Предмет доказывания по уголовным делам несовершеннолетних

Проводим инструктаж по теме: "Предмет доказывания по уголовным делам несовершеннолетних". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

Дознание в органах внутренних дел

Особенности предмета доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних

Для принятия правильного решения по уголовному делу необходимо, чтобы все обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, были достоверно выяснены в ходе уголовного судопроизводства. Перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, содержится в ст. 73 УПК и образует предмет доказывания.

Круг фактов и обстоятельств, изложенных в ст. 73 УПК, не является исчерпывающим. По уголовным делам несовершеннолетних он детализируется и дополняется положениями ст. 421 УПК. Подлежат более детальному и глубокому выяснению: характер вины несовершеннолетнего, мотивы и цели преступления («детская» мотивация); смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, в том числе обстоятельства, необходимые для принятия судом решения об освобождении несовершеннолетнего от наказания с применением к нему условного осуждения (ст. 430 УПК), применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 92 УК РФ, 431 УПК), направлении его на перевоспитание в специализированное учреждение для несовершеннолетних (ст. 92 УК РФ, 432 УПК) и др.

Особое значение приобретает изучение социально-психологических качеств несовершеннолетнего в стадии предварительного расследования и судебного разбирательства, а также причин и условий, влияющих на становление и развитие его личности. Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 25 декабря 1990 г. № 5 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность» указал на необходимость дополнительно устанавливать степень интеллектуального, волевого и психического развития, особенности характера и темперамента, потребности и интересы несовершеннолетнего.

Круг обстоятельств, подлежащих установлению по уголовным делам несовершеннолетних, включает в себя две группы:

  1. обстоятельства, подлежащие доказыванию по всем уголовным делам;
  2. обстоятельства, подлежащие установлению только по делам о преступлениях несовершеннолетних.

Остановимся лишь на тех, которые определяют особенности предмета доказывания по делам несовершеннолетних.

В первую очередь, п. 1 ч. 1 ст. 421 УПК обязывает определить возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения), поскольку уголовная ответственность наступает с 16-летнего, а по отдельным преступлениям — с 14-летнего возраста (ч. 1, 2 ст. 20 УК РФ). Установление точного возраста несовершеннолетнего имеет принципиальное значение, от которого зависит не только порядок расследования уголовного дела и применение некоторых дополнительных процессуальных правил, но и установление наличия в деянии конкретного лица состава преступления. В ходе дознания экспертиза для установления возраста несовершеннолетнего может назначаться и в случае отсутствия либо невозможности получения документов, удостоверяющих дату рождения подростка, а также когда таковые вызывают сомнения, а основания выдачи не сохранились.

Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 14 февраля 2000 г. № 7 указал, что лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с 0 часов следующих суток 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» // Российская газета. 2000. 14 марта. . При установлении судебно-медицинской экспертизой возраста подсудимого днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить из предполагаемого экспертами минимального возраста такого лица.

Пункт 2 ч. 1 ст. 421 УПК к обстоятельствам, подлежащим установлению, относит выявление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровня психического развития и иных особенностей его личности.

Судебная практика исходит из того, что в рамках исследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего суды (в том числе дознаватели) должны устанавливать данные об их родителях (образовании, профессии, месте работы, моральных качествах, отношениях друг к другу и детям, выполнение обязанностей по их воспитанию), отношении детей к родителям, материально-бытовых условиях семьи, наличии у несовершеннолетнего имущества, самостоятельного заработка (его размеры); об учебе либо работе несовершеннолетнего (где учится, если работает, то в качестве кого); успеваемости, отношении к учебе (работе); о его поведении, отношении к старшим, к сверстникам; о поддержании связей в семье, о ближайшем бытовом окружении несовершеннолетнего, его связях. досуге, круге интересов, поведении дома и вне его.

При выяснении такого обстоятельства, как степень выполнения родителями обязанностей по воспитанию детей, нужно установить также, пользуются ли они авторитетом у подростка и способны ли они влиять на него, осуществляют ли они контроль за его работой, учебой, организацией досуга.

Кроме того, подлежат выяснению обстоятельства, создавшие благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления (недостатки воспитательной работы в учебном коллективе, органах милиции, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, отсутствие надзора со стороны родителей, нетрудоустроенность и т.п.).

