Содержание
- 1 Безвозмездная аренда казенным учреждением
- 2 Безвозмездная аренда казенным учреждением
- 3 Безвозмездная аренда казенным учреждением
- 4 Безвозмездная аренда казенным учреждением
- 5 Безвозмездная аренда казенным учреждением
- 6 Безвозмездная аренда казенным учреждением
- 7 Безвозмездная аренда казенным учреждением
- 8 Операции по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества
Безвозмездная аренда казенным учреждением
Дата публикации 28.12.2018
Заключены договоры безвозмездного пользования между учреждениями:
- муниципальное образование передало помещение в жилом доме под опорный пункт полиции;
- территориальный орган внутренних дел одного субъекта РФ передал движимое имущество территориальному органу внутренних дел другого субъекта РФ.
Относятся ли эти договоры к операционной аренде в целях применения СГС «Аренда»?
С 1 января 2018 г. учреждения применяют пять федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, в т.ч.:
- стандарт «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее — СГС «Аренда»). Также необходимо руководствоваться методическими рекомендациями по его применению, доведенными письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 (далее — Методические рекомендации);
- стандарт «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее — СГС «Концептуальные основы», Стандарт).
Минфин России в письме от 14.09.2018 № 02-07-10/66285 разъяснил, что СГС «Аренда» применяется при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, порождающих возникновение доходов.
В ситуации, когда учреждение получило имущество в пользование от своего учредителя для выполнения возложенных функций, по мнению Минфина России, СГС «Аренда» применять не нужно. Такую операцию следует рассматривать с позиции имущественного вклада учредителя. Имущество, полученное в пользование, должно учитываться учреждением на забалансовом счете 01.
В обоснование этого Минфин России ссылается на пп. 41, 43, 68 СГС «Концептуальные основы». В соответствии с п. 41 Стандарта имущество, полученное учреждением от собственника (учредителя) для выполнения возложенных государственных (муниципальных) полномочий (функций), деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд, признается для целей учета и формирования отчетности вкладом собственника (учредителя).
В соответствии с п. 43 Стандарта доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, кроме поступлений, связанных с вкладами собственника (учредителя).
В целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности сведения об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должны быть представлены в соответствии с их экономической сущностью, а не только правовой формой (п. 68 СГС «Концептуальные основы»). Схожее мнение выражено в письме Минфина России от 19.09.2018 № 02-07-10/67168.
Кроме того, СГС «Аренда» не применяется, если учреждение передает объекты нефинансовых активов иным учреждениям (органам власти) для выполнения функций (полномочий), однако обязанности по содержанию имущества остаются у передающей стороны. Иными словами, если учреждение создано собственником имущества в целях организационно-технического обеспечения других учреждений и органов власти, классификация объектов учета аренды не осуществляется. Передача такого имущества отражается в порядке, который действовал до применения СГС «Аренда» (до 1 января 2018 г.):
- передающей стороной — на соответствующих счетах аналитического учета счета 101 00 «Основные средства», одновременно на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование»;
- принимающей стороной — на счете 01 «Имущество, полученное в пользование».
Разъяснения содержатся в разд. II Методических рекомендаций. Соответствующее положение закреплено в п. 32 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н). В письме Минфина России от 13.06.2018 № 02-07-10/40429 выражено мнение, что в таком случае в наличии должны быть какие-либо из следующих документов:
- распорядительные документы о передаче объектов пользователю (арендатору) для выполнения функций (полномочий) без возложения на пользователя (арендатора) обязанности по содержанию имущества;
- организационно-распорядительные документы у арендодателя имущества, возлагающие на него функции по содержанию имущества.
Разъяснения также даны в письме Минфина России от 27.09.2018 № 02-07-10/69410.
Если перечисленные условия не выполняются, передача в пользование имущества должна учитываться согласно положениям СГС «Аренда».
В соответствии с п. 2 СГС «Аренда» объекты имущества, переданные в безвозмездное пользование на основании договоров, должны учитываться как объекты учета аренды. Стандартом предусмотрено два вида аренды — операционная и финансовая (неоперационная). Критерии отнесения объектов учета аренды к тому или иному виду перечислены в разделе III СГС «Аренда».
