Гражданская оборона в организации ответственность

Проводим инструктаж по теме: "Гражданская оборона в организации ответственность". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

Организация гражданской обороны на предприятии

Главный приоритет при любых чрезвычайных ситуациях – это здоровье и безопасность людей. Катастрофы, природные катаклизмы, техногенные факторы, военные действия нельзя полностью исключить как фактор влияния, не принимая во внимание их возможную опасность для персонала и других людей, проживающих в окрестностях предприятия, а также близлежащих территорий. Именно по этой причине на любом экономическом объекте необходима организация комплекса мер, которые нужно будет незамедлительно принять в случае подобных обстоятельств.

Рассмотрим, как организовать гражданскую оборону на экономическом объекте, каким навыкам необходимо обучить сотрудников и как их контролировать, какие документы для этого необходимы, отметим степень ответственности работодателя за порядок обучения ГО своего персонала.

Суть гражданской обороны

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной.

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.

Обязанности работодателя по организации ГО

Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

  • планирование и организацию штатных действий по ГО;
  • составление программы образования сотрудников в области ГО;
  • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
  • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
  • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
  • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

С чего начать организацию ГО на экономическом объекте

Все вопросы, касающиеся ГО, ложатся непосредственно на плечи руководителя, так как по закону именно он или его заместитель является в случае возникновения опасной внештатной ситуации начальником штаба гражданской обороны. Именно он и будет ответствен за должную организацию и слаженные действия персонала, его прерогатива – принимать управленческие решения и издавать приказы относительно людей и ценных активов, а также организации всех видов действий и мероприятий, посвященных ГО.

Необходимая документация

  1. В любой организации должен функционировать внутренний локальный акт, заверенный руководством – Положение о ГО. В нем необходимо отразить:
    • главные задачи ГО для данного экономического объекта;
    • меры по защите персонала в случае чрезвычайных ситуаций;
    • действия, направленные на решения задач ГО отдельно в мирное и в военное время;
    • формирования ГО, которые будут действовать в данном объединении;
    • регламент аварийных и спасательных работ;
    • контролирование устройств связи и экстренного оповещения;
    • согласование действий со штабами ГО более крупных структурных подразделений (района, города, области);
    • материальное обеспечение персонала медицинскими, защитными и другими средствами, необходимыми для ГО;
    • другие важные моменты, касающиеся сферы гражданской обороны на данном объекте (строительство или поддержание в функционирующем состоянии убежищ, контроль над биологической обстановкой и др.)

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выписка из данного Положения является обязательной составляющей должностной инструкции каждого сотрудника, ознакомление с ней должно быть зафиксировано собственноручной подписью.

  • План мероприятий по ГО – главный рабочий документ штаба. В нем прописан комплекс мер поддержания безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях для мирного времени и отдельно – для военного, с учетом конкретных характеристик предприятия, на котором он будет применяться. Приложениями к этому плану могут быть:
    • отдельные комплексы мер при ЧС для каждого структурного подразделения предприятия;
    • план территории организации с указаниями касательно эвакуации;
    • инструкции по остановке основных узлов предприятия;
    • схемы расположения систем оповещения, пожарных гидрантов и т.п.;
    • ведомость по средствам индивидуальной защиты и медицинскому обеспечению персонала;
    • бланки для расчетов ущерба при чрезвычайных ситуациях;
    • перечисление ближайших медицинских учреждений, готовых оказать экстренную помощь;
    • порядок извещения вышестоящих штабов ГО и др.
  • Законодательные основы обучения персонала

    Знания и навыки в области ГО персонал должен получить в обязательном порядке, как гласят Федеральные законы № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    Чему нужно обучить персонал касательно ГО

    Проходить такое обучение обязаны все работающие лица, трудоустроенные в сфере обслуживания и производства. Для этого существуют специально разработанные МЧС России программы, на основе которых организации составляют и принимают приказом руководителей собственные образовательные планы. Согласно последней версии основной программы, принятой в 2013 году, работников необходимо научить:

    • что предпринимать при оповещающем сигнале;
    • какими способами можно защититься от разных видов опасностей при ЧС;
    • оказывать первичную медпомощь;
    • правильно использовать средства защиты, как индивидуальные, так и коллективные;
    • адекватно применять меры противопожарной безопасности;
    • исполнять основные приемы аварийно-спасательных работ;
    • предпринимать предусмотренные меры для защиты населения и сбережения материальных ценностей в обстоятельствах ЧС.