Для индивидуализации ответственности и наказания несовершеннолетнего, оценки данных им показаний важное значение имеет выяснение уровня его психического развития. Следует учитывать, что для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы уровень умственного развития несовершеннолетнего соответствовал его «паспортному» возрасту. Подлежит прекращению уголовное преследование в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом (ч. 3 ст. 27 УПК; ч. 3 ст. 20 УК РФ).

Установление уровня психического развития подростка предполагает установление степени его интеллектуального развития, соответствия его возрасту, причин задержки психического развития. Данное положение полностью соответствует Пекинским правилам, закрепляющим положение о выяснении степени интеллектуального, волевого и психического развития. В этих целях могут быть истребованы медицинские документы, допрошены родители, учителя и воспитатели, соседи, лица из окружения подозреваемого. Среди индивидуальных свойств и состояний следует выделять и установление душевного и физического здоровья несовершеннолетнего.

Читайте так же:  Загранпаспорт страница дети

Для этого дознаватели должны выяснить, какие заболевания и травмы перенес подросток, не наблюдались ли у чего аномалии в поведении, если да, то каков их характер. В отношения лиц, страдающих олигофренией в степени дебильности, неврозами, психопатиями, астеническим синдромом, имеющих признаки остаточных явлений органического поражения центральной нервной системы, целесообразно назначать комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу 2 Подробно см.: Назначение и проведение судебно-психологической экспертизы: методическое письмо Следственного управления прокуратуры СССР. М., 1980. С. 2 .

Одно из важнейших обстоятельств, которое УПК РФ требует установить при производстве по делам несовершеннолетних, — влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц, означающее, что выяснению подлежит круг лиц, положительно или отрицательно влияющих на подростка, и в чем конкретно это влияние выражается. Установление данного обстоятельства позволяет рассмотреть вопрос о наличии в действиях взрослого лица состава вовлечения несовершеннолетнего в преступную деятельность или в совершение иных антиобщественных действий (ст. 150 УК РФ).

Под вовлечением несовершеннолетнего в преступную деятельность судебная практика понимает действия, которые направлены на формирование у него желания участвовать в совершении одного или нескольких преступлений, сопряженные с применением физического или психического воздействия. Конкретные виды воздействия на подростка могут быть самыми разнообразными: побои, уговоры, уверения в безнаказанности, лесть, угрозы и запугивание, подкуп, обман, возбуждение чувства мести, зависти или других низменных побуждений, дача советов о месте и способах совершения или сокрытия следов преступления, обещание оказать содействие в реализации похищенного и др.

Анализ практической деятельности дознавателей показал, что большинство уголовных дел не содержит полных сведений об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних. В уголовных делах собранный дознавателями характеризующий материал ограничивался краткой (зачастую формальной) справкой-характеристикой из ОППН, протоколом допроса одного из родителей, копией свидетельства о рождении (паспорта), справками из психоневрологического и наркологического диспансеров, характеристикой с места учебы или работы подростка; значительно реже помимо указанных документов имелись медицинские документы, характеристики с места жительства. При этом в протоколах допросов законных представителей зачастую большее место отведено обстоятельствам. уличающим несовершеннолетнего в преступлении, а не выяснению условий жизни и воспитания, уровня психического развития и иным особенностям его личности. По уголовным делам не составляются акты обследования жилищно-бытовых условий.

Источник: http://isfic.info/doznanie/foat69.htm

Предмет доказывания по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними

Статья 421 УПК РФ дополняет общий предмет доказывания необходимостью установления и ряда других обстоятельств. Среди обстоятельств, подлежащих установлению, выделяются условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень его психического развития и иные особенности несовершеннолетнего, влияние на него старших по возрасту лиц. Особое значение для несовершеннолетних нередко имеет мнение лиц из ближайшего окружения, что влечет подражание, следование нормам поведения, принятым в группе, с которой подросток связан совместным времяпрепровождением. На поведение подростка решающее влияние может оказать ложное понимание отдельных нравственных ценностей: дружбы, чести, достоинства, смелости и т. д.

Для выяснения этих обстоятельств необходимо допросить родителей и воспитателей несовершеннолетних, приобщить к материалам уголовного дела характеристики с места учебы и работы, с места жительства, допросить соседей по месту жительства несовершеннолетнего с целью выяснения обстоятельств, характеризующих подростка.

