Досудебная претензия в налоговую инспекцию образец

Проводим инструктаж по теме: "Досудебная претензия в налоговую инспекцию образец". Здесь собрана информация из авторитетных источников и даны комментарии. Однако, каждый случай индивидуален. Всегда имеются нюансы. Если есть вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту.

Жалоба на налоговую инспекцию

Грамотное составление жалобы на налоговую инспекцию – право любого уважающего себя предпринимателя или частого лица. Этот документ обозначает знание своих полномочий и несогласие с действиями или бездействием налоговый службы.

Какие формы нарушений могут быть обжалованы

Составлять такую жалобу можно в разных ситуациях, например:


  • неверное начисление налогов, ошибки в сумме или неправомерность действий в этом вопросе в целом;
  • вынесение разнообразных штрафов без права на это;
  • задержка налогового вычета более четырех месяцев (либо более одного, на этот счет до сих пор ведутся юридические споры);
  • неверные итоговые результаты налоговой инспекции или вообще их отсутствие.

Подать документ можно в любые сроки. Это касается как времени после проведения инспекции, так и до ее формального начала. Также можно его подать вообще в отсутствие инспекций по своей инициативе. Например, когда задерживаются денежные средства, положенные к выплате по закону.

Что должно быть в документе

Жалоба может быть составлена и в свободной форме, но при этом должны быть учтены все требования и нюансы, перечисленные в Федеральном законе №59-ФЗ от 2 мая 2006 года. Их довольно много. Если документ составляется самостоятельно, то есть вероятность пропустить одно или несколько обязательных нюансов.

Таким образом, для того чтобы никакие данные не были упущены и жалоба была принята, лучше воспользоваться уже готовым бланком заявления. Так поступает львиная доля обратившихся по этому вопросу.

На чье имя составлять

Документ адресуется конкретному должностному лицу, которое стоит во главе Федеральной налоговой службы, Управления по субъекту или ИФНС. Подающий жалобу может решить, какой уровень выбрать для своих целей, самостоятельно. Это четко прописано в 138 статье Налогового кодекса России. Допустимо также составить жалобу и отослать ее во все три уровня налоговой инспекции.

Если же причина обращения в неверном выставлении инкассо на счет или возврате какого-либо долга, то обращаться придется сразу в суд по административным правонарушениям. Жалобы в ФНС такого типа не рассматриваются, а направляются туда.

Если же имело место вопиющее превышение полномочий или сознательные действия налогового инспектора, которые повлекли за собой плачевные последствия (включая злостные нарушения), то обращение стоит писать сразу в прокуратуру. Для этих случаев будет неуместным общение с начальством Федеральной налоговой службы.

В какой форме подается

Жалоба может быть подана:

  • лично в руки, при очном общении;
  • через факс;
  • путем пересылки по почте или через службу доставки.

Если бумага распечатана, заполнена в бумажном виде и передана лично в руки получателю, то принимающая сторона обязана дать вам письменное подтверждение того, что этот документ к ним поступил, с печатью и подписью Федеральной налоговой службы.

Это правило очень важно, так как при обращении в судебную инстанцию такие сведения будут иметь силу и позволят доказать факт передачи жалобы служащему.

Также существует электронная форма подачи этого документа. Для этого нужно пройти регистрацию на сайте ФНС, внеся свои данные, и заполнить соответствующие поля в выпадающей форме. Тогда чиновник обязан оперативно рассмотреть жалобу и предоставить ответ по поводу происшедшего инцидента.

Составные части жалобы

В правом верхнем углу указывается два основных момента:

  • Контактные данные и точное наименование получающего органа, включая местоположение. ФНС, ИФНС или Управления субъекта.
  • Наименование лица или организации, которое жалобу составило. Это может быть ИП, организация или частное лицо. По желанию допустимо указание адреса, контактного телефона, факса и другой информации.

После контактов, в середине листа, располагается название самого документа «Жалоба на». Текст, следующий за этим, должен кратко и четко объяснять положение дел.

Рекомендации по заполнению описательной части

Описывать можно как какие-либо действия сотрудников, так и бездействие налогового органа в целом. Например, часто встречаются ситуации, когда заявление на налоговый вычет было подано по всем правилам, а денежные средства на счет не начислены. Это именно тот случай, когда требуется жалоба. Также желательно при обращении упомянуть:

  • номер и дату акта или иного документа, обжалование которого обсуждается;
  • аргументы в свою защиту;
  • ссылки на соответствующие случаю законы;
  • бумаги, имеющие юридическую силу, которые подтверждают описанные обстоятельства.

Самое главное требование – избегать субъективности и голословности.

В бланке предусмотрены две части документа. Одна описывает сложившуюся ситуацию, вторая – предлагает способ выхода из нее. Причем информация поставляется в виде просьбы. Она может формулироваться как:

  • разобраться в ситуации;
  • отменить какое-либо принятое решение;
  • начислять денежные средства;
  • изменить часть принятого документа;
  • принять новое решение по обжалуемому делу и пр.

Завершают бумагу перечень приложений (их копии должны сопровождать жалобу), подпись с расшифровкой и дата подачи.

Время рассмотрения

Срок, в который должна быть официально зарегистрирована жалоба, по закону – три рабочих дня. А какие-либо действия (ответ) при обращении заявитель вправе получить максимум через месяц после обращения.

В противном случае сотрудник налоговой службы вправе уведомить о продлении срока. Но такая отсрочка не должна превышать одного месяца и дается один раз.

Если ФНС действует по-другому, то это – основание для обращения в судебные инстанции.

