Роль кассационной инстанции

Проводим инструктаж по теме: "Роль кассационной инстанции". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

Разделение института апелляционных и кассационных судов: что изменится в отечественной судебной системе, и какие проблемы еще предстоит решить?

Ирина Соловьева,
ведущий юрист-аналитик Европейской Юридической Службы

30 июля 2018 года вступил в силу Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ (далее – Закон № 1-ФКЗ), внесший изменения в судебную систему федеральных судов общей юрисдикции. Все юридическое сообщество пристально следит за процессом реализации этой значимой реформы судебной системы. Интерес обусловлен вопросом степени влияния внесенных изменений на практические аспекты работы системы правосудия в нашей стране. «Создать суд скорый, правый, милостивый», – такую цель ставил перед собой еще автор первой российской судебной реформы 1864 года император Александр II.

Любой юрист, практикующий представительство по судебным делам, сталкивался с «минусами» пересмотра решения суда на территории того же субъекта Российской Федерации, а зачастую – и на территории того же города, где оно было принято. В случае с подачей кассационной жалобы приходится сталкиваться с тем, что пересмотр судебных постановлений производится президиумом того же суда, где ранее было вынесено апелляционное определение. По сути, постановление по пересмотру дела принимается людьми, ежедневно работающими бок о бок – встречающимися в одной «столовой», сидящими в кабинетах на одном этаже. Высокие принципы независимости, беспристрастности судей при пересмотре судебных решений в судах общей юрисдикции практически не работают, что, в том числе отражает сравнение статистических данных по пересмотру дел арбитражными судами и судами общей юрисдикции. По данным статистики, опубликованной на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, арбитражными судами в 2017 году было удовлетворено 12% поданных кассационных жалоб (11 933 жалоб из 95 270 поданных), в то время как судами общей юрисдикции всего 1% (2227 жалоб из 212 137 поданных).

Елена Трубникова, руководитель
корпоративно-правовой службы, налоговый консультант

Кроме того, серьезное влияние на работу судов на местах оказывают местные органы власти. К сожалению, зависимые от региональной власти судьи зачастую не рискуют принимать решения, направленные против органов государственной власти, органов местного самоуправления, зачастую и, к сожалению, – независимо от того, каким образом вопрос урегулирован в законах.

Основной идеей, которой руководствовались разработчики законопроекта, ставшего на сегодня Законом № 1-ФКЗ, было распределение между разными судами функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке.

Всего будет создано пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции. Организация работы данных судов планируется по тому же принципу, что и в арбитражных судах, поскольку, по мнению авторов реформы, такой принцип хорошо себя зарекомендовал.

Однако в России создан 21 апелляционный арбитражный суд, а также 10 арбитражных судов округов, на которые возложена роль кассационной инстанции, и это при том, что арбитражными судами рассматривается в целом гораздо меньше дел, чем судами общей юрисдикции. Так, согласно данным статистики, за 2017 год судами общей юрисдикции было рассмотрено 875 898 апелляционных жалоб и представлений, 212 137 кассационных жалоб, в то время как арбитражными апелляционными судами – 299 783 апелляционных и 95 270 кассационных жалоб и представлений. Поэтому планируемое к созданию количество апелляционных и кассационных судов не может не вызывать опасений, в силу того, что на суды общей юрисдикции нагрузка по количеству дел – гораздо выше, чем в арбитражных судах. Не исключено, что со временем потребуется вносить коррективы и создавать новые суды, учитывая нагрузку по количеству дел.

В результате проведения реформы судейский корпус России вырастет согласно планам на 723 судьи в кассационных судах и на 181 судью в апелляционных судах общей юрисдикции.

Кроме судей в апелляционных судах будет 362 вакансии работников аппарата, а в кассационных судах – 2049. Кроме того, открыты вакансии для 143 сотрудников охраны кассационных судов и 30 сотрудников охраны апелляционных судов.

Всего, по подсчетам ВС РФ, создание кассационных и апелляционных судов обойдется в 4,4 млрд руб., при этом около 3 млрд руб. придется на дополнительные бюджетные ассигнования. Эти цифры включают в себя оснащение техникой и мебелью, а также выплаты судьям и работникам аппаратов областных (и равных им) судов в связи с увольнением или переводом.