Данные об обстановке, в которой происходило формирование личности несовершеннолетнего, необходимы для установления мотивов преступления, обстоятельств, связанных с отношением к содеянному, для принятия мер по предупреждению совершения других преступлений и об ответственности родителей или воспитателей.

Исследованию подлежит поведение подростка в прошлом. Имеют существенное значение следующие обстоятельства: совершал ли он ранее преступления, когда и какие, за какие преступления, в каком возрасте, сколько раз и на какой срок был осужден, где отбывал наказание и как долго, как вел себя в местах лишения свободы, не предоставлялась ли ему отсрочка исполнения приговора и т. д.

Находился ли в специальных воспитательных учреждениях, состоит ли на учете в подразделениях органов внутренних дел по делам несовершеннолетних и т. д.

Должны быть специально исследованы причины и условия, способствовавшие рецидиву в частности недостатки в деятельности правоохранительных органов и общественности.

При наличии рецидива преступлений выясняется, не было ли вовлечения несовершеннолетнего в преступление со стороны бывших соучастников, не подвергался ли он физическому или психическому насилию, обращался ли за помощью в правоохранительные органы и какие меры были приняты по его обращению.

Для выяснения причин и условий, способствовавших совершению преступления, собираются данные относительно:

  • — источников возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек (отрицательный пример, неправильное воспитание в семье, злостное нарушение родительских обязанностей и т. д.);
  • — обстоятельств, которые привели к формированию преступного умысла и непосредственно толкнули на преступление;
  • — обстоятельств, создавших благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления, а также способствовавшие к формированию преступных групп и их антиобщественной деятельности;
  • — устанавливаются источники приобретения спиртных напитков, наркотиков, других одурманивающих веществ, обстоятельства, связанные с их употреблением;
  • — источники приобретения и изготовления оружия и орудий преступления;
  • — выясняются мотивы преступления, в том числе специфические возрастные мотивы (кража, угон машины для того, чтобы «показать себя», и т. д.) или мотивы, связанные с тяжкими жизненными обстоятельствами.

Данные о влиянии на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц (п. 3 ч. 1 ст. 421 УПК) составляют самостоятельную группу обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних.

Действующий УПК РФ намного расширил трактовку разбираемого обстоятельства, в отличие от ранее действовавшего УПК РСФСР.

Теперь наряду с подстрекательством к совершению преступления устанавливаются и другие формы влияния на несовершеннолетнего со стороны взрослых лиц. Учитывая общественную опасность подобных деяний взрослых, необходимо тщательно исследовать их роль в вовлечении несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность. При этом следует учитывать, что уголовная ответственность взрослых наступает как при условии их осведомленности о несовершеннолетнем возрасте вовлекаемого лица, так и в тех случаях, когда по обстоятельствам дела они могли это предвидеть.

Читайте так же:  Мнимые и притворные сделки в гражданском праве

Если налицо было влияние старших по возрасту лиц на несовершеннолетнего, совершившего преступление, то необходимо установить следующее:

  • — физическое или психическое принуждение применялось к несовершеннолетнему, которое было направлено на возбуждение у несовершеннолетнего желания, стремления участвовать в совершении и преступления;
  • — от кого исходило такое влияние;
  • — не вводили ли несовершеннолетнего в заблуждение;
  • — выясняется характер взаимоотношения между взрослым и подростком, если присутствовал факт влияния взрослого.

Статья 421 УПК отправляет нас к ст. 89 УК РФ, в которой предусмотрено, что наличие влияния со стороны старших по возрасту лиц учитывается судом при назначении наказания несовершеннолетнему.

Уголовно-процессуальный закон обязывает следователя, дознавателя выявлять данные, свидетельствующие об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством.

А также устанавливать, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. С этой целью необходимо назначить психолого-психиатрическую экспертизу. Однако необходимо учитывать, что проведение данной экспертизы чаще всего занимает достаточно длительный промежуток времени, что влечет за собой увеличение срока расследования, поэтому назначить комплексную психолого-психиатрическую экспертизу необходимо сразу, как только появился несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый. Если несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности, а дело подлежит прекращению.

Источник: http://studwood.ru/870032/pravo/predmet_dokazyvaniya_delam_prestupleniyah_sovershennyh_nesovershennoletnimi

Особенности предмета доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних.