Возможные ошибки

При описании ситуации в свободной форме нужно максимально исключить эмоциональный фактор. Излагать в жалобе на налоговую инспекцию нужно только факты, документально подтвержденные и юридически обоснованные. Только в этом случае есть возможность добиться правомерного урегулирования ситуации.

Источник: http://assistentus.ru/forma/zhaloba-na-nalogovuyu-inspekciyu/

Как правильно составить жалобу на налоговую инспекцию с 2020 года

Что нужно знать

Имейте в виду, что Налоговый кодекс РФ не обязывает использовать форму жалобы, утвержденную ФНС России. Такого требования в ст. 139.2 НК РФ нет. Но чтобы уйти от лишних споров с налоговиками (в т. ч. по досудебному порядку обжалования), лучше использовать утвержденный с 2020 года бланк жалобы в налоговую.

Этот документ можно направлять по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Когда жалобу направляют по ТКС, ее нужно подписать усиленной электронной подписью.

Возможна подача и в письменной форме лично либо через представителя.

Оформление жалобы на ИФНС

То, как составить жалобу в налоговую на ИФНС вышестоящему налоговому органу, регулирует Приложение № 5 к упомянутому приказу ФНС от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645.

«Наименование вышестоящего налогового органа (ВНО)» и «Код ВНО» Наименование и код вышестоящего налогового органа по отношению к налоговому органу, ненормативные акты, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются «от ___________» Данные, идентифицирующие лицо, подающее жалобу:
  • полное наименование организации с указанием организационно-правовой формы, ИНН и КПП;
  • Ф.И.О. (отчество при наличии (применимо ко всем листам документа) ИП (физлица, не являющегося ИП);
  • ИНН.
«Номер жалобы (апелляционной жалобы):» При наличии – исходящий номер жалобы, присвоенный ей ее подателем «Лицо, нарушение прав которого обжалуется:» Следующая информация (сведения) о лице, чьи права, по мнению заявителя, нарушены:
  • наименование организации, Ф.И.О. ИП (физлица, не являющегося ИП);
  • адрес места нахождения (места жительства) лица, нарушение прав которого обжалуется, в т.ч. почтовый индекс, наименование региона, район, город, населенный пункт, улица (проспект, переулок и т. д.), дом (владение), корпус, строение (сооружение), квартира, офис, комната (помещение);
  • ИНН/КПП организации или ИНН физлица (ИНН физлица, не являющегося ИП, указывают при его использовании этим физлицом).
Читайте так же:  Выгнал из дома и не звонит
«Предмет обжалования:» Одно из следующих значений:
  • 1 – решение налогового органа, вынесенное по результатам налоговой проверки;
  • 2 – налоговое уведомление;
  • 3 – требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов;
  • 4 – иные документы, действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.
«Реквизиты обжалуемого документа:» Номер и дата обжалуемого документа (при наличии) «Наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются:» Наименование и код налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются «Основания, по которым лицо, подающее жалобу (апелляционную жалобу), считает, что его (лица, нарушение прав которого обжалуется) права нарушены:» Обстоятельства, на которых основаны доводы заявителя. При наличии указывают подтверждающую эти обстоятельства информацию. «Требования лица, подающего жалобу (апелляционную жалобу):» Требования заявителя по жалобе «Способ получения решения по жалобе (апелляционной жалобе):» Соответствующий признак получения решения по жалобе:
  • при направлении её в электронной форме по ТКС: «1» – на бумажном носителе по почте или «2» – в электронной форме по ТКС;
  • при направлении жалобы на бумажном носителе: «1» – на бумажном носителе по почте или «3» – лично;
  • при направлении жалобы через личный кабинет налогоплательщика: «4» – через личный кабинет.
«Код жалобы (апелляционной жалобы):» Одно из следующих значений в зависимости от подаваемого вида жалобы:
  • 1 – жалоба;
  • 2 – апелляционная жалоба.
«Жалоба (апелляционная жалоба) представлена представителем лица, нарушение прав которого обжалуется:» Одно из следующих значений:

При указании значения «2» заполняют поле «наименование и дата выдачи (составления) документа, подтверждающего полномочия лица, подающего жалобу (апелляционную жалобу)».

При этом в указанном поле помимо наименования и даты выдачи (составления) документа, подтверждающего полномочия лица, подающего жалобу, указывают и иные реквизиты такого документа, в т. ч. его номер, срок действия.

«Жалоба (апелляционная жалоба) составлена на _____ страницах с приложением подтверждающих документов или их копий на _____ листах» При подаче жалобы на бумаге указывают количество страниц, на которых составлен текст жалобы, а также количество листов документов, подтверждающих требования заявителя по жалобе, или их копий, и документа, подтверждающего полномочия лица, подающего жалобу при их наличии. «Лицо, подписавшее жалобу (апелляционную жалобу):» Фамилия, имя, отчество лица, подающее жалобу. Также проставляется дата составления жалобы и подпись заявителя по жалобе.

В случае направления жалобы в электронной форме по ТКС, подписанной усиленной квалификационной электронной подписью лица, представившего жалобу, а также при направлении жалобы через личный кабинет указанный блок не заполняют.

Особенности электронной жалобы

В случае направления жалобы по ТКС самые многословные поля «Основания, по которым лицо, подающее жалобу (апелляционную жалобу), считает, что его (лица, нарушение прав которого обжалуется) права нарушены:» и «Требования лица, подающего жалобу (апелляционную жалобу):» допускают текст не более 2000 символов.

