель представляется привлекательной и в то же время непривлекательной; возможен также выбор между двумя в равной степени непривлекательными решениями. Нередко в жизни межличностные и внутриличностные конфликты сочетаются.

2. Внезапность. В данном случае речь идет о том, что ситуация обладает новизной, динамизмом, требует быстроты разрешения, однако человек не готов к этому, не имеет адекватных, подходящих способов действия.

3. Экстремальность. Это может быть обусловлено тем, что человек не имеет достаточной информации о ситуации и опыта решения возникающих необычных, новых для него проблем. Кроме того, как показывает практика, аффектогенным ситуациям свойственны быстротечность, наличие значительного количества помех, что влечет за собой дефицит времени для принятия решения и его реализации.

4. Реальность. Этот признак говорит о том, что аффектогенная ситуация должна быть реальной, а не воображаемой. М.М. Коченов призывает понимать данный тезис не столь прямолинейно, поскольку поведение потерпевшего может по-разному быть воспринято человеком в зависимости от его системы ценностей, функционального состояния в момент происшествия, настроения, предшествующих переживаний и т. д.

Таким образом, для возникновения состояния физиологического аффекта имеются два условия: необходимое и достаточное. Необходимым является аффектогенный характер ситуации. Отсутствие подобного условия исключает возможность возникновения аффекта. В то же время этого явно недостаточно: не каждая аффектогенная ситуация «порождает» аффект. Состояние станет физиологическим аффектом в том случае, когда будет включать в себя все вышеописанные свойственные для него признаки (либо их значительное количество). В противном случае мы будем иметь дело с другими психическими состояниями, способными существенно дезорганизовать психическую деятельность человека, однако имеющими отличные от аффекта динамику и содержание. К ним относятся психическая напряженность (стресс), фрустрация и растерянность.

Выделяют и такие виды эмоциональных состояний, как кумулятивный аффект, аффект на фоне алкогольного опьянения, эмоциональное возбуждение, оказывающее существенное влияние на сознание и поведение, и эмоциональное напряжение, в значительной мере воздействующее на сознание и поведение.

Кумулятивный аффект отличается от классического физиологического аффекта тем, что его первая фаза, в течение которой развивается длительная психотравмирующая ситуация, обусловливающая накопление эмоционального напряжения у обвиняемого, обычно растянута во времени. Этому могут способствовать и индивидуальные психологические особенности. Аффективный взрыв может наступить и после незначительного события — «последней капли». Вторая и третья фазы принципиально от физиологического аффекта не отличаются.

Аффект на фоне алкогольного опьянения характеризуется тем, что влияние алкогольной интоксикации на течение аффекта прослеживается на первой стадии возникновения эмоциональной реакции, когда события видятся в более «угрожающей» форме. Во второй и третьей фазах изменений не наблюдается. Средняя, особенно тяжелая степень алкогольного опьянения: у обвиняемого практически исключают квалификацию аффекта, так как его поведение детерминируется уже расстройствами психических процессов под влиянием алкоголя.

Учитывая это, следует признать, что в случаях, когда обвиняемый находится в легкой степени алкогольного опьянения и в то же время проявляет признаки аффективного состояния, мы сталкиваемся не с физиологическим аффектом, а с аномальным аффектом (не путать с патологическим!). Это понятие было введено И.А. Кудрявцевым для описания аффективных состояний у психопатических личностей. При наличии аномальной почвы подобные состояния в значительно большей степени дезорганизуют сознание и психическую деятельность, чем наблюдается в норме у здоровых людей, и потому, по мнению автора данной концепции, допускают дифференцирование судом «упречности и ответственности за совершенные в аффекте деяния» [28].

Аффект на фоне алкогольного опьянения, таким образом, является разновидностью аномального аффекта, поскольку алкогольное опьянение влечет за собой изменения функционирования человека на биологическом и психологическом уровнях, что как раз и служит той самой «аномальной почвой».

Источник: http://lawbook.online/sudebnaya-ekspertiza_862/sudebno-psihologicheskaya-ekspertiza-25914.html

Эмоциональное состояние

Здесь речь идет о случаях, которые можно сгруппировать в следующих вариантах: состояние аффекта у обвиняемого; влияние душевного волнения на состояние потерпевшего, оценка депривации настроения потерпевшего как один из моментов, причинно связанных с самоубийством.

Душевное волнение обвиняемого с учетом диапазона возможных судебных решений о характере и степени вины часто становится объектом СПЭ. Задача экспертов состоит в том, чтобы сопоставить характерологические особенности человека и выявить признаки стрессового состояния, т.е. определить, насколько его поведение в преступной ситуации зависело от внешних обстоятельств и насколько – от внутренних.

Аффективное состояние – бурный эмоциональный процесс, характеризующийся снижением сознания и самообладания, нарушением волевого контроля за действиями. Физиологический аффект, или состояние сильного душевного волнения, – эмоциональная вспышка, сопровождающая разнообразные эмоциональные переживания и влияющая на сознательный контроль субъекта над своими действиями. Состояние физиологического аффекта определяется экспертами с учетом сложившейся преступной ситуации, психологической характеристики личности.

