Освобождение от уплаты госпошлины в арбитражный суд

Проводим инструктаж по теме: "Освобождение от уплаты госпошлины в арбитражный суд". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

Госпошлина для казенного учреждения (Голов А.И.)

Дата размещения статьи: 17.08.2017

Казенное учреждение, согласно Бюджетному кодексу РФ, не только оказывает государственные (муниципальные) услуги, но и в определенных случаях исполняет государственные (муниципальные) функции, обеспечивая реализацию полномочий органов государственной власти или местного самоуправления.

Однако, исполняя государственные (муниципальные) функции, казенные учреждения порой сталкиваются с ситуацией, когда законодательство РФ ставит их в неравное положение с органами государственной власти (местного самоуправления). Например, при обращении в суд с иском не в собственных интересах, а в связи с осуществлением переданных им отдельных контрольных функций, в целях защиты публичных интересов.

Нормы и разъяснения

Налоговый кодекс РФ освобождает государственные органы и органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины, если они выступают в качестве истцов или ответчиков по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ или арбитражными судами (пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ).

Однако в случае, если в арбитражный суд обращается казенное учреждение, исполняющее государственные (муниципальные) функции, то, как правило, суд отказывает в приеме исковых заявлений в связи с неуплатой казенным учреждением госпошлины на том основании, что в Налоговом кодексе РФ нет прямого указания на освобождение казенных учреждений от ее уплаты. Даже в том случае, если они обращаются в суд за защитой публичных интересов.

Заметим, что понятие «публичный интерес» в законодательстве также отсутствует несмотря на то, что это понятие употребляется в различных нормативных правовых актах, например в статье 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ «Обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц».

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 75 своего постановления от 23.06.2015 N 25 определил, что под публичными интересами следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.

Между тем согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры и иные органы, которые обращаются в ВС РФ, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Что же касается государственных органов, органов местного самоуправления, то они освобождаются от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым ВС РФ и арбитражными судами, в любом случае, если выступают в качестве истцов или ответчиков (пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ), то есть не только в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Поэтому в случае, если казенное учреждение выступает в защиту государственных и (или) общественных интересов, то нужно руководствоваться подпунктом 1, а не пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ. Об этом было сказано, в частности, в постановлении Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 (далее — Постановление N 46).

Напомним, что ВАС РФ был упразднен, но его разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов сохраняют свою силу до тех пор, пока соответствующие решения будут приняты Пленумом ВС РФ (п. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ).

Так, в пункте 32 Постановления N 46 разъяснено, что к органам, обращающимся в арбитражные суды в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (ч. 1 ст. 53 АПК РФ).

При этом под иными органами в смысле пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ понимаются субъекты, которые не входят в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняют публично-правовые функции. Например, таковыми являются ПФР РФ, ФСС РФ, ФФОМС, ЦКБ РФ. Эти органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Пленум ВАС РФ также отметил, что государственное или муниципальное учреждение освобождается от уплаты госпошлины по делу в случае, если оно выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления), участвует в арбитражном процессе в связи с осуществлением этих функций и, соответственно, защищает государственные, общественные интересы.

В другом своем постановлении Пленум ВАС РФ разъяснял, что государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в суд в порядке статьи 53 АПК в защиту публичных интересов, реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные им органы и организации. Поэтому представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в арбитражных судах могут осуществлять по их специальному поручению подведомственные им органы и организации (пункт 12 постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11).

Руководствуясь в том числе данными разъяснениями Пленума ВАС РФ, Верховный Суд РФ, как это часто бывает, «взял на себя» разрешение сложившейся ситуации в связи с уплатой госпошлины казенными учреждениями. Так, в своем определении от 09.03.2017 N 304-ЭС16-16311 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ пришла к выводу, что казенное учреждение не должно платить госпошлину при обращении в суд за защитой публичных интересов.

Данное определение ВС РФ вынес при рассмотрении кассационной жалобы по конкретному делу. Проследим, как развивались события, «заставившие» Верховный Суд РФ прийти к указанному выводу об уплате госпошлины казенным учреждением.

