Рассмотрев дело несовершеннолетнего

Проводим инструктаж по теме: "Рассмотрев дело несовершеннолетнего". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

Рассмотрев дело несовершеннолетнего

Октябрьский районный суд
г. Рязани

Мировые судьи судебных участков судебного района Октябрьского районного суда города рязани

г. Рязань,ул.Ленина, д. 61

г. Рязань, ул. Соборная, д.11/63

Мировые судьи судебных участков судебного района Октябрьского районного суда города рязани

Источник: http://oktiabrsky.riz.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=52

Особенности производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также о некоторых правонарушениях, указанных в ст. 29.5 КоАП РФ, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. /Д.Н. Бахрах/ М.: Эксмо. 2010. с.537..

Районные, городские, районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, т.е. лицами в возрасте от 16 до 18 лет.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних комиссия рассматривает в закрытом заседании с.719..

Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо Колоколов Н.А. Настольная книга мирового судьи: рассмотрение дел об административных правонарушениях: Научно-практическое пособие. /Колоколов Н.А.//М.: Юрист. — 2009. — с.22..

В соответствии со статьей 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных лицами от шестнадцати до восемнадцати лет (в том числе дела, перечисленные в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ), отнесено к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18 КоАП РФ, и дел о правонарушениях в области дорожного движения, которые рассматриваются комиссией в случае передачи дела на ее рассмотрение уполномоченным органом (должностным лицом). Указанными комиссиями рассматриваются также дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 КоАП РФ.

Поскольку комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав не может назначать виды наказания, отнесенные к исключительной компетенции судей, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей, указанной в части 2 статьи 23.1 КоАП РФ, которое совершено несовершеннолетним, может быть передано указанной комиссией на рассмотрение судьи Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». // Бюллетень Верховного Суда РФ. — №6. — 2005..

Материалы о нарушениях несовершеннолетних, подлежащие рассмотрению районной (городской), районной в городе комиссиями, предварительно изучаются председателем комиссии или его заместителем, которые принимают решение о рассмотрении дела на заседании комиссии. Может быть проведена дополнительная проверка дела или обследование по поступившим заявлениям. До рассмотрения дела со всеми материалами знакомятся несовершеннолетний, его родители или лица, их заменяющие, если это необходимо, также представители воспитательных учреждений. Вина подростка в совершении конкретного административного проступка должна быть доказана с той же степенью обоснованности, что и вина взрослого. Присутствие подростка на заседании комиссии обязательно. На нее также приглашаются родители, в необходимых случаях представители воспитательных, учебных заведений. На заседании члены комиссии оценивают все материалы дела и могут вынести решение о применении мер воздействия, которое оформляется постановлением Бадиков К.Н. Основы права: конспект лекций / К.Н. Бадиков, А.А. Ильин. — СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2010. — с.73..

В соответствии со статья 29.7 КоАП РФ:

  • 1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:
  • 1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
  • 2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
  • 3) проверяются полномочия законных представителей физического

или юридического лица, защитника и представителя;

По результатам написания данного раздела можно сказать следующее:

Дело об административном правонарушении несовершеннолетнего рассматривается в 15-дневный срок со дня его получения.

Именно комиссии по делам несовершеннолетних принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Исключение составляют правонарушения, предусмотренные ст. 11.18 КоАП РФ (безбилетный проезд), а также дела об административных правонарушениях, перечисленные в гл. 12 КоАП РФ, в области дорожного движения, которые могут рассматриваться другими органами.

Источник: http://vuzlit.ru/306176/osobennosti_proizvodstva_delam_administrativnyh_pravonarusheniyah_nesovershennoletnih

2 Обстоятельства, подлежащие установлению по делам несовершеннолетних

Защита несовершеннолетних от необоснованного подозрения или привлечения в качестве обвиняемого, справедливого разрешения дела лежит в основе деятельности органов предварительного следствия и судебного разбирательства по данной категории дел что, в свою очередь, определяет специфику предмета доказывания по делам несовершеннолетних. Наряду с установлением обстоятельств совершения преступления, конкретных действий несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого значительное внимание по этим делам должно уделяться установлению данных о личности этого несовершеннолетнего.