Однако даже если предположить, что меньшее количество самих судов будет компенсировано количеством судей в них, то вопрос территориальной доступности судебной власти при проводимой реформе все же остается открытым. Ведь зачастую – обратиться в суд мешает простое отсутствие времени на его посещение. А после создания новых судов для того чтобы обжаловать несправедливое по мнению человека решение тому зачастую придется преодолеть немалое расстояние. К примеру, первый апелляционный суд, который планируется разместить в Москве, будет рассматривать дела по жалобам, представлениям на судебные акты Псковского областного суда.

В арбитражном процессе такая ситуация сопряжена с меньшим количеством проблем, поскольку участниками процесса являются субъекты предпринимательской деятельности, для которых не составляет проблем оплатить услуги представителя.

Одним из решений данного вопроса является создание судебных присутствий апелляционных и кассационных судов. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе апелляционного (кассационного) суда общей юрисдикции может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие апелляционного (кассационного) суда общей юрисдикции является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Законодатель определил понятие «постоянного судебного присутствия» через термин «обособленное подразделение», осуществляющее полномочия апелляционного (кассационного) суда. Термин «обособленное подразделение» встречается и в ст. 55 Гражданского кодекса применительно к филиалам и представительствам юридических лиц. Некоторое сходство с задуманной законодателем моделью апелляционного (кассационного) суда с обособленными подразделениями – постоянными судебными присутствиями, если проводить параллель, условно можно отметить с крупным юридическим лицом, имеющим обособленные подразделения. Институт судебных присутствий не является новым, он был создан ранее, в том числе применительно к районным, областным (иным) судам.

Читайте так же:  Обжалование срока исковой давности

Институту судебных присутствий необходимо уделить отдельное пристальное внимание, так как от этого напрямую зависит достижение главной цели судебной реформы: повышение качества и доступности правосудия.

В результате проводимой реформы претерпит изменения и сама процедура обжалования.

В настоящее время процедура кассационного обжалования при подаче кассационных жалоб в президиум суда субъекта Федерации существенно не отличается от процедуры их рассмотрения судебной коллегией ВС РФ.

Сейчас же предлагается введение так называемой «сплошной кассации», то есть вопрос о передаче дела для рассмотрения в судах кассационной инстанции больше не будет зависеть от дискреционных полномочий судьи соответствующего суда кассационной инстанции.

Согласно планируемым поправкам предполагается, что отвечающие требованиям закона кассационные жалобы, представления подаются непосредственно в суд кассационной инстанции через вынесший обжалуемое решение суд первой инстанции, который, выполнив все необходимые подготовительные действия, направляет жалобу, представление вместе с делом в суд кассационной инстанции, где судья назначает дело к рассмотрению, то есть алгоритм производства в суде кассационной инстанции по существу будет аналогичен производству всуде апелляционной инстанции.

Представляется, что это позволит существенно увеличить объем дел, доходящих до рассмотрения коллегиальным составом судей. Ведь на настоящий момент податели кассационных жалоб в подавляющем большинстве случаев сталкиваются с тем, что жалоба их не передается на рассмотрение по существу коллегиальным составом судей, а решение, по сути, принимается судьей единолично. Это в свою очередь увеличивает нагрузку ВС РФ, поскольку податели жалобы вынуждены снова обращаться с ней уже в судебную коллегию ВС РФ.

Аргументом в пользу судебной реформы, как указано выше, является простой факт, а именно по данным статистики, опубликованной на официальном сайте ВС РФ, арбитражными судами в 2017 году было удовлетворено 12% поданных кассационных жалоб (11 933 из 95 270 поданных), в то время как судами общей юрисдикции всего 1% (2227 из 212 137 поданных). Каждый практикующий юрист понимает, что подобная разница вызвана отнюдь не низким качеством работы арбитражных судов первой инстанции. Как уже отмечалось ранее, кассационные жалобы в судах общей юрисдикции просто не рассматриваются по существу.

За проведение такой реформы высказался Председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев. По его словам, только введение «сплошной кассации», а не выборочной, как сейчас, позволит в полной мере обеспечить права граждан на судебную защиту. Вячеслав Лебедев уверен, что эти меры повысят эффективность работы кассационной и надзорной инстанций, и называет их принципиальной позицией ВС РФ. С ним сложно не согласиться.

Однако, как уже говорилось ранее, опасение вызывает тот факт, достаточно ли будет создаваемых кассационных судов для рассмотрения потока кассационных жалоб, количество которых, как представляется, должно будет возрасти после введения процедуры «сплошной кассации».

Значимым также представляется то обстоятельство, что президиумы судов апелляционной и кассационной инстанции будут наделяться исключительно административными полномочиями, что также направлено на повышение реальной независимости и устранение коррупционной составляющей. Это позволит снизить фактор влияния межличностных трудовых отношений между судьями, принимающими процессуальные решения по одному делу.