Если лимит явно будет превышен, данные поля заполняют кратко, а полный текст оснований и требований приводят в приложениях к жалобе отдельным файлом. Это должен быть отсканированный документ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: http://buhguru.com/effektivniy-buhgalter/kak-pravilno-sostavit-zhalobu-na-nalogovuyu-inspektsiyu-s-2020-goda.html

Как составить претензию по договору оказания услуг

Претензия по договору оказания услуг относится к официальной документации и имеет своей целью заявить второй стороне договорных отношений о какой-либо проблеме, возникшей вследствие ненадлежащего исполнения или неисполнения условий договора.

Основные причины для формирования претензии

Чаще всего претензии по договору оказания услуг составляются по нескольким причинам:

  • нарушение сроков исполнения обязательств;
  • халатное выполнение услуг;
  • отсутствие возмещения трат;
  • понесенных заказчиком из-за отказа исполнителем предоставить услуги;
  • отказ выплачивать пени и штрафы в установленных договором случаях.

Для чего нужен документ

По закону договор оказания услуг подразумевает под собой исполнение одной из сторон взятых на себя обязательств по предоставлению каких-либо услуг, а второй – их оплату в заранее оговоренном размере и порядке.

Если какая-либо из сторон нарушает хотя бы один пункт данного договора, ее контрагент может написать претензию.

Составление документа – первый шаг на пути урегулирования возникших разногласий.

Исходя из этого, можно сказать, что роль претензии достаточно серьезна. Она позволяет не только обозначить те проблемы, которые возникли в ходе исполнения договора, но и своевременно предотвратить развитие ситуации до судебной инстанции.

Что можно требовать в претензии

Требования в претензии зависят от того, какие именно пункты договора нарушены. Главное, чтобы они соответствовали основной цели создания такого рода документов: заставить вторую сторону исполнить взятые на себя обязательства.

При этом, если суть претензий от исполнителя практически всегда очевидна и однозначна: требование оплаты своих услуг, то у заказчика этот список может быть значительно более широким. В частности он может требовать снижения стоимости услуг (при условии, что его не удовлетворили их качество или количество), бесплатного устранения негативных последствий предоставленной услуги, расторжения договора и возмещения понесенных трат и т.д.

Также при нарушении условий договора обе стороны могут настаивать на выплате неустойки, причем даже в тех случаях, когда данная норма не прописана в основном документе (здесь вступает в силу 332 статья ГК РФ).

Кто пишет претензию

В крупных организациях составлением претензий к различного рода договорам занимаются юрисконсульты, в небольших фирмах, или в тех, где отсутствует должность юриста – сотрудники или руководители структурных подразделений, в ведении которых находится договор, по которому формируется претензия.

Главное условие, чтобы специалист, составляющий документ, обладал юридической грамотностью и имел представление о законодательстве РФ в части договорных отношений.

Основные нюансы при составлении претензии

Претензия так же, как и сам договор, может составляться в произвольной форме, однако важно, чтобы по своей структуре и форме она соответствовала стандартам делопроизводства, а по содержанию и тексту — правилам русского языка.

В претензии всегда следует указывать по порядку:

  • наименование компании, от имени которой она пишется;
  • название организации, к которой она направляется;
  • адреса обеих сторон.

Документ должен содержать заглавие, также в нём нужно обязательно сделать ссылку на основной договор (внеся в бланк номер и дату его составления).

В основной части следует подробно и детально описать суть претензии, в том числе указать пункты договора, которые были нарушены. Если к претензии прикладываются какие-то дополнительные бумаги, фото-видео свидетельства допущенных нарушений, их тоже надо упомянуть в документе отдельным пунктом.

Далее нужно подвести резюме, которое подытожит все вышесказанное. В нем следует обозначить свои требования, и срок их исполнения. Также не стоит пренебрегать предупреждением о том, что в случае отказа от исполнения претензии заинтересованная сторона оставляет за собой право обратиться в судебную инстанцию.

Как оформить претензию

К оформлению документа, также как и к его составлению, никаких особых требований не предъявляется. Это значит, что претензию можно писать на простом чистом листе любого удобного формата, или на фирменном бланке компании, от руки или в печатном виде (последний вариант удобен тем, что не нужно вносить реквизиты отправителя и легко делать копии). Но если в условиях договора оговорен какой-то конкретный формат написания и подачи претензии, то, конечно, нужно следовать ему.

Читайте так же:  Ходатайство в суд об отмене иска

Претензия обязательно должна быть подписана руководителем фирмы или сотрудником, который отвечает за решение конкретных вопросов, обозначенных в документе (подпись должна быть только «живой», использование факсимильных автографов исключено).

Удостоверять претензию при помощи различного рода клише не обязательно, поскольку с 2016 года компании имеют право визировать свою документацию печатями и штампами только в том случае, если эта норма прописана в их локальных нормативных актах.

Претензия составляется в двух экземплярах, которые идентичны по своему содержанию и равнозначны по праву.

После составления претензию следует зарегистрировать в журнале учета документов, а отправляемый вариант отметить в журнале исходящей корреспонденции.

Переслать претензию можно по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или же передать с курьером или представителем фирмы (при этом следует заручиться подписью представителя контрагента о получении документа).

После написания претензии

Отправленная претензия может иметь разные последствия:

  • Первый и самый удобный для всех – устранение недочетов и дальнейшее сотрудничество.
  • Второй – игнорирование требований. В этом случае законодательство допускает возможность расторжения договора в одностороннем порядке, даже если такой пункт отсутствует в самом документе.