Закрепленный в УПК порядок производства по делам несовершеннолетних обеспечивает учет при применении уголовного закона социальных, возрастных и физиологических особенностей этой категории лиц, по своей сути является дополнительной гарантией обеспечения защиты их прав и законных интересов.

Нормы гл. 50 УПК предусматривают в качестве гарантий прав несовершеннолетних расширение предмета доказывания по уголовному делу о преступлении, совершенном таким лицом, с тем, чтобы помимо обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК, устанавливались также возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения [1] , условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности, влияние на него старших по возрасту лиц, способность несовершеннолетнего в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ст. 421 УПК).

Источник: http://studme.org/260367/pravo/osobennosti_predmeta_dokazyvaniya_delam_prestupleniyah_nesovershennoletnih

§ 2. Предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Под предметом доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних понимается комплекс обстоятельств, под­лежащих установлению по общим правилам действием ст. 73 УПК с учетом особенностей психофизиологического и соци­ального развития несовершеннолетних подозреваемых, обви­няемых (подсудимых), направленных на справедливое разреше­ние уголовных дел и способствующих выполнению назначения уголовного судопроизводства.

Такая развернутая правовая регламентация предмета дока­зывания по данным делам является надежной процессуальной гарантией всестороннего исследования не только обстоятельств совершенного преступления, но и личности несовершеннолет­него и обеспечения восстановительного, а не карательного воз­действия уголовного судопроизводства.

Часть 1 ст. 421 УПК закрепляет особые обстоятельства, под­лежащие установлению, когда расследуется или рассматривает­ся судом дело, где обвиняемый — несовершеннолетний. Это:

1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рожде­ния;

2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уро­вень психического развития и иные особенности его личности;

3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

Точное выяснение возраста несовершеннолетнего необходи­мо для решения вопроса о том, подлежит ли несовершеннолет­ний уголовной ответственности. Возраст устанавливается дан­ными свидетельства о рождении, паспорта, сведениями из архи­ва органов загса или паспортно-визовой службы ФМС России.

При отсутствии официальных документов или при наличии обоснованных сомнений в их подлинности в обязательном порядке назначается судебно-медицинская экспертиза (п. 5 ст. 196 УПК).

При установлении судебно-медицинской экспертизой воз­раста несовершеннолетнего днем его рождения считается по­следний день того года, который назван экспертами, а при оп­ределении возраста минимальным и максимальным числом лет следует исходить из предполагаемого экспертами минимально­го возраста лица.

Установление условий жизни и воспитания несовершеннолет­него включает в себя информацию о семье несовершеннолетне­го, роде занятий родителей или лиц, их заменяющих, образе их жизни, взаимоотношениях в семье. Немаловажное значение имеет выяснение условий учебы и работы (если подросток рабо­тает): какова успеваемость, поведение, имеет ли склонность к каким-либо предметам, участвует ли в общественной жизни учебного заведения, чем увлекается. Если несовершеннолетний не учится, не работает, то обязательно выясняются причины, по которым он оставил работу или учебу, а также то, известно ли об этом семье и соответствующим государственным органам.

Исследуется прошлое подростка. Совершал ли он преступле­ния или другие правонарушения. Был ли судим и на какой срок, помещался ли в специальное воспитательное учреждение, употребляет ли спиртные напитки, наркотические средства и т.

Указанные обстоятельства обусловлены системой ценност­ных ориентаций, потребностей, установок, стремлений, жела­ний подростка, его мировоззрением, убеждениями, что, в свою очередь, предопределяется условиями его жизни, окружением, дефектами воспитания, акцентуациями характера, темперамен­том, причинами и условиями, определяющими ситуативность преступления и способствующими его совершению 1 .

Сведения об условиях жизни и воспитания, уровне психиче­ского развития и иных особенностей личности несовершенно­летнего имеют большое значение для установления мотивов преступления, обоснования вины, индивидуализации ответст­венности и наказания несовершеннолетнего, осуществления профилактической, превентивной деятельности.

