Содержание
Назначение экономической экспертизы в гражданском и арбитражном процессах.
Гражданское и арбитражное судопроизводство относится к самостоятельным областям юр практики.
Экономические споры рассматривают арбитражные суды. Процедура назначения судебно-экономической экспертизы по гражданским и арбитражным делам в целом совпадает, но несколько отличается от практики уголовного судопроизводства.судебно-экономическая экспертиза может быть инициирована по ходатайству истца, ответчика, прокурора и других участников процесса.
Суд в праве назначить экспертизу по своей инициативе в любой стадии рассмотрения дела до тех пор пока не вынесено решение, кроме того суд в праве назначить дополнительную или повторную экспертизу. Согласно процессуальному законодательству окончательное определение круга вопросов принадлежит суду. Суд рассматривает все предлагаемые вопросы, исключают те, которые не относятся к делу или выходят за пределы компетенции эксперта. И формируют вопросы по своей инициативе. В арбитражном процессе эксперт-экономист является единственным участником, обладающим спец познаниями в области экономики и бух учета. Суд по своему процессуальному статусу не располагает такими знаниями и поэтому полагается на проф мнение эксперта. При вынесении решения судья руководствуется всеми имеющимися доказательствами по делу, то есть не только заключением эксперта-экономиста, однако опровергнуть или подтвердить выводы эксперта-экономиста суд не может. Вопросы, представляемые эксперту-экономисту, должны быть определенными и конкретными, а их перечень полным.
28. Вопросы, решаемые экономической экспертизой.
Вопросы, решаемые суд эк экспертизой.
Вопросы задаваемые эксперту-экономисту предъявляется ряд требований.
— Они должны относится к экономике, бух учета, быть существенными для дела, вытекать из его материалов
— Они не могут быть разрешены судом или следователем, то есть для их разрешения необходимо обладать определёнными познаниями
— Они могут быть разрешены лишь на основе материалов дела, представленных экспертом.
Структура постановления следователя о назначении экономической экспертизы.
Содержит след. части:
— Указывается дата и место вынесения определения
— Состав суда и № дела
2. Описательная часть:
— Кратко излагаются обстоятельства рассматриваемого дела
— Указываются основания для назначения экспертизы
3. Итоговая (резулютивная):
— Формируются решения суда о назначении экспертизы
— Называется вид экспертизы
— Приводится наименование учреждения
— Приводится перечень вопросов, на которые следует ответить эксперту
— Перечисляются материалы, передаваемые эксперту
Особенности организации экономической экспертизы по результатам налогового контроля.
Порядок назначения и проведения экспертизы налоговыми органами регламентируется ст. 95 НК. Основные отличия организации ее проведения от орг. проведения экспертизы по требованию следствия, суда и прокуратуры закл. в следующем:
· эксперты привлекаются для участия только в выездных налоговых проверках;
· результаты экспертизы прилагаются к актам выездных налог.проверок;
· на экспертное рассмотрение ставятся узкие, сугубо специальные вопросы БУ, так как должностные лица налог. органов в силу своей компетенции должны обладать профес. познаниями в области БУ и решать подавляющее число этих вопросов самостоятельно;
· согласно п. 2 ст. 95 НК привлечение к сотрудничеству эксперта осущ. на договорной основе путем заключения гражданско-правового договора на оказание услуг между экспертом или экспертным учреждением и налоговым органом;
· отказ эксперта от заключения с налог. органом договора (ввиду принципа свободы его заключения) не может служить основанием для привлечения эксперта к ответственности за отказ в проведении экспертизы;
· экспертиза назначается постановлением должностного лица налог. органа, осуществляющего налоговую проверку;
· об ознакомлении эксперта с постановлением о назначении экспертизы и разъяснении ему своих прав составляется протокол.
Приемы проверки отдельного документа.
Методические приемы проверки отдельного документа:
а) формальная проверка. Это визуальная проверка документов: проверка правильности заполнения реквизитов, отсутствия неоговоренных исправлений, а также проверка наличия и подлинности тех реквизитов, которые предусмотрены для данного типа документов. Такие реквизиты, как подписи, печати, штампы, при необходимости можно сопоставить с реквизитами на других документах, составленных ранее или позднее;
б) арифметическая проверка. Она состоит в пересчете результатов таксировки, общих итого, взаимоувязки начислений и удержаний (скидок) и т. д.;
в) нормативно-правовая проверка. Суть такой проверки зависит от хозяйстве: ной операции, при этом проверяется соблюдение различных нормативов, инструкций, положений и т. п;
г) проверка на действительность хозяйственной операции (в неискаженных объемах) или фактов экономической деятельности.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9051 —
| 7679 — или читать все.185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Порядок назначения судебно-экономической экспертизы
Основаниями производства СЭЭ являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя или прокурора. СЭЭ считается назначенной со дня вынесения соответствующего постановления или определения.
