Конституционные основы статуса вынужденных переселенцев

Проводим инструктаж по теме: "Конституционные основы статуса вынужденных переселенцев". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I «О беженцах» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I
«О беженцах»

С изменениями и дополнениями от:

28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 18 июля, 30 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г., 28 декабря 2010 г., 1 июля 2011 г., 1 марта, 12 ноября, 30 декабря 2012 г., 2 июля 2013 г., 22 декабря 2014 г., 31 декабря 2017 г., 27 декабря 2018 г., 26 июля 2019 г.

ГАРАНТ:

См. Справку по материалам изучения судебной практики в РФ, касающейся процедуры определения статуса беженца, подготовленную совместно Верховным Судом РФ, судами республик, краевыми, областными, соответствующими им судами РФ и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев)

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

19 февраля 1993 года.

Под беженцем понимается прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.

Лицо для признания его беженцем в обязано по прибытии незамедлительно обратиться лично или через уполномоченного на то представителя с ходатайством по месту своего пребывания в компетентный орган, который принимает решение о регистрации ходатайства в течение 5 дней со дня обращения. В случае экстренного массового прибытия на территорию РФ лиц решение о их регистрации принимается незамедлительно. Лицо, находящееся вне пределов РФ, для признания его беженцем вправе обратиться с соответствующим ходатайством в дипломатическое или консульское представительство РФ в стране своего пребывания. Закреплены права и обязанности лица, обратившегося с ходатайством о признании его беженцем, а также права и обязанности беженца.

Регламентирован порядок признания лица беженцем. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение установленного образца.

Закон содержит положения об обязанностях органов государственной власти и управления, органов МСУ в отношении беженцев, гарантиях прав беженцев, оказании помощи беженцам.

Лицо утрачивает статус беженца, если оно приобрело гражданство РФ или другого государства, или добровольно воспользовалось защитой государства, территорию которого оно вынуждено было покинуть, или выехало на постоянное жительство за пределы РФ. Если лицо умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем, оно лишается этого статуса.

В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории РФ, учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи беженцам).

Рассмотрены вопросы источников возмещения расходов, связанных с приемом и обустройством беженцев, международного сотрудничества по проблеме беженцев и ответственности за нарушение Закона.

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I «О беженцах»

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 425, в «Российской газете» от 20 марта 1993 г., N 54

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

Читайте так же:  Назначение судебно медицинской экспертизы судом

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ

Источник: http://base.garant.ru/10105682/

Кто такие беженцы и вынужденные переселенцы

В настоящее время в РФ живет примерно 20 тысяч беженцев и около 600 тысяч вынужденных переселенцев. Данные статусы присваиваются лицам, соответствующим требованиям, которые установлены законами России. Между этими двумя правовыми статусами есть разница, это не тождественные понятия.

Понятия «беженцы» и «вынужденные переселенцы»

Беженцем является человек, не имеющий российского гражданства, которого преследуют по политическим/религиозным/другим убеждениям либо угнетают по расовому/половому/национальному/другому признаку.

Чтобы получить беженский статус, необязательно быть жертвой преследования. Беженцем можно стать, если есть вероятность того, что вас начнут преследовать/угнетать по перечисленным выше убеждениям/признакам.

Особенности административно-правового статуса «беженец» таковы:

  • позволяет официально проживать в Российской Федерации;
  • предоставляется на период, не превышающий 3 года;
  • позволяет получать лекарственные препараты и медицинскую помощь;
  • позволяет проживать в центре временного пребывания (на бесплатной основе), получать питание и коммунальное обеспечение;
  • позволяет трудоустраиваться на работу к юрлицу/физлицу без оформления патента.

Вынужденным переселенцем считается человек, который покинул собственное место проживания по причинам, аналогичным основаниям приобретения беженского статуса. Переселенцы располагают большим количеством прав, если сравнивать с беженцами, потому что считаются россиянами.

Особенности правового статуса «вынужденный переселенец» следующие:

  • позволяет получать социальные выплаты;
  • позволяет бесплатно получать медпомощь;
  • предоставляется на пятилетний срок;
  • дает возможность жить в центре временного проживания;
  • избавляет от необходимости оформлять патент для работы;
  • накладывает следующие обязательства: уведомление миграционной службы при изменении адреса пребывания и ежегодное продление статуса.