В ходе проводимой реформы должна существенно снизиться нагрузка региональных судов. Количество дел, рассматриваемых такими судами в апелляционном и кассационном порядке, значительно превышает количество дел, по которым решение принимается ими по первой инстанции. Поскольку процессуальное законодательство построено таким образом, что региональные суды в качестве судов первой инстанции рассматривают наиболее сложные и значимые дела, то уменьшение их нагрузки само по себе положительно скажется на судопроизводстве.

Проводимая реформа призвана также снизить и нагрузку ВС РФ. К апелляционным судам отойдет часть и его функций. Из ведения Суда будет исключено рассмотрение дел по жалобам на не вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов, что будет соответствовать экстраординарному характеру этой высшей судебной инстанции. Это позволит Суду сосредоточится на формулировании правовых позиций, обобщении судебной практики и руководстве всей судебной системой.

Также обращает на себя внимание то обстоятельство, что Законом № 1-ФКЗ унифицируются положения об ограничении срока полномочий председателей и заместителей председателей судов. По аналогии с арбитражными судами устанавливается, что в судах общей юрисдикции, председатели и их заместители смогут назначаться на должность не более двух сроков подряд. Данное правило призвано обеспечить сменяемость лиц, занимающих данную должность, что, безусловно, имеет большое значение для формирования независимых судов.

Законом № 1-ФКЗ увеличен предельный возраст для председателей новых кассационных судов общей юрисдикции до 76 лет. Это обусловлено требованиями к лицам, занимающим данную должность. В целях единства подхода, такой же предельный возраст устанавливается для председателей арбитражных судов округов и заместителей Председателя ВС РФ, заместителей Председателя КС РФ.

Согласно ст. 7 Закона № 1-ФКЗ кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов примет Пленум ВС РФ и официально известит об этом не позднее 1 октября 2019 года.

Полномочия президиума суда субъекта по рассмотрению кассационных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года. Также и полномочия судебных коллегий ВС РФ и суда субъекта по рассмотрению апелляционных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда общей юрисдикции или апелляционного военного суда, но не позднее 1 октября 2019 года.

Таким образом, законодатель изначально предполагает, что возможно неравномерное формирование судов апелляционной и кассационной инстанции в различных регионах, когда в одних регионах уже будут созданы все условия, и начнется рассмотрение судебных споров «по-новому», в то время как в других – все еще будет действовать «старый» порядок обжалования. Также возможно, что при рассмотрении кассационной жалобы на судебный акт апелляционного суда, рассмотревшего апелляционную жалобу на решение суда субъекта РФ, будет предметом рассмотрения суда субъекта, так как суд кассационной инстанции просто не успел еще сформироваться.

Читайте так же:  Сколько стоит составить исковое заявление в суд

Учитывая размеры нашей страны, и то, как по-разному складывается обстановка в разных ее субъектах, несложно представить, что временной разрыв в создании новых судов в Москве, Санкт-Петербурге и городах с меньшим числом населения будет очень существенно отличаться. Представляется, что законодатель был прав, прозорливо предусмотрев это, поскольку, установив единый «жесткий» срок для создания судов на всей территории России он бы вынудил либо его нарушить, либо провести подготовку к созданию судов не на должном уровне.

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/soloveva/1212200/

Понятие и задачи кассационного производства

Кассационное производство – деятельность суда второй инстанции по проверке законности и обоснованности обжалуемых судебных постановлений, не вступивших в законную силу.

Задача кассационной инстанции – обеспечение законности в деятельности судов первой инстанции, а в конечном счете – защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Сущность кассационного производства.

1. Широкий круг лиц, имеющих право на принесение жалобы, представления, – кассационная жалоба может быть подана сторонами и другими участвующими в деле лицами. Следовательно, право обжалования имеют истцы (соистцы), ответчики (соответчики), третьи лица, заявители и заинтересованные лица, государственные органы, органы местного самоуправления и все организации и лица, участвующие в деле с целью защиты чужих прав и интересов. Право обжалования в пределах установленного срока принадлежит также правопреемникам сторон и третьих лиц. Прокурор, участвующий в деле, может принести кассационное представление.

Кассационные представления чаще всего приносят прокуроры районов (городов), так как гражданские дела рассматриваются по первой инстанции в основном районными судами. В суде же второй инстанции представление поддерживается соответствующим вышестоящим прокурором.