Передача объектов (части объектов) основных средств в безвозмездное пользование относится к аренде на льготных условиях (п. 26 СГС «Аренда»). Аренда в такой ситуации рассматривается как операционная (письмо Минфина России от 07.03.2018 № 02-07-10/14794).
Руководствуясь разъяснениями Минфина России, рассмотрим ситуации, которые представлены в вопросе.
При заключении договора безвозмездного пользования между учреждениями разных бюджетов, по мнению Минфина России, имеет место субсидия в скрытой форме, т.е. возникает доход, поэтому применяется СГС «Аренда».
2. Территориальный орган внутренних дел одного субъекта РФ по договору безвозмездного пользования передал движимое имущество территориальному органу внутренних дел другого субъекта РФ (передача между двумя получателями средств одного бюджета). СГС «Аренда» можно не применять, поскольку в рамках одного ведомства и одного бюджета дохода не возникает.
Безвозмездная аренда казенным учреждением
Дата публикации 13.08.2018
Между федеральным бюджетным учреждением и территориальным управлением Росимущества заключен договор безвозмездного пользования частью нежилого помещения (200 кв. м). Договор заключен на неопределенный срок. Подписан акт приема — передачи.
До 1 января 2018 г. объект, полученный в безвозмездное пользование, учитывался на забалансовом счете 01. Согласно СГС «Аренда» право пользования ссудополучателя нежилым помещением следует признавать в качестве объекта учета аренды. Функции по содержанию переданного имущества на федеральное бюджетное учреждение не возложены. Право оперативного управления имуществом переоформляться не будет.
Можно ли в этом случае в 2018 г. и последующие годы продолжать учитывать имущество на счете 01 и не ставить его на балансовый счет 111.40 «Право пользования имуществом» как объект операционной аренды?
С 1 января 2018 г. учреждения применяют пять федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора, в т.ч. федеральный стандарт «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее — СГС «Аренда»). В силу п. 2 СГС «Аренда» объекты имущества, полученные в безвозмездное пользование на основании договоров, должны учитываться как объекты учета аренды.
СГС «Аренда» не применяется, если учреждение передает объекты нефинансовых активов иным учреждениям (органам власти) для выполнения функций (полномочий), однако обязанности по содержанию имущества остаются у передающей стороны. Иными словами, если учреждение создано собственником имущества в целях организационно-технического обеспечения других учреждений и органов власти, классификация объектов учета аренды не осуществляется. Передача такого имущества отражается в порядке, который действовал до применения СГС «Аренда» (до 1 января 2018 г.):
- передающей стороной — на соответствующих счетах аналитического учета счета 101 00 «Основные средства», одновременно на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование»;
- принимающей стороной — на счете 01 «Имущество, полученное в пользование».
Такие разъяснения содержатся в разд. II методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464. Соответствующее положение закреплено в п. 32 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н).
В бухгалтерском учете пользователя (арендатора) объекты следует отражать на счете 01 при соблюдении хотя бы одного из следующих условий (письмо Минфина России от 13.06.2018 № 02-07-10/40429):
- наличие распорядительных документов о передаче объектов пользователю (арендатору) в целях использования имущества в рамках выполнения функций (полномочий), без возложения на пользователя (арендатора) имущества обязанности по его содержанию;
- наличие организационно-распорядительных документов у арендодателя имущества, возлагающих на него функции по содержанию имущества.
Если приведенные условия не выполняются, объект прав в случае операционной аренды должен учитываться на счете 111 40 «Права пользования активами» (п. 151.1 Инструкции № 157н).
Актив, полученный учреждением в бессрочное безвозмездное пользование, можно квалифицировать как объект учета операционной аренды на льготных условиях (пп. 12, 26 СГС «Аренда»). Разъяснения даны в письме Минфина России от 07.03.2018 № 02-07-10/14794.
