Содержание
- 1 Администрация МО Крыловский район
- 2 посёлок Репино
- 3 Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. — презентация
- 4 РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
- 5 Родительское собрание: «Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений»
- 6 Общешкольное родительское собрание «Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»
- 7 «Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних» статья
- 8 Конспект:»Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних».
- 9 СТАТЬЯ «РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ». статья
Администрация МО Крыловский район
Главное меню
Важные ссылки
Авторизация
РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ |
Автор: Отдел информатизации | ||||
04.09.2013 07:46 | ||||
РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Известный французский историк, поэт и государственный деятель Ламартин сказал: «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи». Приведенные заместителем председателя комиссии примеры наглядно иллюстрировали, что семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их юные души. Эти удручающие примеры – свидетельство десятков тысяч изломанных судеб, озлобившихся душ детей, которые уже с малых лет лишены всего того, что делает человека человеком. Но семей, где не хотят правильно воспитывать детей, сознательно прививают им антиобщественные взгляды, буквально единицы. Гораздо чаще родители или не умеют воспитывать детей, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как болезнь, занятость. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав занимается также мониторингом преступлений, совершенных несовершеннолетними, необходимо отметить, что из числа подростков, совершивших преступления впервые среди причин отметили следующие: низкая правовая грамотность – 37 %; причины материального характера – 22 %; отсутствие за ними должного надзора и внимания – 13 %; хулиганские побуждения – 11 %; влияние друзей и близкого окружения – 9 %; неприязненные отношения с потерпевшим – 5 %; отрицательный пример семьи и близких родственников – 2 %. Так, на территории Крыловского сельского поселения подростком была совершена кража, при выяснении всех обстоятельств уголовного дела и личности несовершеннолетнего выяснилось, что его семья испытывает финансовые трудности, уже с раннего возраста ему приходилось зарабатывать деньги наряду с взрослыми и ухаживать за больной матерью, при этом он в семье один. Комиссией были представлены необходимые документы в суд и удалось прекратить уголовное дело за примирением сторон. Примером совершения преступления по причине отсутствия должного надзора и контроля со стороны родителей заместителем председателя комиссии был приведен факт совершения кражи на территории Новопашковского сельского поселения, когда подросток изрядно выпив со своими друзьями, после полуночи в состоянии сильного алкогольного опьянения совершил кражу. На заседании комиссии он глубоко сожалел о случившемся, однако утверждал, что ничего не помнит, обещал никогда больше не пить спиртное. Таким образом, решающим является не состав семьи, а те взаимоотношения, которые складываются между ее членами. Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям. Заместитель председателя КДНиЗП А.В. Абкарьян обратил особое внимание родителей и педагогов на предупреждение подростков об опасностях в игре с законом, поскольку зачастую предвестником беды является обычный пропуск занятий, в связи с чем о факте неблагополучия несовершеннолетнего и семьи, потребовал незамедлительно сообщать в комиссию в соответствии с п. 5.3 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.04.2008 года №258 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении»», поскольку в тех случаях, когда речь идёт о жизни и здоровье ребенка цена промедления может быть очень высока. В завершение своего выступления заместитель председателя комиссии А.В. Абкарьян пожелал педагогам крепкого здоровья, успехов в новом учебном году и взаимопонимания с учениками! посёлок РепиноРоль семьи в профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних В воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития. Насилие, жестокость, агрессивность, вандализм, терроризм захлестнули в последние годы нашу страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью. В подростковой среде растёт чувство агрессивности, равнодушия, неуверенности в завтрашнем дне. В период своего становления ребёнок встречает и грубость, и жестокость, но только тогда их усваивает, им подражает, когда в семье отсутствует взаимопонимание, поддержка, когда терпят провал попытки утвердить себя с положительной стороны и найти сочувствие, отклик у самых близких людей. Трудные дети вырастают и в тех внешне благополучных семьях, где родители равнодушны к внутреннему миру своих детей. Многие подростки, совершившие правонарушения, воспитывались в формально полной семье, с нормальными материальными и жилищными условиями. Таким образом, решающим является не состав семьи, а те взаимоотношения, которые складываются между ее членами. Именно неблагополучные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей являются одной из важнейших причин появления трудных подростков. Воспитание не может быть делом личным, так как растёт будущий