СЭЭ в стадии предварительного следствия может назначаться как органом дознания, так и следователем. Однако после возбуждения дела органы дознания обязаны провести лишь неотложные следственные действия по выявлению и закреплению следов преступления, после чего передают дело следователю. Поэтому в подавляющем числе случаев СЭЭ назначается именно следователем. На следователя в соответствии со ст. 69 УПК возлагается обязанность собирания доказательств, на основе которых устанавливаются наличие или отсутствие общественно опасного деяния, виновность лица, совершившего это деяние, и иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются показаниями свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, заключением эксперта, вещественными доказательствами, протоколами следственных и судебных действий и иными документами.
Согласно ст. 69 УПК заключение эксперта является доказательством, а СЭЭ — процессуальным действием по его получению. Имеющиеся в деле акты, справки, заключения о результатах ведомственного исследования какого-либо обстоятельства, именуемые СЭЭ (например, о недостаче ТМЦ и т.п.), хотя бы и полученные по запросу органов следствия или суда, но не отвечающие требованиям правил проведения СЭЭ, не могут рассматриваться как заключение эксперта и служить основанием к отказу в проведении СЭЭ.
Следователь может назначить СЭЭ, если при производстве предварительного расследования необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле и если возникает необходимость в более компетентном анализе и истолковании собранных фактических данных, характеристике хода определенных процессов, связанных с делами, по которым предварительно уже проведена ревизия (ст.78 УПК).
Наиболее существенными основаниями для назначения судебной бухгалтерской экспертизы являются:
- необходимость исследования вопросов, требующих применения специальных познаний эксперта-экономиста;
- недоброкачественное проведение ревизии, выразившееся в наличии противоречий между актом ревизии и другими материалами дела, противоречий в выводах ревизоров при проведении первоначальной, повторной или дополнительной ревизий;
- обоснованное ходатайство обвиняемого о назначении СЭЭ;
- заключение экспертов других специальностей о необходимости проведения СЭЭ.
Назначение СЭЭ в соответствии со ст. 79 УПК не является обязательным и отнесено на усмотрение следователя. Кроме того, следователь вправе приостановить или прекратить проведение СЭЭ по своей инициативе или на основании заявлений участников процесса (в том числе и эксперта) на любой стадии ее производства. Эти функции могут выполнить также руководители следственных подразделений и прокуроры, осуществляющие надзор за следствием.
После принятия решения о проведении СЭЭ следователь оценивает с точки зрения достаточности и полноты материалы дела и собирает для СЭЭ дополнительные данные, без которых ее проведение невозможно. Собранный материал анализируется следователем и только после этого выносится постановление о назначении СЭЭ, в котором перечисляются вопросы, подлежащие разрешению экспертом. Следователь, суд не должны допускать постановку перед экспертом правовых вопросов, не входящих в его компетенцию (например, имело ли место хищение, недостача, кто виновен в растрате и т.п.). Материалы, необходимые эксперту-экономисту по каждому конкретному делу, устанавливает следователь. Однако представление дополнительных материалов может осуществляться и после назначения СЭЭ, если об этом ходатайствует эксперт.
Признав собранные для производства СЭЭ материалы достаточными, следователь назначает СЭЭ.
Процессуальным актом, реализующим это решение, является постановление следователя о назначении СЭЭ. Следователь, суд не вправе заменять постановление, определение о назначении СЭЭ другими документами, не предусмотренными законом (сопроводительным письмом, списком вопросов эксперту и т.п.).
Постановление по своему содержанию состоит из вводно-описательной и резолютивной частей.
Первая из них должна содержать следующие обязательные реквизиты: время и место составления постановления; классный чин или воинское звание следователя, его фамилию; наименование следственного органа; при назначении СЭЭ судом в определении указываются наименование суда, фамилии судьи и заседателей; № дела; указывается место и дата составления постановления.
В резолютивной части объявляется решение следователя о назначении СЭЭ, фамилия эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена СЭЭ, излагаются вопросы, поставленные перед экспертом к разрешению в ходе исследования, и описываются предоставляемые в распоряжение эксперта материалы. В перечне материалов указываются: объекты исследования; образцы для сравнения; следственные материалы, знание которых необходимо эксперту. Указывается также местонахождение документов и объектов.
Способы производства экспертизы определяются, как правило, экспертом. Однако следователь правомочен, исходя из обстоятельств дела, указать в постановлении на необходимость определенного способа исследования (например, встречной проверки документов).
Предварительное следствие должно быть закончено в соответствии со ст. 133 УПК не позднее чем в двухмесячный срок. Поэтому если объем экспертной работы велик, то для ускорения проведения СЭЭ по инициативе следователя или руководителя экспертного учреждения к экспертизе привлекаются несколько экспертов одной специальности.