  • 1. При исследовании личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно установление точного возраста несовершеннолетнего, который необходим для решения вопроса о привлечении несовершеннолетнего к уголовной ответственности или освобождения его от ответственности УПК ст. 5 п. 5Возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения) должен быть подтвержден документами о возрасте: свидетельством о рождении или паспортом.
  • 2. При исследовании личности несовершеннолетнего помимо установления возраста подлежат выяснению:
    • а) его физическое и психическое состояние:
    • б) уровень интеллектуального, волевого и нравственного развития: особенности его характера:
    • в) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего.

Важно выяснить уровень его общего развития, т. е. способность

ориентироваться в конкретной обстановке, разумно давать оценку своему поведению и руководить своими действиями. Этому может помочь установление данных, которые характеризуют поведение несовершеннолетнего в семье, по месту учебы или работы, взаимоотношения несовершеннолетнего соответственно в семье или по месту учебы или работы, в кругу знакомых: его поведение до и после совершения преступления, данные о его психическом состоянии, состоянии здоровья, его наклонностей и др.

Читайте так же:  Отсрочка исполнения решения суда гпк

В следственной и судебной практике при рассмотрении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего на стадии предварительного расследования обычно проводится судебно-психиатрическая экспертиза. Если есть данные психического заболевания или аномального развития несовершеннолетнего, то важным является проведение психолого-психиатрической и психологической экспертиз. Эти экспертизы, как правило, проводятся специалистами в области детской и подростковой психологии и педагогики, экспертами-психиатрами.

Всесторонность и полнота расследования дел о несовершеннолетних включает и установление таких обстоятельств, как жилищные и материальные условия семьи, образ жизни подростка, его родителей или лиц, их заменяющих, условия учебы или работы и особенно проведение свободного времени.

Взрослые, склонившие несовершеннолетнего в преступную деятельность, должны привлекаться к уголовной ответственности не только за соучастие, им должно предъявляться обвинение по ст. 210 УК за вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельностьУПКст. 392 ч. 4ч. .

При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, в котором подозревается или обвиняется несовершеннолетний, наряду с общим предметом доказывания подлежат обязательному установлению следующие обстоятельства:

  • а) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год его рождения;
  • в) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;
  • г) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

Возраст (число месяц и год рождения) может быть установлен свидетельством о рождении, паспортом (либо их копиями). В случае противоречия между данными о возрасте в указанных документах делается запрос по месту регистрации рождения. При установлении возраста несовершеннолетнего следует учитывать, что лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходиться этот день, т. е. ноля часов следующих суток. Если документы о возрасте отсутствуют или вызывают сомнение, то в обязательном порядке производиться судебно — медицинская экспертиза. При установлении судебно-медицинским экспертом определенного года рождения несовершеннолетнего днем его рождения считается последний день того года, который назван в заключении эксперта. Когда же возраст определяется в заключении эксперта минимальным и максимальным числом лет, следует исходить из предлагаемого минимального возраста такого лица.

Если несовершеннолетний достиг возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, однако у него обнаружено отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, но ограничивающее его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, несовершеннолетний не подлежит уголовной ответственности. Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с психическим заболеванием, представляет собой значительное отставание от нормального для данного возраста уровня развития мыслительной, познавательной деятельности, запаса знаний представлений, развития эмоционально-волевой сферы. При наличии данных, указывающих на такую отсталость, на такую отсталость может быть назначена судебно — психологическая либо комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Психологическая экспертиза обычно назначается с целью выявления наличия и степени умственной отсталости. При этом эксперту ставятся следующие вопросы:

имеется ли у несовершеннолетнего отклонение от нормального для данного возраста уровня развития, которая влечет умственную отсталость;

если да, то в чем оно выражается;

полностью ли осознавал несовершеннолетний значение своих действий и мог ли руководить ими.

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза назначается в случаях, когда умственная отсталость связана с болезненными состояниями психики: олигофренией в степени дебильности, психофизическим инфантилизмом, астеническим синдромом и т. д.

Установление иных особенностей личности несовершеннолетнего состоит в выяснении основных черт его характера, круга интересов, привычек, состояния здоровья, степени проявления возрастных особенностей психики, таких как внушаемость, склонность к подражанию, фантазированию и т. д.