гражданин, член общества. Поэтому правильно воспитывают те родители, которые придерживаются позиции: воспитание не личное, а общественное дело. Ребёнку нужны друзья, коллектив сверстников, общение с окружающим миром. Этому воспитывает ребёнка именно семья. Правовая основа воспитания Правовой основой воспитания и образования несовершеннолетних детей являются соответствующие нормы Семейного кодекса РФ. Принципиальное значение имеет закрепление в п. 1 ст. 63 СК РФ положение о том, что родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей, заботится об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. В этой связи вполне обоснованно установление Семейным кодексом РФ ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что соответствует и требованиям ст. 18 и 27 Конвенции ООН о правах ребенка. В частности, за неисполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной (ст. 5.35 КоАП РФ), семейно-правовой (ст. 69 и 73 СК РФ), уголовной (ст. 156 УК РФ). Поэтому задача родителей состоит в предупреждении подростков об опасностях в игре с законом. Что бы ни случилось с ребенком родители, прежде всего, должны проанализировать собственные ошибки и недостатки. В этом заключается разумность в отношениях взрослых и детей – основа семейного воспитания. Неблагоприятные условия семейного воспитания Стадии отклоняющегося поведения детей:
Помните: всё в наших руках, именно от нас, родителей, в большей степени зависит, каким вырастет наш ребенок, и войдет во взрослую жизнь. И самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения. Источник: http://xn--e1agkgcdeg.xn--p1ai/?p=9504 Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. — презентацияПрезентация была опубликована 4 года назад пользователемПолина Есипович Похожие презентацииПрезентация на тему: » Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.» — Транскрипт:1 Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних 2 Факторы и причины возникновения правонарушений 3 Отклонения в поведении детей и подростков Социальные факторы Неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством. Порицаемое поведение – поведение, вызывающее более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности). Девиантное поведение – нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство). Предпреступное поведение – поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм и требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе: хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т.д.) Противоправное или преступное поведение – поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями. 4 Деформация личности растущего человека зачастую является следствием нарушений взаимосвязей с микросредой, в которой он живёт. 5 Неблагоприятные условия семейного воспитания Асоциальное поведение родителей — пьянство, разврат, проявление жестокости, совершение правонарушений и преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей. 6 Недостаточная любовь и внимание родителей Внешне совершенно обычный ребёнок может быть внутренне одиноким, потому что до его переживаний и интересов никому нет дела. Такие ребята стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи. 7 Гиперопека Родители так боятся, что их дети наделают ошибок, что полностью их контролируют, что рождает инфантильность, несамостоятельность, личную несостоятельность. При ослаблении контроля старших ребёнок оказывается дезориентированным в своём поведении. Такие дети часто оказываются вовлечёнными в противоправные действия. 8 Чрезмерное удовлетворение потребностей ребёнка В семьях, где детям ни в чём не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие всё новых удовольствий и благ. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает в них уверенность в своей безнаказанности. Отсутствие привычки к разумному ограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые ими под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. 9 Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей Излишняя суровость, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребёнка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания. Всё это разрушает атмосферу доверия и взаимопонимания, нередко толкая детей на преступления. 10 Биологические факторы Стремление к самостоятельности Негативизм и упрямство Повышенная уязвимость Неконструктивные формы реагирования 11 Поиск конструктивного взаимодействия семьи с ребёнком Сохраняйте спокойствие и достоинство : криками и угрозами вы ничего не добьётесь. Разберитесь в ситуации. Не делайте категоричных выводов. Сохраните доверие ребёнка к себе. Поговорите с ним на равных. Вполне возможно, что ребёнок ведёт себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму. Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребёнком. Не верьте ему полностью – правда лежит где-то посередине. Измените своё отношение к ребёнку, признав, что он уже взрослый и сам может отвечать за свои поступки. Не позволяйте собою манипулировать. Не исправляйте за ребёнка его ошибки. Меньше говорите, больше делайте. Установите разумные границы контроля. Помогайте ребёнку изменить жизнь к лучшему. Постарайтесь восстановить взаимопонимание с ребёнком. 