Назначение СЭЭ судом — сложный процесс, который является результатом реализации как инициативы участвующих в деле лиц, так и правомочий суда.
При назначении СЭЭ судом складывается комплекс процессуальных отношений: между судом и каждым из участвующих в деле лиц; между судом и экспертом. Эти отношения различаются по основаниям возникновения, содержанию, процессуальному значению. Отношения между судом и каждым из участвующих в деле лиц возникают по поводу ходатайства о назначении СЭЭ, о назначении конкретного эксперта, об отводе эксперта, о формировании круга вопросов.
Указанные процессуальные отношения опосредуются в ходатайствах заинтересованных лиц и определениях суда об их удовлетворении или отклонении и характерны для самого процесса назначения СЭЭ; они как бы предваряют назначение.
Результат действий по назначению СЭЭ отражается в особом процессуальном акте — определении суда о назначении судебной экспертизы. Именно оно вызывает к жизни систему отношений между судом и экспертом. Поэтому на его структуре следует остановиться подробнее.
В определении суда о назначении СЭЭ (как и в постановлении следователя) по уголовным делам должны быть указаны конкретные основания назначения СЭЭ, вопросы, которые требуется разрешить, материалы и обстоятельства дела, подлежащие исследованию. В том случае, когда в стадии предварительного следствия по делу проводилась экспертиза, суд вправе поставить перед экспертом вопросы, аналогичные тем, которые он разрешал по заданию следователя, и определить тот же круг материалов для исследования. Но от этого СЭЭ по поручению суда не становится повторной. Принцип непосредственности исследования доказательств по делу означает, что суд не связан и не ограничен материалами предварительного следствия. Он самостоятельно назначает и проводит СЭЭ, предусмотренные законом, — первичные, дополнительные, повторные — и может допросить эксперта (в соответствии со ст. 289 УПК).
Особенности назначения СЭЭ в судебном заседании обусловлены тем, что в формулировании вопросов, определении объема исследуемых обстоятельств принимают участие обвинитель, защитник, подсудимый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители; по всем поставленным эксперту вопросам заслушивается мнение участников судебного разбирательства, заключение прокурора.
Какие вопросы следует поставить на разрешение эксперта, устанавливает в конечном счете суд, включая их в свое определение либо дополняя ими ранее вынесенное. ГПК, в отличие от УПК (ст. 184), не содержит четких правил на этот счет. Тем не менее судебными практикой и доктриной выработаны некоторые общие требования и правила по составлению данного определения. Определение о назначении СЭЭ должно содержать все реквизиты, свойственные судебному определению и перечисленные в ст. 224 ГПК.
Содержание определения, главным образом, должно включать:
- подготовительную или вводную (место, время вынесения, состав суда, по какому делу, по ходатайству какой стороны, если таковое имело место);
- описательную (краткая фабула дела — с выделением юридических обстоятельств, доказывание которых требует проведения экспертизы, а также поводов и оснований экспертизы);
- постановляющую (объект и предмет исследования, вопросы эксперту, кому поручается, перечень передаваемых материалов).
Описательная часть должна быть сформулирована таким образом, чтобы из нее было ясно, почему возникла потребность в данной СЭЭ, для установления судом какого юридически значимого обстоятельства могут быть пригодны ее результаты, какова специальная цель данного исследования.
Учитывая необходимость усиления процессуальных гарантий прав сторон при назначении СЭЭ, постановляющую часть следует дополнить указанием на ознакомление сторон с определением о назначении СЭЭ.
В определении о назначении СЭЭ не указываются порядок и сроки обжалования, поскольку закон не предусматривает такой возможности. Заинтересованное лицо, не согласное с определением о назначении СЭЭ (например, с кругом заданных эксперту вопросов или с самим фактом назначения экспертизы), не может обжаловать такое определение отдельно от обжалования судебного решения.
Если вышестоящий суд признает назначение СЭЭ незаконным или необоснованным и отменит определение о назначении СЭЭ, то, соответственно, «аннулируются» все юридические последствия такого определения. Например, если суд уже успел получить заключение эксперта (в случае, когда обжалование определения происходит без приостановления производства СЭЭ), то отмена вышестоящим судом определения о назначении СЭЭ делает невозможным использование судом первой инстанции заключения эксперта в качестве доказательства.
Так, назначая СЭЭ в стадии подготовки дела к судебному разбирательству, нужно обращать внимание на сроки, установленные ст. 99 ГПК (подготовка дела совершается в пределах семидневного срока). Если производство СЭЭ требует большего времени, то по мотивированному определению судьи общий срок подготовки дела может быть продлен до 20 дней; однако данное полномочие судьи предусмотрено законом для исключительных случаев (ч. 1 ст. 99 ГПК).
