Содержание
- 1 «Роль воспитателя по профилактике нарушений прав ребёнка в семье»
- 2 Роль воспитателя в профилактике нарушения прав ребёнка в семье. материал по теме
- 3 Профилактика нарушений прав ребенка в семье
- 4 Консультация для родителей «Нарушение прав ребенка в семье и их последствия» консультация на тему
- 5 Консультация «О нарушении прав ребенка в семье»
- 6 «Нарушения прав ребёнка в семье и их последствия» консультация
- 7 Роль воспитателя в профилактике нарушения прав ребенка в семье
«Роль воспитателя по профилактике нарушений прав ребёнка в семье»
В докладе раскрывается роль воспитателя по защите прав ребёнка, о том что все члены семьи должны заботиться друг о друге, а дети имеют право на защиту со стороны взрослых.
Тема: “Роль воспитателя по профилактике нарушения прав ребёнка в семье”.
Выступление воспитателя группы №6
“Из чего состоит мир? Из государств.
А государства — из городов.
А города? Города – из семей.
И если не будет лада в семьях, и во всем мире пойдет разлад.”
Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье – это работа с родителями. Положительные результаты в воспитании можно достичь, привлекая родителей к вопросам воспитания. Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которого вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, и следовательно уровень семейного воспитания.
Для успешной работы необходимо хорошо знать семью, где воспитывается ребенок. Поэтому в течении года необходимо посещать ребенка на дому, проводить конкурсы: “Поделки из природного материала”, ”Папа мой самый сильный”, Фото выставки – “Я и моя семья”, “Как мы трудимся”, привлекать к совместному изготовлению нестандартного оборудования для физических упражнений, оборудования для игровых зон, проведение конкурсов “Папа, мама и я – дружная семья” и т.д. Такие мероприятия помогают лучше узнать семьи наших воспитанников. При подготовке к собранию чаще привлекать родителей к участию.
В дошкольных учреждениях становятся популярны провидение собраний в форме КВНов, где родителям представляется возможность непосредственно участвовать в различных конкурсах, в результате чего они приобретают педагогические знания, например по теме “Игра – это серьезно”, “Мои права в семье” или разнообразные карточки с домашними заданиями:
“Что способствует формированию разных характеров?”
“Придумай окончание к рассказу” и т.д.
Все родители хотят, чтобы их дети в семье жили счастливо и мирно. Никто не стремится держать ребенка в страхе, воспитывать его забитом, безответственным, упрямым. Однако бывает, что дети с возрастом приобретают эти и другие нежелательные черты характера, но не имеют не веры в свои силы, не уважения к себе и окружающим. Мы хотим, чтобы наши дети были вежливы, а они грубят. Мы хотим чтобы они были аккуратными, а они вечно чем-то перепачканы. Мы хотим, чтобы они верили в себя, а они нервозны и беспокойны. “Счастье дается только знающим”-эти слова Бунина в полной мере можно отнести к родителям. Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат в семье.
Родители для ребенка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. Если мы плохо относимся, например к своим родителям, того же нужно ждать и от своих детей. В древней притчи говорится: Сын схватил старенького отца и потащил на съедение к крокодилам. Его сын побежал за ним. ”Зачем? — спросил отец . –Чтобы узнать дорогу, по которой придется тащить тебя.”
В нашей повседневной жизни мы пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях. Речь идет о нехватке культуры внутренней, и нагляднее всего ее уровень виден на детях. Глядя на ребенка, можно ясно представить, какие у него родители, как и о чем, разговаривают друг с другом, какой микроклимат в семье. В культурной семье никто никогда ни на кого не кричит, даже не повышает голоса, ибо каждый видит в другом личность. Крик-признак нервозности, особенно сильно действующие на детей. Ребенок считает, что его не любят, не считают за человека.
Культура ребенка рождается в семье, ее не смогут привить ни в детском саду, ни в школе.
Например: вы садитесь ужинать — на столе красивая посуда, все друг другу улыбаются, похваливают еду, а выйдя из-за стола — благодарят хозяйку. Но есть и другие варианты: “Ты опять жрёшь как свинья” – кричат на ребенка, пологая, что такими словами можно приобщить его к культуре. Не культурная семья отличается тем, что в ней никто ни кого не уважает, каждый думает только о себе.
Воспитывать человека со светлым, ясным взглядом на мир – задача не простая. Вот почему доброту и красоту ребенок должен видеть вокруг себя постоянно. Потому что какие дети – такое будет в дальнейшем наше общество, значит такая жизнь.
