Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних статья

Проводим инструктаж по теме: "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних статья". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

Статья 1. Основные понятия

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 1. Основные понятия

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

антиобщественные действия — действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

Источник: http://base.garant.ru/12116087/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f/

Статья 12. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав

Статья 12. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав

Информация об изменениях:

Законом Республики Северная Осетия-Алания от 16 декабря 2015 г. N 46-РЗ часть 1 статьи 12 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Информация об изменениях:

Законом Республики Северная Осетия-Алания от 16 декабря 2015 г. N 46-РЗ статья 12 настоящего Закона дополнена частью 1.1, вступающей в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Информация об изменениях:

Законом Республики Северная Осетия-Алания от 16 декабря 2015 г. N 46-РЗ в часть 2 статьи 12 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

2. Основой республиканской государственной политики по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав является республиканская комплексная программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав, утверждаемая Правительством Республики Северная Осетия — Алания.

Информация об изменениях:

Законом Республики Северная Осетия-Алания от 16 декабря 2015 г. N 46-РЗ часть 3 статьи 12 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

3. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Северная Осетия-Алания входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы, осуществляющие управление в сфере образования, органы управления здравоохранением, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы службы занятости, а также иные органы, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.

4. Каждым субъектом республиканской системы профилактики в пределах своей компетенции разрабатывается комплекс необходимых мер, которые в качестве соответствующих подпрограмм входят в состав республиканской программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

Информация об изменениях:

Законом Республики Северная Осетия-Алания от 16 декабря 2015 г. N 46-РЗ в часть 5 статьи 12 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

5. В целях устранения причин и условий, порождающих и усугубляющих семейное неблагополучие, противоправное поведение несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при рассмотрении дел, связанных с защитой прав и интересов семьи и несовершеннолетних, привлекают к участию в подготовке и рассмотрении указанных дел и материалов педагогов, психологов, врачей, социальных работников, а также иных заинтересованных лиц и специалистов в области воспитания несовершеннолетних и профилактики семейного неблагополучия.

>
О предотвращении насилия в семье
Содержание
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 2 декабря 1997 г. N 15-з «О семейной политике в Республике Северная Осетия-Алания».
Читайте так же:  Получение загранпаспорта без ребенка

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/31900371/b6e02e45ca70d110df0019b9fe339c70/

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

С изменениями и дополнениями от:

13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 13 октября 2009 г., 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 3 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 7 мая, 7 июня, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 2 апреля, 4 июня, 14 октября, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 23 ноября 2015 г., 26 февраля, 26 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня 2017 г., 27 июня 2018 г., 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года

Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Закон определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также основания проведения такой работы. Устанавливает полномочия, обязанности и основные направления деятельности в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательных учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи, органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, органов службы занятости и органов внутренних дел. Определены принципы производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Установлены гарантии соблюдения прав несовершеннолетних.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июня 1999 г. N 121, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3177

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 62-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте так же:  Верховный суд жалоба в электронном виде

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 октября 2009 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2005 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 2001 г. N 1-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12116087/

Профилактика безнадзорности и правонарушений
статья на тему

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Скачать:

Вложение Размер
profilaktika_beznadzornosti_i_pravonarusheniy.docx 17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Именно работа дошкольного образовательного учреждения в этом направлении позволяет создать реальную, действующую на ранних стадиях систему профилактики социального сиротства.

Согласно Федерального Закона от 24.06.99 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» одной из важнейших задач ДОУ является выявление семей, находящихся в социально- опасном положении, и оказание им помощи в воспитании детей.

Определить семейное неблагополучие позволяет ряд следующих факторов социального риска в семье:

1.социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

2.медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

3.социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);

4.социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

5.психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);

6.криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная, с плохими жилищными условиями). Это семья с низким уровнем жизни. Если в семье обнаружены такие факторы социального риска как распитие спиртных напитков , аморальный образ жизни, безработные родители, невыполнение санитарно-гигиенических норм, в этом случае можно рассматривать такую категорию семьи как семья группы риска. Данные категории семей должны состоять на внутрисадовом учете.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми; по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия. Следует обращать внимание на то, как родители относятся к выполнению своих родительских обязанностей: какие методы и приемы используют в воспитании ребенка, проявляют ли заботу о здоровье ребенка, каков личный пример и т.д.