12 какие бы поступки дети не совершали — это наши дети. И наши дети — это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья. Помните: Источник: http://www.myshared.ru/slide/1299671/ РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ«РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» Современная психология, педагогика утверждает: в воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития. Известный французский государственный деятель Ламартин сказал: «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи». Насилие, жестокость, агрессивность, вандализм, терроризм захлестнули в последние годы нашу страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, глумлением над жертвами. В подростковой среде растёт чувство агрессивности, равнодушия, неуверенности в завтрашнем дне. Насилие и преступность подростков – не абстрактные факты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девчонок, которые подрастая, превращались в маленьких садистов, хладнокровно уничтожающих кошек и собак, придающих мучениям своих друзей, близких, знакомых и незнакомых. Поэтому в настоящее время на первый план выходят вопросы профилактической работы с несовершеннолетними. Притча. Жили по соседству два мудреца: один — добрый, другой — злой. Злой всегда завидовал доброму, что у него много друзей, что люди идут к нему за советом. И он решает отомстить. Поймав бабочку, злой мудрец подумал: «А что если я у него спрошу: «Какая у меня в руке бабочка: мёртвая или живая?» Если он ответит живая — я сожму ладонь, и все увидят мертвую бабочку и отвернутся от него, а если скажет мёртвая — я разожму ладонь — бабочка улетит, и всё равно все от него отвернутся». С такими намерениями и отправился злой мудрец к доброму. Возле доброго мудреца толпились друзья. «У меня в кулаке бабочка, — какая она?» — спросил злой мудрец, ухмыляясь. Добрый ответил: «Всё в твоих руках!» Помните: всё в наших руках, именно от нас, родителей, в большей степени зависит, каким вырастет наш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. И самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения. Что же можно сказать в заключение? Помните: какие бы поступки дети не совершали — это наши дети. И наши дети — это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья. Родительское собрание: «Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений»Родительское собрание:»Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушенийсреди несовершеннолетних.»Учитель: Машкова Н.А. МОУ «СОШ №14» Класс: 11 Цель: повышение педагогической культуры родителей, повышение их компетентности по вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Задачи:
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация. Ход собрания: Собрание состоит из двух частей. 1 часть – общешкольное собрание, на котором родители получают теоретические знания по рассматриваемому вопросу. 2 часть – это обсуждение полученной информации на классном родительском собрании. 1 часть 1.Учитель : (Слайд 1) Уважаемые родители, сегодня в нашей школе родительское собрание посвящено очень актуальной и важной теме: «Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних». Собрание я хочу начать словами В. Сухомлинского «В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребенок вырастет в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте». Современная психология и педагогика утверждают: в воспитании детей семью не заменит никто, контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития. Самые безрассудные поступки свойственны молодости.
Посмотрим суть проблемы, факторы и причины возникновения правонарушений среди учащихся. Неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством Порицаемое поведение – поведение, вызывающее более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности). Девиантное поведение – нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство). Предпреступное поведение – поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм и требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе: хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т.д.) Противоправное или преступное поведение – поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями. Поделиться «Родительское собрание: «Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений»» Источник: http://matucheba.ru/roditelskoe-sobranie-rol-semi-v-profilaktike-prestuplenij-i-pravonarushenij/ Общешкольное родительское собрание «Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Кто-то, когда-то должен ответить, Кто-то, когда-то должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв, Что же такое – трудные дети? Вечный вопрос и больной, как нарыв. Вот он сидит перед нами, взгляните, Сжался пружиной, отчаялся он, Словно стена без дверей и окон. Вот они, главные истины эти: Поздно заметили… поздно учли… Нет! Не рождаются трудные дети! Просто им вовремя не помогли. С. Давидович Причины, по которым подростки чаще всего совершают правонарушения: 1. Подростки без должного почтения относятся к закону. 2. Из-за отсутствия контроля со стороны родителей, подросток часто совершает противоправные поступки: употребляет алкоголь, участвует в драках, оскорбляет окружающих. 3. Зачастую, из-за отсутствия занятости молодых людей, противоправные действия совершаются от скуки и безделья. Стадии отклоняющегося поведения: -неодобряемое поведение; — порицаемое поведение; — девиантное поведение; — предпреступное поведение; противоправное или преступное поведение. Неблагоприятные условия семейного воспитания. Асоциальное поведение родителей. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Гиперопека. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. «Дорога в четырнадцать шагов» Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство Шаг 2. Разберитесь в ситуации Шаг 3. Сохраните доверие ребенка к себе Шаг 4. Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребенком Шаг 5. Измените свое отношение к ребенку Шаг 5. Измените свое отношение к ребенку Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать Шаг 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ребенком Шаг 10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно Шаг 10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек Шаг 12. Восстановите доверие к ребенку Шаг 13. Установите разумные границы контроля Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему У детей, выросших в социальных сетях: утрачиваются навыки межличностного общения, развивается синдром гиперактивности, отмечается подъем психотических проявлений, таких как бред, беспокойство, спутанность сознания, тревога, повышенная уязвимость, формируется ощущение безнаказанности, отсутствуют знания о добре и зле, о моральных законах социума, о границах поведения
Девять правил для подростков в помощь родителям 1. Говори в сети только то, что скажешь, глядя в глаза. 2. Не показывай информацию о себе никому, кроме близких друзей. 3. Не трави других. 4. Травят тебя — закрывай аккаунт. 5. Не рассказывай о себе незнакомцам. 6. Важно сказать «нет» предложениям о переписке, созвоне, встрече. 7. Троллинг — не повод для нервных потрясений. 8. У шутки могут быть далеко идущие последствия. 9. За экраном такие же люди, как ты, помни об этом всегда. Источник: http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/presentation/10030.html «Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»
|
Вложение | Размер |
---|
Предварительный просмотр:
Исхакова Наталья Валерьевна,
Социальный педагог МАОУ СОШ № 4
«РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних стала сегодня главным, самым приоритетным направлением в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью. И этому есть причины.
Анализ работы правонарушений в нашей школе за 2017-18 год, имеет отрицательную тенденцию. По итогам прошлого учебного года, включая летнее каникулярное время, учащимися школы было совершено (по данным Комиссии по делам несовершеннолетних) 9 правонарушений, 4 из них распитие спиртных напитков. 3 – кражи.
Мониторинг учащихся школы, состоящих на учете:
Учащиеся, состоящие на учёте в школе
* то, что отмечено (+) – добавилось за летние каникулы.
В целом по городу на первом месте среди правонарушений стоит именно распитие спиртных напитков. Причем возраст по нашей школе с 12 лет в том числе девочки с 14 лет.
На втором месте – это кражи. С ростом гипермаркетов в городах набирает обороты такое направление преступлений, как «шоплифтинг». Это создание сообществ, призывающих и побуждающих совершать кражи в супермаркетах. Причем, кражи, совершаются детьми из благополучных семей!
В анализе четко просматривается, что правонарушения подростки совершают, как правило, за пределами школы и в каникулярное время, а отсюда очевидный вывод – что все от незанятости детей, а попросту от безделья. И причиной этому является снижение контроля со стороны родителей. И эта тенденция набирает обороты. Все больше и больше на школу возлагается обязанностей современными родителями. Все чаще школа обвиняется в недобросовестном исполнении своих обязанностей. Все это льется с экранов телевизора и различных публикациях в СМИ.
Работа по профилактике правонарушений среди учащихся это целый комплекс социально–профилактических мер, направленных на: формирование у подростков правовой культуры и общечеловеческих ценностей, воспитание взаимоуважения, формирование законопослушного поведения и основ толерантности, воспитание чувства ответственности за свои поступки.
Но недостаточно проводить работу только с несовершеннолетними, важным фактором, влияющим на их поведение, является семья.
Насилие, жестокость, агрессия, терроризм захлестнули в последние годы наш мир. В волну преступности, по средствам интернета, всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом и дерзостью.
Но важно понимать, что склонность к правонарушениям у подростов возникает из-за упущений семейного воспитания. Тем более в современном обществе, с дико растущим потоком информации, дети как никогда нуждаются в особом внимании, душевной теплоте, и очень качественном контроле.
Современная педагогика утверждает: в воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития. Но современные родители зачастую пренебрегают этим фактом по разным причинам: одинокие мамы много работают, и часто воспитание перекладывают на бабушек и дедушек, многодетные семьи, пытаясь удовлетворить потребности самых маленьких, забывают о том, что подростку нужен особый подход, а не просто компьютер и бесконтрольный доступ и интернет, да и полные и вполне благополучные семьи, порой, теряют связь с подростком. Кроме этого следует учесть, что во многих семьях отцы работают не по месту жительства. Эта ситуация получила термин «социальное сиротство».