2. Предметом являются решения судов первой инстанции, не вступившие в законную силу. Кассационные жалобы и представления могут быть принесены на решения всех судов РФ, принятые по первой ин-;танции, за исключением решений мировых судей.

Самостоятельным предметом права обжалования может быть решение суда как в целом, так и в части, а также фактическое основание решения (мотивы решения). В случае обжалования части решения не-обжалованная часть не вступает в законную силу, поскольку суд второй инстанции вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

3. Одной из реальных гарантий осуществления конституционного права на судебную защиту и вынесения судами законных и обоснованных решений является право обжалования решений.

4. Суд кассационной инстанции по общему правилу проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении. Но при этом существует возможность полной проверки.

5. Суд кассационной инстанции обладает широким кругом полномочий, направленных на устранение судебных ошибок.

6. Суд оценивает имеющиеся в деле доказательства, не подменяя нижестоящие суды, а также исследует новые дополнительные доказательства, но лишь в случае, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции, подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты или устанавливает новые.

Значение кассационного производства – своевременное устранение ошибок, допущенных судами первой инстанции по конкретным делам, тем самым обеспечиваются соблюдение законности в работе суда первой инстанции и защита субъективных прав, свобод и законных интересов.

Источник: http://be5.biz/pravo/g026/63.html

История развития законодательства, регулирующего кассационное производство

История возникновения и развития способов обжалования судебных актов ведет свое начало со времен Римской империи, когда проходило становление гражданского судопроизводства. Первоначально институт обжалования в Древнем Риме имел весьма специфическую административную форму, которая заключалась в пересмотре решений не судьями, а должностными лицами. При Августе уже широко развивается система апелляций, т. е. обжалования решений судов городскому претору, на его решение- начальнику преторианцев, а когда дело проходило все инстанции, то допускалась просьба к императору об отмене решения. Такая система обжалования была весьма громоздкой и зачастую неэффективной.

Декрет о суде № 2 от 22 февраля 1917 г. увеличил число кассационных инстанций, предусмотрев в ст. 4 организацию областных народных судов.

Существовали определенные ограничения относительно категории дела, которые можно было обжаловать в кассационном порядке. Декрет о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. допускал кассационное обжалование лишь по делам, по которым присуждено денежное взыскание свыше 100 рублей или лишении свободы свыше 7 дней. Декрет о суде № 3 допускал кассационную жалобу по делам, по которым присуждено взыскание свыше 500 рублей. Положение же о народном суде 1918г. уже не содержало никаких ограничений на кассационное обжалование решений суда.

Отмеченное положение от 30 ноября 1918 г. упраздняло кассационные инстанции, созданные в 1917 г., взамен которых учреждались Губернские Советы народных судов. Совету народных судей предоставлялось право отменять решения в случае существенного нарушения, либо неправильного применения декретов, а также в случае признания решения нижестоящего суда явно несправедливым (ст. 89).

Основным отличием советской кассации, установленной в полной мере положением «О народном суде», по мнению С. Н. Абрамова, являлось следующее положение: «…суд второй инстанции не связан ни пределами жалобы, ни поводами, в ней указанными. Уже одно это обстоятельство клало резкую грань между советским и буржуазным институтом кассации».

Более детальное правовое регулирование институт обжалования судебных решений получил в Гражданском процессуальном Кодексе РСФСР от 10 июля 1923 г., где в ст. 235 ГПК РСФСР предусматривалось: «На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в Губернский Суд или Верховный Суд по принадлежности. Жалоба подается в суд, постановивший решение, с приложением копий по числу участников противной стороны». Причем суд кассационной инстанции проверял, в соответствии со ст. 237 ГПК РСФСР, лишь законность и обоснованность судебного решения, без возможности предоставления сторонами новых доказательств.

Читайте так же:  Статья неотделимые улучшения

Пределы судебного разбирательства в кассационной инстанции были установлены в ст. 245 ГПК РСФСР 1923 г., которая гласила: «Суд высшей инстанции при рассмотрении кассационной жалобы не связан указанными в ней поводами».

Ст. 246 ГПК РСФСР 1923 г. закрепляла полномочия суда кассационной инстанции: «Суд высшей инстанции, признав жалобу неосновательной, оставляет ее без последствий. В случае признания жалобы заслуживающей уважения суд высшей инстанции отменяет решение полностью или в части и либо дело производством прекращает, когда спор не подлежит разрешению в судебном порядке, а также в случае отсутствия права на иск, либо возвращает его для нового рассмотрения в ином составе суда в полном объеме или в отмененной части».