Конституционный статус не предоставляется в таких ситуациях:

  • возбуждение уголовного дела относительно заявителя;
  • наличие РВП/ВНЖ;
  • заявитель состоит в брачном союзе с россиянином/россиянкой, что позволяет ему получить РВП/ВНЖ;
  • заявитель опоздал с оформлением заявления на предоставление статуса;
  • человек приехал из страны, которая могла предоставить ему временное убежище;
  • заявитель незаконно выехал из родной страны.

Отличия статусов

Соответственно с законодательными нормами, беженцы и вынужденные переселенцы значительно отличаются. Установлены следующие критерии разграничения перечисленных групп лиц:

  1. Гражданская принадлежность. Обладатели беженского статуса – это лица, являющиеся иностранцами либо апатридами. Вынужденными переселенцами признаются только россияне.
  2. Процесс приобретения. Получить беженский статус намного труднее. Вынужденным переселенцам не требуется оформлять гражданский статус в РФ, что делает проще их жизнь в РФ. Беженцам нужно делать гражданство, чтобы в будущем поменять собственный статус.
  3. Период действительности. Беженский статус – бессрочный, но его нужно пролонгировать раз в 1.5 года. Статус «вынужденный переселенец» предоставляется на пятилетний срок. Продлить статус можно, если подать заявление.
  4. Документы. Для оформления беженского статуса обычно требуется только паспорт. Вынужденным переселенцам необходимо собирать множество иных документов.

Закон о беженцах и переселенцах

Правовые статусы «беженец» и «вынужденный переселенец» регламентируются следующими законодательными актами:

  1. Правительственный указ от 16 июня 1997 года номер 724 «О получении матпомощи вынужденными переселенцами».
  2. Правительственный указ от 23 мая 1998 года номер 484 «О получении матпомощи беженцами».
  3. ФЗ от 25 июля 2002 года номер 115 «О правах иностранцев в России».
  4. ФЗ от 19 февраля 1993 года «О беженцах».
  5. ФЗ от 19 февраля 1993 года «О вынужденных переселенцах».

График показывает динамику роста и уменьшения числа прибывающих беженцев и вынужденных переселенцев в Россию.

Проблемы и социальная работа

И беженцы, и вынужденные переселенцы вправе получать пособия. Невзирая на то, что данное право закреплено в различных законодательных постановлениях, размер выплат для беженцев и вынужденных переселенцев одинаковый.

Данным группам лиц выплачиваются такие пособия:

  1. Ежедневное – восемьсот рублей. Предоставляется лицам, содержащимся в центрах временного пребывания. При этом на руки деньги не выдают. Они затрачиваются на содержание беженцев и переселенцев (питание, оказание медпомощи).
  2. Единовременное. Размер данного пособия регламентирован правительственным указом от 23.05.1998 номер 484. В настоящее время его размер – сто рублей на человека. Для малоимущих (лица с инвалидностью, матери-одиночки, люди пенсионного возраста, многодетные семьи) величина пособия составляет сто пятьдесят рублей на человека.
  3. Компенсационные и иные выплаты. Соответственно со ст. 6 федерального закона номер 4528, беженцы и переселенцы вправе рассчитывать на содействие государства при проезде к центру временного проживания.

Также они вправе использовать жилье, выделяемое государством для временного проживания. Оно предоставляется до момента, пока человек не найдет иное место для проживания.

Кроме того, перечисленные группы лиц вправе:

  • получать содействие государства при направлении на обучение либо устройстве на работу;
  • устраивать малолетних детей в детсады, школы, колледжи, университеты вне очереди;
  • получать медпомощь и лекарства наравне с россиянами;
  • получать информацию о своих членах семьи, которые остались в родном государстве;
  • получать помощь переводчика.

Для получения положенных по закону выплат требуется посетить миграционную службу. Понадобится написать заявление. В нем нужно указать информацию о себе и детях. Сотрудники службы миграции, рассмотрев ходатайство, в течение одного дня предоставят заявителю справку, дающую право на получение выплат. В справке указывается учреждение Сбербанка России, в котором возможно получить деньги. Действует документ одну неделю.

Соответственно с законами РФ, выплаты предоставляются, если у людей нет денег для жизни в РФ и работы. Следовательно, люди, которые работают, не могут получить государственную помощь.

