Судебная экспертиза правового акта

Проводим инструктаж по теме: "Судебная экспертиза правового акта". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

7 процессуальных ошибок при назначении судебной экспертизы

Руководитель коллегии адвокатов «Комиссаров и партнеры», адвокат (адвокатская палата Санкт-Петербурга)

специально для ГАРАНТ.РУ

Заключение эксперта – один из источников сведений, на основании которых суд устанавливает факты, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Как и любое другое доказательство, оно будет иметь юридическую силу при условии, что получено с соблюдением закона. В этой колонке я рассмотрю ошибки, которые допускаются судом при назначении экспертизы в гражданском процессе и возможности их предупреждения во избежание затягивания сроков для рассмотрения дела, признания заключения эксперта недопустимым доказательством, а также увеличения расходов по делу.

Порядок назначения экспертизы

Процедура назначения экспертизы в гражданском процессе регламентируется ст. 79-80 Гражданского процессуального кодекса.

Назначение судебной экспертизы осуществляется судом по собственной инициативе или по ходатайству лиц, участвующих в процессе. В ряде дел, таких как дела о признании гражданина недееспособным, проведение экспертизы является обязательным процессуальным действием (ст. 283 ГПК РФ).

Экспертиза может быть назначена как на стадии подготовки к судебному разбирательству, так в и процессе самого судебного разбирательства.

Поводом для проведения экспертизы является возникновение в деле вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, и для разрешения которых недостаточно опросить в судебном заседании специалиста. Назначение экспертизы должно быть обоснованным.

Перед вынесением определения о назначении экспертизы суд:

  • устанавливает факты, для подтверждения которых необходимо проведение экспертизы;
  • определяется с видом экспертизы;
  • выбирает судебно-экспертное учреждение или эксперта (экспертов);
  • рассматривает ходатайства об отводе экспертов, если таковые имеются;
  • формулирует круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта;
  • обозначает дату назначения экспертизы и дату, не позднее которой заключение должно быть составлено и направлено экспертом в суд;
  • решает вопрос о предоставлении эксперту материалов и документов для сравнительного исследования, особые условия обращения с ними, если это необходимо;
  • определяет за чей счет должна быть проведена экспертиза.

Выбор эксперта и определение круга вопросов осуществляются судом с учетом мнения участников процесса. Отклоняя вопросы, предложенные стороной по делу, суд обязан мотивировать свое решение.

Содержание определения о назначении экспертизы должно соответствовать требованиям ст. 80, ст. 225 ГПК РФ.

Эксперт предупреждается судом или руководителем судебно-экспертного учреждения об ответственности, предусмотренной ст. 307 Уголовного кодекса.

Далее, суд имеет право воспользоваться правом, представленным ст. 216 ГПК РФ, и приостановить производство по делу.

Ошибки в судебной практике

Анализ правоприменительной практики в этом вопросе приведен в Обзоре судебной практики по применению законодательства, регулирующего назначение и проведение экспертизы по гражданским делам, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 декабря 2011 года (далее – Обзор). Изучение обобщений, проведенных на уровне верховных судов субъектов РФ, показывает, что Обзор сохраняет актуальность и в настоящий момент. Приведем типичные ошибки судов при назначении экспертизы.

Не указано наименование вида экспертизы. В отдельных случаях вместо названия экспертизы суды указывали ожидаемые от исследования результаты. Так, в одном определении экспертиза была названа: «судебная экспертиза по определению рыночной стоимости заложенного имущества». Назначаются несуществующие виды экспертиз. Перечень возможных видов судебных экспертиз содержится в Приказе Минюста России от 27 декабря 2012 г. № 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России».

Неверно определен вид экспертизы. Судом на разрешение эксперта поставлены вопросы, на которые не могли быть получены ответы в результате указанного в определении вида экспертизы.

Неверно указан тип экспертизы (повторная или дополнительная). Повторная экспертиза согласно ст. 87 ГПК РФ, ст. 20 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» назначается судом, когда есть основания сомневаться в объективности и обоснованности заключения эксперта. Дополнительная экспертиза, как правило, имеет место быть при выявлении неясности, неточности, неполноте выводов эксперта. Эта ошибка может повлечь неверное решение вопроса о том, возможно ли поручение этой же экспертизы тому же эксперту.