Отсутствие каких-либо платежей за помещение (например, возмещения стоимости коммунальных услуг и эксплуатационных расходов) само по себе не говорит о том, что применять СГС «Аренда» не нужно. Важно, чтобы функции по содержанию имущества были официально возложены на другую организацию.
Очевидно, в рассматриваемом случае эти расходы погашаются за счет средств ссудодателя. Использование бюджетных средств на оплату коммунальных услуг, оказанных арендаторам (ссудополучателям), без их возмещения арендаторами (ссудополучателями), а также использование бюджетных средств на содержание имущества, переданного в аренду (безвозмездное пользование), квалифицируется как нарушение. См., например, п. 3.3 Методических рекомендаций по оценке правомерности и эффективности предоставления и использования субсидий на выполнение государственного задания, утв. приказом Контрольно-счетной палаты Москвы от 19.06.2014 № 31/01-05, см. письмо Минимущества России от 17.09.2001 № НГ-30/16725.
Источник: http://its.1c.ru/db/content/budquest/src/13_08_2018_%E0%F0%E5%ED%E4%E0_%F1%F7%E5%F2%2001.htm
Безвозмездная аренда казенным учреждением
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»
Между государственным бюджетным учреждением субъекта РФ и государственным казенным учреждением по эксплуатации и содержанию административных зданий того же субъекта РФ заключен договор безвозмездного пользования недвижимым государственным имуществом (помещением), закрепленным за казенным учреждением на праве оперативного управления. Полномочия собственника имущества осуществляет департамент имущественных отношений субъекта РФ. Договор заключен в 2018 году сроком на 11 месяцев. Информация о наличии распорядительных документов о содержании имущества отсутствует, фактически расходы по содержанию переданного имущества продолжает нести казенное учреждение. С момента заключения договора объект числился у бюджетного учреждения на забалансовом счете 01 по стоимости 1 рубль.
Распространяется ли действие федерального стандарта «Аренда» на договор безвозмездного пользования? Согласно Плану мероприятий по внедрению федеральных стандартов, принятому финорганом субъекта РФ, данные о справедливой стоимости должны быть предоставлены передающей стороной. Казенное учреждение отказывается определять справедливую стоимость. Кто в данном случае и как определяет справедливую стоимость помещения? Какими бухгалтерскими записями в учете бюджетного учреждения (получающей стороны) отразить рассматриваемую хозяйственную ситуацию?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Необходимость применения положений СГС «Аренда», а также порядок учета полученного в безвозмездное пользование имущества зависит от наличия и содержания распорядительных документов, устанавливающих обязанности по содержанию данного имущества сторонами договора.
Законом не установлено, какой из сторон (ссудополучателем или ссудодателем) должна определяться справедливая стоимость арендных платежей. При заключении договора безвозмездного пользования имуществом между учреждениями госсектора определять справедливую стоимость арендных платежей необходимо и ссудодателю, и ссудополучателю.
В случае классификации недвижимого имущества (помещения) в качестве объекта операционной аренды, его учет ссудополучателем осуществляется на счете 0 111 42 000 «Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями)».
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
17 августа 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Как разграничить операционную и финансовую аренду смотрите подробнее в материале: Энциклопедия решений. Как организовать учет по СГС «Аренда» (для госсектора).
*(2) Причем рыночную стоимость аренды можно запросить в органе по управлению имущества, если в рамках соответствующего публично-правового образования он наделен соответствующими полномочиями. Подробнее о порядке определения справедливой стоимости арендных платежей смотрите в материалах: Энциклопедия решений. Как организовать учет по СГС «Аренда» (для госсектора); Энциклопедия решений. Как определить справедливую стоимость объекта основных средств для целей бухгалтерского учета? Памятка бухгалтеру госсектора.
*(3) Если в 22, 23 разрядах номера счета бухгалтерского учета указано «ХХ», то при формировании бухгалтерских записей должен применяться код группы синтетического счета объекта учета, соответствующий экономическому содержанию конкретной операции.