И тогда школа должна стать помощником и связующим звеном между детьми и родителями.
Все родители без исключения желают своим детям светлого будущего, хотят, чтобы их ребенок вырос достойным членом общества, был приспособлен к современным реалиям жизни и умел принимать самостоятельные решения. Но не все знают, как этого добиться, не понимают того, что в плотном взаимодействии со школой, с педагогами, можно сделать гораздо больше. Это закон синергии, когда 1+1=3. Именно поэтому, занимаясь вопросами профилактики правонарушений подростков, очень важно взаимодействие со всеми участниками образовательно-воспитательного процесса. И большое место в этом взаимодействии необходимо выделить работе с родителями.
Необходимо доносить до родителей, что смотря в одну сторону и видя одну цель: «воспитать человека» — школа и родители не должны вступать в противоборство, объясняя друг другу свои и чужие обязанности. Необходимо помочь родителям «подружиться» со школой, и, таким образом, помочь в воспитании детей, а значить снизить риск правонарушений подростков.
Ведь воспитание не может быть делом личным, так как мы растим будущего гражданина, члена общества. Поэтому правильно воспитывают те родители, которые придерживаются позиции «сосуществования», «сотрудничества», «социального подкрепления», «соактивности». В этих случаях деятельность социального педагога, должна носить просветительский характер. На родительских собраниях и круглых столах рассказывать о правовых и этических основах профилактики правонарушений подростков. Проводить мероприятия по разъяснению роли общения в семье в формировании личности подростка. Об ошибках семейного воспитания, которые могут оказывать пагубные воздействия на дальнейшую жизнь детей.
Сегодня, к неблагоприятным условиям семейного воспитания относят:
- Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.
- Гиперопека.
- Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка.
- Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей.
Роль социального педагога в процессе организации профилактики правонарушений – это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними, а также налаживание взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.
Сопровождение подростка в процессе профилактических мероприятий должно реализовываться во взаимодействии всех субъектов профилактики (школа, семья, социум).
Благодаря совместной работе социального педагога и классных руководителей в нашей школе снизилось количество конфликтных ситуаций внутри классных коллективов, а также конфликтов «родители – учителям», «учителя — дети».
От родителей зависит то, как видит мир подросток, что его волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и презрение, любовь и ненависть. Во время обсуждения с детьми книг, статей, телепередач, посвящённых нравственно-правовым вопросам, родителям необходимо формировать в детях чувство долга и ответственности. Ответственность – это значит ответственность перед кем-то и за кого-то. «Не знал», «не думал», «не хотел» — это можно слышать от подростков – правонарушителей, но это не оправдание содеянного. Чтобы таких ситуаций становилось меньше, родителям необходимы знания правовых основ воспитания , которые дозировано нужно давать на родительских собраниях.
Правовой основой воспитания и образования несовершеннолетних детей являются соответствующие нормы Семейного кодекса РФ. Принципиальное значение имеет закрепление в п. 1 ст. 63 СК РФ положение о том, что родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей, заботится об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. В этой связи вполне обоснованно установление Семейным кодексом РФ ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что соответствует и требованиям ст. 18 и 27 Конвенции ООН о правах ребенка. В частности, за неисполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной (ст. 5.35 КоАП РФ), семейно-правовой (ст. 69 и 73 СК РФ), уголовной (ст. 156 УК РФ).
Важно донести, что задача родителей состоит в предупреждении подростков об опасностях в игре с законом. Но, чтобы не случилось с сыном или дочерью, родители, прежде всего, должны проанализировать собственные ошибки и недостатки. В этом заключается разумность в отношениях взрослых и детей – основа семейного воспитания.
Школа ведет большую работу по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних согласно программе. И в ней есть ряд обязательных пунктов, в которые без активного участия и поддержки родителей реализовать очень сложно.
Важно понимать, что от нас педагогов и от нашего умения взаимодействовать с родителями и детьми, в большей степени зависит, каким вырастет наше следующее поколение и каким он войдет во взрослую жизнь. И от наших действий зависит, смогут ли дети научиться быть счастливыми, ведь каждый ребенок рожден для счастья.
И, порой, родителям бывает тяжело справиться с проблемой, а совместные усилия семьи, школы и специалистов обязательно дадут результат, и дорогу, как говорится, осилит идущий. Уместны здесь будут слова великого педагога А.С. Макаренко: «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира».
