Принцип справедливости судебного разбирательства

Проводим инструктаж по теме: "Принцип справедливости судебного разбирательства". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

Статья 6. Право на справедливое судебное разбирательство

Статья 6
Право на справедливое судебное разбирательство

1. Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.

2. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным, до тех пор пока его виновность не будет установлена законным порядком.

3. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум следующие права:

a) быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения;

b) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;

c) защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия;

d) допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него;

e) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке.

>
Наказание исключительно на основании закона
Содержание
Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями и дополнениями)

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/2540800/8b7b3c1c76e91f88d33c08b3736aa67a/

ЧТО ТАКОЕ ПРАВО НА СПРАВЕДЛИВОЕ СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО

В защите семейных и всех других прав наибольшее значение имеет ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод «Право на справедливое судебное разбирательство».

Статья 6 Европейской конвенции является самой применяемой нормой в практике рассмотрения дел Европейским судом по правам человека, а право на справедливое судебное разбирательство занимает важное, даже особое, место в решениях Суда.

Европейское право толкует шестую статью Конвенции в широком смысле, поскольку содержащаяся в ней норма имеет принципиальное значение для утверждения правового общества. Основой справедливого судебного разбирательства служит доступ к процедуре со всеми атрибутами судебного контроля, причем такой доступ должен быть реальным, а не формальным.

Право на обращение в суд не является абсолютным, оно может подлежать ограничениям. Однако, как и все ограничения на права, гарантируемые Конвенцией, они не должны устанавливать лимит на соответствующие права или уменьшать их объем таким образом, чтобы был нанесен ущерб самой их сущности. Более того, такие ограничения должны преследовать законную цель и быть разумно соразмерными преследуемой цели. Таким образом, Европейский суд исходит из того, что право на справедливый суд — это прежде всего «право на суд».

Необходимо отметить, что право на справедливое судебное разбирательство устанавливает гарантии для частных лиц, а не для государств — членов Совета Европы. Это означает, что Европейский суд не будет рассматривать жалобу на нарушение гарантий справедливого судебного разбирательства, которые нанесли ущерб государству либо при гражданском судебном разбирательстве, либо в уголовном процессе.

По смыслу ст. 6 Европейской конвенции право на справедливое судебное разбирательство занимает столь важное место в демократическом обществе, что п. 1 ст. 6 не подлежит ограничительному толкованию. В нем перечисляются некоторые составные части справедливого судебного разбирательства, главной из которых является возможность для любого человека восстановить нарушенное право с помощью специальной процедуры, включая судебный контроль. Государство в определенных случаях его не может ограничить или устранить.

Статья 6 Конвенции гарантирует право на справедливое и публичное разбирательство при определении гражданских прав и обязанностей индивидуума или при предъявлении ему любого уголовного обвинения. Такое положение означает, что предметом рассмотрения Европейского суда может быть нарушение прав человека как по любому уголовному делу, так и по гражданскому делу, в основе которого лежит определение гражданских прав и обязанностей.

Общие требования справедливости судебного разбирательства:

1. «. справедливое и публичное разбирательство дела. «

Под публичным разбирательством следует понимать то, что не допускается закрытое слушание дела без серьезных на то оснований, которые не подлежат расширительному толкованию: «Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия».

Основную трудность составляет толкование термина «справедливое разбирательство», и определение этого понятия из самого текста статьи не столь очевидно.

Кроме того, понятие справедливого суда нельзя рассматривать в отрыве от требований соблюдения равенства сторон в процессе. К требованию справедливости относится и возможность обвиняемого непосредственно участвовать в разбирательстве и иметь возможность оспорить показания свидетелей обвинения. Отсутствие мотивированности в решении суда также может быть расценено как нарушение требования о справедливости судебного разбирательства.

2. «. в разумный срок. «

Из сложившейся практики Европейского суда основными критериями разумности сроков судебного разбирательства являются: сложность дела — объемность и многоэпизодность; число инстанций, задействованных при рассмотрении дела; поведение сторон и государственных органов; степень организованности работы суда. Заявитель должен помнить, что если затягивание судебного разбирательства происходило полностью или в значительной мере по его вине, то государство не будет нести ответственность за нарушение принципа разумного срока.

