Право собственности на земли общего пользования

Проводим инструктаж по теме: "Право собственности на земли общего пользования". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

Статья 38. Территории общего пользования. Земельные участки в границах территорий общего пользования

Статья 38. Территории общего пользования. Земельные участки в границах территорий общего пользования

1. Территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

2. Земельные участки (земли) в границах территорий общего пользования — земельные участки (земли) общего пользования, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, занятые площадями, улицами, проездами, набережными, парками, лесопарками, скверами, садами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами рекреационного назначения, автомобильными дорогами и другими объектами, не закрытыми для общего пользования (доступа).

3. Территории общего пользования рассматриваются как совокупность земельных участков общего пользования.

4. Земельные участки (земли) общего пользования не подлежат приватизации, могут включаться в состав различных территориальных зон, ими беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

5. В составе документации по планировке территории:

1) границы существующих, планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования отображаются в проектах планировки территорий посредством красных линий;

2) в проекте межевания территории должны быть указаны образуемые земельные участки, которые после образования будут относиться к территориям общего пользования.

6. Использование земельных участков (земель) общего пользования определяется их назначением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. На карте градостроительного зонирования помимо территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий отображаются территории, земельные участки, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов, в том числе территории общего пользования.

8. Ограничения по распоряжению земельными участками общего пользования указаны в ч. 4 настоящей статьи, п. 18 ст. 37 настоящих Правил.

>
Контроль за использованием объектов недвижимости
Содержание
Решение Платоновского сельского Совета народных депутатов Рассказовского района Тамбовской области от 30 мая 2014 г. N 45.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/42863572/06400d254ba39fe2e016ae70d76cbf5a/

Статья 38. Территории общего пользования. Земельные участки в границах территорий общего пользования

Статья 38. Территории общего пользования. Земельные участки в границах территорий общего пользования

1. Территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

2. Земельные участки (земли) в границах территорий общего пользования — земельные участки (земли) общего пользования, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, занятые площадями, улицами, проездами, набережными, парками, лесопарками, скверами, садами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами рекреационного назначения, автомобильными дорогами и другими объектами, не закрытыми для общего пользования (доступа).

3. Территории общего пользования рассматриваются как совокупность земельных участков общего пользования.

4. Земельные участки (земли) общего пользования не подлежат приватизации, могут включаться в состав различных территориальных зон, ими беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

5. В составе документации по планировке территории:

1) границы существующих, планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования отображаются в проектах планировки территорий посредством красных линий;

2) в проекте межевания территории должны быть указаны образуемые земельные участки, которые после образования будут относиться к территориям общего пользования.

6. Использование земельных участков (земель) общего пользования определяется их назначением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. На карте градостроительного зонирования помимо территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий отображаются территории, земельные участки, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов, в том числе территории общего пользования.

8. Ограничения по распоряжению земельными участками общего пользования указаны в ч. 4 настоящей статьи, п. 18 ст. 37 настоящих Правил.

>
Контроль за использованием объектов недвижимости
Содержание
Решение Жердевского городского Совета народных депутатов Жердевского района Тамбовской области от 19 июля 2012 г. N 20 «Об.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/42856546/06400d254ba39fe2e016ae70d76cbf5a/

Статья 38. Территории общего пользования. Земельные участки в границах территорий общего пользования

Статья 38. Территории общего пользования. Земельные участки в границах территорий общего пользования

1. Территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

2. Земельные участки (земли) в границах территорий общего пользования — земельные участки (земли) общего пользования, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, занятые площадями, улицами, проездами, набережными, парками, лесопарками, скверами, садами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами рекреационного назначения, автомобильными дорогами и другими объектами, не закрытыми для общего пользования (доступа).

3. Территории общего пользования рассматриваются как совокупность земельных участков общего пользования.

4. Земельные участки (земли) общего пользования не подлежат приватизации, могут включаться в состав различных территориальных зон, ими беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

5. В составе документации по планировке территории:

1) границы существующих, планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования отображаются в проектах планировки территорий посредством красных линий;

2) в проекте межевания территории должны быть указаны образуемые земельные участки, которые после образования будут относиться к территориям общего пользования.