Не определены даты проведения экспертизы и даты предоставления суду заключения эксперта. При определении сроков судьи руководствуются Методическими рекомендациями по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской федерации, утв. приказом Минюста России от 20 декабря 2002 года № 346, а также сложившейся практикой по срокам проведенных ранее экспертиз. Отсутствие конкретной даты в определении о назначении экспертизы также приводит к неопределенности, и как следствие затягиванию процесса во времени.

Ошибочный выбор экспертного учреждения или эксперта. Не всегда предварительно выяснялась возможность конкретного экспертного учреждения провести необходимые вид экспертизы, наличие соответствующей материально-технической базы или условий для проведения экспертизы.

Не составлялся протокол судебного заседания или составлялся с нарушением ст. 228 ГПК РФ. Обязанность суда – составлять протокол при проведении каждого отдельного процессуального действия. Применительно к назначению экспертизы в протоколе подлежат обязательному отражению: лицо, ходатайствующее о назначении экспертизы, сведения о разъяснении прав участникам процесса и последствий уклонения от экспертизы, данные о представление сторонами вопросов для исследования, обсуждений выбора эксперта, заявления отводу эксперта.

На разрешение экспертам ставились вопросы правового характера. Например, разрешение такие вопросов, как: «Соответствовали ли действия истца и ответчика перед столкновением ПДД, и если нет, то какие пункты ПДД были нарушены?» или «Нуждается ли данный гражданин в установлении опеки?» относится к компетенции суда, и ставить их перед экспертом считается недопустимым.

Читайте так же:  Срок исковой давности по зданиям и сооружениям

В большинстве из перечисленных нарушений определение о назначении судебной экспертизы и материалы для ее проведения возвращаются из экспертного учреждения без исполнения обратно в суд для уточнения соответствующих пунктов. Данное обстоятельство приводит к затягиванию сроков разрешения дела по существу.

Возможности участников процесса

Ошибкой со стороны участников процесса является пассивное поведение в процессе и предоставление решений всех вопросов, касающихся назначения экспертизы, на откуп суду и другой стороне по делу.

Важно ясно представлять возможности того или иного вида экспертизы и результаты, которые она может дать. В ходатайстве о назначении экспертизы необходимо обосновать ее назначение и указать конкретный факт, для установления которого требуется специальные знания. Предложенные на разрешение эксперта вопросы должны быть конкретны, понятны, корректно сформулированы и последовательны. Для этого можно воспользоваться специальной литературой или проконсультироваться со специалистом. Предлагая суду эксперта, желательно предварительно провести мониторинг уже проведенных ранее аналогичных судебных экспертиз и экспертов, работающих в нужной сфере, и предоставить суду информацию об экспертном учреждении или данные эксперта (экспертов) с указанием сведений об их компетентности, стаже эксперта, сроков, за которые он проведет экспертизу, и стоимость его услуг.

При назначении экспертизы по инициативе суда также важно активно пользоваться предоставленными сторонам процессуальными правами, контролировать внесение соответствующих замечаний в протокол судебного заседания и знакомиться с вынесенным определением о назначении экспертизы.

Последнее приобретает особое значение в связи с тем, что формально законодатель дает возможность принесения частной жалобы на определение суда о назначении экспертизы только в отношении вопросов, связанных с судебными расходами (ст. 104 ГПК РФ), а также приостановлении производства по делу (ст. 218 ГПК РФ).

Это мотивируется тем, что определение суда о назначении экспертизы само по себе не исключает возможность дальнейшего движения дела и в соответствии со ст. 331 ГПК РФ частные жалобы на определения суда такого рода не подаются. Возможность обжалования определения отсутствует и в ст. 80 ГПК РФ, касающейся непосредственно определения суда о назначении экспертизы.

Право оспорить выбор суда в отношении эксперта и круга вопросов процессуальное законодательство не предоставляет. В случае вынесения неблагоприятного решения возможно включить свои доводы в аппеляционную жалобу, воспользовавшись правом, указанным в п. 3 ст. 331 ГПК РФ.