1. Семейное воспитание основано на эмоциональном, интимном характере отношений, на глубокой, кровной любви родителей к детям и детей к родителям.
2. Воспитательное воздействие семьи постоянно и длительно. Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, которая или складывается намеренно или нет.
3. Материальные или духовные предпочтения, забота о членах семьи и посторонних людях или недоброжелательность, постоянные конфликты оказывают значительное, хотя возможно и не сразу заметное влияние на становление личности ребенка.
4. Формировать понятие о том, что все члены семьи должны заботится друг о друге, а дети имеют права на защиту со стороны взрослых членов семьи.
5. Формировать понятие о том, что никто не имеет право обижать другого человека.
6. Й Ввести в активный словарь детей понятие “непосильный труд ”, “тяжелый физический труд”, что не посильный труд может понести вред здоровью.
Нам родителям и педагогам иногда бывает трудно принять то, что ребенок – равноправный человек, который имеет право на собственное мнение и поступки, что его права, как и права любого человека, должны уважать, не обижать друг друга, помогать друг другу, право на жизнь, право жить в семье, право на жилище, на отдых, на жизнь и здоровье.
Письмо — обращение к самым близким и дорогим людям моим родителям:
-Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я недолжен получать все то, о чем прошу. Я просто проверяю Вас.
-Не применяйте силу в отношениях со мной.
-Не давайте пустых обещаний.
-Не делайте мне замечания в присутствии других людей.
-Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы.
-Никогда не считайте, что извиниться передо мной – ниже вашего достоинства.
-Не забывайте что мне нужны ваше понимание и поддержка.
-Относись ко мне так. Как вы относитесь к своим друзьям.
Помните! Что у нас есть, самое великое чудо на свете – это наши Дети.
Роль воспитателя в профилактике нарушения прав ребёнка в семье.
материал по теме
О Роли воспитателя в профилактике нарушения прав ребёнка в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|
Предварительный просмотр:
Роль воспитателя в профилактике нарушения прав ребёнка в семье.
Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье – это работа с родителями. Положительные результаты в воспитании можно достичь, привлекая родителей к вопросам воспитания. Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которого вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, и, следовательно, уровень семейного воспитания.
Семья — важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значение семьи в формировании личности.
Для решения правовых задач в ДОУ необходимо: во-первых, убеждённость педагогов в том, что проведение с родителями просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса, во-вторых, определённый уровень правовой квалификации и культуры самих педагогов, и в-третьих, создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.
Основные направления работы воспитателя по соблюдению права ребенка на защиту и помощь и по защите детей от всех форм насилия следующие:
- Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по за
щите детей от жестокого обращения. - Профилактика жестокого обращения с детьми:
- трансляция родителям положительного образа ребенка
- работа по коррекции детско-родительских отношений.
- Работа по предотвращению нарушения прав ребенка незнакомыми
взрослыми.
Чтобы воспитатели могли влиять на ситуацию с правами ребёнка, они должны быть подготовлены к этой деятельности. Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семьи. Распространёнными методами изучения семейной микросреды являются наблюдение, беседы, тестирование родителей, изучение продуктов детской деятельности и посещение неблагополучных семей на дому.
Последняя форма работы позволяет столкнуться с определёнными трудностями и редко используется в практике детских садов. Однако она наиболее эффективна в работе с родителями.
В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание и форму обращения родителей к ребёнку: употребление уменьшительно – ласкательных имён или грубых слов, реакцию родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы, на эмоциональную окраску общения (тон, громкость, мимику) и телесные контакты (ласковые поглаживания или грубые жесты). А также на ответную реакцию детей (их настроение, содержание обращений, тон, мимику).
Эффективным являются и наблюдения за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», где дошкольники воспроизводят привычные для них формы общения, это позволит педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений. Содержательную информацию о психологическом климате в семье также можно получить из рисунков детей на темы: «Моя семья», «Мой самый любимый человек». При анализе детских работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, состав семьи, расположение её членов, время рисования и спонтанные реакции (комментарии).
После того как педагог установит доверительный деловой контакт с родителями, становится возможным решение главной задачи по профилактике жестокого обращения с детьми – трансляции родителям положительного образа ребёнка.
Необходимость решения этой задачи определяется тем, что в повседневном общение с ребёнком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредотачиваясь лишь на негативных проявлениях. Поэтому демонстрация воспитателем доброжелательного отношения ко всем без исключения детям, умение похвалить в присутствии родителей каждого ребёнка, показать и рассказать, чему он научился за прошедший день, способность почувствовать и по возможности «снять» родительскую тревожность, являются важнейшими условиями построения доверительных отношений с родителями.
Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребёнка в семье, прежде всего, должен выступать образцом уважительного и доброжелательного отношения к ребёнку.
Родители, которые изо дня видят воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, задумаются над необходимостью применения агрессивных способов воздействия на собственного ребёнка.
Эффективным средством педагогического и правового просвещения родителей является наглядная агитация, включающая:
— использование папок-передвижек с темами, например «Искусство быть родителем», «Наказывая, подумай: зачем?»;
— уголок с книгами, содержащий нормативно-правовые документы по защите прав ребёнка;
— рисунки детей на тему «Мои права».
Одним из популярных методов работы с родителями являются семинары, семинары-практикумы. На семинаре идёт разбор проблемных ситуаций с использованием анонимных анкет, проигрыванием ситуаций, при помощи сценок, обсуждением литературы, приглашением психолога и других специалистов. Темы семинаров разнообразны: «Что такое наказание и запрет?», «Типы родительской любви», «Мама, папа, я – дружная семья» и др.
Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, сам должен быть компетентен в этих вопросах.
С этой целью выпущен сборник методических материалов «Каждый имеет право» — результат работы творческой площадки «Содружество», действующей на базе нашего ДОУ. В сборник включены материалы для работы с педагогами, родителями и детьми по правовому воспитанию.
Ребёнок не довесок и не придаток к жизни родителей. Он – самостоятельная судьба. Родители временно его в этой жизни сопровождают, любовью и терпением открывая в ребёнке всё лучшее талантливое, способное. Но за это ребёнок не обязан жить жизнью родителей и реализовывать их несостоявшиеся мечты!
Профилактика нарушений прав ребенка в семье
В современном обществе проблема детско-родительских отношений и соблюдения прав ребенка в семье как одного из основных факторов психофизического благополучия детей приобретает особую актуальность. Данный вопрос является одним из приоритетных направлений государственной политики сохранения здоровья нации.
Проблемами семейного воспитания занимаются многие ученые и практики нашей страны. Особый вклад в изучение данного вопроса внесли работы Н.Н.Авдеева, 1994; А.И. Захарова, 1986; А.Я. Варга, 1983; А.И. Спиваковской, 1988; Т.В. Архиреевой, 1989; А.Е.Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980. В их исследованиях затрагиваются различные области детско-родительских отношений. Одним из направлений изучения ученых являются права ребенка в семье.
Несмотря на это, воспитатели ДОУ не всегда уделяют должное внимание профилактике нарушений прав ребенка в семье. По данным статистики 84% родителей понимают необходимость соблюдения прав ребенка, но 74% из них регулярно их нарушают, используя в процессе воспитания физические наказания, словесные унижения и другие действия, противоречащие декларации прав ребенка.
Таким образом, возникают противоречия между теоретическими знаниями родителей прав ребенка и неумением выстроить систему семейного воспитания, не нарушая их.
Современные родители прекрасно понимают, какой вред наносит унижение достоинства ребенку. Прежде всего, это психологическая травма. То есть, родители знают о последствиях, которыми чреваты для психики ребенка унижения его достоинства, но менять свой стиль воспитания не пытаются. Большинство родителей допускают возможность применения телесных наказаний постоянно или в отдельных случаях.
Лишь малая часть полностью отвергает телесные и другие виды унижения достоинства. Такие родители в процессе воспитания отдают предпочтение разъяснению, которое основывается на взаимном уважении. Таким образом, нарушение прав ребенка в семье очень распространенное явление. Но почему это происходит. Психологи в ходе проведения исследований выявили несколько причин данного явления. Во-первых, с такими родителями в детстве поступали аналогично. Во-вторых, других методов воздействия в своем арсенале они не имеют. И, в-третьих, такое поведение многие из них не считают травмирующим для психики ребенка.
Постоянные предупреждения, приказания, нотации, угрозы, обзывания — все эти формы говорят об отношении к ребенку только лишь как к объекту воспитания. К методам субъективного отношения относятся доброжелательная критика, утешение, советы, выражение обиды, обращение, указания в шутку. Такие формы регулирования отношений необходимо рекомендовать родителям.