Установление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего предполагает собирание и исследование данных, касающихся:

— родителей или заменяющих их лиц, их образования, профессии, места работы; моральных качеств; отношения друг к другу и детям; выполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего;

  • — материально-бытовых условий семьи, наличия у несовершеннолетнего собственного имущества, заработка и их размеров;
  • — учебы или работы несовершеннолетнего, в том числе успеваемости, отношения к работе или учебе; внимания, проявляемого образовательным учреждением к его воспитанию, поддержанию связей и семьей т. д. ;
  • — причин, по которым несовершеннолетний не учился, не работал, и мер, которые были приняты в связи с этим семьей и органами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав, органы управления социальной защитой населения, органы образованиям, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, управления здравоохранением, службы занятости, внутренних дел);
  • — поведения несовершеннолетнего, включая его отношение к старшим и сверстникам, совершение им ранее иных правонарушений.

Обычно для получения указанных данных проводиться допрос родителей, учителей (классного руководителя и др.), воспитателей учебно-воспитательного учреждения, соседей, знакомых, товарищей по учебе и работе несовершеннолетнего. Сведения об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего могут быть собраны так же с помощью истребования акта обследования, которое может быть поручено, например, органу опеки и попечительства.

По делам несовершеннолетних обычно проверяется версия о подстрекательстве или соучастии в совершении преступления со стороны взрослых лиц. При рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, выясняется характер взаимоотношений между взрослыми и подростком, характер и степень влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Эти данные не только могут повлиять на определение оснований и меры уголовной ответственности самого несовершеннолетнего, но и иметь существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления. Если совершению преступления несовершеннолетним предшествовало неправомерное или провоцирующее поведение взрослых лиц, в том числе признанных потерпевшими по делу, суд вправе признать это обстоятельство смягчающим наказание виновного Уголовный процесс. Смирнов А. В. , Калиновский К. Б. , 4-е изд. , перераб. и доп. — М. : Кнорус, 2008. глава 33 стр. 658-659 .

Обстоятельства, подлежащие установлению по делам несовершеннолетних, рассматриваются также в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), где указано, что:

  • а) несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому;
  • б) правонарушением является любой проступок (действие или бездействие), наказуемый по закону в рамках существующей правовой системы;
  • в) несовершеннолетним правонарушителем является ребенок или молодой человек, который подозревается в совершении правонарушения или, как установлено, совершил его Пекинские правила, приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций статья 1. 1.
Читайте так же:  Сколько явок нужно для получения родового сертификата

Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций (Пекинские правила), устанавливают возраст уголовной ответственности в правовых системах, в которых признается понятие возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних, нижний предел такого возраста не должен устанавливаться на слишком низком возрастном уровне, учитывая аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости Пекинские правила статья 4.

Обстоятельство, определяющее конкретный возраст несовершеннолетнего точнее определено в Конвенции о правах ребенка, где указано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее Конвенция о правах ребенка, принята Генеральная Ассамблея ООН, 1989. года 20 ноября.

Таковы неотъемлемые обстоятельства, подлежащие установлению по делам несовершеннолетних.

Источник: http://vuzlit.ru/1446077/obstoyatelstva_podlezhaschie_ustanovleniyu_delam_nesovershennoletnih

Особенности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности

Одним из важнейших принципов демократического, правового государства является приоритет прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл. содержание и применение закона.

В административном законодательстве исполнение данного принципа обеспечивается строгой регламентацией порядка привлечения правонарушителей к ответственности.

Статья 2.1 КоАП РФ под административным правонарушением понимает противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

С учетом особенностей психического и физического развития несовершеннолетних (лиц в возрасте до 18 лет) закон предусматривает дополнительные меры по защите их интересов при производстве по делам об административных правонарушениях.

Статьей 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях несовершеннолетними отнесено к компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комиссия по делам несовершеннолетних рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).

Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Важной особенностью ответственности несовершеннолетних лиц, устанавливаемой КоАП РФ, является то, что совершение административного правонарушения несовершеннолетним признается смягчающим вину обстоятельством, а вовлечение такого лица в совершение административного правонарушения — отягчающим вину обстоятельством. Причем эти обстоятельства следует четко отграничивать от таких правонарушений, как вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ), неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ), поскольку они образуют самостоятельные составы административных правонарушений с привлечением иных (но не несовершеннолетних) виновных в этом лиц к административной ответственности.