Читайте так же:  Пример апелляции на решение суда

3. «. независимым и беспристрастным судом. «

Существуют четыре основных критерия независимости и беспристрастности суда, включающие и субъективные, и объективные признаки. Они выработаны практикой Европейского суда:

— порядок назначения судей и порядок лишения их полномочий;

— продолжительность их полномочий, достаточный срок полномочий судей в условиях несменяемости или так называемый принцип «десятилетней гарантии»;

— наличие гарантий против внешних обстоятельств — комплекс мер безопасности судьи, включая механизмы обеспечения неприкосновенности судей, степень материальной обеспеченности судьи и т.п.;

— внешний фактор независимости судьи, формы проявления отправления правосудия — внешний вид судей, атрибуты судебного присутствия, их поведение в отношении участников процесса и прочие внешние проявления судебной власти.

4. «. судом, созданным на основании закона. «

Смысл этого требования состоит в том, что суд должен быть учрежден на основании закона и функционировать согласно закону. Организация и отправление правосудия должны осуществляться в соответствии с теми правилами, на основании которых учреждается судебный орган. Состав суда должен соответствовать требованиям, предусмотренным правилами судопроизводства, а установление нарушений в порядке назначения судей дает основание заявлять о рассмотрении дела незаконным составом суда. Так, если в рассмотрении дела принимал участие судья, не назначенный в соответствии с установленной процедурой, или коллегия присяжных заседателей была назначена без предварительного опубликования списков кандидатов в присяжные, как того требует закон, то следует признать, что судебное разбирательство осуществляется судом, созданным не на основании закона.

Во многих отношениях Европейский суд усовершенствовал право на справедливое судебное разбирательство, установив в качестве косвенных требований «справедливого разбирательства» ряд гарантий или условий, которые прямо не указаны в Конвенции. Одним из таких обязательств является обязанность судов давать обоснования своим решениям. Суды должны «указать с достаточной ясностью основания, на которых базируется их решение».

Другим требованием «справедливого судебного разбирательства», установленным прецедентным правом Европейского суда, является принцип «равенства сил», который предполагает, что «каждой стороне должна быть предоставлена разумная возможность представить свою версию по делу при условии, что это не ставит ее в значительно менее выгодное положение vis-a-vis к ее оппонентам».

Следует отметить, что нормы ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод прочно вошли и в практику российских судов.

Источник: http://lawbook.online/zaschita-prav-semya/chto-takoe-pravo-spravedlivoe-sudebnoe-17261.html

Принцип справедливого судопроизводства

Понятие справедливости является фундаментальной философской категорией. В отношении правосудия данное понятие имеет особое значение, ведь провозглашение верховенства права в государстве не всегда достигает верховенства справедливости, в том числе при осуществлении судопроизводства [1] . Законодатель в своей деятельности всегда исходит из презумпции создания справедливого закона и отражает представление о справедливости в нормах права. Правоприменительная, в том числе судебная деятельность, основывается не только на нормах права, но и на реализации конституционного принципа: каждый имеет право на справедливое судебное разбирательство (ст. 46 и ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Принципы судопроизводства отражают модель справедливого правосудия, являются показателем степени защищенности прав и свобод человека и гражданина, выступают индикатором демократичности и цивилизованности судебной процедуры, эффективности судебной власти в целом [2] .

Принцип справедливого правосудия — один из основополагающих принципов судебной деятельности, который обеспечивается путем реализации всех принципов судопроизводства.

Осуществление справедливого судебного разбирательства в судебной деятельности должно быть прежде всего обеспечено проведением судопроизводства в строгом соответствии с нормами процессуального законодательства.

I Принцип справедливого судебного разбирательства не получил свое- • го закрепления в Конституции РФ. Законодатель инкорпорировал понятие справедливости в судопроизводстве в различных формах.

В Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. №21-ФЗ в ст. 6 включен в числе иных принципов как самостоятельный элемент принцип законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел. В ст. 9 данного нормативного правового акта отмечается, что законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

В АПК РФ справедливое публичное судебное разбирательство установлено как одна из задач арбитражного судопроизводства. Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Однако понятие «правильное» разрешение гражданского дела очевидно не тождественно понятию «справедливое» разрешение дела. В УПК РФ термин «справедливость» установлен во взаимосвязи с назначением наказания. В ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» и КоАП РФ принцип справедливого судебного разбирательства не закреплен.

Видится необходимым законодательное закрепление принципа справедливого правосудия, т.к. Российская Федерация, ратифицировав Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, обязана выполнять предписания ст. 6 Конвенции, которая гласит, что каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей. на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Источник: http://studref.com/552637/pravo/printsip_spravedlivogo_sudoproizvodstva

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СПРАВЕДЛИВОСТИ ПРИ ПЕРЕСМОТРЕ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ

Т.А.Комарова, Вестник Саратовской государственной юридической академии № 1(108), 2016

В настоящей статье рассматриваются особенности института обжалования гражданских дел, перспективы его модернизации с учетом требований принципа справедливости.