Выводы арбитражных судов

Краевое государственное казенное учреждение субъекта РФ (далее — КУ) обратилось в арбитражный суд Алтайского края с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя денежных средств в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения в связи с тем, что перевозка тяжеловесного груза повредила дорогу.

Читайте так же:  Отзыв ответчика на апелляционную жалобу образец

При обращении в суд КУ не уплатило госпошлину, поскольку полагало, что освобождено от ее уплаты на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ в связи с тем, что обеспечивало реализацию полномочий органа исполнительной власти Алтайского края в сфере дорожного хозяйства и осуществляло функцию администратора доходов краевого бюджета. Данные полномочия были закреплены в уставе учреждения. В данном случае КУ выступало в защиту государственных интересов.

Однако Арбитражный суд Алтайского края оставил иск без движения. По мнению суда, он был подан с нарушением требований п. 2 ч. 1 ст. 126 АПК (в связи с отсутствием документа, подтверждающего уплату госпошлины). К такому же выводу пришли апелляционная и кассационная инстанция. В результате иск был возвращен учреждению, поскольку оно не устранило обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, то есть в срок, установленный в определении суда, так и не уплатило госпошлину (п. 4 ч. 1 ст. 129 АПК РФ).

Суды всех инстанций пришли к выводу, что нет оснований для освобождения КУ от уплаты госпошлины в соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ. При этом суды посчитали, что в рамках данного спора КУ не выступает в защиту государственных и общественных интересов в том смысле, который ему придает законодатель. А основанием обращения в суд являются гражданско-правовые отношения в связи с причинением вреда автомобильной дороге.

Суды также посчитали, что осуществление функций администратора доходов краевого бюджета не указывает на осуществление функций государственного органа и не наделяет КУ статусом такого органа.

Учреждение не согласилось с выводами судов и обратилось в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой.

Выводы Верховного Суда РФ

Судебная коллегия ВС РФ установила, что к собственности Алтайского края относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, который утвержден постановлением администрации Алтайского края.

На основании распоряжения Главного управления имущественных отношений Алтайского края автомобильные дороги были закреплены за КУ на праве оперативного управления, и согласно его уставу оно:

— осуществляет функции оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственными сооружениями на них;

— обеспечивает безопасное и бесперебойное движение транспортных средств по автомобильным дорогам;

— осуществляет исполнение государственных функций в целях обеспечения полномочий управления Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи в сфере дорожного хозяйства;

— исполняет функции администратора доходов, в том числе прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых в краевой бюджет.

Обращаясь в суд с иском о взыскании денежных средств в счет возмещения вреда, причиняемого указанным автомобильным дорогам, учреждение руководствовалось следующим.

Статья 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности фактически устанавливает плату в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, а Постановление Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 устанавливает порядок ее расчета. Внесение данной платы осуществляется при оформлении специального разрешения на движение тяжеловесных ТС. Средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход соответствующего бюджета. Постановлением администрации Алтайского края установлено, что указанные средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, причиняемого ТС, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, подлежат зачислению в доход краевого бюджета. При этом реализация полномочий по осуществлению расчета, начисления и взимания указанной платы в счет возмещения вреда в отношении указанных участков дорог, по которым проходит маршрут движения ТС, возложена на краевое ГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края».

Следовательно, отметил Верховный Суд РФ, казенное учреждение обратилось в арбитражный суд с иском не в собственных интересах, а в связи с осуществлением переданных ему органом государственной власти отдельных контрольных функций, в целях защиты публичных интересов, путем взыскания законодательно установленной платы в качестве возмещения вреда, причиняемого автомобильной дороге.

В связи с этим КУ в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины, а выводы судов об отсутствии оснований для освобождения являются ошибочными.

Позиция Минфина по вопросу уплаты госпошлины

Отметим, что Минфин России неоднократно давал разъяснения по вопросу о том, нужно ли казенным учреждениям уплачивать госпошлину в случае, если они выступают в защиту публичных интересов.