Здесь необходимо дополнить, что применяемые административные наказания к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, преследуют своей целью прежде всего восстановление социальной справедливости, а также исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений. Высшие судебные инстанции постоянно обращают внимание на то, что административное наказание в отношении указанных лиц должно быть подчинено прежде всего этим целям.

Существенная особенность административной ответственности несовершеннолетних закреплена ст. 2.3 КоАП РФ, где законодатель установил возможность комиссии по делам несовершеннолетних, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет, решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Ответственность по КоАП РФ родителей предусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. Поэтому указанные правонарушения подростков являются одновременно и частью основания для применения административной ответственности к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим.

Административную ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних нельзя рассматривать в отрыве от правовых обязанностей по воспитанию, обучению детей и надзору за ними.

Комиссия рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ — неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, а также за нарушение порядка или сроков представления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных ст. 5.36 КоАП РФ.

Источник: http://05.xn--b1aew.xn--p1ai/document/15969414

Обстоятельства, подлежащие установлению по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних

В соответствии с ч. 1 ст. 421 УПК наряду с обстоятельства­ми, указанными в ст. 73 УПК, при производстве предвари­тельного расследования и судебного разбирательства уго­ловного дела о преступлении, совершенном несовершенно­летним, подлежат также установлению:

1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;

2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;

3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрас­ту лиц.

Установление по уголовным делам о преступлениях несо­вершеннолетних ряда дополнительных, не указанных в ст. 73 УПК, обстоятельств может оказаться значимым при реше­нии вопросов о привлечении несовершеннолетнего к уго-ловной ответственности либо освобождении от нее,

Видео (кликните для воспроизведения).

1 Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР

применении к нему конкретных мер уголовно-правового воздействия, избрании меры пресечения, определении крута участников отдельных следственных действий.

Возраст несовершеннолетнего. В пункте 1 ч. 1 ст. 421 УПК сформулировано требование устанавливать возраст несовер­шеннолетнего с точностью до числа, месяца, года рождения. Для подтверждения возраста подростка к уголовному делу надлежит приобщать копии соответствующих документов (свидетельства о рождении, паспорта, выписки из книги ак­тов гражданского состояния, заключения экспертизы). Определение возраста со слов самого несовершеннолетнего, его родственников, педагогов и иных лиц не допускается.

Когда документы, подтверждающие возраст несовершен­нолетнего, отсутствуют, исчерпаны все возможности для их получения либо вызывает сомнение их подлинность, в соот­ветствии с п. 4 ст. 196 УПК должна быть назначена судеб­но-медицинская экспертиза для установления возраста об­виняемого (подозреваемого). Как разъяснил Пленум Вер­ховного Суда РФ в п. 7 Постановления от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несо­вершеннолетних», днем рождения лица считается послед­ний день того года, который назван экспертами, а при опре­делении возраста минимальным и максимальным числом лет следует исходить из предлагаемого экспертами мини­мального возраста такого лица.

Читайте так же:  Роскомнадзор защита персональных данных

С учетом положений ч. 1 ст. 128 УПК лицо считается до­стигшим возраста, с которого наступает уголовная ответст­венность, не в день рождения, а по истечении суток, на кото­рые приходится этот день, т. е. с ноля часов следующих суток.

Недостижение лицом к моменту совершения преступле­ния возраста, с которого наступает уголовная ответствен­ность, является безусловным основанием отказа в возбужде­нии уголовного дела или прекращения уголовного дела. В УПК РСФСР (п. 5 ст. 5) для этих случаев предусматрива­лось специальное основание. В УПК РФ такое основание не выделено; при установлении факта недостижения лицом возраста уголовной ответственности решение об отказе в

Глава 64. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

возбуждении уголовного дела или о его прекращении должно быть принято на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК (за отсутствием в деянии состава преступления).

Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего. При рас­следовании уголовного дела следователь, дознаватель обязаны собрать характеризующие сведения по месту жительства, уче­бы, работы несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемо­го: в каких условиях и с кем он проживает, создают ли они возможности для нормального отдыха, выполнения учебных заданий, отношение родителей подростка или лиц, их заменя­ющих, к его воспитанию, положительное или отрицательное влияние они оказывают на сына (дочь), где и с кем подросток проводит свободное время, его отношение к учебе, работе, причины незанятости, склонность к употреблению наркотиче­ских средств, спиртных напитков.