Источник: http://www.garant.ru/consult/budget/1216817/
Безвозмездная аренда казенным учреждением
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»
Казенное учреждение передало бюджетному учреждению часть помещения под централизованную бухгалтерию по договору безвозмездного пользования 19.03.2018. Договор бессрочный, возвратный. Расходы по содержанию переданного имущества продолжает нести казенное учреждение. Казенное учреждение не является специализированным учреждением, созданным для содержания государственного имущества и организационно-технического обеспечения иных учреждений.
Какими бухгалтерскими записями отражается передача помещения в учете казенного учреждения? Надо ли отражать выбытие в казенном учреждении на балансовых счетах и ставить на счет 26 по стоимости в акте? Надо ли отражать доходы при безвозмездном пользовании?
Какими бухгалтерскими записями отразить получение в безвозмездное пользование в учете бюджетного учреждения? Можно ли отразить его бухгалтерской записью по дебету счета 4 111 42 350 в корреспонденции с кредитом счета 4 401 40 182? Отражается ли оно на забалансовом счете 01? Если да, то по какой стоимости?
Учет у ссудодателя (казенного учреждения)
Учет у ссудополучателя (бюджетного учреждения)
При получении объекта по договору безвозмездного пользования при операционной аренде учет полученного имущества ссудодателем на забалансовом счете 01 не осуществляется (п. 333 Инструкции N 157н).
В соответствии с положениями п. 27.1 и п. 28.2 СГС «Аренда» в составе финансового результата текущего периода с обособлением на соответствующих счетах аналитического учета Рабочего плана счетов субъекта учета равномерно (ежемесячно) признаются:
— отложенные доходы от предоставления права пользования активом;
— амортизация права пользования активом.
Учитывая изложенное, а также положения Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, получение объекта по договору безвозмездного пользования при операционной аренде отражается бухгалтерскими записями:
1. Дебет 4 111 42 350 Кредит 4 401 40 182
— отражено принятие к учету права пользования помещением по справедливой стоимости арендных платежей.
Далее ежемесячно отражается:
2. Дебет 4 401 20 224 Кредит 4 104 42 450
— отражено начисление амортизации права пользования в размере справедливой стоимости арендных платежей за месяц;
3. Дебет 4 401 40 182 Кредит 4 401 10 182
— отражено признание отложенных доходов доходами текущего финансового года в размере справедливой стоимости арендных платежей за месяц.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет при безвозмездном пользовании по стандарту «Аренда» у ссудодателя (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Учет при безвозмездном пользовании по стандарту «Аренда» у ссудополучателя (для госсектора).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник: http://www.garant.ru/consult/budget/1210796/
Безвозмездная аренда казенным учреждением
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»
Может ли муниципальное казенное учреждение сдавать в безвозмездное пользование часть помещения, которое находится у учреждения в собственности (которое является муниципальным имуществом)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Казенное учреждение вправе предоставлять часть помещения в безвозмездное пользование, получив на это согласие собственника и соблюдая требования ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
29 марта 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Так, например, согласно п. 13.11 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Череповца, утвержденного решением Череповецкой городской Думы Вологодской области от 25 апреля 2006 г. N 83, муниципальное казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия органа мэрии города, осуществляющего в соответствии с муниципальными правовыми актами полномочия собственника имущества муниципального казенного учреждения.
*(2) По данному вопросу смотрите материал: Энциклопедия решений. Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества.
Источник: http://www.garant.ru/consult/civil_law/1192177/
Безвозмездная аренда казенным учреждением
И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант
В 2019 году учет объектов аренды и расчетов с арендаторами необходимо вести с применением федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» (далее – СГС «Аренда»), утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н. |
Стандарт «Аренда»
В 2018 году вступил в силу СГС «Аренда», и соответствующие изменения в части учета объектов аренды были внесены приказом Минфина России от 31.03.2018 № 64н в Инструкцию по применению Единого плана счетов, утвержденную приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), и инструкции по учету.
Рекомендации по применению СГС «Аренда» доведены системным письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 (далее – Письмо № 02-07-07/83464).
Положения СГС «Аренда» применяются одновременно с положениями СГС «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н).