Например, в письме от 05.10.2016 N 03-05-04-03/58014 были даны следующие рекомендации. При применении пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ следует учитывать, что иные органы освобождаются от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в том случае, если они обращаются в защиту государственных и общественных интересов в соответствии с федеральными законами и выступают в качестве процессуальных истцов (заявителей). При этом под иными органами в смысле указанной нормы Кодекса понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов госвласти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции.

Очевидно, что данные рекомендации «один в один» похожи на разъяснения Пленума ВАС РФ, о которых мы говорили выше.

Все это позволяет сделать вывод о том, что положения статьи 333.37 НК РФ не являются пробелом в законодательстве, а требуют правильного их прочтения и применения.

В заключение хотелось бы также отметить письмо Минфина России от 16.03.2017 N 03-05-04-03/14959 по вопросу об освобождении от уплаты госпошлины учреждений и организаций, созданных для обеспечения деятельности Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России.

По мнению Минфина, данные учреждения и организации должны освобождаться от уплаты госпошлины в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ. Согласно данной норме федеральные органы госвласти, органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 НК РФ, освобождаются от ее уплаты.

Читайте так же:  Понятие и сущность гражданско правовой ответственности

Таким образом, речь уже идет об обращении не в суд, а в уполномоченные органы за совершением юридически значимых действий, например за выдачей лицензии, за государственной регистрацией юридического лица и так далее.

Свою позицию Минфин России объясняет тем, что МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, в том числе через Федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (ФПС ГПС) (п. 3 Положения о МЧС, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868).

В свою очередь указанная служба осуществляет деятельность через собственные подразделения обеспечения деятельности Федеральной противопожарной службы (п. 3 Положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 N 385). Таким образом, учреждения и организации, созданные для обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы МЧС России, должны освобождаться от уплаты госпошлины.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Источник: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=8736

Освобождение от уплаты госпошлины в арбитражный суд

Главная страница Форум Гарант

В соответствии со ст.333.35 НК РФ казенное учреждение освобождено от уплаты госпошлины при обращении в суд общей юрисдикции.
. конкретный пункт и подпункт ст. 333.35 НК укажите, пожалуйста, где вы такое увидели.

Статья 333.35. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций

1. От уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются:
1) органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, казенные учреждения. ;

красотка!
вы до конца-то дочитывайте:
1) органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, казенные учреждения, редакции средств массовой информации, за исключением средств массовой информации рекламного и эротического характера, общероссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии — за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений;

ст. 333.36 НК РФ п. 19) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков;
Наше учреждение является структурным подразделением Администрации, входит в ее структуру. Или всё-таки нужно уплачивать ?

п. 19) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков;
во-от, другое дело.

Наше учреждение является структурным подразделением Администрации, входит в ее структуру.
Или всё-таки нужно уплачивать ?

ИМХО, если у вас иск связан с той частью вашей деятельности, где вы выступаете именно как «являющийся частью государственного аппарата орган, наделенный государственно-властными полномочиями, обладающий правом издавать акты, обязательные для исполнения» (например, вы департамент строительства и обращаетесь с иском о сносе незаконного строения) — тогда не нужно.
а вот если какие-то частные вопросы (ну, что-то в связи использованием вами зданий, в которых вы сидите, неисполнение госзаказного договора, еще что-то такое) — тогда, ИМХО, платить придется.

но это ИМХО. практика разнообразная.

Научно-обоснованные рекомендации «О применении законодательства о судебных расходах в гражданском судопроизводстве» (утв. на заседании Научно-консультативного совета при Верховном Суде РТ 29 ноября 2013 г.)

п.п. 2 и 3 раздела 2 «Отсрочка, рассрочка уплаты государственной пошлины, освобождение от уплаты государственной пошлины» главы 1 «Размер и порядок уплаты государственной пошлины»:

Источник: http://forum.garant.ru/?read,7,2174324

Уплата (освобождение от уплаты) госпошлины и распределение расходов, связанных с ее уплатой, по отдельным видам обращений в арбитражный суд, а также в отношении отдельных категорий плательщиков

В случае, когда в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединено несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то по смыслу пп. 1 п. 1 ст. 333.22 НК РФ уплачивается госпошлина за каждое самостоятельное требование.