Если подросток состоит или ранее состоял на учете в ми­лиции, выясняется, с какого времени и в связи с чем он по­ставлен на учет, когда, какие и с кем совершал правонаруше­ния, когда и кем принимались меры за допущенное правона­рушение, реагирование подростка на эти меры.

Уровень психического развития определяется степенью интеллектуального развития несовершеннолетнего, соот­ветствует оно или нет его возрасту, в чем конкретно выража­ется задержка психического развития и ее причины: психи­ческие расстройства, социальная или педагогическая запу­щенность. Для определения уровня психического развития несовершеннолетнего и при наличии данных о его умствен­ной отсталости назначается комплексная психолого-психи­атрическая экспертиза. На ее разрешение ставятся следую­щие вопросы: «Страдал ли несовершеннолетний обвиняе­мый во время совершения инкриминируемого ему деяния психическим расстройством (хроническим, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезнен­ным состоянием психики)», «Имеется ли у несовершенно­летнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством».

Неправильной является постановка экспертам вопроса о соответствии уровня психического развития несовершенно­летнего обвиняемого его паспортному (календарному) воз­расту. Данный вопрос неправомерен. Ответ на него не входит в компетенцию эксперта-психиатора и эксперта-психолога, поскольку юридическое значение имеет не констатация со­ответствия уровня психического развития тому или иному ка­лендарному возрасту, а решение вопроса о мере способности несовершеннолетнего обвиняемого осознавать фактиче­ский характер и общественную опасность своих действий или руководить ими.

Сведения об уровне психического развития могут быть получены и путем допроса самого несовершеннолетнего, его родителей, воспитателей, соседей, сверстников подростка, других лиц из его окружения, истребования документов из медицинских и учебно-воспитательных учреждений, под­разделений по делам несовершеннолетних органов внутрен­них дел.

Правовые последствия отставания и отклонения в психи­ческом развитии лица зависят от того, связаны они или нет с психическим расстройством (заболеванием).

Если у несовершеннолетнего обвиняемого обнаружива­ются признаки задержки интеллектуального и личностного развития, обусловленные социальной или педагогической запущенностью, из-за которой он во время совершения пре­ступления не способен был в полной мере осознавать значе­ние своих действий и руководить ими, т. е. контролировать их, осуществлять их волевую регуляцию, то такой несовер­шеннолетний не подлежит уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК). Уголовное дело в отношении его подлежит пре­кращению за отсутствием в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24, ч. 3 ст. 27 УПК).

Когда несовершеннолетние не в полной мере осознают и регулируют свои преступные действия вследствие задержки или отклонения в психическом развитии, связанных с пси­хическими расстройствами (например, при олигофрении,

Глава 64. Особенности производства по уголовным делам

в отношении несовершеннолетних 19

инфантилизме, органическом поражении головного мозга, психопатии), они несут уголовную ответственность, а их психическая патология учитывается судом при назначении наказания. Психические расстройства данного свойства мо­гут служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ст. 22 УК).

Такие индивидуально-психологические особенности, как, например, способность к абстрактному мышлению, возмож­ность самостоятельной организации деятельности, высокий уровень развития интеллектуальных способностей, ограничен­ность запаса общих сведений и знаний, бедность и примитив­ность интересов, несформированность морально-этических норм поведения, асоциальность установок, основные черты характера, интересы, привычки, степень проявления возраст­ных особенностей психики (внушаемость, склонность к подра­жанию, фантазированию, импульсивность, чрезмерная агрес­сивность, жестокость и др.), относятся к иным особенностям личности несовершеннолетнего, которые также подлежат установлению при расследовании и судебном разбирательстве дел о преступлениях несовершеннолетних.

Влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Специфика предмета доказывания по делам несовершенно­летних включает в себя необходимость выяснения круга лиц, положительно или отрицательно влияющих на подростка, и в чем конкретно это влияние выражается (пробуждение ин­тереса к здоровому образу жизни, занятиям спортом, разви­тие определенных увлечений, склонение к пьянству, упо­треблению наркотиков, иной противоправной и аморальной деятельности).

