Содержание
- 1 Новая редакция Кодекса РФ об Административных Правонарушениях с изменениями на 2019 год
- 2 Административные права нарушения статьи
- 3 Какое наказание можно понести за административное правонарушение
- 4 Административное правонарушение
- 5 Административные права нарушения статьи
- 6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2020)
Новая редакция Кодекса РФ об Административных Правонарушениях с изменениями на 2019 год
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП или ФЗ №195) представляет собой юридический документ, в котором перечислены правонарушения в определённых сферах общественных отношений. Эти сферы представлены в статье 1.2, а так же в структуре кодекса.
Кто несёт ответственность по нормам КоАП
Субъектами ФЗ №195 являются:
В этом состоит принципиальное отличие административной ответственности от уголовной. В соответствии с номами уголовного права наказать можно только конкретного человека. По нормам административного права наказанию подлежат и организации.
В качестве должностных лиц к ответственности привлекаются конкретные люди, совершившие противоправные деяния при выполнении служебных обязанностей. В этом случае человек привлекается к ответственности как физлицо, но степень его вины усугубляется в связи со спецификой его положения.
В связи с большой значимостью понятия «должностное лицо», статья 2.4 КоАП РФ содержит подробное описание признаков этого субъекта. К таковым относятся:
- выполнение властных функций;
- властно-распорядительные полномочия в отношении людей, не находящихся в служебной зависимости от данного лица;
- выполнение хозяйственных работ, связанных с управленческими процессами.
Возраст ответственности по КоАП наступает с 16 лет. Это правило носит абсолютный характер и не содержит исключений.
Как и за что наказывают
Кодекс об административных правонарушениях часто сравнивают с Уголовным кодексом. Эти документы действительно имеют немало общих черт. Особенно это касается структуры. Оба кодекса делятся на две части. Первая посвящена общим положениям, в рамках которых раскрываются понятия административных правонарушений, ответственности и наказаний. Вторая часть содержит перечень правонарушений по отдельным категориям.
Наказания, предусмотренные КоАПом, описаны в статье 3.2. Лицо, уличённое в правонарушении, может понести наказание в виде:
- предупреждений;
- штрафов;
- лишения некоторых прав;
- конфискации орудий и средств совершения правонарушений;
- ареста;
- приостановления деятельности юрлица;
- запрета на посещение мероприятий или общественных мест;
- обязательных работ.
В особенной части ФЗ №195 содержится перечень административных правонарушений из сфер:
- защиты прав избирателей;
- предоставления государственных, муниципальных и образовательных услуг;
- защита прав на здоровье и санитарно-эпидемиологическую безопасность;
- охраны собственности;
- экологической безопасности;
- строительства и промышленности;
- сельскохозяйственного производства;
- передвижений на разных видах транспорта.
Таким образом, КоАП РФ предусматривает наказания за целый комплекс правонарушений. Аналогичные противоправные действия могут рассматриваться и в Уголовным кодексе. Однако в нём предусмотрена только ответственность за поступки, имеющие большую общественную опасность.
Функция Кодекса об административных правонарушениях
Само слово «функция» переводится с латинского языка как совершение или исполнение. В качестве термина это слово используется для обозначения взаимозависимости действий, когда изменения в одном объекте неизменно ведут за собой изменения в другом. Все законы выполняют одну и ту же функцию – обеспечивают такое состояние общества, при котором каждый человек может реализовать свои конституционные права.
Специфическая функция КоАП состоит в том, чтобы обеспечивать защиту прав, которые в той или иной степени связаны с управленческими, то есть административными действиями и решениями. Не зря в нормативах этого документа большое значение имеет рассмотрение дел, связанных с действиями таких субъектов, как должностные лица. За действия, связанные с реализацией управленческих решений чаще всего несут ответственность два субъекта – юридическое и должностное лицо.
Кодекс РФ об административных правонарушениях , несмотря на свою специфику, относится к законам, востребованным самыми широкими слоями населения. Он касается каждого гражданина России, государственных и муниципальных организаций, а так же любого предпринимателя.
Источник: http://koapkodeksrf.ru/
Административные права нарушения статьи
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
Признаки административного правонарушения
Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.
1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;
2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).
Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:
3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.
Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).
Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).
4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.
Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.
Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.
Состав административного правонарушения
Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.
Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.
Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.
1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.
Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.
Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.
Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.
Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.
2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.
Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.
Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.
Материальный состав правонарушения
Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.
Формальный состав правонарушения
Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:
- Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
- Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
- Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
- Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
- Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
- Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
- и т.д.
Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения
К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).
3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.
Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.
Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.
Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.
4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.
Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).
- Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
- Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
- Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
- Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
Виды административных наказаний по КоАП РФ
Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).
Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).
Рекомендуем по теме:
Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.