Информация о влиянии на несовершеннолетних старших по возрасту лиц образует самостоятельную группу обстоятельств, подлежащих установлению по делам несовершеннолетних.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 8 названного постановле­ния указывает, что «при рассмотрении дел о преступлениях не­совершеннолетних, совершенных с участием взрослых, необхо­димо тщательно выяснять характер взаимоотношений между взрослым и подростком, поскольку эти данные могут иметь су­щественное значение для установления роли взрослого в вовле­чении несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий», т. е. в совершении преступле­ний, предусмотренных ст. 150 и 151 УК. При этом необходимо учитывать, имели ли место быть при совершении преступления физическое или психическое принуждение, не исключающие преступного деяния, использование взрослым зависимого со­стояния несовершеннолетнего, так как установление этих фак­тов является обстоятельством, смягчающим наказание несовер­шеннолетнего ввиду вынужденности совершения им преступле­ния.

Читайте так же:  Определить размер госпошлины в суд

Стоит обратить внимание, что под «старшими по возрасту лицами» закон понимает не только взрослых участников пре­ступления, т. е. лиц, достигших 18-летнего возраста, но и стар­ших по возрасту среди несовершеннолетних.

Предмет доказывания по данным категориям дел включает в себя установление возможности несовершеннолетнего в пол­ной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими при наличии данных, свидетельствующих об отставании в пси­хическом развитии, не связанном с психическим расстрой­ством.

Если результаты комплексной судебной психолого-психиат- рической экспертизы позволяют сделать категорический вывод о том, что несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, имеет отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, которое ограничивает его способность осознавать фактический характер и обществен­ную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности, а уголовное дело (уголовное преследование) подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24, ч. 3 ст. 27 УПК).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://all-sci.net/ugolovnyiy-protsess_744/predmet-dokazyivaniya-ugolovnyim-delam-158323.html

Предмет доказывания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних

В соответствии с ч. 1 ст. 421 УПК наряду с обстоятельствами, указанными в ст.73 УПК, при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела о преступлении, совершенном несовершеннолетним, подлежат также установлению:

возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;

условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;

влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

Установление по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних ряда дополнительных, не указанных в ст. 73 УПК обстоятельств, обусловлено тем значением, которое они имеют при решении вопросов о привлечении несовершеннолетнего к уголовной ответственности либо об освобождении от нее, о применении к нему конкретных мер уголовно-правового воздействия, об избрании меры пресечения, определении круга участников отдельных следственных действий.

Возраст несовершеннолетнего. В п. 1 ч. 1 ст. 421 УПК сформулировано требование устанавливать возраст несовершеннолетнего с точностью до числа, месяца, года рождения. Для подтверждения возраста подростка к уголовному делу надлежит приобщать копии соответствующих документов (свидетельства о рождении, паспорта, выписки из книги актов гражданского состояния, заключения экспертизы). Определение возраста со слов самого несовершеннолетнего, его родственников, педагогов и иных лиц не допускается.

Когда документы, подтверждающие возраст несовершеннолетнего, отсутствуют, а все возможности для их получения исчерпаны либо их подлинность вызывает сомнение для установления возраста обвиняемого (подозреваемого) в соответствии с п.4 ст. 196 УГ1К должна быть назначена судебно-медицинская экспертиза. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, днем рождения лица считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.

С учетом положений ч. 1 ст. 128 УПК лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная от­ветственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток. Недостижение лицом к моменту совершения преступления возраста, с которого наступает уголовная ответственность, является безусловным основанием отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела. При установлении факта недостижения лицом возраста уголовной ответственности следователь принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении ввиду отсутствия в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК).

Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего. При расследовании уголовного дела следователь, дознаватель обязаны собрать характеризующие несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) сведения по месту его жи­тельства, учебы, работы:

в каких условиях и с кем он проживает;

создают ли эти лица возможности для нормального отдыха, выполнения учебных заданий;

отношение родителей подростка или лиц, их заменяющих, к его воспитанию;

какое влияние — положительное или отрицательное — они оказывают на сына (дочь);

где и с кем подросток проводит свободное время;

его отношение к учебе, работе;

склонность к употреблению наркотических средств, спиртных напитков.

Если подросток состоит или ранее состоял на учете в милиции, выясняется, с какого времени и в связи с чем он поставлен на учет, когда, какие и с кем совершал правонарушения, когда и кем принимались меры за допущенное правонарушение, реагирование подростка на эти меры.