6. Использование земельных участков (земель) общего пользования определяется их назначением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. На карте градостроительного зонирования помимо территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий отображаются территории, земельные участки, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов, в том числе территории общего пользования.

8. Ограничения по распоряжению земельными участками общего пользования указаны в ч. 4 настоящей статьи, п. 18 ст. 37 настоящих Правил.

>
Контроль за использованием объектов недвижимости
Содержание
Решение Новоархангельского сельского Совета народных депутатов Первомайского района Тамбовской области от 11 апреля 2013 г.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Читайте так же:  Встречный иск при сдаче в наем квартиры

Источник: http://base.garant.ru/34910482/06400d254ba39fe2e016ae70d76cbf5a/

Пользование землей общего пользования в СНТ

На территории любого СНТ есть земли двух разных категорий: те, которые принадлежат гражданам и товариществу как юрлицу.

Если своими участками садоводы владеют как собственники и могут распоряжаться ими по своему усмотрению, то с землями общего пользования положение несколько иное.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург
  • Законодательство

    Порядок использования земель общего пользования содержится в Гражданском кодексе и Земельном кодексе.

    Здесь приводятся общие положения, регламентирующие пользование общедоступными землями, а также порядок перевода их в собственность СНТ.

    Последняя редакция закона относится к 2016 году.

    Землям общего пользования свойственны следующие особенности:

    • на них не распространяется так называемая «Дачная амнистия» (упрощенная процедура приватизации);
    • согласно ФЗ «О садоводческих объединениях граждан» земля, являющаяся имуществом общего пользования передается СНТ безвозмездно;
    • Земельный кодекс не ограничивает членов СНТ по срокам пользования участками.

    Что такое земли общего пользования в СНТ

    Гражданский кодекс указывает на то, что статус земли общего пользования получают участки, которые находятся в государственной/муниципальной собственности и на которых граждане могут находиться без необходимости оформления разрешений.

    К таким землям относятся на территории СНТ могут быть отнесены переулки, проходы, дороги, площадки, проезды, санитарно-защитные зоны и водоемы (в т.ч. пожарные).

    На них могут быть размещены объекты, направленные на удовлетворение потребностей жителей (например, ЛЭП, трубо-, газопроводы, сторожки, помещения правления СНТ, водокачки, подсобные помещения).

    Площадь земель общего пользования рассчитывается так: из общей площади, выделенной под образование СНТ, вычитается площадь земель, которые находятся в собственности граждан.

    Для беспрепятственного пользования землей у правления СНТ должны быть на руках правоустанавливающие документы: акт о передаче земель в собственность или закрепляющий право на постоянное бессрочное пользование.

    Порядок пользования общей землей СНТ

    Сегодня у СНТ есть два варианта оформления прав собственности на общее имущество (ст.28 Закона о СНТ):

    • как собственность СНТ-юрлица;
    • общая собственность членов объединения.

    Право выбора варианта приватизации принадлежит членам СНТ. Если они выберут

    оформление общей собственности, то допускаются совместная и долевая собственность. В первом случае заявление на приватизацию подается одно, подписанное всеми членами СНТ. Во втором случае его подает каждый гражданин с указанием на его долю. К заявлению нужно приложить протокол собрания членов товарищества.

    При этом граждан не могут обязать приватизировать земли общего пользования. Если такие участки выделены СНТ на правах бессрочного пользования, то оно не прекращает своего действия без желания СНТ.

    На практике переоформление земель в собственность имеет определенные преимущества для садоводов:

    • земли переводятся в собственность товарищества бесплатно;
    • земли, которые поставлены на кадастровый учет, имеют четкие границы и это исключает соблазн для самозахвата и возникновение споров между собственниками участков и садоводами;
    • СНТ сможет официально зарегистрировать все постройки на общей земле, возведенные из взносов садоводов;

    У СНТ появляется возможность распоряжаться землями по своему усмотрению:

    • застраивать их,
    • сдавать в аренду,
    • продавать и увеличивать участки садоводов.