Поскольку СЭЭ чаще всего проводится вне суда (т.е. не в зале судебного заседания), то при ее назначении в стадии судебного разбирательства возникает необходимость предоставить эксперту время на специальное исследование. Поэтому в ГПК предусмотрено право суда приостановить производство по делу в случае назначения СЭЭ (п. 5 ст. 215 ГПК). Определение о приостановлении производства выносится судом по ходатайству заинтересованных лиц либо по своей инициативе.
На необходимость комиссионной или комплексной СЭЭ указывается в постановлении (определении) о назначении СЭЭ. Руководитель экспертного учреждения вправе дать указание о проведении комиссионной или комплексной СЭЭ по своей инициативе или по инициативе эксперта. Эксперт, производящий СЭЭ вне экспертного учреждения, придя к выводу о необходимости комиссионной или комплексной СЭЭ, ставит об этом вопрос перед следователем (судом) в порядке, предусмотренном процессуальным законом.
Источник: http://poisk-ru.ru/s19687t2.html
Органы судебно-экономической экспертизы
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности» государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы. Государственные судебные экспертно-криминалистические учреждения создаются федеральными органами исполнительной власти: Минюстом России, МВД России, ФСБ России, ФТС России, Минздравом России, Минобороны России.
Видео (кликните для воспроизведения). |
1) в судебно-экспертных учреждениях Минюста России.
Головным экспертным учреждением при Минюсте России является Федеральное бюджетное учреждение «Российский Федеральный Центр судебной экспертизы (РФЦСЭ)», где осуществляются научные разработки и создаются новые методики СЭЭ, а также фактически производятся СФЭЭ, СБЭ и СТЭ. РФЦСЭ, как правило, осуществляет либо повторные и особо сложные СЭЭ, которые по каким-либо причинам не могут выполняться в других экспертных учреждениях, либо первичные экспертизы для судебных и следственных органов следующих регионов: Москва, Московская, Брянская, Тверская, Смоленская области.
Периферийными судебно-экспертными учреждениями являются центральные межобластные и областные научно-исследовательские лаборатории судебных экспертиз (ЦНИЛСЭ и НИЛСЭ), в структуре которых производятся СЭЭ. Некоторые НИЛСЭ в городах своей зоны обслуживания имеют отделы (филиалы) или экспертные группы, где также производятся СЭЭ;
2) в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел.
В системе территориальных судебно-экспертных учреждений органов внутренних дел высшим звеном является Федеральное государственное казенное учреждение «Экспертно-криминалистический центр МВД России» (ЭКЦ МВД России). В структуре ЭКЦ МВД России функционирует Управление экономических экспертиз, в состав которого входят отделы финансово-аналитических экспертиз, финансово-кредитных экспертиз и бухгалтерских экспертиз, производящие соответствующие СЭЭ.
Структуру экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на местах составляют экспертно-криминалистические управления (ЭКУ) республик, краев, областей и крупных городов, которые производят все виды СЭЭ. В составе экспертно-криминалистических отделов (ЭКО) областей и районов, городов, также встречаются государственные эксперты-экономисты (бухгалтеры);
- 3) в экспертно-криминалистических подразделениях ФТС России (Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении (ЦЭКТУ) и экспертно-криминалистических службах – филиалах ЦЭКТУ) производят СТЭ;
- 4) в независимых (негосударственных) экспертных организациях но поручению органов следствия и судов.
Государственные судебно-экспертные учреждения (п. 1–3 приведенного выше списка) не являются коммерческими организациями. Они выполняют специфические функции по оказанию содействия правоохранительным и судебным органам.
Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности» обязывает государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществлять деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов. Реализация этого установления означает, что методология СЭЭ должна быть унифицирована и носить не ведомственный, а межведомственный характер, строиться в соответствии с едиными научными критериями и апробированной методикой. Несоблюдение этих требований вызывает неоправданные сложности в оценке следователями и судами экспертных заключений, вызывает дополнительные временные и финансовые затраты на проведение повторных экспертиз.
При этом государственные эксперты проходят аттестацию на право самостоятельного производства экспертиз, в том числе СЭЭ, что в определенной степени гарантирует их профессиональный уровень. Например, в системе Минюста России порядок проведения аттестации и требования к аттестуемым закреплены Положением об аттестации государственных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 12.07.2007 № 142.
Организация и производство государственными судебно-экспертными учреждениями СЭЭ для других государств допускается лишь при наличии соответствующих международных договоров РФ. Договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам заключены Минюстом России со всеми странами – участницами СНГ и многими другими государствами. Но эти договоры не касаются, как правило, вопросов, непосредственно связанных с организацией и осуществлением производства судебных экспертиз. Иностранный суд или иной правоохранительный орган, нуждающийся в производстве судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении России, обращается к этому учреждению для выяснения наличия соответствующей возможности и согласования всех необходимых условий по ее организации и производству. Судебная экспертиза для иностранных государств выполняется за плату, так как ее проведение всегда связано с финансовыми, временными, трудовыми и прочими затратами.