Уровень психического развития определяется степенью интеллектуального развития несовершеннолетнего, его соответствием возрасту. При наличии задержки психического развития лица выясняются ее причины: психическое расстройство, социальная или педагогическая запущенность и т.п. Для определения уровня психического развития несовершеннолетнего и при наличии данных об его умственной отсталости назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. На ее разрешение ставятся следующие вопросы: «Страдал ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния психическим расстройством (хроническим, временным; слабоумием, иным болезненным состоянием психики)?»; «Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством ? »

Неправильной является постановка экспертам вопроса о соответствии уровня психического развития несовершеннолетнего обвиняемого его паспортному (календарному) возрасту. Ответ на него не входит в компетенцию эксперта- психолога, поскольку юридическое значение имеет не констатация соответствия уровня психического развития тому или иному календарному возрасту, а решение вопроса о мере способности несовершеннолетнего обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими.

Сведения об уровне психического развития могут быть получены и путем допроса самого несовершеннолетнего, его родителей, воспитателей, соседей, сверстников, других лиц из его окружения, истребования документов из медицин­ских и учебно-воспитательных учреждений, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Правовые последствия отставания и отклонения в психическом развитии лица зависят от того, связаны ли они с психическим расстройством (заболеванием) или нет.

Если у несовершеннолетнего обвиняемого обнаруживаются обусловленные социальной или педагогической запущенностью признаки задержки интеллектуального и личностного развития, из-за которой он во время совершения преступления не способен был в полной мере осознавать значение своих действий и руководить ими, т.е. контролировать их, осуществлять их волевую регуляцию, то такой несовершеннолетний не подлежит уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК). Уголовное дело в отношении него подлежит прекращению за отсутствием в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24, ч. 3 ст. 27 УПК).

Читайте так же:  Виды повесток в суд

Когда несовершеннолетние не в полной мере осознают и регулируют свои преступные действия вследствие задержки или отклонения в психическом развитии, связанных с психическими расстройствами (например, при олигофрении, инфантилизме, органическом поражении головного мозга, психопатии), они несут уголовную ответственность, а их психическая патология учитывается судом при назначении наказания. Психические расстройства данного свойства могут служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ст. 22 УК).

Влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Специфика предмета доказывания по делам несовершеннолетних включает необходимость установления круга лиц, положительно или отрицательно влияющих на подростка, и выяснения, в чем конкретно это влияние выражается (пробуждение интереса к здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие определенных увлечений, склонение к пьянству, употреблению наркотиков, иной противоправной и аморальной деятельности).

При наличии данных о подстрекательстве со стороны взрослых и вовлечении несовершеннолетних в преступления должны устанавливаться факты совершения подростком преступлений с участием взрослого лица, случаи совершения преступлений, когда взрослый сам не участвует в преступлении совместно с несовершеннолетним, но подстрекает его к выполнению этих действий. При рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых необходимо тщательно выяснять характер взаимоотношений между взрослыми и подростком, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий. Проверяться должны и факты вовлечения в преступную деятельность, осуществляемую непосредственно подростком без участия взрослого, который вызвал у него желание, укрепил решимость совершать преступления (пропаганда среди несовершеннолетних преступного образа жизни, обучение преступному ремеслу).

Установление перечисленных обстоятельств имеет значение для решения вопроса о применении к несовершеннолетнему меры пресечения в виде отдачи под присмотр, привлечении к ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК) или антиобщественных действий (ст. 151 УК).

При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении, совершенных несовершеннолетним, за исключением преступлений, указанных в части пятой статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливается также наличие или отсутствие у несовершеннолетнего заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, для рассмотрения судом вопроса о возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания и направлении его в указанное учреждение в соответствии с частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.

| следующая лекция ==>
Общая характеристика особенностей производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних | Особенности предварительного расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 427 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/1_39078_predmet-dokazivaniya-po-ugolovnim-delam-o-prestupleniyah-nesovershennoletnih.html

§ 2. Предмет доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних

ствами, указанными в ст. 73 УПК. Развернутая регламентация предмета доказывания по этим делам является существенной гарантией всесторон­него исследования обстоятельств совершенного преступления, личности правонарушителя, обеспечения воспитательного воздействия судопроиз­водства.