    Порядок пользования землями содержится в уставе товарищества. За каждым участком здесь обычно закреплен свой функционал. Например, обустройство здесь дорог и проездов, автостоянок, водоемов для целей пожарной безопасности, зон отдыха, колодцев, спортивных и детских площадок, рекреационных зон, санитарных зон, источников водоснабжения, ЛЭП и пр.

    При этом никаких преимуществ для собственников граничащих с землей общего пользования участков не предусмотрено, они не обладают приоритетным правом на нее.

    Граждане вправе обращаться к членам правления СНТ с просьбой о выделении им

    земель во временное пользование. В своем заявлении гражданину нужно указать цели использования, сроки, на которые потребуется земля для реализации поставленных задач (не более месяца). Обычно в уставе СНТ содержится требование о предварительном уведомлении членов товарищества о своем желании использовать участок как минимум за две недели-месяц.

    При принятии решения правление будет руководствоваться интересами и законными правами членов товарищества. Например, если заявитель планирует установить там туалет или душевую, то с большей долей вероятности ему откажут.

    Обычно участок предоставляется во временное пользование бесплатно. Но в некоторых случаях председатели накладывают определенную общественную нагрузку на заявителя. Например, требуют обрезать растительность.

    Узнайте все про признание недействительным договора купли продажи земельного участка в нашем материале.

    Какие последствия у вас будут в случае вашего отказа от приватизации? Наша статья как раз об этом!

    Как правильно оформить расторжение договора дарения вы прочтете по ссылке.

    Какие могут быть нарушения при пользовании общей землей СНТ и ответственность за них

    При пользовании общими землями членами товарищества нередко допускаются различные нарушения.

    Среди них наиболее часто встречаются такие:

    • расширение за счет общих земель индивидуальных участков;
    • складирование на них мусора и стройматериалов, спецтехники, оборудования, машин и механизмов;
    • самовольное перекрытие воротами и шлагбаумами;
    • установка различных хозпостроек, бытовок, вагончиков, торговых объектов, объектов для оказания платных услуг (авторемонтных, слесарно-монтажных, строительных и пр.);
    • самовольная высадка или культивирование кустарников и деревьев;
    • свалка бытового мусора, отходов садоводства и огородничества.

    Более серьезными нарушениями земельного законодательства, такими как самозахват, занимаются уполномоченные госинспекторы. КоАП РФ предусмотрел административное наказание при самовольном занятии участков без документов. Для граждан штраф может варьироваться в пределах 500-1000 руб., для должностных лиц – 1000-2000 руб., юрлиц – 2000-20000 руб.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/obshego-polzovanija-v-snt.html

    Нюансы передачи земель общего пользования в обще-долевую собственность садоводов

    Нюансы передачи земель общего пользования в обще-долевую собственность садоводов

    Новый закон о садоводстве (статья 25 №217-ФЗ) предусматривает передачу имущества общего пользования садоводческого общества, находящееся в собственности товарищества, в обще-долевую собственность садоводов.

    В связи с этим у садоводов возникает ряд вопросов по этой теме. Постараемся ответить на них в этой статье.

    Каков порядок передачи имущества общего пользования в обще-долевую собственность садоводов?

    В соответствии с решением общего собрания членов товарищества недвижимое имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, принадлежащее товариществу на праве собственности, может быть передано безвозмездно в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков при условии, что все собственники земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выразили согласие на приобретение соответствующей доли в праве общей собственности на такое имущество. Такой способ передачи имущества общего пользования товарищества не является дарением.

    Таким образом, можно сделать вывод, что для передачи общего имущества садового общества требуется согласие всех без исключения собственников товарищества.

    Читайте так же:  Правовое регулирование прав собственности на землю

    Кто непосредственно будет являться заявителем – все собственники земельных участков или достаточно будет представителя?

    Если все собственники земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выразили согласие на приобретение на праве общей долевой собственности недвижимого имущества общего пользования, расположенного в границах указанной территории, принадлежащее товариществу на праве собственности, государственная регистрация перехода права на соответствующее недвижимое имущество общего пользования к собственникам земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, может быть осуществлена на основании заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности, представленного в орган регистрации прав собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или их представителем, к которому должен быть приложен, в том числе протокол общего собрания членов соответствующего товарищества, на котором всеми собственниками указанных земельных участков принято решение о приобретении ими в общую долевую собственность соответствующего недвижимого имущества общего пользования, а также определено лицо, уполномоченное на подачу соответствующего заявления.