В процессе освидетельствования и по данным, характеризующим личность обвиняемой, удалось установить, что она отличается вспыльчивым, несдержанным характером, легко переходит от раздражения к гневу. При этом очень самолюбива и всегда настаивает на своем. Сопоставив объективные признаки душевного волнения (внешний вид, эмоциональные нарушения речи, целесообразность действий, речевой контакт с окружающими) с динамикой развития ситуации и личностными особенностями Т., эксперты пришли к выводу, что степень ее душевного волнения в момент преступления достигла выраженности, свойственной состоянию аффекта.

Сильное душевное волнение потерпевшего в практике СПЭ встречается значительно реже, хотя по своей значимости может играть существенную роль в определении вины правонарушителя.

Подэкспертная Ш., 14 лет, была изнасилована. Обвиняемый К. пытался объяснить отсутствие сопротивления девочки ее добровольным согласием на половое сношение, в то время как несовершеннолетняя ссылалась на полное запамятование факта изнасилования. Из материалов уголовного дела было установлено, что преступник (23 года) обманом проник в квартиру Ш. Убедившись, что девочка одна, он начал психологически воздействовать на ребенка: разделся, обнажив многочисленные татуировки, с устрашающей мимикой стал произносить угрозы, ударил Ш. по лицу. Девочка, дочь врачей, уделявших ее воспитанию много внимания, никогда не подвергалась устрашению, а тем более – избиению. Она очень испугалась и последовавшее затем изнасилование не запомнила. Очнулась от звонка в дверь, когда пришла мать (также ставшая жертвой преступного нападения), и все дальнейшее помнила отчетливо.

Эксперты пришли к заключению, что с учетом особенностей воспитания Ш. поведение ее в преступной ситуации было обусловлено аффектогенным помрачением сознания, лишившим ребенка способности сохранить в памяти события. Восстановление же ясности сознания с приходом матери связано с присушим детям ощущением психологической защиты, возникающим у них в присутствии родителей.

Читайте так же:  Через какой суд подается апелляционная жалоба

Как сильное эмоциональное перенапряжение следует рассматривать состояния ужаса, отчаяния, гнева, если они вызваны неправомерными действиями обвиняемого.

Производство СПЭ подразделяется на три важнейших этапа.

1. Проведение экспериментального исследования (психодиагностика).

Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая методы исследования потенциальных способностей конкретных личностей или их типов к определенным видам деятельности. Конечная цель психодиагностики – психопрогностика (прогноз индивидуальнопсихологических особенностей личности).

Приступая к экспертному обследованию, психолог должен тщательно изучить особенности развития личности подэкспертного. Анализу подлежат: условия воспитания, формирующие характер человека; проявления индивидуальности на разных этапах развития личности; становление потребностей и интересов; образ жизни и др. Особое внимание должно быть обращено на такой фактор, как семейно- педагогическая запущенность, если он имеет место.

Оценивая мотивы преступного поведения, нужно иметь в виду возраст, в котором произошла устойчивая ценностная переориентация личности в соответствии с мировоззрением ближайшего окружения в ущерб общему развитию правосознания. Нередко активность преступной воли, жестокость, неподатливость правильным мерам воспитания закладываются в раннем возрасте, когда ребенок вынужден приспосабливаться к равнодушию родителей, перенимать аморальные установки окружающих, усваивать антиобщественные привычки. Если к тому же в организованном детском коллективе ребенок оказывается в психологической изоляции как отстающий и нежелательный его член, риск закрепления таких характерологических особенностей, как лживость, эгоизм, равнодушие к общим интересам, лень, подверженность инстинктивным побуждениям значительно повышается.

В тех случаях, когда воспитательная среда не отличается признаками явной асоциальности (формально условия воспитания были приемлемыми), а скрытые психологические конфликты постоянно сопутствуют формированию личности несовершеннолетнего, в его характере в дальнейшем нередко присутствуют замкнутость, склонность уходить в мир внутренних переживаний. Таким людям свойственно оценивать обычные жизненные проблемы как непреодолимые, импульсивно реагировать на сложные ситуации, попадать под постороннее влияние вопреки собственным жизненным установкам.

Наиболее восприимчивы к ошибкам воспитания дети и подростки, индивидуальные задатки которых ущербны от рождения либо вследствие перенесенных заболеваний. Даже самые обычные методы воспитания и минимальные требования к учебе и поведению могут создать у них психологические перегрузки. Когда родители и педагоги игнорируют хрупкость нервно-психологического состояния ребенка, развитие личности протекает под сильным влиянием отрицательно окрашенных эмоций: разочарование в своих силах, недоверие к взрослым, ожидание насмешки сверстников, неуверенность в себе. В результате низкой оценки своих возможностей дети (а затем подростки и взрослые) привыкают к защитной форме поведения, уберегающей их самолюбие от испытаний. Им свойственно уходить в мир своих ценностей, тщательно оберегаемый от окружающих. Порой это сопровождается внешней маской равнодушия или бравады.