Ключевые слова: гражданский процесс, Концепция единого Гражданского процессуального кодекса РФ, справедливость, пересмотр гражданских дел.

Европейская конвенция о защите прав человека (с изм. и доп. 11 мая 1994 г.) и основных свобод гарантирует каждому в случае спора о его гражданских правах и обязанностях право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона . Аналогичное положение содержится и в Международном пакте «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г. Как принцип уголовного судопроизводства справедливость закреплена в ст. 6, 226.9, 297, 332, 389.28 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ). Данная категория применяется при определении назначения уголовного судопроизводства в целом, а также служит гарантией назначения виновным справедливого наказания, постановления законного, обоснованного и справедливого приговора. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — ГПК РФ) упоминает право на справедливое судебное разбирательство в ст. 391.11, регламентирующей надзорное производство по представлению Председателя или заместителя Председателя Верховного Суда РФ в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального и процессуального права.

Читайте так же:  Решение суда об оспаривании ненормативного акта

Исходя из не потерявшего актуальность высказывания римского ученого Цельса, определявшего право как «искусство доброго и справедливого»3, полагаем, что применительно к гражданскому судопроизводству право неразрывно связано со справедливостью, подчиняется законам и ее нормам, а справедливость служит инструментом реализации, защиты и восстановления права.

H. И. Маняк относит справедливость к принципам системы обжалования и пересмотра судебных решений в гражданском процессе, называет справедливость в качестве одного из основополагающих, отражающих важнейшие сущностные черты института судебной власти4.

Следует отметить, что такая позиция разделяется далеко не всеми учеными, т.к. к принципам гражданского процесса большинство процессуалистов еще с советских времен относят лишь те, которые либо прямо закреплены нормами права5, либо абстрагированы из норм действующего права6.

А.Ф. Воронов отмечает, что «для того, чтобы принципы гражданского процесса эффективно исполняли свои функции в области правоприменения, правотворчества, обучения и воспитания, все они должны быть сформулированы в виде отдельных правовых норм»7. По мнению А.А. Демичева и О.В. Исаенковой, законодательно закрепленные принципы выполняют регулятивную функцию, а принципы доктринального характера — интерпретационную, идеологическую (через науку выражается отношение определенных слоев общества к правовой I реальности и перспективам ее изменения) и отчасти стимулирующую (оказывают и воздействие на дальнейшее развитие законодательства)8.

На наш взгляд, принципы гражданского процесса как идеи могут существовать независимо от того, закреплены они в нормах действующего права или к нет. Только получив законодательное закрепление, эти исходные, руководящие сначала появляются в правовом облике, приобретают императивный характер.

Полагаем, что принцип справедливости уже нуждается в законодательном в
закреплении касательно восприятия части его содержания как требования к судебному решению, как это сделано в УПК РФ относительно справедливости приговора. Норму ст. 195 ГПК РФ предлагается изложить следующим образом:

1.«Статья 195. Законность, обоснованность и справедливость решения суда. Решение суда должно быть законным, обоснованным и справедливым.

2. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании».

Представляется, что в такой редакции ст. 195 ГПК РФ приведет гражданско- №
процессуальное законодательство в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также станет предпосылкой повышения качества принимаемых судебных актов, приведет к снижению количества апелляционных, кассационных, надзорных жалоб; будет способствовать повышению уважения к закону, доверия к правосудию.

Предложение по законодательному закреплению принципа справедливости, наряду с принципом законности, содержится в одобренной 8 декабря 2014 г. Комитетом по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы РФ «Концепции единого Гражданского процессуального кодекса РФ»9. К положительным новеллам, сформулированным в Концепции, по нашему мнению, можно отнести следующие:

предложение по исключению из ГПК РФ нормы, регламентирующей единоличное рассмотрение в апелляционном порядке постановлений мирового судьи. Существующее исключение из принципа коллегиального рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, во-первых, снижает уровень гарантий судебной защиты; во-вторых, лишает равноправия сторон участников гражданского и арбитражного процесса;
предложение по увеличению перечня полномочий суда апелляционной инстанции (за счет включения в него полномочий о направлении дела в суд первой инстанции). Лица, не привлеченные к участию в деле, о правах и об обязанностях которых мировым судьей принято судебное постановление (при том, что они объективно были лишены возможности принять участие в рассмотрении дела и вступают в гражданский процесс на стадии апелляционного обжалования этого судебного постановления), лишены права на рассмотрение их дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых по первой инстанции данное дело отнесено законом. Как отмечается в Концепции, введение данного правила приведет в соответствие с Конституцией РФ нормы, регламентирующие стадию рассмотрения дела в суде второй инстанции.