В 1924 г. редакция ст. 246 ГПК РСФСР была дополнена и суд второй инстанции получил право изменять судебное решение «…не передавая дело на новое рассмотрение, причем допустимы лишь такие изменения, которые вытекают из неправильного применения того или иного закона, отнюдь не являясь изменением решения по существу».

К 40-м годам прошлого столетия окончательно сформировался институт советской кассации, в котором присутствовали черты, характерные для апелляционного производства. В частности, в кассационной инстанции могли быть обжалованы судебные постановления, не вступившие в законную силу, их проверка осуществлялась не только с точки зрения законности судебного акта, что изначально было присуще кассации, но и с точки зрения их обоснованности на основе исследования не только материалов, имеющихся в деле, но и на основе дополнительно предоставленных сторонами в суд второй инстанции.

Именно второй этап развития системы обжалования в российском гражданском процессе (1917-1964 гг.) внес значительные коррективы: была упразднена апелляционная инстанции, существенно изменился характер кассационной проверки судебных постановлений.

Третий этап развития системы обжалования начался с принятием в 1964 г. Гражданского процессуального кодекса РСФСР, который соответствовал Основам гражданского процессуального законодательства СССР 1961 г. Он внес некоторые изменения в правовое регулирование института советской кассации, но наличие в ней признаков апелляции осталось. В частности, были установлены категории дел, которые не подлежали кассационному обжалованию (ст. 282); сокращен срок обжалования судебных решений до 10 дней (ст. 284); закреплено право опротестования судебных решений, не вступивших в законную силу прокурором (ст. 283); изменен круг полномочий суда кассационной инстанции и закреплено его право изменить решение или вынести новое решение, без направления дела в кассационную инстанцию (ст. 305) и т. д.

Демократические преобразования конца XX века обусловили необходимость внесения определенных корректив в правовую систему России и, соответственно, в правовое регулирование гражданского судопроизводства.

При обсуждении проблем эффективности системы обжалования в гражданском процессе неоднократно высказывалось мнение о том, что необходимо создание двух самостоятельных стадий обжалования: апелляционной и кассационной, что было сделано, например, в Арбитражных процессуальных кодексах 1995 г. и 2002 г.

Но законодатель пошел по иному пути. Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» была существенно изменена гл. 34 ГПК РСФСР, регулирующая стадию кассационного обжалования.

С принятием этого закона начался четвертый этап развития системы обжалования в гражданском процессе, т. к. в нее были внесены некоторые существенные коррективы.

Так, суду кассационной инстанции было предоставлено право устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства, если сторона обоснует невозможность их предоставления в суд первой инстанции (ст. 294 ГПК РСФСР). Кроме того, в соответствии со ст. 294 ГПК РСФСР суд становился связанным доводами кассационной жалобы, но в интересах законности суд мог проверить судебное решение в полном объеме. Внесенные изменения не изменили характера кассационного производства, в котором так и осталось присутствие значительного количества черт апелляции.

Федеральным законом от 7 августа 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» была создана система мировой юстиции. Для обжалования судебных актов мировых судей в ГПК РСФСР 1964г. был введен апелляционный способ обжалования. При этом для федеральных судов был сохранен кассационный способ обжалования, который фактически представляет собой неполную апелляцию, поскольку обладает ее основными чертами.

Изучение истории развития зарубежных и российских правовых норм, регулирующих кассационное производство в гражданском процессе, свидетельствует, о том, что изначально суд кассационной инстанции создавался для проверки только законности обжалуемого решения. Лишь желание советской власти создать свою собственную судебную систему, отличную «от буржуазной», привело к появлению смешанной апелляционно-кассационной стадии обжалования судебных решений.

Считается, что в настоящее время назрела необходимость разделения этого смешанного института, что явилось бы началом пятого этапа законодательного развития российского института обжалования в гражданском процессе, на две последовательно сменяющие друг друга стадии гражданского процесса: апелляционную и кассационную, каждая из которых должна иметь свои собственные задачи.

Видео (кликните для воспроизведения).

На необходимость четкого разграничения двух параллельно существующих стадий проверки гражданских дел (апелляции и кассации), которые, по сути, различаются только объектом обжалования и некоторыми особенностями процедуры, обращают внимание и авторы Концепции судебной реформы в РФ: «В общих чертах можно констатировать, что апелляционное производство предполагает повторное слушание дела в полном объеме на основе нового непосредственного исследования доказательств, а целью слушания в кассационном порядке является проверка законности решений лишь по материалам дела».