Основания для прекращения выплат:

  • указание недостоверных сведений в заявлении;
  • утрата правового положения;
  • возврат в родное государство;
  • приобретение разрешения на временное проживание либо вида на жительство;
  • совершение правонарушений либо преступных деяний в Российской Федерации.
Читайте так же:  Мнение другой стороны при заявлении встречного иска

Лица, которые имеют статус беженца либо переселенца, вправе получать социальную поддержку от государства. Главное – не нарушать обязанности, которые установлены законами относительно беженцев/переселенцев. Несоблюдение обязанностей может привести к выдворению за пределы России.

Полезное видео

Дополнительная информация о данной категории граждан в видео:

Источник: http://ufms-mvd.com/faq/bezhentsy-i-vynuzhdennye-pereselentsy.html

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов граждан­ства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса:

    1. беженца — Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-I «О беженцах»;
    2. вынуж­денного переселенца — Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I.

Беженцами признаются лица, не имеющие российского граж­данства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ. Эти лица не могут или не желают пользо­ваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвами преследований по признаку расы, на­циональности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее пре­ступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Право­вой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и Россия.

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рас­сматривается компетентными органами, которые при наличии не­обходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать посо­бие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании кото­рого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о при­знании его беженцем и находящееся на территории РФ, в соответствии с законодательством РФ проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистра­цию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год.

Статус беженца позволяет:

    • работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью,
    • приобре­тать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан),
    • ходатайствовать о получении российско­го гражданства.
Видео (кликните для воспроизведения).

Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных ус­ловиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства РФ или другого государства, выезде за преде­лы России на постоянное жительство, при умышленном пред­ставлении ложных сведений, добровольном принятии защиты го­сударства, территорию которого он был вынужден покинуть). Го­сударство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительст­ва РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, кото­рые не признаются беженцами в соответствии с Федеральным за­коном «О беженцах», но по гуманитарным соображениям не мо­гут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории России.

Вынужденными переселенцами признаются граждане России, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или на территории России. Причиной этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. При определенных условиях вынужденными пересе­ленцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства России, а также граждане бывшего СССР. Статус выдается на пять лет (допускается продление).

Права вынужденных переселенцев во многом схожи с права­ми беженцев. Практически в той же мере определены обязанно­сти органов государственной власти, органов местного само­управления в отношении вынужденных переселенцев, гарантии их прав и др.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/pravovoy-status-bezhentsev-i-vinuzhdennich-pereselentsev-v-rf

11. Конституционно-правовые основы статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Право убежище в Российской Федерации.

Понятие «беженец» применяется к лицу, которое: 1) не является гражданином Российской Федерации; 2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства – вне страны своего прежнего обычного места жительства); 3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; 4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.

В отличие от беженца, вынужденный переселенец, – как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта.

Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменивший место жительства в ее пределах по указанным выше основаниям. Закон определил и некоторые иные основания признания лица вынужденным переселенцем.

Установленные рассматриваемыми Законами порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.

Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания (за рубежом

в дипломатическое представительство или консульское учреждение России; на границе – при отсутствии поста иммиграционного контроля – в орган пограничного контроля). Ходатайство подается и рассматривается в установленные законами сроки. После проверки соответствующих сведений надлежащий орган Федеральной миграционной службы выдаст свидетельство о принятии (регистрации) ходатайства, что влечет распространение на лицо комплекса необходимых прав и направление его в центр временного размещения. После такого предварительного рассмотрения . ходатайства названный орган принимает решение по существу о предоставлении лицу статуса беженца или вынужденного переселенца, о чем выдается соответствующее удостоверение установленного образца. Оно действительно на всей территории России в течение пяти лет. В необходимых случаях статус беженца или вынужденного переселенца может продлеваться на каждый последующий год по заявлению лица.

Читайте так же:  Как написать судебный приказ образец

Законы устанавливают основания, по которым может быть отказано в предоставлении названных статусов.

Отказ в принятии ходатайства и отказ в предоставлении соответствующего статуса может быть обжалован в вышестоящий орган Федеральной миграционной службы или в суд.

Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут все обязанности гражданина Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Эти лица вправе в течение трех месяцев избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники при условии согласия последних.

Установлены льготные условия для приобретения беженцами или вынужденными переселенцами российского гражданства.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать беженцам и вынужденным переселенцам всестороннюю помощь и содействие в решении их жизненных проблем, связанных с устройством на новом месте жительства.

Для временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев (на срок не более трех месяцев) создаются центры, являющиеся государственными учреждениями Федеральной миграционной службы России. Типовое положение о центре временного размещения вынужденных переселенцев утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 1997 г.