При наличии данных о подстрекательстве со стороны взрослых и вовлечении несовершеннолетних в преступле­ния должны устанавливаться факты совершения преступле­ний несовершеннолетним с участием взрослого лица, случаи совершения преступлений, когда взрослый сам не участвует в преступлении совместно с несовершеннолетним, но под­стрекает его к выполнению этих действий. «При рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, совершен­ных с участием взрослых, — отмечается в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовер­шеннолетних», — необходимо тщательно выяснять характер взаимоотношений между взрослыми и подростком, по­скольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершенно­летнего в совершение преступления или антиобщественных действий» 1 . Проверяться должны и факты вовлечения в пре­ступную деятельность, осуществляемую непосредственно подростком без участия взрослого, который вызвал у несо­вершеннолетнего желание, укрепил решимость совершать преступления (пропаганда среди несовершеннолетних пре­ступного образа жизни, обучение преступному ремеслу).

Установление перечисленных обстоятельств имеет значе­ние для решения вопроса о применении к несовершеннолет­нему меры пресечения в виде отдачи под присмотр, привле­чении к ответственности взрослых лиц за вовлечение несо­вершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК) или антиобщественных действий (ст. 151 УК).

Читайте так же:  Безотзывная доверенность форма

Дата добавления: 2015-07-02 ; Просмотров: 1614 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/19_165169_obstoyatelstva-podlezhashchie-ustanovleniyu-po-ugolovnim-delam-o-prestupleniyah-nesovershennoletnih.html

Процессуальные нарушения, допускаемые КДНиЗП при рассмотрении административных дел

Работу комиссий по делам несовершеннолетних я изучаю уже более пяти лет, я был на многих заседаниях комиссий в качестве защитника, оспаривал их постановления в судах, при оказании помощи гражданам в возвращении неправомерно отобранных детей я изучал постановления, которые комиссии принимали.

Чем больше я изучаю их работу, тем больше понимаю, что это важный орган, выполняющий важные государственные функции. И тем больше я ужасаюсь тому, во что сегодня превратились заседания комиссий.

Продемонстрированный в ролике РВС случай заседания самарской КДНиЗП — это, конечно, крайнее проявление. Но я как частый свидетель происходящего на заседаниях комиссий и член РВС, имеющий возможность собирать информацию более чем из 60 регионов страны, могу сказать, что продемонстрированное заседание ничем особым не отличается от тех, что проводятся повсеместно, кроме, конечно, крайне вызывающего поведения председателя. Но дело тут не в конкретном человеке, а в выстроенной системе, которая поселяет в членах комиссии мнение о том, что КДНиЗП — это репрессивный орган с крайне широкими полномочиями, которые даже позволяют действовать без оглядки на закон. Свои соображения по поводу того, почему так получилось, я изложу в конце, а сейчас перейдём к конкретным нарушениям.

Типичные нарушения, допускаемые КДНиЗП при подготовке к рассмотрению дел и в процессе рассмотрения

Всё это — типичные процессуальные нарушения на заседаниях КДниЗП, которые проводятся в рамках КоАП РФ. Этот процесс поставлен на поток, в России ежегодно проходят тысячи и тысячи таких заседаний, что подтверждается практикой РВС и других родительских организаций.

Уверяю: если сегодня эксперты в области права получат возможность скрытно присутствовать на случайно выбранном заседании любой российской комиссии по делам несовершеннолетних, с большой степенью вероятности они зафиксируют все нарушения, которые я перечислил. В своей личной практике я ни разу не сталкивался с заседанием КДНиЗП в рамках КоАП РФ, которое проходило бы без серьёзных процессуальных нарушений.

Подавляющее большинство граждан оказывается абсолютно не готовым к ситуации взаимодействия с комиссией в рамках КоАП РФ, они не могут должным образом себя защитить, чем и пользуются все члены комиссии, не спешащие должным (именно должным) образом разъяснить гражданам их права.

Какие ужасные системные проблемы это порождает? Например, в РВС всё чаще и чаще стали обращаться за помощью люди, имеющие конфликт любого рода с местной администрацией или школой, детским садом, больницей, иными субъектами системы профилактики детского и семейного неблагополучия, работу которых как раз и координируют комиссии по делам несовершеннолетних. Их начали использовать как инструмент давления на неугодных родителей. Комиссии выносят постановления о привлечении к административной ответственности как «горячие пирожки», в результате государственные органы получают возможность вмешиваться в дела семьи и перед семьёй возникает угроза разрушения. Всем известно, что, например, неоднократное привлечение родителей по статье 5.35 КоАП РФ может являться причиной подачи опекой иска об ограничении или лишении родительских прав, а само наличие таких постановлений формирует определенный образ семьи и родителей, подтверждая систематичность их якобы «неправомерных» действий, связанных с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей.