Результатом исследования особенностей развития личности должно быть определенное суждение о том, насколько мотив и форма использования противоправных поступков соотносятся с содержанием внутренне значимых переживаний человека, в какой мере они соответствуют или противоречат его образу жизни.

Следователь, назначая психологическую экспертизу, должен подробно осветить историю развития личности подэкспертного. Изучая свидетелей и потерпевших, психологу приходится производить значительный объем работы самому. При необходимости дополнить имеющиеся материалы эксперт вправе ходатайствовать о получении характеризующих лицо сведений либо в виде отдельных материалов, либо в форме участия в допросе психолога с возможностью задавать вопросы в рамках экспертной компетенции.

После ознакомления с историей развития личности необходимо установить индивидуальные свойства подэкспертного, имеющие значение для ответа на вопросы, указанные в постановлении следователя.

Психодиагностика проводится с помощью значительного комплекса средств, инструментов, которые можно объединить в диагностические методы, методики и процедуры. Под методом понимается путь исследования психики, совокупность приемов и операций, с помощью которых обеспечивается получение знаний о психологических особенностях человека. Методика – это определенный порядок, этапы и принципы применения метода, технический прием его реализации. Под процедурой психологического обследования подразумеваются порядок, последовательность, нормативность применения психологических методик обследования в целом (они подробно рассмотрены в ч. 1 работы).

2. Составление заключения.

Уголовно-процессуальный закон (ст. 204) устанавливает требования к содержанию письменного заключения эксперта, но не определяет его структуру. Судебно-следственная и экспертная практика восполняют этот пробел законодателя путем разработки и внедрения в деятельность правоохранительных органов и экспертных учреждений различных ведомственных актов (инструкций, положений и др.).

В заключении эксперта-психолога должны быть зафиксированы:

  • 1) сведения о том, кто назначил экспертизу, кто и на каком основании будет проводить экспертное исследование; факт разъяснения прав и обязанностей экспертов, предупреждения их об уголовной ответственности по ст. 307 и 308 УК РФ за необоснованный отказ или дачу заведомо ложного заключения;
  • 2) относящиеся к предмету экспертизы обстоятельства дела, установленные следствием;
  • 3) методы психологического обследования;
  • 4) само обследование подэкспертного (анамнез, отношение к обследованию, интеллект, личностные особенности);
  • 5) выводы.

Резолютивная часть заключения представляет собой точные и сжатые по форме ответы на поставленные вопросы. Если эксперты не могут высказаться определенно, в резолютивной части должны быть указаны причины возникших затруднений (недостаточность материалов следствия, неверная постановка вопроса, например, о состоянии аффекта у пьяного человека, и др.).

Заключение подписывается всеми экспертами с указанием должности, а также дополнительных сведений (наличие ученой степени, звания, квалификационной категории и др.). Если мнения экспертов полностью или частично расходятся, каждый имеет право изложить свое заключение в форме особого мнения. Эксперты независимы в своих умозаключениях, и каждый из них несет персональную ответственность перед законом за истинность выводов, что и скрепляет собственной подписью.

Заключение СПЭ, как и другие доказательства по делу, не имеет заранее установленной силы и подлежит тщательной, всесторонней и объективной проверке.

3. Оценка заключения СПЭ.

Важнейшим этапом в производстве судебной экспертизы является оценка результатов экспертного исследования по правилам проверки доказательств (ст. 88 УПК РФ). Следователь, основываясь на всестороннем, полном и глубоком анализе всех обстоятельств дела в их совокупности, должен быть уверен в том, что выводы по поводу заключения СПЭ, к которым он пришел, соответствуют действительности.

Оценка предполагает выяснение: наличия действительной потребности в специальных познаниях; полноты и достоверности материалов, представленных на экспертизу; квалификации эксперта; обеспечения процессуального порядка проведения экспертизы; согласованности выводов эксперта и материалов уголовного дела; мотивировки в случае несогласия следователя с выводами эксперта; отсутствия в материалах дела данных, свидетельствующих о заинтересованности эксперта, и иных обстоятельств, дающих основания к его отводу.

В юридической, психологической, медицинской и другой специальной литературе не раз поднимался вопрос о способности следователя критически оценивать заключение эксперта. Чтобы дать оценку полноты и обоснованности тех или иных научных положений, лежащих в основе методов экспертной деятельности, следователю необходимо иметь представление о современных возможностях психологической экспертизы.

Оценка заключения СПЭ заканчивается признанием его достоверным и обоснованным или, напротив, недостоверным и необоснованным. При этом все части заключения (вводная, исследовательская, результативная) должны быть логически связаны, а главный вывод – согласован с ответами на конкретные вопросы. Это особенно важно, когда оценивается заключение комплексной психолого-психиатрической, медико-психологической, психолого-искусствоведческой, психолого-почерковедческой или какой-то другой экспертизы.

Заключение СПЭ оценивается не только следователем, но и другими участниками процесса: прокурором, защитником, обвиняемым, потерпевшим и т.д. При несогласии с выводами экспертизы эти лица вправе ходатайствовать перед компетентными органами о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studme.org/38692/psihologiya/emotsionalnoe_sostoyanie

Судебно психологическая экспертиза эмоциональных состояний
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here