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение физического насилия

* Внешний вид ребенка и характер травм:

— множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или заживающие);

— задержка физического развития (отставание в весе и росте);

— признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

*Психическое состояние и поведение ребенка:

возраст 1,5 -3 года

— редкие проявления радости, плаксивость;

— реакция испуга на плач других детей;

— крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности; возраст 3 -6 лет

— примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

— пассивная реакция на боль;

— болезненное отношение к замечаниям, критике;

— заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

— псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

— жестокое отношение к животным;

— склонность к поджогам.

• Поведение родителей или попечителей:

-противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее;

-несвоевременное обращение за медицинской помощью;

-инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

-обвинение в травмах самого ребенка;

-неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;

-отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

-невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;

— рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.).

Читайте так же:  Основания отмены судебного приказа о взыскании задолженности

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение эмоционального насилия

* Психическое состояние и физическое развитие ребенка:

— задержка физического и умственного развития;

— различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

— беспокойство или тревожность;

— длительно сохраняющееся подавленное состояние;

— склонность к уединению;

— чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

— угрозы или попытки самоубийства;

— неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

— нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;

— оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

— постоянное чрезмерное критичное отношение к нему;

— негативная характеристика ребенка;

— отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;

— перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

— открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка -признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

— утомленный, сонный вид, опухшие веки;

— санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

— низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

— задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

— задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенка;

-частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;

-повторные случайные травмы или отравления;

-постоянный голод и (или) жажда;

— требование ласки и внимания;

— подавленное настроение, апатия;

— агрессивность и импульсивность;

Особенности внешнего вида ребенка, характера травм, психического состояния и поведения, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:

-заболевания, передающиеся половым путем,

-повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;

-резкие изменения веса;;

-страхи, ночные кошмары;

-несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

-несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.

Если воспитатель совместно с заведующей ДОУ, используя метод наблюдения, по внешнему виду ребенка и его поведению, выявили неблагополучную семью, необходимо срочно обследовать жилищно-бытовые

условия, в которых проживает несовершеннолетний. При посещении семьи

составляется акт жилищно-бытовых условий семьи (по форме). Возникает необходимость поставить данную семью на внутрисадовый учет. Заведующая ДОУ совместно с воспитателем группы подают представление

в Совет профилактики. Постановка семьи на внутрисадовый учет происходит по решению Совета профилактики ДОУ с учетом информации, поступившей из органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, или совместного представления заведующей и воспитателя ДОУ с учетом Положения о постановке и снятии с внутрисадового учета семей, находящихся в социально-опасном положении (образец положения прилагается).

Чтобы спланировать работу с неблагополучными семьями, о семье надо знать: материально-бытовые условия, эмоционально-нравственный климат, режим дня ребенка в семье, методы и приемы воздействия взрослых на детей, семейный досуг, уровень педагогической культуры родителей.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей администрацией и педагогами ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов в форме презентации по теме «Деятельность ДОУ по профилактике безнадзорности, предупреждению правонарушений несовершеннолетних и защите их прав»Представлено направление рабо.

Буклет является памяткой для родителей о мерах профилактики безнадзорности детей и подростков и предотвращении правонарушений детьми и подростками на территории Краснодарского края. Буклет.

Закон №1539-КЗ «О МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ» И АНТИНАРКО .

Исполняя обязанности по воспитанию детей, родители (законные представители) принимают меры по недопущению.

Профилактика безнадзорности и правонарушений — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризо.

Из опыта работы заведующего МДОУ детский сад «Аленушка»Тема: «Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в ДОУ».

Консультация в рамках работы по профилактике безнадзорности детей дошкольного возраста«Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в ДОУ».