    Как часто нужно обновлять знания по ГО

    Любые навыки со временем утрачиваются, а знания, если они не применяются и не обновляются, становятся неактуальными. Поэтому нормативная государственная документация предусматривает определенную периодичность прохождения обучения по ГО, различную для тех или иных категорий сотрудников:

    • персонал, являющийся уполномоченным в сфере ГО (начальник штаба, его заместитель, работники, непосредственно отвечающие за ГО, личный состав специальных формирований) должен проходить обязательную переподготовку не менее чем 1 раз в пятилетку;
    • остальное трудящееся население должно совершенствовать знания и умения в сфере гражданской обороны каждый год.

    ВНИМАНИЕ! Организацию обучения можно осуществлять непосредственно по месту работы, в специальных учреждениях МЧС или учебно-методических центрах (рекомендуется для уполномоченных ГО).

    Читайте так же:  Классы защиты персональных данных

    Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны

    Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.

    Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.

    Источник: http://assistentus.ru/sotrudniki/grazhdanskaja-oborona-na-predpriyatii/

    У компаний появились новые обязанности по гражданской обороне

    Вам необходимо обучить хотя бы одного работника по ГО и ЧС, иначе — минимальный штраф 100 тыс. рублей.

    КТО ДОЛЖЕН ВЕСТИ ГРАЖДАНСКУЮ ОБОРОНУ?

    Если компания продолжает работать в военное время, вы обязаны иметь в штате специалиста ГО, для которого эта работа будет основной. Сколько человек будут заниматься вопросами ГО, зависит от численности сотрудников (п. 6 Положения, утв. приказом МЧС от 31.07.2006 № 440). Компания должна работать в военное время и иметь категорию по ГО — численность специалистов ГО определяйте по таблице:

    численность сотрудников компании количество работников, которые отвечают за ГО
    До 1000 1
    От 1000 до 5000 2–3
    Свыше 5000 4–5

    Если компания должна работать в военное время, но не имеет категории по ГО, а численность сотрудников превышает 200 человек, она должна иметь отдельного специалиста ГО, для которого эта работа будет основной. Если численность сотрудников меньше 200 человек — специалист ГО может работать по совместительству.

    Компании, которые не работают в военное время и не имеют категории по ГО, могут принять специалиста ГО по совместительству. Это следует из постановления Правительства от 10.07.1999 № 782 и приказа МЧС № 440. Кому поручить эти обязанности, решает руководитель.

    Кого назначить ответственным по гражданской обороне?

    ЧТО ВАМ ПРИДЕТСЯ ДЕЛАТЬ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ

    Шаг 1. Примите сотрудника на должность специалиста ГО или оформите возложение обязанностей на работающего сотрудника с его согласия.

    Шаг 2. Направьте специалиста ГО на курсовое обучение.

    • на курсах ГО муниципальных образований;
    • в учебно-методических центрах по ГО и ЧС регионов;
    • в других организациях, которые обучают по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС.

    Минимальная продолжительность курсового обучения для специалиста ГО — 12 часов (Примерная программа, утв. МЧС 22.02.2017 № 2-4-71-8-14). Конкретную продолжительность обучения узнаете из программы курсового обучения учебного центра.

    По итогам обучения работник получит удостоверение. Оно подтвердит проверяющему, что вы выполнили мероприятия по подготовке к ГО.

    ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАМ ПОРУЧИЛИ ВЕСТИ ГРАЖДАНСКУЮ ОБОРОНУ

    Вводный инструктаж по ГО проводите для новых сотрудников в первый месяц их работы (подп. «г» п. 5 Положения, утв. постановлением Правительства от 02.11.2000 № 841). Для этого разработайте программу вводного инструктажа и согласуйте ее в отделе ГО и ЧС местной администрации.

    Чтобы не тратить много времени на вводный инструктаж, используйте наглядные материалы, например информационный стенд.

    После инструктажа в журнале вводного инструктажа по гражданской обороне укажите дату, попросите сотрудника поставить подпись и распишитесь сами. Так вы докажете проверяющему, что соблюдаете правила — инструктируете нового сотрудника по ГО в пределах месячного срока с даты приема на работу.

    Курсовое обучение по ГО проводите для всех сотрудников компании. Продолжительность обучения — не меньше 16 часов ежегодно.

    Для курсового обучения вам также понадобится программа.

    Программу курсового обучения по ГО согласуйте в отделе ГО и ЧС местной администрации.

    Чтобы провести курсовое обучение, распределите сотрудников компании на группы не более 25 человек. Группы формируйте с учетом должностей работников и особенностей их профессий. Так рекомендует МЧС.

    Составьте план занятий на учебный год. МЧС советует распределить занятия так, чтобы работники учились ежемесячно в течение года, кроме месяцев массовых отпусков. План занятий утвердите приказом.

    Занятия проводите в рабочее время. Тратить свободное время на обучение по ГО работники не обязаны, привлечь их к ответственности, если откажутся, не сможете.

    Обучение состоит из теории и практики. На теоретических занятиях рассказывайте тему устно. «Оживить» их помогут наглядные пособия: плакаты, видеофильмы.

    Практические занятия — тренировки и комплексные занятия. На них работники учатся оказывать первую помощь, использовать средства защиты и первичные средства пожаротушения. Комплексные занятия проводите в обстановке обычного рабочего дня, чтобы сотрудники научились правильно действовать после сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!».

    Чтобы сэкономить время, сделайте по каждой теме раздаточный материал для самостоятельного изучения. Тогда вам не придется тратить учебное время на общую информацию. Вместо этого во время занятий вы проработаете действия в экстраординарных ситуациях, которые могут возникнуть в вашей компании.

    Не забудьте учитывать присутствие работников на занятиях и результаты обучения. Заведите журнал учета на каждую группу и отмечайте в нем дату и тему занятия, присутствующих, результаты итогового зачета.

    С мая 2017-го компании должны не только обучать сотрудников правилам ГО, но и проводить вводный инструктаж по ГО. Проигнорируете эти обязанности – компанию оштрафуют минимум на 100 тыс. рублей, руководителя — на 10 тыс. рублей.

    Источник: http://primtrud.ru/content/u-kompaniy-poyavilis-novyie-obyazannosti-po-grazhdanskoy-oborone.html

    Гражданская оборона: огромные штрафы со 2-го мая 2017 при отсутствии инструктажа

    В апреле 2017-го ступили в силу поправки в положение о гражданской обороне. Теперь у работодателей стало еще больше обязанностей по подготовке сотрудников. А директорам даже небольших и далеких от всех этих оборонных дел фирм придется пройти платное обучение и сдать экзамены.

    Если не сделать всё как положено, любого работодателя могут оштрафовать на 100 и даже 200 тысяч рублей. А директора и ответственного за гражданскую оборону — на 20 тысяч.

    Гражданская оборона: кого это касается?

    В России есть закон о гражданской обороне и положение о подготовке населения ко всяким плохим делам. Эти документы объясняют, кто, что, как и когда должен делать, чтобы в случае форс-мажора было меньше неприятных последствий.

    Некоторые требования касаются организаций и предпринимателей. Со 2 мая 2017 года этих требований стало больше.