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/komissarov/1228643/

Правовая экспертиза процессуальных документов и судебных актов
Экспертиза процессуальных документов, материалов дел, судебных актов и решений

Экспертиза процессуальных документов, материалов дел, судебных актов и решений
Экспертиза процессуальных документов
Правовая экспертиза процессуальных документов и судебных актов

Экспертиза, исследование и анализ процессуальных документов, иных документов, имеющих доказательственное значение в судопроизводстве, а также судебных актов и решений, производится с целью выявления недостатков и ошибок в действиях (бездействии) должностных лиц, проверки правильности получения доказательств и их фиксирования в процессуальных документах, проверки соблюдения порядка и правил оформления процессуальных документов, соблюдения установленного порядка производства по административным, гражданским и уголовным делам. Результаты соответствующего анализа могут быть использованы при формулировании доводов защиты с целью последующего их представления в суд, например, в процессе производства по делу, при составлении жалоб на действия (бездействие) должностных лиц, при составлении жалоб на судебные акты и решения, а также при составлении жалоб на решения судов первой инстанции, при производстве по этим жалобам и при составлении надзорных жалоб.

Экспертиза процессуальных документов осуществляется с целью установления правильности составления процессуальных документов, мотивированности выводов, изложенных в них, их соответствия требованиям, предусмотренным законом и нормативными актами, соответствия содержания процессуальных документов требованиям, установленным процессуальным законодательством, нормативными правовыми актами, иными нормативными актами, приказами, инструкциями, распоряжениями и прочими документами, в том числе ведомственного характера.

Необходимо проверить, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также проверить, правильно ли оформлены иные материалы дела.

Рекомендуемые образцы большинства из перечисленных выше документов приведены в приложениях к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (приложение к приказу МВД РФ от 02 марта 2009 года № 185), в приложениях к приказу МВД РФ от 4 августа 2008 года № 676 «Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения».

Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, проверяется на соответствие его формы учетной форме 307/у-05 «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» (приложение № 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» от 14 июля 2003 года № 308) и на его соответствие требованиям Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у-05 «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» (приложение № 3 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» от 14 июля 2003 года № 308).

Документы суда (определения, запросы, протоколы судебных заседаний, судебные акты и решения) проверяются на их соответствие требованиям Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающим соответствующее процессуальное оформление рассмотрения дел об административных правонарушениях, в частности изложенным в гл. 29 КоАП РФ. Например, постановление по делу об административном правонарушении необходимо проверить на его соответствие требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Читайте так же:  Отсрочка исполнения решения суда гпк

Детализация по вопросам экспертизы и анализа процессуальных документов, материалов дел, судебных актов и решений производится в порядке частных консультаций на основе материалов дел

Источник: http://market-mg.narod.ru/osv_expertisa_pd.htm

Порядок проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» и пунктом 7 Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 № 904 (далее — Положение).

Правовая экспертиза осуществляется в целях выработки федеральными органами государственной власти в пределах их полномочий, вытекающих из пункта «а» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Правовая экспертиза проводится в срок до 30 дней с момента поступления правового акта в Министерство юстиции Российской Федерации (территориальный орган). При необходимости этот срок может быть продлен руководством Минюста России (территориального органа), но не более чем на один месяц.

Правовые акты подлежат правовой экспертизе, если они носят нормативный характер.

Правовая экспертиза отмененных, признанных утратившими силу правовых актов, а также правовых актов, срок действия которых истек, не проводится.

При правовой экспертизе проводится правовая оценка формы правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего правовой акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также оценка соответствия правового акта требованиям юридической техники (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов). Кроме того, рекомендуется изучить состояние правового регулирования в соответствующей сфере правоотношений.

По результатам проведения правовой экспертизы составляется экспертное заключение.

