Содержание
- 1 Допуск к государственной тайне выезд за границу
- 2 Приложение. Инструкция о порядке обращения с паспортами, удостоверяющими личность гражданина РФ за границей, и выезда за границу федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных управлений, имеющих допуск к государственной тайне и осведомленных в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях
- 3 Невыездные, на выезд
- 4 Выезд за границу при 2 форме секретности
- 5 Ограничения при допуске к государственной тайне 1, 2 и 3 формы
- 6 С чемоданом и гостайной
Допуск к государственной тайне выезд за границу
Государственная тайна – комплексное понятие, включающее в себя ряд сведений, разглашение или использование которых без надлежащего разрешения или в целях, отличных от исполнения служебной (профессиональной) деятельности, может нанести ущерб интересам государства.
Военнослужащие – в силу специфики их профессиональной деятельности, относятся к категории лиц, выполняющих функций по защите территориальной целостности и неприкосновенности границ Российской Федерации. Их деятельность связана с использованием различных видов вооружений, тактик и стратегий, разведданных. Именно поэтому, Министерством обороны разработаны специальные меры защиты государственной тайны, созданы специальные подразделения по защите гостайны и издан приказ, регламентирующий все сферы деятельности, связанные с защитой государственной тайны, порядком допуска военнослужащих к сведениям, составляющим государственную тайну. Периодически проводятся проверки, установлен порядок учета осведомленности после прекращения допуска к гостайне и целый ряд иных мероприятий.
Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 27 октября 2010 г. №1313 «Об утверждении Инструкции порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и граждан РФ пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан РФ, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей»
Формы допуска к государственной тайне
В настоящее время существует три основных степени градации сведений, составляющих государственной тайну , допуск к которым оформляется соответствующими допусками:
• ОВ (особой важности) – высшая степень (I);
• СС (совершенно секретно) – средняя степень (II);
• С (секретно) – низшая форма допуска ( III ).
Ранее существовала, не входящая в перечень сведений, составляющих государственную тайну, степь ограничения допуска к некоторым служебным и иным сведениям ДСП (для служебного пользования). В настоящее время эта степень защиты данных от широкого распространения в нормативных документах не упоминается.
Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, напрямую не зависит от звания или должности, которые занимает военнослужащий. Сведениями ОВ (I) может (по должности) владеть Министр Обороны РФ в звании генерала армии и шифровальщик в звании сержанта или прапорщика. При этом требования по её соблюдению и порядок оформления допуска к подобным сведениям для них будут совершенно одинаковыми.
Порядок оформления допуска
Основаниями для отказа могут являться:
• Наличие судимостей;
• Участие кандидата в деятельности, направленной против интересов государства;
• Частичная или полная недееспособность в силу психического или физического заболевания;
• Наличие компрометирующих данных (судимость, нахождение под следствием) близких родственников кандидата;
• Длительное (более 6 месяцев) проживание за границей или наличие родственников, постоянно проживающих за рубежом;
• Имевшее место отстранение (лишение допуска) к сведениям составляющим государственную тайну по компрометирующим основаниям: нарушение режима секретности, разглашение сведений, утеря секретных документов и т.п.
Порядок ознакомления со сведениями
Прохождение проверочных мероприятий и получение допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, не означает автоматического допуска ко всем сведениям, включенным в ту или иную категорию. В каждом конкретном случае лицо, уполномоченное на принятие решения о допуске к гостайне принимает решение по конкретному военнослужащему (лицу, работающему по контракту) и определяет объем сведений, с которыми может быть ознакомлен военнослужащий.
• Министр обороны РФ – в отношении своих заместителей, командующими военными округами и родами войск, и лиц, непосредственно подчиненных ему;
• Командиры воинских частей – в отношении всего личного состава воинской части;
• Военкомы округов – в отношении демобилизованных, находящихся в запасе, подлежащих призыву на военную службу или сборы, абитуриентов военных ВУЗов;
• Руководители организации — заказчика выполнения работ в интересах МО РФ – в отношении руководителей предприятий-подрядчиков и их работников.
Лица, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну, обязаны соблюдать должностную инструкцию МО РФ и требования сотрудников режимных объектов по обращению с документами, образцами, веществами и пр. носителями.