Установление точного возраста несовершеннолетнего (п. 1 ч. 1 ст. 421) —

одна из важных задач следователя и суда. Соответствующие данные необ­ходимы для:

а) установления личности обвиняемого и решения вопроса о возможно­сти привлечения его к уголовной ответственности (ст. 20 УК РФ);

б) определения возможности совершения конкретного деяния с учетом физических способностей несовершеннолетнего (например, способности оказать реальное сопротивление взрослому, совершить насильственный половой акт и т. п.);

в) скорейшего практического осуществления особых правил судопроиз­водства по уголовному делу;

г) учета возрастных и социально-психологических качеств личности в ходе выполнения следственных действий;

д) обеспечения применения уголовно-правовых норм о сроках, видах и пределах наказания, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельст­вах, назначении принудительных мер воспитательного воздействия и др. (гл. 14 УК РФ).

Возраст несовершеннолетнего исчисляется с точностью до года, месяца и дня. С учетом требований, содержащихся в ст. 128 УПК, лицо должно считаться достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответствен­ность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т. е. с ноля часов следующих суток. Причем день достижения того или иного возраста определяется в зависимости от того, какая возрас­тная группа (14, 16 или 18 лет) имеет уголовно-правовое или процессуаль­ное значение.

Источником сведений об этих данных является свидетельство о рож­дении либо общегражданский паспорт. Поэтому в тех случаях, когда лицо, задержанное на месте происшествия, имеет при себе иные доку­менты, его возраст должен быть установлен на основании указанных документов.

При отсутствии официальных документов либо невозможности по раз­личным причинам получить их копии (дубликат), а также в случае сомне­ний относительно подлинности документа, удостоверяющего возраст несо­вершеннолетнего, обязательно назначается судебно-медицинская эксперти­за (ст. 196 УПК). На разрешение судебно-медицинских экспертов должны быть поставлены вопросы: каков в настоящее время возраст представлен­ного для обследования подозреваемого (обвиняемого); достиг ли обследуе­мый подозреваемый (обвиняемый) к моменту совершения преступления (указываются число, месяц, год и время суток) 14-летнего, 16-летнего или 18-летнего возраста.

В случаях определения возраста судебно-медицинской экспертизой днем рождения обвиняемого надлежит считать последний день того года, который назван экспертами, а при исчислении возраста минимальным и максимальным количеством лет следует исходить из предполагаемого экс­пертами минимального возраста лица.

Установление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровня психического развития и иных особенностей его личности (п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК) требуется для всестороннего изучения физического и психи­ческого состояния подростка, уровня интеллектуального и нравственного развития, особенностей его характера. Данные об обстановке, в которой происходило формирование личности несовершеннолетнего, необходимы для установления мотивов преступления, обстоятельств, связанных с от­ношением к содеянному, для принятия мер по предупреждению соверше­ния других преступлений и об ответственности родителей или воспитате­лей. Вот почему следователю и суду необходимо обращать внимание на условия жизни несовершеннолетнего в семье, на то, кто фактически зани­мается его воспитанием, где и в качестве кого работают родители, имеет ли обвиняемый имущество, самостоятельный заработок и в каком размере, каковы взаимоотношения между родителями и членами семьи, не вытес­нялся ли подросток из дома жестоким обращением родителей или заме­няющих их лиц, соблюдены ли права несовершеннолетнего при приватиза­ции жилья и последующих сделках с ним, при получении наследства или дарении.

Читайте так же:  Взыскание морального вреда с фссп

При выяснении условий учебы или работы следователь, суд устанав­ливают: в какой школе (обычной, вспомогательной) учится несовер­шеннолетний, в каком классе, каковы его успеваемость, поведение, принимал ли участие в общественной жизни школы, с кем дружит, при-

менялись ли к нему меры воспитательного характера и за какие про­ступки. Если несовершеннолетний не учится и не работает, следует вы­яснить, когда и по каким причинам оставил работу и учебу. В случаях исключения несовершеннолетнего из школы требуется проверить, на­сколько обоснованна эта мера. Если же несовершеннолетний оставил работу, необходимо установить: уволился он по собственному желанию или его уволили за проступки, какие меры воспитательного характера принимала администрация до его увольнения, как реагировали родители на оставление работы; не вовлекался ли он в запрещенный законом биз­нес (например, в выпуск порнографических изданий и т. п.). В случае, если несовершеннолетний работал в сфере обслуживания и шоу-бизнесе в нарушение законов о труде, выяснять, кто, на каких условиях устраи­вал его на работу в казино, ночные дискотеки, бары, эротические сало­ны и т. п. заведения.

