Содержание
- 1 Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений
- 2 Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- 3 Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- 4 Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- 5 Материалы по опыту работы по профилактике безнадзорности, преступлений и правонарушений несовершеннолетних
Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
· предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
· обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
· социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
· выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
· гуманного обращения с несовершеннолетними;
· поддержки семьи и взаимодействия с ней;
· индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
· государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
· обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних[46].
4.4. Система социально — педагогической деятельности по профилактике правонарушений в образовательном учреждении [47]
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [48] входят:
· комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
· органы управления социальной защитой населения;
· органы управления образования;
· органы опеки и попечительства;
· органы по делам молодежи;
· органы управления здравоохранения;
· органы службы занятости;
· органы внутренних дел;
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работув отношении следующих категорий несовершеннолетних:
1) безнадзорных или беспризорных;
2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
3) содержащихся в социально — реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;
5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
8) не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
14) осужденных условно, к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:
1) орган прокуратуры [49]- о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемую органом местного самоуправления, — о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) орган опеки и попечительства — о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
4) орган управления социальной защитой населения — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
5) орган внутренних дел — о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
6) орган управления здравоохранения — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
7) орган управления образования — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
8) орган по делам молодежи — о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9010 —
| 7280 —185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представлена в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120‑ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Согласно этому закону, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
В указанном законе также используются следующие понятия:
• безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
• беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
• несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
• семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящаяся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
• индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально‑педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
• предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
• обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
• социально‑педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
• выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
В систему органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят : комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних :
• безнадзорных или беспризорных;
• занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
• содержащихся в социально‑реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно‑воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
• употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;
• совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
• совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
• освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
• не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
• обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
• условно‑досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
• получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
• освобожденных из учреждений уголовно‑исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно‑воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
• осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести[71]и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
• осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пользуются правами, указанными в Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, а также в установленном порядке имеют право на:
• уведомление родителей или законных представителей об их помещении в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
• обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в вышестоящие органы указанной системы, а также в органы прокуратуры и суд;
• гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;
• поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества;
• получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества;
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10993 —
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Государственная политика в сфере предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав представляет собой, деятельность федеральных органов государственной власти, государственных органов субъектов федерации, органов местного самоуправления, входящих в данную систему профилактики, которая направлена на максимальное обеспечение справедливости и защиты интересов несовершеннолетних, создание благоприятных условий для их полного включения в социально-экономическую и культурную жизнь общества, предупреждение и пресечение безнадзорности и правонарушений с их стороны.
При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № ФЗ-120 (с дополнениями и изменениями).
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
· предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
· обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
· социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
· выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа:
1) безнадзорных или беспризорных;
2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних
6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
8) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима,
9) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия и др.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах: законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства:
— заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; приговор, определение или постановление суда;
— постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
— заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав :
1) обеспечивают защиту от физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.
3) обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и др.
Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания:
1) осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних.
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь.
3) принимают участие в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания.
Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:
— социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
— социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
— центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних.
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность:
1) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
2) обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях
3) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних и др.
Органы внутренних дел, органы опеки и попечительства проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних.
Сначала о социальном воспитании вообще.Если в вопросе говорится осоциальном воспитании, надо вставить в ответ этот отрывок. Понятие «социальное воспитание» появилось на перепутье 19 и 20 века. В этом понятии воспитание рассматривается с точки зрения того, как влияет социум на воспитание. Сегодня оно употребляется для характеристики воспитания разных эпох, отличающихся друг от друга общественными и межличностными отношениями. То есть общественные отношения средних веков, эпохи Просвещения, 19 века, 20 века различаются. Соответственно, различается влияние общества на воспитание по целям, по содержанию и методам воспитания.
Основные тенденции благотворения и социального воспитания в Древней Руси. Социальная и педагогическая составляющая милосердной практики.