Срок действия и прекращение допуска
Основания для прекращения допуска могут являться:
• Прекращение контракта или организационно-штатные мероприятия (сокращение штата) ликвидация воинской части и пр.);
• Однократное нарушение военнослужащим требований по обращению со сведениями, содержащими государственную тайну;
• Нарушение самим лицом или его близкими родственника требований п 10 Инструкции МО (совершение уголовного преступления, выезд на постоянное место жительства за границу и т.п.).
Прекращение допуска к сведениям государственной тайны автоматически влечет расторжение с ним контракта (на воинскую службу) или занятие определенных должностей . Однако, переход на другую работу (перевод в другую в/ч, повышение по службе) не является основанием для прекращения допуска к гостайне, если необходимость в ознакомлении с содержащими её сведениями имеется и по новому месту службы.
В этих случаях дополнительные проверочные мероприятия уже не проводятся.
Допуск к сведениям, содержащим государственную тайну всегда был очень ответственным мероприятием. Лица, получившие такой допуск, на многие годы становились «невыездными». В настоящее время режим несколько смягчился, но по-прежнему, к носителям государственной тайны предъявляются повышенные требования и в отношении их действует целый ряд специальных ограничений.
Приложение. Инструкция о порядке обращения с паспортами, удостоверяющими личность гражданина РФ за границей, и выезда за границу федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных управлений, имеющих допуск к государственной тайне и осведомленных в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях
Инструкция
о порядке обращения с паспортами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за границей, и выезда за границу федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных управлений, имеющих допуск к государственной тайне и осведомленных в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях
I. Общие положения
1. Инструкция о порядке обращения с паспортами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за границей, и выезда за границу федеральных государственных гражданских служащих (далее — сотрудник) центрального аппарата Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее — центральный аппарат) и ее территориальных управлений (далее — территориальное управление), имеющих допуск к государственной тайне (далее — допуск) и осведомленных в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях (далее — Инструкция), определяет:
— порядок сдачи, учета и хранения паспортов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации (далее — паспорт), сотрудников центрального аппарата (территориальных управлений), имеющих допуск и осведомленных в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях;
— порядок согласования выезда сотрудников центрального аппарата (территориальных управлений) за пределы Российской Федерации (далее — за границу).
2. Требования Инструкции распространяются на сотрудников центрального аппарата (территориальных управлений), выезжающих за границу по частным делам.
3. Решение о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации сотрудника центрального аппарата (территориального управления), имеющего допуск и осведомленного в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, может быть принято в случае, если он при допуске к этим сведениям заключил служебный контракт, предполагающий временное ограничение его права на выезд из Российской Федерации. При этом срок ограничения исчисляется со дня последнего, документально подтвержденного, ознакомления указанного сотрудника со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями.
При наличии оснований для временного ограничения права на выезд за границу срок ограничения не может превышать пяти лет со дня последнего ознакомления сотрудника со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями.
4. Ограничение на выезд за границу не может быть применено в отношении сотрудника центрального аппарата (территориального управления), не осведомленного в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, независимо от наличия у него допуска и заключенного им служебного контракта, допускающего временное ограничение его права на выезд из Российской Федерации.
II. Порядок сдачи, учета и хранения паспортов
5. Сотрудник центрального аппарата (территориального управления), имеющий паспорт, при принятии решения о временном ограничении его права на выезд из Российской Федерации обязан в пятидневный срок передать его на хранение до истечения установленного срока ограничения в режимно-секретное подразделение центрального аппарата (территориального управления). Обязанность передачи паспорта оговаривается в служебном контракте.
Прием паспорта на временное хранение осуществляется сотрудником режимно-секретного подразделения центрального аппарата (территориального управления) под расписку на обороте заявления сотрудника центрального аппарата (территориального управления) о выезде за границу (приложение N 1 к Инструкции).
Принятый на хранение паспорт учитывается в режимно-секретном подразделении центрального аппарата (территориального управления) по журналу учета принятых на хранение паспортов (приложение N 2 к Инструкции).