В экспертном заключении о несоответствии правового акта Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству рекомендуется отражать следующие сведения:

реквизиты правового акта (в случае если проводится правовая экспертиза правового акта с изменениями и дополнениями, то указываются также реквизиты правового акта, вносящего изменения и дополнения, принятие (издание) которого послужило поводом проведения экспертизы);

повод проведения правовой экспертизы (принятие нового правового акта, внесение в него изменений, изменение федерального законодательства, поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, обращения органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, запросы аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, поручения Минюста России, поручения главного управления (для управлений), а также, если есть основания полагать, что в экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в правовом акте противоречие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, а также в случаях, указанных в пункте 31 Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минюста России от 31.05.2012 № 87);

предмет правового регулирования и его соответствие сфере ведения субъекта Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации или ведения Российской Федерации, установленной Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (с указанием конкретных статей и пунктов);

состояние правового регулирования в данной сфере (перечень актов федерального законодательства, на соответствие которым рассматривался правовой акт), необходимость и достаточность правового акта для урегулирования общественных отношений;

оценка компетенции принявшего правовой акт органа государственной власти субъекта Российской Федерации, должностного лица субъекта Российской Федерации;

вывод о несоответствии содержания правового акта Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

оценка порядка обнародования (опубликования) правового акта при наличии сведений об обнародовании (опубликовании) правового акта;

оценка формы и текста правового акта на соответствие правилам юридической техники;

результаты антикоррупционной экспертизы правового акта.

В экспертном заключении о соответствии правового акта Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству рекомендуется делать вывод о соответствии правового акта Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а также отражать следующие сведения:

реквизиты правового акта (в случае если проводится правовая экспертиза правового акта с изменениями и дополнениями, то указываются также реквизиты правового акта, вносящего изменения и дополнения, принятие (издание) которого послужило поводом проведения экспертизы);

повод проведения правовой экспертизы (принятие нового правового акта, внесение в него изменений, изменение федерального законодательства, поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, обращения органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, запросы аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, поручения Минюста России, поручения главного управления (для управлений), а также, если есть основания полагать, что в экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в правовом акте противоречие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, а также в случаях, указанных в пункте 31 Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минюста России от 31.05.2012 № 87);

оценка формы и текста правового акта на соответствие правилам юридической техники;

результаты антикоррупционной экспертизы правового акта.

При выявлении в правовом акте норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, коррупциогенных факторов экспертное заключение для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений следует направлять в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший правовой акт, и в копии — в органы прокуратуры соответствующего субъекта Российской Федерации для принятия мер прокурорского реагирования.

Читайте так же:  Выплаты по судебному приказу

При несогласии органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего правовой акт, и органа прокуратуры с выводами экспертного заключения территориального органа о наличии (отсутствии) в правовом акте норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, коррупциогенных факторов территориальному органу рекомендуется направить правовой акт для проведения правовой экспертизы в Департамент или главное управление.

Источник: http://minjust.ru/ru/poryadok-provedeniya-pravovoy-ekspertizy-normativnyh-pravovyh-aktov-subekta-rossiyskoy-federacii

Правовая экспертиза

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

Множество разновидностей профессиональных юридических услуг включает проведение правовой экспертизы документов, представляющее собой процесс изучения и анализа предоставляемых материалов с вынесением законодательно обоснованного решения по интересующему вопросу с точки зрения профессионального юриста и соответствия этих материалов и документов существующему законодательству.

При проведении правовой экспертизы документов эксперты оказывают помощь в составлении перечня вопросов, возникающих при заключении и исполнении договора или контракта, основываясь на всестороннем правовом анализе и практике применения норм законодательства.

Проведение

Проведение правовой экспертизы нормативно-правовых актов возможно по желанию клиента, направленному на выявление конкретных фактов нарушений. Возможна проверка отдельных условий договора, включающих порядок расчетов, права и обязанности сторон, ответственность по договору и т. д. со степенью их детализации. Правовая экспертиза может также касаться определения количества и содержания, необходимых для подготовки договора, доверенности, приложения, акта и прочих документов.

Правовая экспертиза документов определяет их соответствие общим требованиям кодексов и законов, подзаконных актов, а также правил и норм, утверждаемых контролирующими органами и юридические последствия подписания таких документов. Главной целью здесь было и будет выявление и предупреждение нарушений законодательства, допущенных в процессе использования и оформления представленных на экспертизу документов.