Источник: http://logos-pravo.ru/articles/administrativnoe-pravonarushenie-ponyatie-sostav-priznaki
Какое наказание можно понести за административное правонарушение
Размер и вид наказания за конкретное правонарушение определяют исключительно в пределах, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2 О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом смягчающие и отягчающие обстоятельства могут повлиять на изменение вида и размера наказания, но только в пределах, установленных статьей.
Большинство правонарушений карается штрафом, однако закон предусматривает и иные виды наказаний. Также помимо основного наказания может быть назначено дополнительное (ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ).
Уклонение от исполнения наказания (в т. ч. от уплаты штрафа) само по себе является правонарушением, предусмотренным статьей 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. То есть за уклонение можно понести дополнительное наказание.
Основные виды административного наказания
За одно правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказания из тех, что указаны в статье Кодекса РФ об административных правонарушениях или регионального закона об административной ответственности (ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ).
К основным видам наказания относятся следующие.
Для физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
- предупреждение,
- административный штраф,
- административное приостановление деятельности.
Только для физических лиц:
- лишение специального права,
- дисквалификация (применяют только к лицам, указанным в ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ, в т. ч. к предпринимателям),
- обязательные работы,
- административный арест.
Предупреждение. Это оформление документа, в котором выражено официальное порицание правонарушителю.
Ограничиться таким наказанием можно, если нарушение:
- совершено впервые,
- не повлекло имущественный ущерб,
- не создало угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При одновременном соблюдении этих условий можно рассчитывать на предупреждение.
Однако нередко компетентные органы не учитывают смягчающие обстоятельства, а сразу назначают более строгий вид наказания, например штраф. В таких случаях стоит добиваться изменения вида наказания со штрафа на предупреждение.
Пример из практики: Суд изменил наказание со штрафа на предупреждение, поскольку административный орган не учел смягчающие обстоятельства
Административный штраф. Он предусмотрен практически за все правонарушения и выражается в денежном взыскании.
Лишение специального права, предоставленного физическому лицу.
Закон не дает четкий перечень прав, которых могут лишить. Однако из санкций, установленных за конкретные нарушения, можно сделать вывод, что это:
- право управления транспортным средством (в т. ч. наземным, водным или воздушным),
- право на приобретение, хранение и ношение оружия,
- право осуществлять охоту.
Лишение права назначают, когда лицо грубо или систематически нарушало порядок пользования им.
Срок лишения составляет от одного месяца до трех лет (ч. 2 ст. 3.8 КоАП РФ). При этом лишить права может только суд, никакой иной орган не наделен такими полномочиями (ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ).
В отдельных случаях это наказание не применяют.
Административный арест. Его назначает только суд в исключительных случаях (ст. 3.9 КоАП РФ).
Он предусматривает изоляцию от общества до 15 суток. Срок административного задержания входит в срок ареста (ч. 3 ст. 3.9, ст. 27.5 КоАП РФ).
В двух случаях арест может длиться до 30 суток:
- за нарушение требований режима чрезвычайного положения. Такой режим устанавливают Указом Президента РФ в соответствии со статьей 11 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ О чрезвычайном положении,
- за нарушение требований правового режима контртеррористической операции.
Такой режим устанавливают в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ О противодействии терроризму.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Арест не применяют в отношении:
- беременных женщин,
- женщин с детьми до 14 лет,
- лиц, не достигших 18 лет,
- инвалидов I и II групп,
- военнослужащих,
- граждан, призванных на военные сборы,
- имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств, таможенных органов.
Судья обязан проверить, не относится ли привлекаемое лицо к этим категориям (абз. 2 п. 23 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Порядок отбывания определен в Федеральном законе от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ О порядке отбывания административного ареста.
Дисквалификация.
Ее назначает только суд, она предусматривает лишение физического лица следующих прав на срок от шести месяцев до трех лет (ст. 3.11 КоАП РФ):
- замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальной службы,
- занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица,
- входить в совет директоров (наблюдательный совет) юридического лица,
- осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом,
- осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ,
- осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг,
- осуществлять деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий.
Дисквалификацию могут применить к следующим лицам:
- замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальной службы,
- осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица,
- членам совета директоров (наблюдательного совета),
- индивидуальным предпринимателям,
- занимающимся частной практикой (например, нотариусам, оценщикам, патентным поверенным, адвокатам, частным детективам, частным охранникам, арбитражным управляющим),
- сотрудникам многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг,
- сотрудникам иных организаций, осуществляющих полномочия многофункциональных центров,
- сотрудникам государственного учреждения, которое оказывает услуги по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и кадастровому учету,
- к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законом.
Такие правила установлены в статье 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Административное приостановление деятельности. Это временное прекращение:
- деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков,
- эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений,
- отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Назначает такое наказание только суд. Но есть исключение: за правонарушение по части 3 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (грубое нарушение требований промышленной безопасности) назначить наказание могут должностные лица Ростехнадзора.