Для полного представления о личности несовершеннолетнего важно знать, употребляет ли он спиртные напитки и психотропные вещества, с какого времени и в каком количестве, кто приучил его к ним, где он до­бывал деньги, совершал ли в состоянии наркотического или алкогольного опьянения правонарушения. Требуется установить лиц, виновных в вовле­чении несовершеннолетнего в совершение преступлений или антиобщест­венных действий (в занятие проституцией, бродяжничеством или попро­шайничеством и т. п.), и решить вопрос о привлечении их к уголовной от­ветственности.

Исследованию подлежит поведение подростка в прошлом. Имеют су­щественное значение следующие обстоятельства: совершал ли он ранее преступления, когда и какие; за какие преступления, в каком возрасте, сколько раз и на какой срок был осужден, где отбывал наказание и как дол­го, как вел себя в местах лишения свободы; не предоставлялась ли ему от­срочка исполнения приговора и т. д.; находился ли в специальных воспита­тельных учреждениях, когда, за что, сколько времени; состоит ли на учете в подразделениях органов внутренних дел по делам несовершеннолетних; привлекался ли к административной ответственности.

Данные о влиянии на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц (п. 3 ч. 1 ст. 421 УПК) составляют самостоятельную группу обстоя­тельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних. Учи­тывая общественную опасность подобных деяний взрослых, необходимо тщательно исследовать их роль в вовлечении несовершеннолетних в пре­ступную или иную антиобщественную деятельность. При этом следует учитывать, что уголовная ответственность взрослых наступает как при условии их осведомленности о несовершеннолетнем возрасте вовлекае­мого лица, так и в тех случаях, когда по обстоятельствам дела они могли это предвидеть.

Названное обстоятельство выясняется также в отношении несовершен­нолетних, но «старших по возрасту», поскольку и они могут вовлечь млад­ших по возрасту лиц в совершение преступления.

Учитывая, что совершение преступления в результате физического или психического принуждения, не исключающего преступность деяния, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости несовершеннолетне­го относится к обстоятельствам, смягчающим наказание (ст. 61 У К РФ), при производстве по уголовному делу следует установить характер приме­ненного в отношении несовершеннолетнего физического или психического принуждения.

Выявление данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, а также установ­ление, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Такое отставание связано не с болезненным состоянием психики и на­рушением отражательной деятельности мозга, а только с задержкой умст­венного развития несовершеннолетнего (его познавательной, мыслитель­ной деятельности, эмоционально-волевой сферы).

В целях выяснения способности несовершеннолетнего полностью осоз­навать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, в зависимости от обстоятельств дела необходимо назначить психологическую, психолого-психиатрическую или медико-психологическую экспертизу. Рекомендуется на предварительном следствии и в суде привлекать в качестве экспертов специалистов в области детской и юношеской психологии.

В случае необходимости исследования особенностей психики несовер­шеннолетнего обвиняемого, имеющего сенсорные недостатки (глухота, немота, слепота и т. п.), по делу назначаются комплексная психолого-психиатрическая или медико-психологическая экспертиза.

Умственная отсталость, не связанная с психическим расстройством, не исключает вменяемости несовершеннолетнего и рассматривается как кон­кретизация состояния вменяемости, при которой обвиняемый может ис­пытывать затруднения в смысловой оценке своих действий, в прогнозе и учете важных обстоятельств, в выборе, планировании и контроле своих поступков, в опредмечивании конкретных мотивов и т. п. Поэтому в слу­чае, если установлено, что несовершеннолетний достиг возраста, преду­смотренного ч. 1-2 ст. 20 УК РФ, но вследствие отставания в психиче­ском развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осозна­вать фактический характер и общественную опасность своих действии (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответст-

венности (ч. 3 ст. 20 УК), а дело подлежит прекращению по основаниям, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 24 и ч. 3 ст. 27 УПК.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://all-sci.net/ugolovnyiy-protsess_744/predmet-dokazyivaniya-delam-prestupleniyah-160245.html

Предмет доказывания по уголовным делам несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here