Иначе, как отмечает Т. В. Сахнова, при существующем смешении функций пересмотра (апелляции и кассации) ни одна из них не может быть полностью реализована, их необходимо разграничить в пределах самостоятельных стадий пересмотра судебного решения.

Источник: http://yurist-77.ru/istoriya-razvitiya-zakonodatelstva-reguliruyushchego-kassatsionnoe-proizvodstvo.html

ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

Понятие и значение производства в суде кассационной инстанции

Производство в кассационной инстанции — это стадия уголовного процесса, на которой вышестоящий суд по ходатайству осужденного или оправданного, их защитника или законного представителя, потерпевшего, частного обвинителя, их законного представителя и представителя, иных лиц в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы, а также по представлению прокурора проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений судов.

Читайте так же:  Образец апелляционной жалобы в верховный суд

В кассационном порядке могут быть обжалованы:

Кассационное производство имеет целью исправление судебных ошибок и обеспечение прав и законных интересов участников процесса. В отличие от апелляционного производства предметом кассационного производства может быть только судебное решение (приговор, определение или постановление), вступившее в законную силу.

Кассационные жалоба или представление направляются непосредственно в суд кассационной инстанции, правомочный рассматривать обжалуемое судебное решение.

Кассационная жалоба, представление должны содержать:

  • 1) наименование суда, в который они подаются, и данные о лице, подавшем жалобу;
  • 2) указание на суды, рассматривавшие уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений, а также на судебные решения, которые обжалуются, и на допущенные судами существенные нарушения норм уголовного или уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела;
  • 3) просьбу лица, подавшего жалобу или представление.

К кассационной жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных решений, принятых по данному уголовному делу, а также копии иных документов, подтверждающих доводы, изложенные в кассационной жалобе, представлении.

Источник: http://studme.org/1755121912544/pravo/proizvodstvo_sude_kassatsionnoy_instantsii

Кассационный суд

Российское судопроизводство обеспечивает гражданам возможность оспорить решение, полученное по исковому заявлению, на любых этапах. В том числе подать апелляцию в кассационный суд, которая будет составлена и передана после того, как постановление вступило на официальном уровне в силу.

Что собой представляет кассационный суд

Понятие, что такое кассация в суде, подразумевает рассмотрение жалобы, составленной по определенной форме, на решение первой инстанции. В настоящий момент каждый гражданин вправе оспаривать постановление, полученное на уровне апелляционной инстанции, которые уже обрели законную силу. Выйти с ходатайством может каждый гражданин РФ. Возможность направить его предусматривается в АПК страны и статьях ГПК государства. Выносить решение будет официальная инстанция.

Что входит в полномочия, относящиеся к ведению кассационных судов

Гражданский процессуальный кодекс определяет в числе своих полномочий:

  • возможность рассмотреть дело, учесть представленные доказательства, оставить жалобу, полученную от кассатора, без рассмотрения, признав требование необоснованным и оставив в силе решения, принятые ранее;
  • направить на новое рассмотрение строго в определенный суд, часто выносится решение определить, что оно будет рассматриваться новым составом судей;
  • отменить решения, прекратить проводимое по данному делу судопроизводство;
  • оставить по итогам проведения работы в силе одно из решений, которое было принято;
  • не рассматривать полученную заявку, что позволяет статья 379.1 гпк.

В задачу входит проверка применения и толкования норм:

  • относящихся к процессуальному праву;
  • материального права.

КС имеет право в своей работе:

  • проводить рассмотрение с выходом за пределы доводов, приведенные в ходатайстве;
  • уточнить, куда деть представленные обоснования, чтобы использовать их для подробного учета нюансов.

При рассмотрении требований судьи не должны устанавливать обновленные и не использованные обстоятельства. В этом нет необходимости. Они могут признаваться доказанными, в случае, когда ранее они не были установлены или оказались отвергнуты прошлыми инстанциями.

Предусмотрено участие в процессе сторон рассмотрения на прошлых этапах. Им предоставляются копии ходатайства о проведении рассмотрения на уровне КС. Рассмотрение в зависимости от типа проходит в срок от одного и более месяцев.

Основания направления в кассационный суд

Понятие сущности кассационного производства

При рассмотрении жалобы судом кассационного уровня проводится оценка обоснованности и законности выводов, принятых на предыдущих уровнях.

Важно! Главной задачей кассационного суда становится обеспечение законности судопроизводства, защита свобод, прав и интересов граждан и организаций.