Вынужденным переселенцам может быть предоставлена долговременная беспроцентная возвратная ссуда на строительство (приобретение) жилья.

В законах определены основания, при которых лицо утрачивает статус беженца и вынужденного переселенца.

Источник: http://studfile.net/preview/5185503/page:7/

Конституционно-правовые основы статуса беженцев и вынужденных переселенцев в России

В соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» беженец — это лицо, которое НЕ является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Вынужденным переселенцем признается:

1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным указанным федеральным законом.

Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10079 —

| 7831 — или читать все.

Источник: http://studopedia.ru/6_115314_konstitutsionno-pravovie-osnovi-statusa-bezhentsev-i-vinuzhdennih-pereselentsev-v-rossii.html

Правовой статус вынужденных переселенцев в РФ в 2020 году

Вопрос о том, каков правовой статус вынужденных переселенцев в РФ, является достаточно актуальным, поскольку за последние 10 лет более 6 миллионов человек получили такой статус. В Российской Федерации права и обязанности вынужденных переселенцев регулируется отдельным законодательным актом. Из данной статьи вы узнаете, какие граждане относятся к вынужденным переселенцам, почему могут отказать в присвоении статуса, как официально получить статус переселенца, какими правами и обязанностями обладают носители статуса, какие меры поддержки им доступны.

Кто такие вынужденные переселенцы с точки зрения закона

Федеральный закон от 19.02.1993 № 4530-1 рассматривает вынужденных переселенцев как граждан Российской Федерации, покинувших не по собственной воле прежнее постоянное место жительства и переместившихся на территории России в другой субъект РФ или вернувшихся в РФ из иностранного государства по причине наличия реальной опасности быть подверженным насильственным действиям из-за своей национальности, расы, религии, языка, каких-либо убеждений. То есть, шансы на получение статуса вынужденного переселенца имеются:

  • если у заявителя российская гражданская принадлежность;
  • если переезд из другой страны в РФ или из одного региона России в другой субъект РФ произошел не по доброй воле, а вынужденно;
  • если заявитель просит о присвоении статуса ему самому или ему самому и членам его семьи (жене, мужу, ребенку, матери, отцу, иным родственникам, иждивенцам, с которыми он проживал совместно на дату подачи ходатайства о признании его переселенцем).

Как присваивается правовой статус вынужденных переселенцев в РФ

Важно! Даже если у гражданина России и имеются основания для признания его вынужденным переселенцем, он не может считать себя таковым и пользоваться соответствующими правами и привилегиями, пока не подаст ходатайство о присвоении ему статуса и не получит положительный ответ, а вместе с ним – свидетельство о присвоении статуса вынужденного переселенца.

Чтобы официально стать вынужденным переселенцем, необходимо пройти следующие этапы процедуры признания гражданина переселенцем:

  1. В установленные законом сроки необходимо обратиться лично в территориальное отделение ГУВМ МВД или в Многофункциональный Центр, чтобы подать ходатайство о признании вынужденным переселенцев. Также прошение можно отправить заказным письмом по почте или в электронном виде через портал Госуслуг.
  2. Дождаться окончания проверки документов и наличия оснований для присвоения статуса (как правило, решение принимается в течение 3 рабочих дней).
  3. Явиться за получением свидетельства о присвоении статуса вынужденного переселенца.
  4. Воспользоваться всевозможными мерами поддержки федеральных и региональных властей в плане жилья, материальной и психологической помощи.
  5. Собрать доказательства того, что имеются основания для продления статуса (если в этом есть необходимость) и подать бумаги в ГУВМ МВД через 5 лет после выдачи свидетельства. В дальнейшем продление осуществляется каждый год, не через 5 лет.
Читайте так же:  Обжалование решения президиума областного суда

Правовой статус вынужденных переселенцев в РФ – права и обязанности

Помимо общегражданских прав всех граждан России, вынужденные переселенца пользуются также дополнительными правами, полученными после присвоения особого статуса – то есть тот факт, что человек признан вынужденным переселенцем не влияет на возможность пользоваться правами обычного россиянина. Среди особых прав можно выделить:

  • гарантия оседлости – никто не вправе принуждать переселенца вернуться на прошлое место жительства или переехать в другой регион России;
  • право на получение места в Центре временного размещения, бесплатное пользование ЖКУ и на питание;
  • содействие властей в осуществлении проезда к новому месту проживания, в перевозке багажа (причем малоимущих отправляют бесплатно).