    Таким образом, в МФЦ для регистрации обще-долевой собственности может обратиться представитель, избранный на общем собрании садоводов, так как собрать всех садоводов в одном месте и в одно время на вряд ли удастся.

    Как будет определяться доля в имуществе общего пользования садоводческой организации?

    Пропорционально площади земельных участков садоводов.

    Необходимо ли будет регистрировать переход права на общее имущество садоводческой организации от одного садовода к другому при продаже садоводом своего земельного участка?

    Государственная регистрация перехода доли в праве общей собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества (если это имущество принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах данной территории), должна осуществляться одновременно с государственной регистрацией перехода права собственности на земельный участок, расположенный в границах такой территории, отчуждаемый по гражданско-правовой сделке, на основании соответствующих одновременно представленных сторонами договора об отчуждении заявлений (в том числе о государственной регистрации перехода доли в праве общей долевой собственности) и этого договора, который должен быть представлен не менее чем в двух экземплярах-подлинниках (если он совершен в простой письменной форме).

    То есть, в случае если долевая собственность на общее имущество зарегистрирована в Росреестре, то, к примеру при продаже земельного участка, одновременно с регистрацией перехода права собственности на садовый участок будет осуществляться регистрация перехода права на общее имущество общества.

    Каков размер государственной пошлины и порядок ее уплаты?

    При отчуждении садового или огородного земельного участка и доли в праве общей собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, государственная пошлина физическим лицом уплачивается отдельно в соответствующем размере (по 350 рублей) за каждое юридически значимое действие.

    Таким образом, если у садовода помимо собственности на садовый участок зарегистрирована долевая собственность на земли общего пользования, то при продаже он уплатит гос. пошлину в 350 руб. два раза (итого 700 рублей).

    Каковы сроки передачи имущества общего пользования из собственности общества в общую долевую собственность садоводов?

    Вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, являющегося недвижимым имуществом, принадлежащим товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, должен быть вынесен на рассмотрение общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества не позднее 1 января 2024 года.

    Право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади этих участков.

    Источник: http://cadastral-engineer.ru/nyuansy-peredachi-zemel-obshhego-polzovaniya-v-obshhe-dolevuyu-sobstvennost-sadovodov/

    Статус земель общего пользования

    Вопрос земель общего пользования является наиболее сложным по теме правовых отношений в Земельном кодексе Российской Федерации. Используются эти участки с учётом их целевого назначения, поэтому возникает вопрос: как же иметь дело с подобными участками, возможна ли приватизация, облагаются ли налогами и как выявить самозахват территории?

    Понятие земель общего пользования

    Для начала определимся с понятием земли общего пользования. Это часть территории, которая принадлежит муниципалитету и предназначена удовлетворять нужды жителей населённого пункта с такой формой владения земли. На ней граждане имеют право беспрепятственно передвигаться, брать в аренду и пользоваться размещенными на территории природными объектами в законных рамках.

    Виды земель общего пользования

    Вид Примеры
    пути сообщения дороги, улицы, бульвары, площади, набережные, трассы, проезды собственность населённого пункта, цель которого — облагораживание и культурно-бытовое наследие для жителей парки, скверы, сады, лесополосы, пляжи территория с построенными сооружениями культурно-социального значения памятники, ансамбли полигоны для захоронения бытовых и промышленных отходов удовлетворение нужд города или посёлка жилой дом, баня, парковка

    Для земель общего пользования выделяют территории транспортного сообщения с участками, если речь идёт об СНТ (садовом некоммерческом товариществе), для удовлетворения культурно-бытовых нужд города.

    Нормативные акты о землях общего пользования

    Все вопросы по поводу данного вида владения землёй решаются двумя документами: Земельным и Градостроительным кодексами. В них и находится информация о владении этими участками, незаконном захвате и эксплуатации. Также именно на Земельный кодекс РФ возлагается решение проблем регулировки и исполнения предписаний.