В п. 53.1 Концепции содержится предложение по предоставлению суду кассационной инстанции возможности рассмотрения дел только на основании письменных материалов дела. Достижение целей процессуальной экономии в этом случае лишит лиц, участвующих в деле, а также иных лиц права принимать участие в судебном заседании, давать объяснения по делу, а впоследствии, скорее всего, приведет к нарушению принципа справедливости, необходимость законодательного закрепления которого отмечалась выше.

Процедура пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке надзора Концепцией условно разделена на две самостоятельные стадии: единоличное рассмотрение жалобы, по результатам которой решается вопрос о передаче либо об отказе в передаче жалобы для коллегиального рассмотрения в судебном заседании;
коллегиальное рассмотрение надзорной жалобы в судебном заседании.

Первая стадия является обязательной, наступление второй возможно лишь в случае, если судья вынес соответствующее определение.

Ю.В. Сорокина выделяет три типа справедливости: уравнивающую, распределяющую и воздающую11. Воздающая применяется при определении наказания за правонарушение; распределяющая содержит в себе требования о распределении благ между субъектами с учетом заслуг перед обществом, интересов общества и государства и т.д. В отношении отправления правосудия по гражданским делам важное значение имеет уравнивающая справедливость. Лица, обращающиеся в суд за защитой своих прав и законных интересов, а также лица, предположительно являющиеся нарушителями этих прав и интересов, должны обладать равными правами и возможностями, в противном случае, это будет отклонением от принципа справедливости. То есть, если председатель и заместитель председателя суда субъекта утратят полномочия самостоятельно принимать решение о дальнейшем движении дела, но смогут давать правовую оценку уже принятым определениям, субъекты обжалования получат дополнительную гарантию соблюдения их прав, свобод и законных интересов, уже имеющуюся в аналогичной инстанции Верховного Суда РФ.

Читайте так же:  Восстановить сроки судебного приказа образец

Следует также обратить внимание на законопроект, содержащий в себе предложения по модернизации проверочных инстанций гражданского судопроизводства, а именно на проект федерального закона № 725381-6 «О внесении и изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»12, который о содержит предложения по включению в ГПК РФ главы 21.1 «Упрощенное производство», регламентирующей порядок упрощенного производства, перечень дел, подлежащих такому рассмотрению, а также особенности рассмотрения и а решения по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства.

Упрощенная апелляция по названному проекту будет иметь следующие особенности:

единоличное рассмотрение дела судом апелляционной инстанции;

рассмотрение дела без вызова лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле к
доказательствам;

принятие судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств только в случае, если доказательства или иные документы необоснованно не были приняты судом первой инстанции;

отмена принятого судебного акта и направление его на новое рассмотрение по общим правилам искового производства при наличии оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, а также, если судом апелляционной инстанции установлено, что дело неправомерно рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Представляется, что в упрощенном производстве, как и при пересмотре решений мировых судей, недопустимо отступление от принципа коллегиального рассмотрения дела судом проверочной инстанции. Ошибочным видится и введение положений о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, без возможности предоставления дополнительных доказательств, что является необоснованным отступлением от принципа справедливости.

Статья 330 ГПК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а ст. 328 — полномочия суда апелляционной инстанции. Предложение, заключающее в себе возможность отмены судебного акта и направление дела на новое рассмотрение в порядке искового производства, при наличии условий, оговоренных выше, с одной стороны, дублирует уже существующие нормы права, с другой, устанавливает для суда апелляционной инстанции новое полномочие, которое может быть применено только для дел, подлежащих рассмотрению в упрощенном производстве.

Видео (кликните для воспроизведения).

Также далек от совершенства предлагаемый разработчиками проекта закона порядок рассмотрения кассационных жалоб, представления на вступившие в законную силу судебные приказы и решения суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства:
судебное усмотрение в решении вопроса вызова в процесс рассмотрения лиц, участвующих в деле;
предоставление лицам, участвующим в деле, их представителям, иным лицам, подавшим кассационную жалобу, права направить в суд кассационной инстанции объяснения по делу только в случае, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

Процесс подготовки и внедрения нового законодательства идет непрерывно.
Теоретики и практики ведут работу по созданию новых процессуальных форм, средств эффективной реализации уже существующих, отмене устаревших, «изживших себя» институтов. Однако следует помнить, что модернизация во всех сферах общественной жизни, в т.ч. и праве, должна быть разумной, последовательной, основанной на общепризнанных, исторически сложившихся 144 принципах.