Типовой договор и классификация аренды
В соответствии с СГС «Аренда» все арендные отношения делятся на операционную и финансовую аренду. В зависимости от вида арендных отношений осуществляется учет объекта аренды и расчетов с арендатором или арендодателем.
Операционная аренда – аренда, при которой все существенные операционные риски и выгоды, связанные с использованием объекта аренды, несет правообладатель (арендодатель).
Финансовая аренда – аренда, при которой все существенные операционные риски и выгоды, связанные с использованием объекта аренды, несет пользователь (арендатор).
На дату начала арендных отношений производится их классификация в качестве финансовой или операционной аренды. Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по аренде зависит от того, какая сторона арендных отношений несет существенные операционные риски и выгоды, связанные с использованием объекта аренды (п. 11 СГС «Аренда»).
В пунктах 12 и 13 СГС «Аренда» приводятся признаки, позволяющие классифицировать арендные отношения.
Заключение казёнными, бюджетными и автономными учреждениями договоров аренды, если учреждение выступает в них арендодателем, возможно при соблюдении ограничений в отношении прав учреждений по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом . В частности, сделки с недвижимым имуществом согласовываются:
— | казённым учреждением – с главными распорядителями бюджетных средств; |
— | бюджетным учреждением – с учредителем; |
— | автономным учреждением – с учредителем, если недвижимость получена от него или приобретена за счет его средств. |
Подробнее об этом читайте в статье И.В. Артемовой «Сдача в аренду помещений образовательным учреждением» в журнале «Советник в сфере образования» № 6 за 2017 год. Статья включена в систему «Советник бухгалтера» и доступна по коду подписчика на нашем сайте.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Передача государственным (муниципальным) учреждением имущества в аренду осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ). Согласно ч. 1 и 3 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ заключение договоров аренды должно заключаться по результатам проведения конкурсов или аукционов, за исключением случаев, указанных в ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ. В частности, к таким исключениям относятся случаи передачи в аренду имущества:
— | на срок не более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев; |
— | являющегося частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем 20 м2 и не превышает 10% площади соответствующего помещения, здания. |
Договор аренды федерального недвижимого имущества (кроме земельных участков), заключаемый без торгов, должен заключаться по рекомендуемой форме, которая доведена письмом Росимущества от 18.02.2016 № ОД-14/6246. В качестве примера рассмотрим приведенную в письме рекомендованную форму № 3 договора аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) или организациями (за исключением ФГУП), подведомственными ФОИВ.
Рекомендованная форма содержит в качестве условий договора следующее:
— | обязанность арендатора по страхованию объекта недвижимости от риска утраты (гибели), недостачи или повреждения в пользу арендодателя на весь срок действия договора аренды; |
— | обязанность арендодателя и арендатора заключить договоры на возмещение последним коммунальных, эксплуатационных и административно-хозяйственных расходов на срок договора; |
Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.
В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.
Источник: http://www.referent.ru/40/12227
Безвозмездная аренда казенным учреждением
Дата документа | 15.10.2018 |
Метки | Статья · Вопрос-ответ |
КАК ОТРАЗИТЬ ПОЛУЧЕННОЕ В БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ИМУЩЕСТВО
О.Н. Емельянова,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бюджетное учреждение по договору безвозмездного бессрочного пользования в 2011 году получило перечень имущества: 1. Комплект в составе (системный блок) – 1 шт. 2. Монитор – 1 шт. 3. Источник бесперебойного питания – 1 шт. 4. Модем – 1 шт. 5. Сетевой фильтр. 6. Неисключительные права (диск Microsoft Office Standard 2007 – 1 шт., полный пакет для сертифицированной ОС WINDOWS XP Professional – 1 шт., пакет сертифицированного клиентского доступа к Microsoft Windows Server 2003 c 1 АРМ – 1 шт., программа фиксации и контроля исходного состояния программного комплекса «Фикс» – 1 шт., пакет сертификации для СКД Device Lock для использования на 1 АРМ – 1 шт.). Стоимостью полученного имущества составила 179 116,92 рублей. Имущество передано в пользование бюджетным учреждением (не специализированной организацией). Как и по какой стоимости в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить полученное по договору безвозмездного бессрочного пользования имущество в соответствии с федеральным стандартом «Аренда»? |
1. Начиная с 1 января 2018 года хозяйственные операции по договорам безвозмездного пользования отражаются в учете бюджетных учреждений в соответствии с требованиями СГС «Аренда», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее – СГС «Аренда»).
Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.
В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.
Источник: http://www.referent.ru/40/12130
Операции по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества
Безвозмездность – это передача имущества, денежных средств одним лицам со стороны других лиц без оплаты, бесплатно 1 . При этом производиться безвозмездная передача может в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов. В настоящей статье рассмотрен порядок отражения операций по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества в учете казенных учреждений.
Правовые положения
Начнем с того, что имущество закрепляется за казенным учреждением на праве оперативного управления. Учреждение владеет и пользуется им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением данного имущества и если иное не установлено законом, а распоряжается им с согласия собственника этого имущества (ст. 296 ГК РФ).
В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. При этом в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней 2 . То есть право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) недвижимым имуществом (недвижимостью), права на которое подлежат государственной регистрации, признаются:
– земельные участки и участки недр;
– объекты, связанные с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (в частности, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы).
Факт государственной регистрации прав на указанное имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации (п. 1 ст. 14 Федерального закона № 122-ФЗ). Датой государственной регистрации права оперативного управления является день внесения соответствующих записей о данном праве в Единый государственный реестр.
Бюджетный учет операций по безвозмездной передаче
В соответствии с п. 4 и 5 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н), для учета казенными учреждениями операций с недвижимым имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, предназначены следующие счета:
Номер счета |
Срок полезного использования безвозмездно полученных объектов недвижимого имущества в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется исходя из срока фактической эксплуатации и срока ранее начисленной суммы амортизации (п. 44 Инструкции № 157н).
Безвозмездная передача (получение) может осуществляться в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов.
Порядок отражения в бюджетном учете казенных учреждений операций по безвозмездной передаче недвижимого имущества в рамках первых двух видов расчетов (внутриведомственных и межведомственных) изложен Минфином в письмах от 01.03.2011 № 02-06-07/733 и от 30.03.2012 № 02-06-07/1061.
В первом письме специалисты финансового ведомства отводят важную роль кодам бюджетной классификации, которые следует указывать с 1 по 17 разряды номера счета бюджетного учета сторонами расчетов (передающей и принимающей) при отражении в учете операций по безвозмездной передаче. Среди них:
– КРБ – код расходов по бюджетной классификации РФ, по которому учтено передаваемое имущество;
– КРБ – код доходов по бюджетной классификации РФ
XXX 2 07 00000 00 0000 180 «Прочие безвозмездные поступления» соответствующего бюджета бюджетной системы РФ;
– КРБ – код расходов по бюджетной классификации РФ, по которому полученное имущество подлежит учету получающей стороной.
Далее подробно рассмотрим особенности учета операций по безвозмездной передаче отдельно по каждому из приведенных выше видов расчетов.
Безвозмездная передача в рамках внутриведомственных расчетов
Внутриведомственные расчеты – это расчеты между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. Для учета таких расчетов предназначен счет 0 304 04 000. Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов в разрезе участников расчетов (удержаний), а учет операций – в журналах операций в соответствии с содержанием хозяйственной операции. В частности, учет операций по безвозмездной передаче недвижимого имущества ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) (п. 276 – 278 Инструкции № 157н).
С порядком отражения в учете передающей и принимающей сторон операций по внутриведомственной передаче (получению) недвижимого имущества познакомимся на примере.
Стоимость передаваемого нежилого здания составляет 1 200 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 400 000 руб. Здание относится к девятой амортизационной группе со сроком полезного использования 30 лет (360 мес.). Право на оперативное управление этим зданием у передающей стороны прекращено в январе. У принимающей стороны право оперативного управления зарегистрировано в мае.
Передающая и принимающая стороны являются учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю.