В случае, если паспорт в установленные сроки не передан в режимно-секретное подразделение центрального аппарата (территориального управления), в государственный орган, выдавший паспорт, руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (территориального управления) направляется письмо с обоснованием необходимости объявления паспорта недействительным.
При расторжении служебного контракта либо истечении срока его действия, если принято решение о временном ограничении права сотрудника центрального аппарата (территориального управления) на выезд из Российской Федерации, паспорт направляется режимно-секретным подразделением центрального аппарата (территориального управления) в государственный орган, выдавший его, и хранится там до окончания срока действия паспорта или срока ограничения на выезд сотрудника центрального аппарата (территориального управления) из Российской Федерации.
О месте нахождения паспорта режимно-секретное подразделение центрального аппарата (территориального управления) информирует сотрудника и соответствующий орган Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
III. Порядок согласования выезда сотрудников центрального аппарата (территориальных управлений) за пределы Российской Федерации
6. Выезд сотрудника центрального аппарата (территориального управления), имеющего допуск к государственной тайне по первой или второй форме, за границу осуществляется после его согласования с должностным лицом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее — Росфиннадзор) или территориального управления, наделенных полномочиями по принятию решений о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации или возможности выдачи паспорта и выезда из Российской Федерации.
7. Решение о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации или возможности выдачи паспорта и выезда из Российской Федерации заместителей, советников руководителя Росфиннадзора, начальников и сотрудников управлений центрального аппарата (деятельность которых непосредственно координирует и контролирует руководитель Росфиннадзора в соответствии с распределением обязанностей в центральном аппарате), имеющих допуск и осведомленных в совершенно секретных сведениях, руководителей территориальных управлений, имеющих допуск и осведомленных в совершенно секретных сведениях, а также иных сотрудников центрального аппарата, имеющих допуск и осведомленных в сведениях особой важности, принимается руководителем Росфиннадзора.
9. Решение о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации или возможности выдачи паспорта и выезда из Российской Федерации заместителей руководителей территориальных управлений и их сотрудников, имеющих допуск и осведомленных в совершенно секретных сведениях, принимается соответствующим руководителем территориального управления.
10. В случае временного (свыше 10 суток) отсутствия должностных лиц, указанных в пунктах 7-9 Инструкции, право принятия решения о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации или возможности выдачи паспорта и выезда из Российской Федерации сотрудника центрального аппарата (территориального управления) предоставляется должностным лицам, временно исполняющим их обязанности на основании приказа Росфиннадзора (территориального управления) и при наличии у указанных должностных лиц допуска к государственной тайне не ниже второй формы.
11. Руководитель Росфиннадзора вправе принять решение о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации или возможности выдачи паспорта и выезда из Российской Федерации в отношении любого сотрудника центрального аппарата (территориального управления), имеющего допуск и осведомленного в совершенно секретных сведениях.
12. Сотрудник центрального аппарата (территориального управления), как правило, за два месяца до планируемого выезда за границу подает заявление (приложение N 1 к Инструкции) на имя соответствующего должностного лица из числа указанных в пунктах 7-9 Инструкции.
13. Заявление сотрудника центрального аппарата (территориального управления), имеющего допуск к государственной тайне по первой или второй форме, о планируемом выезде за границу визируется начальником структурного подразделения, в котором проходит государственную гражданскую службу сотрудник, и передается в режимно-секретное подразделение центрального аппарата (территориального управления).
На основании указанного заявления режимно-секретное подразделение центрального аппарата (территориального управления) организует подготовку заключения об осведомленности сотрудника в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях и проекта решения о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации или о возможности выдачи паспорта и выезда из Российской Федерации сотрудника центрального аппарата (территориального управления).
Заключение и решение готовятся в течение 10 дней со дня получения заявления и оформляются в соответствии с Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации.
По возможности в заключении не должны раскрываться сведения, составляющие государственную тайну.
По результатам изучения всех необходимых материалов в заключении излагается вывод о возможности выдачи паспорта и выезда сотрудника центрального аппарата (территориального управления) за границу или целесообразности временного ограничения его права на выезд за границу с указанием срока ограничения.
Заключение и решение оформляются в каждом случае рассмотрения вопроса о выезде из Российской Федерации сотрудника центрального аппарата (территориального управления), имеющего допуск к государственной тайне по первой или второй форме.