Заявить о необходимости производства имеет право каждый житель страны. На сайте можно уточнить, как отследить кассационную жалобу и проверить исполнение решений. Ходатайство позволяет изменить первоначальное решение при наличии обоснованных подтверждений допущенных нарушений.

Судьи берутся исследовать постановления судов первой инстанции, которые пока не вступили в законную силу. В работу не принимаются дела, находившиеся в работе у мировых судей. Итогом может стать новое решение.

По итогам оценки полученных материалов, проводится:

  • передача дела, направляемого на уровень Президиума суда;
  • отказ подтверждается официальным вынесением, подтвержденным документально.

Дела, подсудные мировым инстанциям, могут быть направлены при получении отказа в ВС РФ исключительно в ситуации получения итогов рассмотрения верховным судом республики. Случаи, рассмотренные районными инстанциями, могут сразу при необходимости направляться в ВС страны без других промежуточных ступеней.

Кому предоставляется право обращения в арбитражную кассационную инстанцию

К содействию суда, чтобы пересмотреть дело и вынести новый вердикт, возможность предоставляется тем, кто в судах общей юрисдикции получил определение о рассмотрении вопроса по существу и готов обжаловать принятое определение. Вопрос мог рассматриваться в местной инстанции или на уровне округа.

Акт находился в работе в предварительном режиме апелляционной инстанцией, где было официально подтверждено, что первичное решение оставлено в силе.

В этом режиме рассматривается:

  • оспаривание решений структур, проводящих рассмотрение вопросов по интеллектуальной собственности;
  • заявление частных лиц;
  • споры хозяйствующих субъектов.

По сути, процесс, проводимый КС, является новым рассмотрением. Проводится оценка всех материалов, которые рассматривались на первичном уровне и в апелляционной инстанции. Обращение способен направлять:

  • истец;
  • ответчик;
  • третье лицо, чьи интересы затрагиваются.

Обратите внимание! Инициатором подачи ходатайства может быть прокурор. Требуется, чтобы это должностное лицо являлось участников процесса, проводимого инстанцией нижестоящего уровня.

Особенностью становится перспектива подачи заявления лицами, которые ранее непосредственными участниками рассматриваемой ситуации не являлись, но интересы которых оказались ущемлены. Направление принимается от участников, в случае подтверждения нарушения их прав.

На оценку возможностей пересмотра законодательство выделяет 10 дней. В этот срок присутствует возможность оспорить итог, который кажется автору ходатайства ошибочным.

Читайте так же:  К нарушениям авторского права относятся

Важно! Текст жалобы готовится в количестве экземпляров, соответствующих числу участников первого рассмотрения.

Кассационное производство, осуществляющееся в судах, относящихся к типу общей юрисдикции

Просьбу рассмотреть жалобу требуется направлять через судебную организацию, которая выносила первоначальное постановление. Право обратиться с ходатайством имеют все заинтересованные стороны, готовые подтвердить материалами и документами свои требования.

Решение о передаче ходатайства выберет каждый практик. На этом этапе возможен учет нюансов, которые на первых уровнях по разным причинам не оказали должное влияние.

Прокурор вынесет по итогам рассмотрения решение. В его тексте обязательно должны присутствовать данные о направлении протеста, о потенциальном необоснованном или незаконном результате.

Кассационное производство осуществляется на двух этапах:

  • кассация в судах общей юрисдикции;
  • направление обращения в Верховный суд.

Особенностью процедуры становится отсутствие перспективы отказаться от одного из этапов. Первая кассация обязательна, но при получении негативного для кассатора решения оно не становится пределом возможных попыток. То есть, даже полученный на первом уровне оспаривания вынесенный приговор не становится окончательным.

Форма и содержание КС жалобы

При передаче материалов в областной суд требуется подготовка пакета документации:

  • жалоба в КС, подготовленная в количестве, соответствующем перечню заинтересованных сторон;
  • прошнурованную и прошитую копию того, что определил в ходе заседаний суд, относящийся к уровню первой инстанции, все страницы должны быть пронумерованы;
  • прошнурованную и прошитую копию определения пройденной ранее апелляции;
  • квитанцию об оплате государственной пошлины, стоимость госпошлины является дифференцированной, её можно уточнить непосредственно в суде, пошлину не оплачивают участники трудовых споров, лица, оспаривающие алиментные решения, граждане, отстаивающие свои права потребителей;
  • в некоторых судах может потребоваться доверенность;
  • заверенные судьей информационные материалы, которые заявитель считает необходимым дополнительно направить для рассмотрения, они тоже прошиваются и пронумеровываются.