В странах ближнего зарубежья на базе союзной системы экспертных учреждений созданы национальные структуры, в которых активно проводятся экономико-экспертные исследования. Так в Киевском НИИ судебных экспертиз, подведомственном Министерству юстиции Украины, существует лаборатория судебно-экономических исследований, основной функцией которой является проведение экономической экспертизы (исследование документов бухгалтерского учета и отчетности, исследование документов финансово-кредитных операций, исследование документов об экономической деятельности предприятий и организаций и т.д.).
В Республике Беларусь работает научно-исследовательский институт проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Беларусь. Для проведения СЭЭ в его стенах организована лаборатория судебно-экономической экспертизы.
В соответствии с Порядком исполнения судебных поручений на базе Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. договаривающиеся стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой стороны, в том числе проведения судебной экспертизы. При исполнении поручения, запрашиваемое экспертное учреждение применяет законодательство своей страны. Оно также может применить и процессуальные нормы запрашивающей стороны, если они не противоречат собственному законодательству.
Примером международных отношений в отрасли судебной экспертизы может служить участие экспертных отечественных учреждений в международных экспертных организациях. Подобную роль в масштабе Европы играет ENFSI (Европейская Академия судебно-экспертной науки (European Academy of Forensic Science)), которая была создана по аналогии с Американским обществом директоров криминалистических лабораторий ASCLD (American Society of Crime Laboratory Directors) и в состав которой входят судебно-экспертные учреждения большинства стран Европы. История создания ENFSI начинается с 1992 г., когда руководители западноевропейских правительственных судебно-экспертных учреждений и лабораторий решили собираться ежегодно для обсуждения взаимно интересных проблем судебной экспертизы и криминалистики. Первая встреча состоялась в Нидерландах в марте 1993 г. В 1994 г. в Швеции на второй встрече представителей европейских судебно-экспертных учреждений и был принят временный Меморандум о договоренности. Участники пришли к соглашению о том, что членство в ENFSI будет открыто для любой страны Европы. В 1999 г. в Москве был принят Статут ENFSI, который является важнейшим документом, регулирующим деятельность ENFSI.
Членство в ENFSI делится на два вида: членство судебно-экспертных учреждений стран, входящих в Европейский Союз, и членство судебно- экспертных учреждений стран, не входящих в Европейский Союз. Членом ENFSI может быть учреждение судебной экспертизы, которое должно проводить не менее половины видов экспертиз в своей стране (включая СЭЭ), иметь статус государственного значения (производство экспертиз для полиции, суда или прокуратуры). В судебном учреждении, входящем в состав ENFSI, должно работать не менее 25 человек, включая управленческий аппарат, научных сотрудников и службы обеспечения. В состав ENFSI входят учреждения судебной экспертизы из 32 европейских стран, в том числе и из России, Беларуси, Украины.
Проведение СЭЭ в развитых зарубежных странах обеспечивается как экспертами в сфере экономики и финансов, назначенными судом или следственными органами, так и специализированными экспертными учреждениями (лабораториями). Например, в налоговом ведомстве США имеется лаборатория криминалистических исследований и экспертизы, которая расположена в Чикаго. Наряду с выполнением своих основных задач, выявление лиц, уклоняющихся от уплаты налогов либо получающих денежные средства с помощью фальшивых финансовых документов, лаборатория оказывает криминалистическую помощь американским правоохранительным органам в расследовании сложных уголовных преступлений. Кроме проведения различных экспертиз сотрудники лаборатории ведут большую исследовательскую работу, связанную с разработками новых методов криминалистических исследований и созданием новых видов оперативно-технического инструментария.
Итак, в российском процессуальном законодательстве предусмотрено, что проведение судебной экспертизы может быть поручено государственным судебным экспертам и иным экспертам из числа лиц, обладающих специальными знаниями (например, п. 2 ст. 195 УПК РФ).
Кроме органов государственной экспертизы в последнее время стали создаваться негосударственные экспертные организации, которые работают на договорной основе с юридическими и физическими лицами, с обязательным соблюдением процессуального законодательства и с учетом требований конфиденциальности. Такие экспертные организации обычно обслуживают конкретный территориальный регион, в которых существуют их филиалы (представительства). Следователь (судья) имеет право назначить для проведения экспертизы независимого эксперта.
Эти услуги, например, предоставляют:
- – специализированные некоммерческие партнерства (НП СРО «Национальное объединение судебных экспертов», НП СРО «Национальная палата судебных экспертов», НП «СРО судебных экспертов»);
- – аудиторские, бухгалтерские и оценочные организации, которые в своем уставе предусматривают производство СЭЭ по поручениям судов и правоохранительных органов силами своих экспертов.