14. Принятое соответствующим должностным лицом из числа указанных в пунктах 7-9 Инструкции решение о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации или возможности выдачи паспорта и выезда из Российской Федерации сотрудника центрального аппарата (территориального управления) доводится до него режимно-секретным подразделением центрального аппарата (территориального управления) под роспись на данном решении.
Источник: http://base.garant.ru/14129010/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
Невыездные, на выезд
Верховный суд России защитил право выезда за границу граждан, причастных к государственным секретам.
Решение высшей инстанции радикально меняет отношение к людям, считавшимся до того хронически невыездными. В свободной и демократичной стране доверие к людям — хороший тон. Поэтому границы должны быть открыты.
Прецедент создала скромная сотрудница военкомата, которая потребовала отменить пункт закрытой инструкции минобороны об организации выезда за границу.
Документ обязывал гражданских служащих, допущенных к секретам, обязательно брать разрешение у начальства на выезд за рубеж. Обычно подобные допуски являются скорее формальностью: особых тайн на низовой должности человек, как правило, не узнает. Но мы с советских времен привыкли скрывать все подряд, даже размер солдатских портянок. Поэтому начальство может с чистой совестью отказать человеку в заграничном вояже: вдруг ценную сотрудницу райвоенкомата похитят на пляже иностранные спецслужбы и будут пытать? Человека не жалко, но вдруг он что-то выболтает?
Мол, тайны — это святое.
Однако подобная психология руководителей — уже анахронизм. Все-таки наша главная ценность — люди.
Поэтому Верховный суд страны в первой инстанции отменил спорную инструкцию, как противоречащую федеральным законам. А в новом обзоре судебной практики высшая инстанция специально в назидание судьям включила еще и свежее постановление Европейского суда по правам человека на эту же самую тему. Права переходить границы потребовал наш бывший военный, который во время службы, как и все люди в погонах, подписал «договор об оформлении допуска к государственной тайне, предусматривающий ограничение его права на выезд за границу на пять лет» (цитата из решения Европейского суда). После увольнения отставник обратился в паспортно-визовый отдел с заявлением о выдаче загранпаспорта. Однако ему ответили, что его право на выезд временно ограничено и срок ограничения не истек. Соответственно, загранпаспорт оформлять не стали.
Наши военные суды признали отказ совершенно законным. Зато Европу такой подход озадачил. Если государство готово доверить людям свои тайны, почему же не готово поверить им самим? Разве правильно — подозревать в каждом предателя, готового броситься в объятия иностранных шпионов, работающих, без сомнения, на все разведки мира?
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, к которому присоединилась и Россия, провозглашает право человека покидать любую страну, включая свою собственную. Поэтому в деле нашего отставника Европейский суд заключил, что ограничение права на свободу передвижения не являлось необходимым в демократическом обществе, то есть было несоразмерно преследуемой цели.
При этом Европа вовсе не призывает нас пуститься во все тяжкие с точки зрения секретности. У любого государства есть право (и даже обязанность!) оберегать свои тайны. Это тоже европейский подход.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Весь вопрос в мере. Европейский суд посчитал: «. секретная информация, которой обладал заявитель, может быть передана различными способами, которые не требуют его присутствия за рубежом и даже прямого физического контакта с кем-либо». А заявление отечественных представителей, что «. заявитель будет похищен иностранными разведывательными службами или террористическими организациями во время пребывания за границей, кажется простым предположением, не подтвержденным какими-либо фактическими оценками рисков безопасности в индивидуальном деле заявителя. «
Наверное, найдется немало экспертов, которые сочтут подобные подходы для нас неприемлемыми и опасными. Однако излишняя секретность так же вредна и опасна, как и чрезмерная открытость, бесхозяйственность в охране важных тайн.
Наши законы, кстати, соответствуют международным стандартам. Право на выезд из страны может быть временно ограничено при допуске гражданина к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям. Срок запрета не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными. Также закон предусматривает, что военнослужащие выезжают из страны при наличии разрешения командования.
— По смыслу приведенных норм право на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено для лиц, допущенных к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, а также для военнослужащих, — пояснил Верховный суд России.