Вестник Саратовской государственной юридической академии № 1(108), 2016

Источник: http://zakoniros.ru/?p=21488

ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ.

1. Принцип законности (соответствие Конституции, ФЗ и т.д.).

2. Принцип справедливости (наказание и иные меры должны соответствовать характеру преступления, степени общественной опасности, обстоятельствам совершения и личности преступника).

3. Принцип осуществления правосудия только судом.

4. Принцип независимости судей (ведение дела, руководствуясь только законом и внутренним убеждением).

5. Принцип равенства всех перед судом и законом (равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям и т.д.).

6. Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту (право граждан на защиту прав в суде).

7. Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту (приглашение, назначение, замена защитника, оплата его труда).

8. Национальный язык судопроизводства (судопроизводство ведется на русском языке или на языке большинства населения данной местности, где оно проводится).

9. Принцип состязательности сторон (в судебном разбирательстве участвует две равноправных стороны, представляющих свои интересы).

10. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия (в роли присяжных заседателей).

11. Принцип открытого разбирательства:

гласность (кроме заседания, представляющего государственную, коммерческую или личную тайну)

публичность (вне зависимости от гласности, решение судом оглашается публично)

12. Принцип презумпции невиновности (обвиняемый признается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в силу приговором суда)

13. Принципы законности и компетентности суда (суд способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен, независим, беспристрастен).

14. Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина (любой человек и гражданин, права и свободы которого, по его мнению, нарушаются, вправе обратится в уполномоченные органы для осуществления мер по защите своих законных прав и интересов.Уполномоченные органы осуществляют эти меры так же с соблюдением прав человека и гражданина).

15. Принцип обязательности судебных решений и судьи (судебное постановление выносится от имени государства и в обязательности исполнения приравнивается к закону.Решение суда считается истинным до тех пор, пока оно не отменено в порядке, установленном законом).

Принцип беспристрастности – Судебная власть самостоятельна, она не зависит от других видов власти – исполнительной и законодательной. У судей целый ряд гарантий связанных с неприкосновенностью, несменяемостью что позволяет им быть независимыми в принятии решений. Суды финансируются из средств федерального бюджета, а не из субъектового, что позволяет судам сохранять свою независимость. Обеспечивается состязательность сторон (в судебном разбирательстве участвует две равноправных стороны, представляющих свои интересы).

Из Уголовного кодекса РФ:

1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом.

2. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.

Читайте так же:  Верховный суд российской федерации судебное делопроизводство

Принцип равенства граждан перед законом

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

1. Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.

2. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

1. Наказаниеприменяемое к лицу, совершившему преступление, должно быть справедливым, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

2. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.

2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Как законодатель гарантирует и обеспечивает независимость судьи:

Существует система гарантий прописанных в ряде законодательных актов РФ, а именно – Конституция РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ», закон «О статусе судей в Российской Федерации»

Суды финансируются исключительно из средств федерального бюджета, а не из субъектового бюджета, что позволяет судам сохранять свою независимость.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Самостоятельность судов и независимость судей:

1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

2. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

3. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

4. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

Равенство всех перед законом и судом:

1. Все равны перед законом и судом.

2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.

2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.

Подозреваемый – до момента предъявления обвинения.

Обвиняемый – когда следователь предъявляет обвинение, подозреваемый получает статус «обвиняемого».

Подсудимый – обвиняемый в суде получает статус «подсудимого».

С момента вынесения приговора подсудимый называется либо осужденным, либо оправданным.

Гражданские дела – усыновление, объявление без вести пропавшим, жилищные разбирательства.

Административное правонарушение – деяние в виде действия или бездействия посягающее например на собственность, здоровье населения, общественную нравственность, общественный порядок, экологию.

Истец – участник гражданского процесса, в защиту которого возбуждено гражданское дело.

Ответчик – участник гражданского процесса, привлекаемый в качестве предполагаемого нарушителя прав истца.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9636 —

| 7393 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/13_79208_poryadok-nadeleniya-sudey-polnomochiyami.html

Принцип справедливости судебного разбирательства

В наши дни законностью принято считать соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами, иными лицами, находящимися на территории Российской Федерации. Основные положения данного принципа закреплены в ч.2 ст.15 Конституции РФ. К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах РФ конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут. Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности при определении его понятия, тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства конкретных судебных дел. Там, где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии. Это, скорее, будет произвол. Такое «правосудие» не в состоянии выполнить свою социальную функцию.