Следует отметить, что обладая соответствующими финансовыми инструментально-методологическими возможностями, негосударственные экспертные организации могут привлекать и нанимать специалистов с высоким уровнем профессионализма в области экономики и финансов, например, прошедших школу аудита, бухгалтерского учета или, к примеру, налогового консалтинга, со значительным опытом работы в государственных экспертных учреждениях.
Однако высокая степень ответственности, предусмотренная ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, а также последующая оценка заключения СЭЭ органом, поручившим проведение экспертизы, не всегда гарантирует объективности и беспристрастность, а также качество проведения экспертизы негосударственной экспертной организацией. Профессионализм государственного эксперта, подтвержденный стажем работы и квалификационным аттестатом, является в большей степени залогом достоверности заключения СЭЭ в судебном процессе.
Источник: http://studme.org/39432/pravo/organy_sudebno-ekonomicheskoy_ekspertizy
Структура судебной экономической экспертизы
В процессе поиска форм экономической и юридической защиты от вышеуказанных преступлений ведущую роль должна играть судебная экономическая экспертиза, непосредственно изучающая финансовые потоки и возможности которой в реальной юридической практике еще предстоит раскрыть.
Рассматривая судебную экономическую экспертизу, можно отметить, что, основываясь на специальных познаниях, эксперты- экономисты могут:
- • установить и оценить признаки искажения экономической информации;
- • определить возникшие негативные экономические явления и ситуации;
- • выявить степень их влияния на конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности.
В настоящее время по применяемым методикам принято различать четыре рода экономических экспертиз [1] :
- • судебно-бухгалтерская;
- • финансово-аналитическая;
- • налоговая;
- • судебно-кредитная.
Судебно-экономические экспертизы назначаются правоохранительными органами при решении вопросов экономического характера. Экспертизы этой группы взаимосвязаны между собой, вместе с тем они имеют определенное отличие.
Судебная налоговая экспертиза определяет реальность и экономическую обоснованность налогообразующих финансовых показателей экспертируемого субъекта, выявляет дисбаланс между величиной доходов и расходов субъекта и степень их влияния на налоговые обязательства отчетного периода, выявляет диспропорции в соотношении между себестоимостью продукции и динамикой применяемых цен в целях установления фактов искажения отчетных данных о прибыли (доходе) субъекта. Налоговая экспертиза решает такие вопросы:
- • в каком размере должно было исчислить и уплатить налог на добавленную стоимость ООО «М»?
- • как повлияли несоответствия записей в системе счетов бухгалтерского учета данным первичной документации на формирование налоговой базы по налогу на прибыль за 2009 год?
Финансово-аналитическая экспертиза касается финансовой деятельности предприятии, связанной с установлением негативных отклонений в использовании оборотных активов предприятия, повлекших образование нереальной дебиторской (кредиторской) задолженности или убытка; определение степени влияния установленных следствием фактов интеллектуального подлога на финансовые результаты деятельности предприятия; установление негативных отклонений в распределении и использовании прибыли приведших к необоснованному завышению сумм денежных средств, оставляемых в распоряжении предприятия, организации.
Какова балансовая стоимость основных средств ЗАО «А» по состоянию на последний отчетный период 2009 года?
Какова платежеспособность и финансовое состояние ЗАО «Ф» за определенный период?
Судебно-бухгалтерская экспертиза исследует производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятий с разными формами собственности, которые допустили убытки, потери, хищения ценностей, бесхозяйственность и другие негативные явления, отраженные в бухгалтерском учете и отчетности, и стали объектом расследования правоохранительными органами. Бухгалтерская экспертиза аргументирует свои выводы документально достоверными данными, которые отражены в бухгалтерском учете, определяет материальную ответственность за нанесенный ущерб материально ответственными и должностными лицами, устанавливает сумму, за которую надлежит ответить лицу, совершившему незаконное деяние. В результате перед судебно-бухгалтерской экспертизой могут быть поставлены вопросы:
Судебная финансово-кредитная экспертиза, которая назначается для решения задач, какова качественная и количественная оценка отклонений от целевого назначения направлений использования заемных средств организации; выявление фактов и причинной связи умышленного ввода и вывода активов с невозможностью возврата кредитов и займов.
Соблюдены ли принципы кредитования при получении ссуды ООО «3» в АКБ «В»?
Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, впервые изданный в 1897 г. и пользующийся заслуженной популярностью по сей день, определяет экспертизу как «исследование, истолкование и установление таких фактов и обстоятельств, для удостоверения которых необходимы специальные познания в какой-нибудь науке, искусстве, ремесле или промысле. Предметом экспертизы является вопрос о конкретном обстоятельстве, подлежащем разрешению при помощи специальных сведений и опытности; при этом экспертиза дает только указания, служащие к разрешению данного вопроса, и проект его решения с точки зрения технической, отнюдь не вторгаясь в юридическую сторону вопроса» [2] .