Такое правило установлено в части 1 статьи 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Срок приостановления деятельности может составлять до 90 суток (п. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).
Обязательные работы. Это выполнение неоплачиваемых общественно полезных работ в свободное от основной работы (службы или учебы) время (ст. 3.13 КоАП РФ). Срок их может составить от 20 до 200 часов, отработка не более 4 часов в день.
Его не применяют к:
- беременным женщинам,
- женщинам с детьми до трех лет,
- инвалидам I и II групп,
- военнослужащим,
- гражданам, призванным на военные сборы,
- имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств, таможенных органов.
Такое наказание назначает только суд.
Дополнительные виды административного наказания
Такое наказание может стать как самостоятельной санкцией, так и дополнительной к одному из основных наказаний (ч. 2, 3 ст. 3.3 КоАП РФ).
К дополнительным наказаниям относят следующие.
К физическим и юридическим лицам применяют конфискацию орудия совершения или предмета правонарушения.
Только к физическим лицам применяют:
- административное выдворение из страны иностранного гражданина или лица без гражданства,
- административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Орудия это предметы, с помощью которых совершено нарушение, а предметы это объекты, на которые оно направлено. При этом закон не раскрывает эти понятия, их можно вывести из судебной практики.
Конфискацию назначает только суд. Это принудительное безвозмездное обращение в федеральную или региональную собственность указанных вещей (ст. 3.7 КоАП РФ).
При этом для некоторых категорий вещей установлен особый порядок, отличный от конфискации (ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ):
- имущество, изъятое из оборота, забирают и передают соответствующей организации либо уничтожают,
- вещи, находящиеся во владении лица на законных основаниях, но подлежащие возвращению их собственнику, изымают и передают последнему. Если собственника установить не удается, имущество обращают в собственность государства,
- вещи, находящиеся в противоправном владении, изымают и обращают в собственность государства либо уничтожают.
Конституционный суд РФ отметил, что не допускается конфискация орудия правонарушения, принадлежащего на праве собственности лицу, не привлеченному к ответственности и не признанному виновным в совершении (п. 1 постановления Конституционного суда РФ от 25 апреля 2011 г. № 6-П).
Пример из практики: Имущество, ставшее орудием правонарушения, не может быть конфисковано, если лицо владеет им на праве аренды, а его собственник другое лицо
Конфискацию охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяют к лицам, для которых охота или рыболовство основные законные источники средств к существованию (ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ).
Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. Это принудительное перенаправление иностранных граждан через государственную границу РФ за ее пределы.
В некоторых случаях таким лицам разрешают контролируемый самостоятельный выезд из страны.
Такое наказание назначает только суд.
Исключение если правонарушение совершено при въезде в страну. В таком случае наказание может назначить и применить сотрудник уполномоченного органа.
Такие правила установлены в статье 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Это временный запрет зрителю на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Назначает только суд на срок от шести месяцев до семи лет.
Основание для такого запрета нарушение правил поведения на мероприятии.
За нарушение этого запрета зрителя могут привлечь к ответственности по части 5 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает штраф и арест.
Такие правила установлены в статье 3.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Материал Юридической справочной системы Система Юрист
Источник: http://piterlaw.ru/news/kakoe-nakazanie-mozhno-ponesti-za-administrativnoe-pravonarushenie-1324
Административное правонарушение
Знаете ли Вы, что административная ответственность за совершенное правонарушение наступает только в том случае, если по своему характеру это нарушение не влечет уголовную ответственность? Об этом, а также других вопросах в области административных правонарушений мы расскажем в этой статье.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
Административным правонарушением признается противоправное действие либо бездействие лица, за которое законодательством об административных правонарушениях (КоАП РФ либо иным нормативно-правовым актом РФ) предусмотрена ответственность. Объектами правонарушения могут выступать, как общественная нравственность или порядок, так и собственность и здоровье населения, а также другое.
Важно! Правонарушение признается административным тогда, когда оно не влечет уголовную ответственность. От преступления правонарушение отличается тем, что не обладает признаками общественной опасности в том смысле, в котором они содержатся в уголовном законодательстве. Однако, некоторые деяния могут признаваться, как правонарушением, так и преступлением, например, нарушение авторского права или хищение.
Признаки административных правонарушений:
- действие или бездействие физического или юридического лица;
- виновность – деяние может быть признано административным правонарушением, только если оно совершенно умышленно или по неосторожности;
- противоправность — деяние может быть признано административным правонарушением только если были действительно нарушены нормы права разных отраслей: административного, финансового, трудового и других;
- наказуемость деяния – наступление административной ответственности.