Изучая данные статистки, также многочисленные исследования ученых показывают, что ребята, чьи права в семье постоянно нарушаются, часто испытывают некоторые сложности в адаптации. Они учатся с трудом, не организованны, неуравновешенны, агрессивны. Для таких детей характерны быстрые смены настроения, неуверенность в себе, наличие проблем во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Наиболее часто нарушение прав детей наблюдается в семьях, которые живут в тесноте. Излишняя скученность в семье лежит в основе большой нервозности у всех ее членов.
Низкий уровень доходов сказывается на реализации права ребенка на получение образования и развитии индивидуальных его способностей. К подобным результатам приводит также невысокий образовательный статус его родителей. При отсутствии отца, как источника уверенности и авторитета, создает все условия для формирования у ребенка таких черт характера как агрессивность в отношении взрослых, асоциальность, недисциплинированность. А это, в последствие, может провоцировать ответное поведение матери, которая не справляется с ребенком.
Также невысокий интеллектуальный уровень снижается при росте числа детей в семье. Хотя члены многодетных семей обычно внимательнее относятся друг к другу, сплоченнее и заметнее ориентированы на базовые семейные ценности, но при этом, отношение родителей к своим детям становится достаточно однообразным. Они мало учитывают индивидуальные потребности детей и различия между ними. Многодетные родители достаточно редко помогают детям преодолеть трудности в обучении.
Таким семьям требуется профессиональная помощь. Работники детского сада должны проводить просветительскую, профилактическую и коррекционную работу с такими семьями. Это необходимо, так как здесь речь идет о психическом здоровье ребенка, его успешной социализации и вообще его будущем.
При работе с родителями можно использовать различные методы. Среди них наиболее распространенным методом является беседа. Но не менее эффективными являются совместные праздники и игры родителей и детей, ВКН, «Поле Чудес», педагогические ситуации и тренинги. Они помогают родителям понять своих детей и скорректировать свои отношения с ними.
Таким образом, изучение литературных источников показало, что проблема нарушения прав ребенка в семье актуальны. Хотя инструментарий для профилактики и коррекции детско-родительских отношений разнообразен, но на практике мало применяется. Поэтому считаем, что проведение практического исследования по данной теме будет актуальным и иметь большую практическую значимость.
Название: Профилактика нарушений прав ребенка в семье
Автор: Фасфудинова Нурия Сабитовна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Д/с «Солнышко»
Месторасположение: cт. Миннибаево Альметьевский район Татарстан
Источник: http://portal2011.com/profilaktika-narushenij-prav-rebenka-v-seme/
Консультация для родителей «Нарушение прав ребенка в семье и их последствия»
консультация на тему
Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в этом мире. Часто родители, желая своему ребёнку только добра, применяют для его воспитания не те меры, которые ведут к положительному результату.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|
Предварительный просмотр:
«Нарушения прав ребёнка в семье и их последствия»
Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в этом мире.
Часто родители, желая своему ребёнку только добра, применяют для его воспитания не те меры, которые ведут к положительному результату. Ведь, случается, до сих пор мы слышим от знакомых такие слова: «Пороли в детстве, поэтому стал человеком» или «Люби, как душу — тряси, как грушу» и т. п. В современном мире давно уже должны выйти из применения такие наказания, как «порка», «коленями на горох» и прочие подобные аргументы.
Однако результаты проведенного исследования показали, что нарушения прав ребенка в семьях чаще всего связаны с применением унижающих достоинство ребенка и наносящих ему физический ущерб наказаний, в том числе телесных. Установлено, что 51 % родителей полностью поддерживают применение телесных наказаний и 30% — из оставшихся считают их допустимыми в отдельных случаях. Только 9% родителей уверенно заявляют о том, что считают телесные и иные наказания, унижающие ребенка, неприемлемыми ни при каких обстоятельствах.
Большинство родителей на вопрос о причинах наказания отвечают описанием случаев, в которых это наказание чаще всего происходит, ища сочувствия своим педагогическим трудностям. Очевидно, в описываемых ситуациях родители не знают иных способов справиться с нежелательным поведением ребенка, кроме унижающих его. При этом около одной трети родителей склонны всё-таки видеть причину не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. И называют типичные ситуации, в которых им приходится прибегать к телесным наказаниям.
Зачастую в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление.
Причина выбора именно этих методов кроется:
— в аналогичном собственном детском опыте родителей, который нельзя изменить, но необходимо переосмыслить;
— отсутствие альтернативных моделей поведения в репертуаре воспитательных воздействий, доступных данному родителю;
— отсутствие рефлексии собственного поведения как психотравмирующего.