Эпоха средних веков охватывает время от крещения Руси в 10 веке до 18 столетия. Главная структура, организующая практику помощи нуждающимся людям, – церковь. Благотворение. Церковь опирается на религиозное учение, согласно которому, чтобы заслужить райскую жизнь после смерти, надо нравственно вести себя на земле. Нравственность выражается в молитве и ДОБРЫХ ДЕЛАХ. Доброе дело – каждодневная милостыня человеку, протянувшему руку за помощью.
Социальная составляющая милосердия . Поскольку каждый человек должен был творить милостыню, в обществе появилась новая «сетка» отношений: индивидуальных (подача милостыни), но безличных (дающий и принимающий не знают друг друга).
Педагогическая составляющая милосердия . Церковь называла эту практику «учительной», то есть приучающей к добрым делам. Позже в 19 веке ученые писали, что «река милостыни» приучила русского человека к братолюбию, милосердию, добродеянию, состраданию. Так милостыня воспринималась вплоть до 20 века.
Однако в более позднее время милостыня стала профессиональной. Поэтому она перестала учить добродеянию, то есть утратила свои учительные свойства, Ближе к 16 веку количество нищих было так велико, что они составили угрозу обществу. То есть изменилась социальная составляющая милостыни. Поэтому против нее стали активно бороться государи, которым требовались рабочие руки.
Социальное воспитание. Социальное воспитание эпохи средних веков – это воспитание религиозное по целям, содержанию и методам. Оно «вписано» в религиозный контекст жизни. Отклонения от религиозного воспитания осуждаются и сурово наказываются. Церковь учила, что ребенка надо воспитывать «яко послушника». Это значит, что ребенок не может уклоняться от молитвы, что он должен приучаться к творению милостыни, что он должен во всем подчиняться родителям.
Детство было коротким, смысл социального воспитания заключался в том, чтобы как можно раньше подготовить ребенка к взрослой жизни. Поэтому в 7-8 лет ребенок считался взрослым. В своей воспитательной деятельности церковь опирается на семью. Жизнь семьи строится так, как она описана средневековым священником Сильвестром в Домострое. Некоторые авторы употребляют термины «евангелическое воспитание» — это теплое воспитании и «ветхозаветное» воспитание – суровое, связанное с наказаниями за проступки.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9636 —
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
По согласованию с инспектором ПДН
Вовлечение обучающихся в объединения дополнительного образования
3. Индивидуальная профилактическая работа с учащимися, состоящими на разных формах учёта
Выявление интересов потребностей, трудностей в учебе подопечных детей, подростков, опекуны которых не обеспечивают их надлежащим воспитанием. Посещение семьи по месту жительства
Индивидуальные профилактические беседы с подростками
Работа классных руководителей по изучению личностных особенностей обучающихся и выявлению причин:
- неадекватного поведения
- дезадаптации, конфликтности, слабой успеваемости и неуспеваемости
- изучение семейных взаимоотношений, социального окружения
Выполнение ФЗ РФ «Об образовании», контроль над посещением и подготовкой к урокам
Вовлечение обучающихся в социально значимую деятельность через реализацию программ и программных мероприятий
Индивидуальные консультации совместно с инспектором ПДН
Организация каникулярного времени детей «группы риска», трудоустройство на работу
Перед каникулами (в течение года)
Рассмотрение персональных дел на заседании школьного Совета профилактики
Совместный рейд с ПДН по посещению семей «трудных» учащихся и неблагополучных семей
Проведение цикла профилактических бесед об ответственности
родителей за воспитание детей
Во время рейдов, месячников профилактики,
Выявление неблагополучных семей, находящихся в социально опасном положении. Формирование банка данных по семьям.