Виды административных правонарушений
Классификация видов административных правонарушений включает два основных критерия:
- объект посягательства – собственность, общественный порядок, нравственность и т.д.;
- направленность деяния – отдельную отрасль государственного управления (экологию, сельское хозяйство, торговлю, промышленность и другое).
На основе указанных критериев КоАП РФ объединяет виды административных правонарушений в следующие группы:
Важно! Причинение лицом вреда вследствие крайней необходимости не может быть признано административным правонарушением, поскольку деяние совершалось для устранения опасности, если эта опасность не могла быть предотвращена иным способом.
Ответственность за административные правонарушения
Совершение лицом правонарушения есть основание для применения мер ответственности, которыми являются административные наказания. Всего административное законодательство в соответствии с ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ подразумевает несколько видов наказаний, среди которых основными являются:
- штраф – денежное взыскание в пользу государства;
- предупреждение – выражается в официальном порицании физического лица или организации, выносится в письменной форме;
- лишение специального права – лишение лица, ранее предоставленного ему на законных основаниях специального права, например, управлять транспортным средством;
- приостановление деятельности организации – временное прекращение деятельности юр. лица или предпринимателя на срок до 90 дней;
- конфискация – принудительное обращение в пользу государства орудия или предмета совершения правонарушения;
- дисквалификация – лишение права занимать должности в органах организаций.
- обязательные работы – выполнение физическим лицом бесплатных общественных работ в свободное от основной работы или учебы время;
- арест – содержание нарушителя в изоляции от общества, применяется в исключительном случае;
- другие виды наказания.
Источник: http://pravovedus.ru/practical-law/administrative/administrativnoe-pravonarushenie/
Административные права нарушения статьи
С момента вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прошло уже около 15 лет. Безусловно, пятнадцатилетний опыт применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволил определить некоторые направления реализации отдельных его положений, внести ясность в понимании вопроса соотношения норм указанного кодифицированного акта с нормами иных законодательных актов, пересмотреть и дополнить отдельные его положения. В то же время до сих пор продолжает присутствовать некоторая неопределенность действующих требований, подкрепленная противоречивой правоприменительной практикой.
В настоящей работе в результате системного анализа нормативных правовых актов и судебной практики исследованы тонкости правового регулирования законодательства об административных правонарушениях и некоторые проблемы его реализации.
Кроме того, без внимания не остались и последние нововведения, произошедшие в законодательстве об административных правонарушениях, а также в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступившие в силу с 1 января 2017 года, в части регламентации мероприятий, проводимых уполномоченными органами в рамках деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений, определения мер и результатов проведения соответствующих мероприятий.
I. Малый и средний бизнес как особый субъект административного правонарушения
II. Отдельные тонкости субъектного состава административного правонарушения
Перечень административных правонарушений, разграничивающих административную ответственность должностных лиц и индивидуальных предпринимателей
Виды административных правонарушений
Виды административных наказаний в отношении должностных лиц
Виды административных наказаний в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
ч.1 ст.5.27 КоАП РФ — нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч.ч.3, 4 и 6 ст.5.27 и ст.5.27.1 КоАП РФ
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей
Источник: http://docs.cntd.ru/document/420393868
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2020)
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
20 декабря 2001 года
26 декабря 2001 года
Судебная практика и законодательство — КоАП РФ
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2017, N 1, ст. 51);
Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 30, ст. 3774; 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 30, ст. 3101; 2007, N 49, ст. 6044, 6079; 2009, N 19, ст. 2279; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590; N 50, ст. 7351; 2013, N 51, ст. 6692; 2014, N 30, ст. 4260; 2015, N 29, ст. 4342) (далее — Федеральный закон N 183-ФЗ);
1.13. Стороны Соглашения несут ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах по подготовке изменений и дополнений в настоящее Соглашение, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, и неосуществления контроля за соблюдением настоящего Соглашения, нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Изъятые биомедицинские клеточные продукты, являющиеся вещественными доказательствами по уголовным делам и (или) по делам об административных правонарушениях, подлежат уничтожению в порядке, установленном соответственно Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и (или) Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности в отношении органов по сертификации, выполняющих работы по оценке соответствия систем менеджмента качества организаций, осуществляющих деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники, а также должностных лиц таких организаций за несоответствие систем менеджмента качества установленным законодательством Российской Федерации требованиям
Должностные лица территориальных органов Росреестра составляют протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), и направляют их в суд (мировому судье) с информацией о реквизитах получателя штрафа в соответствии с нормативно-правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации:
8. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
9. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Уголовным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2017, N 11, ст. 1542);
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
9. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
7. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
1) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2017, N 1, ст. 47) (далее — Кодекс);
2) Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1463; 2016, N 27, ст. 4221);
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://legalacts.ru/kodeks/KOAP-RF/
Юрист в сфере гражданского права.
Стаж: 8 лет