Методы воспитательного воздействия, которые являются отражением объективного отношения к ребенку, — это приказы, угрозы, предупреждения, советы, нотации, обзывания. Все эти формы могут считаться унижающими достоинство ребенка. Методы, отражающие субъективное отношение к нему, — критика, утешение, обращение в шутку, обида . Родителям необходимо учиться использовать именно эти формы регулирования поведения детей.
Конвенция о правах ребенка охватывает широкий круг вопросов о законных правах и условиях существования детей, выступая, в частности, против нарушения прав ребенка в семье .
• Так, в ст. 19.1. записано, что государство – участники настоящей Конвенции «принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защитить ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребление, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке ».
• Старайтесь, чтобы ребенок не был подвергнут «унижающим достоинство видам обращения или наказания» , как это требуется в ст. 37 международной Конвенции.
• Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу с такими последствиями, как неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки. Ребенок может вырасти озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм.
• Избегайте жесткости в обращении с малышом, так как это приводит к нарушению взаимоотношений ребенка со взрослым , к неуважению унижающего его взрослого, потере детского доверия.
• Использование жестоких мер воспитания не дает положительных результатов, не всегда способствует исправлению нежелательного поведения ребенка , а только унижает его.
• Не нарушайте права ребенка на собственное мнение, детские переживания; не относитесь к его проблемам свысока; не вымещайте на сыне (дочери) свои обиды, плохое настроение.
• Не воспитывайте ребенка только строгостью ; не разговаривайте с ним в повышенном раздрожительном тоне; не кричите на него – он может стать обидчивым, капризным, плаксивым.
- Повышенное возбуждение родителей усиливает возникший конфликт с ребенком .
В нашем учреждении работает педагоги и психологи, которые готовы дать квалифицированную консультацию и совет для каждого конкретного случая нежелательного поведения ребёнка.
Надо также помнить, что дети следуют принятой в семье модели поведения. Таким образом, родительская жестокость в отношении ребёнка может впоследствии вернуться от него к самим родителям, перейти в его отношения с другими людьми, со сверстниками. И вряд ли такой ребёнок сможет стать популярным и уважаемым в детском коллективе, в школе. А впоследствии ему просто будет трудно строить отношения с людьми.
Создавайте в семье атмосферу любви , понимания и поддержки, которая поможет детям достичь настоящей зрелости. В семьях , где царят душевная теплота, чуткость, уважение к мнению другого, забота о близких людях, права ребенка не нарушаются , он чувствует себя уверенным и счастливым членом семьи .
Поэтому, уважаемые родители, давайте воспитывать детей корректными методами, соблюдая их права, уважая их личность. Если возникают проблемы с регулированием поведения вашего ребёнка, не стесняйтесь обращаться за помощью к педагогу, психологу. Вместе мы сможем преодолеть любые трудности и вырастить из наших детей достойных граждан своей страны, нашу гордость и опору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правами и свободами в области семейных отношений: — жить и воспитываться в семье; — знать, кто являет.
Ребенок в семье имеет право:на общение и уединение;самовыражение;самоутверждение;уважение чести и достоинства;выбор друзей;выборе форм досуга;обсуждение и участие в решении семейных проблем.
В перечисленных документах провозглашаются основные права детей. В данной работе даются советы родителям. А также освещены все права какие есть у ребенка.
Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения .
Консультация для родителей: «Нарушения прав ребёнка в семье и их последствия».
консультация «Нарушение прав ребенка в семье и их последствия".
quot;Нарушение прав ребёнка в семье и их последствия".
Консультация «О нарушении прав ребенка в семье»
Регина Николаевна Рыбак
Консультация «О нарушении прав ребенка в семье»
Конвенция о правах ребенка охватывает широкий круг вопросов о законных правах и условиях существования детей, выступая, в частности, против нарушения прав ребенка в семье.
• Так, в ст. 19.1. записано, что государство – участники настоящей Конвенции «принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защитить ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребление, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».
• Старайтесь, чтобы ребенок не был подвергнут «унижающим достоинство видам обращения или наказания», как это требуется в ст. 37 международной Конвенции.
Проведенные исследования показали, что нарушения прав ребенка дошкольного возраста в семьях чаще всего связаны именно с применением телесных и иных наказаний, унижающих его достоинство и наносящих ему физический ущерб. При этом родители не считают такие наказания нарушением прав ребенка, что объясняется их юридической безграмотностью.
• Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу с такими последствиями, как неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки. Ребенок может вырасти озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм.