Также сторона, понесшая убытки вследствие невыполнения условий договора оказания услуг, вправе обратиться в суд.

Претензия в этом случае будет служить еще одним доказательством о нарушении обязательств второй стороной.

Источник: http://assistentus.ru/forma/pretenziya-po-dogovoru-okazaniya-uslug/

Споры с налоговой — без досудебного урегулирования не обойтись

Беседу провела Екатерина Валуева,
эксперт по финансовому законодательству

В российской налоговой системе существует специальная процедура обжалования налоговых споров — обязательный досудебный порядок урегулирования споров перед обращением налогоплательщика в суд. Каждый налогоплательщик, который не согласен с вынесенным налоговым органом решением по налоговой проверке, должен до суда попробовать урегулировать спор в вышестоящем налоговом органе. С юридической точки зрения «претензионный порядок» менее формализован, чем, например, судопроизводство, поэтому более понятен, доступен и не требует от налогоплательщиков особых специальных знаний. Но вопросы по применению и дальнейшему развитию механизма досудебного урегулирования налоговых споров возникают. Кроме того, 2 июля 2013 года был подписан Федеральный закон № 153 ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», которым обязательная процедура обжалования распространена на все налоговые споры. Об этом и о принимаемых мерах по совершенствованию системы досудебного урегулирования споров мы беседовали с начальником Управления по досудебному урегулированию налоговых споров Федеральной налоговой службы России Суворовой Еленой Владимировной.

Жалобы на неправомерные действия налоговой инспекции подаются в вышестоящий налоговый орган. Единственное исключение — жалоба на решение по налоговым проверкам подается в тот налоговый орган, который это решение вынес

Елена Владимировна, расскажите, куда нужно подавать жалобу на неправомерные действия инспекции? Возможно ли подать жалобу напрямую в ФНС России?

При рассмотрении жалобы присутствие заявителя законодательством не предусмотрено. Исключение составляют только случаи отмены решения инспекции из-за процедурных нарушений. Здесь присутствие налогоплательщика необходимо

Вправе ли заявитель принять участие в рассмотрении жалобы?

Напрямую Налоговый кодекс не предусматривает участие налогоплательщиков при рассмотрении жалобы. Судебная практика также подтвердила отсутствие у налоговых органов обязанности приглашать налогоплательщиков на рассмотрение жалоб. Но при необходимости каждое Управление по субъекту РФ может предложить налогоплательщику такое участие. Когда разрабатывался законопроект по совершенствованию досудебной системы налоговых споров, этот вопрос неоднократно обсуждался. Было признано, что рассмотрение всех жалоб с участием налогоплательщика не только невозможно, и прежде всего из-за их количества (только за 2012 г. в России было рассмотрено около 50 тыс. жалоб), но и нецелесообразно. ФНС России не ставила задачу создания еще одного похожего на суд органа по рассмотрению споров между двумя сторонами. Речь идет о пересмотре своих решений и возможности оперативно и самостоятельно восстановить нарушенные права налогоплательщиков. Процедура рассмотрения жалобы — исключительно административная процедура, такой порядок даст возможность рассматривать споры в ускоренном режиме (в 15 дневный срок). Исключением являются только случаи, когда вышестоящий налоговый орган отменяет решения инспекции из-за процедурных нарушений, тогда приглашение налогоплательщика обязательно.

Налоговый орган не имеет права оставить жалобу без рассмотрения, однако законодательством предусмотрен ряд случаев, когда рассмотреть жалобу не представляется возможным. Так, например, когда не подтверждены полномочия на подачу жалобы или пропущен срок ее подачи и другие

Может ли налоговый орган оставить жалобу без рассмотрения?

В какой срок должна быть рассмотрена жалоба на отказ налогового органа в приеме налоговой декларации?

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с Налоговым кодексом вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца и может по истечении этого срока продлить рассмотрение жалобы еще на 15 дней. Вновь принятым законом эти сроки были сокращены до 15 дней для рассмотрения жалоб на иные акты налоговых органов. Эти изменения не коснулись жалоб на решения налоговых органов по результатам налоговых проверок.

Если налоговый орган решил продлить сроки рассмотрения жалобы, то он не обязан сообщать об этом налогоплательщику. Всю информацию о поданной жалобе можно получить из сервиса «Узнать о жалобе» на сайте ФНС России

В какой срок налоговый орган, рассматривающий жалобу, должен направить решение заявителю? И должен ли он уведомлять о продлении срока рассмотрения жалобы?

Налоговым кодексом предусмотрено, что о принятом решении по жалобе налоговый орган в течение трех дней со дня его принятия сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу. При этом направление налогоплательщику каких-либо решений о продлении срока на рассмотрение жалобы не предусмотрено. Хотелось бы напомнить, что в помощь налогоплательщикам на официальном сайте ФНС России в июле 2012 года появился сервис «Узнать о жалобе». Он содержит информацию о жалобах, которые поступили в ФНС России (на бумаге или в электронном виде). Сервис содержит информацию о дате поступления обращения, его входящем номере, дате и результатах рассмотрения обращения, а также информацию, если обращение отправлено на рассмотрение в другой орган. С 13 января 2013 года такие же сервисы открыты на сайте Управлений.

Налогоплательщик имеет право представить вместе с жалобой необходимые подтверждающие документы, даже если ранее он их не представлял. Единственное, он должен пояснить причину своих действий

Елена Владимировна, а как быть в такой ситуации: для подтверждения налоговых вычетов организация представила с апелляционной жалобой документы, но Управление проигнорировало их и вынесло решение в поддержку инспекции. Являются ли правомерными такие действия?