Если после возбуждения производства по делу арбитражный суд выделил одно из предъявленных требований в отдельное производство (ч. 3 ст. 130 АПК РФ), то расходы по уплате госпошлины, понесенные при предъявлении данного требования, взыскиваются со стороны, против которой принят судебный акт по делу, образованному в результате выделения требования в отдельное производство, по правилам ст. 110 АПК РФ. Расходы по уплате госпошлины, понесенные в связи с предъявлением остальных заявленных требований, распределяются между лицами, участвующими в деле, по правилам ст. 110 АПК РФ по итогам разрешения дела, в рамках которого эти требования рассмотрены.

В случае частичного удовлетворения требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку, расходы по уплате госпошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.

При применении пп. 2 п. 1 ст. 333.21 НК РФ следует иметь в виду, что использованное в нем для целей исчисления госпошлины понятие спора о признании сделки недействительной охватывает как совместное предъявление истцом требований о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности, так и предъявление истцом любого из данных требований в отдельности. С учетом этого размер госпошлины при обращении в арбитражный суд с исковым заявлением о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности составляет 4000 рублей.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений неимущественного характера, в том числе заявлений о признании права, заявлений о присуждении к исполнению обязанности в натуре, уплачивается госпошлина в размере 4000 рублей. Указанное положение подлежит применению с учетом того, что исходя из ч. 2 ст. 103 АПК РФ исковые заявления о признании права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения относятся к исковым заявлениям о признании права.

Споры по заявлениям об исключении имущества из описи также не относятся к имущественным спорам, госпошлина по ним уплачивается в размере 4000 рублей.

Читайте так же:  Как запретить выезд ребенка за границу

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ госпошлина уплачивается при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными.

При применении вышеназванного положения необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 329 АПК РФ заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя госпошлиной не облагаются. Кроме того, из содержания названной нормы следует, что по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не облагаются госпошлиной также апелляционные и кассационные жалобы, заявления о принятии обеспечительных мер и иные обращения в арбитражный суд.

В силу пп. 9 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявления об обеспечении иска уплачивается госпошлина в размере 2000 рублей.

Из смысла указанной правовой нормы следует, что к заявлениям об обеспечении иска относятся указанные в ч. 1 ст. 90 АПК РФ заявления, направленные на обеспечение иска, и заявления, направленные на обеспечение имущественных интересов.

В связи с этим необходимо учитывать, что за упомянутое в ч. 4 ст. 90 АПК РФ заявление о принятии обеспечительных мер, подаваемое в арбитражный суд лицами, указанными в ч. 3 данной статьи и в ст. 99 АПК РФ, уплачивается госпошлина в размере 2000 рублей.

Госпошлина подлежит уплате по каждому заявлению об обеспечении иска, в том числе по делам о банкротстве, независимо от того, какое количество мер по обеспечению иска указал заявитель в одном заявлении.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если при подаче заявления об обеспечении иска госпошлина заявителем не уплачена, арбитражным судом применяются правила, изложенные в ч. 6 ст. 92, ч. 2 ст. 93 АПК РФ.

Согласно пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче апелляционной, кассационной жалобы на определение об обеспечении иска или на определение об отказе в обеспечении иска госпошлина не уплачивается.

Гл. 25.3 НК РФ также не предусмотрена уплата госпошлины при заявлении ходатайств о встречном обеспечении и отмене обеспечения иска (ст. 94, 97 АПК РФ), по заявлениям о замене одной обеспечительной меры другой, по заявлениям об обеспечении исполнения судебных актов (ст. 95, 100 АПК РФ).

В соответствии с ст. 112 АПК РФ вопрос о распределении расходов по уплате истцом госпошлины при подаче заявления об обеспечении иска разрешается судом по итогам рассмотрения дела по существу, исходя из следующего.

В случае, когда заявление о принятии обеспечительных мер было удовлетворено, но решение по итогам рассмотрения спора по существу было принято не в пользу истца, суд относит расходы по госпошлине на истца.