В случае недостаточно профессионального оформления и составления договоров это может иметь следующие отрицательные последствия:

  • аннулирование договора;
  • получением договором статуса не заключенного;
  • заключенный неправильно договор может повлечь внеплановые налоговые расходы;
  • незначительная ошибка при составлении договора может привести к обращениям в разные судебные инстанции;
  • ожидаемый результат договора не будет получен.

Вопросы

Видео (кликните для воспроизведения).

Для проведения правовой экспертизы клиенту достаточно сформулировать перед специалистом требующие решения вопросы и предоставить копии нуждающихся в исследовании документов. Юристы проверят грамотность составления данного документа и его соответствие законодательным требованиям, определят его вид (договор аренды, подряда, оказания услуг, поставки и т.д.), оценят содержание и форму с акцентом на пожелания клиента.

Результатом проведения правовой экспертизы документов может быть заключение в устной форме, когда специалист высказывает свое мнение и дает правовую оценку. Это вполне уместно по отношению к отдельно взятому небольшому документу, как то: доверенность, акт либо договор простой формы, иные односложные документы. Но нередко возникает ситуация, требующая правовой экспертизы касающегося одного вопроса комплекса документов либо на экспертизу предоставлен смешанный договор с содержанием положений разных видов договоров.

В таком случае заключение правовой экспертизы составляется на бумаге с подробным описанием допущенных при составлении этого документа нарушений, с перечислением ошибок, изъянов и неблагоприятных для клиента условий предполагаемого соглашения. Рекомендации по устранению всех недочетов и дефектов также должны быть получены от специалиста в письменном виде.

Изучив и проанализировав судебную практику, юрист предложит возможные пути для правового решения всего комплекса имеющихся вопросов. По итогам проведения правовой экспертизы документов эксперт может также предлагать составить дополнительное соглашение либо протокол разногласий, либо внести изменения в текст:

При сделках с недвижимостью проведение правовой экспертизы получение клиентом письменных рекомендаций квалифицированных юристов по жилищному праву поможет устранить сомнения по сделке и снять риск, даст возможность принять решение о продаже или покупке с полной уверенностью в чистоте предполагаемой сделки.

Правовая экспертиза документов приобретает особенное значение и важность в тех случаях, когда нельзя исключить большие материальные и другие потери. На первых шагах организации бизнеса совершенно необходима оценка документов с точки зрения правильности и правовой их достоверности. Только такой подход обеспечивает надежную защиту для бизнеса.

Заключение

Результаты проведения правовой экспертизы оформляются в виде правового заключения. Этот отдельный документ должен содержать в себе выводы по поставленным клиентом вопросам по конкретным документам, представленным им на экспертизу, описывать перспективы рассмотрения спора и рекомендации по корректировке обнаруженных дефектов. Заключение обязательно должно включать условия, необходимые для защиты прав и интересов клиента.

Источник: http://sud-expertiza.ru/pravovaya-ekspertiza/

Какими нормативно-правовыми актами регулируется судебная экспертиза?

Какими нормативно-правовыми актами регулируется судебная экспертиза? Как правило, правовое исследование нормативно-правовых актов выполняется для изучения документации на предмет его соответствия закону в любой отрасли. Данная процедура осуществляется в различных ситуациях, например, когда присутствует необходимость определения законности документов.

Особенности

Когда назначается исследование, квалифицированный специалист составляет ряд вопросов, которые нужны для того чтобы раскрыть специфику и содержание изучаемого документа. После чего создается перечень иной документации, которая способствует прояснению ситуации. Это вполне могут быть различного рода приложения, акты, доверенности и прочее другое.

Данная экспертиза включает в себя несколько основных направлений:

  • определение точного факта нарушения закона в исследуемой документации;
  • выполнение исследования различных пунктов;
  • расшифровка и тщательное рассмотрение положений договора.

Для чего назначается данный вид изыскания?

Предоставленные для исследования документы изучаются на соответствие всем нормам и стандартам действующего законодательства. Закон может быть нарушен по неосторожности, умышленно, или из-за неосведомленности.

Проверяются региональные, федеральные и муниципальные акты, для того чтобы в них не было выявлено никаких расхождений. Экспертизе в основном подвергаются приказы и постановления руководствующих личностей учреждений, чтобы права сотрудников были соблюдены в полной мере.