Судебная экспертиза — процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу [3] .
Специфика судебно-экономической экспертизы проявляется:
- • во-первых, в том, что для ее производства требуются специальные познания в области бухгалтерского учета и смежных экономических дисциплин (экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности, налогообложение, финансы, аудит, статистика и др.) и в области правовых дисциплин (финансовое право, бюджетное право, налоговое право, коммерческое право, криминалистика, уголовное право и уголовный процесс, гражданское право и гражданский процесс и др.);
- • во-вторых, объектом расследования и судебного разбирательства являются хозяйственные операции, получившие отражение в бухгалтерских документах, учетных регистрах, балансах и отчетности, дискетах, компьютерных программах и т.п.;
- • в-третьих, объектом исследования являются факты и явления финансово-хозяйственной деятельности юридического или физического лица.
Правовой основой судебно-экономической экспертизы являются:
- • Конституция РФ;
- • Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» № 73-ФЗ от 31 мая 2001 г.;
- • Гражданский процессуальный кодекс РФ;
- • Арбитражный процессуальный кодекс РФ;
- • Уголовный процессуальный кодекс РФ;
- • Таможенный кодекс РФ;
- • и другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.
Это непосредственно определено в Федеральном законе «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» № 73-ФЗ от 31 мая 2001 г.
Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.
Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенности частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
Источник: http://studref.com/559128/pravo/struktura_sudebnoy_ekonomicheskoy_ekspertizy
Судебные экономические экспертизы
В современных условиях в связи развитием финансово-экономической сферы возрастает объем споров по экономическим вопросам между хозяйствующими субъектами. Причем имеет место увеличение не только количества, но и разнообразия спорных вопросов, рассматриваемых в судебном порядке. Этот процесс тесно взаимосвязан с анализом информации о хозяйственных операциях, отраженной в документах учета и отчетности. Такая информация может быть получена при проведении судебно-экономической экспертизы. Судебно-экономические экспертизы являются одними из наиболее распространенных в гражданском судопроизводстве, хотя их производство организовано пока только в некоторых государственных судебно-экспертных учреждениях.
Судебно-экономические экспертизы представляют собой процессуальные действия, проводимые в установленном законом порядке, основывающиеся на специализированном исследовании экономической деятельности на основании финансово-хозяйственной документации, которые осуществляются с использованием специальных знаний в области экономической науки с целью выявления фактических данных о совершении хозяйственных операций.
Основная цель судебно-экономических экспертиз — содействие судебным органам в исследовании и интерпретации экономических показателей, выявления их умышленных и неумышленных искажений.
Предметом судебно-экономических экспертиз являются фактические данные о совершении хозяйственных операций, исследование и оценка которых требуют специальных знаний в сфере экономики, бухгалтерского учета, финансов, необходимых для разрешения дела.
Если конкретизировать предмет судебно-экономических экспертиз по гражданским делам и арбитражным спорам, то им являются фактические данные (обстоятельства дела), позволяющие с использованием специальных знаний установить нарушения законодательства (гражданского, налогового, финансового, трудового и пр.), являющиеся причинами споров между сторонами.
Объектами экономических экспертиз являются первичные и отчетные документы, которые отражают произведенные хозяйственные операции и содержат информацию о наличии и движении материальных и денежных средств. Такими документами являются:
- — договоры между хозяйствующими субъектами;
- — инвентаризационные и сличительные ведомости и иные материалы инвентаризации;
- — первичные бухгалтерские документы;
- — учетные регистры бухгалтерского учета (ведомости, журналы-ордера, оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов и т.д.);
- — бухгалтерская отчетность;
- — иные материалы, необходимые для производства судебно-экономической экспертизы (материалы проведенных аудиторских проверок и т.д.).
Вышеуказанные документы отражают хозяйственные процессы деятельности организации и имеют доказательную силу при рассмотрении дела в суде. В ходе рассмотрения арбитражных и гражданских дел по экономическим спорам необходимо проведение экспертизы бухгалтерской документации.
В качестве доказательств в арбитражном и гражданском процессах принимается исключительно заключение эксперта (а не, например, аудиторское заключение, так как аудитор не является участником процессуальных правоотношений).
Производство судебных экономических экспертиз регулируется процессуальным законодательством и Законом о судебно-экспертной деятельности. Помимо этого эксперт-экономист опирается в своих исследованиях на нормы кодексов, другие законы и нормативные акты.
Основаниями для назначения судебно-экономической экспертизы являются:
- — необходимость ответов на вопросы с применением специальных знаний в области экономики;
- — противоречие между материалами дела;
- — ходатайство участников процесса о назначении судебно-экономической экспертизы;
- — заключение экспертов других специальностей о необходимости проведения судебно-экономической экспертизы.