• Избегайте жесткости в обращении с малышом, так как это приводит к нарушению взаимоотношений ребенка со взрослым, к неуважению унижающего его взрослого, потере детского доверия.
• Использование жестоких мер воспитания не дает положительных результатов, не всегда способствует исправлению нежелательного поведения ребенка, а только унижает его.
Многие родители признают собственную педагогическую беспомощность, не знают других способов воздействия на ребенка, кроме наказания. Даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление.
• Не относитесь к ребенку лишь как к объекту воспитания, используя бесконечные приказания, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания, унижающие его.
• В воспитательном процессе относитесь к ребенку как к субъекту права.
Видео (кликните для воспроизведения). |
• Используйте методы правосубъектного взаимодействия с ребенком: обратитесь к нему с доброжелательной критикой, советом, утешением; превратите строгое требование в добрую шутку, выразите собственное недовольство его поведением в форме обиды.
Именно такими формами регулирования детского поведения можно достичь желаемых результатов в воспитании малыша.
• Не нарушайте права ребенка на собственное мнение, детские переживания; не относитесь к его проблемам свысока; не вымещайте на сыне (дочери) свои обиды, плохое настроение.
• Не воспитывайте ребенка только строгостью; не разговаривайте с ним в повышенном раздрожительном тоне; не кричите на него – он может стать обидчивым, капризным, плаксивым.
Помните: повышенное возбуждение родителей усиливает возникший конфликт с ребенком.
Не раздражайтесь, не повышайте голос на ребенка, если он испытывает затруднения при выполнении тех или иных действий; не акцентируйте внимание на его неуспехах, оказывайте необходимую помощь и поддержку малышу.
Создавайте в семье атмосферу любви, понимания и поддержки, которая поможет детям достичь настоящей зрелости.
В семьях, где царят душевная теплота, чуткость, уважение к мнению другого, забота о близких людях, права ребенка не нарушаются, он чувствует себя уверенным и счастливым членом семьи.
Социальный педагог: Рыбак Регины Никоаевна
Индивидуальная консультация с родителями ребенка с РДА «Трудовое воспитание ребенка с РДА в семье» Цель: повышение компетентности родителей в вопросе трудового воспитания ребенка с РДА Задачи: Привлечь внимание родителей к осознанию.
Консультация «Как помочь семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ» Семья — микросоциум, в котором, не только протекает жизнь ребенка, но и формируются его нравственные качества. Существует прямая зависимость.
Консультация для педагогов ДОУ «Особенности реализации прав ребенка посредством социальных взаимоотношений» Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Так, Антуан де Сент-Экзюпери.
Консультация для родителей «Воспитание ребенка начинается в семье» Пример родителей – это наглядный образец для детей. Хорошие качества, которые воспитываются у детей, будут наиболее прочными, если дети.
Консультация для родителей «Соблюдение прав ребенка в семье». Советы, заповеди мудрого родителя. Документы регламентирующие права ребенка: • Декларация прав ребенка (1959). • Конвенция ООН о правах ребенка (1989). • Всемирная декларация.
Памятка для родителей по защите прав и достоинств ребенка в семье 1. Принять ребенка таким, какой он есть, и любить его. 2. Обнимать ребенка не менее 4, а лучше 8 раз в день. 3. Выражать недовольство отдельными.
Консультация «Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье» Принимать ребенка, таким как он есть и любить его. Обнимать ребенка не менее четырех, а лучше по восемь раз в.
Протокол родительского собрания «Соблюдение прав ребёнка-дошкольника в семье» Тема: «Соблюдение прав ребёнка дошкольника в семье». Присутствует: 45 человека. Отсутствует: 6 человек Повестка дня: 1. Знакомство с изменениями.
Консультация «Защита прав и достоинств ребенка» О соблюдение прав ребенка много писали и пишут. Однако социологические исследования показывают, что до сих пор большинство родителей не.
Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/o-narusheni-prav-rebenka-v-seme.html
«Нарушения прав ребёнка в семье и их последствия»
консультация
«Нарушение прав ребёнка в семье и их последствия»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|
Предварительный просмотр:
«Нарушения прав ребёнка в семье и их последствия»
Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в этом мире.
Часто родители, желая своему ребёнку только добра, применяют для его воспитания не те меры, которые ведут к положительному результату. Ведь, случается, до сих пор мы слышим от знакомых такие слова: «Пороли в детстве, поэтому стал человеком» или «Люби, как душу — тряси, как грушу» и т. п. В современном мире давно уже должны выйти из применения такие наказания, как «порка», «коленями на горох» и прочие подобные аргументы.