Вопрос о предоставлении дополнительных документов или доказательств уже после, например, проведения налоговой проверки очень актуален. Мы ориентируем налоговые органы учитывать и оценивать все представляемые с жалобой документы, подтверждающие позицию налогоплательщика. В ряде случаев суды занимают позицию, что налогоплательщик в суд может представлять даже те документы, которые ранее не были представлены налоговому органу. Однако мы должны учесть, что такой ситуацией пользуются и недобросовестные налогоплательщики. По закону ни у вышестоящего налогового органа, рассматривающего жалобу, ни у суда нет полномочий провести надлежащим образом проверку представляемых документов. В законе содержится положение, согласно которому вышестоящий налоговый орган рассматривает дополнительно представленные документы, если лицо, подавшее жалобу, обосновало невозможность их представления ранее налоговому органу. Такая позиция вполне оправданна: налогоплательщики всегда могут описать причину непредставления документов (восстановление документов, позднее получение документов от контрагентов или государственных органов, отказ налогового органа принять документы в ходе проверки и другие). Налоговые органы должны будут мотивировать отказ в рассмотрении документов.

Читайте так же:  Можно ли взять второй академический отпуск

В настоящее время решения по жалобам не публикуются в открытом доступе на сайте ФНС России. Однако в будущем планируется запустить «пилотный» проект такого сервиса

В ряде случаев налогоплательщики просто не обладают информацией, какую позицию занимает ФНС России по тому или иному вопросу. Что планируется сделать в этом направлении? Можно ли где-то ознакомиться с решениями ФНС России по результатам рассмотрения жалоб?

Доведение позиции ФНС России до налогоплательщиков по многим важным и методологическим вопросам происходит различными способами: на сайте регулярно размещаются ответы на возникающие у налогоплательщиков вопросы налогообложения; существует сервис, который содержит обязательные для использования налоговыми органами письма Минфина России. Конечно, размещение в открытом доступе решений по жалобам помогло бы налогоплательщикам избежать многих налоговых претензий. Правда, есть несколько препятствий. Например, решения вышестоящего налогового органа, в которых выводы о правонарушении инспекции признаются необоснованными, могут быть в целях Налогового кодекса признаны содержащими налоговую тайну. Решения, содержащие персональные данные, также не могут быть размещены. Кроме того, во многих случаях сами компании не желают публичности. Но вопрос о размещении наших решений рассматривается. Мы планируем, что «пилотный» проект такого сервиса может появиться уже в сентябре 2013 года. Данный проект во многом сможет предупредить налоговые правонарушения, так как позволит налогоплательщикам прогнозировать налоговые риски.

Под действие Закона № 59-ФЗ не подпадают жалобы, поданные на акты налоговых органов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, а также на действие/бездействие должностных лиц налоговых органов

Давайте поговорим о законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Применяются ли его положения, предусматривающие особый порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе в налоговый орган, в отношении подаваемых налогоплательщиком жалоб?

Положениями данного закона ограничена сфера его применения. Установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 59 ФЗ) порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Этот закон не распространяется на жалобы (обращения), предметом обжалования которых являются акты налоговых органов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, либо действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, нарушающие установленные законодательством о налогах и сборах права налогоплательщиков. Например решения по налоговым проверкам, бездействие по возврату налогов и так далее. В ряде случаев налоговые органы выполняют определенные возложенные на них функции иными федеральными законами, не Налоговым кодексом. Порядок обжалования актов, которые в этом случае принимаются налоговыми органами, прописан в специальных законах. В том числе некоторые виды обращений, предложений, заявлений граждан будут рассматриваться в порядке, предусмотренном Законом № 59 ФЗ.

ФНС России выпустила «пилотный» проект, призванный упростить процедуру администрирования крупнейших налогоплательщиков. Ожидается, что он позволит инспекциям снизить затраты на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков. У самих же организаций появятся дополнительные возможности снизить налоговые риски

Сейчас ФНС России начала «пилотный» проект по расширенному информационному взаимодействию с налогоплательщиками. Ваше отношение к этому проекту?

В этом направлении двигаться необходимо. Это новый подход к налоговому контролю, который позволяет существенно упростить процедуру налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков. Система расширенного информационного взаимодействия с налогоплательщиком предусматривает добровольное раскрытие информации налоговому органу, предварительное согласование правил налогообложения сложных сделок, снижение бремени последующего налогового контроля. То есть, подход к процессу налогового администрирования принципиально иной и предполагает выстраивание взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми инспекторами на основе взаимного доверия, понимания и открытости. В конце прошлого года были заключены первые соглашения с рядом крупнейших налогоплательщиков. Мы ожидаем, что результатом этого проекта станет повышение ответственности организаций в части соблюдения требований налогового законодательства, сокращение издержек со стороны налоговых органов на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков и возможность сосредоточить свои усилия на мероприятиях налогового контроля в отношении недобросовестных. Что касается самих организаций, то для них это также дополнительная возможность снизить свои налоговые риски.

С января 2014 года процедура досудебного обжалования станет обязательной для всех споров с налоговой

Если налоговый орган нарушает сроки на рассмотрение жалобы и решение вступает в силу, может ли налогоплательщик обжаловать решение по проверке или бездействие налогового органа в суде?

Судебная практика пошла по пути, что со стороны налогоплательщика достаточно факта обращения за урегулированием спора и истечение срока для рассмотрения жалобы в установленном порядке. Если налоговый орган не вынесет решение в установленный законом срок, налогоплательщик может обратиться в суд и претензионный порядок будет считаться соблюденным. Сейчас в законе прямо прописаны положения, согласно которым налогоплательщик, не получивший ответа на жалобу в установленный срок, вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов.