Порядок движения дела

На первом этапе кассационного рассмотрения всю документацию рассматривает лично судья. Он единолично принимает решение в обоснованности заявленных претензий. В случае получения отказа, направление повторно в тот же адрес является бессмысленным. Но на руках у кассатора остается официальный отказ.

Вот именно на его основание и появляется перспектива передавать свои заявки на дальнейший уровень.

Важно! При направлении ходатайства выше кассационного производства в судах общей юрисдикции, добавление письменного отказа является обязательным условием рассмотрения прошения.

В остальных пунктах выбор перечня прилагаемой документации сохраняется прежним. Используется уже приведенный набор обязательных документов. Важным отличием каждого обращения становится перспектива дополнительного расширения списка подтверждающих правоту кассатора материалов.

Законодательное регулирование кассационного производство в арбитражах

Право направлять дела на пересмотр предусмотрены в судопроизводстве всего мира. Их могут принимать в рассмотрении на уровне апелляции и далее, при получении отказа, на уровне кассационного рассмотрения.

В российском судопроизводстве перспектива направления ходатайства о кассации распространена с 1864 года. Изначально предусматривалось:

  • направление кассации;
  • передача прошения пересмотреть принятое решение и приостановить вступление в силу;
  • рассмотрение заявки от кассатора, являющегося заинтересованным в результате третьим лицом.

В любом варианте они относятся к чрезвычайной ситуации в правосудии, использование которой основывается на нормах законодательства. В настоящий момент прядок определяется статьей 793 Устава гражданского судопроизводства. Такая перспектива предусмотрена для осуществления возможности проверить итог заседаний на первых и апелляционных уровнях. В том числе проверять дело и итог процесса может другой судья, который ранее с этим делом не работал.

Такой принцип введен для того, чтобы объективно рассматривать все нюансы, которые рассмотреть предыдущему составу не удалось. При выявлении существенных несоответствий принимается новое решение.

Важно! В связи с высокой степенью загрузки единого кассационного суда, было принято решение развести этот судебный процесс между инстанциями различного уровня.

Итоговое закрепление обеспечило вступление в силу с 1 января 2013 года ФЗ № 433, принятого в 2010 году. В нем учтены критика и рекомендации Европейского Суда по правам человека.

Сроки рассмотрения жалоб в КС

В настоящий момент в судебной практике обращение в кассационный суд обосновывается в первую очередь статьей 2 ГПК РФ. В ней оговариваются задачи рассмотрения на кассационном уровне судебных решений:

  • гражданских и уголовных дел в целях обеспечения прав субъектов правонарушений в отношении защиты прав и свобод;
  • следование требованиям законодательства в части отправления правосудия по делам гражданского типа;
  • укрепление правопорядка и законности;
  • предотвращение случаев правонарушений;
  • обеспечение формирования положительного отношения к органам суда любой инстанции.

В перечень федеральных законодательных актов входит:

  • ст.347 ГПК, которая является основанием определения пределов рассмотрения дела в кассационной судебной инстанции;
  • отмена или изменение вердикта оговариваются в статье 362 этого кодекса.

Решение суда любой юрисдикции по этим документам может оспариваться на основании объективной доказательной базы. При этом должна сохраняться система единства судебной практики на всех уровнях. Из этого следует, что по правовым нормам, задачей проверки на уровне приема к рассмотрению кассации становится адекватная оценка объективности вынесенных выводов.

Правовым основанием сохранения единства практики становится обязательный учет общепризнанных толкований норм права. Проверка их соблюдения и становится ведущей задачей суда. При выявлении нарушений кассация способна полностью изменить предварительные решения на других уровнях. В этом отношении кассация получает уровень надзора за выполнением судами первых инстанций своих непосредственных обязанностей.

Важным условием использования кассации не становиться поводом изменения правоотношений, существовавших при рассмотрении вопроса первыми инстанциями. При этом удовлетворение кассации становится основанием определения окончательного итога рассмотрения дела в процессе на разных инстанциях.

Решения, принятые при производстве в суде кассационной инстанции, становятся обязательными при рассмотрении вопроса на других уровнях судопроизводства.

Подготовка кассации кассатором может проводиться самостоятельно. Для получения объективных рекомендаций можно обратиться на специализированный юридический сайт. Опытные юристы окажут содействие в сборе всех необходимых материалов и профессиональной подготовки их на кассационное рассмотрение.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://shtrafsud.ru/prochie-shtrafy/kassacionnyj-sud.html

Роль кассационной инстанции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here