Поэтому устанавливать разрешительный порядок выезда для гражданских служащих военного ведомства нельзя. Доводы, что ограничение на выезд можно установить любому лицу, в т.ч. гражданскому служащему, если это оговорено в трудовом договоре, независимо от степени секретности носителей, основан на неправильном толковании закона. Так пояснил Верховный суд.
Кроме того, согласно инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной правительством страны, ограничение на выезд не может быть применено в отношении работников, не осведомленных в сведениях особой важности и совершенно секретных сведениях, независимо от наличия у них допуска к государственной тайне и заключенного ими договора , допускающего временное ограничение их права на выезд.
Источник: http://rg.ru/2011/12/14/vuezd.html
Выезд за границу при 2 форме секретности
В силу определенных обязанностей своей профессии, граждане, которые несут военную службу, включаются в программу, требующую хранить некоторые государственные тайны. Такие тайны необходимы для защиты целостности и суверенности территории РФ, они связаны с информацией о вооружении страны, ее политическими, экономическими и военными стратегиями, а также другими масштабными государственными программами. Допуск секретности определяется непосредственно Министерством Обороны РФ. Указанным Министерством разработан ряд регламентирующих документов, которые нацелены на систематизацию запретов и разрешений о хранении важных государственных тайн. Для того чтобы контролировать исполнение правил регулярно проводятся специальные проверки.
Что такое «2-ая форма допуска секретности», ее сущность
На данном этапе развития общества, существуют три главные степени допуска к секретности на государственном уровне. Такая классификация зафиксирована в ФЗ №5485 от 21.07.1993 «О государственной тайне».
Это означает, что человек может допускать к различной закрытой от общественности информации по определенной схеме:
- Первая наивысшая степень. Информация повышенной важности.
- Вторая средняя степень. Информация, относящаяся к данной категории, находится под эгидой «Совершенно секретно».
- Третья низшая степень. Информация низшего допуска. Метка ― «секретно».
Несколько ранее также существовала категория, которая ограничивала доступ военных сотрудников к определенным служебным делам. Однако на данный момент эта категория не используется в перечне форм доступа.
Присвоение права владеть информацией, которая находится под закрытым доступом, не зависит от звания служащего.
Исходя из ФЗ «О государственной тайне», покидать границы РФ запрещено только тем служащим, которым присвоена первая степень доступа к секретным данным. То есть, группе лиц, имеющих право узнавать информацию государственной важности по второй форме доступа к секретности, разрешается покидать границы государства.
Порядок получения 2-й формы допуска
Возможность иметь доступ к государственным тайнам в России носит добровольный характер. Это означает, что, вступая в высокопоставленную должность, гражданин не обязуется по умолчанию соблюдать государственные тайны. Так, доступность к государственной тайне тесно связана с возможностью занятия определенных должностей, а также иметь право на образование в ВУЗах, профилем которых является подготовка военнообязанных служащих.Следовательно, гражданин, устраивающийся на военную должность или поступающий в военный ВУЗ, должен понимать, что наличие определенной военной обязанности (разных мест работы, конкретных направлений деятельности) влечет за собой подтверждение содержания государственной тайны.
Гражданин должен сознавать, что при его согласии на содержание государственной тайны, для его свободы, в том числе свободы межгосударственного передвижения, будут предусмотрены ограничения.
Возможность получать необходимую секретную информацию для студентов военных учебных заведений, а также для служащих определенных структур, оформляется соответствующей комиссией, которая фиксируется по месту проживания субъекта.
Оформление доступа к секретности требуемого уровня проходит с помощью ряда проверочных мероприятий. Для этого кандидат должен заполнить представленную ему комиссией специальную анкету, в которой будет установленный перечень проверок относительно предполагаемого уровня доступа. Соответственно, кандидат сам подтверждает свое согласие на проведение проверки.
Такие мероприятия подразумевают следующие исследования:
- сверка данных, которые кандидат указал в графах анкеты (свои личные данные, паспортные, сведения о прописке и т.д.);
- информация о наличии судимости у кандидата (как условных, так и фактических, закрытых и не закрытых);
- анализ близких родственников кандидата. В данный список входят: отец, мать, супруга, а также дети, если имеются, которым исполнилось 14 лет;
- определение физического здоровья кандидата;
- определение психического здоровья кандидата;
- определение, проживал ли кандидат длительное время за пределами РФ.