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/11/05/profilaktika-beznadzornosti-i-pravonarusheniy

Профилактика детской безнадзорности и правонарушений.
статья по теме

Основные задачи, направления, формы и методы деятельности педагогов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Скачать:

Вложение Размер
profilaktika_detskoy_beznadzornosti_i_pravonarusheniy.docx 26.76 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.

Поэтому мы еще раз сегодня стремимся обратить внимание на наиболее трудные вопросы развития и воспитания детей, дать научно-практический анализ проблем детской безнадзорности и преступности.

Жизненная социальная среда требует от педагогов необходимости поиска новых, более эффективных методов воспитания детей и применение этих методов на практике.

Технократизм, бездуховность, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров создает реальный гуманистический кризис человечества, оказывающий заметное влияние на жизнь и поведение молодого поколения. Вызывает тревогу физическое состояние и здоровье детей, велико число детей и подростков с отклонениями в психическом развитии, с психическими расстройствами, ухудшаются условия жизни и воспитания детей в родном доме, увеличивается преступность среди школьников. Утрата идеалов, пессимистическое восприятие жизни, усиление отрыва от взрослых, негативное отношение к понятиям гражданского долга, ответственности повлекло за собой стремление к «легкой жизни», обогащение за счет рэкетирства, незаконных действий, детской спекуляции. Происходит резкий спад интереса молодежи к высокому искусству: музыке, театру, живописи, литературе. Усиливается тяга к тоталитарным решениям, культу силы, алкоголю, наркотикам. Остаточный принцип финансирования школ, слабая материально-техническая база многих учебных заведений, необходимых для реализации и развития способностей учащихся, формирования ориентиров для жизненного самоопределения не способствуют созданию условий для решения воспитательно — профилактических задач.

Решение существующих проблем возможно, если вопросы воспитания и образования станут государственным приоритетом. Педагоги, в свою очередь, должны думать над совершенствованием учебно-воспитательного процесса как основной формы работы и профилактики.

Читайте так же:  Получение разрешения на гражданское оружие

Наш педагогический коллектив ориентирован на гуманистическое начало воспитательной системы, решительный поворот к личности учащегося, где акцент переносится на индивидуальную работу с учеником, разработку альтернативных коррекционных программ воспитания в зависимости от состояния интеллектуального развития детей с психодефектами и психопатологией, специфики их творческих индивидуальных возможностей и особенностей, сложившихся в школе трудовых, культурно-духовных традиций. Для этого педагоги располагают необходимым комплексом специальных диагностических и коррекционных методик работы с личностью, социально-психологическим паспортом класса, группы. Помощь педагогам в изучении потребностей, индивидуальных особенностей детей, разработке психодиагностических методик и тестов, в организации индивидуальной работы и установлении педагогического контакта и педагогического сотрудничества в различных формах его интерпретации оказывает практический педагог-психолог школы. Консультирование педагогов по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагоги-ческой реабилитации детей, попавших в социально опасное положение, осуществляет социальный педагог.

Основополагающим документом в построении воспитательно-профилактической работы является раздел годового перспективного плана, с которым знакомы все педагоги и который принимается на августовском педсовете. Кроме того, на протяжении учебного года эта деятельность планируется и выполняется оперативно в рамках тематических акций, операций, месячников, дней профилактики, например, «Жизнь без наркотиков», «Безнадзорник», «Внимание, семья», «ГИБДД детям», «За здоровый образ жизни», «Беречь здоровья дар», «Юный гражданин и общество», «Профилактика негативных зависимостей», «Забота», «Чтобы ты не попал в беду», «Подросток и закон» и др.

Основными задачами, стоящими перед педагогическим коллективом в направлении профилактической деятельности, являются:

– предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий учащихся, выявление и по мере возможности устранение причин и условий, способствующих этому;

– разработка и внедрение вариативных интересных, эффективных форм досуговой деятельности и активной занятости учащихся на основе изучения интересов, потребностей учащихся и опоры на показатели корригирующей диагностики;

– выявление и пресечение случаев вовлечения детей в совершение преступлений и антиобщественных действий через педагогические наблюдения и педагогические расследования;

– обеспечение защиты прав и интересов детей, социально-педагогическая реабилитация учащихся, находящихся в социально опасном положении.