Однако результаты проведенного исследования показали, что нарушения прав ребенка в семьях чаще всего связаны с применением унижающих достоинство ребенка и наносящих ему физический ущерб наказаний, в том числе телесных. Установлено, что 51 % родителей полностью поддерживают применение телесных наказаний и 30% — из оставшихся считают их допустимыми в отдельных случаях. Только 9% родителей уверенно заявляют о том, что считают телесные и иные наказания, унижающие ребенка, неприемлемыми ни при каких обстоятельствах.
Большинство родителей на вопрос о причинах наказания отвечают описанием случаев, в которых это наказание чаще всего происходит, ища сочувствия своим педагогическим трудностям. Очевидно, в описываемых ситуациях родители не знают иных способов справиться с нежелательным поведением ребенка, кроме унижающих его. При этом около одной трети родителей склонны всё-таки видеть причину не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. И называют типичные ситуации, в которых им приходится прибегать к телесным наказаниям.
Зачастую в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление.
Причина выбора именно этих методов кроется:
— в аналогичном собственном детском опыте родителей, который нельзя изменить, но необходимо переосмыслить;
— отсутствие альтернативных моделей поведения в репертуаре воспитательных воздействий, доступных данному родителю;
— отсутствие рефлексии собственного поведения как психотравмирующего.
Методы воспитательного воздействия, которые являются отражением объективного отношения к ребенку, — это приказы, угрозы, предупреждения, советы, нотации, обзывания. Все эти формы могут считаться унижающими достоинство ребенка. Методы, отражающие субъективное отношение к нему, — критика, утешение, обращение в шутку, обида . Родителям необходимо учиться использовать именно эти формы регулирования поведения детей.
Конвенция о правах ребенка охватывает широкий круг вопросов о законных правах и условиях существования детей, выступая, в частности, против нарушения прав ребенка в семье .
• Так, в ст. 19.1. записано, что государство – участники настоящей Конвенции «принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защитить ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребление, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке ».
• Старайтесь, чтобы ребенок не был подвергнут «унижающим достоинство видам обращения или наказания» , как это требуется в ст. 37 международной Конвенции.
• Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу с такими последствиями, как неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки. Ребенок может вырасти озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм.
• Избегайте жесткости в обращении с малышом, так как это приводит к нарушению взаимоотношений ребенка со взрослым , к неуважению унижающего его взрослого, потере детского доверия.
• Использование жестоких мер воспитания не дает положительных результатов, не всегда способствует исправлению нежелательного поведения ребенка , а только унижает его.
• Не нарушайте права ребенка на собственное мнение, детские переживания; не относитесь к его проблемам свысока; не вымещайте на сыне (дочери) свои обиды, плохое настроение.
• Не воспитывайте ребенка только строгостью ; не разговаривайте с ним в повышенном раздрожительном тоне; не кричите на него – он может стать обидчивым, капризным, плаксивым.
- Повышенное возбуждение родителей усиливает возникший конфликт с ребенком .
В нашем учреждении работает педагоги и психологи, которые готовы дать квалифицированную консультацию и совет для каждого конкретного случая нежелательного поведения ребёнка.
Надо также помнить, что дети следуют принятой в семье модели поведения. Таким образом, родительская жестокость в отношении ребёнка может впоследствии вернуться от него к самим родителям, перейти в его отношения с другими людьми, со сверстниками. И вряд ли такой ребёнок сможет стать популярным и уважаемым в детском коллективе, в школе. А впоследствии ему просто будет трудно строить отношения с людьми.
Создавайте в семье атмосферу любви , понимания и поддержки, которая поможет детям достичь настоящей зрелости. В семьях , где царят душевная теплота, чуткость, уважение к мнению другого, забота о близких людях, права ребенка не нарушаются , он чувствует себя уверенным и счастливым членом семьи .
Поэтому, уважаемые родители, давайте воспитывать детей корректными методами, соблюдая их права, уважая их личность. Если возникают проблемы с регулированием поведения вашего ребёнка, не стесняйтесь обращаться за помощью к педагогу, психологу. Вместе мы сможем преодолеть любые трудности и вырастить из наших детей достойных граждан своей страны, нашу гордость и опору.