Если все проверочные процедуры выполнены успешно, военный комиссариат выдает свое заключение. В нем фиксируется факт возможности допуска конкретного гражданина к секретным государственным данным. Также в заключении указывается форма доступа к секретности.
После подтверждения разрешения на доступ к государственной тайне, кандидату выдается на подпись подписка о неразглашении данных. Также разъясняется ответственность за разглашение государственной тайны.
Случаи, в которых кандидату могут отказать:
- у гражданина есть опыт судимости;
- гражданин участвовал в любом виде деятельности, которая была направлена против установленного правопорядка;
- нетрудоспособность гражданина (как частичная, так и полная). Подразумевается, как физические недостатки, так и психические нарушения;
- в случае если среди близких родственников выявлены судимые граждане;
- в случае если у кандидата имеется опыт проживания за пределами РФ более полугода, либо же близкие родственники, которые на момент оформления допуска к секретности, проживают за пределами РФ на постоянной основе;
- если кандидат ранее уже допускался к государственной тайне, но был отстранен.
В случае отказа военный комиссариат не обязан разъяснять кандидату причины отказа.
Порядок выезда за границу со 2-ой формой допуска секретности
Фактически со 2-ой формой допуска секретности выезд за границу разрешен. Однако существуют свои нюансы. Так, при подписании подписки о неразглашении, гражданину разъясняют, что для оформления выезда за границу при наличии 2-ой формы допуска к секретности, необходимо, чтобы с даты оформления такой подписки прошло более пяти лет. В определенных случаях, которые являются индивидуальными и решаются Межведомственной комиссией по протекции государственной тайны, срок ограничения может быть продлен.Тем не менее, суммарно такой срок не может превышать 10 лет.
В рядовых случаях необходимо полностью уведомить начальство о намерении и месте отдыха. Командование может как принять, так и отклонить такое прошение.
При этом, если в Беларусь или Украину не требуется дополнительных бумаг, то при желании выехать на дальнее зарубежье, также необходимо оформить заграничный паспорт и предоставить сведения из него начальству.
Таким образом, выезд на отпуск за рубеж для служащих, имеющих вторую степень допуска к секретности, возможен. Однако является нечастым явлением, и разрешаются подобные вопросы советом командования места работы служащего, при условии его полной законопослушности.
Источник: http://pravo.moe/vyezd-za-granicu-pri-2-forme-sekretnosti/
Ограничения при допуске к государственной тайне 1, 2 и 3 формы
У большинства допуск к гостайне ассоциируется лишь с ограничением выезда за рубеж. Главный вопрос у тех, кто собирается получить доступ к секретным сведениям — именно поездки за границу.
Однако ограничения прав и свобод начинаются уже при оформлении допуска к государственной тайне, на этапе проверок кандидата. В дальнейшем контролируется не только выезд за границу, но и выборочно — иное поведение гражданина.
Доступ к секретным сведениям необходим гражданам и юридическим лицам для выполнения служебных или договорных обязательств. Оформлением допуска для должностных лиц занимается работодатель перед назначением кандидата на должность. Для получения доступа к секретным данным организации обязаны предварительно получить лицензию ФСБ на гостайну с оформлением допуска нужной степени на руководителя.
Форма допуска зависит от важности сведений, к которым предоставляется доступ. Они соотносятся так:
- Допуск секретности 3 формы = сведения под грифом «Секретно»
- Допуск секретности 2 формы = сведения под грифом «Совершенно секретно»
- Допуск секретности 1 формы = сведения «Особо важные».
Ограничения при оформлении допуска к гостайне
Об этом мало кто думает, но уже на этапе получения доступа права кандидата могут быть ограничены. При заполнении анкеты по форме 4 гражданин даёт согласие на проведение проверочных мероприятий со стороны работодателя и ФСБ. Проверка работодателя обычно заключается в сверке данных в документах, и это характерно для оформления доступа по форме 3. В случае предоставления более серьёзных полномочий за дело берётся ФСБ, и здесь проверка может быть связана с запросом дополнительных сведений в ведомствах и государственных органах, ознакомлении с личными делами на предыдущих местах работы, изучении личных дел близких родственников, в особо важных случаях — запрос данных о содержании переписки или телефонных переговоров у оператора связи, перекрестная проверка и т. д.