    В дополнение к вышеперечисленным законодательным документам следует добавить и Гражданский кодекс, в котором сказано, что граждане имеют беспрепятственный доступ, могут находиться на территории общего пользования, эксплуатировать её возможности в соответствии с законом. Если на такой территории есть предприятие (или организация, зарегистрированная на физическое или юридическое лицо), то любой человек может присутствовать на территории предприятия при условии, что не будет портить имущество и не предоставит неудобств арендатору.

    Варианты эксплуатации земель общего пользования

    Всего их два: это либо безвозмездное и бессрочное пользование, либо аренда земельного участка. В этом и состоит главная особенность этих территорий – их нельзя передавать в частное владение, выкупать или приватизировать, потому что этот надел принадлежит государству.

    Наиболее распространенным способом занятия этой земли является аренда. Для проведения процедуры нужно предоставить соответствующие документы в Горисполком населённого пункта, в котором хотите арендовать территорию:

    1. Паспорт арендатора.
    2. Распорядительный акт на объект.
    3. Кадастровый план участка.
    4. Квитанция об уплате госпошлины.
    Читайте так же:  Ходатайство о мировом соглашении в арбитражный суд

    Однако при составлении договора не должно быть упоминания о возможной дальнейшей купле-продаже – это незаконная операция.

    Акт об аренде может оформляться как и между физическим лицом и государством, так и между юридическим лицом и государством. Арендованную на территории общего пользования землю можно, как и любой участок, передавать по наследству, дарить. Однако в этом случае она перейдёт другому человеку тоже как арендованная или полученная на определенный срок земля. В этом случае оформляется переуступка права аренды – нужно произвести изменения в Едином государственном реестре прав на недвижимость.

    Если вы захотите оформить на себя участок, который принадлежит муниципалитету, в бессрочное пользование землёй (без арендования, без права унаследования, на неограниченный срок), то возможно это только с заключением договора между физическим лицом и государством либо с юридическим лицом, но при предоставлении исчерпывающей информации о владельце. В таком случае земли человек может пользовать только для удовлетворения собственных нужд (допустимо строить капитальные строения, к примеру). Среди возможных объектов, которые могут быть возведены на участке, выделяют следующие:

    1. Религиозные сооружения.
    2. Строительство по государственному заказу.
    3. Пополнение лесного фонда.
    4. Застройки любого типа, не имеющие статуса административных сооружений.

    Документ, который составляется при передаче земельного надела в бессрочное пользование, регламентирован Гражданским кодексом Российской Федерации. При этой процедуре нужно предоставить:

    • паспорт/документы юридического лица;
    • кадастровые документы на нужный участок земли;
    • квитанция, подтверждающая выплату госпошлины.

    Договор может заключаться на год или более. Если на год, то участок в Реестр вносить нет необходимости. Главными условиями при передаче ЗОП (земель общего пользования) при составлении договора на бессрочное пользование есть сохранение всех условных обозначений и межеваний на земле, охрана природы и подробное описание плана использования предоставленного надела.

    Налогообложение

    Как упоминалось ранее, ЗОП – специфический раздел земельного права, а, следовательно, процедура налогообложения такой земли будет изменена.

    Вне зависимости, кто владеет землёй – физическое или юридическое лицо – этот человек или предприятие должны платить лишь налог на возможные построенные сооружения. Если их нет, то выплата сбора заменяется выплатой аренды. В категории земель общего пользования есть пункт о путях сообщений, то есть дорогах. В таком случае земельная госпошлина не изымается, а заменяется транспортной или любой другой (этот пункт относится ко всем территориям, не имеющим владельца). Платёж в таком случае будет выплачиваться в размере приблизительного посещения этого места людьми.

    В случае с СНТ земельный налог обязаны платить все члены товарищества.