Да, постановления комиссий можно обжаловать в суде. Однако как практик я могу сказать, что сделать это очень сложно, например, на объективность районных судов я уже давно не надеюсь. Тем не менее, мне удавалось выигрывать такие дела, причем в основном — во второй инстанции, но, несмотря на это, могу сказать, что каждая последующая инстанция лишь уменьшает вероятность восстановления справедливости, а вовсе не увеличивает её. Это мой опыт правозащитника. А что же тогда говорить о рядовых гражданах?

Так в чём же причина существующей проблемы, где системная ошибка и как решить существующую проблему КДНиЗП?

Фактически, комиссиям даны судебные функции, но практика ведения заседаний такова, что нет даже подобия и симуляции судебного процесса. И это неудивительно, причины понятны, ведь, во-первых, в состав комиссии входят лица, зачастую не обладающие должной квалификацией, а во-вторых, каждый из участников выражает интересы своего ведомства. Ситуацию также усугубляет то, что, например, в малых населенных пунктах эти люди всегда связаны теми или иными отношениями.

Между тем, азбука теории государства и права говорит, что в демократическом государстве существует разделение властей и их баланс, который заключается в том, что каждая из ветвей власти друг друга уравновешивают. Существующая система КДНиЗП эти принципы попросту попирает, поскольку члены комиссий не выбираются, а назначаются исполнительной властью, причем, как уже было сказано выше, членами комиссий становятся зачастую совершенно посторонние люди.

Наш вывод прост: у системы КДНиЗП необходимо забрать функции рассмотрения дел об административных правонарушениях и передать их в суды. Более того, мы знаем, что сами комиссии были бы этому рады, поскольку они так же считают, что это не их функция. А оставить им следует функцию координации работы всех органов системы профилактики детского и семейного неблагополучия.

Не сомневаюсь в том, что у законодателей есть чувство собственного достоинства, и они не хотят, чтобы их работа была лишена смысла. Могут ли они, видя, как системная ошибка приводит к постоянному игнорированию законов, не выступить с подобной инициативой? Вопрос риторический.

Источник: http://rvs.su/statia/processualnye-narusheniya-dopuskaemye-kdnizp-pri-rassmotrenii-administrativnyh-del

Особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Несовершеннолетний является особым субъектом административной ответственности, так как производство по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних имеет существенные особенности. Статья 2.3 Кодекса об административных правонарушениях, введенного в действие с 1 июля 2002 г., закрепляет, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

В случаях совершения административного правонарушения несовершеннолетний может быть доставлен для составления протокола об административном правонарушении в специальные помещения. О доставлении несовершеннолетнего либо составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

Если несовершеннолетний имеет при себе документы, удостоверяющие его личность; совершенное им деяние не требует дополнительного выяснения обстоятельств; не находится в состоянии, алкогольного или наркотического опьянения, то в данном случае он должен быть отпущен сразу после составления протокола об административном правонарушении.

Читайте так же:  Можно ли взять второй академический отпуск

КоАП РФ предполагает и закрепляет возможность и порядок административного задержания несовершеннолетних правонарушителей. Административное задержание является принудительной мерой, ограничивающей свободу лица, и согласно ст. 27.3 КоАП РФ может быть применено в исключительных случаях: если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и в связи с исполнением постановления по делу об административном правонарушении.

Несовершеннолетний правонарушитель может быть задержан на срок не более трех часов, а в случае если несовершеннолетний правонарушитель находится в состоянии алкогольного опьянения, срок административного задержания начинает исчисляться согласно ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ с момента вытрезвления несовершеннолетнего.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ).

Несовершеннолетний, подвергнутый административному задержанию, вправе обратиться за помощью к защитнику, который должен быть допущен к участию в производстве по делу с момента административного задержания согласно ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ.