Мало кто воспринимает эти мероприятия как ограничения прав при допуске к гостайне. Однако именно на этапе проверки ограничиваются конституционные права претендента на неприкосновенность частной и семейной жизни, телефонных переговоров и прочие основополагающие права и свободы.
Ограничения при наличии допуска 1, 2, 3 формы
Выезд за границу
При 3 форме допуска ограничений практически нет, в том числе и при выезде за границу. Если в других случаях в анкете на загранпаспорт требуется указывать наличие/отсутствие допусков к гостайне, то к 3 форме допуска это не относится — можно поставить прочерк. Это связано с тем, что к сведениям с грифом «Секретно» принадлежит в основном служебная информация с пометкой «ДСП», куда относятся различные инструкции по делопроизводству, учёту, списки допустимых в работе устройств и обозначений. Допуск необходим лишь формально для назначения на должность по номенклатуре. При этом сотрудник за всё время работы может так никогда и не увидеть реально засекреченных документов.
Вероятно, поэтому такие сотрудники не представляют особой ценности для охотников за секретными сведениями, а значит, могут беспрепятственно выезжать за рубеж при допуске 3 степени секретности. Для фирмы с лицензией ФСБ на руководителя в большинстве случаев оформляется именно 3 форма.
При 1 и 2 форме допуска к гостайне всё сложнее. При назначении на должность трудовым контрактом предусмотрен запрет на выезд за рубеж в течение 5 лет со дня реального ознакомления с документами или информацией, отнесенными к категориям «Сов. Секретно» или «Особой важности». Если того требуют интересы государства, Межведомственная комиссия вправе распространить этот период до 10 лет.
Учите, что запрет на выезд при допуске к гостайне 1 и 2 формы не обязателен, но возможен при наличии обстоятельств:
- -сотрудник реально работал с информацией, отнесённой к категории «Особо важно» и «Совершенно секретно»;
- -степень секретности 1 или 2 на момент запроса на выезд за границу;
- -цель и обстоятельства выезда, которые связаны/не связаны с работой;
- -страна, которую планирует посетить гражданин (относится к списку недружественных, поддеживающих санкции, с повышенной террористической или экстремистской опасностью и т. д.).
Оформление загранпаспорта и документов для выезда за границу для лиц, имеющих допуск 1 и 2 степени секретности, также имеют свои особенности:
- -чтобы оформить в ФМС заграничный паспорт, нужно разрешение режимно-секретного подразделения компании, согласованное с ФСБ;
- -при отрицательном заключении РСП и ФСБ в 90% случаев в выдаче загранпаспорта отказывают;
- -даже если вы получили все разрешения, оформление загранпаспорта в ФМС растягивается до 3-х месяцев;
- -о каждом намерении покинуть страну придётся сообщать в режимно-секретное подразделение своей организации т. к. нужно получить разрешение и в большинстве случаев по внутренним инструкциям организации загранпаспорт лиц, допущенных к гостайне, хранится в РСП и может быть передан сотруднику лишь при согласовании выезда.
Ограничение на обращение со сведениями, содержащими гостайну
В законе «О гостайне» предусмотрен запрет на сообщение секретных сведений полностью или в части, а также в любом виде в открытый доступ, третьим лицам, не имеющим оснований для получения таких данных. То есть, гражданин, имеющий допуск к гостайне и ознакомленный с секретными документами, не вправе разглашать их содержание, копировать, распространять, публиковать полностью или фрагментами.
Также ограничения касаются порядка обращения с носителями секретных данных. Сотрудник, допущенный к гостайне, не может выносить документы за пределы режимного объекта, переносить данные на внешние носители данных и хранить их в нарушение установленного порядка.
Запрет касается и использования секретных разработок. Нельзя использовать их при демонстрации изобретений и промышленных прототипов, приводить в пример в научных и новостных публикациях, описывать в обзорах оборудования, методов и технологий, иными способами обнародовать засекреченные данные.