Конспект:»Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних».
Рахматуллина Рима Насратулловна
Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Цель: повысить знания родителей по теме: «Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»
Задачи:
-пропаганда правовых знаний среди родителей;
-пропаганда правонарушений несовершеннолетних;
— формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;
— развитие умения родителей работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.
Современная педагогика утверждает: в воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития. Известный французский государственный деятель
Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи, как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания.
Самое главное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».
Назовем наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье.
- Неблагоприятные условия семейного воспитания.
- Асоциальное поведение родителей.
- Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.
- Гиперопека.
- Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка.
- Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей.
«Это может случиться с кем-то другим, но не со мной и моим ребенком» — говорят большинство родители. Но правонарушения и преступления совершают не только дети из неблагополучных семей.
Так что же делать родителям, если они узнали о том, что их ребенок попал в «группу риска»?
Реальная возможность помочь ребенку, – это следовать «дорогой в четырнадцать шагов».
- Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство: криками и угрозами вы ничего не добьётесь.
- Разберитесь в ситуации. Не делайте категоричных выводов.
- Сохраните доверие ребёнка к себе.
- Поговорите с ним на равных. Вполне возможно, что ребёнок ведёт себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.
- Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребёнком. Не верьте ему полностью – правда лежит в отношении к ребёнку, признав, что он уже взрослый и сам может отвечать за свои поступки.
- Не позволяйте собою манипулировать.
- Не исправляйте за ребёнка его ошибки.
- Меньше говорите, больше делайте .
- Постарайтесь восстановить взаимопонимание с ребёнком.
- Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно
- Не пускайте процесс на самотек
- Восстановите доверие к ребенку
- Помогайте ребёнку изменить жизнь к лучшему.
- Установите разумные границы контроля.
Несколько советов вам по профилактике правонарушений и преступлений:
- Старайтесь проводить больше времени со своим ребенком, интересуйтесь его успехами и неудачами;
- Старайтесь помочь ребенку в разрешении проблем;
- Объясняйте ребенку правила поведения в школе, дома, на улице, в гостях, в общественных местах;
- Интересуйтесь, с кем и где ваш ребенок проводит время;
- Запишите ребенка в спортивную секцию или кружок, займите его свободное время;
- Не стесняйтесь обращаться за помощью в школу, к специалистам других учреждений и организаций.
Конечно же, одним родителям бывает тяжело справиться с проблемой, но совместные усилия семьи, школы и специалистов обязательно дадут результат, и дорогу, как говорится, осилит идущий,
Ламартин сказал: «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи».
Только согласованная работа педагогов и родителей будет иметь успех. Необходима тесная взаимосвязь, взаимопонимание, взаимоинформация о поведении и об изменениях в поведении детей.
Литература:
1. Ваш проблемный подросток: Учебное пособие. – СПб., 1998.
2. Верцинская Н. О трудных детях// Воспитание школьников. 1990. № 1.
3. Монахова А. Х. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль, 2002.
4. Рождественская Н. А. Как понять подростка. – М., 1995.
5. Соколов Я. В., Миньковский Г. М. Ответственность за правонарушения.
СТАТЬЯ «РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ».
статья
Ознакомление родителей с системой профилактики правонарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|
Предварительный просмотр:
«РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ».
Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Усилия общества могут осуществляться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего с применением последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.
Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании. Следовательно, предупреждение правонарушений несовершеннолетних должно быть направлено прежде всего на воспитание нравственности детей и подростков. Возрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к решению этого вопроса.
Современная психология, педагогика утверждает: в воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного и гармоничного развития. Известный французский государственный деятель Ламартин сказал: «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи».
Среди учащихся часто приходится сталкиваться с отклонениями в поведении. Всё начинается с малого – пропуска занятий. От безделья и большого количества соблазнов у ребёнка возникает желание хоть чем-нибудь заняться. Вот и начинается воровство, хулиганские поступки.
Атмосфера психологической напряжённости, частые или затяжные конфликтные семейные ситуации сильно действуют на ребёнка и всегда отрицательно. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влиянием, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения. Разногласия между родителями тесно связаны с развитием у детей склонности к нежелательному поведению.
Источник нравственной и педагогической запущенности детей необходимо искать прежде всего в тех отношениях, которые сложились в семье.