Административные правонарушения могут совершаться также несовершеннолетними, которые еще не достигли возраста административной ответственности, например в возрасте 12-14 лет. Также есть случаи, когда по каким-то причинам несовершеннолетний отказывается называть должностному лицу

(участковому инспектору, инспектору по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и другим), осуществляющему опрос, свои имя, фамилию, координаты своих родителей, а также адрес своего проживания. В данном случае помимо решения вопроса о привлечении несовершеннолетних к административной ответственности ( а в некоторых случаях и их родителей) также может быть решен вопрос о помещении их в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел куда они могут быть направлены либо на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел ( на срок не более 48 часов), либо на основании постановления судьи (на срок более 48 часов).

В соответствии со ст. 23.2 органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (по месту жительства несовершеннолетнего). Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) являются специальными органами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, целью деятельности которых является осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних и др.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и по общему правилу — с участием его законных представителей. Родитель, явившийся в заседание КДН и ЗП для защиты интересов несовершеннолетнего, должен иметь при себе документы, удостоверяющие его личность, а также не должен быть лишен родительских прав или ограничен в родительских правах. Опекуны или попечители несовершеннолетнего, представляющие интересы несовершеннолетнего, должны иметь соответствующие документы, подтверждающие, что они таковыми являются.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может принять решение об удалении несовершеннолетнего, в отношении которого ведется дело, на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать на него отрицательное влияние (ч. 4 ст. 25.1 КоАП РФ).

Не все административные наказания, которые предусмотрены КоАП РФ для совершеннолетних правонарушителей, могут применяться к несовершеннолетним. Так, к несовершеннолетним, совершившим административное правонарушение, не может применяться административный арест. Решая вопрос о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности в виде штрафа, КДН и ЗП должна выяснить, есть ли у него самостоятельный заработок, так как при отсутствии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Необходимо учитывать, что заработок — это вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работнику в соответствии с качеством его труда по установленным нормам или в соответствии с заключенным трудовым договором.

Например, пенсия или стипендия, получаемая несовершеннолетним, заработком не является.

Родителям и иным законным представителям необходимо учитывать, что несовершеннолетний, совершивший административное правонарушение, сразу же попадает в поле зрения должностных лиц подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, которые решают вопрос о постановке на учет несовершеннолетних правонарушителей на основании постановления КДН и ЗП в случае совершения ими правонарушения, повлекшего применение меры административного наказания.

На несовершеннолетних, в отношении которых КДН и ЗП вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, заводятся учетно-профилактические карточки. При заведении учетно-профилактической карточки должностные лица ПДН проводить беседу с несовершеннолетним, его родителями или законными представителями, разъяснять им основания постановки на учет и снятия с учета, а также должны проводить регистрацию поставленных на учет в журнале регистрации лиц, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Родителям и иным законным представителям необходимо знать, что в случае однократного совершения несовершеннолетним малозначительного правонарушения, при наличии соответствующих данных об особенностях его личности, условиях жизни и воспитания, родителях или лицах, их замещающих, должностные лица ПДН могут внести предложения о нецелесообразности постановки этого несовершеннолетнего на учет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Анализ административной практики в отношении несовершеннолетних показывает, что, как правило, подростки привлекаются к административной ответственности по ст. ст. 20.1 (мелкое хулиганство), 20.20 (употребление спиртных напитков, наркотических средств и психотропных препаратов), 20.21 (появление в общественных местах в состоянии опьянения), 7.27 (мелкое хищение) КоАП РФ.

Нагатинская межрайонная прокуратура осуществляет надзор за соблюдением и исполнением административного законодательства в отношении несовершеннолетних. Прокуратурой ежемесячно проверяется деятельность районных КДН и ЗП по рассмотрению административных протоколов, составленных в отношении несовершеннолетних и привлечению их к административной ответственности, а в законность составления таких протоколов. По выявленным нарушениям закона вносятся представления, а также приносятся протесты на незаконные постановления КДН и ЗП. За 9 месяцев 2008 года прокуратурой опротестовано 5 постановлений КДН и ЗП, которые рассмотрены и отменены Нагатинским районным судом г. Москвы. Кроме того, в поднадзорные ОВД и КДН и ЗП внесено 10 представлений с требованиями по устранению выявленных нарушений административного законодательства в отношении несовершеннолетних.


Источник: http://pandia.ru/text/78/111/54367.php
Рассмотрев дело несовершеннолетнего
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here