    Незаконный захват земель общего пользования

    Если говорить о правонарушениях, производимых в ЗОП, то чаще всего из предметов спора решаются дела о самозахвате таких участков. Подведомственные органы контролируют законность и незаконность действий владельцев земли через специально уполномоченные органы по этому вопросу. Они ревизуют все пункты, приведённые выше, и следят за состоянием объектов, которые находятся в собственности муниципалитета. Юристы опираются на нормативные акты, прописанные в кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, где сказано, что:

    • самозахват территории или владение без надлежащих документов карается штрафом (от 500 до 200 000 рублей в зависимость от лица, совершившего нарушение);
    • должностные лица, которые выполняют контроль состояния и наличия всех документов: главный государственный инспектор по охране и эксплуатации земельных участков, главный инспектор по определённым объектам и главные городские и районные инспекторы по охране и пользованию землями;
    • разбирательству подлежат дела, в которых территория содержится в ненадлежащем состоянии, не ведутся мероприятия по охране природы, стройка сооружений без документов.

    Согласно нормам Земельного кодекса РФ граждане могут обращаться при возникновении проблем в:

    • госземконтроль;
    • земельный контроль;
    • территориальное самоуправление.

    Территориальные органы обязаны на постоянной основе следить и контролировать состояние участков, наличие всех документов, выявлять самозахват территории. Проверочные действия также производятся при поступлении жалоб от граждан, предприятий и чиновников.

    Все споры о земельных участках производятся в судебном порядке. Суд выносит свой приговор на основе имеющихся у истца и ответчика доказательств. До того как дело будет принято к производству, его можно будет перенаправить в Третейский суд.

    Нередким в судебной практике является вопрос постройки гаража на ЗОП. Бывает, что люди, увидев пустое место возле своего многоквартирного дома, решают там вроде и не в ущерб никому поставить гаражную постройку. В данном случае эта проблема может решиться согласованием спорных пунктов между владельцем постройки и соседями, которые выступают членами ТСЖ (товарищества собственников жилья) и являются совместными владельцами территорий, прилегающей к дому.

    Во избежание проблем можно рассчитать, какая доля земли приходится на одного человека вашего жилого многоквартирного дома и занять эту законную часть, выделенную границами. Тогда необходимости в регистрации гаража нет. Если же все вышеупомянутые действия и договорённости не были совершены, то жильцы и муниципалитет могут признать постройку незаконной и подлежащей снесению.

    Садоводческое товарищество

    Отдельным пунктом, который стоит рассмотреть, является вопрос земель общего пользования в контексте СНТ. В данном вопросе – это все территории, принадлежащие садоводческому или огородническому кооперативу:

    • дороги возле участков;
    • водоёмы;
    • береговая линия;
    • леса;
    • проходы;
    • улицы.

    В них не входят только участки садоводов (дома, дворы и приусадебные территории), оформленные на физическое лицо. Всё остальное в коллективном пользовании членов объединения.

    Товарищество по отношению к территориям этого вида должно подавать нужные документы в срок, продлевать договора в Горисполкоме, иначе земли перейдут в государственную собственность. Из-за этого придётся решать новые проблемы – брать в аренду проездные части или оформлять новые договоры.

    Коттеджный посёлок с организацией СНТ должен обладать правоустанавливающим актом, который подтверждает владение территорией. Если указано «передача земель на право пользования», то в переоформлении сектора владения не нуждаются. Если же такой фразы нет, то в срочном порядке нужно идти и регистрироваться. Чаще это оформление решения о передаче земли в собственность.

    Читайте так же:  Реестр операторов обработки персональных данных роскомнадзора

    Источник: http://zazemlyu.ru/zemelnoe-pravo/ogranicheniya-po-ispolzovaniyu/obshhee-polzovanie.html

    Общая собственность на землю

    В статье рассматриваются: понятие «право собственности на землю», виды и формы собственности — общая долевая и совместная, собственность крестьянского (фермерского) хозяйства

    Понятие «право собственности на землю»

    В теории и практике земельного права под «правом собственности на землю» понимается право, включающее в себя три правомочия – владение, пользование и распоряжение (п. 2 ст. 36 Конституции РФ). Содержание права собственности, которое распространяется на любые объекты гражданских прав, в том числе земельные участки, установлено гражданским законодательством. Так, согласно ст. 209 Гражданского Кодекса РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

    Виды и формы земельной собственности

    В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209-217 ГК РФ в России устанавливаются: частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), му­ниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь зе­мельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей доле­вой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности. Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России. В Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) в ст. 5 определены участники земельных отношений (к которым относятся граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования). По субъектному составу (согласно ст. 212 ГК РФ) различаются следу­ющие формы земельной собственности:

    • частная собственность – осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах;
    • государственная собственность – реализуется властью госу­дарства в интересах всего общества;
    • муниципальная собственность – реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного му­ниципального образования;
    • иные формы собственности – смешанные.