Индивидуальные семейные консультации
Рассмотрение дел родителей, которые не обеспечивают надлежащим образом воспитание своих детей на заседании школьного Совета профилактики
5. Работа с педагогическими кадрами
Сверка обучающихся, неблагополучных семей, учащихся группы риска
Совместно с классными руководителями, руководителями кружков и секций провести работу по охвату «трудных» подростков, детей, оставшихся без попечения родителей, кружками, спортивными секциями и другими видами внеклассной работы
6. Участие в районных, муниципальных профилактических мероприятиях
Участие в реализации муниципальных программ:
- предупреждение правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних
- профилактика наркомании и табакокурения, алкоголя
Участие в межведомственных комплексных операциях:
- Подросток
- Защита
- Дети улиц
- Без наркотиков
- За здоровый образ жизни
- Образование всем детям
По плану РОО и КДН
7. Профилактика наркомании, негативных привычек, безнадзорности и правонарушений
Планирование работы по профилактике наркомании, негативных привычек, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
Изучение отношения детей к проблемам наркомании
Месячник по профилактике
Встречи со специалистами во время проведения месячников, дней профилактики
Классные часы нравственности (профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений)
1 раз в четверть
8. Диагностика и социометрия
Организация мониторинга социального состава обучающихся школы и их семей
Психодиагностика уровня адаптации обучающихся 5 классов
Изучение потребности в рабочих местах для учащихся в летний период
Консультирование родителей учащихся, имеющих трудности в развитии и отклонения в поведении
Консультирование родителей учащихся, состоящих на различных видах учёта
10. Методическая работа
Участие в семинарах, педсоветах
Работа с периодическими изданиями, изучение нормативно – правовой базы
Оформление отчётной документации
Критерии отслеживания эффективности программы
Видео (кликните для воспроизведения). |
Отслеживание эффективности всей программы
- появление у подростков устойчивых интересов
- положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ОВД
- уменьшение количества детей «группы риска»
- уменьшение количества причин ,по которым дети попадают в «группу риска»
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы
проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия
Конечный результат реализации программы
Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних ,создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе
Источник: http://74335s012.edusite.ru/p46aa1.html
Материалы по опыту работы по профилактике безнадзорности, преступлений и правонарушений несовершеннолетних
Поиски путей решения многочисленных проблем современного ребёнка лежат в основе работы школы по профилактике правонарушений среди учащихся.
Как сказано в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с асоциальными подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Исходя из этого, наша школа ищет новые пути и формы работы, расширяя взаимодействие с социумом, находясь в тесном контакте с Управлением образования МО «Холмогорский муниципальный район», комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, районным отделом опеки и попечительства, комплексным центром социального обслуживания, центрам социальной реабилитации для несовершеннолетних и их семей «Радуга» города Архангельска, администрацией сельского поселения.
Свою работу социальный педагог осуществляет в рамках действующего законодательства РФ и в соответствии с нормами международного права, руководствуется нормативно-правовой базой для защиты прав детей в образовательной организации.
Социально-педагогическая деятельность направлена на оказание помощи ребенку, оставшемуся без попечения родителей, попавшему в трудную жизненную ситуацию адаптации его в обществе, обеспечение конституционных прав детей, осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности.
В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функции социально-педагогической работы:
- профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;
- защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;
- организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.
Исходя из этих функций, деятельность социального педагога осуществлялась по следующим направлениям.
1. Анализ вновь прибывшего контингента учащихся и обновление банка данных по категориям детей.
Ежегодно на начало учебного года в документации классного руководителя особое внимание уделено составлению социального паспорта класса по прилагаемой форме (приложение №1). На основе данной информации составляется списки и их семей (Приложение №2) социальный паспорт школы (приложение №3).
2. Организация питания для учащихся из малообеспеченных и многодетных семей. В течение всего учебного года организуется помощь по оформлению документов на оказание материальной помощи через ОСЗН для выделения денежной суммы на питание детей. Ежемесячно в управление образования предоставлялся отчет по организации питания в школе.
3. Организуется посещение семей состоящих на профилактических учетах, а также детей, проживающих в замещающих семьях. При посещении составление актов жилищно-бытовых (приложение №4). Ведется журнал посещений, так по итогам:
— 2014-2015 учебного года организовано 108 посещений;
— 2015-2016 учебного года организовано 148 посещений;
— 2016-2017 учебного года организовано 113 посещений.
При выявлении ненадлежащего выполнения родительских обязанностей родителями в отношении своих детей, информация незамедлительно отправляется в органы системы профилактики.