Принцип справедливости

Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Принцип осуществления правосудия только судом

Принцип независимости судей

Сущность принципа независимости судей заключается в следовании судьей при разрешении дел, находящихся в его производстве, только законам и своему внутреннему убеждению.

Принцип равенства всех перед судом и законом

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. В части второй указанной статьи приведенное положение раскрыто и конкретизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, других обстоятельств.

Читайте так же:  Заявление об изменении способа исполнения решения суда

Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд

В Конституции РФ закреплено в статье 46 п.1 право граждан на защиту своих интересов в суде.

Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту

Обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту как принцип правосудия и уголовного судопроизводства опирается на конституционные и уголовно-процессуальные нормы. А именно на УПК РФ Статья 50. Приглашение, назначение и замена защитника, оплата его труда и Конституции РФ Статья 48.

Национальный язык судопроизводства

Данный принцип является конкретным выражением национальной политики государства в области судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке или на языке республики в составе РФ, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. Суть принципа: · Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела, выступать в суде на родном языке; · Обеспечивается возможность пользоваться услугами переводчика в порядке, предусмотренном УПК; · Следственные, судебные документы, в соответствии с порядком, установленным УПК, передаются обвиняемому в переводе на его родной язык или на другой

Принцип состязательности судопроизводства

Сущность этого принципа состоит в том, что при осуществлении правосудия по уголовным делам судебное разбирательство построено таким образом, что функцию обви­нения осуществляет одна сторона (прокурор, общественный обвинитель, потерпевший), функцию защиты — другая сторона (защитник, подсудимый, законный представитель подсудимого). Соответственно в гражданском процессе противоборствующие стороны представляют гражданский истец, его представитель, а также гражданский ответчик (представитель гражданского ответчика). Знаменательно, что стороны при состязательном порядке судопроизводства равноправны, что подчеркивается в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. Функция же разрешения дела (уголовного, гражданского) принадлежит суду.

Принцип участия граждан в осуществлении правосудия

Конституционная норма, установившая этот принцип, гласит: «Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия» (ч.5 ст.32 Конституции РФ). В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей в судах общейвключенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом.

Принцип открытости судебного заседания

Судебное заседание проводится открыто, за исключением судебных дел, которые составляют государственную или личную тайну. Разбирательство дел во всех судах является открытым. Открытое разбирательство — один из важнейших принципов судопроизводства. Дела во всех судах разбираются открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны. Конституция РФ устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Помимо целей охраны государственной и коммерческой тайн, закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях, а также по другим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в этих делах лиц. На закрытое судебное заседание не допускаются публика, представители средств массовой информации. Однако слушание дела ведется с соблюдением всех правил судопроизводства, включая и публичное провозглашение во всех случаях приговора и решения суда.

Принцип презумпции невиновности

«Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». п.1 cт.49 Конституции РФ

Принцип обеспечения законности, компетенции и беспристрастности суда

Кратко суть данного принципа можно выразить примерно следующим образом: суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен, независим и беспристрастен. Это самоочевидное положение прямо в действующем законодательстве не сформулировано. Оно вытекает из анализа предписаний Конституции РФ (см. ст. 18, 45, 47, 119, 121, 123) и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных международных документов. К числу последних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах. «Каждый имеет право,- говорится в ч.1 ст.14 этого документа,- при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.» Для обеспечения всех перечисленных свойств суда существует значительное количество установленных законом средств. Эти многообразные средства вполне можно объединить в три группы правил:

  • правила, регламентирующие порядок наделения судей, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, включая те правила, которые устанавливают требования, предъявляемые кандидатам на эти роли;
  • правила определения суда, где должно разбираться конкретное дело, а также его состава (правила определения подведомственности и подсудности);
  • правила, соблюдение которых гарантирует объективность и беспристрастность судей, принимающих решения по существу вопросов, возникающих при отправлении правосудия по конкретным судебным делам.

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина

Суть данного принципа заключается в следующем: любой человек и гражданин, права и свободы которого, по его мнению, нарушаются, вправе обратится в уполномоченные органы, в частности в суд, для осуществления мер по защите своих законных прав и интересов. Данный принцип следует из норм права, отраженных в статьях 45,46, 47 Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1328273

Принцип справедливости судебного разбирательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here