Правовое исследование нормативно-правовых актов определяет их соответствие:

  • кодексам Российской Федерации;
  • муниципальным и региональным актам;
  • федеральным законам;
  • и другим.
Читайте так же:  Решение суда об оспаривании ненормативного акта

Исследование может назначаться в судебном процессе на предмет выполнения договорных обязательств, если один участник располагает информацией, что положения созданного контракта считаются незаконными. Таким же образом инициировать проведение экспертизы могут сотрудники исполняемого учреждения. Основными причинами могут стать подозрения, касаемо соответствия предъявленной документации положением текущего закона.

Методы исполнения

Основная методика осуществления правового исследования нормативно-правовых актов считается профилактической в тех ситуациях, когда происходит проверка договоров перед заключением довольно важной сделки. Это предоставляет возможность в дальнейшем избежать судебных заседаний, которые непосредственно имеют отношение к отдельным пунктам договоров и положений, что были подписаны участниками процесса.

Посредством данного исследования таким же образом определяется полное соответствие пунктов сделки всем правилам и нормам действующего законодательства.

Кто берется за выполнение экспертизы?

Как правило, подобная работа доверяется только узкопрофильным экспертам, которые обладают специализированными познаниями и многолетним опытом работы.

Источник: http://centrexp.ru/kakimi-normativno-pravovymi-aktami-reguliruetsya-sudebnaya-ekspertiza/

Правовая экспертиза пакета документов при заключении сделок

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

Правовая экспертиза пакета документов при заключении сделок с недвижимым имуществом (купля-продажа квартиры, дома, земельного участка и пр.)

Очень часто люди совершают сделки с недвижимостью — продают, покупают, дарят квартиры, дома, земельные участки. Многие люди в подобных ситуациях обращаются к риелторам, надеясь, что они помогут правильно оформить сделку. При этом мало кто знает, что риелторы как правило не имеют юридического образования, в связи с чем не могут проверить правовую чистоту сделки. Для того чтобы обезопасить себя при совершении сделок с недвижимостью, желательно перед заключением сделки провести правовую экспертизу документов объекта недвижимости, а также условий самого договора.

Правовая экспертиза объектов недвижимости может проводиться в нескольких случаях. Прежде всего, если вам необходимо продать или передать в аренду принадлежащее вам помещение, здание, сооружение, необходимо удостовериться, какими правами вы обладаете на эту недвижимость, имеются ли ограничения ваших прав, обременения. Кроме того, необходимо проверить комплект документов на предмет их соответствия действующему законодательству, а также наличия полного перечня правоустанавливающих бумаг как на само строение, здание или сооружение, так и на земельный участок, другие сопутствующие объекты.

Другой случай возникает при необходимости приобрести недвижимость у другого лица. Если недвижимость дорогостоящая, то требуется тщательная экспертиза юридической истории этого имущества, внимательная проверка всех имеющихся документов у владельца, удостоверяющих его права, и многое другое.

Примерный перечень документов необходимых для проведения правовой экспертизы документов при заключении сделки с недвижимостью:

При покупки Новостройки:

  • учредительные документы застройщика;
  • разрешение на строительство;
  • выписка из ЕГРП на земельный участок, квартиру;
  • кадастровый паспорт на земельный участок;
  • проектная документация;
  • договор приобретения квартиры.
  • Вторичное жилье, земельный участок:

  • свидетельство о праве собственности
  • договор, на основании которого приобреталась недвижимость
  • выписка из ЕГРП на объект
  • выписка о дееспособности продавца
  • выписка из домовой книги
  • кадастровый паспорт на земельный участок.
  • После исследования выше указанных документов, эксперт делает выводы о наличии или отсутствии каких-либо нарушений законодательства, и дает свои рекомендации о возможности их устранения, о целесообразности заключения той или иной сделки, а также обо всех возможных рисках при заключении конкретной сделки.