Елена Владимировна, и последний вопрос. Не так давно был принят закон по совершенствованию системы досудебного урегулирования налоговых споров. На что в первую очередь стоит обратить внимание налогоплательщикам?

Самое главное, что обязательной процедура обжалования для всех споров станет с 1 января 2014 года, а остальные положения закона, в том числе касающиеся сроков, вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона. Цель данного закона — создание благоприятных условий для налогоплательщиков по урегулированию споров без обращения в суд, и, я думаю, она будет достигнута.

Источник: http://www.garant.ru/company/garant-press/ab/486549/1/

Пишем претензию по дебиторской задолженности — образец

Претензия по дебиторской задолженности — образец мы представим в данной публикации — в ряде случаев может быть эффективным инструментом правового воздействия на контрагента, не исполняющего обязательства по договору. В чем заключается специфика применения этой претензии и в какой структуре может быть представлен соответствующий документ?

В чем предназначение претензии по дебиторской задолженности?

Рассматриваемый документ имеет важное значение в рамках досудебного урегулирования вопросов по дебиторской задолженности. При этом он может составляться как управомоченной, так и обязанной стороной. В первом случае документ формируется со следующими целями:

  • информирование обязанной стороны о факте просрочки выполнения обязательств;
  • донесение до обязанной стороны сведений о выполнении обязательств в неполном объеме;
  • информирование обязанной стороны о намерении управомоченной стороны обратиться в целях взыскания дебиторки в суд.

Соответствующую претензию может направлять своему контрагенту и обязанная сторона. Как вариант — в ответ на ранее полученную претензию в целях:

  • выражения несогласия с заявленными обязательствами (их объемом, характеристиками);
  • оспаривания наличия невыполненных обязательств (например, по причине некорректного исполнения обязательств контрагентом).

Претензия по дебиторской задолженности — документ, в котором могут преобладать формулировки нормативно-правового характера, которые применяются прежде всего для юридически грамотной аргументации требований управомоченной стороны (или же обязанной — в ответной претензии).

Читайте так же:  Права учредителей полного товарищества

Рассмотрим, какими данные формулировки могут быть при традиционном сценарии составления претензии — управомоченной стороной сделки, а также особенности структуры претензии по дебиторке.

Сотрудничество с партнерами привело к необходимости отражения в учете операции, вызывающей у вас сомнения: как это сделать правильно? На нашем форуме можно проконсультироваться по любому сложному для вас вопросу. Например, в этой ветке делимся опытом, как отразить в учете неустойку по претензии.

Претензия по дебиторской задолженности: структура документа

Документ может состоять из:

1. Блока, содержащего основные реквизиты:

  • дату составления, номер документа;
  • наименование («Претензия»);
  • сведения об адресате претензии.

2. Текстового блока, отражающего факт установления правоотношений между составителем и получателем претензии — например, вследствие заключения между ними договора (с указанием его реквизитов).

3. Текстового блока об обязательствах сторон, предопределенных положениями соответствующего договора (с перечислением данных положений).

4. Текстового блока с перечнем обязательств, которые:

  • выполнены составителем претензии — со ссылками на конкретные пункты договора;
  • не выполнены получателем претензии в установленный срок — также с указанием пунктов договора.

Здесь же могут быть указаны объемы, стоимость и иные характеристики обязательств сторон — выполненных и невыполненных. При этом факты выполнения и невыполнения обязательств могут быть подтверждены реквизитами тех или иных оправдательных документов (например, актов приема-передачи товара, накладных и т. д.).

5. Текстового блока с формулировками, отражающими правовые последствия невыполнения той или иной стороной своих обязательств по договору в установленный срок (например, это может быть начисление штрафа, неустойки и т. д.).

Здесь же могут присутствовать ссылки на нормы права, на основании которых соответствующие правовые последствия могут возникать (чаще всего это нормы ГК РФ, регулирующие заключение гражданско-правовых сделок).

6. Текстового блока с требованиями, пожеланиями и предложениями составителя претензии. Они могут сильно разниться в зависимости от того, как складываются взаимоотношения с обязанной стороной, а также от того, как срочно управомоченной стороне нужен результат выполнения договорных обязательств контрагентом.

Претензия подписывается руководителем организации, направляющей данный документ контрагенту.

Скачать образец претензии по дебиторке вы можете по ссылке ниже:

Итоги

Претензию по дебиторской задолженности чаще всего направляет в адрес контрагента управомоченная сторона по договору (но в ответ обязанная сторона также может направить подобную претензию). Главное для составителя претензии — отразить в документе предопределенные положениями договора или закона юридические основания для выдвижения требований к контрагенту.

Изучить иные нюансы работы с дебиторской задолженностью вы можете в статьях:

Источник: http://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/dokumenty_buhgalterskogo_ucheta/pishem_pretenziyu_po_debitorskoj_zadolzhennosti_obrazec/

Споры с налоговой — без досудебного урегулирования не обойтись

Беседу провела Екатерина Валуева,
эксперт по финансовому законодательству

В российской налоговой системе существует специальная процедура обжалования налоговых споров — обязательный досудебный порядок урегулирования споров перед обращением налогоплательщика в суд. Каждый налогоплательщик, который не согласен с вынесенным налоговым органом решением по налоговой проверке, должен до суда попробовать урегулировать спор в вышестоящем налоговом органе. С юридической точки зрения «претензионный порядок» менее формализован, чем, например, судопроизводство, поэтому более понятен, доступен и не требует от налогоплательщиков особых специальных знаний. Но вопросы по применению и дальнейшему развитию механизма досудебного урегулирования налоговых споров возникают. Кроме того, 2 июля 2013 года был подписан Федеральный закон № 153 ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», которым обязательная процедура обжалования распространена на все налоговые споры. Об этом и о принимаемых мерах по совершенствованию системы досудебного урегулирования споров мы беседовали с начальником Управления по досудебному урегулированию налоговых споров Федеральной налоговой службы России Суворовой Еленой Владимировной.