Также запрещено вывозить за границу полностью или частично секретные разработки в виде чертежей, прототипов, моделей, планов и опытных образцов, за исключением специально предусмотренных случаев. Ограничение касается и технического сотрудничества с государствами-союзниками.
Иные ограничения при допуске к гостайне
Каждое ведомство вправе принимать собственные документы, определяющие правила поведения и выполнение служебных функций для своих сотрудников при работе с секретными сведениями. Так, например, Минобороны РФ запретило заносить смартфоны, аудио- и видеозаписывающие устройства, GPS-трекеры и прочие устройства передачи информации в военные части, где производится обработка государственной тайны. Для сотрудников ВС РФ и правоохранительных органов выпущены рекомендации, ограничивающие использование соцсетей и распространение сведений о службе и работе в сети Интернет.
Оформляете допуск к государственной тайне и есть вопросы? Обращайтесь, консультации бесплатны.
Источник: http://srodopuski.com/ogranicheniya-pri-dopuske-k-gosudarstvennoj-tajne.html
С чемоданом и гостайной
Согласно Основному закону РФ граждане имеют право на свободное перемещение, в том числе «каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации». В то же время «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом», в том числе для «обеспечения обороны страны и безопасности государства». По мнению заявителя Александра Ильченко, это ограничение противоречит международным нормам, которые должны иметь приоритет над национальным законодательством.
С середины 2000-х годов Ильченко служил в Главном оперативном управлении Генерального штаба Вооруженных сил РФ, имел допуск к совершенно секретным сведениям, однако с 1 мая 2009 года фактически прекратил работу. Тем не менее ему запрещено выезжать за границу до 2014 года, поскольку запрет сохраняется в течение пяти лет со времени последнего допуска. Заявитель считает, что эта норма нарушает его конституционное право. Тот факт, что он добровольно подписал контракт, содержавший ряд условий и ограничений, Александр Ильченко считает несущественным.
— Отказ от права выезда можно считать ничтожным, — полагает он, — поскольку я не был осведомлен об одном из условий вступления России в Совет Европы, данном в 1996 году, а именно — об обязательстве немедленно прекратить практику запрета выезда из страны «осведомленным гражданам».
Александр Ильченко также настаивает на том, что суды должны более тщательно исследовать филологические тонкости заключений по поводу допуска к гостайне, которое дает работнику организация. Он, в частности, настаивает на разделении понятий «допущенный», то есть потенциально имеющий возможность ознакомиться с соответствующими сведениями, и «осведомленный», то есть обладающий такими сведениями. Конституционный суд РФ с этим требованием согласился и постановил, что «к решению вопроса об ограничении права граждан РФ, допущенных в силу служебной деятельности к государственной тайне и ознакомленных с совершенно секретными сведениями, нельзя подходить формально».
Полковнику Ильченко, впрочем, это поможет лишь опосредованно. Суд не закрепил за ним права пересмотра состоявшихся в отношении него решений, но отметил возможность обжаловать отказ уполномоченного органа в Межведомственную комиссию или суд. Сам Ильченко подтвердил, что намерен продолжать судебные тяжбы.
— Начиная данный процесс, я не был убежден, что дело будет рассмотрено в Конституционном суде, — заявил он корреспонденту «РГ». — Конечно, дело мое «утопили», но «утопили» не по-тихому, так что до встречи в Европейском суде.
По мнению полковника, на его стороне — прецеденты по аналогичным делам Бартика и Солтысяка. По первому из них Европейский суд по правам человека постановил, что «не является оправданным ограничение свободы передвижения лиц, имевших доступ к секретным сведениям». Жалоба Ильченко уже зарегистрирована в Страсбургском суде. Там, кстати, ранее была зарегистрирована и его жалоба на неполучение жилья от государства. А оспаривание нормы о выезде за рубеж стало закономерным следствием желания офицера лично отстаивать свои интересы в Страсбурге. Отметим, что с 2009 года по настоящее время Александр Ильченко продолжает оставаться в распоряжении начальника управления Генштаба, поскольку не обеспечен жильем.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://rg.ru/2012/06/07/pravo-site.html
Юрист в сфере гражданского права.
Стаж: 8 лет