    Экспертиза учредительных документов и Устава организаций, предприятий

    Очень часто получается так, что изменения в законодательстве требуют обязательного внесения изменений в учредительные документы. При этом не всегда у юридического лица в штате имеется юрисконсульт, который может отследить все изменения в законодательстве и во время внести изменения в учредительные документы. С этой целью нашими специалистами проводится правовая экспертиза документов, по результатам, которой делаются выводы о соответствии учредительных документов требованиям закона. В случае обнаружения каких-либо нарушений, отсутствия каких-либо документов, эксперт дает рекомендации об устранении найденных недостатков.

    Также может быть проведена правовая экспертиза учредительных документов любого юридического лица с целью подтверждения законных оснований деятельности той или иной организации. Очень часто граждане и юридические лица сталкиваются с ситуациями, когда та или иная организация осуществляет свою деятельность (медицинские услуги, образовательная деятельность, торговля определенными видами товаров и пр.), не имея на это никакого права, не пройдя соответствующее лицензирование.

    При проведении экспертизы учредительных документов проверка учредительных документов осуществляется по двум направлениям. Во-первых, устанавливается наличие учредительных и прочих правоустанавливающих документов (устава, изменений в устав, учредительного договора, протоколов заседания учредителей, свидетельств о регистрации, лицензий, договоров). Во-вторых, проводится проверка каждого учредительного документа:

    • На соответствие действующему законодательству;
    • На наличие и полноту сведений, отражающих особенности деятельности юридического лица.

    В процессе экспертизы учредительных документов эксперт обращает внимание на следующие аспекты функционирования организаций:

    По окончании исследования эксперт в своем заключении делает выводы о выявленных нарушениях, об отсутствии или наличии всех необходимых документов, о правильности составления всех имеющихся в наличии документов и дает свои рекомендации о дальнейших необходимых действиях.

    Правовая экспертиза нормативно-правового акта (акта органов местного самоуправления – постановления, распоряжения; акта учреждений, организаций — приказы, решения, распоряжения внутри компаний, организаций)

    Очень часто возникают ситуации, когда решением, действием или бездействием чиновника или государственного органа нарушены или нарушаются права гражданина. Первая группа административных споров возникает в том случае, если в связи с действиями или бездействием должностных лиц создаются препятствия человеку осуществлять свои права и реализовывать законные интересы. В эту группу потенциальных споров включают всевозможные отказы в выдаче документов (паспортов, свидетельств, справок, выписок, разрешений, лицензий), без которых человек не может реализовать свои даже порой элементарные права. Также сюда можно отнести отказ в совершении необходимых гражданину процедур и действий (регистрации по месту жительства, объекта недвижимости, гражданского состояния и так далее).

    Читайте так же:  Возмещение морального вреда включает в себя

    Другая группа споров затрагивает все вопросы, когда гражданина или организацию необоснованно привлекают к ответственности (административной, финансовой), а также когда на них возлагаются дополнительные обязанности совершить определенные действия или наоборот отказаться от совершения тех, которые им разрешены законом, установление неправомерных запретов, ограничений.

    Для установления законности вынесенного акта государственного органа может быть проведена правовая экспертиза данного документа, как в рамках судебного делопроизводства, так и по желанию конкретного субъекта до обращения с жалобой в суд или вышестоящие органы. Самой главной задачей эксперта при проведении правовой экспертизы нормативного акта органов государственной власти, является определение законности нормативно-правового акта, не противоречит ли он действующему законодательству и не нарушают ли его положения права граждан или конкретного субъекта (физического или юридического лица).

    Источник: http://sud-expertiza.ru/pravovaya-ekspertiza-paketa-dokumentov-pri-zaklyuchenii-sdelok/

    Правовая экспертиза решения суда

    Судя по всему, должно быть закреплено законодательством возможность проверки решений суда методом проведения правовой экспертизы, но такое положение противоречит законодательству о статусе суда и роли экспертизы в судебных расследованиях.

    Бывает ли правовая экспертиза судебных решений?

    Правовая экспертиза решений суда не может быть осуществлена, так как экспертные организации не имеют права осуществлять контроль над органами, осуществляющими власть.

    Основания для вынесения судебных решений

    Суды при вынесении решений часто основываются на сведениях, полученных в результате проведения экспертных исследований. Правовая экспертиза решения суда — это нарушение субординации, в результате которого экспертиза переходит из исполнительной структуры во властную, что является полнейшим абсурдом.