    Вот что теперь обязаны сделать все работодатели:

    • организовать вводный инструктаж для новичков;
    • провести курсовое обучение сотрудников;
    • разработать внутренние документы: приказы, планы, программы мероприятий;
    • провести тренировки и учения;
    • создать материально-техническую базу.

    Эти обязанности не зависят от численности сотрудников, оборотов, вида деятельности и планов работать в случае войны. Если есть бизнес, его руководитель должен пройти обучение и получить корочку. Если есть сотрудники, их тоже нужно обучить. Еще нужно разработать много документов, вести журналы инструктажа, следить за планом мероприятий и заново всё утверждать в МЧС, если переехали в новый офис или открыли филиал в другом регионе.

    Читайте так же:  Разъяснение решения суда образец определения

    Что будет, если всем этим не заниматься?

    В КоАП есть статья 20.7 по штрафам за нарушение закона о гражданской обороне. Штрафы выписывает региональное МЧС. Оно контролирует, как предприниматели выполняют требования по поводу гражданской обороны.

    Если не провести вводный инструктаж по гражданской обороне или не разработать программу курсового обучения сотрудников, могут выписать штраф до 200 тысяч рублей фирме и еще 20 тысяч — директору. Для сравнения, если не использовать онлайновую кассу, оштрафуют на 30 тысяч рублей; если не опубликовать на сайте политику обработки персональных данных — штраф 40 тысяч рублей.

    Штраф могут выписать после плановой или внеплановой проверки. Плановые проверки проводят по графику. Внеплановую могут провести когда угодно: в законе полно поводов для неожиданного визита инспектора из МЧС.

    На первый раз могут выписать предписание, потом оштрафуют. Но даже если выпишут предписание, всё равно нужно устранять нарушения: проходить обучение и готовить документы. И не лишь бы как, а с учетом методических рекомендаций, которые еще надо успеть изучить и понять. Если заранее не подготовиться, потом можно не успеть и напороться на штрафы.

    Кому нужна эта гражданская оборона? Мы живем в мирное время. Или нас к чему-то готовят?

    Гражданская оборона необязательно связана с войной, хотя и с этим тоже. Все люди должны знать, как вести себя в чрезвычайной ситуации. Если случится наводнение, землетрясение, пожар или теракт, нужно понимать, что можно и нельзя делать, как оказать первую помощь и уменьшить ущерб. Детей этому должны учить в школе, а взрослых — на работе.

    Я ИП. Меня всё это не касается и можно расслабиться?

    Лучше не расслабляться. В постановлении правительства упоминаются организации, а в регламенте МЧС по делам гражданской обороны есть расшифровка, что организации — это юридические лица и предприниматели. Поэтому все, у кого есть наемные сотрудники, должны соблюдать закон, проводить обучение и составлять документы.

    Как соблюдать требования закона? Что нужно сделать, чтобы не было штрафа?

    Перечень и содержание документов, список сотрудников, которым надо пройти обучение, и план мероприятий по гражданской обороне зависит от вида деятельности и численности штата. Есть типовые рекомендации, но их нельзя использовать бездумно. Придется адаптировать, а потом утверждать в МЧС.

    Вот с чего нужно начать, чтобы избежать штрафа:

    1. Найдите в своем регионе учебный центр, который занимается обучением по гражданской обороне. Их деятельность не лицензируется, поэтому проверьте, могут ли они выдавать корочки. Обучение одного сотрудника стоит от двух до пяти тысяч рублей. Можно учиться дистанционно: это займет девять дней или меньше.
    2. Договоритесь об обучении.
    3. Закажите пакет документов для своей организации. В Москве это стоит 20—40 тысяч рублей с учетом согласования в МЧС. Если будете менять офис, документы придется утверждать заново, но выйдет дешевле.
    4. Можно составить документы самому, но придется этому научиться и потом ходить по инстанциям. Такое обучение тоже платное, зато при необходимости можно вносить изменения, менять программы, составлять приказы и никому не платить.
    5. Если не знаете, что делать, и не хотите платить деньги, позвоните в региональное отделение МЧС. У них есть консультационные центры, где объяснят, как быть в вашем случае.
    6. Вовремя оформляйте вводный инструктаж для новых сотрудников и обновляйте документы. Из-за забытой подписи или неправильной даты можно потерять десятки тысяч рублей.