    До недавнего времени широко использовалось понятие «Коллективно-долевая собственность на землю». Сегодня отечественное законодательство не предусматривает такой формы общей собственности. В том числе и применительно к земельным правоотношениям. Однако до сих пор в собственности граждан осталось значительное количество участков, полученных на основании положений статей ЗК РСФСР. Фактически, данная форма общей собственности по большинству признаков совпадает с современным правом общей совместной собственности.

    Общая собственность (долевая и совместная)

    Собственность является одним из видов вещных прав и подразумевает исключительное право субъекта на владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему имуществом. Регулирование правоотношений собственности на землю осуществляется в рамках гражданского и земельного законодательства. ГК РФ устанавливает общие правила приобретения прав на объекты недвижимости, к которым относится также и земля. ЗК РФ помимо общих принципов регулирования права собственности содержит гл. III «Собственность на землю» и гл. V «Возникновение прав на землю».

    Индивидуальная форма собственности на землю подразумевает, что весь комплекс полномочий в отношении участка осуществляет одно лицо – правообладатель. Единственным ограничением для реализации правомочий в таком случае являются только требования законодательства.

    Общая собственность на землю характеризуется наличием двух и более собственников на один объект. Реализация права собственности в таком случае зависит не только от требований законодательства, но и учитывает волю остальных собственников.

    Глава 16 ГК РФ «Общая собственность» предусматривает две самостоятельные формы общей собственности. В частности, в ст. 244 ГК РФ «Понятие и основание возникновения общей собственности» определены:

    долевая собственность – с выделением в едином объекте конкретных долей для каждого собственника;

    совместная собственность – без выделения таких долей в едином объекте.

    Распоряжение собственностью в каждой из указанных форм имеет свои особенности. Определение долей в праве долевой собственности осуществляется на основании положений ст. 245 ГК РФ.

    Владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности осуществляется на основании ст. 246 и 247 ГК РФ. Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю, либо распорядиться ею каким-либо иным образом. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех участников, а в случае невозможности достичь согласия – в порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

    Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности, поступают в состав общего имущества и распределяются между участниками долевой собственности соразмерно их долям, если иное не предусмотрено соглашением между ними (ст. 248 ГК РФ). Статья 249 ГК РФ предусматривает, что каждый участник долевой собственности обязан со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

    Владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности. Совместная собственность на землю не подразумевает выделение долей для каждого из собственников. Поэтому ст. 253 ГК РФ устанавливает общий режим владения и пользования участком, принадлежащим на праве совместной собственности. Для реализации права распоряжения участков в таком случае требуется согласе всех собственников. Также ст. 253 ГК РФ предусматривает, что при совместной собственности правообладатели могут изменить ее правовой статус и определить долевую собственность с выделением долей для каждого собственника. При отсутствии согласия всех собственников этот вопрос может решаться в судебном порядке.

    Долевая собственность на земельный участок

    Долевая собственность на участок земли подразумевает наличие у каждого собственника конкретно определенной доли в общем имуществе.

    Размер такой доли, а также ее индивидуальные характеристики, входят в состав сведений учета прав на недвижимое имущество, а земельная доля может выступать в гражданском обороте в качестве самостоятельной единицы.

    Для распоряжения правом при долевой собственности законом установлен особый порядок. Так, ст. 250 ГК РФ предусматривает преимущественное право выкупа доли у собственника, который заявил о ее продаже. При этом цена и условия выкупа не должны отличаться от предложения, которое инициатор продажи предложил сторонним покупателям. Для принятия решения о преимущественном праве выкупа доли у собственников есть один месяц с даты получения уведомления о продаже.