1. В бухгалтерском учете передающей и принимающей сторон в январе будут произведены следующие записи:
Содержание операции |
В учете передающей стороны
В учете принимающей стороны
– Извещения (ф. 0504833);
– Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), подписанного обеими сторонами расчетов на основании распорядительного акта органа, осуще-
ствляющего полномочия собственника;
– документа, подтверждающего прекращение у передающей стороны права оперативного управления.
** Проводка приведена в соответствии с Письмом № 02-06-07/1061. В письме не сказано, по какой стоимости следует отражать принимаемый объект на забалансовый учет. Согласно п. 333 Инструкции № 157н объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете 01 на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). Однако из данной нормы не совсем ясно, какую стоимость указывать – балансовую или остаточную. В примере указана балансовая стоимость принимаемого объекта недвижимого имущества.
2. В учете принимающей стороны в мае операции по получению нежилого здания будут отражены бухгалтерскими проводками:
Содержание операции |
** Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833). Амортизация доначислена за февраль – апрель.
Безвозмездная передача в рамках межведомственных расчетов
В рамках межведомственных расчетов осуществляются операции по безвозмездной передаче (получению) объектов недвижимости между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) одного уровня бюджета. В учете передающей стороны данные операции отражаются на счете 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям», а в учете принимающей стороны – на счете 0 401 10 180 «Прочие доходы» (п. 7 и 10 Инструкции № 162н).
Порядок отражения межведомственной передачи недвижимого имущества в учете передающей и принимающей сторон рассмотрим на примере.
Стоимость передаваемого сооружения составляет 330 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 165 000 руб. Сооружение относится к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования
10 лет (120 мес.). Право на оперативное управление этим сооружением у передающей стороны прекращено в марте. У принимающей стороны право оперативного управления зарегистрировано в мае.
Передающая и принимающая стороны являются учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям одного уровня бюджета.
1. В бухгалтерском учете передающей и принимающей сторон в марте будут произведены следующие записи:
Содержание операции |
В учете передающей стороны
В учете принимающей стороны
ние ставится на забалансовый учет (до момента государственной регистрации прав)**
– Извещения (ф. 0504833);
– Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), подписанного обеими сторонами расчетов на основании распорядительного акта органа, осуществляющего полномочия собственника;
– документа, подтверждающего прекращение у передающей стороны права оперативного управления.
** Проводка приведена в Письме № 02-06-07/1061.
2. В бухгалтерском учете принимающей стороны в мае операции по получению сооружения будут отражены следующими проводками:
Содержание операции |
(330 000 руб. / 120 х 1)
** Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833). Амортизация доначислена за апрель.
Безвозмездная передача в рамках межбюджетных расчетов
Межбюджетные расчеты осуществляются между учреждениями разных уровней бюджетов бюджетной системы РФ. Операции по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества в рамках данных расчетов отражаются в учете передающей стороны на счете 0 401 20 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», принимающей стороны – на счете 0 401 10 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (п. 7 и 10 Инструкции № 162н).
В Письме № 02-06-07/733 проводки по отражению межбюджетной передачи недвижимого имущества Минфином не приводятся, однако, по мнению автора, они аналогичны проводкам, рассмотренным при межведомственной передаче. Разница лишь в том, что передающей стороне вместо счета 0 401 20 241 следует указывать счет 0 401 20 251, а принимающей стороне вместо счета 0 401 10 180 – счет 0 401 10 151.
Кроме того, по мнению автора, будет иным код доходов по бюджетной классификации РФ КРБ , который указывается в разрядах 1 – 17 номера счета бюджетного учета принимающей стороной при отражении в учете операций по безвозмездному получению недвижимого имущества. Вместо кода XXX 207 00000 00 0000 180 «Прочие безвозмездные поступления» следует указывать код
ХХХ 202 00000 00 0000 151 «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
В заключении отметим, что расходы по содержанию объекта недвижимости, понесенные в соответствии с законодательством РФ до получения государственной регистрации (до момента принятия к учету основных средств), отражаются на счете 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ (Письмо № 02-06-07/1061).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/277655/
Юрист в сфере гражданского права.
Стаж: 8 лет