Жалобы на неправомерные действия налоговой инспекции подаются в вышестоящий налоговый орган. Единственное исключение — жалоба на решение по налоговым проверкам подается в тот налоговый орган, который это решение вынес

Елена Владимировна, расскажите, куда нужно подавать жалобу на неправомерные действия инспекции? Возможно ли подать жалобу напрямую в ФНС России?

При рассмотрении жалобы присутствие заявителя законодательством не предусмотрено. Исключение составляют только случаи отмены решения инспекции из-за процедурных нарушений. Здесь присутствие налогоплательщика необходимо

Вправе ли заявитель принять участие в рассмотрении жалобы?

Напрямую Налоговый кодекс не предусматривает участие налогоплательщиков при рассмотрении жалобы. Судебная практика также подтвердила отсутствие у налоговых органов обязанности приглашать налогоплательщиков на рассмотрение жалоб. Но при необходимости каждое Управление по субъекту РФ может предложить налогоплательщику такое участие. Когда разрабатывался законопроект по совершенствованию досудебной системы налоговых споров, этот вопрос неоднократно обсуждался. Было признано, что рассмотрение всех жалоб с участием налогоплательщика не только невозможно, и прежде всего из-за их количества (только за 2012 г. в России было рассмотрено около 50 тыс. жалоб), но и нецелесообразно. ФНС России не ставила задачу создания еще одного похожего на суд органа по рассмотрению споров между двумя сторонами. Речь идет о пересмотре своих решений и возможности оперативно и самостоятельно восстановить нарушенные права налогоплательщиков. Процедура рассмотрения жалобы — исключительно административная процедура, такой порядок даст возможность рассматривать споры в ускоренном режиме (в 15 дневный срок). Исключением являются только случаи, когда вышестоящий налоговый орган отменяет решения инспекции из-за процедурных нарушений, тогда приглашение налогоплательщика обязательно.

Налоговый орган не имеет права оставить жалобу без рассмотрения, однако законодательством предусмотрен ряд случаев, когда рассмотреть жалобу не представляется возможным. Так, например, когда не подтверждены полномочия на подачу жалобы или пропущен срок ее подачи и другие

Может ли налоговый орган оставить жалобу без рассмотрения?

В какой срок должна быть рассмотрена жалоба на отказ налогового органа в приеме налоговой декларации?

В соответствии с Налоговым кодексом вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца и может по истечении этого срока продлить рассмотрение жалобы еще на 15 дней. Вновь принятым законом эти сроки были сокращены до 15 дней для рассмотрения жалоб на иные акты налоговых органов. Эти изменения не коснулись жалоб на решения налоговых органов по результатам налоговых проверок.

Если налоговый орган решил продлить сроки рассмотрения жалобы, то он не обязан сообщать об этом налогоплательщику. Всю информацию о поданной жалобе можно получить из сервиса «Узнать о жалобе» на сайте ФНС России

В какой срок налоговый орган, рассматривающий жалобу, должен направить решение заявителю? И должен ли он уведомлять о продлении срока рассмотрения жалобы?

Налоговым кодексом предусмотрено, что о принятом решении по жалобе налоговый орган в течение трех дней со дня его принятия сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу. При этом направление налогоплательщику каких-либо решений о продлении срока на рассмотрение жалобы не предусмотрено. Хотелось бы напомнить, что в помощь налогоплательщикам на официальном сайте ФНС России в июле 2012 года появился сервис «Узнать о жалобе». Он содержит информацию о жалобах, которые поступили в ФНС России (на бумаге или в электронном виде). Сервис содержит информацию о дате поступления обращения, его входящем номере, дате и результатах рассмотрения обращения, а также информацию, если обращение отправлено на рассмотрение в другой орган. С 13 января 2013 года такие же сервисы открыты на сайте Управлений.

Читайте так же:  Случаи немедленного исполнения решения суда

Налогоплательщик имеет право представить вместе с жалобой необходимые подтверждающие документы, даже если ранее он их не представлял. Единственное, он должен пояснить причину своих действий

Елена Владимировна, а как быть в такой ситуации: для подтверждения налоговых вычетов организация представила с апелляционной жалобой документы, но Управление проигнорировало их и вынесло решение в поддержку инспекции. Являются ли правомерными такие действия?

Вопрос о предоставлении дополнительных документов или доказательств уже после, например, проведения налоговой проверки очень актуален. Мы ориентируем налоговые органы учитывать и оценивать все представляемые с жалобой документы, подтверждающие позицию налогоплательщика. В ряде случаев суды занимают позицию, что налогоплательщик в суд может представлять даже те документы, которые ранее не были представлены налоговому органу. Однако мы должны учесть, что такой ситуацией пользуются и недобросовестные налогоплательщики. По закону ни у вышестоящего налогового органа, рассматривающего жалобу, ни у суда нет полномочий провести надлежащим образом проверку представляемых документов. В законе содержится положение, согласно которому вышестоящий налоговый орган рассматривает дополнительно представленные документы, если лицо, подавшее жалобу, обосновало невозможность их представления ранее налоговому органу. Такая позиция вполне оправданна: налогоплательщики всегда могут описать причину непредставления документов (восстановление документов, позднее получение документов от контрагентов или государственных органов, отказ налогового органа принять документы в ходе проверки и другие). Налоговые органы должны будут мотивировать отказ в рассмотрении документов.