Вместе с тем принятие решения по результатам рассмотрения дела в пользу истца не является основанием для отнесения указанных расходов на ответчика, если в удовлетворении заявления об обеспечении иска было отказано, поскольку в данном случае соответствующее требование о принятии обеспечительных мер истцом было заявлено при отсутствии должных оснований.

Законодательство не предусматривает обязанности по уплате госпошлины при подаче ходатайств о приостановлении исполнения решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица (ч. 3 ст. 199 АПК РФ), ходатайств о приостановлении исполнения оспариваемого решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 3 ст. 208 АПК РФ), ходатайств о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта (ст. 2651, 283, 298 АПК РФ), заявлений о приостановлении исполнительного производства (ст. 39 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Несмотря на то, что согласно ч. 3 ст. 72 АПК РФ обеспечение доказательств производится арбитражным судом по правилам, установленным АПК РФ для обеспечения иска, следует иметь в виду, что уплата госпошлины при подаче заявления об обеспечении доказательств законодательством о налогах и сборах не предусмотрена.

Поскольку согласно п. 1 статьи 333.37 НК РФ указанные в нем субъекты освобождаются от уплаты госпошлины по делу в целом, они не обязаны уплачивать госпошлину, в частности, при подаче апелляционной, кассационной жалоб, заявлений (представлений) о пересмотре в порядке надзора судебных актов, принятых по делу, заявлений об обеспечении иска и иных обращений в арбитражный суд.

В пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (ч. 1 ст. 53 АПК РФ).

Под иными органами в смысле пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Такими органами являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Надо также учитывать, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты госпошлины по делу.

Согласно пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов госпошлина уплачивается в размере 50 процентов размера госпошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

Читайте так же:  Ходатайство о восстановлении срока подачи иска

В рассматриваемых случаях государственная пошлина уплачивается за подачу жалобы, следовательно, размер госпошлины, уплачиваемой лицом на основании пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, не зависит от того, сколько требований было заявлено истцом (заявителем) на стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции и разрешено судом в рамках данного дела.

В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер госпошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2000 рублей для юридических лиц (пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам госпошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1000 рублей для юридических лиц.

Лица, обращающиеся с апелляционными, кассационными жалобами на решения, постановления и определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов по иным, уплачивают госпошлину в размере 50 процентов от суммы, предусмотренной пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ.

Источник: http://legalquest.ru/arbitrazhnyj-process/uplata-osvobozhdenie-ot-uplaty-gosposhliny-i-raspredelenie-rasxodov-svyazannyx-s-ee-uplatoj-po-otdelnym-vidam-obrashhenij-v-arbitrazhnyj-sud-a-takzhe-v-otnoshenii-otdelnyx-kategorij-platelshhikov.html

Освобождение от уплаты госпошлины

Государственной пошлиной считается сбор, который обязаны оплачивать граждан или юридические лица при обращении в государственные органы за совершение ими значимых юридических действий. При обращении за защитой своих нарушенных прав в суд, также надлежит уплачивать этот сбор. Однако из каждого правила есть исключения и в этом случае.

Существует перечень лиц, которые подлежат освобождению от уплаты госпошлины в силу положений закона.

Лица, освобождённые от уплаты сбора

Порядок уплаты госпошлины и её размер закреплён в положениях действующего НК РФ. Этот же нормативный акт содержит в себе перечень лиц, которые освобождаются от необходимости его уплаты при подаче иска в суд (ст. ст. 333.35, 333.36 НК РФ).

Условно их можно разделить на три большие группы.

К первой относятся лица в соответствии с имеющимся статусом, который должен быть подтверждён наличием соответствующего удостоверения. Эта категория граждан освобождается от уплаты пошлин в абсолютно любом суде по любым делам. Так, от необходимости уплаты освобождены инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, Герои России, Герои СССР, орденоносцы, военнослужащие, реабилитированные лица, пребывавшие в заключении в концлагерях, беженцы.