    Роль экспертных заключений в судопроизводстве

    По результатам экспертизы суды могут изменять свои решения, но это не касается проверки законности судебных решений. Решения суда проверить и признать нелегитимными может только суд высшей инстанции.

    Кто кому выставляет задачи при расследовании правонарушений?

    Экспертная проверка проводится по решению суда или правоохранительных органов, судом устанавливается свод вопросов, на которые должен ответить эксперт, что регламентируется правилами назначения и проведения экспертных исследований в соответствии с правилами, разработанными и утверждёнными Минюстом.

    Полномочия суда и возможности экспертизы

    Суду ни одна экспертная организация не имеет права предъявлять какие-либо требования, а определение доказательности экспертных заключений является прерогативой суда. Также в компетенцию суда входит принятие решений о легитимности экспертных заключений.

    В итоге всего сказанного получается, что по результатам экспертизы суд должен сам себе определять меру пресечения.

    Источник: http://centrexp.ru/pravovaya-ekspertiza-resheniya-suda/

    Судебная экспертиза

    Судебная экспертиза – это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом органом или лицом, имеющим право назначать судебную экспертизу, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, а также при проверке сообщения о преступлении.

    Мосгосэкспертиза поможет в решении Ваших задач и проблем путем предоставления следующих услуг:

    — проведение судебной экспертизы в рамках арбитражного или гражданского процесса, по запросу органов дознания и следствия, а также исполнительной власти и местного самоуправления;

    — составление заключения по запросу физического или юридического лица, включая адвокатов;

    — подготовка рецензии на заключение других экспертов;

    — получение консультации на предмет проведения экспертного исследования.

    Работники Мосгосэкспертизы обладают специальными знаниями и многолетним опытом эффективной деятельности в области строительства, проектирования и обследования строительных конструкций зданий, позволяющими использовать их при производстве судебных экспертиз и экспертных исследований в указанной сфере.

    Судебная строительно–техническая экспертиза (далее также ССТЭ) – это исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в целях получения сведений о фактах, имеющих доказательственное значение при расследовании уголовных дел, административном расследовании, а также по делам, рассматриваемым арбитражными судами и судами общей юрисдикции.

    Основанием производства судебной экспертизы являются определение или постановление органа или лица, имеющего право назначать судебную экспертизу. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления. Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, представляют объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта.

    Объектами ССТЭ являются:

    — здания, строения, сооружения, их комплексы различного функционального назначения, находящиеся на различных стадиях возведения, конструктивные элементы, узлы их сопряжения, инженерное оборудование и коммуникации (в том числе внешние) и пр.;

    — продукция строительного производства (собственно строительства), продукция промышленности строительных материалов, строительные изделия, детали иного происхождения (например, изготовленные кустарным способом);

    — участки местности, функционально связанные со строительными объектами; оборудование стройплощадок;

    — техническая документация и документы, в которых содержатся сведения о событии, происшедшем в сфере строительного производства или эксплуатации строительных объектов и ставшем предметом расследования либо судебного разбирательства, в том числе проектная и исполнительная документация на возведенные (возводимые, либо подлежащие возведению) здания, строения и сооружения; технические паспорта и сертификаты на изделия и материалы, использованные (подлежащие использованию) в процессе возведения строительного объекта; технические паспорта строительных объектов, их помещений (квартир, офисов и пр.) территориальных бюро технической инвентаризации (БТИ), технические паспорта муниципальных унитарных предприятий технической инвентаризации и оценки недвижимости (МУПТИ и ОН); архитектурно-строительные макеты строительных комплексов и отдельных их элементов и пр.

    Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей экспертной специальности, всесторонне и в полном объеме.

    Лицам, назначившим судебную экспертизу, передается заключение эксперта — письменный документ, отражающий ход и результаты проведенных исследований. Результатами исследований являются выводы по вопросам, поставленным перед экспертом (экспертами).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://exp.mos.ru/non-state-examination/legal-expertise-of-building-/forensic-examination.php

    Судебная экспертиза правового акта
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here