    Если к вам пришли с проверкой, а документов нет, признавайте вину, убеждайте, что исправитесь, и устраняйте нарушения. В России незнание закона не освобождает от ответственности, но признание вины может уменьшить последствия. А может и не уменьшить.

    Это очередная кормушка! Сколько можно придумывать поводы для штрафов и душить бизнес?

    Правильно вести себя в чрезвычайной ситуации нужно самим людям, чтобы они могли защитить себя, своих детей и имущество. Заставить каждого человека пройти обучение не получится, поэтому эту обязанность возложили на работодателей. Они должны всё организовать и оплатить.

    Чтобы работодатели исполняли закон, ввели штрафы. Они действовали и до этих поправок и были такими же большими. Со 2 мая поводов для штрафов стало больше, но соблюдать закон нужно было и раньше.

    Если по-честному получить корочку и обучить сотрудников, от этого будет больше пользы, чем вреда. Но даже если подойти к вопросу формально, избежать штрафа несложно. Когда придет проверка, в первую очередь потребуют документы. Если всё правильно и вовремя оформить, вам ничего не грозит.

    Поищите на сайтах региональных МЧС список вопросов, на которые нужно иметь ответ при проверке по поводу гражданской обороны, и подготовьте документы по этому перечню. Это может оказаться гораздо проще, чем вы думаете. Но всё равно придется потратить время и деньги.

    Почему об этом не трубят на каждом углу? Может быть, вы что-то перепутали и это какая-то формальная бумажка, а в реальности это никого не коснется?

    Постановление правительства — это не формальная бумажка, оно официально вступило в силу. Федеральный закон — тоже официальный и действующий нормативный документ. И административные штрафы по 200 тысяч рублей тоже самые настоящие.

    Можно предположить, что инспекторы из МЧС завтра не пойдут с проверками в маленькие офисы, а в первую очередь будут обращать внимание на заводы, которые должны работать, даже если война, или на водоканал с межрайгазом. Готовить сотрудников к работе во время войны или стихийных бедствий важно для больниц, банков, хлебозаводов, школ и атомных станций. А для интернет-магазинов и продавцов инфокурсов, может быть, не так важно.

    Но в законе нет ограничения, что его должны соблюдать только компании с большой численностью или стратегически важным видом деятельности. Этот закон касается всех. И проверить тоже могут всех.

    Источник: http://hr-portal.ru/article/grazhdanskaya-oborona-ogromnye-shtrafy-so-2-go-maya-2017-pri-otsutstvii-instruktazha

    Статья 11. Руководство гражданской обороной

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

    Статья 11. Руководство гражданской обороной

    1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

    Читайте так же:  Разрешение на оружие иностранным гражданам

    1.1. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

    2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

    Информация об изменениях:

    Пункт 3 изменен с 29 октября 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 84-ФЗ

    3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований).