Следующая группа лиц — в зависимости от целей судебного разбирательства. В этом случае не требуется никакого дополнительного представления бумаг. В зависимости от цели иска платить сбор не нужно если:

  • взыскиваются алименты;
  • защищаются права инвалида;
  • решается вопрос о компенсации ущерба, причинённого в результате совершённого преступления;
  • решается вопрос о компенсации за нанесённый вред здоровью, в том числе и по потере кормильца;
  • решается вопрос по отсутствию в выплате заработной платы;
  • рассматривается вопрос об отсутствии решения (действий) со стороны судебного органа;
  • рассматривается административно дело;
  • рассматривается частная жалоба;
  • решается вопрос об усыновлении (удочерении);
  • рассматривается вопрос, касающийся защиты прав детей.

Ходатайствовать об освобождении потребителя от уплаты госпошлины могут и малоимущие граждане. Суд, в зависимости от проблем, имеющихся у истца в материальном плане, может:

  • предложить рассрочку по оплате;
  • снизить размер платежа;
  • предложить разбить платёж на несколько сумм.

Платят ли пенсионеры и инвалиды госпошлину

Относительно освобождения от уплаты госпошлины пенсионерами можно пояснить, что они не должны платить госпошлину, и это правило закреплено двумя подпунктами ст. 333.36 НК РФ НК РФ:
  1. Пенсионеры, получающие пособия в установленном порядке, обращающиеся с исками к ПФР, негосударственным фондам, а также органам власти, осуществляющим пенсионное обеспечение.
  2. Пенсионеры, если сумма исковых требований менее 1000000 рублей. При превышении названного порога расчёт сбора необходимо производить по п.1 ст. 333.19 НК РФ за вычетом сумма пошлины, которая должна быть уплачена при цене иска в размере 1000000 рублей.

Освобождение инвалидов от платы пошлины также закреплено действующим НК РФ, в частности ст. 333.36 НК РФ, правда касается оно только лиц с ограниченными способностями, имеющими группу инвалидности I или II. Инвалиды III группы могут рассчитывать на послабления только при предоставлении дополнительных бумаг, свидетельствующих о тяжёлом материальном положении, таких как:

  • выписка с банковского счёта о состоянии на дату предъявления иска;
  • справка о размере пособия либо иного дохода;
  • копия трудовой книжки, если таковая имеется.

Образец заявления

Образец заявления об освобождении госпошлины должен содержать в себе следующие сведения.

В правом верхнем углу следует указать следует информацию:

  • наименование судебного органа с указанием адреса;
  • данные истца. Если это гражданин, то его ФИО, адрес проживания, контактные данные. Если предприятие, то его название, адрес местонахождения, контактные сведения.

По центру следует указать наименование документа, а именно: ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины. Далее, по тексту следует прописать:

  • краткую суть предстоящего судебного разбирательства, а также данные о подаче иска;
  • информацию об обстоятельствах, в соответствии с которыми отсутствует необходимость в уплате пошлины;
  • статьи нормативных актов, из содержания которых следует необходимость освобождения от уплаты сбора.

В просительной части следует изложить просьбу об освобождении от уплаты сбора.

В заключении прописывается список приложений в обосновании своего особого положения. Таковыми могут быть:

  • копия удостоверения о наличии особо звания либо статуса;
  • документы, подтверждающие нахождение на учёте в качестве безработного либо другие бумаги, свидетельствующие об отсутствии дохода;
  • копия трудовой книжки;
  • сведения о количестве иждивенцев, а также данные о расходах на них;
  • иные сведения, которые помогут судить о тяжёлом материальном положении истца.
Читайте так же:  Генеральная доверенность в казахстане образец

Проставляется дата оформления документа и подпись.

Указанное заявление подаётся одновременно исковым заявлением.

Рассмотрение судом заявления

После того как ходатайство об освобождении по уплате госпошлины будет предъявлено в суд, оно будет рассмотрено по итогу чего будет вынесено соответствующее определение, в котором помимо принятия заявления суд может предложить рассрочку по оплате сбора в срок до вынесения решения судом.

Обязанность по оплате госпошлины существует в соответствии с нормами, определёнными действующим НК РФ. Однако этим же кодексом определена категория дел, а также лица, которые подлежат освобождению от её уплаты.