Статус вынужденного переселенца накладывает и определенные обязанности на его носителей, а именно:

  • не совершать преступлений, не нарушать федеральных и муниципальных законов;
  • следовать распорядку центра временного размещения;
  • каждый год являться в миграционные органы для повторного учета;
  • в течение 30 дней являться в отделение ГУВМ МВД при смене места жительства внутри страны.

Правовой статус вынужденных переселенцев в РФ – на какую помощь могут рассчитывать переселенцы

Помимо дополнительного перечня прав, вынужденные переселенцы получают возможность претендовать на следующие социальные льготы:

  • медицинские услуги в поликлиниках на безвозмездной основе, оздоровление инвалидов;
  • бесплатные лекарства по рецепту врача из специального перечня;
  • бесплатную консультацию юриста в любой ситуации (разрешение конфликтов, подача жалобы, задержание представителями правоохранительных органов, суд).

Также вынужденным переселенцам положен ряд денежных пособий:

  • единовременная материальная помощь в размере 100 рублей на каждого члена семьи (150 рублей, если семья малообеспеченная, или в ней имеется пожилой человек или ребенок);
  • пособия, положенные в силу гражданской принадлежности (пособие по инвалидности, по потере кормильца, ветеранам, малоимущим, детям и т.п.).

Естественно, что переселенцу понадобится жилье на новом месте, и мало кто может самостоятельно его приобрести. Поэтому существует 2 варианта решения проблемы:

  • размещение в центре временного проживания вынужденных переселенцев и беженцев;
  • выделяется государственная субсидия на покупку жилья (жилищный сертификат).

Экспертное мнение к вопросу о том, по каким причинам заявителю не может быть присвоен статус вынужденного переселенца

Если обратиться к тексту Федерального закона от 19.02.1993 № 4530-1 “О вынужденных переселенцах” (статья 2), станут понятными причины, по которым прошение о признании гражданина РФ вынужденным переселенцем не может быть удовлетворено. Основаниями для отказа могут послужить:

  • переезд в другой субъект РФ или возвращение с ПМЖ из-за границы в Россию по причине нестабильной экономики, проблем техногенного характера и прочих неудобств;
  • не вовремя поданное ходатайство (на его подачу дается не более 1 года с момента отъезда с постоянного места жительства в другом регионе РФ или из-за рубежа);
  • заявитель совершил уголовное преступление и был осужден.

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 19.02.1993 № 4530-1 О вынужденных переселенцах
Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 724 О размерах единовременного пособия вынужденным переселенцам

Типичные ошибки

Ошибка: Гражданин вынужденно перебрался с территории одного региона России в другой и подал ходатайство о присвоении ему статуса вынужденного переселенца спустя 2 года после переезда.

Комментарий: В данном случае в удовлетворении ходатайства будет отказано, поскольку нарушены сроки его подачи – прошение необходимо подать до истечения 1 года с момента убытия с предшествующего места жительства.

Ошибка: Человек, получивший свидетельство вынужденного переселенца, подал бумаги на продление статуса. Статус был продлен, и в следующий раз гражданин собирается обратиться за его продлением через 5 лет.

Комментарий: После того, как пройдет 5 лет с момента получения свидетельства о присвоении статуса вынужденного переселенца, продлением необходимо заниматься ежегодно.

Ответы на распространенные вопросы о том, каков правовой статус вынужденных переселенцев в РФ

Вопрос №1: В какие сроки будет принято решение о присвоении заявителю статуса вынужденного переселенца? Зависит ли решение от возможности человека обустроиться на новом месте?

Ответ: Решение о выдаче свидетельства о присвоении статуса вынужденного переселенца или об отказе в удовлетворении ходатайства, принимается в течение 3 месяцев со дня подачи документов. Нет, решение не зависит от того, может ли заявитель обустроиться на новом месте самостоятельно.

Вопрос №2: Как выбрать, в какой регион лучше переехать вынужденному переселенцу?

Ответ: Федеральные органы исполнительной власти обязаны предоставлять переселенцам информацию о том, в каких регионах имеется больше всего вакансий, какие там условия проживания, какие города и поселки рекомендованы для переезда, и почему.