Современная судебно-экономическая экспертиза имеет широкие возможности. С ее помощью производится, например:
- — установление соответствия операций нормативным документам;
- — выявление фактически совершенных операций;
- — определение стоимости акции и других элементов бизнеса;
- — определение полноты уплаты налогов в бюджеты всех уровней и др.
Методическая база судебно-экономических экспертиз — это совокупность методических приемов, применяемых при экспертном исследовании хозяйственных операций, отраженных в учете и оценке финансовой деятельности организаций. При производстве судебно-экономических экспертиз нет типовых ситуаций, а вопросы суда зависят от особенностей рассматриваемой ситуации. Это обусловливает отсутствие единой методики судебно-экономических экспертиз.
При проведении судебно-экономических экспертиз, как правило, используются следующие методы:
Синтез- метод изучения объекта в его целостности, единстве и взаимосвязи его частей. В финансово-хозяйственном контроле синтез можно связать с анализом. Он позволяет соединить объекты, расчлененные в процессе анализа, установить их связь и познать предмет как единое целое.
Индукция — прием исследования, представляющий собой умозаключение от частных факторов к общим выводам, т.е. вывод о состоянии объекта делается на основании исследования отдельных его сторон, например экспертиза документов, отражающих задолженность организации, проводится первоначально по данным аналитического учета, а затем — по данным синтетического учета.
Дедукция — исследование состояния объекта в целом на основе логических рассуждений, выведение выводов о его составных элементах, т.е. умозаключение от общего к частному.
Конкретизация — исследование объектов во всей их разносторонности, многообразии.
Системный анализ — изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему, т.е. возможность дать оценку поведения объекта как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование.
Экономический анализ — система приемов раскрытия и определения причинно-следственных связей, обусловивших конфликтную ситуацию в хозяйственных операциях, которая в результате стала объектом расследования правоохранительными органами.
Экономико-математический метод применяется при установлении интенсивности влияния факторов на результаты финансово-хозяйственной деятельности с целью оптимизации функционирования организации.
Проверка арифметических расчетов (пересчет) представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение экспертом самостоятельных расчетов.
Проверка документов (инспектирование): документальная информация может быть внутренней, внешней, внешней и внутренней одновременно. Документы, подготовленные и обработанные внутри экономического субъекта, являются внутренними. Внешние документы готовятся и отправляются эксперту-экономисту третьими лицами. Проверка документов заключается в том, что эксперт-экономист должен убедиться в достоверности и доброкачественности определенного документа. Для этого контролируются определенные записи в бухучете и первичном документе, которые подтверждают реальность и целесообразность выполнения операции, например, проверка документов по формальным признакам (соответствие унифицированной форме, наличие необходимых реквизитов) и по существу отраженных операций (их целесообразность и законность).
Прослеживание представляет собой процедуру, в ходе которой эксперт-экономист проверяет некоторые первичные документы, отражение их данных в регистрах синтетического и аналитического учета, соответствие типовой корреспонденции счетов плану счетов и положениям по бухучету.
Встречная проверка представляет собой проверку документов у контрагента проверяемой организации.
Эксперт-экономист в заключении отвечает на вопросы, поставленные судом о соответствии организации системы бухгалтерского учета нормативным актам, о нарушении законодательства (гражданского и налогового), о выполнении договорных обязательств и т.д.
Необходимо отметить, что в заключении не допускаются выводы о преднамеренных действиях (искажениях), нецелевом использовании и т.д., т.е. возможна только констатация тех или иных фактов, но не оценка действий конкретных лиц, являющаяся прерогативой суда.
При проведении экономических экспертиз используются показатели в трех измерителях: 1) натуральных; 2) стоимостных; 3) трудовых.
В настоящее время судебно-экономическая экспертиза делится на два основных рода: судебно-бухгалтерскую и судебную финансово-экономическую экспертизы1. Каждый из родов экономических экспертиз подразделяется на виды в зависимости от характера исследуемой экономической информации. Виды экономических экспертиз в свою очередь, подразделяются на подпилы и зависимости от специфики исследуемых объектов.
В современных экономических условиях любая хозяйственная операция представляет собой симбиоз финансов, учета и других экономических явлений. Это обусловливает взаимосвязь судебно-бухгалтерской и судебной финансово-экономической экспертиз. Исходя из этого, в некоторых случаях необходимо проведение комплексных экспертиз, когда эксперту определен круг вопросов, требующих применения широкого спектра экономических знаний (например, оценка стоимости акций и их отражение в учете предприятия). В этом случае решение вопроса невозможно без одновременного совместного участия специалистов в различных областях знания в формулировании одного общего вывода.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://studme.org/111009176812/pravo/sudebnye_ekonomicheskie_ekspertizy
Юрист в сфере гражданского права.
Стаж: 8 лет