В настоящее время решения по жалобам не публикуются в открытом доступе на сайте ФНС России. Однако в будущем планируется запустить «пилотный» проект такого сервиса

В ряде случаев налогоплательщики просто не обладают информацией, какую позицию занимает ФНС России по тому или иному вопросу. Что планируется сделать в этом направлении? Можно ли где-то ознакомиться с решениями ФНС России по результатам рассмотрения жалоб?

Доведение позиции ФНС России до налогоплательщиков по многим важным и методологическим вопросам происходит различными способами: на сайте регулярно размещаются ответы на возникающие у налогоплательщиков вопросы налогообложения; существует сервис, который содержит обязательные для использования налоговыми органами письма Минфина России. Конечно, размещение в открытом доступе решений по жалобам помогло бы налогоплательщикам избежать многих налоговых претензий. Правда, есть несколько препятствий. Например, решения вышестоящего налогового органа, в которых выводы о правонарушении инспекции признаются необоснованными, могут быть в целях Налогового кодекса признаны содержащими налоговую тайну. Решения, содержащие персональные данные, также не могут быть размещены. Кроме того, во многих случаях сами компании не желают публичности. Но вопрос о размещении наших решений рассматривается. Мы планируем, что «пилотный» проект такого сервиса может появиться уже в сентябре 2013 года. Данный проект во многом сможет предупредить налоговые правонарушения, так как позволит налогоплательщикам прогнозировать налоговые риски.

Под действие Закона № 59-ФЗ не подпадают жалобы, поданные на акты налоговых органов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, а также на действие/бездействие должностных лиц налоговых органов

Давайте поговорим о законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Применяются ли его положения, предусматривающие особый порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе в налоговый орган, в отношении подаваемых налогоплательщиком жалоб?

Положениями данного закона ограничена сфера его применения. Установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 59 ФЗ) порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Этот закон не распространяется на жалобы (обращения), предметом обжалования которых являются акты налоговых органов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, либо действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, нарушающие установленные законодательством о налогах и сборах права налогоплательщиков. Например решения по налоговым проверкам, бездействие по возврату налогов и так далее. В ряде случаев налоговые органы выполняют определенные возложенные на них функции иными федеральными законами, не Налоговым кодексом. Порядок обжалования актов, которые в этом случае принимаются налоговыми органами, прописан в специальных законах. В том числе некоторые виды обращений, предложений, заявлений граждан будут рассматриваться в порядке, предусмотренном Законом № 59 ФЗ.

ФНС России выпустила «пилотный» проект, призванный упростить процедуру администрирования крупнейших налогоплательщиков. Ожидается, что он позволит инспекциям снизить затраты на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков. У самих же организаций появятся дополнительные возможности снизить налоговые риски

Сейчас ФНС России начала «пилотный» проект по расширенному информационному взаимодействию с налогоплательщиками. Ваше отношение к этому проекту?

В этом направлении двигаться необходимо. Это новый подход к налоговому контролю, который позволяет существенно упростить процедуру налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков. Система расширенного информационного взаимодействия с налогоплательщиком предусматривает добровольное раскрытие информации налоговому органу, предварительное согласование правил налогообложения сложных сделок, снижение бремени последующего налогового контроля. То есть, подход к процессу налогового администрирования принципиально иной и предполагает выстраивание взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми инспекторами на основе взаимного доверия, понимания и открытости. В конце прошлого года были заключены первые соглашения с рядом крупнейших налогоплательщиков. Мы ожидаем, что результатом этого проекта станет повышение ответственности организаций в части соблюдения требований налогового законодательства, сокращение издержек со стороны налоговых органов на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков и возможность сосредоточить свои усилия на мероприятиях налогового контроля в отношении недобросовестных. Что касается самих организаций, то для них это также дополнительная возможность снизить свои налоговые риски.

С января 2014 года процедура досудебного обжалования станет обязательной для всех споров с налоговой

Если налоговый орган нарушает сроки на рассмотрение жалобы и решение вступает в силу, может ли налогоплательщик обжаловать решение по проверке или бездействие налогового органа в суде?

Судебная практика пошла по пути, что со стороны налогоплательщика достаточно факта обращения за урегулированием спора и истечение срока для рассмотрения жалобы в установленном порядке. Если налоговый орган не вынесет решение в установленный законом срок, налогоплательщик может обратиться в суд и претензионный порядок будет считаться соблюденным. Сейчас в законе прямо прописаны положения, согласно которым налогоплательщик, не получивший ответа на жалобу в установленный срок, вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов.

Елена Владимировна, и последний вопрос. Не так давно был принят закон по совершенствованию системы досудебного урегулирования налоговых споров. На что в первую очередь стоит обратить внимание налогоплательщикам?

Самое главное, что обязательной процедура обжалования для всех споров станет с 1 января 2014 года, а остальные положения закона, в том числе касающиеся сроков, вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона. Цель данного закона — создание благоприятных условий для налогоплательщиков по урегулированию споров без обращения в суд, и, я думаю, она будет достигнута.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.garant.ru/article/488809/

Досудебная претензия в налоговую инспекцию образец
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here