    Информация об изменениях:

    Пункт 4 изменен с 29 октября 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 84-ФЗ

    4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

    Источник: http://base.garant.ru/178160/9d78f2e21a0e8d6e5a75ac4e4a939832/

    Статья 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 9 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

    Статья 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 171-ФЗ в пункт 1 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения

    1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

    планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

    проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

    осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;

    Информация об изменениях:

    создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

    Информация об изменениях:

    Пункт 2 изменен с 29 октября 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 84-ФЗ

    2. Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

    Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

    Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

    Информация об изменениях:

    Пункт 3 изменен с 29 октября 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 84-ФЗ

    3. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

    Источник: http://base.garant.ru/178160/493aff9450b0b89b29b367693300b74a/

    Обязанности организаций в области гражданской обороны

    Основные обязанности организаций (юридических лиц) в области ГО на территории Российской Федерации, регламентированы Федеральным Законом № 28 «О гражданской обороне», согласно которого:

    Гражданская оборона (ГО) — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера

    Статья 9. ФЗ № 28 «О гражданской обороне», более подробно раскрывает обязанности организаций в области ГО:

    Полномочия организаций в области гражданской обороны

    1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
    • планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
    • проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
    • осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;
    • создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
    1. Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
    • Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, — организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты;
    • Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне — формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

    Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

    1. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Согласно статьи 18. пункт 4 ФЗ №28 о ГО

    Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения

    Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций

    Согласно статьи 19 ФЗ №28 О ГО

    Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны

    Неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Читайте так же:  Восстановление срока обжалования определения мирового судьи

    Источник: http://xn--h1aaqfnw.xn--p1ai/articles/open/144

    Гражданская оборона. Основные задачи. История.

    Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

    Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

    — защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);

    — координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

    — создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;

    — повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;

    — поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;

    — специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

    — накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

    — обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;

    — эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;

    — организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;

    — обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

    История в СССР и РФ

    — Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

    — В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

    — В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

    — Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

    — В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС)

    Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

    Источник: http://presnya.mos.ru/important-in-the-area/detail/2664657.html

    Приложение. Положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций

    Приложение
    к приказу МЧС России
    от 23.05.2017 N 230

    Положение
    об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций

    1. Положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций (далее — Положение) определяет задачи и численность структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (далее — структурные подразделения (работники) по гражданской обороне), организаций независимо от их организационно-правовой формы и подведомственности (подчиненности) (далее — организации), а также численность отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов.

    2. Структурные подразделения (работники) по гражданской обороне организаций, а также отдельные работники по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов предназначены для реализации задач в области гражданской обороны и руководствуются в своей деятельности законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулирующими вопросы гражданской обороны, распорядительными актами соответствующих руководителей, а также настоящим Положением.

    3. Основными задачами структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организаций, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов являются:

    3.1. Организация планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне.

    3.2. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны.

    3.3. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности*(2).

    3.4. Организация подготовки работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

    3.5. Участие в организации создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

    3.6. Организация планирования и проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время.

    3.7. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

    3.8. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

    4. В соответствии с основными задачами и предъявляемыми законодательством Российской Федерации требованиями в области гражданской обороны структурные подразделения (работники) по гражданской обороне:

    4.1. В организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне*(3):

    4.1.1. Организуют разработку (разрабатывают), уточняют и корректируют планы гражданской обороны.

    4.1.2. Осуществляют методическое руководство планированием мероприятий гражданской обороны в представительствах и филиалах (если они имеются).

    4.1.3. Организуют планирование, подготовку и проведение мероприятий по рассредоточению работников, продолжающих деятельность в военное время, и работников, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей, а также заблаговременную подготовку безопасных районов и производственной базы в безопасных районах.

    Читайте так же:  Срок подачи иска после отмены судебного приказа

    4.1.4. Разрабатывают проекты документов, регламентирующих работу в области гражданской обороны.

    4.1.5. Формируют (разрабатывают) предложения по мероприятиям гражданской обороны, обеспечивающие выполнение мобилизационного плана организаций.

    4.1.6. Ведут учет защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за их состоянием.

    4.1.7. Организуют планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне, направленных на поддержание устойчивого функционирования организаций в военное время.

    4.1.8. Организуют разработку и реализацию инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

    4.1.9. Организуют планирование и проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки.

    4.1.10. Организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на пунктах управления этих организаций.