Источник: http://migranty.info/pravovoj-status-vynuzhdennyx-pereselencev-v-rf/

Конституционно-правовые основы статуса беженцев и вынужденных переселенцев

Одной из острых проблем современного мира являет­ся вынужденное перемещение людей, которые в поисках безопасности покидают свои дома и устремляются в дру-

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 № 6-П «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 3] Закона СССР от 24 июня 1981 гола «О правовом положении ино­странных граждан в СССР»» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура».218 Глава 10. Конституционно-правовые основы статуса.

Читайте так же:  Права ненадлежащего ответчика

гие места, чтобы избежать преследования, вооруженных конфликтов, политического насилия. Актуальность этого явления для России обусловлена распадом СССР, превра­щением союзных республик со значительной долей про­живающих в них русских людей в суверенные государства, миграционной привлекательностью России. В результате миграция стала постоянно действующим фактором, кото­рый учитывается во внутренней и внешней политике Рос­сийской Федерации.

В силу причин внутреннего и внешнего характера на тер­ритории Российской Федерации находятся две специфиче­ские категории физических лиц: беженцы и вынужденные переселенцы. Правовой статус данных лиц регулируется Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О бежен­цах» и Законом РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужден­ных переселенцах».

Беженец — это лицо, не являющееся гражданином Рос­сийской Федерации и в силу вполне обоснованных опа­сений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принад­лежности к определенной социальной группе или полити­ческих убеждений находится йне страны своей граждан­ской принадлежности, не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вслед­ствие таких опасений, или, не имея определенного граж­данства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Таким образом, лицом, ходатайствующим о признании бе­женцем, могут быть:

— иностранные граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ;

— лица без гражданства, прибывшие или желающие при­быть на территорию РФ;

— иностранные граждане и (или) лица без гражданства, пребывающие на территории РФ на законном основа­нии (ст. 1 Федерального закона «О беженцах»).

Процедура признания лица беженцем включает в себя об­ращение с ходатайством о признании беженцем; предвари­тельное рассмотрение ходатайства; принятие решения о вы­даче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмо-

10.2. основы статуса беженцев и вынужденныхпереселенцев 219

трении ходатайства по существу; рассмотрение ходатайства по существу; принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем; выдачу удостоверения бе­женца либо об отказе в признании беженцем. Не может быть признано беженцем лицо:

— з отношении которого имеются серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях при­нятия мер в отношении подобных преступлений;

— которое совершило тяжкое преступление неполитиче­ского характера вне пределов территории РФ и до того, как оно было допущено на территорию РФ в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;

— которое виновно в совершении деяний, противореча­щих целям и принципам ООН;

— за которым компетентные органы государства, в кото­ром оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;

— которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

Решение о выдаче свидетельства о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по су­ществу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного ли­ста на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию РФ и оснований для их нахождения на территории РФ, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложен­ных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных липом фактов допускается проведение дополнительных собесе­дований. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. В случае сохранения у беженца обстоятельств, послуживших основанием для признания его беженцем, срок признания беженцем продлевается на каждый последующий год.

При получении удостоверения беженца национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удосто­веряющие личность лица, признанного беженцем, остаются220

Глава 10. Конституционно-правовые основы статуса.

на хранении в федеральном органе исполнительной вла­сти в сфере миграции либо в его территориальном органе на срок признания данного лица беженцем.

Лицо, ходатайствующее о признании беженцем или при­знанное беженцем либо утратившее статус беженца или ли­шенное статуса беженца, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности при сохранении в данном государстве об­стоятельств, послуживших основанием для получения ста­туса беженца.

Лица, получившие статус беженцев, имеют право:

1) на получение услуг переводчика и получение ин­формации о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях;

2) на получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, опреде­ляемом Правительством РФ;

3) на получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, определяе­мых Правительством РФ, но не ниже 100 руб.;

4) на получение направления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномо­ченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в центр временного размещения;

5) на сопровождение представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по ми­грационной службе и (или) территориального органа фе­дерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центр временного размещения и на охрану предста­вителями территориального органа федерального органа ис­полнительной власти по внутренним делам в центре времен­ного размещения в целях обеспечения безопасности;

6) на получение питания и пользование коммунальны­ми услугами в месте временного содержания или центре временного размещения в порядке, определяемом Прави­тельством РФ;

7) на медицинскую и лекарственную помощь в соответ­ствии с Федеральным законом «О беженцах», другими фе­деральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

8) на получение содействия в направлении на профес­сиональное обучение в центре временного размещения и в трудоустройстве;

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://infopedia.su/18xdb62.html

Конституционные основы статуса вынужденных переселенцев
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here