Источник: http://zakonoved.su/osvobozhdenie-ot-uplaty-gosposhliny.html

Освобождение от уплаты госпошлины в суд

lgoty_gosposhlina.jpg

Похожие публикации

Некоторым категориям россиян предоставлено полное освобождение от уплаты госпошлины в суд. Не попадающие в них заявители тоже могут рассчитывать на преференции, но только по определенным судебным искам. Все возможные льготы по уплате судебной пошлины перечислены в Налоговом кодексе.

Кто освобождается от уплаты госпошлины в суд

Итак, привилегии по государственной пошлине подразделяются на два вида:

Первые предоставляются непосредственно субъекту, который подает иск или иной судебный документ. Он вправе получить льготу благодаря своему статусу, то есть принадлежности либо к почетной категории граждан, либо к тем, кто нуждается в особой поддержке государства.

Второй вид льгот зависит от иска, который подается гражданином. Преференции по уплате госпошлины установлены в отношении наиболее «чувствительных» судебных споров, чтобы материальные затраты не являлись причиной для неподачи заявления в суд.

О каждой категории льгот следует рассказать подробнее.

Статусные льготы

Перечень тех, кто освобождается от уплаты госпошлины в суд в связи с определенным статусом, приводится в ст. 333.35 Налогового кодекса. К льготным категориям истцов, в частности, относятся:

Герои Российской Федерации и Советского Союза;

полные кавалеры ордена Славы;

ветераны / инвалиды ВОВ;

бывшие военнопленные и узники концлагерей.

Право на привилегию подтверждается соответствующим удостоверением, копию которого необходимо приложить к иску. Перечисленные выше лица не платят госпошлину при обращении в любой суд и по любому спору.

Остальные льготные категории граждан столь безусловного права на освобождение от уплаты госпошлины в суд не имеют. Преференцию они получают при наличии определенных обстоятельств. Например, пенсионеры не платят госпошлину только при подаче иска имущественного характера к пенсионным фондам (в том числе, негосударственным), а инвалиды I и II групп освобождены от госпошлины по имущественным искам, если их цена не превышает 1 млн. рублей (ст. 333.36 НК РФ).

Исковые льготы

Определенные льготы зависят от содержания поданного иска, и не требуют дополнительных удостоверений. С их полным перечнем можно ознакомиться в ст. 333.36 НК. Так, госпошлина не платится по искам:

неимущественного характера о защите прав и свобод инвалидов;

к неплательщикам алиментов;

о возмещении морального и имущественного вреда, причиненного преступлением;

о возмещении вреда, причиненного здоровью человека, в т.ч. в связи со смертью кормильца;

о невыплате / задержке зарплаты;

о бездействии судебного пристава,

прокуроры освобождены от уплаты госпошлины при подаче заявлений в защиту интересов и свобод граждан и т.д.

Льгота малоимущим

На усмотрение суда от уплаты государственной пошлины может быть освобожден любой истец или ответчик, находящийся в тяжелом материальном положении (ст. 333.20; 333.22 НК РФ). Также судья вправе уменьшить ее размер, или предоставить гражданину отсрочку, либо рассрочку (на 1 год) по уплате (ст. 333.41 НК РФ). Отсрочка подразумевает, что будет уплачена полная сумма, но позже. Под рассрочкой понимается уплата госпошлины не целиком, а частями.

Источник: http://spmag.ru/articles/osvobozhdenie-ot-uplaty-gosposhliny-v-sud

Освобождение от уплаты государственной пошлины

Статья 333.37. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды

(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)


1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются:

(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)

1) прокуроры и иные органы, обращающиеся в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)

1.1) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков;

(пп. 1.1 в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)

2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка;

3) авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

(пп. 3 введен Федеральным законом от 10.07.2012 N 100-ФЗ)

2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

2) истцы — инвалиды I и II группы.

3. При подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://1aas.arbitr.ru/state-duty/exemption-from-tax/

Освобождение от уплаты госпошлины в арбитражный суд
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here