    4.1.11. Организуют прием сигналов гражданской обороны и доведение их до руководителей организаций.

    4.1.12. Организуют оповещение работников организаций об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    4.1.13. Организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности.

    4.1.14. Планируют и организуют подготовку по гражданской обороне руководителей организаций.

    4.1.15. Организуют, планируют и осуществляют контроль за созданием, оснащением, подготовкой нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, спасательных служб организаций и осуществляют их учет.

    4.1.16. Участвуют в планировании проведения аварийно-спасательных работ.

    4.1.17. Организуют подготовку работников способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    4.1.18. Планируют и организуют проведение учений и тренировок по гражданской обороне, а также участвуют в организации проведения учений и тренировок по мобилизационной подготовке.

    4.1.19. Формируют (разрабатывают) предложения по созданию, накоплению, хранению и освежению в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

    4.1.20. Организуют создание страхового фонда документации по гражданской обороне.

    4.1.21. Организуют контроль за выполнением принятых решений и утвержденных планов по выполнению мероприятий гражданской обороны.

    4.1.22. Вносят на рассмотрение руководителю организации предложения по совершенствованию планирования и ведения гражданской обороны.

    4.1.23. Привлекают к работе по подготовке планов, распорядительных документов и отчетных материалов по гражданской обороне другие структурные подразделения организации.

    4.2. В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне:

    4.2.1. Организуют взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

    4.2.2. Участвуют в планировании мероприятий по гражданской обороне муниципального образования в части касающейся.

    4.2.3. Организуют подготовку работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

    5. Количество работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организаций, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов определяется по следующим нормам*(4):

    5.1. Количество работников по гражданской обороне в структурном подразделении организации с учетом численности ее представительств и филиалов:

    5.1.1. В организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников:

    до 500 человек включительно — 1 освобожденный работник;

    от 501 до 2000 человек включительно — 2-3 освобожденных работника;

    от 2001 до 5000 человек включительно — 3-4 освобожденных работника;

    свыше 5001 человека — 5-6 освобожденных работников.

    5.1.2. В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, работа по гражданской обороне может выполняться по совместительству одним из работников организации.

    При необходимости количество работников по гражданской обороне может быть увеличено по решению руководителя организации.

    5.2. Количество отдельных работников по гражданской обороне в составе представительств и филиалов, соответствующих показателям для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне:

    от 200 до 500 работников включительно согласно штатному расписанию — 1 освобожденный работник;

    от 501 до 1000 работников включительно согласно штатному расписанию — 2 освобожденных работника;

    от 1001 до 2000 работников включительно согласно штатному расписанию — 3 освобожденных работника;

    от 2001 до 5000 работников включительно согласно штатному расписанию — 4 освобожденных работника;

    от 5001 и более работников согласно штатному расписанию — 5 освобожденных работников.

    5.3. В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, не обязательно.

    6. При определении количества работников в структурных подразделениях по гражданской обороне организации или отдельных работников по гражданской обороне в составе ее представительств и филиалов, осуществляющих свою деятельность в сфере образования, учитывается общее количество обучающихся по очной форме обучения, а в сфере здравоохранения учитывается число проходящих лечение больных в стационаре.

    7. Численность структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организации, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе ее представительств и филиалов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, устанавливается локальным нормативным актом.

    8. Руководители структурных подразделений (работники) по гражданской обороне организаций находятся в подчинении у руководителей организаций.

    Отдельные работники по гражданской обороне в составе представительств или филиалов организации находятся в подчинении у руководителя представительства или филиала.

    9. На должности работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организации, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе ее представительств и филиалов назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку в области гражданской обороны*(5).

    *(2) Пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2016, N 1 (часть I), ст. 68).

    *(3) Статья 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне».

    *(4) Пункт 4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 782.

    *(5) Пункт 5 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 782.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://base.garant.ru/71709264/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

    Гражданская оборона в организации ответственность
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here