К основным направлениям деятельности педагогов по профилактике относятся:

– социальная, педагогическая, психологическая, медицинская диагностика;

– социальная поддержка ребенка и его семьи;

– социальный и педагогический контроль за условиями воспитания учащихся родителями и лицами, их заменяющими;

– социальная и педагогическая реабилитация детей в условиях школы-интерната;

– психопрофилактика и психогигиена.

Одной из приоритетных форм воспитания в нашей школе является индивидуальная профилактическая работа, которая скрупулезно проводится в отношении учащихся, состоящих на учете по всем категориям. (Докладчик представляет присутствующим статистику об учащихся, состоящих на учете.)

Итак, с какими трудностями сталкиваются педагоги, работающие с детьми девиантного поведения и каковы пути преодоления этих трудностей?

Значит, одной из глобальных причин, влияющих на ненормальное поведение детей, является проблема родительской несостоятельности, их педагогической непросвещенности, неграмотности.

Наш с вами опыт показывает, что значительная часть родителей не имеет должного представления о своеобразии детского воспитания и развития. Одни родители сознательно, другие – по неведению не уделяют серьезного внимания воспитанию своих детей в семье. И нередко ошибки в воспитании, кажущиеся большинству родителей незначительными, приводят на более поздней стадии развития ребенка к неожиданным последствиям. И когда дети попадают к нам, нам приходится уже решать родительские проблемы: растет число родителей, которые жалуются на «неподдаваемость» детей, которые не могут руководить действиями ребенка, у них нет с ним контакта.

Происходит так потому, что родители не понимают тех изменений, которые происходят в развитии их детей, неверно реагируют на различные неприятные явления в их поведении, не находят им правильной оценки. Поэтому мы не можем совершенно устранить с помощью даже правильной профилактики те изъяны и пробелы воспитания, с которыми к нам поступили дети. Несомненно, многое зависит от созданных ранее положительных предпосылок и, безусловно, очень нелегко исправлять уже совершенные ошибки в воспитании, что чаще всего нам и приходится делать.

Проблема девиантного поведения и склонности к правонарушениям объясняется и психологическими особенностями, а часто и психологической патологией детей. Нередко мы наблюдаем опустошение или притупленность чувств у наших детей, замкнутость, духовную пустоту, нежелание общаться, тянуться к людям. У таких детей отсутствует «модель», по которой формируются эмоциональные, социальные связи, что приводит к бесчувственности, цинизму.

а) дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, для которых с младенческого возраста отрицательным фактором воспитания являлась атмосфера дома, которая решающим образом воздействовала на самочувствие детей, на их неупорядоченность жизни, скрытность, враждебность, осознание своей ненужности даже близким людям. У этих детей, лишенных детства в спокойной, гармоничной атмосфере, у которых нервная система не обрела сопротивляемость, для которых добрая человеческая воля органично не вошла в их жизненные представления, какое досталось воспитательное наследство и какой получен жизненный опыт. Ребенок, с детства не приученный признавать родительский авторитет, не привыкший ощущать заботу и внимание родителей, чувствовать, что он не брошен на произвол судьбы, также продолжает не признавать авторитет педагога, игнорирует педагогическое внимание к нему, принимая это уже как придирство, докручивание, домогательство по отношению к нему. Такие дети противостоят и сопротивляются не только предлагаемым формам досуга, но и урочной деятельности.

б) учащиеся, проживающие в семьях, оказавшихся в социально опасном положении, в которых нормой является пьянство, смена жен, мужей, терзающие родительские споры, нецензурщина, драки, безразличие к детям, грубость, жестокость. Реакции на тяжелые впечатления детей, каждое неприятное событие в таких семьях на долгое время, если не навсегда, приводит ребенка к психическим расстройствам, проявлению такого свойства эмоциональной конституции ребенка, как амбивалентность – озлобление к отцу, матери, а затем ко всем взрослым, выражающееся в неподчинении, враждебности, наличию такого явления, как детская грубость, драчливость. Все эти качества не являются врожденным инстинктом человека, но они легко возникают тогда, когда с самим ребенком обращаются грубо там, где детей бьют дома.