Роль воспитателя в профилактике нарушения прав ребенка в семье
Светлана Радионова
Роль воспитателя в профилактике нарушения прав ребенка в семье
«Роль воспитателя по профилактике нарушения прав ребенка в семье»
Ионна златоуста: |
«Из чего состоит мир? Из государств. А государства — из городов. А города? Города – из семей. И если не будет лада в семьях, и во всем мире пойдет разлад» |
Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье – это работа с родителями. Обеспечение прав детей в семье во многом зависит от уровня правовой культуры родителей Положительные результаты в воспитании можно достичь, привлекая родителей к вопросам воспитания. Проведение с ними разъяснительной, просветительской и коррекционной работы по соблюдению и защите прав ребенка является важнейшим условием эффективности образовательного процесса. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, и, следовательно, уровень семейного воспитания.
Педагог– главное действующее лицо при проведении этой работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении и защита прав детей в семье. Он осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями, ориентирует, просвещает, в случае необходимости, контролирует родителей; проводит работу по выявлению случаев нарушения прав ребенка, принимает меры по защите детей от жестокого обращения родителей.
Все родители хотят, чтобы их дети в семье жили счастливо и мирно. Никто не стремится держать ребенка в страхе, воспитывать его забитым, безответственным, упрямым. Однако бывает, что дети с возрастом приобретают эти и другие нежелательные черты характера, но не имеют, ни веры в свои силы, ни уважения к себе и окружающим. Мы хотим, чтобы наши дети были вежливы, а они грубят. Мы хотим, чтобы они были аккуратными, а они вечно чем-то перепачканы. Мы хотим, чтобы они верили в себя, а они нервозны и беспокойны.
«Счастье дается только знающим» — эти слова Бунина в полной мере можно отнести к родителям. Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат в семье.
В целях профилактики этих положений воспитатель должен работать в следующих направлениях:
информирование родителей о проблеме защиты прав ребенка;
трансляция родителям положительного образа ребенка;
работа по коррекции детско-родительских отношений.
Жестокое обращение с детьми.
Жестокое обращение с детьми определяется как любой вид насилия, который применяется к детям самими родителями (или лицами, их заменяющими, а также по вине или недосмотру родителей.
Формы жестокого обращения с детьми.
Различают в основном четыре формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
1. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
2. Сексуальное насилие (или развращение) – это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку он не обладает свободой воли и не может предвидеть негативные для себя последствия.
3. Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
• открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
• угрозы в его адрес в словесной форме;
• замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
• ложь и невыполнение взрослым своих обещаний;
• однократное грубое физическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
4. Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:
• отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды,
• жилья, образования, медицинской помощи;
• отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным, например, вследствие болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей, их невежества, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.
Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости
Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:
• неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;
• присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
• безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;
• статус беженцев, вынужденных переселенцев;
• низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
• умственные или физические недостатки ребенка;
Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:
• психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;
• неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;
• изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);
• проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;
• отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
• повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);
• враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;
• сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
• судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара);
• чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;
• демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса.
К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том, числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.
Наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны
• в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;
• на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;
• часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.
Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком? — Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.
В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам:
• предположение подтверждается (не подтверждается);
• решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.
Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.
Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.
Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка. Родители для ребенка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется.
Необходимо иметь в виду, что работа по защите прав ребенка возможна лишь тогда, когда педагогу удается установить партнерские отношения с семьей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдерджки и взаимопроникновения в интересы друг друга.
Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего сам должен быть для родителей образцом уважительного и доброжелательного поведения с ребенком.
Характерные черты гуманного стиля общения воспитателя с детьми:
• признание в качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру и радости существования;
• индивидуальный подход, т. е. координация своих требований с задачей наиболее полного развития имеющихся у ребенка способностей;
• использование в качестве основных способов общения понимания, признания и принятия личности ребенка, основанных на умении встать на точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции;
• определенная личностная позиция воспитателя, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
1. Декларация прав ребенка ООН от 20.11.1959 года.
3. Конвенция ООН о правах ребенка.
4. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1959 года №223-ФЗ (с изменениями от 2 января 2000 года).
5. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (с изменениями на 20 июля 2000 года).
Акватерапия для дошкольников Игры с водой как метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, носит название АКВАТЕРАПИИ. В мире нет ничего более покорного.
Проект «Правовое обеспечение в ДОУ» Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать зашита прав ребенка. Здесь имеется в виду, в первую очередь,.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/-rol-vospitatelja-po-profilaktike-narushenija-prav-rebenka-v-seme.html
Юрист в сфере гражданского права.
Стаж: 8 лет