4. Контроль за пропусками уроков без уважительной причины. Осуществляется через ежедневный контроль опаздывающих учащихся на первый урок. Ежемесячные отчеты классных руководителей по посещаемости учащихся (приложение№5). На основании данных отчетов составляется справка по итогам месяца (приложение №6)
5. Организация работы школьного Совета профилактики. Согласно плана работы социального педагога. По итогам каждого заседания составляется протокол.
— 2014-2015 учебном году проведено 9 заседаний, было приглашено 40 учащийся с родителями;
— 2015-2016 учебном году проведено 7 заседаний было приглашено 32 учащийся с родителями;
— 2016-2017 учебном году проведено 7 заседаний было приглашено 24 учащийся с родителями.
6. Еженедельно проводится родительский патруль. По итогам проведения рейда заполняется журнал. При выявлении нарушений составляется справка по итогам рейда (приложение №7) и отправляется информация в КДН и ЗП. По итогам трех лет было проведено:
— 2014-2015 учебного года организовано 37 рейдов, приняло участие 80 родителей;
— 2015-2016 учебного года организовано 34 рейдов, приняло участие 79 родителей;
— 2016-2017 учебного года организовано 36 рейдов, приняло участие 84 родителя;
7. Организуется совместная работа с ведомствами, социальный педагог работает в тесном контакте с КДН и ЗП, специалистами органа опеки и попечительства, инспектором ПДН ОМВД России по Холмогорскому району, социальным педагогам ГБСУ АО «Приморский СРЦН «РАДУГА», педагогами-психологами АРОО Кризисный Центр «Надежда», сотрудниками прокуратуры Холмогорского района.
8. В рамках профилактики и предупреждения правонарушений в фойе школы оформлен стенд с информацией о правах и обязанностях несовершеннолетних, также указаны телефоны учреждений, куда могут обратиться родители и дети по той или иной возникшей проблеме.
9. В течение учебного года проходят различные внеклассные мероприятия, направленные на безопасность и профилактику правонарушений учащимися. Один раз в четверть проходят Дни правовых знаний с приглашением сотрудников ведомств и учреждений с. Холмогоры, на которых обсуждаются различные темы по предупреждению правонарушений и безопасности жизни и здоровья детей:
1-4 классы – «Правила поведения в школе», «Правила поведения вблизи рек и водоёмов», ««Поговорим о дружбе», «Каждый человек достоин уважения» «Вирус сквернословия» (профилактика правонарушений), «Безопасное поведение на улицах и дорогах», «Что такое Интернет?», «Воспитание здоровых привычек».
5-7 классы — «Конфликты в нашей жизни» (профилактика правонарушений), «Новогодние праздники кроме веселья, таят в себе и много опасностей», «Мы в ответе за свои поступки!», «Семья и семейные ценности», «Как вести себя на улице, дороге».
8-9 классы — «Алкоголь и подросток» (профилактика употребление ПАВ), «Подростковая жестокость и агрессия» «Вирус сквернословия», «Профориентация», «За компанию» (профилактика правонарушений), «Правила поведения в сети Интернет», «Что такое экстремизм?».
10-11 классы – «STOP ВИЧ/СПИД», «Профориентация», «Хочешь быть здоров-будь им!» (профилактика употребление ПАВ), «Есть такая профессия Родину защищать!», «Экстремизм в молодежной среде».
С учащимися, состоящими на профилактических учетах, проводится такая форма как тренинг. При проведении такого мероприятия, как тренинг-беседа «На пороге жизни» социальный педагог раскрывает такие понятия как проступок и преступление.
Затем дается задание учащимся оценить по пятибалльной шкале их следующую деятельность: успеваемость по предметам, пропуски уроков, посещение кружков и секций и поведение в школе. Так как при написании характеристики для снятия с учёта необходимо отметить именно эту деятельность подростка.
Пример одного из графиков на первоначальном этапе.
Мы стараемся воспитать у учащихся осознание того, что «Только слабые совершают преступления, сильному и счастливому они не к чему».
Источник: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/666690/
Юрист в сфере гражданского права.
Стаж: 8 лет