Читайте так же:  Повестка в суд заинтересованному лицу

в) дети родителей-инвалидов, не способные дать полноценное воспитание своим детям.

В воспитании велико значение особенности отдельных возрастов. Есть воспитательные задачи, которые актуальны для любого возраста, а есть такие, которые оптимально привязаны к определенному возрасту. И если эти «привязанные» задачи не будут выполнены своевременно, то позже их будет труднее решать, и это упущение может оказать отрицательное воздействие на ход всего процесса формирования личности.

У детей вышеназванных категорий воспитательный вакуум, то место, обстоятельства, условия, которые могли бы развить с помощью воспитания и создания социальных условий для их проявления положительные нормированные черты у детей 7–10 лет, заняли простор для развития вредных качеств, поведенческих аномалий и дурных свойств характера, эмоциональных взрывов. Особенностью периода младшего школьного возраста становится возможность максимально оказать воспитательное влияние, так как ребенок максимально способен принять все, впитать в себя и воспроизвести в деятельности, поступках.

Если этот процесс не регулировался, был пущен на самотек либо насыщен негативным влиянием, то приступать к реализации воспитательных задач следующего возрастного этапа бессмысленно, упущено время и индивидуальные возрастные возможности, что научно доказано специалистами возрастной педагогики и психологии. Мы пытаемся, мы совершаем педагогические усилия, желая наверстать потерянное, но перевоспитывать гораздо труднее, чем воспитывать.

Кардинально мы сложившуюся в обществе ситуацию с детской беспризорностью не изменим, но ответственности с себя за нынешнее положение дел с детьми мы не снимаем, будем продолжать в нашем учреждении запланированную реализацию системы воспитательно-профилактической работы, будем стараться совершенствовать ее, а главное, конечно, будем в первую очередь помогать детям, спасать детей, оберегать их от несчастий.

В заключение хотелось бы обратить ваше внимание на утверждения польского педагога Януша Корчака о проблеме «трудных» детей:

«Почему ребенок для одного воспитателя плох, а для другого хорош? Мы требуем стандарта, добродетели и поведения, и, сверх того, по нашему усмотрению и образцу. Найдешь ли в истории пример подобной тирании? …Воспитание – это не милая забава, а задание, требующее тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много мыслей…».

«Трудные» дети – это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детсаду – воспитателям, в школе – учителям. Тем не менее, чаще нужно задумываться над тем, каждый ли ребенок действительно трудновоспитуемый? Есть ли гарантии правильности наших педагогических воздействий?

«По своей трудности это дело доступно каждому человеку , – находим у А. С. Макаренко. – … Хорошо воспитать ребенка может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а, кроме того, это – дело приятное, радостное, счастливое».

Так что будем плодотворно, усиленно, старательно заниматься с вами этим благородным делом.

Источник: http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2015/11/04/profilaktika-detskoy-beznadzornosti-i

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ ст 14 (ред. от 26.07.2019)

Статья 14. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность

1. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в пределах своей компетенции:

1) контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних;

2) осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также образовательных организаций, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным поведением;

3) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;

4) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях;

5) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

6) утратил силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ;

7) обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность:

1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;

4) обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

3. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1) принимают для содержания, воспитания, обучения, последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, длительной болезни родителей, уклонения родителей от воспитания детей, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;

2) принимают на срок, как правило, не более одного года для содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, имеющих родителей или иных законных представителей, если указанные несовершеннолетние проживают в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являются детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев;

3) осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся или содержащихся в указанных учреждениях, а также участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними.

4. Руководители и педагогические работники органов, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных организаций пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://fzrf.su/zakon/ob-osnovah-sistemy-profilaktiki-beznadzornosti-120-fz/st-14.php

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних статья
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here