    Читайте так же:  Квартира принадлежит продавцам по праве собственности

    Каждый из участников долевой собственности может потребовать выдел своей доли в натуре. Выдел происходит посредством процедуры раздела исходного земельного участка с образованием новых участков. Ограничение такого права допускается только при неделимости участка (в таком случае вместо выдела в натуре собственник имеет право на получение от остальных дольщиков компенсации за свою долю).

    Коллективно-долевая собственность на землю

    Как уже отмечалось, на современном этапе развития отечественное законодательство не предусматривает такой формы общей собственности, как коллективно-долевая, хотя в собственности граждан осталось значительное количество земельных участков, полученных на основании положений статей ЗК РСФСР 1991 г. №1103-1 (в частности, ст. 9), утративших силу в связи с принятием нового ЗК РФ в 2001 г. №136-ФЗ. Фактически, данная форма общей собственности по большинству признаков совпадает с современным правом общей совместной собственности.

    В коллективно-долевую собственность, как правило, оформлялись участки для ведения садоводства и иных аналогичных видов целевого назначения, а также земель общего пользования в товариществах садоводов. При передаче этих участков в собственность владельцев устанавливалась коллективно-долевая собственность, так как иные правовые конструкции на тот момент отсутствовали. В таких случаях конкретный собственник участков не устанавливался, в качестве собственника выступала группа (коллектив) граждан.

    ЗК РФ предусматривает, что права и правоотношения, возникшие до его введение в действие, сохраняют свою юридическую силу. Эта норма позволяет собственникам переоформлять право коллективно-долевой собственности на одну из ныне действующих форм без ограничения по времени.

    Существуют следующие варианты распоряжения правом коллективно-долевой собственности:

    • перевод коллективной собственности в общую долевую. В этом случае в едином объекте (участке земли) оформляются доли каждого собственника, которыми он сможет распоряжаться по общим основаниям;
    • перевод коллективной собственности в общую совместную. В данном случае устаревшая правовая форма меняется на действующую – общую совместную собственность без выделения долей.

    Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства

    В соответствии со ст. 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В п. 2 данной статьи отмечено, что в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними (п. 3 ст. 257 ГК РФ).

    Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется на основании ст. 258 ГК РФ. Так, при прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным ст. 252 и 254 ГК РФ. Земельный участок в таких случаях делится по правилам, установленным ГК и ЗК РФ. Земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежат. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество. Доли членов крестьянского (фермерского) хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.

    Собственность хозяйственного товарищества или кооператива, образованного на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства определяется ст. 259 ГК РФ. Членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Такое хозяйственное товарищество или кооператив как юридическое лицо обладает правом собственности на имущество, переданное ему в форме вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное в результате его деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом. Пункт 2 данной статьи предусматривает, что размер вкладов участников товарищества или членов кооператива, созданного на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливается исходя из их долей в праве общей собственности на имущество хозяйства.

    Глава 17 ГК РФ «Право собственности и другие вещные права на землю» рассматривает не только общие положения о праве собственности на землю, но и регламентирует отдельные вопросы. Так, ст. 262 данного Кодекса «Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок» закрепляет следующее: «Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику».

    Особенности общей собственности на участки из земель сельскохозяйственного назначения

    Особенности владения, пользования и распоряжения землями данной категории указаны в Земельном кодексе РФ, а также в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Главной особенностью земель данной категории является строго определенное целевое назначение, которое не может изменяться даже в случае распоряжения данными участками.

    Для выдела земельной доли из земель данной категории также существуют специфические особенности. В этом случае решение об образовании нового участка посредством выдела в счет земельной доли принимает общее собрание участников общей долевой собственности, а если такое решение отсутствует, заявитель имеет право обратиться к кадастровому инженеру для проведения межевания нового участка для последующего выдела.

    У государственных и муниципальных органов есть преимущественное право выкупа продаваемого участка из сельскохозяйственных земель, поэтому продавец обязан уведомить исполнительный орган власти о предстоящем отчуждении. Перевод сельскохозяйственных земель в другие категории допускается только с исключительных случаях.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://advokat-malov.ru/pravo-na-zemlyu/subekty-zemelnyh-pravootnoshenij.html

    Право собственности на земли общего пользования
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here