В период своего становления ребёнок встречает и грубость, и жестокость, но только тогда их усваивает, им подражает, когда в семье отсутствует взаимопонимание, поддержка, когда не удается утвердить себя с положительной стороны и найти сочувствие, отклик у самых близких людей.
Семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их юные не сформировавшиеся души. Но семей, где не хотят правильно воспитывать детей, сознательно прививают им антиобщественные взгляды, буквально единицы. Гораздо чаще родители или не умеют (обычно этого не сознавая) воспитывать детей, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как болезнь, занятость.
Трудные дети вырастают и в тех внешне благополучных семьях, где родители равнодушны к внутреннему миру своих детей. Более двух третей подростков, совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями.
Таким образом, решающим является не состав семьи, а те взаимоотношения, которые складываются между ее членами. Именно неблагополучные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей являются одной из важнейших причин появления трудных подростков. Положение детей в таких семьях исключительно тяжелое, их личность здесь постоянно ущемляется. И агрессивность подростков возникает зачастую как своеобразная форма самозащиты.
Многие родители считают, что воспитывать будут позже, когда сын или дочь пойдёт в школу, а пока пусть бегает, играет, развлекается. И поэтому упускают драгоценное время. Иногда родители следуют такой логике: моя семья, мои дети, я воспитываю их, как хочу и как могу. Но воспитание не может быть делом личным, так как растёт будущий гражданин, член общества. Поэтому правильно воспитывают те родители, которые придерживаются позиции: воспитание не личное, а общественное дело. Ребёнку семья не заменит всего. Ему нужны друзья, коллектив сверстников, общение с окружающим миром. И для этого мира, для жизни среди людей воспитывает ребёнка именно семья.
Следует учесть, что в последнее время наблюдается рост так называемого «социального сиротства». Основной причиной роста социального сиротства является сложная социально-экономическая ситуация в стране и, как следствие, широкое распространение семейного неблагополучия, а также отсутствие механизмов выявления «трудных» семей на ранней стадии.
Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но те по каким-то причинам не занимаются его воспитанием, не заботятся о нем. В таких случаях заботу о детях берут на себя общество и государство. К числу социальных сирот относятся дети, родители которых фактически не заботятся о них, но юридически не лишены родительских прав. Таким образом, социальное сиротство — это социальное явление, обусловленное наличием детей, оставшихся без попечения родителей. Это отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье детей. Таким образом, наличествует неблагополучная семья — семья, в которой нарушена структура, обесценены или проигнорированы основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети» или социально – запущенные.
Неблагополучные семьи условно можно разделить на две большие группы. Первая группа — семьи с явной (открытой) формой неблагополучия. Это конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные семьи, а также семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи). Вторая группа — семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные). Это внешне респектабельные семьи, однако, в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается и на воспитании детей.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям несовершеннолетних.
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, продолжительный по времени. Специфическая задача в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.
Выделяются следующие стадии отклоняющегося поведения детей:
— неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
— порицаемое поведение — поведение, вызывающее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
— девиантное поведение — нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.), принявшие характер систематических или привычных;
— предпреступное поведение — поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
— противоправное или преступное поведение — поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Неблагоприятные условия семейного воспитания.
Асоциальное поведение родителей . Для ребенка самый действенный образец- это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.
Гиперопека . В семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека — заботливости, желания добра и блага во спасение, — она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие — инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.
Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка . В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.
Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Бездуховность жизни семьи. Стремление к обладанию различными труднодоступными потребительскими благами, жажда престижных, а порой и запретных удовольствий – вот главнейшая внутренняя побудительная сила, которая движет сегодня действиями и поведением молодых. Факты свидетельствуют, что многие семьи как раз своим образом жизни, своей системой ценностей и порождают в детях развитие мотивации вседозволенности. Ведь нет в принципе «плохих», порочных по своей природе потребностей, но есть безнравственные, асоциальные средства и способы их удовлетворения. Если папа, скажем, в состоянии дать взятку инспектору ГИБДД, а не оплатить штраф, как положено, то сын приобретает за шоколадку решение контрольной работы по математике, словом, действует в своих масштабах, но в том же нравственном диапазоне.
Источник: http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2019/09/06/rol-semi-v-profilaktike-prestupleniy-i
Юрист в сфере гражданского права.
Стаж: 8 лет